Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата за нвос за 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
-
срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ); - плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:
- квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
- итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).
- Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
- Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году
Что сдавать | Когда сдавать | Кто сдает (категория) |
---|---|---|
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года | До 20.04.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года | До 20.07.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года | До 20.10.2021 | 1, 2, 3 и без категории |
- Средства индивидуальной защиты: порядок выдачи, учета и возмещения из средств ФСС
- Алгоритм назначения выплат медработникам, заразившимся коронавирусом
- Охрана труда для ИП: права и обязанности
- Важное за апрель: инструкция по первой помощи, требования к аптечкам и новый порядок обучения
- Охрана труда офисных сотрудников: ошибки работодателей
- Новый порядок медосмотров: ответы на вопросы работодателей
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение (вх. от 20.02.2021 N 03372-ОГ/50) по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.
В соответствии с пунктами 1 и 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду (далее — Декларация) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 вышеуказанной статьи разрешений и документов.
Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Правила).
Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 утверждены Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма (далее — Форма).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Кср, равный 25, в рассматриваемом случае для объектов II категории не применяется, поскольку он предназначен на случай, если старая разрешительная документация действует, но объемы или массы выбросов и сбросов превышают установленные в ней значения.
Также стимулирующий коэффициент Кпр, равный 100, применяется за факт отсутствия для объектов I категории КЭР безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, когда срок действия старой разрешительной документации истек.
Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:
- сбросы в атмосферный воздух со стационарных источников с расшифровкой по наименованию сбросов;
- сбросы в водные объекты с расшифровкой по наименованию сбросов.
Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.
Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.
Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.
Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.
- ставки платы за НВОС на уровне тарифов 2018 года (утвержденные постановлением правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913), проиндексированных с учетом коэффициента 1,08;
Такой же коэффициент применяется и к тарифам платы «за грязь» в 2020 году!
- в отношении каменного угля ставка платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками составит 61 руб. за тонну.
Напомним, что в 2020 году применяются аналогичные ставки.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям качества окружающей среды.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или предпринимателей, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.
Плату за такое негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все субъекты, чья деятельность ухудшает состояние окружающей среды, в том числе и ведущие на территории Российской Федерации деятельность зарубежные компании.
К таким субъектам относят организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Письмо Минприроды от 14.12.2017 № 09-47/34954).
17.09.2020. Какими будут ставки платы за НВОС в 2021 году?
Нормативом образования отходов является установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимитом на размещение отходов признаётся предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления).
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.
Они разрабатываются не всеми юридическими лицами, а только осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Для объектов НВОС, осуществляющих деятельность на объектах I категории, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29629).
Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах II категории, один раз в семь лет должны представить декларацию о воздействии на окружающую среду по форме, утверждённой Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, п. 1, 6, 7 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Одновременно с подачей такой декларации требуется предоставить расчёт нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах III категории, с 01.01.2020 наделены обязанностью представления отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчёта ПЭК (а не в уведомительном порядке, как это было предусмотрено до 01.01.2020) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
А вот ведение деятельности на объектах IV категории не требует разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также сдачи отчётности (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Кроме того, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлена.
Малые предприятия, как и иные юридические лица, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, являются плательщиками за НВОС. Какие-либо государственные преференции малым предприятиям в указанной сфере не устанавливаются.
При этом лица, субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от внесения авансовых платежей при оплате за НВОС (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Необходимость сдачи малым предприятием различного вида отчётности в Росприроднадзор поставлена в зависимость только от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.
Как разъяснил Росприроднадзор, при отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) офисные помещения, организации, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению, относятся к IV категории объектов HBOC (от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). То есть это объекты, которые производят не более 10 тонн отходов в год, не имеют радиоактивных выбросов, не загрязняют подземные или поверхностные водоёмы.
Письмом Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ была поставлена точка в вопросе внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду для таких категорий объектов.
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие офисные помещения, при наличии свидетельства о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.
А вот в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определённым законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370 ).
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», на день написания статьи, не приведены в соответствие с изменениями в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчётности лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.
При этом Минприроды России уже обновило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказ Минприроды России от 30.12.2019 № 899 с обновлённой формой декларации о плате за грязь вступил в силу 8 марта 2020 года.
С указанной даты НВОС должны отображать в декларации раздельный учёт сумм за размещение отходов производства и твёрдых коммунальных отходов.
В форме декларации появились строки для отражения суммы платы, которая была зачтена в предыдущем отчётном периоде в счёт будущего.
