Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата пени за несвоевременную уплату электроэнергии в бюджете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
Бух учет пени по коммунальным услугам в 2021 в бюджетном учреждении
Если штрафные платежи начисляются компанией самостоятельно, то отразить их необходимо на дату расчета и уплаты в бюджет. При начислении по результатам проверки отразить их следует на дату вступления в силу решения по проверке. Учет расчетов с бюджетом по налогам организуется, в соответствии с планом счетов, на счете 68.
Если производится начисление пени по взносам, бухгалтерские проводки отражаются на счете 69. Для удобства контроля за начислением и уплатой неустоек по налоговым платежам следует организовать их аналитический учет в разрезе соответствующих налогов. Например, при начислении пени по НДС проводки необходимо отразить на субсчете счета 68, открытого для учета начисления этого налога.
Если организация не уплатила налоги своевременно и при этом на ее расчетном счету отсутствует достаточная сумма средств, то налоговые органы вправе принудительно взыскать налоги и начисленные пени за счет имущества должника.
В противном случае пеня будет начислена по инициативе ФНС. Пеня не относится к числу налоговых санкций, но связана с налоговыми обязательствами. Потому у бухгалтеров часто возникает вопрос, как правильно отразить в учете пени.
Итак, отличие 1-е — КБК (поле 104). Для пеней по налогам всегда есть свой код бюджетной классификации, в 14–17-м разрядах которого указывается код подвида дохода — 2100. С этим кодом связано существенное изменение в заполнении платежных поручений: с 2021 года мы больше не заполняем поле 110 «Тип платежа».
Однако эти изменения не коснулись взносов на страхование от несчастных случаев, и пени по ним, как и сами эти взносы, платятся по-прежнему в соцстрах. При уплате в ФСС и взносов, и пеней по ним в полях 106 «Основание платежа», 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» проставляют 0 (пп. 5, 6 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2021 № 107н). А если пени платятся по требованию фонда и по акту проверки, их реквизиты приводятся в назначении платежа.
Если налоговые инспекторы выявят нарушения, то работодателю придется заплатить 40% от суммы долга. Но нарушители этого часто не боятся. Поэтому законодательно решается вопрос не только об увеличении штрафных санкций, но и других мерах борьбы.
После совершения правонарушения работодателю потребуется заплатить пеню. Она начисляется в зависимости от некоторых обстоятельств. Важно знать ситуации, когда дополнительные средства не могут быть удержаны, а также полномочия налоговиков в начислении таких выплат.
Обязанность собственника жилья или нанимателя по оплате предоставленных жилищно-коммунальных услуг прописана в статье 153 ЖК РФ и в подпункте «и» пункта 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354.
Плата должна вноситься своевременно и в полном объеме
. Срок внесения платы определяется в соответствии с договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов жилищного кооператива.
Если в этих документах срок не прописан, то собственник жилья должен оплатить стоимость ЖКУ не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим. Это условие прописано в части 1 статьи 155 ЖК РФ.
Извечной темой во взаимоотношениях коммунальщиков и их клиентов является несвоевременная оплата предоставленных услуг. Задолженность жильцов практически может поставить предприятия на грань банкротства. Поэтому решение данной проблемы для них является жизненно важным. Те, кто убирает мусор, обеспечивает водоснабжение и водоотведение, постоянно ищут возможности подстегнуть своих потребителей к своевременной плате за блага цивилизации. Особенно злободневной эта тема становится в условиях повышения тарифов на ЖКУ.
Пеня за коммуналку. Как её не платить
Размер пени и правила ее исчисления прописаны в пункте 14 статьи 155 ЖК РФ. Пеня рассчитывается в зависимости от периода просрочки. Пеня начинает исчисляться с 31-го дня
, следующего за днем наступления установленного срока оплаты. Раньше этого срока абонента не могут привлечь к ответственности.
Если задолженность собиралась от 31 до 90 дней, то размер пени исчисляется как 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
С 27 июня 2021 года ставка рефинансирования составляет 4,25%
УК или поставщик ресурсов имеет право ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг
в соответствии с пунктом 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 354. Понятия и правила приостановления или ограничения предоставления прописаны в главе XI вышеуказанных Правил.
Под ограничением понимается временное снижение объема предоставляемых коммунальных услуг или определение графика предоставления услуг в полном объеме в течение суток. Например, с 10:00 по 16:00 и с 23:00 до 07:00 услуга не будет оказываться
Но все же злостным неплательщикам успокаиваться не стоит. Уже принят во втором чтении законопроект, вносящий изменения в Жилищный кодекс РФ. Они как раз и касаются норм расчета пени за просрочку коммунальных платежей. Планируется, что для этого будут брать не 1/300 часть ставки рефинансирования, а 1/170 от ее значения. То есть размер штрафных санкций планируется поднять почти вдвое. В итоге неплательщикам придется нести материальное наказание, выплачивая пеню, составляющую более 17% годовых от суммы задолженности. По данным экспертов, такой законодательный акт будет принят Государственной думой уже этой весной.
Но есть и хорошая новость. С принятием этого законопроекта отодвигается время начисления пени. Были приняты поправки к новому закону, согласно которым штрафные начисления будут производиться не с первого дня просрочки, а с 91-го. А значит, у должника будет три месяца для того, чтобы рассчитаться с коммунальными предприятиями.
Если собственник жилья в добровольном порядке не оплачивает задолженность, то исполнитель, УК, ЖЭУ или ТСЖ имеет право обратиться с иском в суд
. Если сумма долга не превышает 500 тысяч рублей, то взыскание производится на основании вынесенного судебного приказа, который имеет силу исполнительного документа.
Если ответчик не согласен с решением
, он может отменить судебный приказ, тогда дальнейшее разбирательство происходит в порядке искового производства.
С 2016 года действует упрощённый механизм взыскания – судебным приказом.
Управляющей компании достаточно обратится в суд.
Для этого:
- сумма долга должна быть менее 500 000 рублей,
- управляющая компания должна представить документы, подтверждающие задолженность и информация о месте проживания должника.
На основании документов мировой судья единолично без судебного разбирательства и присутствия сторон выносит судебный приказ.
На оплату долга дается, как правило, пять дней со дня поступления заявления со стороны взыскателя. Параллельно приказ направляется к приставам, а копия приказа – должнику. У должника есть право представить возражения в течение 20 дней со дня направления ему копии.
Имейте в виду, что при наличии судебного приказа, приставы и УК имеют право получить данные о счетах должника через налоговую инспекцию.
При наличии долгов, ваш счет может быть заблокирован, долги списаны.
В сфере ЖКХ существует ряд нормативных актов, согласно которым коммунальные услуги должны оказывать населению бесперебойно и качественно. В свою очередь на собственников жилья – потребителей услуг — накладывается обязанность своевременно и в полном объеме их оплачивать.
Отказать в поставке ресурсов, необходимых для жизни граждан (воды, газа, электричества), снабжающие организации не могут без веских причин. Но законодатель определил случаи, когда они вправе ограничить или прекратить их подачу.
Нормативной базой для отключения электричества служат Постановления Правительства РФ № 354 и № 442, где указано, что исполнитель (организация, оказывающая услугу в сфере ЖКХ) при наличии законных оснований прекращает или приостанавливает предоставление неоплаченной услуги.
Исполнитель услуги – это сторона договора на электроснабжение.
Поставщиком электричества в многоквартирные и частные дома является энергоснабжающая организация, с которой заключен договор на поставку ресурса.
Чаще всего договора по многоквартирным домам заключают управляющие компании, а по частным домам – напрямую потребители.
Ст. 119 в Постановлении № 354 предусматривает строгий порядок действий отключения электричества при неуплате в течении 20 дней. Поэтому исполнитель должен придерживаться процедуры, чтобы действия были признаны законными. При малейшем несоблюдении потребитель вправе обратиться с жалобой на действия исполнителя в надзорные органы или суд. Если действия будут признаны незаконными, исполнителя обяжут уплатить штраф.
Операции налогоплательщиков — государственных муниципальных автономных и бюджетных учреждений по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ «Доходы от оказания платных услуг работ » или «Иные доходы» в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики. Операции налогоплательщиков — государственных муниципальных автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы прибыль учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового отчетного периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на подстатью «Доходы от оказания платных услуг работ » КОСГУ. Статья Доходы от собственности 9.
Пени за просрочку оплаты электроэнергии
По закону, потребители должны платить за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим. Решением общего собрания членов ТСЖ (иного кооператива жильцов) либо договором с управляющей компанией может быть установлен иной срок оплаты потребленных услуг. Если не заплатить или заплатить меньше, на задолженность начнут начислять пени – рассчитанные определенным образом штрафы за неисполнение обязанности расплатиться.
Собственники жилья регулярно пользуются услугами ЖКХ и должны оплачивать их в установленный период. Просрочка платежей приводит к начислению пени, увеличивая образовавшуюся задолженность. Знание нормативных положений поможет отстрочить или избежать штрафных санкций, уменьшить или списать уже начисленные суммы.
Пеня – это сумма, которую налогоплательщик обязан уплатить в бюджет в случае несвоевременной оплаты налогов (п. 1 ст. 75 НК РФ). Согласно налоговому законодательству расчет пеней производится в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства.
Пени увеличиваются каждый день, а с четвертого месяца просрочки долг растет уже в два раза быстрее. Если плательщик не гасит долг и за последующие месяцы, то растет не только сумма долга, но и размер пени, поскольку он напрямую зависит от суммы платежа. Последний день начисления пени — день погашения платежа за квартиру. Задолженность погашается по принципу того, какая часть задолженности наступила раньше, то есть если плательщик должен за сентябрь, ноябрь и декабрь, то очередной платеж в январе будет гасить задолженность за сентябрь, а пени за ноябрь и декабрь буду продолжать начисляться.
«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.
Непосредственно ЖКУ какие-либо действия относительно потребителя не может производить. Но если суд выдвинул постановление, а оно не исполняется, приставы могут привлечь абонента к ответственности путем административных арестов или штрафных санкций. Очень редко потребитель может понести даже уголовную ответственность.
- Должник — Иванов И.И.
- Сумма долга — 1000 (одна тысяча) рублей
- Крайняя дата расчета за коммунальные услуги — 10-е число следующего месяца
- Месяц, за который не поступила оплата, — июль 2021 г.
- Ставка ЦБ с 2 марта до 16 сентября — 7,25%, с 17 сентября — 7,5%, а с 17 декабря — 7,75%.
- Текущие платежи — вносятся своевременно и в полном объеме, новые долги не накапливаются
- Сумма пени за просрочку 7 месяцев (до 9 марта 2021 г.) — ?
Потребители должны знать, что начисление пени за коммунальные услуги (2021 г.) может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом. А с точки зрения закона (см. ст. 154 ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 06.05.2021 N 354), коммунальные услуги (ресурсы) это:
Долги за ЖКХ взыщут после 1 января 2021 года
Также в разделе V Указаний N 65н появилось описание статей КОСГУ 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности». Ранее они были представлены в перечне КОСГУ (Приложение 4 к Указаниям N 65н), но их описания в нормативном акте отсутствовали.
Планирование расходов организации бюджетной сферы также составляется в разрезе кодов ОСГУ. После составления плана затрат учреждение готовит план закупок и план-график на соответствующий финансовый период. Это документы в сфере закупок также готовятся на основании классификаторов кодов ОСГУ.
Оплату поставщикам с лицевого счета в Федеральном казначействе, покажите проводками: Дт 1 302 32 83Х Кт 1 304 05 320 – за нематериальные активы; Дт 1 302 33 83Х Кт 1 304 05 330 – за непроизведенные активы Как оприходовать матзапасы на баланс, как выдать в эксплуатацию и списать покажу на примере.
Например, расходы по уплате задолженности недоимки по налогам включаемым в состав расходов и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР “Уплата налога на иущество организаций и земельного налога” и “Уплата прочих налогов, сборов” п.
Если в учреждении были остатки на 1.01.2018 по счетам, которые в этом году заменены на новые, необходимо заменить остатки на начало года, создав соответствующие проводки в межотчетный период — Письмо Минфина России N 02-06-07/49174, Казначейства России N 07-04-05/02-14766 от 13.07.2018″О представлении отчетности».Наши специалисты помогут вам навести порядок в остатках на 1.01.2018г.
- в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
- при составлении бюджетных смет для казенной организации;
- при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
- лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
- при составлении плана закупок и плана-графика;
- при расчетах с бюджетом;
- при составлении некоторых отчетных форм;
- при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
- в иных случаях, предусмотренных БК РФ и приказом №209н.
Необходимо учесть, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, облагаются НДС (ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база будет равна покупной стоимости выданного бланка за вычетом суммы НДС, предъявленной продавцом (п. 1 ст. 154 НК РФ).
К этой статье относят также приобретение ветхого жилья в домах под снос, выкупаемого у собственников. При выборе статьи бухгалтеру следует обратиться к классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и учитывать Инструкцию 157н, в которой говорится, что к ОС не относятся:
Кроме того, по данной подстатье отражаются расходы на выплату удержаний, произведенных с заработной платы, к которым, в частности, относятся оплата услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытые в кредитных организациях за счет их средств, НДФЛ, удержания по исполнительным документам и др.Подстатья 212 «Прочие выплаты» предназначена для отражения расходов на выплату работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ.
- несвоевременная уплата налогов и сборов – КОСГУ 292;
- пени и штрафы за административные санкции – 295 КОСГУ;
- задолженности по бюджетным и зарубежным кредитам в иностранной валюте – 294 КОСГУ;
- нарушение правил государственных закупок и поставок – КОСГУ 293.
- Дайджест № 56: решаем практические вопросы
- Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
- Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ в учете установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 № 65н. Последние изменения в КОСГУ внесены приказом Минфина от 27.12.2021 № 255н, который вносит правки в Указания по применению бюджетной классификации № 65н.
Таким образом, при оформлении всевозможных планов-графиков там, где ранее указывался КОСГУ, теперь нужно ставить КВР. При этом участники закупочного процесса должны внимательно ознакомиться с сопоставительной таблицей этих кодов, так как классификаторы в них несколько отличаются, что может привести к ошибке.
Что касается отключения коммунальных ресурсов, то, как правило, должника предупреждают об этом первый раз за 20 дней. «Потом либо приостанавливают, либо, если есть такая возможность, ограничивают подачу ресурсов, либо еще раз предупреждают о полном отключении. Фактически только через 10 дней после второго предупреждения начинается отключение. То есть у людей есть время на погашение задолженности», — сказала ТАСС председатель комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева.
Склянчук при этом добавил, что отключение коммунальных услуг осуществимо только в отношении злостных неплательщиков, когда остальные меры воздействия, такие как предупреждения и судебные исполнительные листы, оказались безрезультатными, а также если имеется техническая возможность в многоквартирном доме.
По мнению Разворотневой, мораторий на штрафы по ЖКХ, действительно, был полезен весной, когда во время режима самоизоляции многие люди, особенно старшего поколения, не могли выйти из дома и не знали, как оплатить квитанции дистанционно. Однако, когда режим самоизоляции в середине года закончился, мораторий потерял смысл, считает эксперт.
Это косвенно подтверждают данные по собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги. Так, в апреле 2020 года, по данным Минстроя, собираемость среди населения из-за пандемии и режима самоизоляции снизилась на 30%, среди предприятий падение было еще больше — на 45-50%. Однако летом этот показатель начал восстанавливаться. В целом Минстрой не ожидает по итогам 2020 года значительного роста неплатежей по жилищно-коммунальным услугам.
Как ранее сообщали в министерстве, в первом полугодии 2020 года долги населения за услуги ЖКХ в целом по стране сократились на 29 млрд рублей — до 731 млрд рублей, по сравнению с тем же периодом 2019 года. Также, согласно информации Росстата за первое полугодие 2020 года, общая задолженность по ЖКХ снизилась на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года — до 1,24 трлн рублей. При этом долги за теплоснабжение достигают 505,4 млрд рублей, за водоснабжение и водоотведение — 209,6 млрд рублей и газоснабжение — 171 млрд рублей.
Кроме того, с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, которые упрощают получение субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Как и прежде, субсидии не смогут получить россияне, у которых есть долги по ЖКХ, но теперь органы власти будут самостоятельно получать эту информацию.
«Если раньше гражданам приходилось брать справку у управляющей компании о том, что у них нет долгов, чтобы получить субсидию, то теперь справку органы соцзащиты будут сами запрашивать в Федеральной службе судебных приставов, так как долги за ЖКХ должны быть подтверждены только вступившим в законную силу судебным актом», — пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Получить субсидии могут те россияне, у которых ежемесячно на оплату жилищно-коммунальных услуг уходит больше определенной доли дохода, причем каждый регион устанавливает эту норму самостоятельно. Например, в Москве можно получить субсидию, если расходы на коммунальные услуги превышают 10% совокупного дохода семьи, в Санкт-Петербурге — 14%.
Обязательно ли платить К сожалению, ваша ситуация достаточно типична в этом году. Бюджетные паспорта по многим программам, финансируемым из госбюджета, были утверждены лишь в конце марта. Соответственно, органы Казначейства не регистрировали обязательства бюджетных учреждений и не оплачивали их счета. Это привело к нарушениям сроков оплаты за потребленные энергоносители и коммунальные услуги и, как следствие, начислению поставщиками пени согласно условиям договоров.
Поставщики и потребители обязаны выполнять свои обязательства, в том числе относительно своевременной оплаты услуг. В случае невыполнения обязательств договорных условий поставщик имеет право начислить пеню, если это предусмотрено условиями договора (ст. 551 ГКУ 1 ). Начисление пени за нарушение сроков расчетов за употребленную электроэнергию предусмотрено п. 8.2. Типового договора 2 , который потребители заключают с энергоснабжающими организациями в обязательном порядке. Такую же пеню предусматривают в своих договорах и поставщики других коммунальных услуг и энергоносителей. Следовательно, если условие предусмотрено договором, то поставщик электроэнергии начислил вам меню на законных основаниях.
Уплата пени не связана с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Уплата пени также не повлечет взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате пени не применяются элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400.
При отнесении расходов на определенные коды видов расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н).
- Когда неустойка возникла в рамках правоотношений по договору, выплаты по которому облагаются страховыми взносами (например, по договору ГПХ на выполнение работ физлицом):
- Дт 76 Кт 68 (начислен НДФЛ за неустойку);
- Дт 68 Кт 51 (НДФЛ уплачен);
- Дт 91.2 Кт 69 (на сумму неустойки начислены взносы — пенсионные и медицинские, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст.
Как рассчитать размер пени при оплате ЖКХ
В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).
Неустойка бывает двух видов – это штраф или пеня. Штраф является фиксированным платежом и может либо оговариваться в твердой сумме, либо рассчитываться в процентах к той или иной сумме. Пеня – величина изменяемая, ее размер зависит от продолжительности периода нарушения. Определяется сумма пени в процентах от величины обязательства, исполнение которого она обеспечивает.
Правила расчета пеней также определены ГК РФ. Первый день просрочки – дата, следующая за днем исполнения обязательства в соответствии с договором. Последний день – дата, предшествующая дню фактического исполнения обязательства.
Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п.
4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П.
6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
Начисление предъявленных сумм неустойки (штрафов, пеней) оформляется проводкой
Д-т (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х. 205.41. (560)
К-т (КДБ) Х. 401.10. (140)
Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).
В программе применяется документ «Операция бухгалтерская (вручную)».
Корреспонденции по поступлению взысканной неустойки в соответствии с Инструкциями №162н, №174н и №183н в учете должны отражаться в зависимости от вида учреждения.
В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.
Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:
- в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
- неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
- внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.
Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ).
Рассмотрим отдельный случай, когда исполнение контракта осуществляется за счет средств субсидий, выделенных на иные цели (капитальные вложения) и находящихся на отдельном лицевом счете учреждения. Корреспонденции по прекращению встречного требования отражаются (на основании справки ф.0504833). Списание в бухгалтерском учете сумм неустойки со средств во временном распоряжении и отражение их как дохода:
Д-т (г.КБК) 3. 304.01 (830)
Рассчитывайте сумму неустойки, руководствуясь нормами договора. Если же в соглашении отсутствуют условия применения штрафных санкций в виновной стороне, то осуществляйте расчет на основании Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2021.
Стоит отметить, что для некоторых сфер, например, в сфере газоснабжения или электроэнергетике, неустойки придется рассчитывать в индивидуальном порядке, так как чиновники предусмотрели исключительные требования к данным сферам деятельности.
При начислении неустойки учитывайте следующие показатели:
- Сумма неисполненного обязательства. Важно отметить, что к расчету следует принимать только ту часть контракта, которая не была исполнена в срок, если иного не предусмотрено нормами договора.
- Систему налогообложения виновника. Если компания-ответчик на ОСНО, то сумму компенсации и штрафов рассчитывайте с учетом НДС. Для фирм, выбравших упрощенные системы, сумму исчисляйте без НДС.
- Срок нарушения обязательства. Исчисляйте период просрочки со следующего дня за днем, в котором должны были быть выполнены обязательства по контракту. Например, срок поставки — 20 июля, следовательно, считайте просрочку с 21 июля.
- Размер ставки рефинансирования, установленную Центробанком России на момент выставления штрафных санкций к виновной стороне.
Если обязательства были выполнены на следующий день, то оснований для выставления пеней и штрафов нет. Например, срок исполнения договора — 10 августа, если обязательства исполнены 11 августа, то выставить штрафные санкции нельзя.
Определив основные показатели для расчета, исчисляйте сумму по формуле:
Может ли неустойка превышать сумму основного долга? Может, например, если срок исполнения обязательств затягивается на продолжительное время. Однако суд может принять решение сократить сумму штрафа с учетом ее несоразмерности. Также суд вправе сократить начисленные пени, если уплата не производилась из-за возникших споров между сторонами. Или же из-за невозможности совершить расчеты.
Отключение электроэнергии за неуплату: закон и порядок в 2021 году
Порядок выставления неустойки имеет свои особенности. Придерживайтесь следующего алгоритма:
- Зафиксируйте нарушение в специальном акте либо в ином документе. Например, составьте отдельный акт, в котором подробно укажите все виды выявленных нарушений. Либо зафиксируйте обстоятельства в передаточных документах (акте выполненных работ, товарной накладной).
- Рассчитайте размер компенсации. Определите объем штрафных санкций по правилам, указанным выше. Считайте плату не от всей суммы контракта, а только от суммы неисполненных обязательств. Перед расчетом проверьте ставку рефинансирования ЦБ России.
- Подготовьте претензию в адрес нарушителя. Укажите нормы и пункты соглашения, которые не были выполнены в срок. Распишите всю суть претензии, дайте ссылки на нормативное законодательство. Зафиксируйте требования об уплате неустойки.
- Обратитесь в суд. Если договориться с контрагентом не получается, то допустимо удержать компенсацию из сумм, подлежащих к перечислению, если такое оговорено в соглашении. В противном случае подготовьте исковое заявление и обратитесь в судебную инстанцию.
Если добиться погашения штрафа от виновника не удается, то сумму долга можно выставить на торги. Данная процедура называется выкуп неустойки. Долг может выкупить третье лицо, например, коллекторы.
Способ регистрации операций в бухгалтерском учете учреждения зависит от типа организации. Рассмотрим, как составить проводки для каждого типа учреждений:
Казенное учреждение | ||
Выставленная неустойка отражена в бюджетном учете | 1 209 41 560 | 1 401 10 141 |
Оплата компенсации поступила на счет администратора доходов бюджета (если КУ имеет полномочия администратора) | 1 210 02 140 | 1 209 41 660 |
Если казенное учреждение не имеет полномочий администратора | ||
Преданы расчеты по неналоговым поступлениям администратору доходов (заполнено извещение ф. 0504805) | 1 304 04 140 | 1 303 05 730 |
Получено подтверждение от администратора доходов (ф. 0504805) | 1 303 05 830 | 1 209 41 660 |
Бюджетное или автономное учреждение | ||
Отражены штрафные санкции, которые предъявлены поставщику | 2 209 41 560 | 2 401 10 141 |
Сумма поступила на расчетный счет | 2 201 11 510Отразите операцию на забалансе счета 17 | 2 209 41 660 |
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Пени за просрочку коммунальных платежей в 2021 году начисляется в зависимости от количества дней, в которые оплата не производилась. Законодательством устанавливается следующая схема тарифов:
- С 31 по 90 день неуплаты по квитанциям размер пени будет составлять 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (за сутки).
- С 91 дня и далее размер пени увеличится до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (за сутки).
Важно, что порядок расчета размера пени отличается для физических и юридических лиц. Так, для компаний, специализирующихся на подаче воды, и организаций теплоснабжения, установлены следующие тарифы:
- До 60 дня неуплаты – 1/300 ставки.
- С 61 по 90 день просрочки по счетам – 1/170 ставки.
- С 91 дня тариф повышается до 1/130 ставки.
Если деятельность юридических лиц не связана со строительством или предоставлением коммунальных услуг, то пеня будет составлять 1/130 ставки уже с 1 дня просрочки по квитанциям.
Отвечая на вопрос, как не платить пени по квартплате ЖКХ, можно выделить только один возможный ответ – отъезд на долгое время. Если предстоит на долгий срок уехать из города и покинуть место жительства, то рекомендуется перед этим отправиться в УК и составить заявление в свободной форме. Пени после этого не будут начисляться, но только при условии, что в квартире никто не будет проживать.
Такая отсрочка, связанная с отъездом, действует в течение 6 месяцев. Если вы задерживаетесь на больший срок, то повторно составленное заявление отправляется на адрес управляющей компании заказным письмом по почте.
Отменить пени по ЖКХ с 2016 года можно после того, как вы уехали и вернулись обратно. Однако медлить в такой ситуации не рекомендуется – составить соответствующее заявление необходимо в течение месяца после возвращения. Требуется предъявить документальное подтверждение вашего отсутствия (например, справка о прохождении лечения в санатории или документ, подтверждающий поездку в командировку и т.д.).
Другим способом, который не закреплен официально и не всегда приводит к отмене пени, является личное обращение в УК с просьбой отсрочить платежи. К сожалению, не все управляющие компании идут на это ради жильцов.
Других способов неуплаты пени не предусматривается. Если неустойка правомерна и правильно начислена, то её потребуется оплатить в полном объеме. Не стоит с этим медлить, поскольку кроме пени с каждым месяцем продолжает расти долг по коммунальным услугам.
Чтобы должнику — физическому лицу насчитали пени за коммунальные услуги с 2021 года, он должен не платить минимум 1 месяц. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ , штрафы начисляют с 31-го дня, следующего за крайним днем установленного срока внесения платы. Размер пени — 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Рассчитанную сумму будут автоматически вписывать в квитанцию наравне с долгом и текущим платежом в течение 90 календарных дней. Если должнику трех месяцев на полный расчет мало, ему придется платить в 2 раза больше: с 91-го дня расчеты производятся с учетом 1/130 ставки ЦБ РФ.
Нарушение сроков оплаты электроэнергии приводит к начислению пени
Чтобы было понятно, как рассчитывается неустойка, возьмем следующие исходные данные:
- Должник — Иванов И.И.
- Сумма долга — 1000 (одна тысяча) рублей
- Крайняя дата расчета за коммунальные услуги — 10-е число следующего месяца
- Месяц, за который не поступила оплата, — июль 2021 г.
- Ставка ЦБ с 2 марта до 16 сентября — 7,25%, с 17 сентября — 7,5%, а с 17 декабря — 7,75%.
- Текущие платежи — вносятся своевременно и в полном объеме, новые долги не накапливаются
- Сумма пени за просрочку 7 месяцев (до 9 марта 2021 г.) — ?
Иванов должен был заплатить за июль не позже 10 августа. Но денег на оплату долга у него не было. Неустойку начинают считать с 31-го дня просрочки, то есть с 10 сентября 2021 года. На тот момент действовала ставка рефинансирования в размере 7,25%. Размер штрафа — 1/300 ставки, то есть на долг ежедневно будут начислять 0,024% (7,25% / 300 = 0,024%). Таким образом, с 10 по 16 сентября (7 дней), неустойка для Иванова составит:
С 17 сентября ставка ЦБ РФ повысилась до 7,5%. Поэтому за непогашение долга на 10 октября 2021 года Иванову насчитают еще:
В общей сложности за месяц просрочки с 10 сентября по 10 октября должнику придется заплатить
Предположим, что Иванов не сможет рассчитаться в ближайшие три месяца. Поскольку с 31-го по 90-й день включительно неустойка рассчитывается с учетом ставки 1/300, то с 11 октября по 9 декабря 2021 года (при условии, что за этот период основные показатели не изменятся) дополнительно насчитают:
В дальнейшем штрафы увеличиваются. С 91-го дня надо использовать в расчетах уже 1/130 ставки ЦБ РФ. Допустим, что она сохранится на уровне 7,75%, и рассчитаем сумму неустойки еще на 3 месяца (с 10 декабря 2021 по 9 марта 2021 года, включительно). Она составит:
Такие несложные расчеты показали, что при задолженности в 1 тысячу за просрочку в 6 месяцев начислят чуть менее 80 рублей (7,68 + 16,5 + 54 = 78,18 рубля). Сумма ориентировочная и может измениться, если будут пересмотрены ключевые показатели.
Потребителей и поставщиков коммунальных услуг связывают не только права, но и обязательства. Одним из них является оплата поставленных ресурсов гражданами.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
При наличии критических задолженностей возможно начисление средств сверх суммы. Также нужно знать, какие предусматриваются пени за просрочку коммунальных платежей в 2021 году. Если гражданин не погасит долг, ему могут быть прекращена поставка ресурсов.
Пеней называют неустойку, которая начисляется при наличии задолженности у гражданина. Она взимается, если долг превышает установленный законом размер.
Сумма пени зависит от того, в течение какого времени человек не вносил оплату. Кроме того предусматриваются определенный порядок, в соответствии с которым производится начисление для различных категорий потребителей ресурсов.
В январе 2016 года были разработаны и внедрены меры, которые направлены на повышение дисциплины граждан, пользующихся ЖКУ. В соответствии с ними сумма пени при отсутствии платежей увеличивается.
Понятие пени прописывается в действующем законодательстве. Его можно найти в статье 155 Жилищного кодекса РФ.
Если гражданин не полностью оплачивает услуги ЖКХ, то необходимо:
- оплатить издержки;
- перечислить сумму за проценты;
- внести основной долг.
В статье 155 ЖК РФ отмечается необходимость внесения платы при использовании жилья и коммунальных услуг. Порядок оплаты производится в рамках статьи 319 Гражданского кодекса РФ. Также норма предусматривает начисление пени при отсутствии платежа в установленные сроки или в неполном объеме.
Кроме того подобные моменты прописываются и в Жилищном кодексе РФ. Для этого предусматриваются статья 155 (пункт 14) и пункт 159 Правил предоставления коммунальных услуг.
Чтобы определить необходимость начисления надбавок, нужно внимательно изучить закон. В некоторых случаях пеня не предусматривается.
О правомерности начисления неустойки на промежуточные платежи по договорам энергоснабжения
В настоящее время в сфере энергоснабжения возросло количество споров по искам поставщиков энергоресурсов, исполнителей услуг по передаче энергии о взыскании неустойки, начисленной на промежуточные платежи, обязанность внесения которых предусмотрена нормами энергетического законодательства либо договором.
Согласно пункту 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, абзацам 8, 9 пункта 15(3) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, пункту 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808, потребители оплачивают электрическую, тепловую энергию, услуги по передаче электрической, тепловой энергии в порядке, предусматривающем использование промежуточных платежей.
Федеральным законом от 3 ноября 2020 года № 307-ФЗ в статьи 26, 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статью 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 13, 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» внесены изменения: установлена законная неустойка за неоплату энергии или услуг по передаче энергоресурса, которая подлежит начислению по окончанию расчетного периода (который в договорах энергоснабжения, по общему правилу, определен рамками календарного месяца).
Мнение о том, что соответствующими статьями энергетических законов в редакции Федерального закона от 3 ноября 2020 года № 307-ФЗ установлена ответственность в виде законной неустойки за невнесение промежуточных платежей, является ошибочным.
Внимание Это часто приводит к задолженности среди потребителей: не рассчитав заранее траты, они могут получить более внушительный счет, чем планировали, и оказаться не в состоянии оплатить его.
Как платить Платить за электричество несложно: необходимо каждый месяц снимать показания счетчика квартиры или дома, вычитать потраченное количество за этот период и умножить число на используемый тариф. Последний можно узнать на сайте поставщика или по телефону.
Оплата может производиться по: В последнем случае оплата производится частями:
- 30% оплаты должны поступить до 10 числа месяца;
- 40% — до 25 числа этого же месяца;
- оставшаяся сумма должна быть проведена до 18 числа следующего месяца, когда произойдет полный расчет поставщика и потребителя.
Если оказалось, что потребитель заплатил больше, чем потратил, разница идет в предоплату следующего месяца.
С 11 декабря по 31 декабря 2020 года (21 день) начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в этот период редакции). С 1 января по 9 января 2020 года (9 дней) пени не начисляются (в соответствии с ч. 14 ст.
155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2020 года редакции ФЗ № 307 — пени не начисляются в течение 30 дней с момента наступления срока оплаты).
С 10 января 2020 года (31-й день с момента наступления срока оплаты) по 9 марта 2020 года (с 31-го по 90-й день) продолжают начислять пени в размере 1/300 ставки рефинансирования.
С 10 марта 2020 года (91-й день после пропуска срока оплаты) начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования по день фактической оплаты. Капитальный ремонт Жилищный кодекс РФ определяет отдельный порядок расчета пеней для взносов на капитальный ремонт.
А пеня, в свою очередь, определяется только деловым соглашением и должна быть прописана в договоре.Она может варьироваться в связи с различными экономическими условиями. Ставка указана на официальном сайте Центрального банка.
При каких условиях за долги могут отключить электроэнергию? Если потребитель игнорирует оплату, то поставщик ресурса вправе обратиться в судебные инстанции. Согласно ст. 196 ГК РФ на данный момент он равняется трем годам.
Так как закон отдает приоритет договорному регулированию хозяйственных отношений, законная неустойка оставляется на усмотрение самого кредитора, а в данном случае на поставщика услуг ЖКХ. Кроме того допускается требование лишь одного из указанных процентных начислений на долги. То есть кредитор, в данном случае коммунальщики, не вправе требовать определенную Жилищным кодексом законную неустойку, когда начисляется пеня согласно условиям договора.