Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плательщики экологического сбора в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Объектом и базой налогообложения являются:
- объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками;
- объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;
- объемы и виды (классы) отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектахв течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях субъектов хозяйствования;
- объемы и категория радиоактивных отходов, которые образуются вследствие деятельности субъектов хозяйствования и (или) временно хранятся их производителями сверх установленный особыми условиями лицензии срок;
- объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).
База налогообложения налогом за выбросы двуокиси углерода по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов в размере 500 тонн в год.
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
-
НДС: плательщики, ставки, расчет
-
Единый социальный взнос
-
Налог на прибыль: плательщики, ставки, сроки уплаты
-
Налог на репатриацию в Украине
-
Акцизный налог: плательщики, ставки, порядок и сроки оплаты
-
Рентная плата
-
Единый налог
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.
Подробнее см. в этом материале.
Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:
- образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
- химическими выбросами в атмосферу;
- загрязнением водоемов сточными водами.
Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».
Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 № 3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).
Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22% (на 2020 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 22% (20%) от их общего объема.
Экосбор ежегодно платят импортеры и производители, если не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств. В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.
Платить экосбор и отчитываться по нему должны производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень из Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — перечень). Обратите внимание, при сдаче отчетности за 2020 год действует именно этот документ. С отчетности за 2021 год нужно руководствоваться перечнем из Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.
- О филиале
- Структура филиала
- Персоналии
- Студенческая жизнь
- Система РАНХиГС
- Выпускники
- Доска почета
- Международная деятельность
- Вакансии/Конкурсы
- Экскурсия по Академии
- Контактная информация
Экологический налог в 2021 году
- Бакалавриат
- Специалитет
- Магистратура
- Повышение квалификации
- Проф. переподготовка
- Издательская деятельность
- Наука в филиале
- Студенческая наука в филиале
- Студенческое научное общество
- Новости науки Алтайского филиала
- Общеакадемические мероприятия
- Конкурсы и гранты
- Конференции
- Научный отдел
- #Учимся дома
- Школа студенческого актива
- Школа управления
- Юридическое клиническое образование
- Клуб руководителей образовательных организаций
- Президентская академия – Алтайскому краю
- Государственным и муниципальным служащим
- Новости
- Анонсы
- Фотоальбомы
- Видео
- Для СМИ
- Коронавирус
При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:
- Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
- Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).
Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:
- Экономическое положение страны.
- Класс опасности отходов.
- Сложность утилизации.
Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.
Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:
- Текстильная продукция и ковры – 16 304.
- Одежда – 11 791.
- Товары из дерева – 3 066.
- Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
- Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
- Нефть и нефтепродукты – 3 431.
- Товары из резины – 8 965.
- Товары из пластика – 3 844.
- Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
- Товары из стекла – 2 858.
- Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
- Металлическая тара – 2 423.
- ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
- Приборы для освещения – 9 956.
- Шины и покрышки – 7 109.
- Ручной инструмент – 26 469.
- Газеты и журналы – 2 378.
Ставка указана в рублях за тонну продукции.
ЭС рассчитывается по следующей формуле:
ЭС = С * М * Н
где:
- С – ставка;
- М – масса утилизируемых товаров;
- Н – норматив переработки.
ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.
Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:
7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.
Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:
7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.
Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.
Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:
- Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
- Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.
Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
Кому полагается платить экологический сбор и сколько
ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.
Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.
Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:
- Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
- Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.
Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.
ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.
Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.
ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.
Производителю (импортеру), вставшему на тернистый путь самостоятельного сбора отходов, придется создавать и обслуживать территориальную инфраструктуру – например, посредством установки специальных контейнеров по видам мусора. Возможно, именно по этой причине в населенных пунктах стали появляться ящики для сбора батареек, пластиковой и алюминиевой тары. Но подобные явления массового характера пока не приобрели. Рядовому производителю, а тем более импортеру, проще уплатить экологический сбор.
Экологический сбор охарактеризован в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. А значит, Налоговым кодексом РФ этот платеж не регулируется.
Экосбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, одежда, изделия из пластмассы, дерева, бумаги, стекла, оргтехника, электрические приборы. Если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.
Правила взимания экологического сбора установлены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073. В нем определены порядок исчисления сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Обратите внимание
Алгоритм действий по исчислению экологического сбора: выясняем, входит ли производимый товар в группы товаров, подлежащих утилизации, устанавливаем ставку экологического сбора, определяем подлежащий применению норматив утилизации, выявляем объем годового производства товара, исчисляем экосбор путем перемножения соответствующих показателей, аналогично – в отношении упаковки.
Экологический сбор исчисляется по итогам календарного года. Он рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации.
Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.
Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в три года они пересматриваются. Нормативы на 2015–2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.
ПРИМЕР 1. СЧИТАЕМ СУММУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА ЗА 2017 ГОД
Компания производит пластиковые бутыли. Поскольку эти товары включены в группу № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные» Перечня, за них компании предстоит уплатить экологический сбор. В производственных планах компании на текущий год – произвести бутыли общей массой 2 тонны. Ставка экологического сбора по группе товаров № 17 – 3844 рубля за 1 тонну. Норматив утилизации для бутылей в 2017 году – 15%. При таких условиях ожидаемая сумма экологического сбора за 2017 год составит 1153,20 руб. (3844 руб./т × 2 т × 15%). Разумеется, по итогам года она будет уточнена исходя из фактического объема выпуска бутылей.
Экологический сбор придется платить, даже если у вас небольшое ателье по пошиву одежды. Ведь такие изделия отнесены к группе № 4 «Одежда верхняя прочая». А значит, бухгалтеру необходимо обеспечить учет массы готовой продукции.
Обратите внимание: если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент. Он рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее – РОП)»).
Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Но начислять сбор нужно в отчетном году, поскольку он относится к именно к этому периоду (п. 18 ПБУ 10/99, абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008).
В бухгалтерском учете производственной компании экологический сбор можно отражать двумя способами.
Способ первый – единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76
— начислен экологический сбор за товары, выпущенные за отчетный год.
Применять для единовременного начисления счет 20 «Основное производство» мы не рекомендуем, поскольку это приведет к скачку себестоимости продукции последнего месяца.
Способ второй – равномерно (ежемесячно) в течение года в качестве оценочного обязательства (на счете 96 «Резервы предстоящих платежей») исходя из плановых показателей в сумме 1/12 от предполагаемого платежа. Основание – ПБУ 8/2010 (подп. «а» п. 4, п. 5, п. 8).
Ведь избежать обязанности по уплате сбора не удастся. При этом суммы резерва целесообразно отнести на себестоимость соответствующих товаров:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
— сумма резерва включена в затраты на производство товаров.
В последний день отчетного периода – 31 декабря – начисляем экологический сбор и выполняем корректировку резерва в целях закрытия счета 96 (п. 23 ПБУ 8/2010):
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 76
— признано обязательство по уплате экологического сбора (за счет резерва);
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
— доначислен резерв.
Либо
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 91-1
— списан излишне начисленный резерв.
Напомним, что организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, признавать оценочные обязательства не обязаны (п. 3 ПБУ 8/2010).
Импортер отнесет экологический сбор на расходы на продажу:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76
— начислен экологический сбор.
Уплата экологического сбора отражается записью
«ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51».
ПРИМЕР 2. ОТРАЖАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР
Воспользуемся условиями примера 1. Компания приняла решение начислять экологический сбор как резерв предстоящих расходов. Исходя из планируемого объема выпуска изделий ежемесячная сумма начислений принята в размере (округленном до целых рублей) 96 руб./мес. (1153,20 руб. : 12 мес.). Предположим, фактический выпуск бутылей за 2017 составит 2,1 тонны. Соответственно экологический сбор, подлежащий уплате, – 1210,86 руб. (3844 руб./т × 2,1 т × 15%). При таких условиях бухгалтер компании произведет учетные записи:
ежемесячно в течение 2017 года –
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
— 96 руб. – признано оценочное обязательство;
31 декабря 2017 г. –
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 76
— 1210,86 руб. – начислен экологический сбор;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
— 58,86 руб. (1210,86 руб. – 96 руб./мес. × 12 мес.) – скорректирована величина резерва.
В целях налогообложения прибыли экологический сбор удовлетворяет критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, поэтому может быть отнесен к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). А вот компании, применяющие «упрощенку», принять экологический сбор в расходы не вправе. Ведь пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ такой расход прямо не предусмотрен.
Экологический сбор: как платить
-
Как заполнить платежное поручение по налогам в 2021 году
5,4 тыс. 2
Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:
- образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
- химическими выбросами в атмосферу;
- загрязнением водоемов сточными водами.
Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Данные перечни корреспондируют с видами продукции, включенными в Общероссийский классификатор ОК-2014, а также списками товаров, для которых установлены ставки в таможенном тарифном классификаторе ЕТТ ЕАЭС.
В другом НПА, распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р), установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).
Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2019 году норматив по экологическому сбору равен 18% (на 2020 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 18% (20%) от их общего объема.
Для 2019-2020 годов не предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору. Но они действовали в 2018 году, в частности, в отношении текстильных изделий (код 13.00 по ОК 034-2014). Это значит, что платить за утилизацию соответствующего типа товаров и упаковки за них плательщики были не должны. Однако они обязаны были представить в Росприроднадзор расчеты по экологическому сбору по итогам 2018 года.
Форма отчетности по экологическому сбору утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Скачать ее можно на нашем сайте:Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.
- Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
- Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
- Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
- экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
- экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.
Заполнить и сдать через интернет всю отчетность по экологическому сбору Подать заявку
Кто сдает и платит экосбор в 2020 году?
Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:
- Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
- Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
- Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
- Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.
Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.
Допустим, в 2021 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2021 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2019 год, нужно выполнить следующие действия.
Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2021 год — 100 тонн.
Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Но начислять сбор нужно в отчетном году, поскольку он относится к именно к этому периоду (п. 18 ПБУ 10/99, абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008).
В бухгалтерском учете производственной компании экологический сбор можно отражать двумя способами.
Способ первый – единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76
— начислен экологический сбор за товары, выпущенные за отчетный год.
Применять для единовременного начисления счет 20 «Основное производство» мы не рекомендуем, поскольку это приведет к скачку себестоимости продукции последнего месяца.
Способ второй – равномерно (ежемесячно) в течение года в качестве оценочного обязательства (на счете 96 «Резервы предстоящих платежей») исходя из плановых показателей в сумме 1/12 от предполагаемого платежа. Основание – ПБУ 8/2010 (подп. «а» п. 4, п. 5, п. 8).
Ведь избежать обязанности по уплате сбора не удастся. При этом суммы резерва целесообразно отнести на себестоимость соответствующих товаров:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
— сумма резерва включена в затраты на производство товаров.
В последний день отчетного периода – 31 декабря – начисляем экологический сбор и выполняем корректировку резерва в целях закрытия счета 96 (п. 23 ПБУ 8/2010):
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 76
Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2021 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2021 год необходимо до 15 апреля 2021 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
- для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
- для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.
Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:
- производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
- импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
- организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
При составлении «экологической» отчетности производители должны применять Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст в ред. от 10.07.18). Импортерам необходимо руководствоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
Если организация является и производителем, и импортером товаров (упаковки), то для производимых товаров она должна использовать справочник ОК 034-2014, а для импортируемых — ТН ВЭД.
Июнь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Практика показала, что производителям и импортерам очень сложно разобраться, нужно ли платить в той или иной ситуации сбор в отношении упаковки (здесь и далее речь идет об упаковке, включенной в перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств).
Например, когда компания приобретает упаковку, и частично использует ее для собственных нужд, а частично — для продажи своей продукции. Или когда импортер получает детали в коробках, собирает готовые изделия, упаковывает в те же коробки и продает покупателям.
Вопросы также возникают у организаций и ИП, которые продают пустую тару в качестве самостоятельного товара.
Сумма экологического сбора за 2021 год рассчитывается как произведение трех величин: массы товара и (или) упаковки, соответствующего норматива утилизации и ставки сбора.
Нормативы утилизации на 2015-2021 годы утверждены распоряжением Правительства РФ от 04.12.15 № 2491-р. Обратите внимание: с начала 2021 года действуют другие нормативы (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р). Но они рассчитаны на период с 2021 по 2021 год, поэтому применить их впервые нужно в 2021 году при расчете сбора за 2021 год.
Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284.
Пример
Издательство выпускает глянцевые журналы, утилизация своими силами не производится. В 2021 году было выпущено 10 тонн журналов. Норматив утилизации составляет 10%, ставка равна 2 378 руб. за тонну.
Величина экосбора за 2021 год равна 2 378 руб.(10 тонн × 10% × 2 378 руб./тонну).
Росприроднадзор в письме от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721 напомнил, что не позднее 1 апреля 2021 года плательщики экологического сбора должны заполнить и представить два отчета:
- декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (форма и положение о декларировании утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417);
- отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (форма и правила представления утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342).
Также в письме № ВС-06-02-32/721 говорится, что не позднее 15 апреля 2021 года плательщики экосбора должны представить еще один документ:
расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488).Добавим, что все указанные виды отчетности составляются в электронной форме, подписываются электронной подписью и направляются в Росприроднадзор через интернет.
На официальном сайте этого ведомства размещены бесплатные сервисы для составления отчетности. Датой представления считается день, когда отчет отправлен через интернет. Дополнительно сдавать отчетность на бумажном носителе не нужно.
При этом существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.
Согласно пункту 2 статьи 24.5 Закона об отходах производства, экологический сбор необходимо перечислить не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Соответственно, сбор за 2021 год нужно перечислить не позднее 15 апреля 2021 года. Эта дата названа в письме Росприроднадзора от 17.01.18 № ВС-06-02-32/721.
Образец платежного поручения со всеми необходимыми реквизитами, включая код бюджетной классификации, приведен на сайте Росприроднадзора. Копию платежного поручения следует приложить к расчету суммы экологического сбора.
Росприроднадзор утвердил формат и структуру расчета экологического сбора
Организация или предприниматель, не уплативший, либо не полностью уплативший экологический сбор, получит требование Росприроднадзора о погашении задолженности.
Если истечении 30 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.
15 № 1073). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.
Правительство Российской Федерации снимает плату с производителей и импортеров товаров и упаковок за то, что они негативно воздействуют на окружающую среду. Мотивацией для введения экологического сбора является сокращение количества захороненных отходов. Экологический сбор по своей сути является платой за отказ предприятия заниматься утилизацией своих отходов.
Платеж за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается с 2002 года, а первый обязательный платеж по экосбору был в 2021 году за 2021 год. Эти налоги не стоит путать, они платятся отдельно:
- Плата за негативное воздействие осуществляется за загрязнение экологии химикатами связанными со сферой производства.
- Оплата экологического сбора осуществляется в 2021 году будет уплачиваться по факту выпуска или импорта готовой продукции, которая утратила свои свойства и не подлежит дальнейшему использованию.
При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.
Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.
Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.
Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.
Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.
Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:
- производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
- производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
- производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
- компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
- экспортеры товаров и упаковки.
Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.
Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».
Кто должен платить экологический сбор в 2020 году?
Производителю (импортеру), вставшему на тернистый путь самостоятельного сбора отходов, придется создавать и обслуживать территориальную инфраструктуру – например, посредством установки специальных контейнеров по видам мусора. Возможно, именно по этой причине в населенных пунктах стали появляться ящики для сбора батареек, пластиковой и алюминиевой тары. Но подобные явления массового характера пока не приобрели. Рядовому производителю, а тем более импортеру, проще уплатить экологический сбор.
Экологический сбор охарактеризован в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. А значит, Налоговым кодексом РФ этот платеж не регулируется.
Экосбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, одежда, изделия из пластмассы, дерева, бумаги, стекла, оргтехника, электрические приборы. Если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.
Правила взимания экологического сбора установлены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073. В нем определены порядок исчисления сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Обратите внимание
Алгоритм действий по исчислению экологического сбора: выясняем, входит ли производимый товар в группы товаров, подлежащих утилизации, устанавливаем ставку экологического сбора, определяем подлежащий применению норматив утилизации, выявляем объем годового производства товара, исчисляем экосбор путем перемножения соответствующих показателей, аналогично – в отношении упаковки.
Экологический сбор исчисляется по итогам календарного года. Он рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации.
Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.
Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в три года они пересматриваются. Нормативы на 2015–2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.
ПРИМЕР 1. СЧИТАЕМ СУММУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА ЗА 2021 ГОД
Компания производит пластиковые бутыли. Поскольку эти товары включены в группу № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные» Перечня, за них компании предстоит уплатить экологический сбор. В производственных планах компании на текущий год – произвести бутыли общей массой 2 тонны. Ставка экологического сбора по группе товаров № 17 – 3844 рубля за 1 тонну. Норматив утилизации для бутылей в 2017 году – 15%. При таких условиях ожидаемая сумма экологического сбора за 2021 год составит 1153,20 руб. (3844 руб./т × 2 т × 15%). Разумеется, по итогам года она будет уточнена исходя из фактического объема выпуска бутылей.Экологический сбор придется платить, даже если у вас небольшое ателье по пошиву одежды. Ведь такие изделия отнесены к группе № 4 «Одежда верхняя прочая». А значит, бухгалтеру необходимо обеспечить учет массы готовой продукции.
Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2021 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2021 год необходимо до 15 апреля 2021 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
- для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:
- для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
- для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.
Сбор взимается за несколько сотен наименований различных потребительских товаров. Они разделены на технические категории. Их перечень можно увидеть в нижеследующей таблице:
Группа товаров Нменования группы товара Ставка экологического сбора на 1 тонну продукции №1 Изделия текстильные готовые (кроме одежды) 16304 руб. №2 Ковровые изделия, ковры 16304 руб. №3 Спецодежда 11791 руб. №4 Одеждя верхняя прочая 11791 руб. №5 Белье нательное 11791 руб. №6 Одежда прочая и аксессуары 11791 руб. №7 Предметы одежды трикотажные и вязанные прочие 11791 руб. №8 Изделия деревянные строительные и столярные прочие 3066 руб. №9 Тара деревянная 3066 руб. №10 Бумага и картон гофрированые, тара бумажная и картонная 2378 руб. №11 Изделия хозяйствнные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности 2378 руб. №12 Принадлежности канцелярные бумажные 2 2378 руб. №13 Изделия избумаги и картона прочие 2378 руб. №14 Нефтепродукты 3431 руб. №15 Шины, покрышки, камеры резиновые, восстановление протекоров и резиновых шин 7109 руб. №16 Изделия из резины прочие 8965 руб. №17 Изделия пластмассовые упаковочные 3844 руб. №18 Изделия пластмассовые строительные 401 руб. №19 Изделия пластмассовые прочие 4156 руб. №20 Стекло листовое гнутое и обработанное 2858 руб. №21 Стекло полое 2564 руб. №22 Бочки и прочие емкости из черных металлов 2423 руб. №23 Тара металлическая легкая 2423 руб. №24 Компьютеры и периферийные устройства 26469 руб. №25 Оборудование коммуникационное 26469 руб. №26 Бытовая техника электронная 26469 руб. №27 Приборы оптические и фото-оборудование 26469 руб. №28 Аккумуляторы 2025 руб. №29 Батареи аккумуляторные 33476 руб. №30 Оборудование электрическое осветительное 9956 руб. №31 Приборы бытовые электрические 26469 руб. №32 Приборы бытовые неэлектрические 26469 руб. №33 Инструмент электрический ручной с механичеким приводом 26469 руб. №34 Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное 26469 руб. №35 Машины и оборудование общего назначения прочие,не включенные в другие группы 3037 руб. №36 Услуги по изданию газет 2378 руб. В 2021 году обобщённых категорий было 36. В 2021 году планируется ввести новые категории. Всего их будет 54. Перечень новых категорий:
Категория Номер Бумажная тара и упаковка 12 Бобины из бумаги и картона 15 Издательская продукция 16 Трубы, шланги и ленты из вулканизированной резины 19 Жалюзи и ставни из пластмассы 23 Стеклянные зеркала 26 Изоляторы из многослойного стекла 27 Алюминиевая тара 31 Телевизионные мониторы 33 Батареи первичных элементов 37 Электропроводка и кабели 40 Фильтры для двс 46 Стальная упаковка 47 Алюминиевая упаковка 48 Упаковка из полимеров 49 Упаковка из гофрированного картона 50 Бумажная упаковка 51 Стеклянная упаковка 52 Деревянная и пробковая упаковка 53 Текстильная упаковка 54 Тарифы установлены в рублях за 1 т продукции, подлежащей утилизации. Действующие тарифы экологического сбора утверждены постановлением Правительства №284 от 09.04.2016 г. Процесс утверждения новых тарифов завершён. Нормативы взимания экологического сбора по всем обобщённым категориям утверждены распоряжением правительства от 28.12.2017 г. №2971-р.
Некоторые из категорий подвергнуты дополнительной детализации. Это будет сделано для того, чтобы выделить новые виды продукции, по которым ранее ставки экологического сбора установлены не были.
Также в планах органов исполнительной власти заметное повышение ставок экологического сбора. Больше других возрастут тарифы на утилизацию для предприятий в сфере производства изделий из чёрных металлов. Таким образом, будет стимулирован процесс поиска крупными производителями путей самостоятельной утилизации отходов производства.
Для категорий с незначительным ростом ставок тарифы индексируются в пределах среднегодового индекса потребительских цен за два предыдущих года. Планируемый рост поступлений в бюджет сумм экологического сбора в 2021 году – 13,6 млрд.руб.
Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:
- производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
- импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
- организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.
- Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
- При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.
Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку
Похожие записи: