Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реформа судебной системы в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Судебная система очень обширна, поэтому список профессий, которые можно освоить для работы в юриспруденции, довольно широк. Судебный аппарат России предлагает такие должности как:
- секретарь суда;
- помощник судьи;
- собственно, судья;
- работник с архивами;
- административный сотрудник;
- охранник.
Параллельно есть ещё люди, которые занимаются делопроизводством, работают в отделе кадров или клининговой службе.
Для работы в судебной инстанции необходимо репутация частного человека, отсутствие уголовных дел, высшее образование, но людей, которые занимаются отделом кадров, клинингом и так далее, берут и без специального образования.
В современное время есть возможность начать свою служебную карьеру после окончания юридического колледжа, но необходимо помнить, что для получения высокой зарплаты и профессионального роста без диплома о высшем образовании обойтись не получится.
ЦСР представил полную концепцию реформы судебной системы
Новая судебная реформа началась на территории Российской Федерации во время третьего срока правления нынешнего президента. На текущий момент она уже завершена, то есть можно говорить о результатах. Запущены новые суды, проведена реформа процессуального законодательства, изменён рабочий состав.
Основной целью изменений должно было стать создание новой судебной системы, которая будет отвечать всем запросам современного гражданского общества. В первую очередь необходимо было создать высокий уровень правовой защищенности для населения России, и данный момент нельзя критиковать, потому что законодательство изменилась и практика показывает, что россияне стали более защищены в правовом плане.
Изменения законодательства не проходят бесследно, поэтому в полную силу суды начнут работать уже в 2021-м году. И здесь нужно сказать, что новые судебные инстанции имеют кардинально обновлённый рабочий состав, кстати говоря, именно на этом фоне и обсуждается вопрос по поводу того, что будет с зарплатой сотрудника аппарата суда.
Судебная реформа привела к тому, что судебный процесс стал профессиональным. Теперь для того, чтоб стать его участником, обязательно необходим диплом о высшем юробразовании или подтверждённая юридическая ученая степень. Все это привело к тому, что многие представители судебной системы просто не смогли попасть на заседания.
Сегодня для работы в суде нужно специальное образование. Более того, необходима репутация, в соответствии с которой у родственников не должно быть уголовных дел или неоплаченных штрафов. Всё серьёзно, соответственно, прибавка к зарплате аппарата суда в России просто необходима.
Сегодня суды заполнены чуть больше, чем на половину, потому что найти по-настоящему квалифицированные кадры в современное время – это серьезная проблема. Такие цифры приводятся официальной статистикой, но этого достаточно для того, чтоб судебная система нормально функционировала, потому что суд считается укомплектованным, если в нём занята половина штата.
В связи с этим по поводу того, будет ли сокращение аппарата суда в 2021 году, переживать, вероятнее всего, не стоит, но позаботиться об образовании, прохождении всех переаттестаций, подтверждении диплома и так далее, конечно, необходимо.
Меры увеличения социальных гарантий обсуждаются уже очень давно. Работники судебной системы не является исключением этого вопроса, хотя некоторые и считают, что их заработная платы не такие уже маленькие, ставка аппарата суда на 2021 год в РФ не так высока, как хотелось бы.
Работники суда на протяжении долгих лет ждут своего законного повышения зарплат, но так как и остальные бюджетники, попадают под действие кризиса и других форс-мажорных ситуаций.
Известно, что ещё в 2012-м году был принят законопроект, который касался не только увеличения денежного довольствия для сотрудников судебной системы, а также изменения статуса гражданской службы, нормализации рабочего состава и реорганизации судебной системы. Судебная реформа, как уже сказано выше, произошла немного позже, но она уже закончена. Ожидаемого роста зарплат, так и не случилось, и это создает проблемы.
Сегодня в судах наблюдается огромная ротация кадров. Она вызвана низким уровнем оплаты, но при этом высокими требованиями к профессиональному исполнению обязанностей. Работа в судебной системе не престижна, причём совершенно неважно, кем именно работает человек- просто секретарём или судьей.
Официальные данные говорят о том, что средний оклад судебного работника достигает примерно 45 000 рублей. И если эту сумму нельзя называть маленькой, то стоит помнить о том, что это именно средний оклад. Больше всего получают студии, затем их помощники, но есть ещё и другие представители судебного аппарата, поэтому и фактические зарплаты намного меньше.
Естественно, любой представитель судебной системы может рассчитывать на льготы, которые стимулируется бюджетными средствами, но их сумма обычно небольшая, поэтому заработные платы у этой категории бюджетников, можно сказать, средние. И это большая проблема, потому что в судебной системе наблюдается серьезная коррупция, а вызван этот процесс как раз несоответствием того, какую зарплату получают сотрудники и какую работу им приходится выполнять.
Ежегодно обсуждается вопрос по поводу поднятия заработных плат, однако в последний раз существенное повышение было произведено в 2011-м году. Тогда оклады повысили председателям судов, помощникам судей и сотрудникам судебной канцелярии. В настоящее время секретарь судебной инстанции зарабатывает совсем немного выше, чем клининговой персонал. Можно ли считать эту ситуацию нормальной? Вероятнее всего, нет.
Повышение зарплаты аппарату суда в 2021 году
Верховный суд предлагает законодателям создать девять кассационных судов, которые будут рассматривать жалобы на решения, вступившие в законную силу. Находиться такие суды будут в центрах вновь создаваемых кассационных округов — в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.
В свою очередь подача и рассмотрение апелляций, то есть решений, не вступивших в законную силу, станет возможна лишь в пяти апелляционных округах. Желающие оспорить судебный вердикт смогут это сделать в Воронеже, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Томске. Воронежский и Краснодарский апелляционные суды будут иметь филиалы в Иваново и Сочи соответственно.
Обойдется создание новых судов, как полагает Верховный суд, в 4,4 млрд рублей, при этом около 3 млрд рублей придется на дополнительные бюджетные ассигнования.
В то же время количество судей в регионах уменьшится приблизительно на тысячу из более чем 22 тысяч людей в мантиях. Судьям будет предложено перейти в новые инстанции или уйти в отставку, получив выходное пособие. Порядка 1,7 тысячи госслужащих в судах, возможно, будут сокращены.
Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.
Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:
– прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;
– квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;
– профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;
– участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности – ресурсной, кадровой и организационной.
На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:
– Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.
– Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.
– Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.
– В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.
– Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.
– Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества – это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.
– Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.
Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье.
Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.
Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.
Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.
Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль.
Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий.
Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.
Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29.
Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов.
Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.
Сегодня в судах есть иерархия. Например, дело рассматривается в мировом суде. Если вердикт не устраивает истца, то сначала ему придется обратиться в вышестоящую инстанцию — районный суд, вышестоящий суд субъекта РФ.
Такой подход встречается не только в судебной системе. Аналогично поступают в прокуратуре. Если граждане сразу обращаются в Генеральную прокуратуру, то дело сначала отправят на более низкий уровень. И люди часто недовольны такой системой, потому что на местах временами работают заинтересованные лица.
После реформы ситуация поменяется. Например, если истец недоволен решением Нижегородского районного суда, то он, как и прежде подает апелляционную жалобу в Нижегородский областной суд. Если апелляцию не удовлетворили, то иск уже подается по новым изменениям, то есть в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Обжалования решений мирового суда остаются без изменений.
Кассационные и апелляционные суды будут рассматривать дела из нескольких регионов.
- Повышение качества рассмотрения дел. Сегодня в судах совмещается работа нескольких инстанций (суд общей юрисдикции + апелляционная инстанция + кассационная инстанция). Понятно, что при такой нагрузке некоторые дела могут рассматриваться без нужного внимания.
- Отстранение от процесса заинтересованных лиц. Апелляционные и кассационные суды создаются не по территориальному признаку. Поэтому заинтересованные лица в регионах лишаются большинства рычагов влияния на работу судей. Государство надеется, что работа судей станет более независимой.
Нужно сказать про еще одно изменение.
Теперь представлять истцов и ответчиков в судах могут только люди с юридическим образованием. Какие-то другие эксперты или сами граждане этого не смогут.
Пенсионные изменения российские законодатели вводят постепенно. В 2021 году пройдет еще один этап в повышении возраста для выхода на пенсию. С 1 января 2021 года пенсионный возраст для мужчин составит 61 год, а для женщин — 56 лет. Но пенсионные выплаты пожилые начнут получать еще за полгода до того, как уйдут на заслуженный отдых.
Исключения составят только мужчины с трудовым стажем от 42-х лет и женщины со стажем от 37-ми лет. Они прекращают свою трудовую деятельность на 2 года раньше законодательно установленного срока. Но по собственному желанию могут продолжить трудиться.
Таблица выхода на пенсию с 2021 года →
Пенсионеры россияне ждут и изменения в размере пенсионных выплат. В начале 2021 года пройдет индексация страховых выплат для безработных пожилых людей. Так пенсионные страховые платежи в 2021 году составят 16400 рублей. В сравнении с предшествующим годом эта сумма больше примерно на 1000 рублей. В Москве минимальная пенсия равняется 19500 рублей.
Также проиндексируют пособия ветеранам труда, труженикам тыла и детям-сиротам на 5,6%. В 2021 году появится новая выплата — детям войны. К ним относят жителей Москвы, родившихся с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года, у которых до этого не было соц. поддержки из регионального или федерального бюджета. Выплаты составят 1584 рубля ежемесячно.
Показатель МРОТ в 2021 году в России увеличится на 7,5% — это 850 рублей. Работодатели в 2021 году не смогут платить работникам заработную плату меньше 12130 рублей ежемесячно. Реформа в России по повышению минимальной суммы выплачиваемого дохода скажется на заработной плате более чем 3 млн работников. Половина из них трудится в муниципальных и государственных учреждениях.
Изменения в 2021 году коснутся и детских выплат. С 1 января 2021 года сумма платежей по беременности и родам составит 322192 рубля. В 2021 году эта выплата была немного выше 300 тысяч.
Максимальные ежемесячные выплаты на детей до 1,5 лет тоже подросли до 27985 рублей. Увеличится и маткапитал впервые с 2021 года, когда приняли закон о приостановке индексации выплат. В 2021 году эта сумма составит 466 тыс. рублей.
Из бюджета ПФР под эти цели зазерзервировали около 325 млрд. рублей.
С 2021 года в России отменяют ежемесячные 50 рублей на ребенка от 1,5 до 3 лет. Если женщина начала их получать в 2021 году, выплаты продолжатся до трехлетнего возраста.
Еще одна реформа в России с 2021 года касается оформления электронных трудовых книжек. Суть новшества в том, что до 1 июля 2021 года все владельцы компаний должны сообщить сотрудникам о возможности оформления трудовой в цифровом формате.
После этого до 31 декабря 2021 года работники могут заполнить заявление о переходе на электронную версию. Тем сотрудникам, которые откажутся, работодатели оставят ведение трудовых книжек на бумажном носителе.
Но если работник передумает поменять электронную версию на бумажную не получится.
Те граждане РФ, которые начнут трудовую деятельность в 2021 году, не смогут выбирать формат трудовой книжки. Для них в обязательном порядке оформят электронный вариант. Найти сведения о трудовой деятельности граждане смогут на сайте ПФР в личном кабинете.
С 1 января повышаются акцизы на напитки, в которых содержится спирт. Из-за этого показатели минимальной розничной цены на алкогольные напитки увеличатся:
Наименование группы товаров | Увеличение цены |
Этиловый спирт | 16% — до 57 руб. за 1 литр |
Водка | 7% — до 230 руб. за 0,5 литра. Раньше минимальная розничная цена за бутылку составляла около 215 рублей |
Коньяк | 11,6% — до 433 рублей за 0,5 литра |
Бренди | 2,6% — до 315 рублей за пол-литровую бутылку |
Оптовые цены на коньяк увеличатся на 6,2% — до 359 рублей, а на бренди на 4,4% — до 261 рубля.
Для достижения этих целей предлагается назначать председателей районных судов по итогам выборов или после выдвижения соответствующей кандидатуры коллективом суда. Также предлагается изменить полномочия председателей суда по участию в процессе назначения судей, распределению дел и материального вознаграждения.
Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.
В законах закреплен перечень оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру прекращения полномочий судей.
По рекомендациям послов государств G7 президент одни суды лишает полномочий, а другие органы наделяет ресурсами, возможностями и международными контролерами.
Пленум ВС одобрил «аппаратную» реформу в судах
Депутаты фракции «Единая Россия» передали в Кабинет министров предложения, касающиеся индексирования выплат пенсионерам, продолжающим трудовую деятельность.
Положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
ТАСС, информационное агентство (св-во о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати).
Госдума 27 октября приняла в первом чтении правительственный законопроект об отмене в 2021 году индексации должностных окладов судей. Ранее профильный комитет Госдумы по законодательству рекомендовал депутатам отклонить этот документ, сославшись на особый статус судей и «возрастающий объем» возложенной на них работы в связи с последними изменениями законодательства.
Институт судебного представительства в том виде, в каком его предлагается вписать в ГПК и АПК, уже был апробирован в административном судопроизводстве, которое существует в РФ с 15 сентября 2015 года. Его введение даже пытались опротестовать в Конституционном суде, но он не нашел оснований для признания соответствующих норм неконституционными.
Согласно протоколу заседания совета палаты 26 октября, по этому вопросу высказались спикер Думы Вячеслав Володин и представитель президента Гарри Минх, а представитель правительства в Думе Алексей Синенко не выступал.
Получателем наибольшего объема ассигнований в юридическом блоке останется Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). В 2020 году, согласно проекту бюджета, ей предполагается выделить 291,5 млрд рублей (в 2021 году — 246,5 млрд рублей, в 2022 году — 254 млрд рублей).
При обсуждении законопроекта на пленарном заседании первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что правительство принимает меры по «мобилизации всех ресурсов для выполнения первоочередного плана по борьбе с ухудшающейся экономической и медицинской ситуацией, связанной с пандемией». Госслужащие, по ее словам, «вносят свой вклад в небольшую копилку на важное дело».
Рост финансирования предусмотрен и для Министерства юстиции РФ: с 6,5 млрд рублей на следующий год до 7 млрд рублей в 2021 году. В 2022 году министерству планируется выделить 6,9 млрд рублей. В предыдущие годы на финансирование Минюста в проектах бюджета закладывалось по 5,2-5,3 млрд рублей в год.
Новая судебная реформа началась на территории Российской Федерации во время третьего срока правления нынешнего президента. На текущий момент она уже завершена, то есть можно говорить о результатах. Запущены новые суды, проведена реформа процессуального законодательства, изменён рабочий состав.
Головной кампус Центра предлагают создать в Санкт-Петербурге, дополнительные – в Екатеринбурге и Владивостоке. Обучение в центре по замыслу будет проходить бесплатно, а слушателям выплачивается стипендия. Предполагается заключение определенного целевого договора: по окончании обучения кандидаты должны проработать минимум 5 лет на судейской должности или возместить сумму обучения. Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.
При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для таких судей в отставке.
Поправки к закону «О статусе судей», предусматривающие приостановление в 2021 году индексации должностных окладов судей, были внесены в Госдуму правительством в конце сентября в связи с предстоящим рассмотрением проекта федерального бюджета.
В обоснование новой позиции комитет привел лишь тот факт, что, согласно пояснительной записке правительства, эти изменения подготовлены в соответствии с решениями президента.
Госдума приняла проект поправок в УПК, устанавливающий срок на подачу кассационной жалобы: у осужденного будет полгода, чтобы потребовать исправления судебной ошибки.
Для индивидуальных предпринимателей этот порог повышается с 250 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, а для дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений административных органов о привлечении к ответственности и взыскании обязательных платежей и санкций — со 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.
Интернет-портал «Российской газеты»(16+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 50379.
Спасибо за статью! Читала на паблике подслушано статью о ФССП 2021 — тоже пишут про увеличение зп, но я не верю. Сколько раз уже обманывали — обманут и на этот раз! Они все только обещают, но никогда не делают!
Сегодня в судах наблюдается огромная ротация кадров. Она вызвана низким уровнем оплаты, но при этом высокими требованиями к профессиональному исполнению обязанностей.
Разговоры о необходимости судебной реформы начались не вчера и даже не после Майдана-2014. О переустройстве системы говорили еще при Кучме, Ющенко и Януковиче. Впрочем, глобальных изменений никто вносить не решался, потому что видимость независимости у судов должна была оставаться независимо от режима.
Работники суда на протяжении долгих лет ждут своего законного повышения зарплат, но так как и остальные бюджетники, попадают под действие кризиса и других форс-мажорных ситуаций.
В 2020 году иностранные послы несколько раз высказывались о том, что главной задачей своей работы в ближайшее время они считают проведение судебной реформы. Об этом заявила посол Германии Анке Фельдхаузен в конце 2020 года.
Изменения законодательства не проходят бесследно, поэтому в полную силу суды начнут работать уже в 2021-м году. И здесь нужно сказать, что новые судебные инстанции имеют кардинально обновлённый рабочий состав, кстати говоря, именно на этом фоне и обсуждается вопрос по поводу того, что будет с зарплатой сотрудника аппарата суда.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для таких судей в отставке.
Еще одна идея ВС РФ, пока не оформленная в законопроект, касается таких дел частного обвинения, как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ), нанесение не повлекших причинения вреда здоровью побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1 УК РФ), клевета (ст. 128.1 УК РФ). В прошлом году дела о совершении этих преступлений были рассмотрены в отношении 10 тыс. лиц, 39% которых были осуждены, 7% оправданы. В отношении 54% обвиняемых уголовные дела были прекращены. «По этой категории дел не осуществляется дознание, обязанность по сбору доказательств возлагается на потерпевших, которые не наделены публичными полномочиями, в большинстве случаев не являются профессиональными юристами, нередко находятся в зависимом положении от обвиняемого, особенно по делам о домашнем насилии, и исполнение обязанности по сбору доказательств для них является крайне обременительным. В этой связи представляется целесообразным отнести эти категории уголовных дел к делам частно-публичного обвинения, по которым будет проводиться дознание», – сообщил Вячеслав Лебедев.
Сильной стороной любого государства является власть в нем. История дает нам массу примеров интерпретации власти, которая может принять характер деспотии или же громогласной демократии. В любом случае суть данной категории заключается в управлении, которое она осуществляет по отношению к населению государства. Но следует отметить тот факт, что власть невозможна без права. Этот ключевой постулат был выработан довольно давно. Суть в том, что именно право способно максимально эффективно организовать людей и направить их деятельность в нужное русло. В настоящий момент большинство мировых держав основывают власть в государстве именно на праве, так как это хорошо сказывается на положении дел. Однако далеко не всегда правовой режим справляется с теми функциями, которые на него возложены.
Судебная власть в системе разделения властей наделена всеми признаками государственной власти, включая публичность, принудительность и общеобязательность решений. Для нее характерны особые признаки, которые отличают ее от прочих ветвей власти в стране (исполнительной и законодательной).
Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Судебная система Российской Федерации — установленная Конституцией и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федерального и административно-территориального устройства государства в целях осуществления судебной власти.
• первое (низшее, основное) звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов → рассматривают подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью только по существу;
Судебная реформа 2021 года включает в себя ряд нормативно-правовых актов, модернизирующих нынешнюю судебную систему, делающих ее более самостоятельной и прозрачной. Основным нововведением является выделение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в самостоятельные структуры.
Особенности арбитражного судопроизводства: – большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности; – область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве; – принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.
Законом устанавливается, что представителями сторон в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности. Исключение будет только для дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. Сейчас правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении представителей сторон по административным делам (в КАС РФ). КАС РФ также дополняется новым критерием — наличие у представителей учёной степени по юридической специальности.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд.
Именно после них дела попадают в Верховный суд субъекта РФ, а оттуда в Верховный суд РФ. Не попадитесь в ловушку! Многие думают, что мировые суды решают самые крупные и глобальные дела (от слова «мир»).
Немаловажное место занимают и арбитражные суды. Вам, наверное, уже знакомо слово «арбитр». Его вы могли слышать во время хоккейного или футбольного матча. Так называют человека, который разрешает спорные ситуации между игроками и трактует спортивные правила, наказывая их нарушителей. Так вот, в рамках деятельности арбитражного суда таким арбитром выступает судья.
Срок, в течение которого нужно подать жалобу в кассационный суд общей юрисдикции, составляет 3 месяца с того момента, как оспариваемый судебный акт станет официально действовать. Это прописано в ст. 376.1 ГПК РФ. Кассационная жалоба в вышестоящий суд может быть направлена на протяжении трех месяцев с момента вынесения соответствующего определения. Суммарный срок, таким образом, составляет 6 месяцев.
- О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое. Творческое мышление, нестандартность поведения и позиционирования, личная харизма, ораторское мастерство и мастерство написания текстов. И конечно же, не забываем про знание норм процессуального права, понимание норм материального права, которые безусловно встанут на защиту вашей позиции, если вы руководствуетесь ими в своих повседневных делах.
Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.
И вишенка на торте. Велосипед уже давно изобрели и им просто необходимо пользоваться! Уже несколько лет в цифровом мире существуют приложения для эффективного запоминания. Одно из них, например, Anki. Это разработка позволяет самому создавать карточки для запоминания всего, чего угодно.
- Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба.
- Арбитражные суды занимаются экономическими спорами. С 2014 года в России упразднили Высший Арбитражный суд, но экономические споры никуда не делись. Поэтому их Арбитражному суду, который подчиняется Верховному суду РФ. Арбитражному суду, в свою очередь, подведомственны Арбитражные суды субъектов РФ и Арбитражные апелляционные суды
- Специализированные суды занимаются рассмотрением гражданских и административных дел, определенным категориям, касающимся некоторых групп населения или определенных видов деятельности.
- Районные и мировые суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела. Именно после них дела попадают в Верховный суд субъекта РФ, а оттуда в Верховный суд РФ. Не попадитесь в ловушку! Многие думают, что мировые суды решают самые крупные и глобальные дела (от слова «мир»). Все наоборот — название происходит от слова «мирской», то есть,занимающийся простыми спорами между людьми.
Дело в том, что судебная власть как разновидность власти государственной есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти*(645). В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает.
Судебная система России представляет собой совокупность государственных органов — судов, действующих на территории РФ. Все федеральные суды можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд РФ, а также Верховный суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.
Работа судебной системы РФ: итоги 2020 и планы на 2021 год
Как не сойти с ума и запомнить всё это? Представляем тебе несколько действенных методов, проверенных годами. Однако, помни, что эти лайфхаки – маленькие помощники в подготовке. Основной способ подготовки к зданиям по культуре (да и ко всем остальным) – читать теорию и решать много практических заданий!
По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда— Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Если ты хочешь подготовиться к ЕГЭ по истории на все 100%, записывайся на бесплатный онлайн-урок в MAXIMUM! Ты узнаешь нашу методику преподавания, познакомишься с преподавателями, поймешь, нравится ли тебе заниматься в нашей школе и насколько это полезно для тебя! Записывайся прямо сейчас!
И вишенка на торте. Велосипед уже давно изобрели и им просто необходимо пользоваться! Уже несколько лет в цифровом мире существуют приложения для эффективного запоминания. Одно из них, например, Anki. Это разработка позволяет самому создавать карточки для запоминания всего, чего угодно.
Выполняя судебные функции, он может председательствовать в судебных коллегиях по любому делу по первой или второй инстанции и приносить в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам. Председатель созывает президиум и председательствует на его заседаниях; в случаях и порядке, которые установлены законом, он вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам.
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:
Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения Конституции РФ (глава 7) и ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:
Согласно документу, кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.
Разработанный учителем урок — презентация по судебной власти раскрывает сущность судебной системы в РФ и знакомит уч-ся с органами и фукциями судей…. Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2021 году строится система судов РФ. В этом году в структуру вносят изменения.
В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. суды — это
Верховного Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда, Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда, Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области, суда Чукотского автономного округа.
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.
Второе. Наконец вводится требование о наличии высшего юридического образования или ученой степени по правовой специальности, чтобы представлять интересы клиентов в суде. Ранее требование о профессиональном представительстве распространялось только на адвокатов в уголовных делах, в суд по гражданским делам мог ходить кто угодно.
В России создаётся новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.
На работниках судебного аппарата лежит колоссальная “черновая” работа. Сотрудники должны готовить огромные объемы документов. Российские суды в большинстве своём загружены до предела. При этом зарплаты работников аппарата в регионах унизительно малы – около 15-20 тысяч рублей в месяц.
В свежем материале “Независимой газеты” за авторством кандидата юридических наук Максима Никонова приводятся ещё более грустные цифры. По данным Никонова, сотрудники аппарата получают от 9 тысяч рублей в месяц (секретари суда) до 15-17 тысяч рублей (помощники судей).
Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов рассказывает – в некоторых судах страны текучесть аппаратных кадров составляет 100% в год. То есть, за 12 месяцев состав аппарата в таких судах полностью меняется.
[attention type=yellow]
Почему так происходит – вполне понятно. Во-первых, заработок совершенно не соответствует тому объёму работы, который приходится выполнять секретарям и помощникам. Во-вторых, требования к работникам аппарата достаточно высокие – они как минимум должны иметь высшее юридическое образование.
[/attention]
В судебный аппарат обычно приходят выпускники юридических факультетов российских вузов. Понятно, что амбиции таких выпускников куда шире, чем работа за 15 тысяч рублей в месяц.
При этом нельзя сказать, что сама судебная система этой ситуацией никак не озабочена.
Ещё 15 ноября 2021 года Пленум Верховного Суда решил внести в Госдуму проект закона “О судебной службе”.
В частности, законопроект предполагал, что сотрудники аппарата суда будут получать зарплату, состоящую из двух окладов (по должности и по классному чину) и премий, аналогичных тем, что получают сами судьи.
В феврале 2021 года проект закона оказался в Госдуме с обязательным отзывом правительства. Отзыв этот был отрицательный. В кабмине раскритиковали документ и за то, что тот повторяет многие положения закона “О государственной службе”, и – самое главное – за то, что он увеличит нагрузку на бюджет.
Тихие реформы судебной нагрузки
Судебная реформа в Украине в 2021 году нужна для того, чтобы изменить систему правосудия на манер европейской. Чтобы достичь главной цели (на данном этапе – это соблюдение верховенства права), нужно изменить такие составляющие судебной системы: человек, институты, законы.
Изменения в законодательной базе — это первый шаг в начале реформы. Большого количества норм, которые необходимы для реформирования, не было в правовом секторе нашего государства, а остальные нормы требовали кардинальных изменений . Этот шаг позволяет решить проблемы, с которыми столкнулась судебная ветвь страны.
После принятия нужных законов и постановлений становится открытым следующий шаг реформирования – изменение судебных институтов. Судебные институты-это заведения, в которых происходят судебные действия, где работают судьи, прокуроры и адвокаты.
Именно от профессионализма и высоко квалифицированности таких людей зависит, каким будет ответ на вопрос, будет ли реформа успешная.
Успешность реформирования судебной системы зависит от того, какие люди реагируют на изменения в Конституции Украины и используют их. Поэтому до конца 2021 года продолжится набор новых представителей судебной деятельности, что продолжит процесс реорганизации судов.
После принятия Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» удалось полностью изменить судебную систему и предоставить всем гражданам Украины права равенства перед законом, которое не даст сомневаться в прозрачности судебной власти.
Каждое судебное учреждение имеет свои функции, которые четко определены законодательством Украины. Верховный Суд занимает ведущее место среди судебных органов. Его формирование закончилось 15 декабря 2021 года. Из большого количества судей при отборе осталось лишь 118. Отбором был прозрачный конкурс. В Украине такая практика впервые.
В 2021 году конкурс проводился снова, что пополнило коллектив Верховного суда на 78 человек.
Читайте так само: Шляхові листи з 2021 року: зразок, правила заповнення
Благодаря реформированию судебная система состоит из трех звеньев. Теперь она работает эффективнее, чем четырех звеньевая, которая была раньше.
Первое звено представлено местным судом. Здесь изучают дела и показания сторон, после чего принимают окончательное решение.
Если кто-то из сторон не согласен с этим решением, то дело переходит на рассмотрение на вторую (высшую) звено — в апелляционный суд.
Автоматизация дойдет и до судебной деятельности. Таким образом, электронный суд появится во всех судебных учреждениях. Положительные изменения упростят процесс проведения судебных процедур и операций, а также уменьшит использован время потерпевшим лицам.
Электронный суд поможет:
- следить за действиями своего правового защитника или иного судебного представителя в суде,
- получать вызовы в суд в виде личных сообщений,
- следить за состоянием дела,
- получать решения и другие документы, необходимые для судебного процесса,
- осуществлять платежи типа штрафов и судебных сборов.
В течение 2021 года принято решение о более качественной подготовке юристов и увеличение практических занятий во время обучения в университете. Также предложено не делить юридическую профессию на звенья, а ввести единую юридическую профессию.
Чтобы справедливость воцарилась, выдвинуты требования по одинаковой квалифицированности представителей судебной деятельности, участвующих в одном судебном процессе. Это обеспечит, во-первых, лучше обучение юристов, а, во-вторых, уверенность потерпевшего или осужденного за своего представителя.
Также такой способ уменьшит количество взяток и минимизирует робость граждан проиграть в суде.
Официальным фактом является то, что реформа еще не будет завершено даже в следующем году. Результат есть, и они очень заметны.
Судебная система на долгое время избавилась от проблем, связанных с кадрами институтов.
На замену преступникам и взяточникам пришли адекватные и умные специалисты, которые не имели и не имеют проблем с законом, никогда не были пойманы на взятках или незаконных збагаченнях.
Реформа ФССП – часть программы по обновлению государственных основ. задача нового закона – модернизация структуры службы судебных приставов и привлечение на работу специалистов высокой квалификации.
С 1 января 2021 года приставы стали государственными служащими силовой структуры, поэтому при трудоустройстве и аттестации будет действовать принцип соответствия профильного образования занимаемой должности.
По предварительным прогнозам, это должно уменьшить текучку кадров, которая наблюдается сегодня в данной сфере из-за неподготовленности человека к реальным условиям работы с высокой психологической нагрузкой.
Власти хотят улучшить ситуацию за счет изменения основополагающих принципов работы ФССП:
- приставы получат офицерские звания;
- введут обязательную аттестацию должностей;
- в 2.5-3 раза увеличится заработная плата;
- введут выход на пенсию по выслуге в 20 лет;
- увеличат размер пенсионного довольствия;
- аннулируют налоги с ряда получаемых выплат.
Судебная реформа 2021 все минусы
297
283
6924
22091
Фото 9061
Глава ВС Вячеслав Лебедев поддержал скорую судебную реформу
7925
6862
Реализовано далеко не все. Председатели судов сохранили неограниченный срок полномочий. Но теперь квалификационные комиссии не обязаны учитывать их мнение при даче рекомендации кандидатам в судьи, говорит председатель Совета судей Виктор Момотов. Также был введен новый вид дисциплинарной ответственности для судей в виде понижения квалификационного класса. Что касается источников пополнения судейских кадров, то тут изменений не произойдет, уверен Момотов.
Штат новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции укомплектован уже более чем наполовину, сообщил во вторник председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на пленарном заседании Совета судей. По его словам, общая штатная численность вновь создаваемых судов составляет 890 должностей. Квалификационные комиссии уже рассмотрели заявления от 906 кандидатов, и 567 из них (63%) рекомендованы к назначению. Пока еще не все из них утверждены указом президента, однако нет оснований беспокоиться о том, что суды не начнут работу в положенный срок, считает председатель Верховного суда. Он напомнил, что по закону новые суды могут считаться образованными после назначения не менее чем половины судей от штатной численности.
В 1775 году в Российской империи был создан такой законопроект, как «Учреждение о губерниях». В его ведомство входило повсеместное формирование судебной системы, которая в свою очередь подразделялась на 3 уровня:
- Упразднение суда магистратов и ратуш.
- Отсутствие суда присяжных.
- Земский суд должен был быть заменен на представителей мирового суда.
- Внесение частных поправок в российское законодательство.
- Замена судебной процедуры и принципов судопроизводства.
В России начинается масштабная судебная реформа
С 1 октября 2021 года вступают в силу изменения, внесенные во все процессуальные кодексы РФ. Течение судебного процесса изменится существенно. Созданы апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, рассматривающие жалобы в коллегиальном порядке. Как было заявлено, такие изменения направлены на унификацию и оптимизацию процедур и правил судов общей юрисдикции и арбитражных судов, стабильность принимаемых решений, а также на значительное укрепление независимости судей и существенное повышение общей эффективности системы правосудия в России. И сразу вопрос: о каком укреплении независимости судей может идти речь, если статьи 10, 19 Конституции РФ гласят: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», «Все равны перед законом и судом», в статье 1 КФЗ «О судебной системе РФ» говорится: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей». Недостаточно? Как оказалось, недостаточно. С инициативой реформирования судебной системы выступил Пленум ВС РФ в октябре 2021 года. Верховный суд предложил внести поправки в процессуальные кодексы, а уже в процессе разработки нововведений были рассмотрены варианты изменения самой структуры судебных инстанций. Изначально предполагалось реформирование судов первой и второй инстанций, но не случилось. Основные решения будут приниматься все там же, все в том же порядке.
Пять апелляционных судов общей юрисдикции будут рассматривать жалобы только на решения вышестоящих судов, рассмотревших дело в качестве первой инстанции. Апелляционные жалобы на решения мировых судей и районных судов будут рассматриваться в том же порядке, что и раньше. Постановления по кассационным жалобам теперь будут выносить не судьи регионов, где находятся суды первой инстанции, а коллегии девяти кассационных судов общей юрисдикции. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 субъектов РФ, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции — от 14 до 21 субъекта РФ.
Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.
Однако если сравнивать ситуацию десятилетней давности и нынешнюю, то глубоких изменений нельзя не заметить. Реально ли было раньше в судебном порядке обжаловать действия райисполкомов и уж тем более проверять на соответствие Конституции те или иные законы? А сегодня это стало вполне возможно. В советские времена не было Конституционного и арбитражных судов, институтов мировых судей и судебных приставов. С принятием федеральных Законов «О судебной системе РФ» и «О статусе судей в РФ» в нашей стране был фактически заложен фундамент нового здания системы правосудия. Судьи из чиновников превратились в представителей независимой ветви государственной власти. Напомню, что 10 лет назад существовали пресловутые списки #═1 и #═2, и те, кто был включен в эти списки, не могли оспаривать действия вышестоящего руководства — даже касающиеся увольнения. За 10 лет преобразований был радикально изменен статус судей, значительно уменьшились возможности административного воздействия на судейский корпус: сегодня судью нельзя ни уволить, ни арестовать, ни возбудить против него уголовное дело без согласия на то судейского сообщества.
Законопроекты, в которых так или иначе затрагивается вопрос о статусе судей, содержат ряд явных дефектов. Например, неудачным, на мой взгляд, является предложение об ограничении срока пребывания в должности председателя районного суда четырьмя годами, по прошествии которых экс-председатели должны будут каждый раз подтверждать свои полномочия. Боюсь, что при таком порядке у очень многих возникнет соблазн напомнить председателю суда, от кого зависит его переизбрание. Неприемлемыми я считаю положение о дисциплинарной и административной ответственности судей и процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности. Согласно законопроекту, в случае получения разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении судьи предусматривается возможность передачи дела в суд и ареста уже без санкции судейского сообщества. Все эти нормы могут превратиться в сильнейшие методы законного административного и властного давления на судей. Равно как и пункт об отстранении судьи от занимаемой должности в случае возбуждения уголовного дела в отношении его родственников.
Шестое. Наконец появилось единообразие в порядке уведомления оппонента в АПК и ГПК. Теперь по правилам обоих кодексов истцу нужно самостоятельно направить копию искового заявления всем лицам, участвующим в деле.
Главным прорывом реформы будет создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. До первого октября 2021 г. процесс обжалования судебного решения выглядел так: решение районного суда поступало в апелляционный суд города, кассационную жалобу на решение апелляционного суда рассматривал тот же суд, но другим составом судей. Таким образом, судьи должны были пересматривать решения своих коллег, с которыми они работают бок о бок. Существовал колоссальный риск небеспристрастности. Теперь дела из нескольких городов будут попадать в специальные сначала апелляционные суды, потом такие же кассационные. Риск личной заинтересованности судей в рассмотрении дел сводится к минимуму. Это безусловно положительное нововведение.
О новом пакете поправок для проекта о реформе судоустройства, который ВС внес в начале года для создания апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, «Коммерсанту» рассказал глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Вместо третьего «технического» чтения принятого на прошлой неделе законопроекта Госдума вернет его на стадию второго чтения.
Нововведение о повышении возрастного ценза с 70 до 76 лет для зампредов ВС на данный момент актуально для главы коллегии по гражданским делам Василия Нечаева, которому в августе предстояла отставка. Объявленный ранее конкурс на эту должность заморожен. По данным источников «Коммерсанта», до поправки в возрастной ценз Василия Нечаева прочили после отставки на пост финансового омбудсмена РФ, который должен появиться в сентябре.
Аналогичную норму предсказуемо внесут в закон «О КС», что в 2019 году позволит сохранить свой пост одному из двух зампредов КС Ольге Хохряковой. По словам Крашенинникова, ценз в 75–76 лет соответствует рекомендациям Европейского суда по правам человека. Возрастной ценз в высших судах РФ менялся неоднократно: судебная реформа 2001 года вынудила уйти в отставку в 65 лет одну из самых авторитетных судей «ельцинского призыва» зампреда КС Тамару Морщакову. Председателям ВС и КС, напомним, возрастной ценз был отменен накануне их 70-летних юбилеев.