Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон РК о некоммерческих организациях 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией некоммерческих организаций.
Особенности правового положения, создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, профессиональных союзов регламентируются специальными законами.
Статья 2. Понятие некоммерческой организации
Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.
Статья 3. Законодательство о некоммерческих организациях
1. Законодательство Республики Казахстан о некоммерческих организациях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса, настоящего Закона и других законодательных актов.
2. Действие настоящего Закона распространяется на деятельность некоммерческих организаций любой организационно-правовой формы, созданных и действующих на территории Республики Казахстан филиалов и представительств (обособленных подразделений) иностранных и международных некоммерческих организаций.
3. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией отдельных некоммерческих организаций, регулируются настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 4. Цели деятельности некоммерческих организаций
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развития физической культуры и спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников).
Цели деятельности некоммерческих организаций определяются учредительными документами.
Статья 5. Права и обязанности некоммерческих организаций
1. Для осуществления уставных целей некоммерческие организации имеют право:
1) открывать счета в банках в установленном законодательством порядке;
2) иметь печать, штампы и бланки с полным наименованием организации на государственном и русском языках, а также эмблему (символику), зарегистрированную в установленном порядке;
3) иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, а также самостоятельный баланс или смету;
4) приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
5) создавать другие юридические лица, если иное не предусмотрено законодательными актами;
6) открывать филиалы и представительства;
7) вступать в ассоциации и союзы, а также участвовать в их деятельности;
8) использовать средства на осуществление предусмотренных в уставе целей;
9) быть истцом и ответчиком в суде;
10) осуществлять иные права, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
2. Некоммерческие организации обязаны:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан;
2) уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет в установленном порядке;
3) отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (за исключением учреждений);
4) нести ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 6. Формы некоммерческих организаций
Некоммерческие организации могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами.
Статья 7. Наименование и место нахождения некоммерческой организации
1. Наименование некоммерческой организации включает в себя ее название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством.
В наименовании некоммерческой организации не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали, собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешение этих лиц (их наследников) на использование собственного имени.
2. Местом нахождения некоммерческой организации признается место нахождения его постоянно действующего органа.
3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
Закон рк о некоммерческих организациях 2021
Статья 32. Виды деятельности некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
2. Законодательными актами Республики Казахстан могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных организационно-правовых форм.
3. Отдельные виды деятельности в соответствии с законодательными актами могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании лицензий.
Статья 33. Право некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью
1. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.
2. Законодательными актами Республики Казахстан могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм.
3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
4. Налогообложение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
5. Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не могут распределяться между членами (участниками) некоммерческих организаций и направляются на уставные цели. Допускается использование общественными и религиозными объединениями, фондами своих средств на благотворительную помощь.
Сноска. Статья 33 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.11.2015 № 403-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 34. Имущество некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении объекты, имущество, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной ее уставом, а также организации, создаваемые за счет ее средств, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать некоммерческим организациям.
Религиозное объединение имеет право собственности на имущество, приобретенное или созданное им за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством и приобретенное по другим основаниям, не противоречащим законодательным актам.
Учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
2. Некоммерческая организация (за исключением учреждений) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
Статья 35. Источники формирования имущества некоммерческой организации
1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются:
1) поступления от учредителей (участников, членов);
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3) поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях;
4) дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам);
5) другие не запрещенные законом поступления.
2. Законодательными актами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
3. Порядок поступлений финансовых и иных средств от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
4. Вклады учредителей в формирование имущества некоммерческой организации в натуральной и иных формах, кроме денежной, оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячных расчетных показателей, ее оценка должна быть подтверждена аудиторской организацией.
Сноска. В статью 35 внесены изменения Законом РК от 5 мая 2006 года N 139 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона РК N 139).
Статья 36. Конфликт интересов
1. Сделки между некоммерческой организацией и заинтересованными лицами, связанные с распоряжением имуществом организации, предполагают наличие конфликта интересов.
Статья 38. Основы управления некоммерческой организацией
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступлений от имени некоммерческой организации устанавливаются законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.
Статья 39. Органы управления некоммерческой организации
Примечание ИЗПИ! В пункт 1 предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 358-VI (вводится в действие по истечении одного года со дня его первого официального опубликования).
1. Органами управления некоммерческой организации, за исключением государственных учреждений, в соответствии с их учредительными документами являются:
1) высший орган управления (общее собрание, съезд, конференция, учредитель) — вправе принимать решения по любым вопросам деятельности некоммерческой организации;
2) исполнительный орган управления (коллегиальный или единоличный) — осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации, за исключением вопросов, отнесенных учредительными документами некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления, подотчетен этому органу;
3) контрольный орган (ревизионная комиссия, ревизор), избираемый или назначаемый органами управления некоммерческой организации;
4) другие органы в соответствии с законами и учредительными документами некоммерческой организации.
Примечание ИЗПИ! В пункт 2 предусмотрены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.2020 № 358-VI (вводится в действие по истечении одного года со дня его первого официального опубликования).
2. К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относятся вопросы:
1) принятия, внесения изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческой организации;
2) добровольной реорганизации и ликвидации некоммерческой организации;
3) определения компетенции, организационной структуры, порядка формирования и прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации;
4) определения порядка и периодичности представления финансовой отчетности исполнительных органов, а также порядка проведения проверки контрольным органом и утверждения их результатов;
5) принятия в пределах, установленных законодательными актами, решения об участии некоммерческой организации в создании или деятельности других юридических лиц, своих филиалов и представительств.
К исключительной компетенции высшего органа управления учредительными документами некоммерческой организации могут быть отнесены и другие вопросы деятельности этой организации в соответствии с законодательными актами.
3. Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
4. На штатных работников некоммерческих организаций, работающих по трудовому договору, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан и законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
5. Положения пунктов 1 – 3 настоящей статьи не распространяются на автономные организации образования и автономный кластерный фонд.
6. Особенности правового положения органов управления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан определяются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории нашей страны на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.
Это право теперь также предоставлено религиозным организациям, входящим в структуру вышеуказанной централизованной религиозной организации, при наличии ее согласия.
Обзор видов некоммерческих лиц в Казахстане
Почему это важно знать НКО?
Безвозмездное пользование имуществом для НКО больше не будет связано с расчетом налогов, заполнением деклараций и бюрократической головной болью.
Подробнее
С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые расширяют список целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Наряду с пожертвованиями, грантами к ним будут относиться также имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.
Предыдущая редакция нормы пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ применялась только в отношении государственного и муниципального имущества. А в случае предоставления НКО иного имущества экономическая выгода от полученного права пользования подлежала обложению налогом на прибыль и рассчитывалась исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.
Однако стоит помнить про важное условие — имущество должно использоваться с соблюдением целевого назначения.
Почему это важно знать НКО?
Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.
Подробнее
С 1 июля 2021 г. начинают действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.
Среди главных нововведений:
уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.
Кроме этого, важно отметить, что если в рамках контрольного мероприятия будут допущены грубые нарушения требований закона, то решение по результатам его проведения подлежит отмене.
В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.
Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
А вместо проверок, запланированных после 1 июля 2021 г., может быть проведен инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, а также получение письменных пояснений. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления и не может превышать один рабочий день (в одном месте осуществления деятельности).
Почему это важно знать НКО?
Больше не придется изымать из оборота деньги на выплату пособий, тратить время на расчет пособий, сдачу отчетности.
Подробнее
С 1 января 2021 года Москва, Санкт-Петербург и еще 6 регионов присоединятся к новому механизму выплат пособий — сотрудники начнут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. На конец 2020 г. в реализации пилотного проекта участвуют 77 регионов.
Главным образом, изменится порядок взаимодействия между ФСС, сотрудником и работодателем. Сотрудник, как и прежде, передает заявление работодателю, а последний уже направляет комплект документов в ФСС в электронном виде, и Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом не меняются ни принцип расчёта, ни размер пособий.
Приведенный порядок действует, в частности, для следующих выплат: пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Таким образом, с одной стороны, выплаты застрахованным лицам не будут зависеть от финансового положения работодателя, а с другой — юридические лица будут освобождены от обязанности по расчету и перечисления пособия.
Почему это важно знать НКО?
Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.
Подробнее
1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.
Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно: — непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;
— периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).
Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.
Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.
В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.
Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:
1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;
2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;
3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);
Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:
если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.
Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году
В Законе прописано, что адресом (местом нахождения) структурного подразделения иностранной НКО, созданного или создаваемого на территории РФ, не может быть жилое помещение.
Поправка касается только иностранных НКО, подразделения которых не могут располагаться в жилых помещениях (например, в жилом многоквартирном доме).
Расширение оснований для проведения внеплановой проверки
У НКО итак немало оснований для проведения внеплановых проверок. А с 3 октября 2021 г. введено еще одно — поступление в Минюст или его территориальный орган информации об участии НКО в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством РФ порядке признана нежелательной на территории РФ (п.4.2 ст.32 Закона №7-ФЗ).
Все это сделано для того, чтобы не было «расшатываний» основ государственного строя в России.
НКО-иностранный агент, структурное подразделение иностранной НКО, которые получили решение о запрете осуществления программы или ее части, не вправе приступать к ее осуществлению и обязаны прекратить деятельность, связанную с осуществлением этой программы или ее части.
В противном случае – НКО, структурное подразделение иностранной НКО будет ликвидировано по решению суда по иску Минюста РФ или его территориального органа (п.12 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).
Как мы видим, требования к деятельности НКО, ужесточаются.
Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.
Следует отметить что Члены (участники) общественных объединений не имеют никаких прав на переданное ими этим объединениям имущество, в том числе на членские взносы. Членские взносы могут иметь единовременный или ситематический характер, суммы взносов могут быть символичные, минимальные. Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Исполнительный орган фонда действует на основании и во исполнение решений высшего органа управления (все члены/учредители фонда) и постоянно действующего коллегиального органа управления (попечительского совета) и подотчетен им.
Маматалиев попросил спикера парламента удалить его из числа инициаторов. Депутат напомнил, что среди НКО есть организации, защищающие права женщин и детей, а также организацию NDI, которая сотрудничает с парламентом и финансирует их поездки в регионы.
Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции кодексов и законов РФ.
Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.
По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.
С 1 июля 2021 г. начинают действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.
Законодательство Республики Казахстан о некоммерческих организациях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса, настоящего Закона и других законодательных актов.
Гражданского кодекса Республики Казахстан, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Кыргызской Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
Данная форма некоммерческого юридического лица схожа с Общественным Объединением, но как правило характеризуется меньшим колличеством членов-участников, а точнее учредителей Фонда.
Одно и то же лицо не может находиться на обеих должностях. Руководитель на основании учредительных документов, решений органа управления фонда вправе совершать сделки от имени фонда. В уставе фонда могут быть установлены сферы деятельности других уполномоченных лиц, которые могут действовать самостоятельно и совершать сделки.
Изменения в Законе о некоммерческих организациях
Статья 19. Создание некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может быть создана путем ее образования, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Некоммерческая организация в организационно-правовой форме автономной организации образования может быть создана в результате преобразования акционерного общества в случае, предусмотренном Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд».
Некоммерческая организация в организационно-правовой форме автономного кластерного фонда может быть создана в результате преобразования акционерного общества в случае, предусмотренном Законом Республики Казахстан «Об инновационном кластере «Парк инновационных технологий».
2. Создание некоммерческой организации (за исключением общественных и религиозных объединений) путем ее образования осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Общественные объединения образуются по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек, созывающих учредительное собрание (съезд, конференцию), на котором принимается устав и формируются их органы.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий.
Учредителями общественного объединения являются физические лица и (или) юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий, созывающие учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы. Учредители общественного объединения — физические и (или) юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.
Профессиональные союзы могут являться учредителями профессионального союза.
3. Правоспособность некоммерческой организации как юридического лица возникает с момента ее государственной регистрации.
Правоспособность некоммерческой организации в сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 19.01.2011 № 395-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 11.10.2011 № 484-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.01.2012 № 537-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.06.2014 № 208-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2014 № 212-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 20. Учредители (участники) некоммерческой организации
Сноска. Заголовок статьи 20 в редакции Закона РК от 02.08.2015 № 343-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).
1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы могут быть физические и (или) юридические лица, если иное не установлено настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Казахстан.
2. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения потребительского кооператива, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных законодательными актами об отдельных видах некоммерческих организаций.
3. Лицо, включенное в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в соответствии с законодательством Республики Казахстан не может быть учредителем (участником) некоммерческой организации.
Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом РК от 02.08.2015 № 343-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).
Статья 21. Учредительные документы некоммерческой организации
1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
1) для учреждения — положение (устав), утвержденное собственником (собственниками), и решение собственника (собственников) о создании;
2) для фонда, потребительского кооператива, некоммерческого акционерного общества, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), иных организационно-правовых форм — устав, утвержденный учредителями, и учредительный договор;
3) для общественного объединения, религиозного объединения — устав.
2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
3. В случае противоречий между учредительным договором и уставом одной некоммерческой организации должны применяться условия:
1) учредительного договора, если они относятся к взаимоотношениям учредителей;
2) устава, если их применение может иметь значение для отношений юридического лица с третьими лицами.
Сноска. Статья 21 с изменением, внесенным Законом РК от 27.02.2017 № 49-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 22. Устав некоммерческой организации
Статья 32. Виды деятельности некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
2. Законодательными актами Республики Казахстан могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных организационно-правовых форм.
3. Отдельные виды деятельности в соответствии с законодательными актами могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании лицензий.
Статья 33. Право некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью
1. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.
2. Законодательными актами Республики Казахстан могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм.
3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
4. Налогообложение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
5. Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не могут распределяться между членами (участниками) некоммерческих организаций и направляются на уставные цели. Допускается использование общественными и религиозными объединениями, фондами своих средств на благотворительную помощь.
Сноска. Статья 33 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.11.2015 № 403-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 34. Имущество некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении объекты, имущество, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной ее уставом, а также организации, создаваемые за счет ее средств, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать некоммерческим организациям.
Религиозное объединение имеет право собственности на имущество, приобретенное или созданное им за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством и приобретенное по другим основаниям, не противоречащим законодательным актам.
Учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
2. Некоммерческая организация (за исключением учреждений) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
Статья 35. Источники формирования имущества некоммерческой организации
1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются:
1) поступления от учредителей (участников, членов);
2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3) поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях;
4) дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам);
5) другие не запрещенные законом поступления.
2. Законодательными актами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организацийотдельных видов.
3. Порядок поступлений финансовых и иных средств от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
4. Вклады учредителей в формирование имущества некоммерческой организации в натуральной и иных формах, кроме денежной, оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную двадцати тысячам размеров месячных расчетных показателей, ее оценка должна быть подтверждена аудиторской организацией.
Сноска. В статью 35 внесены изменения Законом РК от 5 мая 2006 года N 139 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона РК N 139).
Статья 36. Конфликт интересов
1. Сделки между некоммерческой организацией и заинтересованными лицами, связанные с распоряжением имуществом организации, предполагают наличие конфликта интересов.
2. Заинтересованными лицами признаются члены органа управления (руководящего органа) некоммерческой организации, а также лица, которые в силу своих отношений с организацией могут влиять на распоряжение организацией своим имуществом, заключающие сделки со своей организацией лично или через представителя.
3. Конфликт интересов также предполагается, если некоммерческая организация заключает сделки с родственниками заинтересованных лиц, а также их кредиторами.
Статья 37. Разрешение конфликта интересов
Сделка, в которой предполагается конфликт интересов, должна быть утверждена уполномоченным органом некоммерческой организации. Заинтересованное лицо должно проинформировать уполномоченный орган организации о предполагаемом заключении такой сделки.
Заинтересованное лицо несет ответственность по возмещению убытков, причиненных некоммерческой организации в результате такой сделки, заключенной при наличии конфликта интересов, если сделка не была утверждена уполномоченным органом.
Статья 38. Основы управления некоммерческой организацией
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступлений от имени некоммерческой организации устанавливаются законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.
Статья 39. Органы управления некоммерческой организации
1. Органами управления некоммерческой организации, за исключением государственных учреждений, в соответствии с их учредительными документами являются:
1) высший орган управления (общее собрание, съезд, конференция, учредитель) — вправе принимать решения по любым вопросам деятельности некоммерческой организации;
2) исполнительный орган управления (коллегиальный или единоличный) — осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации, за исключением вопросов, отнесенных учредительными документами некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления, подотчетен этому органу;
3) контрольный орган (ревизионная комиссия, ревизор), избираемый или назначаемый органами управления некоммерческой организации;
4) другие органы в соответствии с законами и учредительными документами некоммерческой организации.
2. К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относятся вопросы:
1) принятия, внесения изменений и дополнений в учредительные документы некоммерческой организации;
2) добровольной реорганизации и ликвидации некоммерческой организации;
3) определения компетенции, организационной структуры, порядка формирования и прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации;
4) определения порядка и периодичности представления финансовой отчетности исполнительных органов, а также порядка проведения проверки контрольным органом и утверждения их результатов;
5) принятия в пределах, установленных законодательными актами, решения об участии некоммерческой организации в создании или деятельности других юридических лиц, своих филиалов и представительств.
К исключительной компетенции высшего органа управления учредительными документами некоммерческой организации могут быть отнесены и другие вопросы деятельности этой организации в соответствии с законодательными актами.
3. Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
4. На штатных работников некоммерческих организаций, работающих по трудовому договору, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан и законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
5. Положения пунктов 1 – 3 настоящей статьи не распространяются на автономные организации образования и автономный кластерный фонд.
6. Особенности правового положения органов управления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан определяются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными законами РК от 15.05.2007 N 253; от 19.01.2011 № 395-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 130-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.06.2014 № 208-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.11.2015 № 391-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016).
Статья 40. Государство и некоммерческие организации
1. Государство поощряет формирование и активную деятельность некоммерческих организаций. Некоммерческим организациям могут быть предоставлены налоговые, таможенные и другие льготы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Некоммерческие организации в соответствии с целями своей деятельности могут сотрудничать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и выполнять для них определенные работы.
Статья 41. Контроль за деятельностью некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и представляет первичные статистические данные уполномоченному органу в области государственной статистики в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
2. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности уполномоченному органу в области государственной статистики и органам государственных доходов, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческая организация, осуществляющая деятельность за счет средств, предоставляемых безвозмездно иностранными государствами, международными и иностранными организациями, иностранцами и лицами без гражданства, представляет отчет об использовании данных средств органам государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Филиалы и представительства (обособленные подразделения) иностранных и международных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, ежегодно публикуют в печатных изданиях информацию о своей деятельности, в том числе о своих учредителях, составе имущества, об источниках формирования и о направлениях расходования денег.
4. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
5. Некоммерческие организации, созданные в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, фонда, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), а также в иных организационно-правовых формах, не предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, филиалы и представительства (обособленные подразделения) иностранных и международных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, ежегодно до 31 марта представляют в уполномоченный орган в сфере взаимодействия с неправительственными организациями сведения о своей деятельности, в том числе о своих учредителях (участниках), составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денег в порядке, утверждаемом уполномоченным органом в сфере взаимодействия с неправительственными организациями.
Сноска. Статья 41 в редакции Закона РК от 08.07.2005 N 67 (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными законами РК от 19.03.2010 № 258-IV; от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 42. Приостановление деятельности некоммерческой организации
1. Деятельность некоммерческой организации может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры в случаях нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан или неоднократного совершения некоммерческой организацией действий, выходящих за пределы предмета и целей деятельности, определенных ее уставом.
2. В случае приостановления деятельности некоммерческой организации, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, запрещается заниматься деятельностью, предусмотренной учредительными документами. Приостанавливается также ее право пользоваться банковскими счетами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещения убытков, причиненных в результате ее деятельности, и уплаты штрафов.
Если в течение установленного срока приостановления деятельности некоммерческая организация устраняет нарушения, послужившие основанием приостановления ее деятельности, то после окончания указанного срока некоммерческая организация возобновляет свою деятельность. В случае неустранения некоммерческой организацией нарушений органы прокуратуры вправе обратиться в суд с заявлением о ее ликвидации.
3. Суд, принявший решение о приостановлении деятельности некоммерческой организации, вправе досрочно снять это ограничение в связи с устранением нарушения по ходатайству некоммерческой организации.
Статья 43. Ответственность некоммерческой организации, физических и юридических лиц
1. Нарушение законодательства влечет ответственность некоммерческой организации в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.
2. Ответственность за нарушение законодательства о некоммерческих организациях несут виновные в этом физические и юридические лица, в том числе должностные лица государственных органов.
Президент Республики Казахстан
Изменения в Закон «О некоммерческих организациях»
Краткосрочные
Неделя
30 дней
2 месяца
3 месяца
6 месяцев
12 месяцев
2 года
3 года
Длительные
На неделю
На 2 месяца
На 2 недели
На несколько месяцев
На карту
На счет Казпочты
Наличными
Через Золотую Корону
На счет Казпочты
На QIWI кошелек
Без посещения офиса
В офисе
В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:
Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.
Согласно Закону о некоммерческих организациях, автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Важно! Для регистрации АНО достаточно одного физического лица. Минюст несколько раз менял свои требования и трактовку закона, но сейчас мы успешно создаем АНО с одним физическим или юридическим лицом.
Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры, искусства и других сферах. Подробнее на странице Профессиональные НКО. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:
Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.
Процесс регистрации подобной структуры заключается в подаче целого списка документации. Важно знать, что решение о регистрации принимает только единый государственный комитет по вопросам некоммерческих организаций, что существует при действующих органах местной власти.
Какие документы необходимо передать для осуществления законной процедуры рассмотрения вопроса открытия АНО от юридического лица:
Свидетельство о регистрации юридического лица;
Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в местном органе налоговой службы;
Заверенная копия паспорта директора (руководителя) предприятия или организации;
Личный идентификационный номер (копия) директора или руководителя предприятия.
На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.
Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.
По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.
Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:
полное наименование НКО;
характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
юридический адрес организации;
цель и задачи;
особенности управленческой политики;
права и обязанности учредителей и членов;
данные о представительствах и филиалах (если они есть);
правила приема и выхода из объединения;
особенности изменения учредительной документации;
регулирование вопросов собственности НКО.
Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.
В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.
Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:
личные данные заявителя;
его контактные данные;
место жительства.
Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.
Номер документа:
142-II
Дата принятия:
16/01/2001
Состояние документа:
Действует
Начало действия документа:
07/02/2001
Органы эмитенты:
Парламент
Федеральный закон о некоммерческих организациях
Почему это важно знать НКО?
Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.
Подробнее
1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.
Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно: — непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;
— периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).
Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.
Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.
В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.
Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:
1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;
2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;
3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);
Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:
если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.
Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Почему это важно знать НКО?
Придется внимательнее подходить к проверке доноров, а некоммерческим организациям, признанным иностранными агентами, а также связанным с ними лицам — к публикациям материалов и направлению их в другие организации.
Подробнее
30 декабря 2020 г. принят закон о внесении изменений в отдельные нормативные акты в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности. Поправки довольно многочисленны, поэтому остановимся на наиболее значимых из них.
Так, расширено определение некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента — к числу иностранного финансирования также отнесены денежные средства, полученные от граждан и российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении денежных средств от иностранных источников.
Посредником признается гражданин или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств или иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, признанная иностранным агентом, должна маркировать теперь не только материалы, которые она создает и распространяет, но и направляет в другие организации. Любая информация о деятельности такой организации в СМИ и сообщениях СМИ в интернете должна обязательно сопровождаться указанием, что некоммерческая организация, выполняет функции иностранного агента.
Кроме этого, учредители, участники, руководитель организации или лица, входящие в состав органов управления такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности должны маркировать материалы, которые они производят, распространяют, в том числе в интернете, а также направляют в другие организации указанием на свою принадлежность к некоммерческой организации — иностранному агенту. Информация о политической деятельности указанных лиц в СМИ должна также сопровождаться маркировкой.
На данный момент административная ответственность за отсутствие маркировки предусмотрена только для СМИ и некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.
Хорошая новость для НКО в том, что теперь за использование помещения на безвозмездной основе некоммерческим организациям не нужно платить налоги. Раньше, когда бизнес предоставлял свое нежилое помещение НКО, например, для организации офиса, помещение не освобождалось от налогообложения и считалось внереализационным доходом НКО. С 1 января 2021 года соответствующие изменения вступили в силу в Налоговом кодексе.
Теперь для того чтобы НКО смогла использовать такое помещение, и оно не облагалось налогом, важен только один критерий: помещение должно использоваться для осуществления уставной деятельности.
А размещение офиса как раз подходит под уставную деятельность.
Деятельность НКО тесно связана с реализацией общественно значимых проектов. Проекты могут быть долгосрочными и краткосрочными. Для их реализации иногда требуется привлекать в НКО дополнительных специалистов.
При трудоустройстве, как правило, предпочтение отдается работодателю, который предлагает заключить трудовой договор, поскольку наличие трудового договора предполагает предоставление социальных гарантий, отчисления на будущую пенсию и иные бонусы. Такой вариант подходит для НКО с долгосрочными проектами.
Но что делать, если проект краткосрочный и нужно привлечь специалиста на определенное время? Ранее работодатели заключали с такими работниками договоры ГПХ, чтобы исключить возможные трудовые споры о сроках трудового договора и штрафы за нарушение трудового законодательства. Для самого работника это означало отсутствие ряда прав. Например, права на ежегодный оплачиваемый отпуск, фиксированное рабочее время, оплату больничного. А у НКО, в свою очередь, всегда существовал риск переквалификации договора ГПХ в трудовой с последующим наложением санкций.
Теперь, если численность работников некоммерческой организации составляет не более 35 человек, она вправе вправе заключить с работником срочный трудовой договор без каких-либо рисков получить штраф за нарушение трудового законодательства.
С 1 января 2021 года в Трудовой кодекс внесены изменения. Теперь у НКО есть право не составлять внутренние локальные нормативные акты (ЛНА), обязательные в силу закона.
Например, можно не составлять правило внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и положение о премировании.
Данное правило введено по аналогии с субъектами малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.
Трудовым кодексом предусмотрено, что НКО для реализации нового права должна соответствовать критериям по годовому доходу и среднесписочной численности работников. Лимиты доходов устанавливаются Правительством РФ путем издания соответствующего постановления. Пока выпущен проект постановления правительства, где указано, что среднесписочная численность работников может быть не более 15 человек, а объем дохода за предшествующий календарный год не должен превышать 120 млн рублей. Документ прошел финальные обсуждения и должен вступить в силу в ближайшее время.