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в целях приведения формы декларации в соответствии с новшествами в законодательстве заменены на нормативы допустимых выбросов (НДВ) и технологические нормативы (ТН).
Кроме того, в расчётах теперь необходимо учитывать новые коэффициенты, например поправочный коэффициент (Кинд).
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Исключений два:
- От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
- От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.
НА 2021 ГОД ОПРЕДЕЛЕНЫ СТАВКИ ЗА НВОС
Если предприниматель в своей деятельности использует источники негативного влияния на среду, он является потенциальным плательщиком данного сбора. При этом не имеет значения, из какого бюджета финансируется его деятельность, а также ее организационно-правовой характер. Если организация или частное лицо действует на территории РФ и своими действиями наносит вред окружающей среде, плательщиками будут считаться:
- предприятия;
- учреждения;
- физические лица;
- юридические лица;
- россияне и подданные других государств.
Какие последствия неперечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?
В бухучете
Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).
Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
В налоговом учете
Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).
В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).
Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение. Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.
Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.
Было | Стало |
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 | Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1 |
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
С 1 января 2021 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.
Было | Стало |
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 | В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25 |
Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).
Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).
Было | Стало |
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5 | Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25 Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25 |
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).
С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.
Было | Стало |
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 | Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25 |
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Исключений два:
- От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
- От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.
На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:
- налоговых сборов;
- оплаты за пользование природными ресурсами.
К налоговым платежам причисляются:
- формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
- местные налоги. Например, земельный налог.
Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.
С l квартала 2021 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.
В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2021 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.
Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта
До 1 января 2021 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2021 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):
- ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
- ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
- Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Плату за НВОС за 2021 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).
Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).
Было | Стало |
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5 | Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25 Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25 |
Платное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) устанавливает Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». В нем приводятся все виды воздействия, несущие отрицательное влияние на недра, атмосферу, водные ресурсы и т.д. Но не каждое из них подразумевает обязательное внесение платы: внесение изменений в ст. 16 в 2021 году уточнило список воздействий, подлежащих данному сбору.
Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2021 году применялись ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2021 год применяются ставки, утвержденные на 2018 год, с коэффициентом 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).
Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2021 году — ставки платы».
Если предприниматель в своей деятельности использует источники негативного влияния на среду, он является потенциальным плательщиком данного сбора. При этом не имеет значения, из какого бюджета финансируется его деятельность, а также ее организационно-правовой характер. Если организация или частное лицо действует на территории РФ и своими действиями наносит вред окружающей среде, плательщиками будут считаться:
- предприятия;
- учреждения;
- физические лица;
- юридические лица;
- россияне и подданные других государств.
Какие последствия неперечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?
НВОС: разобран ряд вопросов, касающихся платы за вред окружающей среде
Плату за НВОС за 2021 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение. Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.
Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.
Было | Стало |
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 | Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1 |
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).
С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.
Было | Стало |
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 | Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25 |
Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.
- Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
- Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
- Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.
Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.
Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.
Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:
- лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
- лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2021 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
Было | Стало |
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 | По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100 |
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25 | |
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1 | |
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25 |
При размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности 0,49 При размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности 0,33 При размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности С 1 января 2021 года в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие дополнительные коэффициенты (п. 5 ст.
Плата за негативное воздействие за 2021 год — расчет
Если будет обнаружена переплата, то в соответствии с заявлением может быть осуществлен возврат. Также разрешается зачесть сумму в следующий период. Недоимки нужно погасить сразу же.
Порядок взимания платы Плата с организаций взимается за каждую тонну вредных веществ.
Это относится к объектам, подлежащим особой охране.
Вносить плату необходимо до 1 марта 2021 года.
Правительство РФ с подачи Минприроды России изменило ставки платы за негативное воздействие в 2021 году на окружающую среду. Соответствующее постановление кабинета министров от 29.06.2021 № 758 было размещено на официальном сайте Правительства. Оно действует с 11 июля 2021 года. В отношении платы за НВОС в 2021 году подвижки следующие:
- министры проиндексировали ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- ввели новые ставки платежей за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО).
Так, ставки платы за НВОС в 2021 году такие же, как в 2021 году, но по ним введён коэффициент 1,04.
То есть, платежи проиндексированы на уровень инфляции и вырастут в 2021 году на 4 процента от ставок 2021 года. Также см. «Кто платит экологический сбор с 2021 года: разъяснение».
Алюминий 17630,7 18388,3 18388,3 Аммиак 14105,6 14711,7 14711,7 Берилий 1900943,1 1983592,8 1983592,8 Бенз(а)пирен 70523113 73553403,0 73553407,0 За размещение отходов производства и потребления по классу их опасности Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 4452,4 4643,7 4643,7 Отходы II класса опасности (высокоопасные) 1908,2 1990,2 1990,2 Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1272,3 1327 1327 Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 635,9 663,2 663,2 Отходы III класса опасности (практически неопасные): — добывающей промышленности 1 1,1 1,1 — перерабатывающей промышленности 38,4 40,1 40,1 — прочие 16,6 17,3 17,3 Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставкам платы «за грязь» применяется дополнительный коэффициент 2 (п.
- предприятиями, наносящими вред природе;
- учреждениями, которые образуют отходы потребления и производства.
Не начисляется сбор ИП и юрлицам, которые минимально вредят природным ресурсам. Платежная база, согласно которой ведется расчет, отражена в статье 16.2 ФЗ №7-ФЗ. Она включает в себя объем:
- загрязнений;
- потребительских отходов;
- отходов производства.
Рассчитать сумму должны сами плательщики.
Необходимость перечислять в бюджет плату за негативное воздействие возникает как у организаций, так и у индивидуальных предпринимателей вне зависимости от того, владеет ли плательщик данным объектом загрязнения или принял его по договору аренды, а также применяя любую предусмотренную налоговым правом систему налогообложения. Росприроднадзором предусматривается классификация всех загрязняющих веществ в зависимости от присвоенного класса опасности.
Благодаря указанной классификации определена категория налогоплательщиков, которых закон освобождает от предоставления расчета и уплаты денежных средств в бюджет. К числу субъектов предпринимательства, для которых законодательство предусматривает освобождение, относят компании и предпринимателей, которые эксплуатируют малоопасные объекты (4 класс).
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году
Расчет платы за НВОС во всех случаях проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” от 03 марта 2017 года.
Сумма экоплатежа зависит от объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.При согласовании проектов контролирующими структурами устанавливаются лимиты на размещение отходов, нормативы образования отходов, нормативы выбросов и сбросов на которые необходимо ориентироваться при проведении расчетов. Если ЮЛ или ИП несвоевременно предоставляют технический отчет о неизменности производственного процесса или отчет по ПЭК , осуществляется захоронение отходов, которые не указаны в документе об утверждении лимита на захоронение, превышает разрешенные объемы выбросов, сбросов или размещения отходов в этом случае при расчете экоплатежа применяются повышающие коэффициенты ( 25-ти или 100-кратный).
Начиная с 2021 года, документ предоставляется только в электронном виде. Передача в контролирующие организации в бумажном варианте возможна лишь в тех случаях, когда:
- сведения предоставляются о платежах за 2021 год;
- у плательщиков отсутствует технической возможность для подключения к сети Интернет;
- общий размер экоплатежа составляет менее 25 тысяч рублей.
Декларация, представленная в электронном виде, в обязательном порядке должна быть заверена электронной подписью плательщика в соответствии с требованиями, изложенными в Законе №63-ФЗ от 6.04.2011 г.
Сдать отчетность через интернет можно одним из двух способов:
Для первого способа понадобится сертификат электронной подписи, приобрести который можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров.
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час
Владелец сертификата должен сформировать и подписать декларацию, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй способ заключается в том, чтобы подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить отчет, используя все актуальные параметры, проверить его и отправить в РПН. В этом случае отчет сдается через оператора электронного документооборота (ЭДО).
Те, кто выберет сдачу через оператора ЭДО, получат два преимущества:
- не нужно будет самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН, который иногда работает с серьезными перебоями. Вместо этого достаточно один раз отправить отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам загрузит его на шлюз РПН;
- при сдаче через систему оператор ЭДО зафиксирует время загрузки отчета, и укажет его в документе, который получит отправитель. Если возникнет спор о времени подачи декларации, подтверждение от оператора ЭДО поможет доказать, что отчетность была передана в срок.
Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку
Перечень документов, необходимых для расчета экологических платежей:
- реквизиты ИП или ЮЛ (телефон, адрес, ФИО генерального директора и главного бухгалтера, электронная почта и др.);
- копии учредительных документов: ИНН, ОГРН, Устава, КПП, справки из Госкомстата;
- копии расчетов платы за выбросы за предыдущий год (при наличии);
- копии расчетов платы за сбросы за предыдущий год (при наличии);
- лимит на размещение отходов;
- разрешение на выбросы;
- данные о ТС, находящихся на балансе предприятия;
- договор передачи отходов лицензированным организациям, специализирующихся на сборе и утилизации отходов;
- акты передачи отходов, справки за текущий и предыдущий годы;
- копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за НВОС за текущий и предыдущий годы;
- Отчет по ПЭК.
Единственный способ избежать санкций — корректное указание данных и соблюдение сроков сдачи отчетности, постоянно меняющихся вслед за законодательством. Выполнить это поможет заключения договора на экологическое сопровождение с компанией ЭкоПромЦентр. Преимущества работы с нами:
- Слежение за изменением законодательства, касающегося вида деятельности организации. Консультанты сообщат вам о новых положениях, изменившихся сроках сдачи отчетности.
- Рекомендации по оптимизации экологической работы на предприятии. Часто удается найти способ уменьшить суммы платы за негативное воздействие на внешнюю среду, установить способы снижения объема выбросов. Например, сумма затрат на мероприятия по снижению негативного воздействия из нее могут вычитаться, согласно Пункту 11 Статьи 16.3 федерального закона 7-ФЗ.
- Помощь в заполнении отчетности. Консультант поможет собрать цифры, обнаружит типовые ошибки раньше контролирующего органа, в который они будут направлены.
Также может потребоваться восстановление расчетным путем недостающих данных с использованием специального программного обеспечения. Работа проводится по отдельному договору опытными экологами,
ЭкоПромЦентр может дать консультацию по заполнению декларации НВОС. Мы также готовы заключить договор на экологическое сопровождение. Это позволит разгрузить штатных экологов предприятия, избежать штрафов и других санкций за несвоевременную сдачу отчетности в контролирующие органы.
Когда платить авансовые платежи за НВОС в 2021 году
ЮЛ и ИП должны совершать авансовый экоплатеж ежеквартально – за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Плата должна быть внесена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Важно, что не требуется представление расчетов в каком-либо виде (бумажном или электронном). Последняя часть экоплатежа вносится 1 марта года, следующего за отчетным.
Согласно Закона № 450-ФЗ плательщики могут выбрать один из трех способов расчета размера авансовых платежей:
- В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пп. 10−12.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ) за предыдущий год;
- В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), временно разрешенных выбросов (ВРВ), временно разрешенных сбросов (ВРС), лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая рассчитана на основе данных производственного экологического контроля (ПЭК) об объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.
Расчет платы за загрязнение по году производится в декларации, в состав которой входят:
- титульный лист;
- раздел со сводными результатами расчетов, в котором начисленные суммы подвергаются уменьшению за счет расходов, снижающих негативный эффект загрязняющего воздействия, и за счет уплаченных в течение года авансов;
- 3 специальных раздела (по числу основных видов источников загрязнения), каждый из которых представляет собой таблицу с параметрами, необходимыми для расчета платежа по соответствующему источнику загрязнения, и заполняется только при наличии у плательщика такого источника.
Расчет в специальных разделах происходит по правилам, детально описанным в приказе Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в примечаниях к форме бланка декларации) и в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Оба этих документа также содержат необходимые значения применяемых в расчетах коэффициентов.
В части места оплаты плата за загрязнение привязана следующим образом (п. 1 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
- за выбросы и сбросы ее вносят в бюджет по месту расположения источника загрязнения;
- за размещаемые отходы она платится там, где происходит размещение этих отходов.
То есть ОКТМО для платы, осуществляемой по разным видам загрязняющих объектов, может оказаться разным. И учесть это необходимо не только при составлении декларации, но и при уплате авансовых платежей.
Разными в зависимости от вида источника загрязнения будут и значения указываемого в платежном документе КБК.
О применяемых для платежей за НВОС значениях КБК читайте в статье «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме платежей по НВОС, существует еще один платеж экологического характера, имеющий официальное название «экологический сбор». Он регулируется иным нормативным актом — законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Отличий от платежей за загрязнение у него много:
- круг плательщиков, представленный лицами, осуществляющими производство или импорт изделий, требующих их утилизации по завершении использования;
- налоговая база, определяемая как объем утилизируемого товара, скорректированный на норматив утилизации;
- ставка, зависящая от вида утилизируемого изделия;
- срок, установленный для оплаты и являющийся единственным, совпадает со сроком подачи отчетности по сбору и соответствует дате 15 апреля года, наступающего за отчетным.
Уплаты авансов по экологическому сбору законодательство не предусматривает. Таким образом, авансовые платежи по экологии в 2021 году делать не нужно.
Авансы по платежам за НВОС должны платить юрлица, не относящиеся к числу субъектов малого или среднего предпринимательства. Осуществляются такие платежи трижды в год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, не позднее 20-го числа месяца, наступающего по окончании соответствующего квартала. Сумма каждого аванса определяется одним из трех способов, указанных в законе № 7-ФЗ.