Пбу в бухгалтерском учете 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пбу в бухгалтерском учете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Досье на проект

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2020, N 6, ст. 698), программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2019 г., регистрационный N 55062), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (далее Стандарт).

2. Установить, что Стандарт применяется с 1 января 2022 года. Организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока.

Министр А.Г. Силуанов

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от N

Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции

1. Настоящий федеральный стандарт бухгалтерского учета (далее — Стандарт) устанавливает требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.

2. Для целей настоящего Стандарта:

а) под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета;

б) под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).

3. Документы бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 6 декабря 2011 года «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон «О бухгалтерском учете») (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344), а также настоящим Стандартом.

4. Документы бухгалтерского учета должны быть составлены на русском языке, за исключением случаев, установленных настоящим Стандартом.

Первичный учетный документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык, за исключением случая, установленного настоящим Стандартом.

5. В случае если законодательство или правила страны — места ведения деятельности за пределами Российской Федерации требуют составления документов бухгалтерского учета на языке данной страны, то такие документы составляются на соответствующем иностранном языке. При этом регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.

6. Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета записывается в регистрах бухгалтерского учета в рублях независимо от валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности экономическим субъектом, за исключением абзаца второго настоящего пункта.

Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записывается в регистрах бухгалтерского учета одновременно в такой валюте и в рублях, если иное не установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета.

7. При указании реквизитов, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — обязательные реквизиты), в первичном учетном документе:

а) в качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами) ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события;

б) в случае отличия даты составления первичного учетного документа от даты совершения факта хозяйственной жизни указывается информация о дате совершения факта хозяйственной жизни;

в) в случае включения обязательных реквизитов в первичный учетный документ на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни (далее — оправдательный документ) указывается информация, позволяющая идентифицировать соответствующий оправдательный документ.

8. При составлении экономическим субъектом первичных учетных документов допускается:

а) оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным учетным документом;

б) оформлять длящиеся факты хозяйственной жизни (например, начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов и обязательств), а также повторяющиеся факты хозяйственной жизни (например, поставка товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору) первичными учетными документами, составляемыми с периодичностью (например, сутки, неделя, месяц, квартал), определяемой экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности, предусмотренным Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г., регистрационный N 12522), при условии обязательного их составления на отчетную дату;

в) оформлять ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами одним первичным учетным документом;

г) использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные или полученные в процессе деятельности экономического субъекта, в частности, для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, государственными органами, для управления экономическим субъектом (например, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет) при условии, что указанные документы содержат все установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязательные реквизиты первичного учетного документа.

9. Система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать:

а) полноту информации (получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям);

б) отражение объектов бухгалтерского учета в хронологической последовательности (далее — хронологическая запись) и систематическое накапливание информации о них на счетах бухгалтерского учета (далее — систематическая запись);

в) ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах (далее — синтетический учет) и аналитических счетах (далее — аналитический учет);

г) системность информации (взаимосвязь хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета, учетной и отчетной информации);

д) обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов);

е) достоверность информации (полнота и точность представления объектов бухгалтерского учета);

ж) своевременность информации (формирование информации об объектах бухгалтерского учета в период, когда эта информация необходима ее пользователям);

з) юридическую значимость учетных записей (свойство учетных записей выступать в качестве подтверждения объектов бухгалтерского учета, включая с��ершившиеся факты хозяйственной жизни).

10. Правильность отражения объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Все действующие ПБУ в 2020-2021 годах

27. Документооборот в бухгалтерском учете организуется руководителем экономического субъекта.

28. Организация документооборота в бухгалтерском учете должна обеспечивать:

а) своевременное отражение объектов бухгалтерского учета в бухгалтерском учете, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета и составление на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) предотвращение несанкционированного доступа к документам бухгалтерского учета.

29. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

  • Изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/2001
    • Кто может не применять стандарт
    • Запасы для управленческих нужд
    • Что относится к запасам?
    • Учет несущественных активов
    • Учет скидок при приобретении запасов
    • Отсрочка платежа при приобретении запасов
    • Приобретение неденежными средствами
    • Безвозмездное получение запасов
    • Оценка запасов от разбора ОС
    • Исключение из себестоимости запасов
    • Оценка продукции сельского, лесного, рыбного хозяйства, товаров, торгуемых на биржах
    • Оценка товаров в рознице
    • ТЗР при приобретении товаров
    • Фактическая себестоимость НЗП и ГП
    • Резерв под обесценение запасов
    • Оценка запасов при выбытии
  • Запасы нужно будет учитывать по правилам нового ФСБУ 5/2019.

В 2020 году бухгалтерам приходится фактически разбираться сразу в трех новых и сложных стандартах. Бухгалтерский учет по ПБУ 18/02 технически упрощается, но требует «перестройки» сложившегося мышления в отношении разниц между данными бухгалтерского и налогового учета. Учет договоров аренды по ФСБУ 25/2018, а также учет запасов по ФСБУ 5/2019 с 2021 года значительно усложнится. Бухгалтерам придется разбираться в новых терминах, таких, например, как справедливая стоимость и процент дисконтирования, и правилах их расчета. Правила формирования показателей бухгалтерской отчетности теперь будут в еще большей степени приближены к правилам МСФО, что, вероятно, является положительным изменением для крупного бизнеса, но одновременно сильно усложнит учет и увеличит трудозатраты на него для малого и среднего бизнеса.

  1. Ставка налога снизилась до 2% (была 2,2%).

  2. Упразднена отчетность по авансовым платежам по налогу на имущество.

  3. Налог рассчитывается по кадастровой стоимости.

  1. Дивиденды, полученные за рубежом, включены в состав налогооблагаемых доходов, вне зависимости от того, платили ли с данного дохода налоги за рубежом.

  2. Объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не относятся к амортизируемому имуществу.

  3. Метод амортизации надо выбирать на пять лет.

  4. Продлено действие нормы, по которой уменьшать налоговую базу за текущий период можно на сумму убытков прошлых лет не более чем на 50%.

  5. Правопреемнику запретили учитывать убытки предшественника, если при проверке инспекция обнаружит, что основной целью реорганизации был учет убытков.

  6. В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть больше расходов, в том числе расходы на создание некоторых объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.

  7. Участники региональных инвестиционных контрактов смогут платить налог на прибыль по ставке 0% с учетом новых правил,, прописанных в статьях 2 и 3 Закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ. Новые правила можно будет применить к прибыли от деятельности по инвестконтракту при условии раздельного учета доходов и расходов, либо ко всей полученной прибыли, если доходы от реализации по инвестконтракту составляют не менее 90% от всех доходов без учета курсовой разницы.

  • Вычеты НДС с покупок, предназначенных для создания нематериальных активов, можно применить сразу, не дожидаясь, когда нематериальный актив будет готов к использованию.

Изменения по НДС грядут для IT компаний с 2021 года

Льгота по НДС – освобождение от налогообложения реализации прав на компьютерные программы и базы данных – теперь будет распространяться только на реализацию ПО, которое включено в российский реестр программного обеспечения (однако льгота не будет распространяться на ПО, переданное для целей рекламы в интернете или поиска потенциальных клиентов). IT-компании, реализующие включенное в госреестр ПО, смогут также принять к вычету входной НДС по маркетинговым и рекламным услугам, приобретенным для реализации такого ПО.

  1. Представлять декларации по этим налогам не нужно — налоговая будет сама присылать суммы для оплаты.

  2. Если у организации есть право на льготы по этим налогам, она должна теперь подать в налоговую инспекцию заявление о предоставлении льготы.

  3. Начиная с уплаты налога за 2020 год срок уплаты транспортного и земельного налога — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок закреплен на федеральном уровне и регионы больше его не устанавливают.

  1. В 2020 году ИП-упрощенцы, вновь зарегистрировавшиеся в ИФНС, которые ведут деятельность в некоторых сферах, смогут уплачивать налог по нулевой ставке.

  2. Введены послабления и освобождение от уплаты авансовых платежей для упрощенцев, пострадавших от коронавируса.

С 2021 года:

  1. При выполнении определенных условий налоговые каникулы для ИП на УСН продлятся до 2024 года.

  2. Установили повышенные ставки и новые лимиты — УСН смогут применять те, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.

  1. С 2021 года ЕНВД отменяется. Снятие налогоплательщиков с налогового учета будет осуществлено автоматически.

  2. Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря 2020 года (для применения УСН есть ограничения по количеству работников – не более 130 человек, и по годовому доходу — не более 200 млн руб.).

  3. ИП также вправе выбрать патент. При этом годовой доход не должен превышать 60 000 000 рублей и численность работников не больше 15 человек.

  4. Если налогоплательщики до конца года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то они будут переведены на общий режим налогообложения.

Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 2021

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Новое для бухгалтера в 2021 году

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

С 1 января 2021 года вступил в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 «Запасы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.

Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

В то же время согласно абз. 4 п. 4 ПБУ 6/01 активы со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей за единицу), в отношении которых соблюдаются условия п. 4 ПБУ 6/01 для принятия их к учету в качестве основных средств, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.

Минфин России в письме от 02.03.2021 № 07-01-09/14384 разрешил это противоречие. Ведомство отметило, что малоценные активы со сроком использования более 12 месяцев могут учитываться в составе запасов, как и прежде, то есть до вступления в действие ФСБУ 5/2019.

Напомним, что с 1 января 2022 года станет обязательным к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н. Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 затраты на приобретение активов, удовлетворяющих условиям для признания их в качестве основных средств, но стоимостью меньше лимита, установленного организацией, признаются расходами периода, в котором они понесены (если организация приняла такое решение). Таким образом, с 1 января 2022 года учитывать такие активы в составе запасов нельзя.

Те организации, которые приняли решение применять ФСБУ 6/2020 уже с 2021 года, воспользоваться предложенной Минфином России рекомендацией по учету рассматриваемых активов в составе МПЗ не смогут. Они должны в зависимости от принятого решения:

  • учитывать такие активы в составе основных средств
  • либо затраты на приобретение таких активов признавать в расходах того периода, в котором они понесены, т. е. в котором такие активы приобретены (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.

Учетная политика 2021: УСН «доходы»

Некоторые организации на УСН с объектом «доходы» считают, что им в принципе не нужна учетная политика. Но это не всегда так. Действительно, доходным упрощенцам нечего прописать в учетной политике для целей налогообложения. Но учетная политика для бухучета на 2021 г. им может понадобиться.

Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.

Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).

На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).

Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Изменения в бухгалтерском и налоговом учёте с 2021 года

Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

  1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
  2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
  3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
  4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
  5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

ПБУ — это основной нормативный документ для ведения бухгалтерии коммерческого предприятия. Положения применяются независимо от системы налогообложения и размера бизнеса. В ПБУ прописаны правила и требования, которым должен соответствовать бухучет фирмы. Утверждены положения по бухучету МинФином РФ.

Справочник ПБУ нужен для понимания того, что регламентирует каждое положение и когда его нужно применять. Не факт, что вы применяете все положения. Часть из них вам не понадобится, все зависит от характера и размеров деятельности.

Для справки: в статье рассказываем только о ПБУ, регламентирующих бухучет у коммерческих организаций и ИП. Учет у некоммерческих и кредитных учреждений ведется иначе и на основании других нормативов.

В справочнике ПБУ называются ситуативными, так как используются гораздо реже предыдущих. Эти стандарты регламентируют конкретные бухгалтерские операции. К таким положениям относятся:

  • «Учет договоров строительного подряда»;
  • «Информация о связанных сторонах»;
  • «Учет государственной помощи»;
  • «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • «Учет расходов на НИОКР»;
  • «Учет финансовых вложений»;
  • «Информация об участии в совместной деятельности»;
  • «Изменение оценочных значений»;
  • «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
  • «Отчет о движении денежных средств».

Для ведения бухучета без ошибок, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Нормативная база сервиса полностью соответствует ФЗ «О бухучете» и ПБУ. Бесплатный 30-дневный период предоставляется всем новичкам.

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Новые правила учета запасов с 2021 года. Применение ФСБУ 5/2019

Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ. В 2020 году их действует 24, а 25-й уже утвержден, но еще не вступил в действие. Со временем они будут заменяться новыми бухгалтерскими НПА — федеральными стандартами.

Узнать больше о специфике ПБУ вы можете из статей:

  • «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»;
  • «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

Следует отдельно отметить, насколько предлагаемые ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, правила учета аренды значимо меняют возможности заинтересованных пользователей отчетности по оценке степени зависимости организаций-арендаторов от внешних источников финансирования. Признание арендованного имущества в качестве актива требует отражения в пассиве баланса и связанных с этим обязательств компании — «обязательств по аренде» (п. 10 ФСБУ 25/2018). Таким образом, в отличие от ситуации, когда в пассиве в составе краткосрочных обязательств фигурировала только текущая задолженность компании-арендатора по арендной плате, теперь в отчетности будет виден реальный объем финансирования деятельности компаний-арендаторов со стороны арендодателя.

Если с позиций гражданского законодательства приобретение имущества в собственность и получение его в аренду представляют собой совершенно различные сделки, с экономической точки зрения они сопоставимы. Так, компания, например, получив кредит, может купить основные средства, а может взять их в финансовую аренду. В этом случае, если с позиций временной ценности денег платежи по кредиту (или единовременно уплачиваемая цена основных средств) сопоставимы с арендными платежами, эти сделки можно рассматривать как альтернативные. И здесь важно понимать, что у арендодателя при реализации договора аренды формируется такая же степень зависимости от привлеченных источников средств, как и в случае получения им кредита. Ведь арендодатель вкладывает деньги в соответствующее имущество и обеспечивает им арендатора, избавляя его от данных расходов за соответствующую плату. Более того, как у собственника имущества у арендодателя возможности лишить арендатора данного источника финансирования даже превышают соответствующие полномочия заимодавца (см. ст. 619 ГК РФ).

Таким образом, отражение в пассиве баланса организации-арендатора его обязательств по договорам аренды в полном объеме обеспечивает возможность оценки подлинных масштабов зависимости деятельности такой компании от внешних источников финансирования.

В отличие от норм ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), ФСБУ 6/2020 достаточно детально определяет основания выбора организацией способа начисления амортизации.

Согласно пункту 34 ФСБУ 6/2020, «выбранный способ начисления амортизации должен:

а) наиболее точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств;

б) применяться последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев, когда меняется распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств».

Согласно пункту 35 ФСБУ 6/2020, «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется периодом, в течение которого их использование будет приносить экономические выгоды организации, начисляется линейным способом или способом уменьшаемого остатка.

Начисление амортизации линейным способом производится таким образом, чтобы подлежащая амортизации стоимость объекта основных средств погашалась равномерно в течение всего срока полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта.

Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка производится таким образом, чтобы суммы амортизации объекта основных средств за одинаковые периоды уменьшались по мере истечения срока полезного использования этого объекта. При этом организация самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации за отчетный период, обеспечивающую систематическое уменьшение этой суммы в следующих периодах».

Пункт 36 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств, начисляется способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).

Начисление амортизации способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) производится таким образом, чтобы распределить подлежащую амортизации стоимость объекта основных средств на весь срок полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как произведение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств на отношение показателя количества продукции (объема работ в натуральном выражении) в отчетном периоде к оставшемуся сроку полезного использования объекта основных средств».

Таким образом, у организаций, признающих основные средства частью своих активов, остается возможность применять один из трех способов исчисления сумм амортизации:

  • линейный способ;

  • способ уменьшаемого остатка;

  • способ пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).

ФСБУ 6/2020 вводит понятие «элементы амортизации». Пунктом 37 ФСБУ 6/2020 устанавливается, что «срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее — элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете».

«Элементы амортизации объекта основных средств, — гласит ФСБУ 6/2020, — подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений».

Пункт 15 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. [При этом] Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940)».

Согласно пункту 17 ФСБУ 6/2020, «переоценка … основных средств проводится путем пересчета их первоначальной стоимости и накопленной амортизации таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств».

Данные положения развивают и предписания, определяемые пунктом 38 ФСБУ 6/2020, согласно которым «организация проверяет [должна проверять — М.П.] основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).

Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта основных средств, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения».

Нормативная база бухгалтерского учета 2021

В 2020 году вступили в силу изменения, внесенные в ПБУ 13/2000 Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н (далее — Приказ № 248н).

Новшества, предусмотренные данным документом, предприятия обязаны применять с бухгалтерской отчетности за 2020 г. Изменения учета и отчетности по ПБУ 13/2000 должны найти свое отражение в итоговых показателях 2020 г. и входящих остатках на 01.01.2021.

Далее надлежит вести учет и составлять отчетность по измененным правилам. В связи с этим нужно проверить наличие в учетной политике ссылок на выбранные организацией модели учета данных операций.

ПБУ 13/2000 востребовано в прошлом и текущем году, так как в силу необходимости поддержания экономики в период пандемии бюджетные ассигнования в бизнес увеличились и по объему, и по составу выплат. При этом требование об учете, отчетности и правильном указании в отчетности данных выплат усилено и приведено в соответствие с реалиями.

Поскольку поступление средств из бюджета обычно не облагают налогами, для ведения учета важны дополнения-новации в перечне случаев, когда ПБУ 13/2000 не применяется. Это случаи получения государственной помощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной с:

  • участием государства в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий (раньше в этой норме говорилось только о российском участии в уставных (складочных) капиталах юридических лиц);
  • возмещением из бюджета недополученных организацией доходов или финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе. При использовании данной новации нужно учитывать и разъяснения Минфина России о неприменении ПБУ 13/2000 при данных возмещениях (cм. письмо Минфина России от 11.09.2020 № 07-01-09/79827).

Как было уже отмечено, изменения, внесенные в ПБУ 13/2000, организации должны применять начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г. Речь идет о случаях получения государственной помощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной с:

  • государственным регулированием цен и тарифов;
  • применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставления фискальных льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и т. д.).

Если указанные выше поступления не подлежат учету как целевые поступления по ПБУ 13/2000, то какой порядок их учета? Данные суммы, получаемые из бюджетов различных уровней на подобные цели, следует учитывать в общем порядке, оговоренном в ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденном Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 06.04.2015).

То есть их включают в доходы по обычным видам деятельности (Кредит счета 91/1 «Прочие доходы») наряду с полученной (подлежащей получению) платой по установленному тарифу.

В налоговом учете доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в этом перечне не поименованы, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Такой вывод представлен в письме Минфина Россииот 25.01.2018 № 03-03-06/1/4010 и в письме ФНС России от 30.06.2014 № ГД-4-3/[email protected]

НА ЗАМЕТКУ

В бухгалтерской отчетности сумму возмещения затрат отражают по строке «Прочие доходы» Отчета о финансовых результатах. В Декларации по налогу на прибыль эту сумму нужно отражать по строке «Внереализационные доходы» (строка 100 Приложения 1 к Листу 02; строка 20 Листа 02).

Сумма компенсации не является оплатой товаров, работ, услуг (ст. 153, 154 НК РФ), поэтому налоговая база по исчислению НДС с данной оплаты отсутствует, налог не начисляется.

Приведем пример отражения в учете данных операций.

ПРИМЕР 1

Организация заключила Соглашение с федеральным департаментом финансов на получение компенсации по возмещению бюджетными средствами ремонта дорожного покрытия, находящегося на балансе субъекта федерации.

По условиям Соглашения бюджет стоимости выполняемых работ не может превышать 80 % от их среднерыночной стоимости, определяемой по данным Росстата, и не может быть выше себестоимости этих работ у организации.

Недополученные доходы возмещаются бюджетом. Договор на ремонтные работы заключен с дорожно-строительным управлением города (ДСУ).

  1. Согласно акту приемки-сдачи работ выполнены ремонтные работы на сумму 600 000 руб. (в том числе НДС 20 % — 100 000 руб.), что отражено бухгалтерскими проводками:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи» — 600 000 руб.;

Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 68/2 «Расчеты по НДС» — 100 000 руб.

  1. Поступила оплата от ДСУ за выполненные работы, что отражено бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 600 000 руб.

  1. Согласно условиям Соглашения составлен отчет в департамент финансов с указанием:
  • стоимости выполненных работ — 600 000 руб.;
  • среднерыночной стоимости данных работ — 900 000 руб.;
  • 80 % от среднерыночной стоимости работ — 720 000 руб.;
  • себестоимости работ по данным учета — 600 000 руб.;
  • суммы недополученных доходов — 300 000 руб. (900 000 – 600 000).
  1. Согласно утвержденному отчету департамент компенсировал организации недополученные доходы, что отражено бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 91/1 «Прочие доходы» — 300 000 руб.

  1. Начислен налог на прибыль с полученной компенсации:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 68 «Налог на прибыль» — 60 000 руб. (300 000 руб. × 20 %).

Исходя из дополнений в ПБУ 13/2000, в бухучете нужно формировать информацию о государственной помощи, предоставленной из бюджетов, в частности, в виде субсидий. Для этого в учете необходимо обеспечить раздельный учет бюджетных средств на финансирование:

  • капитальных затрат, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
  • текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Согласно изменениям, внесенным в ПБУ 13/2000, есть два способа отражения бюджетных средств в бухучете:

  • по мере их фактического получения из бюджета;
  • как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

Выбранный способ учета бюджетных поступлений организация должна закрепить в учетной политике. С учетом этого требования формируются данные в учете и отчетности.

Рассмотрим варианты признания в учете бюджетных средств на примере получения субсидии.

Начиная со 2 квартала 2020 г. организации, осуществляющие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях распространения COVID-19, имели право на получение финансовой помощи из бюджета.

Для поддержки бизнеса, пострадавшего от распространения коронавируса, государством были приняты следующие меры: освобождение от налогов и взносов, получение безвозмездной помощи (субсидии из федерального бюджета). Правила отражения безвозмездной помощи в учете изложены в ПБУ 13/2000.

Бюджетные средства, принятые к бухучету, отражаются в учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капиталовложений и т. д. (п. 7 ПБУ 13/2000).

Списание бюджетных средств следует производить в соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000. Субсидию нужно списывать в периоды признания расходов, на финансирование которых она предоставлена.

М. А. Чванова, бухгалтер, аудитор, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2021.

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

[1]

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
  • ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;

Что изменилось в ПБУ 18/02 с 2020 года и как применять его обновленную редакцию, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.

ФСБУ 25/2018 «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, начнет применяться с отчетности за 2022 год. Почитать о нем можно здесь.

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

Номер ПБУ Наименование ПБУ Приказ Минфина Последнее изменение
без номера Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 № 74н от 11.104.2018

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.

ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

ПБУ — это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут бухгалтерский учет.

Учетная политика — 2021: изменения, проверка УП 2020

N 160-ФЗ следующие положения по бухгалтерскому учету считаются федеральными стандартами бухгалтерского учета:

ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”,

ПБУ 2/2008 “Учет договоров строительного подряда”,

ПБУ 3/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте”,

ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”,

ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”,

ПБУ 6/01 “Учет основных средств”,

ПБУ 7/98 “События после отчетной даты”,

ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”,

ПБУ 9/99 “Доходы организации”,

ПБУ 10/99 “Расходы организации”,

ПБУ 11/2008 “Информация о связанных сторонах”,

ПБУ 12/2010 “Информация по сегментам”,

ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи”,

ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов”,

ПБУ 15/2008 “Учет расходов по займам и кредитам”,

ПБУ 16/02 “Информация по прекращаемой деятельности”,

ПБУ 17/02 “Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы”,

ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”,

ПБУ 19/02 “Учет финансовых вложений”,

ПБУ 20/03 “Информация об участии в совместной деятельности”,

ПБУ 21/2008 “Изменение оценочных значений”,

ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности”,

ПБУ 23/2011 “Отчет о движении денежных средств”,

ПБУ 24/2011 “Учет затрат на освоение природных ресурсов”.

ПБУ 6/01 (далее – ПБУ) установлено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н. Соблюдать правила ПБУ 6/01 «Учет основных средств» обязаны организации любых форм и сфер деятельности, кроме кредитных и бюджетных учреждений (п. 1 ПБУ). ИП вправе осуществить выбор: применять ПБУ «Основные средства» или не применять.

Более детальное изучение правил данного ПБУ и нюансов их применения будет понятнее при рассмотрении их на определенном примере.

По ПБУ 6/01 «Учет основных средств» срок полезного использования (сокращенно – СПИ) имущества устанавливается организациями исходя из планируемого периода использования, износа и иных временных ограничений по применению ОС (п. 20 ПБУ). Четкого разделения объектов по СПИ нет.

Организации для сближения процедуры отражения амортизационных затрат в БУ с НУ используют Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Применение данной классификации при установлении СПИ отражено в п. 1 ст. 258 НК РФ.

После 2 лет использования аквариума и террариума ООО «Зоо-ленд» провело замену вышедшей из строя подсветки в аквариуме на сумму 2 620 руб. (включая НДС) и поставило в террариум более совершенные системы вентиляции и нагрева на сумму 46 730 руб. (включая НДС).

По аквариуму ремонтные затраты за исключением НДС списаны на расходы организации. По террариуму затраты на модернизацию включены в состав его первоначальной стоимости (п. 14 и п. 27 ПБУ). СПИ по террариуму пересмотрен в сторону увеличения на 3 года (п. 20 ПБУ).

В рассматриваемом ПБУ отсутствуют пояснения по определению ежемесячной амортизации ОС после его модернизации. Перерасчет амортизации осуществляется на основании примера, приведенного в п. 60 Методических рекомендаций по бухучету ОС, утвержденным приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

Пересчет амортизации модернизированного оборудования в ООО «Зоо-ленд»:

Показатель Аквариум Террариум
Классификация произведенных работ Ремонт Модернизация
Первоначальная стоимость после работ 48 992 руб.(без изменений) 264 237 руб.= 224 635 + 46 730 :118 * 100
СПИ после работ 132 мес.(без изменений) 156 мес.= 144 (исходный) + 36 (добавленный) – 24 (использованный)
Ежемесячная амортизация после работ 371 руб.(без изменений) 1 454 руб.= (264 237 – 1 560*24 мес.) : 156 мес.

Важно! Увеличение срока в НУ в результате модернизации ОС допустимо в пределах диапазона, установленного Классификацией ОС для определенной амортизационной группы (абзац 2 п. 1 ст. 258 НК РФ).

Подробнее об учете модернизации ОС читайте в статье «Модернизация основных средств – бухгалтерский и налоговый учет».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *