Открытый конкурс в электронной форме 44 ФЗ пошаговая инструкция 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Открытый конкурс в электронной форме 44 ФЗ пошаговая инструкция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В ст. 54.1 – 54.7 44-ФЗ дается определение открытого конкурса в электронной форме (сокращенно — ОКЭФ) и инструкция по его проведению. Информацию о проводимом мероприятии получает неограниченный круг лиц, а требования для всех участников являются едиными.

ОКЭФ отличается от электронного аукциона:

  1. Критериями оценки. При проведении аукционов единственным критерием является цена. А в конкурсных процедурах большее значение уделяется нестоимостным показателям (наличие богатого опыта по аналогичным работам, квалификация сотрудников, наличие необходимой техники и оборудования).
  2. Наличием переторжки. Оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок и необходимую документацию после окончания срока подачи окончательных ценовых предложений, после составления протокола (ч.7 ст.54.6, ч.1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Здесь следует сделать отступление и рассказать о переторжке простыми словами для тех, кто не понимает, о чем идет речь:

Переторжка – это возможность для участника уменьшить свое ценовое предложение. Как только открытый конкурс стал проводиться в электронном виде, переторжка стала обязательным его этапом. С ее появлением у заказчиков появилась возможность закупать товары, работы или услуги по самой выгодной стоимости.

К проведению переторжки заказчик не имеет никакого отношения. О дате ее проведения поставщики узнают от оператора ЭТП. Процедура проводится на следующий рабочий день после истечения времени оценки первых частей заявок.

Пять фактов, которые нужно знать о переторжке:

  1. Проводится в течение 3-х часов;
  2. Время назначается по часовому поясу заказчика;
  3. Один участник может снизить цену только 1 раз;
  4. Не обязательно улучшать свое предложение о цене;
  5. Если кандидат не улучшил свою цену, то в зачет принимается цена из предыдущего предложения.

По окончанию переторжки оператор в течение 1 часа формирует протокол и отсылает заказчику вторые части заявок.

Вернемся к нашей статье… Итак, критерии оценки, наличие этапа переторжки и остальную важную информацию (согласно ст.54.3 44-ФЗ) готовит и утверждает ответственное лицо заказчика в документации по ОКЭФ.

Если в компании заказчика нет собственного отдела по закупкам, то для подготовки конкурсной документации может быть привлечена специализированная организация (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Сторонние специалисты готовят все материалы для проведения закупки, но сами участвовать в ней не имеют право (ч.1 и 5 ст.40 44-ФЗ).

Итак, мы сказали, что для проведения конкурса готовится закупочная документация. Но наряду с ней заказчик разрабатывает еще два документа: извещение о проведении ОКЭФ и проект контракта (ч.1 и 2 ст.54.1, ч.3 ст.54.3 44-ФЗ). Без этих 3-х составляющих проведение конкурса невозможно. Заказчик публикует все эти документы в ЕИС за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

Извещение составляется в соответствии с нормами ст.54.2 44-ФЗ и на усмотрение заказчика размещается на любых информационных ресурсах, где с ним может ознакомиться любой желающий.

Заказчик может внести изменения в извещение за 5 дней до истечения времени подачи заявок. Нельзя менять объект открытого конкурса в ЭФ и повышать сумму обеспечения заявок.

Если взять электронный аукцион или запрос котировок, то здесь главным критерием будет цена. Выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. А при проведении конкурса или запроса предложений цена будет играть второстепенную роль.

Например, заказчику нужно провести важную дорогостоящую закупку. Чтобы реализовать ее по максимуму, он решает организовать открытый конкурс в электронной форме. В закупочной документации он прописывает необходимые критерии, которым должны соответствовать участники. При этом на критерий квалификации претендента он отводит 70%, а цене – всего лишь 30%. Процентную величину заказчик устанавливает в соответствии с ПП РФ №1085 от 28.11.2013 г. Более значимому для заказчика критерию присваивается большая величина.

Критериев может быть и три, и четыре, и пять. Все зависит от сложности процедуры и желания заказчика. Но чем больше критериев, тем легче потом запутаться в подсчетах.

Заявка получает определенное количество баллов по итогу рассмотрения и оценки заявок. То есть победителем может стать не тот участник, который предложил наименьшую цену, а тот, кто набрал больше баллов.

Информация об электронной площадке, на которой планируется проведение конкурсной процедуры, указывается в извещении (п.1 ч.3 ст.54.2 44-ФЗ). Заказчик выбирает одну ЭТП из восьми:

  1. ЕЭТП
  2. «РТС-тендер»
  3. «Сбербанк-АСТ» (с недавнего времени «Сбер А»)
  4. «Электронные торговые системы»
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ»
  6. «Российский аукционный дом»
  7. «ТЭК-Торг»
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»)

Претенденты на получение контракта одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в конкурсе и ценовое предложение (ч.2 и 3 ст.54.4 44-ФЗ). Участникам дается 15 рабочих дней на подачу заявки после того как было опубликовано извещение (со дня размещения).

По истечении времени подачи заявок заказчик получает первые их части от оператора ЭТП. Далее материалы рассматриваются членами закупочной комиссии, которая специально была для этого создана. Итоги данного этапа вносятся в соответствующий протокол, который передается оператору электронной площадки. Срок отправки протокола оператору – в тот же день, когда были рассмотрены и оценены первые части заявок (ч.6 и 7 ст.54.5 44-ФЗ).

Затем специалисты заказчика начинают работать со вторыми частями заявок. Итоги рассмотрения и анализа протоколируются, а сам протокол направляется оператору ЭТП в тот же день, когда производилась оценка вторых частей заявок (ч.7 и 8 ст.54.7 44-ФЗ).

Протокол публикуется в ЕИС, а утвержденные результаты с окончательными ценами претендентов оператор направляет заказчику.

Члены комиссии по закупке повторно изучают предложения и протоколы, после чего формируют состав участников, допущенных до торгов, присваивая им порядковые номера. Результаты работы вносятся в итоговый протокол (ч.10 и 11 ст.54.7 44-ФЗ).

Составление протоколов происходит на основе принятого решения о допуске или обоснованного отклонения и о начислении баллов согласно прописанным в документации критериям. Протоколирующие документы подписываются каждым членом закупочной комиссии.

Важный момент! Комиссия имеет право отстранить участника на любом этапе проведения мероприятия за предоставление им ложной информации (ч.5 ст.54.7 44-ФЗ). Если специалисты заказчика нашли расхождение сведений, то в обосновании указывается, что именно в заявке участника не соответствует действительности и сверяют полученную информацию с положениями документации (п.3 ч.6 ст.54.5, п.3 ч.7, п.2 и 4 ч.12 ст.54.7 44-ФЗ).

Если по конкурсной документации что-то непонятно, то участники вправе направить запрос на разъяснение положений. Он подается на ЭТП, после чего оператор пересылает его заказчику. Подавать такой запрос можно при условии, что до конца срока подачи заявок остается не менее 5 дней.

У участника есть право на 3 запроса, поэтому рекомендуем сразу подумать над всеми непонятными моментами и сформулировать их максимально в одном обращении.

Заказчик обязан отреагировать на поступивший запрос в течение 2-х рабочих дней. Вносить корректировки в документацию о мероприятии заказчик может не позднее 5 дней до истечения времени подачи заявок. При этом время приема заявок должно быть продлено таким образом, чтобы еще оставалось минимум 10 рабочих дней.

После размещения итогового протокола в ЕИС открытый конкурс в электронной форме считается завершенным. Сотрудники организации заказчика составляют протокол на следующий день после того как оператор электронной площадки направил окончательные предложения о цене всех кандидатов.

В протоколе подведения итогов указывается информация обо всех лицах, участвующих в процедуре, об их допуске или отстранении, о соответствии заявок установленным критериям, о порядке анализа и оценки предложений участников и о присвоении номеров по убыванию (1-й номер присваивается наиболее привлекательной для заказчика заявке).

Заявкам, которые были проверены на соответствие требованиям и были допущены к торгам, присваиваются идентификационные номера.

За самым выгодным предложением закрепляется № 1. Однако если два и более участника подали одинаковые ценовые предложения, то № 1 присваивается тому, кто прислал предложение первым.

В ОКЭФ побеждает тот кандидат, который раньше остальных прислал заказчику самое выгодное предложение, и оно соответствует всем требованиям и условиям конкурсной документации (ч.14 ст.54.7 44-ФЗ).

Причин, по которым ОКЭФ может не состояться, всего три:

1. Не поступило ни одной заявки на участие в мероприятии.

2. Ни одна заявка из поступивших не прошла в связи с ошибками, нарушениями, несоответствиями по первой либо второй части.

3. Поступила либо не отклонена всего одна заявка.

Как поступить заказчику?

1. Добавить ко времени подачи заявок еще 10 дней.

2. Если не поступило новых заявок, то внести в плановую документацию необходимые корректировки и провести другую процедуру, например, запрос предложений в электронной форме.

3. Отдать контракт на исполнение единственному поставщику (п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ).

Вот краткая пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ:

  1. Подготовить и опубликовать извещение и остальную документацию по закупке.
  2. Собрать предложения от участников.
  3. Обработать их и отобрать участников.
  4. Рассмотреть первые части предложений.
  5. Рассмотреть вторые части предложений.
  6. Подвести итоги и опубликовать протокол.
  7. Разъяснить результаты закупки.

Рассмотрим подробно пошаговую инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ.

В ст. 54.1 — 54.7 44-ФЗ прописано, что такое открытый конкурс в электронной форме и как его проводить. В такой процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.

Вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса:

  1. Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
  2. Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Эти положения и другие обязательные сведения, которые прописаны в ст. 54.3 44-ФЗ, специалист заказчика готовит и утверждает в документации о конкурсе.

Есть заказчики, которые привлекают сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания разрабатывает документацию для организации-заказчика, но не участвует в процедуре. Это указано в ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ.

Помимо документации, готовят и размещают в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов не провести процедуру. Сроки, в которые их размещают в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 закона о контрактной системе. При необходимости заказчик размещает извещение в любых открытых источниках информации. Изменяют извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ

После изменений порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44 ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.

Причины отказа такие:

  1. Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
  2. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
  3. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.

Заявки от участников в электронном конкурсе содержат и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей. И не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1 — 3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы по п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

Конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Допущенные заявки указывают с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: предложения нумеруются по порядку в зависимости от их выгодности, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. Если несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило раньше остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее критериям и требованиям закупочной документации (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

Плюсы:Минусы:
Не надо проходить аккредитацию на электронных торговых площадках, делать цифровую подпись, нет технических рисков, присущих электронным торгам. Многоэтапная процедура, занимающая много времени.
Оценивается не только цена, но и качественные характеристики предложения, а значит, не обязательно побеждает заявка с минимальной ценой. Из-за сложной системы оценки заявок конкурс менее прозрачен, чем, например, аукцион.

Хоть открытый конкурс и не является онлайн-процедурой, все равно информация о старте, ходе проведения и результатах закупки должна публиковаться в ЕИС. Найти подходящий конкурс для участия можно в самой системе, однако работает она не очень стабильно.

Значительно упрощают поиск тендеров сервисы-агрегаторы, такие как Синапс, которые собирают государственные и коммерческие закупки со всех торговых площадок.

Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

Найдя подходящий тендер, скачайте приложенную конкурсную документацию: она доступна для ознакомления всем желающим, содержит информацию по техническим, организационным и коммерческим вопросам проведения торгов. В ней вы найдете бланки и инструкции по заполнению документов для заявки, а также критерии оценки предложений участников и величины их значимости в баллах.

Внимательно изучите и проанализируйте комплект документов, уделив особое внимание:

  • Информационной карте – сводной таблице с основными положениями проводимой закупки. Она имеет приоритет, если в других документах данные отличаются.
  • Контракту, особенно штрафным санкциям, возможности его расторгнуть или изменить.

Если положения конкурсной документации вызывают вопросы или вы заметили ошибки, отправьте заказчику запрос на разъяснение. Он обязан ответить в течение 2 рабочих дней. Отсутствие реакции – повод написать жалобу в ФАС.

Обеспечение заявки – это сумма, вносимая участником на счет заказчика в качестве гарантии своей добросовестности и достоверности предоставляемой информации. Чтобы не изымать деньги из оборота компании, под обеспечение заявки берут тендерный кредит либо оформляют банковскую гарантию – в этом случае участник платит только за финансовую услугу, а всю сумму гарантии предоставляет банк.

Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает размер обеспечения заявки в пределах 0,5-5% начальной цены контракта. Льгота в виде снижения до 2% предоставляется отдельным категориям участников:

  • предприятиям УИС;
  • организациям инвалидов;
  • субъектам малого предпринимательства (СМП);
  • социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

После того как банк одобрит предоставление гарантии под обеспечение заявки, можно начинать собирать для нее документы.

Заявка на участие в закупке – официальное подтверждение намерения физического или юридического лица принимать участие в торгах. Требования и оформлению документов для заявки содержатся в конкурсной документации и 44-ФЗ.

Стандартный комплект документов:

1. Информация об участнике:

  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • копии учредительных документов;
  • полномочия лица, подписавшего заявку;
  • решение об одобрении сделок;
  • декларация соответствия единым требованиям к участникам госзакупок, перечисленным в статье 31 закона 44-ФЗ;
  • декларация соответствия в случае применения национального режима по статье 14 закона 44-ФЗ (в свободной форме);
  • декларация соответствия для СМП или СОНКО по статье 30 закона 44-ФЗ;
  • документы, подтверждающие право на преимущества.

Примечание: для малого предпринимательства документами, подтверждающими статус, а значит и право на преимущества, могут быть свидетельство о внесении в реестр СМП с отметкой о ежегодном подтверждении, бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках за 2 предыдущих года с отметкой налоговой, а также форма “Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год”.

2. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки:

  • платежное поручение с отметкой банка и его заверенная копия;
  • гарантия, включенная в реестр банковских гарантий.

3. Ценовое предложение и наименование страны происхождения товара;

4. Документы, подтверждающие добросовестность, если предложенная цена на 25% и более ниже начальной максимальной.

5. Копии документов, подтверждающих соответствие товара / работы / услуги требованиям законодательства РФ.

Примечание: такие документы обычно передаются вместе с поставкой – это сертификаты соответствия и т.д. В этом случае прикладывать их не нужно. Однако есть отдельные виды товаров, документы соответствия которых необходимо включать в заявку, например, регистрационные удостоверения на лекарства.

6. Документы, подтверждающие квалификацию.

Примечание: отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки.

7. Эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение, образец, проба товара, закупка которого осуществляется.

8. Опись входящих в состав заявки документов.

Требовать какие-то еще документы заказчик не имеет права. Заполнять вышеперечисленные следует по инструкции из извещения.

Открытый аукцион проводится по лотам. Например, если школа закупает лакокрасочные изделия и малярные инструменты для ремонта – это аукцион на два лота. Если вы претендуете на оба, отправляйте две заявки. Однако если на один и тот же лот вы отправите несколько заявок и не отзовете лишние, заказчик обязан отклонить все.

  1. До момента вскрытия конвертов участник может подать заявку, а также изменить или отозвать ранее поданную.
  2. Во время – вести аудио- и видеозапись процедуры.
  3. После – подать запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса.

    Это право любого участника, в том числе единственного.

Открытый конкурс признается не состоявшимся, если:

  • подана только одна заявка или не подано ни одной;
  • отклонены все заявки или все кроме одной;
  • победитель и следующий за ним участник уклонились от подписания контракта.

