Рекомендации минтранса по нормам расхода топлива 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации минтранса по нормам расхода топлива 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:

Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

II. Нормы расхода топлив для автомобилей

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Справка

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра А.С. Мишарин

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), (1)

где Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км; S — пробег автомобиля, км; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)

где Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров); S — пробег автобуса, км; Hот — норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D), (3)

где Qн — нормативный расход топлив, л; S — пробег автомобиля или автопоезда, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,

где Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т х км; Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т х км; W — объем транспортной работы, т х км: W = Gгр Sгр (где Gгр — масса груза, т; Sгр — пробег с грузом, км); D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) — до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) — до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив: бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0, 25 л — дизельного топлива.

Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Топлива
1 2 3
Avia A-20H, A-21K, -21N 11,0 Д
Avia A-30N, A-31L, -31N, -31P 13,0 Д
DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M) 23,5 Д
Ford Transit 350 Single Cab 2.4D (4L-2,402-116-5M) 10,2 Д
IFA W50L 20,0 Д
Iveco ML 75E (6L-5,861-143-5M) 21,4 Д
Magirus 232 D 19L 24,0 Д
Magirus 290 D 26L 34,0 Д
Mercedes-Benz 1843 Actros (6V-11,946-428-16M) 25,6 Д
Mercedes-Benz 2540 L/NR Actros (6V-11,946-394-16M) 23,1 Д
Mercedes-Benz 2640 L Actros (6V-11,946-394-16M) 23,8 Д
Mercedes-Benz 813D (4L-2,299-79-5M) 14,1 Д
Scania R 114 LB 380 (295/60R22,5) (6L-10,64-380-14M) 20,3 Д
Scania R 124 LB 420 (295/60R22,5) (6L-11,72-420-14M) 21,3 Д
Tatra 111R 33,0 Д
Volvo F10 (6L-9,607-285-12M) 20,9 Д
Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Топлива
1 2 3
Avstro-Fiat CDN-130 26,0 Д
Chepel D-450 22,0 Д
Chepel D-450.86 25,0 Д
DAF FT/FA 95 XF 380 (6L-12,58-381-16M) 19,0 Д
DAF 95.XF 430 (6L-12,58-428-16M) 16,5 Д
DAF 95.480 (6L-12,58-483-16M) 18,6 Д
Faun H-36-40/45 85,0 Д
Faun H-46-40/49 90,0 Д
International H921 (Cummins) (6L-10,8-350-12M) 20,6 Д
Iveco-190.33 25,0 Д
Iveco 190.36/PT (6L-13,798-375-16M) 19,0 Д
Iveco 190 36 PT Turbo Star (6L-13,798-377-16M) 16,0 Д
Iveco-190.42 27,0 Д
Iveco 440 E 47 (6L-13,798-470-16M) 17,5 Д
Iveco AT440 S43 (с обтек.) (6L-10,3-430-16M) 16,9 Д
Iveco MP440 E42 (с обтек.) (6L-13,798-420-16M) 19,8 Д
KNVF-12T Camacu-Nissan 45,0 Д
MAN 19.463 FLS (6L-12,816-460-16M) 16,0 Д
MAN 19.372 (6L-11,961-370-16M) 17,0 Д
MAN 26.413 TGA (6L-11,967-410-16M) 19,7 Д
MAN 26.414 (6L-11,967-410-16M) 16,6 Д
MAN 26.463 FNLS (6L-12,861-460-16M) 17,0 Д
MAN F 2000 334 DFAT (с п/п SP-240) (6L-11,967-410-16M) 22,3 Д
MAN TGA 18.350 (6L-10,518-350-16M) 15,5 Д
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, -1935 23,0 Д
Mercedes-Benz 1733 SR (6V-10,964-340-16M) 17,4 Д
Mercedes-Benz 1735 (8V-14,62-354-16M) 23,7 Д
Mercedes-Benz 1735 LS (8V-14,62-269-16M) 18,7 Д
Mercedes-Benz 1832 LSNRA (6V-11,946-320-16M) 17,1 Д
Mercedes-Benz 1834 LS (6V-10,964-340-16M) 18,5 Д
Mercedes-Benz 1838 (8V-12,763-381-16M) 24,0 Д
Mercedes-Benz 1840 Actros (6V-11,95-394-16M) 17,0 Д
Mercedes-Benz 1850 LS (8V-14,618-503-16M) 20,4 Д
Mercedes-Benz-2232S 27,0 Д
Mercedes-Benz 2653 LS 33 (8V-15,928-530-16M) 19,5 Д
Mercedes-Benz 3340 Actros (6V-11,946-394-16M) 20,4 Д
Praga ST2-W 23,0 Д
Renault AE 430 Magnum (6L-12,0-430-18M) 18,9 Д
Renault R 340 ti 19T (6L-9,8-338-9M) 19,0 Д
Renault Premium HR 400.18 (6L-11,1-392-18M) 18,6 Д
Scania P114 GA 6×4 NZ340 Griffin (6L-10,64-340-9M) 18,7 Д
Scania R 113 MA/400 (6L-11,021-401-14M) 16,0 Д
Scania R 124 LA 400 (6L-11,7-400-12M) 16,0 Д
Scania R 420 LA (6L-11,705-420-14M) 17,7 Д
Scoda-LIAS-100.42, -100.45 24,0 Д
Scoda-706PTTN 25,0 Д
Tatra-815TP 48,0 Д
Volvo-1033 22,0 Д
Volvo F-8932 24,0 Д
Volvo FH 12 (6L-12,0-405-14M) 15,7 Д
Volvo FH 12/380 (6L-12,13-380-14M) 15,0 Д
Volvo FH 12/420 (6L-12,13-420-14M) 16,5 Д

Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-Р

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах — в соответствии с ГОСТ 16350-80 «Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей».

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия.

Региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России.

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 С, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Приложение N 3

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).

В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).

Скорректирован порядок расчета норм расхода топлива для легковых автомобилей

(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел
(в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив
автомобилем, не более

16.1. Легковые автомобили

16.2. Автобусы

16.3. Бортовые грузовые автомобили

16.4. Тягачи

16.5. Самосвалы

16.6. Фургоны

16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:

16.8. Специальные жидкости

(в примерах приводятся условные цифры)

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет Hs = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.

Путевые – 2021: обзор новых требований

Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:

  • марка транспорта и прицепа, если такой имеется,
  • показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.

Внимание к отметке о медосмотре и техконтроле

Новые правила гласят: состояние транспортного средства контролирует должностное лицо, ответственное за техобслуживание и эксплуатацию. Если никаких неполадок при проверке машины техник не нашел, ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».

Отметки после медосмотра водителя будут такие:

  • для осмотра перед рейсом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • после рейса — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.

Две категории обязательных реквизитов путевого листа
Сведения для допуска ТС к эксплуатации Сведения для принятия документа к учету
  • наименование и номер ТС
  • срок действия путевого листа
  • вид перевозки и сообщения
  • собственник ТС
  • сведения о самом ТС
  • информация о водителе
  • наименование документа
  • дата составления путевого листа
  • наименование организации
  • информация о хозоперации
  • натуральные и денежные измерители операции
  • ФИО ответственных лиц
  • подписи ответственных

Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:

  • нормы расхода топлива;
  • маршрут движения транспортного средства;
  • экономия (перерасход) топлива.

Организация может разработать бланк «путевки» сама, учитывая требования к первичной документации. Или доработать под себя унифицированные формы из Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

Скачать старый бланк Путевого листа в формате Excel, чтобы самостоятельно дополнить новыми реквизитами.

С 2021 г. журнал регистрации путевых листов можно вести в электронном формате, но нужна ЭЦП. То есть все внесенные в журнал сведения надо заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.

На какие нормы расхода топлива ориентироваться в 2021 году

Нормы расхода топлива — в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Все минтрансовские лимиты — рекомендованные, это следует из самого названия НПА, но придерживаться их стоит, чтобы в будущем можно было доказать, что траты экономически оправданы.

На основании норм Минтранса утвердите свои нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

1Типичная ошибка, когда Заказчик не до конца понимает, что такое базовая норма, уверенно полагая, что норма на трассе (дороги общего пользования за городом) это базовая норма и есть. Обращаем внимание, что базовая норма, которую вы видите в Методических рекомендациях АМ 23 р, согласно методики определения базовых норм, это средневзвешенное (среднее) значение между «городом» и «трассой». Очень многие просто не знают, что Методические Рекомендации содержат не только повышающие коэффициенты, но и понижающие. Цитируем АМ 23 р:

…Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования 1, 2 и 3 категории за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности до 15%…

Любой водитель скажет что на «трассе» расход топлива снижается, а в «городе» — повышается.
ИТОГ:

  • базовая норма – это среднее значение между «городом» и «трассой».

2Типичная ошибка. Поправочные коэффициенты учитываются не правильно. Разберем простой пример: сначала к базовой норме (например 10 л.) прибавляют 20%-город, получается 12 л., а затем к 12 л. прибавляют 15%-зиму, получается 13,8 л. и когда бывает зимой бездорожье прибавляют к 13,8 л. еще 20%, получается 16,6 л. Хотя на самом деле должен быть расход 15,5 литров. Объясняем. Ошибка расчета в том, что проценты на базовую норму Заказчик «накидывает» нарастающим итогом, то есть % кладет на %. Хотя расчет должен быть следующим: база 10 л. + (20%+15%+20%) = 10 л. + 55% = 15,5 л.
Другой пример: сначала к базовой норме (10 л.) прибавляют 20%-город, получается 12 л., а затем к 12 л. прибавляют 7%-кондиционер, получается 12,84 л. (летняя норма) и зимой прибавляют к 12,84 л. еще 5%, получается 13,48 л. (зимняя норма). Хотя на самом деле летом должен быть расход 12,7 литров, а зимой 12,5 литров. Объясняем. Расчет должен быть следующим: база 10 л. + (20%+7%) = 10 л. + 27% = 12,7 л. (летняя норма), база 10 л. + (20%+5%) = 10 л. + 25% = 12,5 л. (зимняя норма). Только так и никак иначе. А вы заметили, что зимняя норма меньше чем летняя? Для многих Заказчиков это просто открытие. В основном это открытие для южных регионов, где зимняя надбавка 5%. Опять же объясняем, Заказчик вычисляет летнюю норму (возможно даже правильно), а затем просто на летнюю норму «накидывает» зимнюю надбавку, забыв о том, что в летней норме осталась надбавка «кондиционер». Кондиционером же вы зимой не пользуетесь. Это показательный пример того, что при расчете игнорируют методику расчета указанную в АМ 23 р. Согласно, распоряжения АМ 23 р Минтранса:

…при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок…

ИТОГ:

  • при расчете сначала работаем с поправочными коэффициентами, а затем окончательную сумму или разность применяем к базовой норме.

3Типичная ошибка. Заказчик очень часто игнорирует дополнительные надбавки при простое, прогреве и другие случаи, когда автомобиль стоит, а двигатель работает. Это не только прогрев! Многие считают, что это только для зимы. Нет! Это любой случай, когда автомобиль стоит, а двигатель работает (например, время простоя в «пробке», время простоя при загрузке/погрузке, время ожидания начальника, клиента, больного и т.д.). Но, внимание. Многие Заказчики просят нас включить эти моменты в эксплуатационные нормы. Не получится. Потому что размерности разные. Эксплуатационные нормы – это нормы на пробег и измеряются в литрах/100км, а дополнительные надбавки при простое – это нормы на время и измеряются в литрах/час. Поэтому учитывать их надо отдельно. Сначала общий расчет по пробегу, а затем прибавляете расход по времени.
ИТОГ:

  • при общем расчете расхода топлива, вы можете пользоваться дополнительными надбавками при простоях с работающим двигателем. Увеличивать эксплуатационные нормы по пробегу за счет этих надбавок, согласно распоряжению АМ 23 р Минтранса нельзя. Считаем отдельно, складываем и отражаем все это в путевом листе.
  • Кадровая пятница: Президент обновил местную вертикаль власти
  • В Солигорском районе с 18 июня нельзя ходить в лес
  • Запрет на посещение лесов действует в 11 регионах Беларуси. В Минской области ограничений нет
  • В пункте пропуска «Бенякони» задержали более 20 тонн лосося – его ввозили по поддельному сертификату
  • В Беларуси прекращают вещание еще 4 телеканала
  • Заблудилась на прогулке — в лесу под Минском спасатели нашли в лесу 30-летнюю девушку
  • 30 человек утонули за прошлую неделю в Беларуси — МЧС
  • Посмотрели, как выглядит будущий экстрим-парк в Солигорске
  • Фотофакт: жаркие выходные в слуцком парке культуры и отдыха
  • Страны СНГ занялись восстановлением взаимной торговли
  • БЧБ-флаг и лозунг «Жыве Беларусь» могут войти в список нацистской символики и атрибутики
  • Летнее солнцестояние: что нужно делать 21 июня, чтобы быть здоровым, счастливым и богатым
  • Нефтебазу в Любанском районе можно купить с аукциона
  • Официальному Киеву выгодно считать Протасевича узником совести — мнение украинского политолога
  • Митрополит Вениамин освятил обновленный храм в Солигорске
  • Выбор Редакции
  • Технологии
  • Хобби и стиль
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Это интересно
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша

РАСПОРЯЖЕНИЕ АМ 23 р МИНТРАНСА

N п/п

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникновение затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственные, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. С другой стороны, установление четких размеров списания бензина позволяет контролировать приобретение ГСМ ответственными лицами.

Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где:

  • Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
  • S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
  • Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
  • T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.

Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.

При нормировании списания бензина рассчитывается летнее потребление. Издается приказ о летней норме расхода топлива. Распоряжение АМ-23-Р разрешает списывать бензин в большем размере в зимнее время. Для каждого региона РФ установлен особый повышающий коэффициент от 5 до 20% и сроки зимнего периода. Для центральной России он составляет 10%. Применять его допустимо с ноября по март.

РАСПОРЯЖЕНИЕ АМ 23 Р. ОШИБКИ ПРИ РАСЧЕТАХ.

Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника.

Материальная выгода Заключение трудового договора на работу по совместительству во время отпуска по беременности и родам Договор подряда подпись договора займа одним лицом Учет НДС при УСН Учет иностранного НДС НДФЛ с компенсации питания Услуги по правлению оказывает ИП,учредитель и директор учреждения Контролируемая сделка Об НДФЛ с отпускных О финансовой помощи учредителя Об НДФЛ с отпускных Учредители Если основное средство приобретено для перепродажи Применение УСН при ведении нескольких видов деятельности имущественный вычет пенсионеру Компенсация по уходу за ребенком Временно пребывающие Ставки страховых взносов Документальное оформление ремонта автотранспортных средств Аренда автомобиля у сотрудника Оформление материальной помощи Ввод в эксплуатацию по частям Входной НДС по импортным товарам, можно ли принять к вычету. Изменилась кадастровая стоимость земли, как считать налог.

Размер зимних надбавок определяется в зависимости от региона. При их установлении учитываются значения температур воздуха, средняя длительность зимы. Обычно размер надбавок утверждается местными властями. Но если региональное распоряжение отсутствует, то приказ издает руководитель фирмы.

Нормы расхода ГСМ устанавливает Минтранс. Но фирма не обязана их использовать, так как в НК нет требования о нормировании трат на топливо (письмо Минфина №03-03-06/1/2875 от 27 января 2014 года). Если организация решит учитывать фактические расходы, ей придется установить способ контроля над обоснованностью трат на списание материалов. Для этого нужно оформить распоряжение со ссылкой на приказ Минтранса, указать марку ТС и определить лимиты.

При самостоятельной разработке норм нужно опираться на следующие значения:

  • Время года.
  • Размер пробега авто.
  • Срок эксплуатации ТС.
  • Качество дорожного покрытия.
  • Средняя скорость движения.
  • Загруженность авто.

Предельный размер надбавок устанавливает Минтранс. К примеру, для Москвы он составляет 10%.

Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя — чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.

Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.

Примечание. Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производство) подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованны п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.

«Российский налоговый курьер», N 18, 2003

В прошлом номере мы кратко рассказывали об обнародованных недавно новых нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленных Минтрансом России. К налоговому законодательству этот документ прямого отношения не имеет, но бухгалтеру тем не менее нужно принять его во внимание.

Разобравшись с вопросом, зачем нужны нормы, можно переходить к следующему: как их применять. Однако прежде нужно сказать несколько слов о документах, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ. Ведь именно из них берется информация для расчета нормативного расхода топлива.

Для подтверждения факта приобретения ГСМ необходимы утвержденный авансовый отчет и кассовые чеки. А чтобы подтвердить их расход понадобятся путевые листы.

Формы путевых листов для различных видов транспорта утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Большая часть данных в этих формах необходима в первую очередь для начисления заработной платы водителю. Нас же интересуют графы, где указан пробег (или время работы — для спецмашин).

Порядок списания расходов на приобретение ГСМ в налоговом учете зависит от метода признания доходов и расходов, который применяет организация. При методе начисления в расходах признается стоимость приобретенных и израсходованных ГСМ. При кассовом методе прибавляется еще один критерий — ГСМ должны быть оплачены. Ну и, разумеется, и в том и в другом случае нужно принимать во внимание экономическую обоснованность расходов, то есть соответствие фактического расхода ГСМ нормативному.

Определить нормативный расход топлива можно с помощью формул, которые приведены в Руководящем документе. Их шесть, и различаются они в зависимости от вида автотранспортного средства: для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей.

Проще всего рассчитать нормативный расход топлива для легковых автомобилей. Для этого применяется формула 1.

Формула 1. Нормативный расход топлива для легковых автомобилей

Суммарный поправочный коэффициент — это сумма коэффициентов, учитывающих особенности автомобиля и условия его эксплуатации (см. таблицу).

Нормативы расхода смазочных материалов приведены в Приложении 1 к комментируемому документу. Они рассчитываются исходя из нормативного расхода топлива.

Пример 3. Вернемся к предыдущему примеру. Для автомобиля ЗИЛ-131 базовая норма расхода моторного масла составляет 2,2 л на 100 км. Допустим, автомобиль подвергался капитальному ремонту. В этом случае норма расхода масла увеличивается на 20%. Таким образом, нормативный расход масла за ноябрь составит 9,38 л (0,01 х 355,25 х 2,2 (1 + 0,01 х 20%)).

Зимний расход топлива.

1. Зимний расход топлива – это расход топлива автомобиля на его работу в зимнее время. Определяется базовой нормой расхода топлива и добавкой к этой базовой норме определенного процента в зависимости от климатической зоны в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Нормативные значения базовой нормы расхода топлива для всех типов автомобилей и предельные величины зимних надбавок приводятся в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р
(редакция от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.»

2. Предельные значения зимних надбавок приведены в таблице.

3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р).

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 °C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия или распоряжением индивидуального предпринимателя.

4. Зимний расход топлива – пример расчета. Для списания топлива в зимнее время требуется эксплуатационная норма расхода топлива на 100 километров пробега. Если базовая норма расхода топлива на автомобиль 33023 «Фермер» с двигателем ЗМЗ-405240 составляет 15,2 литра (летнее время в пригородной зоне), то зимняя норма в пригороде (т.е. эта норма будет уже эксплуатационной) в Московской области будет равна 16,72 литра. Надбавка взята максимальная, 10%. Но она может быть и меньше.

При понижении температуры ниже +5°С применяются зимняя надбавка. Она устанавливается в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации также зависят зимние и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. Так, в центральной части России зимняя надбавка может составлять до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка может достигать 20% и применяться до 7 месяцев в году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *