Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика кредитных организаций 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Формировать УП для целей налогообложения обязаны налогоплательщики, которые применяют ОСНО. Упрощенцам этот документ важен, когда нужно выбирать способ учёта конкретных операций при применении УСН или ЕСХН.
УП для целей налогообложения предполагает выбор из возможных вариантов налогового учёта, предложенных законом, например:
- метод определения доходов и расходов (кассовый или начисления);
- способы признания, оценки и распределения доходов и расходов;
- выбор других показателей, без которых учёт будет неполным или неверным. Например, показателя для расчёта доли прибыли по обособленному подразделению.
Пример 1.
Организация в бухучёте применяет унифицированные бланки документов, а налоговый учёт ведет в самостоятельно разработанных регистрах. Поэтому в её УП будет записано: «Налоговый учёт ведётся обособленно от бухгалтерского в аналитических регистрах налогового учёта, разработанных организацией самостоятельно. Перечень регистров налогового учёта и их формы приведены в приложении № 1 к Учётной политике для целей налогообложения».
Также в УП для целей налогообложения определяется порядок налогового учёта в тех случаях, когда Налоговый кодекс отдаёт его «на откуп» налогоплательщику. Например:
- состав прямых расходов, уменьшающих выручку от реализации;
- порядок формирования стоимости незавершенного производства;
- организация раздельного учёта при исчислении НДС.
Учетная политика материалы 2021
Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.
И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).
- Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется. Исключите неприменяемые документы из перечня обязательных для составления. Помните: аудиторы и налоговые инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые в УП документы.
- Не детализируйте рабочий план счетов подробнее субсчетов. Аналитические счета часто меняются в течение года. В этом случае реальный учёт не будет соответствовать рабочему плану счетов.
- Не нужно составлять новую учётную политику каждый год. Достаточно при необходимости редактировать пункты, которые действительно изменились.
- Не описывайте методы учёта, однозначно определенные законодательством. Нет смысла описывать ставки налогов или расписывать как работает линейный способ амортизации.
- Не описывайте правила учёта гипотетически возможных направлений бизнеса, которых нет на начало года. При открытии новых направлений всегда можно внести изменения в УП с даты начала деятельности по ним.
В соответствии со ст. 313 НК РФ, корректировать учётную политику для налогового учёта нужно, если:
- изменилось законодательство о налогах и сборах. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
- появились новые виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента появления новых видов деятельности;
- изменились методы учёта. Изменения в УП действуют с начала следующего года.
Пример 3.
С 1 января 2021 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно. Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:
- среднесписочная численность;
- расходы на оплату труда.
Учетная политика — 2021: изменения, проверка УП 2020
-
Региональные льготы и особенности применения УСН
888 1
Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.
Учетная политика 2021: УСН «доходы»
Некоторые организации на УСН с объектом «доходы» считают, что им в принципе не нужна учетная политика. Но это не всегда так. Действительно, доходным упрощенцам нечего прописать в учетной политике для целей налогообложения. Но учетная политика для бухучета на 2021 г. им может понадобиться.
Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.
В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.
Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:
- полнота отражения фактов хозяйственной жизни
- своевременность отражения операций
- соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца
В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.
В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
Стандарты и Методики бухгалтерского учета банковских операций
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года
- Электронная сдача отчётности
Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.
- Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
- Разрешили к применению ФСБУ 6/2020
Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.
- Обособленные подразделения
С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.
- Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли
С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.
- Инвестиционный вычет по НИОКР
С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.
Как составить учётную политику на 2021 год
- Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
— 6% на обязательное пенсионное страхование;
— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— 0,1% на обязательное медицинское страхование.
- Льгота по социальным взносам для МСБ
Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
- Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
На текущий момент Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) выпускаются значительно позже, чем Банк России принимает соответствующие Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ) по отношению к деятельности кредитных организаций.
При этом нормы, которые устанавливаются ФСБУ, могут не соответствовать или входить с противоречие с уже утвержденными стандартами ОСБУ Банка России.