Открытый конкурс в электронной форме 44 фз пошаговая инструкция 2021

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.
  • Электронный аукцион по 44‑ФЗ: с чего начать?
  • Нацрежим в вопросах и ответах
  • Жалоба по 44-ФЗ: как правильно составить и подать
  • Запрос котировок по 44‑ФЗ: правила участия
  • Обжалование действий заказчика по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  • Как подтвердить страну происхождения товара

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения

Со стороны участника конкурса порядок участия будет выглядеть следующим образом:

  1. Участник ищет подходящий конкурс в ЕИС и анализирует положения конкурсной документации. Если по результатам анализа конкурсной документации участник понимает, что закупка представляет для него интерес, то он приступает к следующему этапу.
  2. Поставщик готовит заявку на участие в конкурсе. На данном этапе участнику не только необходимо заполнить заявку на участие, но и внимательно проанализировать конкурсную документацию на предмет требований к составу заявки. Участнику также следует внести средства на спецсчет в качестве обеспечения заявки на участие (размер обеспечения определяется заказчиком) либо оформить банковскую гарантию. Способ обеспечения заявки на участие выбирается самим участником. Размер обеспечения устанавливается в размере 0,5-5% от НМЦК. Если закупка осуществляется среди предприятий УИС, обществ инвалидов и субъектов малого предпринимательства, то величина обеспечения заявки не может превышать 2%.
  3. При подаче заявки в электронном виде участнику следует предварительно получить ЭЦП.
  4. Если подготовка заявки на участие в закупке вызвала определенные затруднения у участника, то он может подать запрос на разъяснение положений закупочной документации. Запрос подается не позднее, чем за 5 дней до окончания сроков подачи заявок (за пределами указанный сроков запросы не запрещены, но заказчик может на них не отвечать). После поступления запроса у заказчика будет два рабочих дня на формирование ответа на запрос. Не позднее следующего рабочего дня ответ на запрос размещается в ЕИС без указания на участника, который сформировал запрос.
  5. Передача заявки на участие в закупке. Передать заявку на участие можно несколькими способами: лично, посредством Почты РФ, а также услугами курьерской службы. Заявка подается до дня вскрытия конвертов, но допускается подать ее непосредственно в день вскрытия конвертов.
  6. В дальнейшем участие в конкурсе со стороны поставщика предполагает возможность представления изменений в заявку, отзыва заявки, ведение аудиозаписи.
  7. При признании участника победителем он обязан подписать контракт с заказчиком в установленные сроки. Контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие. Крайние сроки для подписания контракта – не позднее, чем через 20 дней после размещения итогового протокола. Вместе с подписанным со своей стороны контрактом победитель закупки предоставляет подтверждение внесения им обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере 5-30% от НМЦК. Если НМЦК более 50 млн р., то заказчик устанавливает требование обеспечения исполнения контракта, как 10-30% НМЦК или в размере не менее аванса. Уклонение от подписания контракта или невнесение обеспечения грозит участнику попаданием в РНП.
  8. Если участник не стал победителем, то он может направить заказчику запрос о предоставлении разъяснений результатов конкурса, согласно ч. 13 ст. 53 44-ФЗ. При поступлении подобного запроса заказчик обязан опубликовать в ЕИС разъяснения в течение 2 рабочих дней.

Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся по ряду причин. В зависимости от основания признания закупки несостоявшейся будет определяться порядок действий для заказчика:

  1. Если по окончании срока приема заявок была подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной, то конкурс считается несостоявшимся по ч. 13 ст. 51 44-ФЗ. В случае наличия одной заявки, соответствующей требованиям, заказчик может подписать контракт с единственным поставщиком, руководствуясь п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда заявок не было, заказчику следует внести изменения в план-график и провести повторный конкурс.
  2. Если по результатам конкурса комиссия отклонила все заявки на участие или признала только одну из них соответствующей требованиям, конкурс признается несостоявшимся по ч. 6 ст. 53 44-ФЗ. Порядок действий для заказчика будет схожим: ему следует подписать контракт с единственным поставщиком или инициировать повторный конкурс.
  3. Если победитель закупки уклонился от подписания контракта, а второй участник не предоставил в положенные сроки обеспечение или отказался от подписания контракта, конкурс признается несостоявшимся по ч. 6 ст. 54 44-ФЗ. В этом случае заказчик инициирует проведение повторной закупки.

Сведения о повторном конкурсе публикуются в ЕИС в сжатые сроки: не позднее, чем за 10 дней до вскрытия конвертов на участие.

Если и повторная закупка не состоялась, то заказчик вправе закупить нужные товары, работы и услуги через запрос предложений.

Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика выдавать расписку в получении заявки на участие в открытом конкурсе. Вместе с тем в соответствии со сложившейся практикой делового оборота, если заявка подается представителем участника закупки лично, по его требованию следует выдать такую расписку.

Форма: произвольная.

Обязательно указать:

1) информацию о закупке.

Приводятся сведения о наименовании и предмете закупки, а также иные сведения о закупке, позволяющие ее идентифицировать (например, номер закупки при наличии);

2) регистрационный номер заявки.

Указывается номер, присвоенный конверту с заявкой при его регистрации;

3) дату и время поступления заявки;

4) сведения о лице, принявшем заявку.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто подписывает: лицо, принимающее заявку.

Дата подписания: непосредственно в момент приема и регистрации заявки.

НО БУДУТ ЗНАНИЯ!

Заказчик может проводить конкурс по 44-ФЗ на поставку тех товаров, которые не входят в аукционный перечень. Перечень этот установлен Правительством не случайно – конкурс считается процедурой более коррупционной нежели аукцион. Кроме того, способом конкурса не закупаются высокотехнологичные, инновационные товары, также продукция, относящаяся к государственной тайне. Конкурс по 223-ФЗ таких ограничений не имеет.

Открытые конкурсы по 44-ФЗ проводятся с 1 января 2019 года только в электронном виде.

Что касается 223-ФЗ, то заказчики в принципе могут устраивать и бумажные конкурсы, если это допускает их положение о закупке.

Принципиальное отличие конкурса от аукциона и запроса котировок – цена предложения является не единственным критерием выбора победителя. Победителем конкурса становится участник, предложивший наилучшие условия заключения договора с учетом критериев, каждый из которых имеет свой вес в баллах. Цена предложения устанавливается сразу – этим конкур схож с запросом котировок.

Конкурс может быть одноэтапным и двухэтапным. Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ предполагает предквалификационный отбор. На втором этапе победитель выбирается только из лиц, прошедших этот отбор. Двухэтапные конкурсы проводятся в частности на проведение научных исследований, проектных изысканий, экспериментов, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, создание предметов литературы и искусства. Конкурс по 223-ФЗ может быть, как одно-, так и многоэтапным. Закон 223-ФЗ заказчика в количестве этапов не ограничивает, все определяет его положение о закупке.

Внимательно изучите конкурсную документацию, чтобы убедиться, что данный конкурс вам подходит. Прежде всего, обратите внимание на то, когда истекает срок подачи заявок.

Обязательно обратите внимание на срок исполнения договора, адрес(а) доставки товаров, оказания услуг, выполнения работ. Самый вкусный конкурс станет убыточным, если товар придется везти, например, на Дальний Восток, да еще ежемесячно, в течении, скажем полугода.

Сказанное выше касается и другого случая. Например, заказчик указывает, что товар поставляется по заявке маленькими партиями. Даже если заказчик расположен в соседним регионе, возить туда, например, сварочные электроды по одной пачке, в течении нескольких месяцев будет очень убыточно.

Наконец, требования к упаковке и фасовке товара, тоже должны быть учтены. Если, например, заказчику требуется фасовка галита по 1 кг в то время, когда галит той же марки фасуется в евромешки, вместимостью по 1 тонне, конечно, стоит задуматься о целесообразности участия. Ведь приобретение тридцатитонной партии галита в пакетах по 20 кг обойдется гораздо дороже, чем той же партии в евромешках по 1 тонне. Но заказчик галит в евромешках у вас не возьмет, а если вы укажете в предложении: фасовка по 1000 кг, просто отклонит вашу заявку.

Заказчик может установить в конкурсной документации самые разные критерии выбора победителя. Рассмотрим их подробнее.

Если конкурс проводится по 44-ФЗ, то критериев должно быть не менее двух, причем один из них должен быть стоимостным. К нестоимостным относят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника. К закупкам высокотехнологичного товара применяются дополнительные критерии, на которых мы останавливаться не будем.

К стоимостным критериям относят: стоимость договора, стоимость жизненного цикла (если договор подразумевает затраты на гарантийный ремонт), затраты на послегарантийный ремонт и расходы, которые придется понести заказчику в случае заключения энергозависимого контракта.

Открытый конкурс в электронной форме на строительные работы

Принцип оценки прост – чем больше предложенная стоимость договора, тем больше добавляет заказчик баллов участнику.

Тем не менее возможна и нулевая цена договора, например, за открытие счета в банке. ФАС не возражает против таких контрактов, так как они не противоречат законодательству.

  • если по окончании срока для подачи заявок была подана одна заявка на участие
  • если по окончании срока для подачи заявок не было подано ни одной заявки
  • если по окончании рассмотрения и оценки заявок, только одна заявка признана соответствующей заявленным требованиям в документации
  • если только один участник по результатам предквалификационного отбора был признан соответствующим единым требованиям и заявка этого участника также признана соответствующей требованиям.

В таком случае, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заключить контракт с единственным поставщиком. Необходимо учитывать, что эта заявка также должна соответствовать требованиям закона и конкурсной документации.

Да, можно, но не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок, установленного в документации. Заказчику необходимо разместить извещение об отмене процедуры в ЕИС на следующий день или в день принятия решения об отмене проведения открытого конкурса. Если заказчик пропустил такой срок, то отменить данную процедуру можно до заключения контракта и только в случае возникновения обстоятельств, определенных Гражданским кодексом РФ, например, вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Процедура закупки строительных работ по 44-ФЗ

Закупки делятся на два типа: конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Конкурентные торги

Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:

  • аукционы;
  • конкурсы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

У каждого вида свои условия проведения и участия.

Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке. Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.

Также существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.

Способ закупки где заказчик уделяет внимание не только цене, но и стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Минимум двум критериям оценки. Проходит в открытой или закрытой форме. Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки. Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.

Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.

Используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 500 тысяч рублей. Заявки подаются с ценовыми предложениями. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.

Как оцениваются участники открытого конкурса в электронной форме

В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.

Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:

  • с информацией, которая является государственной тайной;
  • технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
  • среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
  • с российским происхождением товаров.

Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.

Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.

По 44-ФЗ

  • 7 дней — аукцион до 300 млн рублей;
  • 5 дней — запрос предложений и запрос котировок;
  • 15 дней — аукцион свыше 2 млрд. и конкурс.

Все о торгах по 44 ФЗ в 2021 году

Торги 2021 по 44 ФЗ ждут изменения в процедурах и законодательной базе. Большая часть этих изменений уже вступила в силу с 1 января 2021. Часть новых положений изменённого законодательства вступит в силу в течение наступившего года – в апреле, июле, октябре.

Большое влияние на всю систему госзакупок и электронных торгов оказала конечно же пандемия коронавируса. Все привычные процессы пришлось подгонять под особенности сложившейся ситуации. Меньше чем за год в процедуры госторгов было внесено изменений больше, чем за предыдущие несколько лет.

Однако, нельзя сказать, что это не пошло на пользу всей системе. Определённые полезные вещи наконец-то были воплощены в жизнь, они упростили и облегчили процесс госторгов – например, стало возможным подписывать протоколы аукционов удалённо, изменять условия контрактов. Но при этом и контроль стал более жестким и бОльшее количество процедур теперь подлежит обязательному согласованию.

Помимо поправок, внесенных в законодательство о госзакупказ в 2020 году, будут и изменения в 2021 году. Рассмотрим более подробно, в чём заключаются основные изменения в законодательстве о госзакупках 2021 года, с какого времени они вступают в силу и каким образом на них следует реагировать всем заинтересованным сторонам.

Написать комментарий


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *