Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с 1 января 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Продлено применение пониженной ставки по НДС в размере 10 % для авиакомпаний при осуществлении внутренних воздушных перевозок.
Нулевая ставка останется для перелетов в Крым, Севастополь и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также тех маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области.
Изменения в налоговом законодательстве в 2021 году
Со следующего года, помимо освобождения от НДС реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, не облагается НДС и продажа доли в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества.
Льгота для сельхозпроизводителей
До конца 2021 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция: для собственного потребления или для перепродажи.
С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.
В 2020 году действовал мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротство, Этим правом за 9 месяцев 2020 года воспользовались 708 компаний и 146 ИП.
Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.
С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.
Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.
При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.
Предусмотрены исключения:
- реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
- реэкспорт;
- реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.
Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
- количество прослеживаемого товара.
При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.
Ее уже нужно будет сдать за 4 квартал 2020 года. В декларацию по НДС внесены следующие изменения:
- заменены штрихкоды,
- с титульного листа удалена строка, в которой ранее отображалась информация о коде ОКВЭД,
- в раздел 1 добавлены строки для сведений о защите и поощрении капиталовложений,
- добавлены новые коды для безвозмездной передачи имущества для борьбы с COVID-19 или участия в исследовании Антарктиды,
- введены коды по операциям реализации услуг в международных аэропортах и услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами,
- новые коды для IT-отрасли.
Дайджест № 50. Изменения по налогам с 1 января 2021 года
Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!
В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.
На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.
Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.
Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.
В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.
Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.
Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.
Итак, что изменилось в НДС:
1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).
Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.
2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).
Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.
Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.
Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).
3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.
Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).
4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.
Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.
5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.
С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.
6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:
- в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
- в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
- в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».
Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года
В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.
Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.
По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):
- экспортируемые,
- находящиеся в свободной таможенной зоне,
- международная перевозка продукции,
- транспортировка нефти и нефтепродуктов,
- транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Компании и ИП с 2021 года по-другому будут учитывать ряд операций. А именно:
- С 2021 не облагаются НДС операции по реализации и передаче на территории РФ:
— исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включённые в ЕРРП и баз данных. Исключение: случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу;
— исключительных прав на изобретения и полезные модели (образцы);
— неисключительных прав иностранному лицензиату, если место реализации услуг — территория иностранных государств.
- С 2021 года операции, совершаемые организациями-банкротами по реализации товаров (работ, услуг), также будут освобождаться от НДС.
- До 31 декабря 2021 года включительно[1] применяется ставка НДС 10 % при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (кроме услуг, указанных в пп. 4.1 — 4.3 п. 1 ст. 164 НК РФ)[2].
- С 2021 года чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде[3].
- Налоговую декларацию по НДС за четвёртый квартал необходимо сдавать по обновлённой форме[4].
Расскажем обо всём подробнее.
С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, касающиеся НДС. Большую часть компаний и предпринимателей правки обойдут стороной, так как касаются они только специфичных операций.
Перестает действовать ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2020 № 118-ФЗ. Теперь при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа, НДС начисляйте по ставке 20 %. Ранее действовала ставка 10 %.
Планировалось, что для внутренних воздушных перевозок ставка НДС изменится с 10 % до 20 %. Однако действие 10%-й ставки продлили до 1 января 2022 года (ст. 4 Закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Льготная ставка 0 % сохраняется для авиаперевозок:
- пункт назначения или вылета которых находится в Крыму или Севастополе;
- пункт назначения или вылета которых находится в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе;
- маршрут которых, не связан с Москвой и Московской областью.
Покупатели-иностранцы могут компенсировать НДС при покупке товаров в розничной торговле. Для этого им раньше выставляли бумажный чек, теперь можно выставить чек в электронном виде.
Электронный чек направляют в таможенную службу, сотрудники которой подтверждают факт вывоза товара за пределы РФ и направляют продавцу сведения для выплаты компенсации.
Налоговый кодекс – 2021: обзор изменений
В 2021 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.
Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.
Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.
С 1 января 2021 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:
Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ
Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.
С 2021 года начнет действовать новая форма 6-НДФЛ, которая закреплена приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753. По сути 6-НДФЛ теперь объединена с формой 2-НДФЛ.
Так как форму 2-НДФЛ с 2021 года отменили, информацию о доходах и удержанных налогах выдавайте сотруднику по форме из Приложения № 4 к Приказу ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753.
Приказом ФНС РФ от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615 обновлена форма 3-НДФЛ. В форме учтены новые особенности исчисления НДФЛ и возврата налога.
С 1 января 2021 года НДФЛ с доходов свыше 5 млн рублей удерживайте по ставке 15 %. Прогрессивный подоходный налог уплачивайте на специальный КБК 182 1 01 02080 01 0000 110, утвержденный Приказом Минфина РФ от 12.10.2020 № 236н.
Налоговый кодекс-2021. Комментируем изменения в отношении НДС
С 01.01.2021 года вступили в силу новые правила освобождения от НДС. В частности они касаются операций по реализации ПО, баз данных и передаче прав на них. Минфин в своем письме от 19.01.2021 № 03-07-14/2382 разъяснило, реализация какого ПО освобождается от НДС и кто имеет право на налоговую льготу. Теперь освобождается от НДС только реализация исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, которые включены в единый реестр российского программного обеспечения, а также при продаже прав на использование ПО для ЭВМ и баз данных, включая обновления к ним. Нельзя использовать льготу, если передаваемые права дают возможность использовать программу для распространения рекламы в интернете или получения доступа к ней, заключения сделок, поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах), а также размещения предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Возврат к списку
С 1 января 2021 прекращает действие спецрежим ЕНВД. Такие изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены еще законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
Это значит, что все плательщики ЕНВД должны до конца декабря перейти на другую систему налогообложения. Выбор небольшой – основная система (с НДС) и упрощённая – УСН. Для того чтобы перейти на УСН, нужно до конца декабря подать в налоговую уведомление о переходе. Если ничего не сделать – с 1 января будет автоматически применена основная система налогообложения, и нужно будет платить НДС.
При использовании организацией ЕНВД для ИП изменения с 2021 года коснуться и организаций с оборотами до 60 млн. руб. в год и количеством сотрудников до 15 человек. Есть возможность выбрать вместо УСН и ОСНО патентную систему налогообложения (патент).
Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ внесены изменения в главу 26.2 НК РФ про условия применения УСН, в частности:
С 1 января 2021 года увеличен порог разрешенной прибыли и средней численности сотрудников для УСН. Теперь можно будет остаться на упрощённой системе при доходах до 200 млн. руб. и численности сотрудников до 150 человек.
При этом изменяются ставки налога по УСН. При доходе от 150 млн. руб. и (или) численности от 100 человек они будут равны 8% на доходах и 20% на доходах за вычетом расходов. Налог по этой ставке следует рассчитывать с 1 числа того квартала, в котором произошло превышение, и до конца года. А с начала следующего года можно вновь применять обычные ставки налога, но при этом следить за показателями деятельности.
В связи с этими изменениями за 2021 год (т.е. в 2022) декларацию по УСН нужно будет подавать по новой форме.
Этим же законом, № 266-ФЗ, налоговые каникулы для вновь открывшихся ИП на упрощенке или патенте продлены еще на два года. Чтобы иметь возможность использовать это продление налоговых каникул, ИП должен быть зарегистрирован впервые и после принятия регионального закона о каникулах.
1) Новая форма декларации с отчетности за 2020 утверждена приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/[email protected] Изменения касаются налога на прибыль в 2021 году акционеров, участников специальных инвестиционных контрактов, соглашений о защите и поощрении капиталовложений и взаимосогласительных процедур.
2) Существенные льготы для ИТ-компаний внесены в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.
С 01.01.2021 года аккредитованные или внесенные в реестр ИТ-компании, средняя численность которых больше 7 человек и доля от ИТ-деятельности более 90% доходов будут платить только 3 % по налогу на прибыль вместо 20.
При этом в связи с последними изменения в налоговом законодательстве уменьшены расходы ИТ-компаний – им запрещено списывать единовременно в расходы стоимость компьютеров и другие ЭВМ. Такие основные средства нужно будет амортизировать в общем порядке.
14 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор
В 2021 в последний раз сдаются отдельно справки 2-НДФЛ по сотрудникам. С отчетности за 2021 год (в 2022 году) сведения из 2-НДФЛ объединяются с декларацией 6-НДФЛ. Это было закреплено еще Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ про изменения НДФЛ с 2021 года.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ установил пониженные ставки по страховым взносам в 2021 для ИТ-компаний. Так с 01.01.2021 года они будут платить всего 7,6 % (6% на обязательное пенсионное страхование; 1,5% на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 0,1% — на обязательное медицинское страхование).
Годовые декларации по уплате транспортного и земельного налогов организациям больше сдавать не нужно, они отменены ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ. Тем не менее заплатить налоги за 2020 год нужно до 1 марта.
Специалист компании «Кодерлайн»
Ульяна Куприна
В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».
На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:
– занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;
– уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;
– приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;
– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.
Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.
Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:
1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;
2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;
3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;
4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).
Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.
Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.
С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.
Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.
Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.
Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.
Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:
– порядок уменьшения налоговых платежей;
– срок действия соглашения;
– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;
– ответственность сторон.
Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.
Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:
1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;
2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;
В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).
Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:
1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;
2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.
СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.
Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:
– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;
– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.
Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.
Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.
Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).
Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).
В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.
Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).
Режимы налогообложения в РФ 2021
1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).
2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.
Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).
Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.
Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.
Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.
Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.
Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).
Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.
Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).
Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.
Отметим, что при использовании хозяйствующим субъектом единого порядка обложения пошлиной, ему необходимо оплачивать НДС согласно квартальных результатов тремя взносами, однако до 25 числа ежемесячно, то есть в каждый из трех, которые следуют за итоговым кварталом. К примеру, оплату НДС по итогам первого квартала необходимо соответственно перевести до 25 апреля, мая также июня.
Необходимо обратить внимание, что когда 25 число, период оплаты пошлины, совпадает с нерабочим днем (выходной, праздничный), тогда дата уплаты переводится на идущий за ним рабочий в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК Российской Федерации. К примеру, в случае если 25 апреля 2021 года попадает на воскресенье то, тогда оплату необходимо перевести не позднее 26 апреля этого года.
Так в отношении оплаты пошлины, то за плательщика налога такой платеж имеет возможность уплатить другая персона, однако согласно совокупной суммы, какая показана в декларации, в согласовании со ст. 174 НК Российской Федерации. При этом данная персона не сможет уплатить пошлину в границах конкретной процедуры в согласовании с Письмом Минфина от 09.06.2017 года № 03-02-07/1/37101.
4 кв. 2020 г. | 1 кв. 2021 г. | 2 кв. 2021 г. | 3 кв. 2021 г. | 4 кв. 2021 г. | |
1 платеж | 25.01. | 26.04. | 26.07. | 25.10. | 25.01.2022 |
2 платеж | 25.02. | 25.05. | 25.08. | 25.11. | 25.02.2022 |
3 платеж | 25.03. | 25.06. | 27.09. | 27.12. | 25.03.2022 |
Согласно правилам налогообложения, поставщикам занимающимся доставкой зарубежной продукции, необходимо уплачивать импортированный НДС. Указанная процедура обложения пошлиной установлена в соответствии с п. 1 ст. 174 НК Российской Федерации.
Обращаем ваше внимание на то, что оплачивать НДС необходимо всем хозяйствующим субъектам, которые совершают поставку товаров из-за рубежа, независимо от применяемого порядка обложения пошлиной. При этом, выплачивать пошлину может особа, подавшая декларацию, или же другая персона, к примеру, транспортировщик. В тех случаях, когда декларация на импортные товары подается таможенным агентом то, тогда ему требуется оплачивать НДС.
В отношении импортированного НДС, то обычно его выплачивают на таможне. Однако, в случае когда поставка импорта совершается непосредственно из государства, с которым подписано международное соглашение об аннуляции таможенного контролирования, к примеру, государствами ЕАЭС то, тогда пошлина оплачивается в ИФНС.
Кроме того, для уплаты НДС на таможне предусмотрен специальный порядок: синхронно с переводом других таможенных выплат, но уже не по результатам итогового квартала. При этом временные рамки перевода пошлины находятся в зависимости от таможенной операции, в соответствии с какой вмещаются зарубежные продукты. Например, в тех случаях когда продукция вмещается с целью вольного обхождения то, тогда период перевода пошлины регламентирован временем выпуска продукции при наличии обстоятельства, в котором поставщик не применяет привилегий согласно выплаты НДС. В свою очередь, таможенный контроль не отпустит продукцию до тех пор, покуда поставщик не выплатит пошлину.
Помимо прочего, временные рамки выплаты НДС при завозе находятся в зависимости от операций таможни, в соответствии с какой вмещаются зарубежные продукты. Причем в один момент пошлина выплачивается в полном объеме либо отчасти, однако в других условиях НДС в принципе нет необходимости оплачивать.
Произведем оценку вашего функционала 1С на погрешности с целью правильной подачи отчетов, вычисления НДС, завершения этапа минуя просчеты.
Сделаем доклад по просчетам в письменной форме. Осуществим анализ свыше 30 показателей
- Неверное обозначение НДС в отчетах;
- Недостаток счетов-фактур, контроль повторов;
- Некорректное учитывание ТМЦ (пересорт, неправильная очередность дохода и затрат);
- Повторение компонентов (номенклатура, денежные единицы, контрагенты, соглашения и счета и прочие);
- Просчеты во взаимозачетах («красные» и детальные сальдо по бумагам вычислений либо соглашений на счетах 60, 62, 76.);
- Проверка ввода реквизитов в бумагах (контрагенты, контракты);
- Проверка (присутствие, недостаток) перемещений в бумагах и прочие;
- Контроль логичности соглашений в проводках.
Отметим, что Отечественная фирма, представляющая собой налогового агента, обязана уплачивать НДС, зачисленный и вычтенный по итогам отчетного этапа, то есть квартала, в три платежа — не позднее 25 числа в каждом из этих месяцев, следующих за данным кварталом в соответствии с п. 1 ст. 174, ст 163 НК Российской Федерации.
Разумеется, в случаях совпадения периода оплаты с выходным днем, тогда этот срок переводится на последующий день работы.
При этом отличительной особенностью в подобной ситуации становится период выплачивания НДС согласно деятельностям либо сервисам, поставщиком которых представлена зарубежная фирма, не числящаяся в Российской Федерации. В свою очередь, в данном случае налоговый агент обязан оплатить НДС в одно время с переводом денежной суммы зарубежным фирмам в согласовании с п. 4 ст. 174 НК Российской Федерации, Письмом Минфина от 01.11.2010 года № 03-07-08/303.
Важно отметить, что банковские учреждения не имеют права осуществлять платежные задания на зачисление выплаты поставщику в том случае, когда покупатель не представил квитанцию на выплату НДС в госбюджет.
В согласовании с п. 22 ст. 1 Закона от 29.09.2019 года № 325-ФЗ, Письмом Минфина от 10.08.2020 года № 03-02-07/1/72100 с 01.10.2020 года пересчет предоплаты по НДС имеет возможность осуществляться в зачет задолженности по различным пошлинам. Так, в отношении запретов по типам пошлин, согласно каким возможен перерасчет, то аннуляция подобных ограничений в этой ситуации не играет роли.
При этом в такой момент не применяется процедура зачтения, установленная в п. 1 ст. 78 НК Российской Федерации. Кроме того в зачет закрытия возникшего долга по НДС, который образовался в результате получения трудов либо сервисов у зарубежной фирмы, налоговый представитель не имеет права совершить перерасчет средств предоплаты по иным пошлинам в соответствии с Письмом Минфина от 28.09.2012 года № 03-02-07/1-231.
В свою очередь временные рамки перевода НДС с целью зарубежных фирм-налоговых представителей регламентированы сроком до 25 числа месяца, следующего за итоговым кварталом в соответствии с п. 7 ст. 174.2 НК Российской Федерации.