Коммуникация с Минфином России по вопросам трактовки ФСБУ учета невозможна, так как у Минфина России отсутствуют полномочия по предоставлению разъяснений в области бухгалтерского учета. Аналогично Банк России не может трактовать положения ФСБУ. Таким образом кредитные организация рискуют попадать под противоречивые регуляторные требования и не могут получить необходимые разъяснения.
Каким образом Банком России планирует проработку обозначенной проблемы?
Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отраслевые стандарты и иные нормативные акты Банка России по бухгалтерскому учету не должны противоречить ФСБУ. Термин «противоречие» в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете не определен, что может неоднозначно сказываться на применении данной нормы закона.
В 2020 году Департамент регулирования бухгалтерского учета представил в Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных фондов Минфина России законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий, что ОСБУ не противоречат федеральным стандартам в случае, если ОСБУ основываются на международных стандартах. Данный проект не получил одобрения.
В этой связи предполагается продолжить взаимодействие с Минфином России, в том числе предполагается обращение Банка России к руководству Минфина России с предложением о пересмотре решения об отказе во внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» в части непротиворечивости ОСБУ и ФСБУ.
Планирует ли Банк России выпуск новых нормативно-правовых актов, регулирующих применение стандартов МСФО, а также рекомендаций, затрагивающих учет и резервирование дебиторской задолженности в рамках МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»?
Выпуск новых нормативных актов, регулирующих применение МСФО, в настоящее время не планируется, поскольку обращения кредитных организаций с предложениями о приведении в соответствие с принципами МСФО бухгалтерского учета каких-либо операций не поступали.
Следует отметить, что Положение Банка России от 27.02.2017 N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» содержит указание на необходимость руководствоваться МСФО и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, при его применении.
Это означает, что порядок отражения в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО отдельных операций, в том числе указанных в вопросе, кредитные организации вправе определить самостоятельно.
На ближайшее время в связи с выпуском Минфином России федеральных стандартов бухгалтерского учета основным направлением совершенствования нормативных актов Банка России по бухгалтерскому учету для кредитных организаций будет являться обеспечение их непротиворечия ФСБУ.
Специальные банковские счета банковского платежного агента, платежного агента, поставщика открываются на едином балансовом счете 40821. Допустимые операции по данным счетам регулируются требованиями Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
За исключением единичных писем отсутствует единый нормативный документ, регламентирующий допустимую корреспонденцию специального банковского счета и иных счетов при зачислении/списании денежных средств, в том числе при зачислении средств на счета незавершенных расчетов, при осуществлении инкассации и т.п. Планирует ли Банк России издание единого разъяснения в разрезе специальных банковских счетов1?
. В соответствии с характеристикой балансового счета N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика», определенной пунктом 4.44 части II Положения Банка России N 579-П, зачисление и списание денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Операции по данному счету регулируются требованиями Федеральных законов N 103-ФЗ и N 161-ФЗ.
Таким образом, Положение Банка России N 579-П не устанавливает каких-либо правил или особенностей ведения бухгалтерского учета операций с банковскими платежными агентами (субагентами) и платежными агентами (субагентами).
Необходимо отметить, что вопросы бухгалтерского учета операций с банковскими платежными агентами (субагентами) и платежными агентами (субагентами) не являются многочисленными.
При этом в каждом случае разъяснения предоставлялись исходя из изложенной в обращении ситуации и конкретных особенностей взаимодействия участников расчетов, то есть не носили общеметодологического характера.
Департамент регулирования бухгалтерского учета выражает готовность предоставить дополнительные разъяснения о порядке бухгалтерского учета по счету N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, ��анковского платежного агента (субагента), поставщика» при получении соответствующих обращений. Вместе с тем, указанные вопросы поступают в единичных случаях.
Банк России подготовил ответы на вопросы и предложения кредитных организаций по бухучету.
В частности, указано, что если в договоре об открытии кредитной линии определен максимальный лимит, то для корректного бухучета условных кредитных обязательств на внебалансовом счете N 91317 при первоначальном признании следует отражать лимит, установленный договором как максимальный размер предоставляемых заемщику денежных средств. Если в договоре максимальный лимит не прописан, то обязательства отражаются на внебалансовом счете N 91317 в дату вступления в силу допсоглашений.
Также отмечено, что не является нарушением зачисление на специальный банковский счет платежного агрегатора денежных средств, переводимых по операциям с электронными средствами платежа, со счетов по учету сумм незавершенных расчетов.
Затронута проблема несогласованности федеральных и отраслевых стандартов бухучета.
Изменения в учётной политике в 2021 году
Каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основанную на Положении № 579-П и иных нормативных документов Банка России. Формируют учетную политику непосредственно главный бухгалтер кредитной организации и его заместители. Обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат следующие элементы учетной политики:
- рабочий План счетов бухгалтерского кредитной организации, который основан на основании Плана счетов, утвержденного Положением № 579-П. В свой План счетов кредитная организация будет включать только те счета, которые будут использоваться ею в своей деятельности;
- унифицированные формы всех первичных учетных документов, которые работники кредитной организации будут использовать при осуществлении своей деятельности, кроме типовых форм, установленных нормативными документами Банка России;
- порядок документооборота, технология обработки всей учетной информации, в том числе передачи информации и всех видов расчетов с обособленными структурными подразделениями кредитной организации – филиалами, дополнительными офисами и т.д.;
- порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов банковских операций, если это не противоречит действующему законодательству и нормативным документам Банка России;
- порядок оценки всех видов имущества и обязательств, а также порядок проведения инвентаризации всех активов и обязательств кредитной организации;
- выбранный способ начисления износа (амортизации) объектов основных средств, нематериальных активов, лимиты принятие объектов к учету в составе основных средств и нематериальных активов, порядок списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Порядок изменения стоимости объектов основных средств в результате переоценки, ремонта, строительства и реконструкции;
- если по отдельным бухгалтерским операциям существуют допустимые законом (федеральным стандартом) разные способы учета, то необходимо выбрать самостоятельно один из них и отразить в учетной политики кредитной организации;
- порядок организации и осуществления внутрибанковского контроля;
- порядок проведения внутреннего аудита в кредитной организации;
- все другие мероприятия, которые необходимы для организации бухгалтерского учета в кредитной организации.
При формировании учетной политики кредитной организации, должно предполагаться, что:
- активы и обязательства кредитной организации существуют и учитываются обособленно от каких-либо иных активов и обязательств, а именно собственников кредитной организации, либо других организаций;
- кредитная организация будет осуществлять свою деятельность непрерывно в будущем, с учетом выполнения всех своих долгосрочных обязательств;
- ранее принятая учетная политика должна осуществляться последовательно, обеспечивая сопоставимость одного учетного периода с другим. Серьезные изменения в учетной политике могут быть обусловлены только изменением законодательства РФ;
- факты совершения банковских операций, а также любого движения имущества и обязательств кредитной организации, должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
В виде схемы учетную политику кредитной организации можно представить следующим образом:
Федеральный закон РФ № 402 от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» предусматривает ответственность руководителя кредитной организации за организацию бухгалтерского учета в ней, а также за соответствие финансовых операций действующему законодательству РФ. Главный бухгалтер кредитной организации несет ответственность:
- за полное ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ;
- за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными документами ЦБ РФ.
Главный бухгалтер обязан обеспечить полное и качественное соответствие всех совершаемых банковских операций законодательству РФ и нормативным актам Банка России, а также контроль за имуществом банка и выполнением всех договорных обязательств кредитной организации.
Все бухгалтерские работники кредитной организации, в части своих должностных обязанностей по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подчиняются главному бухгалтеру. В категорию бухгалтерских работников также входят все работники, которые заняты приемом, оформлением и контролем кассовых и расчетных документов, а также те работники, которые непосредственно отражают банковские и иные операции по счетам бухгалтерского учета. В кредитной организации создается бухгалтерский департамент (управление), который подразделяется на специализированные отделы, а также объединения бухгалтерских работников в специализированные операционные бригады. Помимо этого, бухгалтерским работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которые имею право – единолично оформлять и подписывать документы по набору операций, которые они имеют право совершать. Такие права не могут предоставляться по тем банковским операциям, которые подлежат дополнительному контролю. Распределение счетов между бухгалтерскими работниками осуществляет главный бухгалтер, либо его заместители. Также главный бухгалтер разрабатывает Положения об отделах, которые входят в состав учетно-операционного аппарата кредитной организации.
Кредитная организация обязана устанавливать продолжительность операционного дня – в течение которого все совершенные за день банковские операции будут отражены в бухгалтерском учете кредитной организации, а также время составления баланса по балансовым и внебалансовым счетам. Также устанавливается рабочее время операционных работников, что бы они могли успеть отразить в бухгалтерском учете все совершенные за операционное время банковские операции.
Бухгалтерский учет всех банковских операций кредитной организации, а также всех видов имущества и обязательств ведется в рублях. Средства, обязательства и имущество, выраженные в иностранной валюте, также учитываются в рублевом эквиваленте по действующему курсу ЦБ РФ на определенную дату. Имущество других юридических лиц, которое по каким-то причинам находится в кредитной организации, учитывается обособленно.
Бухгалтерский учет и отчетность ведется кредитной организацией непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица и до момента ее ликвидации.
Бухгалтерский учет ведется на счета бухгалтерского учета в соответствии рабочим Планом счетов кредитной организации, методом двойной записи на взаимосвязанных счетах. Данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета. Все совершаемые кредитной организацией финансовые и хозяйственные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Затраты капитального характера должны учитываться отдельно.
Имеет смысл представить, как выглядит схема бухгалтерского учета в кредитной организации при двойной записи на активном и пассивном счете. Двойная запись – отражение одной и той же операции на счетах дважды, по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Схема учета средств на активном счете
Активный счет Дебет счета Кредит счета Сальдо начальное (СН) –
Означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на начало отчетного периода
Оборот по дебету (ОД) –
Поступление (зачисление) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на счет за операционный период
Оборот по кредиту (ОК) – Списание (выбытие) денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) со счета за операционный период
Сальдо конечное (СК) –
означает сумму денежных средств (имущества, обязательств в денежной оценке) на конец отчетного периода
СК=СН+ОД-ОК
Пассивный счет Дебет счета Кредит счета Сальдо начальное (СН) –
- Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2021 год (Приложение № 1);
- Утвердить учетную политику для целей налогового учета на 2021 год (Приложение № 2);
- Контроль формирования и соблюдения положений учетной политики возложить на главного бухгалтера организации.
- Изменения учетной политики производить в случаях:
- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и налогообложению — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства;
- в случае начала осуществления нового вида деятельности;
- разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий хозяйствования.
- Изменения оформлять необходимыми распорядительными документами.
- Настоящий приказ вступает в действие с «01» января 2021 года.
Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, бухучете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей. Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определив только конкретные нововведения. Также организация вправе отменить действие старых правил отражения хозяйственных операций и формирования отчетности и подготовить новый приказ.
С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:
- действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
- введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
- понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
- в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),
Настройка и печать учетной политики на 2021 год в «1С:Бухгалтерии 8»
Положения учетной политики должны отражать:
- перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
- рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
- должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
- формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
- вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
- лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
- учет материалов, готовой продукции, товаров,
- учет доходов и расходов,
- порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
- прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.
Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:
- информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
- каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
- имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.
В документе под названием «учетная политика для целей бухгалтерского учета» рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.
Независимо от вида деятельности организации утверждают:
- рабочий план счетов и формы первичных документов;
- способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
- способ начисления амортизации;
- порядок исправления ошибок.
Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.
Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.
Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.
Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:
- порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
- порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
- методы оценки материалов, сырья и товаров,
- формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
- учет операций с ценными бумагами,
- в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
- применяемые налоговые регистры и т.д.
Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касается порядка распределения «входящего» НДС.
Учетная политика по бухгалтерскому учету представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
В этой статье мы расскажем, как правильно настроить и распечатать учетную политику на 2021 года в программе «1С:Бухгалтерия 8»
Составляем учетную политику бухгалтерского учета на 2021 год
- Банки
- ПИФы
- Финансовые пирамиды
- Кооперация
- Инвестиции
- Мошенничество
- Финансовая информация
- Статистика кредитных кооперативов
- Документация для кредитных кооперативов
- Правовое регулирование кредитных кооперативов
- Кредитные кооперативы России
- Гостевая книга
- Обучающие услуги
- Загрузки
- Предложения
- Ответы на вопросы
- Журнал «Кредитная кооперация»
- Третейский суд
Скачать бесплатно: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:
— рабочий план счетов предприятия;
— формы первичных документов и других регистров;
— порядок проведения инвентаризации;
— способы оценки обязательств и активов;
— контроль за хозяйственными операциями.
Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
- Номер и дату составления.
- Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
- Суть распоряжения.
- Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
- Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
- Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.
Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8
Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.
Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.
Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.
В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на ОСНО(производство).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
: Учетная политика организации 2013 года на ОСНО(производство).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на ОСНО(услуги).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
: Учетная политика бухгалтерского учета 2013 года на ОСНО(услуги).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб).
Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.
\r\n\r\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\r\n\r\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\r\n\r\n
\r\n\r\n
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
\r\n\r\n
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
\r\n\r\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Учетная политика кредитных организаций 2021
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
В настоящее время основные вопросы бухгалтерского учета в банках (кредитных организациях) регулирует Положение Банка России № 579-П от 27 февраля 2017 года «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», зарегистрированное Министерством юстиции России 20 марта 2017 года № 46021.
Это Положение устанавливает единые правовые и методологические основы построения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России. Данное Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О Центральном банке (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».
В соответствии с этим Положением, основными задачами бухгалтерского учета, применительно к кредитным организациям, являются:
- формирование достоверной, детальной и содержательной информации о всех видах хозяйственной деятельности кредитной организации, ее имущественном положении. Данная информация необходима, прежде всего, внутренним пользователям, к которым относятся – руководители банка, а также его собственники (учредители), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – крупным клиентам банка, держателям его векселей и облигаций, другим кредиторам, потенциальным клиентам, а также государственным контролирующим органам, в том числе налоговым;
- выявление внутренних финансовых резервов кредитной организации для обеспечения полноценной устойчивости, минимизации всех видов возникающих рисков, а также точного и полного соблюдения обязательных экономических нормативов, устанавливаемых Банком России;
- ведение достоверного бухгалтерского учета всех совершаемых финансовых и банковских операций, движения всех требований и обязательств кредитной организации, находящихся в ней денежных и иных ценностей, порядка использования кредитной организацией всех видом материальных и финансовых ресурсов, с целью предотвращения недостач, хищений, неправомерного использования любых видов ценностей;
- обеспечивать полный внутренний контроль за движением всех видов материальных и финансовых ценностей, правомерности всех совершаемых кредитной организацией операций;
- обеспечивать принятие эффективных управленческих решений руководством кредитной организации на основании данных бухгалтерского учета.
Каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основанную на Положении № 579-П и иных нормативных документов Банка России. Формируют учетную политику непосредственно главный бухгалтер кредитной организации и его заместители. Обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат следующие элементы учетной политики:
- рабочий План счетов бухгалтерского кредитной организации, который основан на основании Плана счетов, утвержденного Положением № 579-П. В свой План счетов кредитная организация будет включать только те счета, которые будут использоваться ею в своей деятельности;
- унифицированные формы всех первичных учетных документов, которые работники кредитной организации будут использовать при осуществлении своей деятельности, кроме типовых форм, установленных нормативными документами Банка России;
- порядок документооборота, технология обработки всей учетной информации, в том числе передачи информации и всех видов расчетов с обособленными структурными подразделениями кредитной организации – филиалами, дополнительными офисами и т.д.;
- порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов банковских операций, если это не противоречит действующему законодательству и нормативным документам Банка России;
- порядок оценки всех видов имущества и обязательств, а также порядок проведения инвентаризации всех активов и обязательств кредитной организации;
- выбранный способ начисления износа (амортизации) объектов основных средств, нематериальных активов, лимиты принятие объектов к учету в составе основных средств и нематериальных активов, порядок списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Порядок изменения стоимости объектов основных средств в результате переоценки, ремонта, строительства и реконструкции;
- если по отдельным бухгалтерским операциям существуют допустимые законом (федеральным стандартом) разные способы учета, то необходимо выбрать самостоятельно один из них и отразить в учетной политики кредитной организации;
- порядок организации и осуществления внутрибанковского контроля;
- порядок проведения внутреннего аудита в кредитной организации;
- все другие мероприятия, которые необходимы для организации бухгалтерского учета в кредитной организации.
При формировании учетной политики кредитной организации, должно предполагаться, что:
Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.
Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.
Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.
Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.
Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:
- увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
- увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
- введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
- принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
- уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
- введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.
Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:
- появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
- ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
- изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
- обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
- увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
- регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
- страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
- определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
- шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.
В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:
- скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
- с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
- дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
- на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
- изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
- покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
- ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.
О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.
Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.
В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.
Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:
- полнота отражения фактов хозяйственной жизни
- своевременность отражения операций
- соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца
В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.
В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Организации, которые ведут в установленном порядке бухгалтерский учет ОБЯЗАНЫ вместе с годовой отчетностью за 2020 год представить в свои ИМНС учетную политику на 2021 год. При этом организации, которые используют ключ ЭЦП, отправляют учетную политику в электронном виде.
Такие изменения в НК РБ внесены Законом от 29.12.2020 N 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» в подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК.
Цитируем подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК:
«Статья 22. Обязанности плательщика
1. Плательщик обяз��н:
<..>
Учетная политика на сегодня является одним из главных инструментов ведения бухгалтерского учета. Поэтому сейчас всё больше внимания уделяется на ее формирование и раскрытие. Она призвана уделять внимание всем аспектам учета, не зависимо от характера деятельности предприятия. Её полное отсутствие или важных элементов является грубым нарушением.
Финансовый результат определяется показателями прибыли и убытка в течение отчетного периода. Формирование их итогов осуществляется на счёте 99 «Прибыли и убытки». Он представляется разницей доходов и расходов. Превышение доходов- прибыль, а расходов — убыток. Соответственно полученная прибыль или убыток ведет к увеличению или уменьшения капитала организации. Прибыль — это субъективный показатель, который создает именно бухгалтер. Именно от него зависит как оценить поступившие денежные средства и как представить данную информацию заинтересованным лицам. Поэтому прибыль зависит от момента демонстрации в учёте.
Полученная прибыль зависит от методов учета, т.е. способ его ведения, которые и прописаны в учетной политики. У каждой организации свои способы. И даже, если характер деятельности одинаков,это не значит, что методы будут использовать одни и те же.
Вывод.
Таким образом, можно сделать вывод, что от выбора элементов учетной политики зависит величина формируемого финансового результата. Любое решение, принятое руководством предприятия, по созданию учетной политики или внесению каких-либо изменений сказывается на деятельности предприятия. Правильно созданная учетная политика принесет своей организации большую прибыль, а неправильная — убыток.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) обязательные резервные требования;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени;
9) другие инструменты, определенные Банком России.Для обеспечения стабильности цен в стране, занятости населения и роста объема реального производства Центральный банк проводит денежно-кредитную (монетарную) политику.
Среди инструментов реализации монетарной политики в 2020-2021 годах можно выделить следующие:
1. Ключевая ставка Банка России. Коммерческие банки, заимствующие средства у Центрального банка, с изменением ключевой ставки вынуждены повышать/понижать стоимость кредитов для бизнеса и населения, влияя, таким образом, на денежную массу.
2. Денежная база. Для изменения объема денежной базы ЦБ может использовать операции на открытом рынке. Покупка Центробанком государственных ценных бумаг приводит к увеличению резервов коммерческих банков, что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов банковского кредитования и росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг имеет обратные результаты.
3. Норма обязательного резервирования. Увеличивая нормы объемов активов, которые коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ, Банк России может влиять на денежное предложение. Увеличивая или уменьшая резервные требования, ЦБ влияет на кредитные возможности банков, т. е. регулирует их кредитную активность. Повышение норм резервирования приводит к сокращению кредитования населения и предприятий, а соответственно, и к уменьшению денежного предложения.С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н
В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.
Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
- Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
- Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
- Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
- Номер и дату составления.
- Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
- Суть распоряжения.
- Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
- Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
- Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.
С 2020 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.
Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.
Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы не имеют значения.
Если организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.
При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не осуществила такое разделение, оштрафуют налоговики.
Каждый банк разрабатывает и утверждает учетную политику, которая должна включать документы, отражающие особенности деятельности каждого банка, а также масштабность выполняемых банком операций, условия деятельности его филиалов и отделений. В соответствии с Положением № 302-П подлежат утверждению в составе учетной политики банка, следующие документы.
Рабочий план счетов банка, который представляет собой перечень лицевых счетов, открытых банком с момента его создания до ликвидации или реорганизации. Перечень фиксируется в книге лицевых счетов, открытых в банке. Ежедневно книга автоматически дополняется распечаткой вновь открытых лицевых счетов за рабочий день, а также указываются лицевые счета клиентов, закрытые по их заявлению. Информация, содержащаяся в книге лицевых счетов, является очень важной, так как она включает информацию обо всех операциях, выполненных коммерческим банком. Сокрытие указанной информации считается уголовным преступлением.
В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.
Образец учетной политики на 2021 год с приложениями
Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:
Создание новой организации
В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)
Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)
Внесение изменений в учетные политики
По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)
- В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
- В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА
Внесение дополнений в учетные политики
На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)
В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .
Такие основные средства, как здания, сооружения, устройства передаточные, машины и оборудование, средства транспортные, не могут быть отнесены к запасам (отдельным предметам в составе средств в обороте), даже если оговорить это в учетной политике, поскольку соответствующая запись в учетной политике будет противоречить законодательству.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
В марте нужно сдать годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год, а также подать декларации по ряду налогов.
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Если работник заболел в 2020 г., а листок нетрудоспособности закрыл в 2021 г., повышение федерального МРОТ при расчете пособия нужно учесть в следующих случаях:
- на дату открытия больничного страховой стаж меньше 6 месяцев. Если дни болезни пришлись на несколько месяцев, пособие для каждого месяца считается отдельно;
- на больничном стоит отметка о нарушении режима лечения, датированная 2021 г.;
- пособие в расчете за полный календарный месяц оказалось меньше МРОТ.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Также новый МРОТ нужен при определении среднего заработка для расчета пособия. Если больничный открыт в 2021 г. и при этом в расчетном периоде сотрудник ничего не зарабатывал или его средний заработок за месяц составил меньше 12 792 руб., то для расчета пособия берется средний дневной заработок в размере 420,56 руб. (12 792 руб. х 24 /730).
Минфин внес множество изменений и дополнений в порядок осуществления и регулирования аудиторской деятельности.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Методика учета операций по кредитованию юридических лиц (разовая выдача)
- Методика учета кредитов, предоставленных юридическим лицам, по амортизированной стоимости
- Методика учета кредитов, предоставленных юридическим лицам, по справедливой стоимости через прочий совокупный доход
- Методика учета кредитов, предоставленных юридическим лицам, по справедливой стоимости через прибыль или убыток
Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов.
Ваши семинары всегда очень информативны, структурированы. Благодарю Климову Марину Аркадьевну за профессиональную подачу информации и чувство юмора! Примеры из жизни, фразы записываю, как выстроить диалог с проверяющими. Очень важны рекомендации на нормативный материал.
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
При этом продолжает действовать постановление N 802, которым предусмотрено, что организации вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января 2019 г. — по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств.
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
В сравнении с ранее действовавшим порядком был добавлен новый случай, при котором комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств: переход основных средств при реорганизации.Похожие записи: