Доплата за работу в сверхурочное время: памятка для бухгалтера
792 0
Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками). В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.
Vkontakte
Facebook
Одноклассники
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Просветительскую деятельность узаконили
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании).
2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ)
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
7) лицензирование образовательной деятельности:
а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
13.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 06.03.2019 N 17-ФЗ)
13.2) координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве; (в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 85-ФЗ)
1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия:
1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 140-ФЗ)
3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 140-ФЗ)
4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) количества муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
5. В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданных полномочий, не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
6. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:
Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
2021 год ознаменуется для школьных учителей внедрением новой системы аттестации. Появятся такие квалификационные категории, как «учитель-методист» и «учитель-наставник». Министерство образования и просвещения Российской Федерации представило результаты опроса, и пройти обновленную аттестацию готовы уже более 1/3 работающих педагогов. В настоящее время корректируется нормативная база. Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.
Учителя-методисты будут заниматься разработкой и внедрением в образовательную систему новых педагогических технологий, учебников и методических пособий, принимать участие в разных методических объединениях и обсуждении проектов нормативной документации. Кроме этого, они смогут создавать программы повышения квалификации, проводить семинары и мастер-классы, заседать в жюри на конкурсах педагогического мастерства, руководить студенческой практикой. Чтобы получить категорию, необходимо иметь 5-летний стаж работы в должности учителя и иметь действующую первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель». Также необходимо иметь дополнительное профессиональное образование, полученное не раньше, чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.
Учитель-наставник – это специалист, в задачи которого будут входить оказание помощи молодым педагогам, выявление пробелов в их подготовке, разработка планов профессионального роста. Простыми словами, наставник будет помогать молодому учителю и передавать ему свой опыт. Основными требованиями для допуска к аттестации являются семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория, дополнительное профессиональное образование.
Введение этих двух квалификационных категорий связано с тем, что теперь ничего не будет зависеть от воли директора школы. Педагог может иметь сразу две категории (к примеру, «учитель-методист» и высшую) и при этом получать надбавки к заработной плате за обе – таким образом, новая аттестационная система будет способствовать непрерывному профессиональному развитию.
Уже сейчас полным ходом идет подготовка к Единому госэкзамену 2021. В будущем году обязательными к сдаче останутся математика и русский язык. На выбор учащимся предлагаются физика, биология, обществознание, история, информатика, химия, география, иностранный язык и литература.
Из нововведений в ЕГЭ нужно отметить:
Увеличение времени на выполнение заданий по биологии с 210 до 235 минут;
Изменение задания №7 с кратким ответом по литературе: в текст, где пропущено два слова нужно будет вписать два литературоведческих фактора или термина;
Поменяется форма задания № 25 в экзамене по истории – историческое сочинение необходимо будет написать по одному из 3-х предложенных исторических процессов или по одной из 3-х предложенных исторических личностей;
В экзамене по русскому языку изменится формулировка заданий № 9 и № 27;
Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме. В него войдут задания на практическое программирование.
Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.
В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.
Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.
Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.
Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.
Кого коснётся закон о просветительской деятельности, если его примут?
Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель . Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.
В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.
Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.
Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.
Лицензия выдаётся бессрочно , и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.
Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:
заявление о предоставлении лицензии;
документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
справка о печатных и электронных ресурсах;
справка о педагогических работниках;
справка об утверждении образовательных программ;
справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
справка о материально-техническом обеспечении;
подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
опись документов.
Формы справок доступны на сайте Минобразования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:
высшего учебного заведения;
организации федерального значения;
российской организации, расположенной за пределами РФ;
иностранной организации на территории России.
Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.
За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.
Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:
нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Статья 21. Образовательная деятельность
1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее — учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 23. Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
Статья 33. Обучающиеся
1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3) студенты (курсанты) — лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4) аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5) адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6) ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7) ассистенты-стажеры — лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
8) слушатели — лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
9) экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
2. Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.
3. Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Иным категориям обучающихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 53. Возникновение образовательных отношений
1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем — договор об образовании.
2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.
4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.
Статья 54. Договор об образовании
1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.
5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.
8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.
9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.
10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
1. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводи��ся на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Статья 68. Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.
Статья 69. Высшее образование
1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
4. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
5. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.
Статья 73. Организация профессионального обучения
1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Статья 74. Квалификационный экзамен
1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.
Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.
Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.
Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.
Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.
Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.
Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования
Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура системы образования
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Статья 12. Образовательные программы
Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
Статья 14. Язык образования
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Статья 21. Образовательная деятельность
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
Статья 23. Типы образовательных организаций
Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
Статья 25. Устав образовательной организации
Статья 26. Управление образовательной организацией
Статья 27. Структура образовательной организации
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
Тьма для просветителей: чем грозят поправки в закон «Об образовании»
Июль
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
События для Июнь
События отсутствуют События для Июнь
События отсутствуют События для Июнь
События отсутствуют События для Июнь
События отсутствуют События для Июнь
События отсутствуют События для Июнь
События отсутствуют
7
8
9
10
11
12
13
События для Июнь
Основные нормативные документы
События отсутствуют События для Июнь
События отсутствуют События для Июнь
VIDEO
События отсутствуют События для Июнь
События отсутствуют События для Июнь
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Что регулирует Федеральный закон 273-ФЗ “Об образовании”? Согласно статье 1, это социальные отношения в области образования. Сюда входит реализация права на учебно-воспитательные процессы, качественное обеспечение свобод, интересов и прав человека и гражданина, создание условий для реализации прав на образование и т.д.
Представленный нормативный акт регулирует основы организационного, правового и экономического характера, некоторые принципы реализации государственной политики в России, общие правила функционирования образовательной системы и многое другое.
В статье 3 № 273-ФЗ “Об образовании” закреплены основные принципы, на которых базируется учебно-воспитательная сфера в Российской Федерации. Помимо классических принципов законности, гуманности и направленности на защиту прав и свобод человека и гражданина, здесь стоит назвать:
приоритетность образовательных процессов;
обеспечение права каждого гражданина на образование;
единство и целостность образовательного процесса в России;
светскость;
автономность образовательных организаций, но, в то же время, их информационную открытость и публичность;
недопустимость устранения или ограничения конкуренции в представленной сфере и т.д.
О праве каждого человека на реализацию образовательных процессов в России стоит чуть более подробно рассказать далее.
В закон об образовании внесены изменения, касающиеся дистанционного обучения
В статье 5 № 273-ФЗ “Об образовании” приведены основные гарантии реализации права на образование каждого российского гражданина.
Так, подобное право предоставляется всем без исключения – независимо от языка, пола, происхождения, социальных убеждений, отношения к религии и т.д.
В России должна гарантироваться бесплатность и общедоступность образования – как дошкольного, так и начального общего, среднего, профессионального, высшего и т.д.
Государственные российские органы призваны обеспечивать качественную реализацию права на образование.
Подобное обеспечение возможно лишь путем социально-экономической поддержки, своевременного удовлетворения соответствующих потребностей человека, проведения качественных реформ и т.д.
Как государственные органы федерального или регионального типа, так и инстанции местного самоуправления обязаны всячески содействовать гражданам в представленной области.
О полномочиях государственных органов в образовательной области стоит рассказать чуть подробнее. Согласно статье 6 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, федеральные инстанции исполнительной ветви власти обязаны:
заниматься разработкой и качественной реализацией государственной политики в области образования;
организовывать дополнительное образование профессионального типа;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать федеральные государственные инстанции образовательного характера;
заниматься лицензированием деятельности образовательного характера;
осуществлять качественные контрольно-надзорные функции в представленной сфере;
осуществлять иные полномочия, установленные в 273-ФЗ “Об образовании”.
Согласно статье 72 российской Конституции, деятельность в области образования находится в ведении как региональных, так и федеральных властей, то есть носит совместный характер. Именно поэтому в Законе № 273-ФЗ “Об образовании” функции государственных органов также разделены.
Так, если в ведении федерации находится составление всей государственной образовательной программы, наделение особо крупных учреждений лицензиями, финансирование образовательных организаций и т.д.
, то в ведении регионов имеются функции не столь масштабные – например, создание условий для присмотра за детьми, создание или ликвидация региональных учреждений образовательного характера, организация дополнительного обучения и многое другое.
В статье 10 Закона Российской Федерации № 273-ФЗ “Об образовании” предоставляется подробная характеристика всей образовательной структуры России. Вот что включает в себя эта структура:
федеральные стандарты и требования, от которых ни в коем случае нельзя отступать;
организации, в основные функции которых входит учебно-воспитательная деятельность;
федеральные и региональные органы государственной власти;
организации, оценивающие качество образовательных услуг;
различные объединения юридических лиц, реализующих деятельность в учебно-воспитательной сфере.
В России на сегодняшний день установлена следующая система общего образования:
дошкольный уровень;
начальный уровень;
основный общий уровень;
средний общий уровень.
Высшее образование делится на бакалавриат, специалитет и магистратуру.
В главе 3 № 273-ФЗ “Об образовании в РФ” говорится о реализации образовательной деятельности в России. Подобного рода деятельность должна осуществляться специальными организациями, имеющими лицензию на осуществление учебно-воспитательных функций. Любые организации, осуществляющие обучение, должны нести ответственность как за своих сотрудников, так и за обучающихся лиц.
Кто, согласно главам 4 и 5 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, входит в общее число субъектов образовательной системы? Здесь стоит назвать самих обучающихся – школьников, дошкольников, студентов или аспирантов, а также их законных представителей (родителей или опекунов). Педагогические работники, а именно учителя и преподаватели, также являются субъектами представленной системы. Все работники образовательных организаций должны быть аттестованы и лицензированы на осуществление своей профессиональной деятельности.
Похожие записи: