Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о судебных приставах в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Регламент Федеральной службы судебных приставов (далее — Регламент) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации1, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 13162 (далее — Положение о ФССП России), и устанавливает общие правила внутренней организации Федеральной службы судебных приставов при реализации функций, отнесенных к ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр3.
ФССП России подведомственна Минюсту России4.
3. ФССП России (федеральный орган принудительного исполнения), ее территориальные органы (территориальные органы принудительного исполнения) и их подразделения и подведомственное учреждение входят в систему принудительного исполнения Российской Федерации5.
4. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации6.
5. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями7.
6. Структура центрального аппарата ФССП России утверждается Президентом Российской Федерации8. Штатное расписание центрального аппарата ФССП России утверждается директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации (далее — Директор) в пределах численности и фонда оплаты труда (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению), установленных Президентом Российской Федерации, с учетом перечней должностей высшего начальствующего состава, типовых (нетиповых) должностей старшего и среднего начальствующего состава в центральном аппарате ФССП России и Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»9 (далее — реестр должностей)10.
Структура и штатные расписания территориальных органов ФССП России (далее — территориальные органы) утверждаются Директором в пределах установленных фонда оплаты труда и численности (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов с учетом перечней должностей высшего начальствующего состава, типовых (нетиповых) должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава в территориальных органах, реестра должностей, а также актов, определяющих нормативную численность территориальных органов и их подразделений11.
7. Структура центрального аппарата ФССП России включает в себя руководство ФССП России: Директора, первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации (далее — заместители Директора), а также структурные подразделения по основным направлениям деятельности ФССП России (управления, самостоятельные отделы). В управлениях образуются отделы.
В штатные расписания центрального аппарата ФССП России и территориальных органов включаются должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее — сотрудники), должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
8. Сферы деятельности и компетенция структурных подразделений центрального аппарата ФССП России (далее — структурные подразделения) определяются в положениях об этих структурных подразделениях.
9. Организационное обеспечение деятельности Директора осуществляется его помощниками (советниками).
Указанные должности предусматриваются в штатном расписании вне структурных подразделений.
10. Директор организует работу ФССП России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФССП России функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в ФССП России, представляет ФССП России в отношениях с органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФССП России договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
11. Заместители Директора представляют ФССП России по отдельным направлениям ее деятельности, организуют и координируют деятельность ФССП России в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между заместителями Директора (далее — распределение обязанностей) и иными актами ФССП России, а также поручениями Директора.
12. В соответствии с распределением обязанностей заместители Директора в случае предоставления им соответствующих полномочий могут по отдельным вопросам организации деятельности ФССП России подписывать приказы ФССП России или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных Директором доверенностей подписывать от имени ФССП России договоры и другие гражданско-правовые документы.
13. В приказе ФССП России о распределении обязанностей между руководством ФССП России указываются:
а) исключительные полномочия Директора;
б) полномочия заместителей Директора;
в) структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы и подведомственное учреждение ФССП России, координацию и контроль деятельности которых осуществляют соответствующие заместители Директора;
г) схема временного исполнения обязанностей Директора либо заместителей Директора на время их отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.
14. На период временного отсутствия Директора общее руководство деятельностью ФССП России осуществляет его первый заместитель.
При одновременном отсутствии Директора и его первого заместителя порядок распределения обязанностей устанавливается отдельным приказом ФССП России.
15. Заместитель Директора в соответствии с распределением обязанностей и по поручению Директора:
а) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями;
б) координирует и контролирует деятельность курируемых им структурных подразделений, дает поручения их начальникам;
в) взаимодействует (в том числе дает поручения) с территориальными органами;
г) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) рассматривает поступившие в ФССП России обращения, документы и материалы;
е) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись Директору;
ж) согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;
з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом, приказами и распоряжениями ФССП России.
16. Руководит структурным подразделением начальник, который в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте, Положении о структурном подразделении, должностной инструкции (должностном регламенте), а также на основании отдельных письменных поручений Директора (заместителей Директора):
а) осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;
б) представляет по доверенности или по поручению руководства ФССП России интересы ФССП России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности ФССП России, а также по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;
в) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций (далее — обращения) и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение должностными лицами структурного подразделения обращений, а также полноту и законность принятых по ним решений;
г) взаимодействует, в том числе ведет переписку с другими структурными подразделениями и с территориальными органами (с учетом особенностей, указанных в абзаце втором пункта 157 Регламента);
д) обеспечивает подготовку проектов актов и других документов ФССП России;
е) обеспечивает рассмотрение поступивших в ФССП России проектов актов и других документов в соответствии с компетенцией структурного подразделения, а также подготовку заключений на них;
ж) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет служебные обязанности (должностные обязанности) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих структурного подразделения, участвует в подготовке их должностных инструкций (должностных регламентов);
з) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением службы в органах принудительного исполнения должностными лицами структурного подразделения;
и) утверждает положения об отделах структурного подразделения;
к) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата ФССП России и территориальных органов (по согласованию с их руководителями) в части, касающейся структурного подразделения;
л) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности структурного подразделения, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями, территориальными органами и подведомственным учреждением;
м) вносит предложения в планы Минюста России и работы коллегии Минюста России, планы работы ФССП России и коллегии ФССП России;
н) организует и проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции структурного подразделения;
о) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом, Положением о структурном подразделении, поручениями Директора и его заместителей, иными организационно-распорядительными документами ФССП России.
17. В случае временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой начальника структурного подразделения исполнение его полномочий и должностных обязанностей (служебных обязанностей) возлагается на одного из заместителей начальника этого структурного подразделения приказом ФССП России.
18. ФССП России организует в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, разработку административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФССП России, эффективную работу ее территориальных органов и должностных лиц, реализацию прав граждан.
19. Предоставление государственных услуг осуществляется на основе стандартов государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. До утверждения стандарта государственной услуги ее предоставление осуществляется на основе требований, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Госдума приняла закон о защите минимального дохода должников
20. Планирование работы ФССП России по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, планов заседаний Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, плана основных организационных мероприятий и решений коллегии Минюста России.
21. Формирование планов и показателей деятельности ФССП России осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
22. Ежегодный план работы, показатели деятельности и отчет о деятельности ФССП России утверждаются Министром юстиции Российской Федерации (далее — Министр)12.
23. Разработка и представление для утверждения в Минюст России проекта годового плана работы ФССП России, прогнозных значений показателей деятельности, а также отчетов об их исполнении осуществляются в порядке и сроки, устанавливаемые Минюстом России13.
24. ФССП России информирует руководство Минюста России о ходе реализации утвержденного плана в установленные сроки и представляет при необходимости дополнительные предложения.
25. Подготовка предложений в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
26. Организация и координация подготовки предложений ФССП России в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются Финансово-экономическим управлением.
27. Финансово-экономическое управление направляет в установленные сроки в Минюст России согласно графику подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период:
предложения по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части, касающейся федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы;
реестры ведомственных целевых программ;
реестр расходных обязательств и обоснования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.
Решение перевести приставов в силовые структуры вызвано низким правовым положением судебных приставов в иерархии госструктур России. В настоящее время у пристава есть некоторые полномочия представителя власти. Он имеет право применить оружие и физическую силу. Это свидетельствует о том, что пристав по своему положению не просто чиновник. Но сотрудники ФССП не имеют таких же полномочий, как у сотрудников правоохранительных органов, не обладают офицерскими званиями. Новый закон устраняет все эти недоработки в законодательстве.
Основная суть реформы состоит в том, что с начала 2020 года служба ФССП приобретает статус силовой структуры. Благодаря новому статусу и будут проведены положительные преобразования этой организации, такие как:
- значительное повышение зарплаты;
- улучшение пенсионного обеспечения;
- повышение социальной защищенности служащих;
- различные льготы, присущие силовым структурам.
Согласно новому статусу требования к работе судебных приставов вырастут, но будет значительно улучшаться материальное положение всех работников этой службы.
Аналитики утверждают, что после того, как судебные приставы стали силовой структурой, их уровень доходов приблизится к доходам сотрудников МВД. Согласно реформе теперь на итоговый заработок служащих ФССП окажет влияние доплата за офицерское звание. Эксперты утверждают, что точно такое формирование зарплаты, как в 2020 году, будет действительно и в 2021 году, и в дальнейшем.
Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.
Создан «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов. В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.
Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.
Президент подписал закон о запрете взысканий с соцвыплат
Таким образом, реформа ФССП прежде всего обеспечила переход данного ведомства в статус силовых структур, и вследствие этого происходит в первую очередь повышение заработной платы и сокращение пенсионного возраста. Это основные моменты данной реформы, которые задают направление на дальнейшую реорганизацию в 2021 году. По мере появления последних новостей об ФССП мы будем обновлять статью.
Чтобы эксперт помог понять значение ФЗ, которые регулируют правоотношения с судебными приставами, нет необходимости тратиться на обращение к коммерческому адвокату. Эффективным и удобным вариантом станет обращение за онлайн-консультацией к профессиональному правоведу. Дистанционные юридические услуги сэкономят время и ресурсы соискателей, позволят понять и применить на практике федеральный законопроект о судебных приставах, который принят в 1997 году с поправками 2019 года.
Для отслеживания выполнения предписаний судебных постановлений в России действует Федеральная служба судебных приставов (ФССП), сотрудники которой контролируют добровольное исполнение обязательств проигравшей по делу стороны, а в случае необходимости применяют меры принудительного взыскания к должникам. Закон 118 «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентируют права и обязанности служащих этой организации.
Новый законопроект заменит собой закон, регулировавший данную отрасль с 1997 года. Основной инновацией документа стало то, что с начала 2019 года судебные приставы будут относиться к специальной категории государственных служащих. Они получат соответствующие звания, социальные гарантии, доплаты и другие стимулы. Кроме того, работников ФССП разделят на несколько категорий – приставы, которые занимаются обеспечением деятельности судов, приставы-исполнители и новая категория приставов-дознавателей.
Но, оружие можно использовать и применять лишь только в экстренных случаях, которые предусмотрены и прописаны в уставе и законе. В-четвёртых, высокий уровень требований, предъявляемых непосредственно к самим сотрудникам. Из всего обширного списка, пожалуй, стоит выделить и назвать следующие требования, которые по праву можно назвать наиболее существенными и весомыми.
Много изменений происходит в судебной системе, поэтому огромное количество людей хочет знать, будет ли повышение зарплаты судебным приставам в 2019 году, ведь они относятся к сотрудникам бюджетной системы, а финансирование бюджетников сегодня находится на чрезвычайно невысоком уровне, и все ждут положительных новостей по этому вопросу.
По его словам, в 2013 году служебная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составила 2,2 тысяч исполнительных производств, это в среднем по 9 исполнительных производств в день: в крупных городах производств на одного пристава приходится больше, в сельских районах — немного меньше.
Естественно, решение суда требует неукоснительного исполнения, но существует такая категория людей, которая от этого уклоняется, а этого допускать никак нельзя. С целью надзора за исполнение судебных решений и была создана службы судебных приставов, которые сегодня относятся к государственным служащим, а структура, где они заняты, носит статус федеральной (ФССП).
Реформаторские инициативы тут же столкнулись с опасениями руководства ведомства. Велик риск, что при сокращенном штате сотрудники попросту не смогут выдержать нагрузку. К тому же, полномочия приставов обещают расширить. Правительство же говорит, что мера будет исключительно полезной, а повышенные зарплаты и прочие социальные бонусы помогут привлечь в систему людей самой высокой квалификации.
Шпагу, по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью, полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии. В 1998 году, с возрождением службы судебных приставов, Министерство юстиции РФ издало указ «Об утверждении образцов формы одежды, знаков отличия и эмблем для сотрудников службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, имеющих классные чины» .
Свежие новости о том, что произойдет увеличение заработной платы приставам. Предполагаются выплаты стимулирующего плана от 50% до 100% работникам, имеющим отличные показатели в работе. При начислении заработной платы приставам будет учитываться уровень знаний, и для того, чтобы определить этот уровень, будет работать специальная аттестационная комиссия.
Данная служба является органом исполнительной власти. Работа сотрудников довольно сложная, а в определенных случаях даже опасная. При увеличении оплаты труда это обязательно должно учитываться государством. За последние годы проводится интенсивная борьба с коррупцией. Из этого следует самое главное требование, которое обеспечит успех страны — создание достойных условий труда государственным сотрудникам.
В законе «Об органах принудительного исполнения» достаточно подробно расписаны ключевые права и обязанности приставов. Постараемся выделить наиболее важные моменты:
- Пристав принимает все возможные меры по своевременному исполнению требований, указанных в документах
- Он должен предоставлять сторонам дела возможность знакомиться с материалами, делать копии
- Изучает заявления сторон, готовит соответствующие постановления, объясняет, когда и в каком порядке можно обжаловать определенные действия
- Осуществляет розыск должника, его активов. В случае необходимости объявляет межгосударственный поиск неплательщика
- Если пристав видит признаки преступления, он должен немедленно сообщить об этом своему руководству
Путин подписал поправки в УПК РФ, которые касаются приставов и предпринимателей
Приставы по закону могут удерживать до 50% зарплаты должника. Если гражданин является неплательщиком алиментов, то ограничение в 50% не учитывается. В этом случае госслужащие могут удерживать до 70% от зарплатного дохода.
А теперь давайте поясним, как будет происходить списание средств по зарплатному счету, на котором гражданин держит кое-какие накопления. Например, у Сергея есть карточный счет, на котором лежат 75 000 рублей. Эту сумму он накопил за счет ежемесячно поступающей зарплаты в размере 25 000 рублей. При этом Сергей должен по исполнительному производству сумму в 100 000 рублей.
Если приставы доберутся до его счета, то они имеют право в счет списания долга удержать 50 тыс. рублей с его счета. В отношении же последнего периодического платежа, поступившего на карту от работодателя, применяется правило в 50%. Таким образом, со счета могут сразу списать 50 тыс. рублей + 12,5 тыс. рублей (50% от последней зарплаты). Оставшаяся сумма долга будет постепенно списываться по мере нового поступления средств на счет.
В отношении пенсионных выплат граждан применяется такой же принцип, как и по зарплатам. Таким образом, по закону приставы имеют право удерживать до 50% с пенсионных доходов. Проблема только в том, что пенсии наших граждан не могут похвастать крупными размерами, поэтому бывает, что после удержания в 50% от пенсии должнику остается сумма меньше прожиточного минимума.
Многие пенсионеры, не соглашаясь с таким положением дел, доходили до Верховного суда. Вышестоящая инстанция однозначно становится на сторону пенсионеров в этом вопросе, отмечая, что приставы, назначая размер удержаний с пенсии, должны учитывать материальное положение гражданина, чтобы он не остался за пределами социальной жизни.
Также говоря о пенсионерах, нужно вспомнить закон, принятый в 2020 году. В нем обсуждаются некоторые моменты, связанные с взысканием долга в период коронавирусной инфекции.
По этому закону пенсионеры могут попросить о рассрочке платежа. Рассрочка предоставляется без обращения в суд на срок, указанный пенсионером в заявлении. Срок рассрочки не должен быть более 24 месяцев. Рассрочка должна укладываться в рамки до 1 июля 2022 года.
Есть небольшие требования к претендентам на такую рассрочку. В частности, сумма долга пенсионера не может быть более 1 млн рублей. Пенсия должна быть единственным доходом гражданина, при этом ее размер не должен превышать 2 МРОТ.
- Реестр МФО
- Реестр коллекторов
- Узнать кредитную историю
- Вопрос юристу
- Калькулятор займов
- Кредитный рейтинг
- Реестр бюро КИ
- Юристы по банкротству
- Сравнение МФО
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
У приставов появилось больше возможностей
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Во-первых, с каждым растет значимость телефонного номера, привязанного к конкретному гражданину. Например, уже сейчас идут обсуждения по поводу запуска через год перевода зарплат гражданам по номеру мобильного телефона. На этом фоне приписка о возможности приставов отправлять SMS на номера должников выглядит вполне логичной.
Во-вторых, извещение граждан по SMS – это действительно шаг в верном направлении. Приставы регулярно сталкиваются с тем, что отправляемые должнику бумажные уведомления о начале исполнительного производства просто не доходят до адресата. Точнее они доходят, но продолжают пылиться в почтовом ящике, потому что, например, гражданин не проживает по адресу своей постоянной регистрации.
Иногда такая ситуация приводит к крайне плачевным результатам. Например, гражданин задолжал небольшую сумму по коммунальным услугам. Управляющая компания обратилась в суд, а затем к приставам. Те направили письмо гражданину с предложением добровольно погасить задолженность. Гражданин и рад бы немедленно исполнить свои обязательства, но он не знает о существовании данного письма, поскольку находится на заработках в другом городе. А приставы, не получив обратной реакции, могут, например, ограничить должника в праве выезда за границу. Для должника такое решение может стать неприятным сюрпризом и обернуться испорченным отдыхом.
Если же гражданину придет уведомление посредством SMS, то есть высокая вероятность того, что задолженность будет погашена точно в срок. Это облегчит жизнь, как самим госслужащим, так и неплательщикам.
Изменения в Федеральный закон «О судебных приставах»
Что касается инструментов, которыми могут пользоваться приставы для взыскания задолженности, то здесь пока особых изменений нет. Как и ранее приставы, могут объявлять в розыск гражданина и его имущество. Они имеют право получать все необходимые документы по должнику, в том числе путем отправки запросов в различные организации и ведомства. Даже сотрудники ГИБДД оказывают помощь приставам, отслеживая на дорогах машины должников с помощью специальных программных устройств.
Приставы могут входить в квартиру должника или в жилые помещения, которые занимает неплательщик. Таким образом, если гражданин полагает будто его дом – это незыблемая крепость, то он ошибается.
Приставы могут накладывать арест на любое ценное имущество граждан, даже, если это единственная квартира должника. Продать ее приставы не могут, но зато могут существенно ограничить неплательщика в праве использования жилища. В частности, после ареста гражданин не сможет продать квартиру, обменять ее, подарить. Будет невозможна регистрация на жилплощади иных лиц.
Важным инструментом в руках приставов остается запрет на заграничные поездки. Если гражданин является должником по алиментам, то оставить его без отдыха за рубежом могут уже при задолженности от 10 тыс. рублей. Если неплательщик задолжал по кредитам, штрафам, коммунальным услугам, то запрет может вступить в силу после достижения долга отметки в 30 тыс. рублей.
Как показывает практика, запрет на выезд является эффективной мерой. Многие граждане мгновенно выплачивали многолетний долг, когда узнавали, что не смогут пересечь государственную границу.
Также есть отдельная мера воздействия на должников по алиментам. Приставы могут запретить им садиться за руль. Впрочем, если гражданин докажет, что машина является единственным источником пропитания для его семьи, то запрет могут снять.
Согласно данным доклада ФССП, за первое полугодие 2019 года приставам удалось завершить фактическим исполнением 17,4 млн производств, взыскав почти 350 млрд рублей. Благодаря усердной работе приставов бюджет страны получил около 125 млрд рублей.
В рамках каждого 26 исполнительного производства приставы осуществили выезд по адресу должника. Арест на имущество был наложен в рамках 284 тыс. дел. Госслужащие вынесли 4 млн постановлений, которые запретили россиянам покидать страну.
Понравилось? Нравится!
13
Не секрет, что на современном кредитном рынке функционирует более 2300 МФО. Каждая из них стремится привлечь максимально возможное количество клиентов, внедряя различные программы лояльности.
Удержания средств со счетов, вкладов и карт допускается на основании постановления пристава или по исполнительным документам, представленным взыскателем. Цель удержания понятна – нужно исполнить решение суда, взыскать деньги в пользу гражданина или организации, либо в доход бюджета. Вот общие правила удержания, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:
- на основании постановления пристава банк обязан наложить арест на счет (карту) или вклад должника, списать имеющиеся средства и удерживать деньги с каждого поступления;
- в постановлении пристава указывается размер удержаний, который должен соответствовать Закону № 229-ФЗ (50% по большинству видов требований, 70% по алиментам, возмещению вреда здоровью, ущерба от преступлений);
- взыскатель может сам направить исполнительный документ в банк, если знает, что там открыты счета и вклады должника;
- удержание будет продолжаться до полного погашения долга, до отзыва исполнительного документа, до отмены постановления пристава.
Это общий порядок, который обязаны применять все банки, работающие на территории России. На практике возникает множество проблем с определением вида дохода или зачисления, расчетом размера удержаний. Например, исполняя постановление пристава, банк может удержать всю поступившую зарплату. Должник может об этом узнать уже после фактического списания, если пристав несвоевременно направил ему копию постановления. Нередко сотрудники ФССП вообще не проверяют реальный адрес должника, зато сразу передают документы на удержание в банк.
Чтобы защитить интересы граждан, выступающих должниками в исполнительном производстве, государство разработало изменения в Закон № 229-ФЗ. Поправки вступили в силу с 1 июня 2020 года, заключаются в следующем:
- введена обязательная идентификация всех видов платежей, поступающий на любой счет гражданина – для этого используется система кодов под каждый вид поступлений (например, специальные коды введены для зарплаты, пенсий, социальных пособий);
- введен механизм отдельного учета всех поступлений – он заключается в условном «окрашивании» всех доходов и зачислений в системе банковского мониторинга;
- на банк возлагается обязанность самостоятельно рассчитать сумму средств на счете должника, на которую можно наложить арест или обратить взыскание – чтобы исключить злоупотребления со стороны банков, порядок расчета средств регламентирован Приказом Минюста РФ № 330.
Простыми словами, теперь банк будет сам проверять целевое назначение и вид каждого платежа, поступившего на счет гражданина. Если на этот счет ранее был наложен арест, банк обязан сам рассчитать сумму удержаний, перевести деньги на депозит ФССП или непосредственно взыскателю. Также обязанностью банка является определение доходов, на которые запрещено обращать взыскание.
На данный момент новый механизм удержаний со счетов и карт только начал применяться, поэтому количество нарушений при списании более чем достаточно, о чем свидетельствуют многочисленные обращения и жалобы должников в ФССП. Но ситуация обязательно изменится, т.к. приставы уже начали массово привлекать банки к ответственности по пункту 3 статьи 17.14 КоАП. Она предусматривает наказание за неправомерное списание денег должника, если это не предусмотрено законом.
Алгоритм ареста и удержания со счетов будет отличаться при подаче документов банку взыскателем или приставом. Ниже подробнее рассмотрим оба этих варианта, расскажем о способах защиты должника.
Приставы в 2021 году. Мораторий до 01 июля 2021 года
Взыскатель может не обращаться в ФССП для возбуждения исполнительного производства, а самостоятельно направить документы для удержания в банк. Например, это актуально, если взыскатель точно знает о наличии счетов и вкладов в определенном банке или получил информацию о крупном переводе. В кредитное учреждение можно подать исполнительный лист или судебный приказ. В этих документах содержится следующая информация:
- личные данные взыскателя и должника;
- ссылка на судебный акт, которым взыскана задолженность;
- размер долга (с учетом штрафных санкций, судебных расходов и т.д.);
- вид требования, так как это будет важно для размера удержания (например, задолженность по алиментам, компенсация морального вреда, долг по зарплате и т.д.).
Комментарий юриста. В исполнительном листе и судебном приказе обычно не пишется размер удержаний с должника. Исключением является только взыскание алиментов в процентах от зарплаты, но обязанность рассчитывать процент от зарплаты возлагается не на банк, а на работодателя. По всем остальным видам требований с 2020 года банк должен сам определить размер удержания.
После получения документов от взыскателя банк обязан выполнить следующие действия:
- проверить наличие счетов и вкладов, открытых на имя должника (данные о должнике берутся из исполнительного документа, заявления взыскателя);
- при наличии денежных средств на счете, вкладе или карте, банк осуществляет их списание, но не более суммы долга;
- если списанных средств оказалось недостаточно для полного погашения задолженности, банк вводит арест счет (карты);
- с каждого поступления на счет будут осуществляться удержания в пользу взыскателя, а их размер обязан определить банк (не более 50% или 70% в зависимости от вида требования);
- для принятия решения об удержании банк обязан учесть нормы статей 99 и 101 Закона № 229-ФЗ, где указан перечень доходов, не подлежащих взысканию;
- не позже 3 дней со дня удержания банк обязан проинформировать об этом взыскателя (по почте, через системы онлайн — банкинга).
Чтобы банк мог правильно определить вид дохода, он проверяет код зачисления. Эти коды должны указывать в расчетных документах организации, ИП или физлица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы, на которые нельзя обратить взыскание. Если в расчетных документах не будет указан код либо его проставят с ошибками, банк вправе удержать всю сумму и перевести ее взыскателю.
Таким образом, правильность удержаний зависит от взаимодействия банка и организаций, переводящих деньги должнику. Банк не будет отвечать за неправильно проставленные коды, даже если деньги будут списаны со счета с нарушением Закона № 229-ФЗ.
Чаще всего удержания по долгам осуществляются на основании постановления пристава. В этом случае применяется схожий алгоритм наложения ареста и удержания по счетам. Но есть ряд отличий:
- в постановлении пристав обязан указать точный размер удержаний, который будет соблюдать банк (например, ввиду имущественного положения должника пристав или суд могут установить размер удержаний менее 50%);
- пристав имеет право направить постановление сразу во все банки, где открыты счета должника (взыскатель такой возможности практически лишен);
- в постановлении пристав указывает характер требований, что будет важно для расчета суммы удержания;
- на основании постановления пристава банк обязан списать остатки по счетам, наложить арест и определять размер удержания после каждого поступления денег;
- информация о каждом удержании направляется приставу в течение 3 дней.
Пристав имеет право привлечь банк к ответственности за нарушение порядка удержаний, поэтому взыскателю удобнее подавать документы не напрямую в кредитное учреждение, а в ФССП. Впоследствии можно запрашивать информацию о ходе производства, проверять правильность расчетов и удержаний, сделанных банком.
Большинство организаций давно перешли на выплату зарплаты в безналичной форме (на счета работника, на карты зарплатного проекта и т.д.). Если взыскатель или пристав подали документы на удержание работодателю по 50% или 70% будет удерживаться с каждой выплаты зарплаты. Оставшиеся средства перечисляются на счет работника – должника.
Но если банк уже наложил арест на счет, он сможет списать поступившие деньги в соответствии с Законом № 229-ФЗ. Это приводит к тому, что с должника осуществляется двойное удержание, после чего он может вообще остаться без зарплаты и средств к существованию. С учетом новых поправок добиться защиты интересов в указанной ситуации будет проще.
Если с вашего счета незаконно удержали деньги, можно подать жалобу в следующие инстанции:
- в ФССП – на незаконные действия сотрудников банка, нарушивших порядок расчета и удержания;
- в Центробанк РФ – по аналогичным основаниям, особенно если в действиях банка есть нарушения Приказа Минюста № 330;
- финансовому уполномоченному (омбудсмену) – если при удержании по долгам был нарушен оказания финансовых услуг банком;
- вышестоящему приставу или в суд – если нарушения допущены приставом, ведущим производство.
Если работодатель неправильно указал код дохода в расчетных документах, на него можно подать жалобу в ФССП или прокуратуру, но это поможет лишь избежать ошибок при удержании в будущем и не вернет уже взысканные деньги. О том, как это сделать, читайте ниже.
Вы можете вернуть деньги, удержанные с зарплатной карты в следующих случаях:
- если банк неправильно определил код дохода и сделал неверный расчет удержания, в результате чего у вас списали более 50% от зарплаты;
- если банк или пристав допустили двойное удержание с зарплаты (при расчете работодателем, а затем при списании в банке);
- если с вас удержали денег больше, чем была сумма долга.
Для возврата незаконно удержанных средств нужно обращаться в подразделение ФССП, на чей депозит перечислялись деньги. В заявлении опишите ситуацию, приложите документ, подтверждающий незаконность списания, представьте свои реквизиты для возврата денег. На возврат средств после переплаты дается не более 30 дней.
Зарплата судебных приставов в 2021 году
В зависимости от обязательств эти должностные лица делятся на несколько категорий:
- работающие с должниками и взимающие с них денежные средства для погашения долга;
- вооруженная охрана, сторожащая судей и других участников заседания;
- руководители.
Их деятельность регламентируется соответствующим ФЗ, в котором мы и постараемся разобраться в этой статье.
Они довольно тесно связаны. Но, прежде чем приступить к знакомству с ними, давайте посмотрим, в каких законах и постановлениях они прописаны.
Деятельность этих государственных служащих строго регламентирована. Это прописано в:
- Конституции;
- Кодексе РФ об административных правонарушениях;
- Нормативно-правовых актах Министерства юстиции;
- ГК Российской Федерации;
- Указе Президента №1316, выпущенного 13.10.2004;
- ФЗ №118 от 21 июня 1997 года;
- ФЗ №229, вступившим в силу 2 октября 1997.
Если вы не платите алименты, то для служащих появляется повод вас навестить. В этом направлении в полномочия судебных приставов-исполнителей ФССП входит:
- действовать в соответствии со служебной этикой;
- осуществлять обязанности, опираясь на законодательство, а также не допускать ущемления прав тех, кто участвует в производстве;
- неразглашение семейных или личных тайн всех сторон;
- исключение заинтересованности и действия только в рамках закона;
- ведение процесса в полном объеме, соблюдая установленные сроки исполнения.
К должникам применяются самые разные методы для того, чтобы заставить их выплатить долг. Но к наиболее частым относится запрет на покидание РФ или арест собственности. Но есть список имущества, конфисковать которое запрещается:
- предметы быта: кухонная утварь, еда, одежда и т. д.;
- деньги, если их сумма не превышает установленный прожиточный минимум;
- вещи, являющиеся единственным источником заработка, например, ноутбук или автомобиль;
- жилье, но только в том случае, если жить вам больше негде (исключение из правил — ипотечные квартиры);
- объекты, принадлежащие супругу или другим членам семьи (при условии, что это подтверждено документами).
Таким образом, пристав не может забрать у вас любую собственность. Разрешенный перечень строго определен законом.
На основании статей ФЗ №118 служащий должен:
- верно, полностью и своевременно исполнить все документы;
- дать всем участникам возможность изучить документацию и материалы дела, а также сделать выписки и копии;
- рассмотреть заявления, а также вынести необходимые распоряжения, поставить соответствующие сроки и объяснить правила обжалования;
- в случае личной заинтересованности отойти от выполнения процесса;
- заниматься получением и обрабатыванием персональной информации, если это необходимо, чтобы правильно и вовремя осуществить производство;
- вести дело об административном правонарушении, основываясь строго на действующих законах;
- уведомлять старшего пристава об обнаруженных признаках преступления.
Как мы уже говорили выше, сотрудник ФССП должен действовать строго в соответствии с законом. Но у каждой обязанности есть свое «но». Давайте посмотрим какое:
Что может сделать | Исключения |
Приходить к должнику строго в период с 6 до 22 | Раньше или позднее этого времени, а также в выходные дни посещения приставов запрещены законом |
Арестовывать имущество только при его собственнике, имеющим задолженность | Не трогать собственность, которая не подлежит аресту |
Делать предупреждения неплательщику о возможности грубых мер по взиманию долга | Угрожать жизни или здоровью |
Взломать замок, если вы не открываете дверь | При условии, если вы на законном уровне владеете недвижимостью |
Также служащий должен:
- оповещать стороны процесса обо всех его этапах;
- совершать действия по взысканию, основываясь исключительно на постановлении суда.
Права и обязанности приставов – 2021
Согласно ФЗ №229, исполнитель обладает следующим перечнем полномочий:
- Приглашение на прием должника или взыскателя с помощью повестки, звонка или другим методом в соответствии с законодательными актами.
- Сбор информации у сторон, необходимой для верного ведения дела;
- Требование разъяснений у получателя и задолжника, а также справок и других нужных документов.
- Осуществление проверок, куда входит получение и рассмотрение финансовой документации через работодателя.
- Если у служащего есть в наличии письменное разрешение от старшего пристава, он имеет право входить в помещение неплательщика.
- Объявление в розыск лица, имеющего долг, а также его собственность.
- Пользоваться нежилыми помещениями, чтобы хранить конфискованное имущество, а также использовать транспортное средство неплательщика или взыскателя для того, чтобы перевезти ценности. Делается это только при согласии сторон, но все расходы возлагаются на них.
- Работа с заявлениями и ходатайствами.
- Контроль и ограничение выезда за границы РФ.
- Совершение других действий в соответствии с производством и помогающих его выполнению.
Увы, но согласно актуальному законодательству, действующему на сегодняшний день, сотрудник ФССП может конфисковать пенсионные начисления, куда входят выплаты в связи со старостью или инвалидностью.
Но здесь также есть исключение: поступления по потере кормильца сотрудник изъять не может.
Сумма, списываемая с должника, устанавливается в соответствии с размером долга. Чаще всего она не превышает 50% от задолженности, но в некоторых случаях может увеличиваться до 70 процентов. Например, если необходимо возместить причиненный вред или моральный ущерб.
Июнь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В прошлом году из-за эпидемии государство предусмотрело ряд послаблений для тех, кто не смог справиться со сложностями по объективным обстоятельствам. Людям одобряли кредитные каникулы, которые давали возможность получить временную передышку и не платить по кредиту несколько месяцев на законных основаниях. К сожалению, некоторые заемщики поняли идею превратно и ошибочно решили, что платить не надо совсем: в результате общая задолженность только выросла. Похожая ситуация наблюдается с задолженностями по коммунальным услугам: из-за неверного информирования некоторые решили, что по ним можно не платить. Одновременно были приостановлены процедуры исполнительного производства для отдельных категорий граждан, что дало людям отсрочку и возможность обдумать выход из ситуации. Но в 2021 году запрет отменяется. В общественном пространстве идут разговоры о «кредитной амнистии», но говорить о грядущем списании долгов всем не приходится. Этот вопрос серьезно не обсуждается и продвигается только откровенными популистами. Пока что в 2020 году только упростилась процедура банкротства: ее теперь можно провести во внесудебном порядке.