Процедура и правила усыновления детей в России в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура и правила усыновления детей в России в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В конце мая 2019 г. Советом федерации был одобрен законопроект № 607299-7, согласно которому планируется внести изменения в п. 2 ст. 127 СК РФ, чтобы позволить лицам с гепатитом С и ВИЧ-инфекцией усыновлять детей, проживающих совместно с ними.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Процедура и правила усыновления детей в России в 2021 году

Усыновление (удочерение) является одним из важнейших институтов семейного права. Усыновление – это определение юридического акта, в результате которого дети, лишенные родительской опеки, могут обрести новую семью. Главной особенностью данного процесса является то, что между усыновленными и усыновителями в результате возникают правовые связи, аналогичные отношениям между родителями и детьми. То есть в результате стороны становятся близкими родственниками.

На самом деле причин может быть масса, и мотивы усыновления ребенка могут быть разнообразными. Закон не определяет какого-либо исчерпывающего списка обстоятельств, при которых допускается прием в семью усыновленного ребенка, однако данные обстоятельства указываются в заявлении в суд, поэтому просьба заявителей должна быть как минимум обоснованной. В любом случае оценка мотивов потенциальных приемных родителей дается индивидуально в судебном порядке.

Ужесточение правил на усыновление детей сирот в 2021 году

Правовые последствия усыновления закреплены ст. 137 СК, согласно которой усыновленные и их потомство по отношению к приемным родителям и их родственникам и наоборот приобретают взаимные имущественные и неимущественные права и обязанности, установленные законодательством в отношении кровных родственников. Фактически они становятся близкими родственниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это касается не только личных и имущественных прав и обязанностей, закрепленных семейным законодательством, но и установленных другими отраслями права – гражданским, трудовым, пенсионным, наследственным.

Согласно ч. 3 ст. 125 СК, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня, когда соответствующее решение суда обретает законную силу. Важно понимать, что, согласно ч. 6 ст. 137 СК, такие последствия наступают независимо от того, записаны усыновители в качестве родителей ребенка или нет.

  1. Обращение в отдел опеки и попечительского совета по месту проживания. Здесь же следует оформить и подать заявление, грамотно заполнив его. После подачи заявления каждый кандидат ставится в очередь на роль опекуна.
  2. Вместе с заявление необходимо предоставить полный пакет документов (список ниже).
  3. После того, как все документы предоставлены, нужно заполнить заявление о назначении опекунства.
  4. Далее опекунская комиссия начнёт проводить анализ всех предоставленных документов и подготовит заключение. Если опекунская комиссия удовлетворит заявление потенциального опекуна, то он ставится в очередь для подбора недееспособного гражданина.
  5. Как только опека будет установлена, представители попечительского комитета будут проводить проверки по месту жительства опекаемого.
  6. Также в обязанность опекуна входит предоставление отчётов о движении денежных средств подопечного, использовании его имущества.

Но законодательные ограничения, судя по всему, распространяются и на некоторых несовершеннолетних, которые, следуя общей логике, могут быть усыновлены. Так, закон предусматривает обретение лицами, не достигшими 18 лет, полной дееспособности. Прямого ответа на вопрос, можно ли усыновить таких детей, в законодательстве не предусмотрено.

По нашему мнению, существует как минимум два основания, по которым несовершеннолетние могут быть приравнены к совершеннолетним, что, следовательно, препятствует удочерению. Рассмотрим их по отдельности.

Согласно ст. 27 ГК, если ребенок, достигший 16-летнего возраста, официально занимается трудовой деятельностью или с разрешения законных представителей стал предпринимателем, он может быть наделен полной дееспособностью еще до совершеннолетия. Логично, что в этом своем правовом статусе такой ребенок приравнен к лицу, достигшему 18 лет. А вследствие этого он, вероятно, усыновленным быть не может. При этом для получения полного объема прав ему необходимо получить разрешение органа опеки (при согласии на то законных представителей) или суда (при отсутствии согласия).

Вторым случаем, когда ребенок еще до достижения совершеннолетия наделяется полным объемом гражданских прав, согласно ст. 21 ГК, является заключение им брака. По общему правилу, установленному ст. 13 СК, брачный возраст наступает с 18 лет. Однако законодатель не исключает возможности заключения брака при наличии уважительных причин после 16 лет, и даже раньше – при наличии особых обстоятельств.

Таким образом, вступить в брак можно начиная с 14 лет, и после этого, следуя указанной логике, ребенок утрачивает возможность быть усыновленным.

Требования к усыновителям в россии в 2021

В согласии с п. 2 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновить можно только тех лиц, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста. Чтобы получить статус усыновителя, необходимо пройти все этапы установленной процедуры:

  • направить запрос в представительство органов опеки;
  • собрать и подать туда же все бумаги, на основании которых можно стать усыновителем;
  • с удовлетворительной оценкой пройти проверку комиссии;
  • получить на руки документ, позволяющий усыновлять;
  • обратиться в учреждение, в котором содержатся дети без родителей, и выбрать подходящего;
  • подать запрос на усыновление;
  • пройти процедуру установления возможности усыновления (через суд);
  • получить постановление судебного органа;
  • подать заявление в орган ЗАГСа, для оформления ребенка.

Усыновить дееспособного совершеннолетнего ребенка по данной схеме невозможно. Во всех инстанциях рассматриваются только те запросы, которые направлены в адрес малолетних граждан. Ограничение по усыновлению совершеннолетних действует и ситуациях, когда ребенок достигает восемнадцати лет раньше, чем положительное решение суда об усыновлении вступит в силу.

Патронаж – это статус, который позволяет осуществлять разностороннюю заботу о совершеннолетнем дееспособном гражданине. В большинстве случаев это применимо к пожилым людям, которые нуждаются в поддержке.

Оформление патронажа не предполагает возникновения родственных связей между подопечным и патроном. Данный статус не дает сторонам каких-либо правовых привилегий, но накладывает ряд обязанностей. Плюсом же патронажа для заинтересованного лица является то, что за время исполнения обязательств начисляется трудовой стаж, который в дальнейшем учитывается в общепринятом порядке.

Закон также не предусматривает усыновление старика. Инициатор может оформить над пожилым человеком патронаж.

Под патронажем понимается оказание физической помощи и поддержки в отношении взрослого дееспособного лица, которое в силу возраста или состояния здоровья не может самостоятельно обеспечивать потребности.

Для оформления патронажа необходимо обратиться в отдел социальной защиты. Лицо наделяется правом оказывать помощь, но не представлять интересы пожилого лица.

Опубликовано постановление кабмина об усыновлении детей иностранцами

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 1261 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

2. Возложить на Министерство просвещения Российской Федерации полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контролю за их деятельностью.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации оказывать в пределах своей компетенции содействие Министерству просвещения Российской Федерации в выдаче разрешений, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

4. Установить, что иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации, аккредитованные в установленном порядке и подавшие уведомления о создании на территории Российской Федерации своих представительств в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «О некоммерческих организациях», вправе осуществлять свою деятельность без получения разрешения, предусмотренного пунктом 3 Положения, утвержденного настоящим постановлением, до истечения срока аккредитации.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением

1. Настоящее Положение регулирует деятельность иностранных государственных органов и организаций (далее — иностранная государственная организация) и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее — иностранная некоммерческая организация), осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации (далее — усыновление) через свои представительства на территории Российской Федерации (далее соответственно — представительства, иностранные организации).

2. Для осуществления деятельности по усыновлению иностранные государственные организации должны получить в Министерстве просвещения Российской Федерации разрешение на открытие представительства.

3. Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о создании представительства и получить в Министерстве просвещения Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению.

Разрешение на осуществление деятельности по усыновлению выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее 5 лет на день подачи заявления о получении указанного разрешения.

4. Формы разрешений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.

Минпросвещения подготовило закон об ужесточении правил усыновления и опеки

Нормативно процедура усыновления ребенка регламентируется нормами семейного и гражданского законодательства Российской Федерации. Требования к усыновителям достаточно жесткие. Не достаточно одного желания усыновить ребенка.


  • Граждане, признанные недееспособными;
  • Супружеские пары, в которых один из супругов признан недееспособным;
  • Лица, которые ранее были лишены родительских прав;
  • Лица; не имеющие работу и постоянное место жительства;
  • Граждане с доходом, не позволяющим обеспечить ребенку прожиточный минимум;
  • Лица, подвергавшиеся уголовному преследованию за исключением тех, кто был по закону реабилитирован;
  • Лица, чье здоровье не позволяет содержать и воспитывать ребенка, граждане имеющие опасные заболевания и нуждающиеся в стационарном лечении;
  • Лица, не состоящие между собой в официальных брачных отношениях.

Также важен вопрос в разнице возраста между усыновителем и усыновленным. Он не должен превышать шестнадцати лет, но в некоторых случаях по уважительным причинам разница может быть меньше. В отличие от опеки и попечительства усыновление проводится в судебном порядке. Это регламентировано положениями статьи 125 Семейного кодекса Российской Федерации. Такие дела в гражданском процессе рассматриваются с участием не только потенциальных родителей, но и при участии представителей прокуратуры, опеки и попечительства. Помимо прочего родители проходят комплексную проверку, и они обязаны получить заключение ООП, о том, что усыновление законно, и оно полностью соответствует интересам несовершеннолетнего гражданина.


В частности, это анкета с полностью заполненными данными, гражданством, адресом проживания). Потребуется копия паспорта, справки с места работы обоих родителей, справка об отсутствии судимости у возможных усыновителей, правоустанавливающие документы на недвижимости, медицинское заключение, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении детей.

После обращения в опеку и попечительства проводится обязательная проверка жилищных условий, после чего готовится заключение о возможности усыновления ребенка или следует отказ по обоснованным причинам. Вместе с заключением и предварительно собранными документами подается исковое заявление в суд об усыновлении ребенка.


Прежде чем усыновить либо удочерить ребенка гражданам требуется разрешение, которое получить можно при обращении в органы опеки и попечительства.


  • Можно встать на специальный учет в качестве усыновителя ребенка;
  • В дальнейшем гражданин может обратиться в судебные органы с заявлением об усыновлении либо удочерении ребенка;
  • Если усыновитель не знает, кого он хочет усыновить, то тогда разрешение позволит ему получить доступ к официальной базе детей, которые остались без попечения своих родителей.

Если вы не являетесь близким родственником и не являетесь отчимом либо мачехой ребенка, которого планируете в будущем усыновить, то тогда перед получением заключения вам нужно пройти особую подготовку. Этим процессом называется подготовка приемного родителя, на основании которой выдается заключение о том, соответствующие ли вы основным предъявляемым требованиям к усыновителям.


Для получения заключения надо обратиться в органы опеки и попечительства при администрации по месту жительства вместе с предварительно собранным пакетом.


  • Заявление, в котором содержатся все данные о вас (имя, фамилия, отчество, место проживания и регистрации, данные о работе, доходе);
  • Вместе с заявлением подается краткая автобиография потенциального заявителя. В ней описывается где и когда вы появились на свет, где закончили школу, институт, где живете и работаете, какого ваше семейное положение;
  • Также потребуется медицинское заключение, которое получить надо по форме № 164/у обязательно предварительно пройдя медицинских специалистов до момента обращения в органы опеки и попечительства;
  • Если вы усыновляете ребенка впервые и до этого не являлись опекуном, то тогда нужно предоставить еще и копию такого документа, как свидетельство о прохождении подготовки в качестве приемных родителей;
  • Справка с места последней работы, в которой должна быть указана ваша должность и размер средней заработной платы в период за последние двенадцать месяцев либо другой документ, который может подтвердить ваш официальный доход;
  • Если вы имеете детей, то тогда нужно свидетельство о рождении ребенка и свидетельство о заключении брака;
  • Для граждан других государств требуется документ о том, что отсутствует судимость. Данный документ должен быть взят на территории непосредственно Российской Федерации.

Обязательно обратите внимание на то, что документы должен собирать каждый из супругов, так как усыновление ребенка в нашей стране возможно только для пар, состоящих в браке и поэтому как муж, так и жена собирают примерно одинаковой пакет документов. Иностранные документы нужно переводить на русский язык и заверять их нотариальным образом.

После того, как были поданы документы в течение последующих десяти календарных дней орган опеки и попечительства будет организовывать проверку жилищных условий потенциальных усыновителей. В первую очередь подобная проверка включает в себя оценку как жилищных, так и бытовых условий, требуемых для нормального проживания усыновленного ребенка. Помимо прочего органы опеки и попечительства обязаны оценить и личность усыновителя и понять, есть ли корыстные или мошеннические мотивы для усыновления ребенка. Если они будут выявлены, то естественно, то, что будет вынесен мотивированный отказ.


В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1643; 2019, № 31, ст. 4478), Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2019, № 52, ст. 7790), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. № 123 «О полномочиях Министерства просвещения Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 11, ст. 950; 2018, № 52, ст. 8305), подпунктом 4.2.39 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2019, № 12, ст. 1313), а также Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; 2018, № 46, ст. 7050), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 588 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством образования и науки Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный № 38146);

пункт 15 изменений, которые вносятся в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 694 «О внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 г., регистрационный № 43240).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Грибова Д.Е.

Министр С.С. Кравцов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 декабря 2020 г.

1. Административный регламент предоставления Министерством просвещения Российской Федерации (далее — Минпросвещения России) государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее соответственно — Регламент, государственная услуга), определяет состав, сроки, последовательность и порядок выполнения административных процедур (действий) при предоставлении указанной государственной услуги.

2. Заявителями для получения государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — федеральный банк данных о детях), для передачи их на воспитание в семьи граждан являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, гражданина Российской Федерации (далее — ребенок), на воспитание в свою семью (далее — заявители — граждане Российской Федерации).

Заявителями для получения государственной услуги в части выдачи предварительных разрешений на усыновление (удочерение) (далее — усыновление) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в соответствии с пунктом 33 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 15, ст. 1590; 2018, № 52, ст. 8305) (далее — постановление № 275), являются иностранные граждане и лица без гражданства (далее — заявители — иностранные граждане).

10. Наименование государственной услуги — предоставление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдача предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

11. Государственная услуга предоставляется Минпросвещения России.

В процессе предоставления государственной услуги Минпросвещения России не может требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 20, ст. 2829; 2020, № 39, ст. 6038).

12. Результатами предоставления государственной услуги являются:

представление заявителю — гражданину Российской Федерации для ознакомления анкет детей, оставшихся без попечения родителей (далее — анкеты детей), подлежащих устройству в семью граждан;

выдача заявителю — гражданину Российской Федерации направления на посещение ребенка, сведения о котором содержатся в федеральном банке данных о детях (далее — направление на посещение ребенка);

выдача заявителю — иностранному гражданину предварительного разрешения на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, в случаях, если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации.

13. Срок представления государственной услуги и выдачи (предоставления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги:

представление заявителю — гражданину Российской Федерации для ознакомления с анкетами детей — не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 16 и 17 Регламента;

выдача заявителю — гражданину Российской Федерации направления на посещение ребенка — не позднее чем через 3 рабочих дня с даты поступления в Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее — Департамент) из органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — региональный оператор), информации о возможности выдачи направления на посещение ребенка;

выдача заявителю — иностранному гражданину предварительного разрешения на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации — не позднее чем через 20 рабочих дней с даты подачи заявителем предусмотренных пунктом 18 Регламента документов, оформленных в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 19-21 Регламента.

14. Предоставление государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан приостанавливается в случае, если гражданин, дважды получив уведомление о результатах поиска ребенка, оставшегося без попечения родителей, без уважительной причины не явился для ознакомления с новой анкетой ребенка, оставшегося без попечения родителей. Предоставление услуги для данного гражданина может быть возобновлено на основании письменного заявления гражданина при условии отсутствия оснований для прекращения учета сведений о нем в соответствии с пунктом 68 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2020 г. № 300 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2020 г., регистрационный № 59222) (далее — Порядок формирования государственного банка данных о детях).

Приостановка предоставления государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан в соответствии с указанными основаниями в случае отсутствия заявления гражданина может быть продлена до окончания срока действия заключения органа опеки и попечительства, выданного по месту жительства гражданина (-ан), о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем).

Основания для приостановления предоставления государственной услуги в части выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отсутствуют.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Часто бывает так, что для усыновления детей из детдома, необходимо получить позволение сразу обоих биологически-родных родителей. Родные родители вправе не дать своего согласия или, передумав, забрать согласие назад в любую секунду до самого момента усыновления.

Но такого позволения от родных родителей не потребуется в том случае, когда они:

  • сами являются лишенными прав родителей;
  • не живут со своими детьми и материально никак не помогают им в течение полугода, не имея на то никаких уважительных причин;
  • просто их нет (родители никогда не были известны или пропали без вести);
  • признаны недееспособными.

Быть в роли лиц, имеющих желание усыновить ребенка, имеют все шансы люди, достигшие совершеннолетнего возраста. Некоторые лица не могут стать усыновителями, несмотря на совершеннолетие.

Например, это лица, чья дееспособность ограничена либо они полностью признаны недееспособными; также это люди, у которых есть недееспособный или ограниченно дееспособный супруг; еще лица с такими болезнями, которые не дадут ухаживать за детьми как положено. Кроме этого, есть предпосылки для отказа в усыновлении, если усыновители были лишены прав родителей ранее по поводу родных детей или было раньше устранение от опекунства, устранение от усыновления с полным аннулированием такого права и с признанной виной усыновителя.

Усыновителями дозволено быть супружеской чете, состоящие в браке, зарегистрированном в органе записей актов гражданского состояния также могут быть неженатые, незамужние и разведенные люди. Если лица не состоят в браке, то им запрещено усыновление одного ребенка. Есть еще дополнительное требование: дети, которых усыновляют, должны быть по возрасту младше приемных родителей не меньше, чем на 16 лет. Исключением здесь может выступить тот случай, когда усыновителем является отчим или мачеха.

Особенности усыновления детей в 2021 году

После того, как решение суда вступило в силу, у усыновителя и ребенка появляется родственная связь, аналогичная той, которая возникает у кровных семей. Чтобы не нарушить тайну усыновления органы опеки не могут осуществлять за семьями усыновителей такой же скрупулезный контроль, как за семьями опекунов. Поэтому закон устанавливает более серьезные требования к личным и нравственным качествам усыновителя.

Основные требования устанавливаются:

  • к состоянию здоровья;
  • уровню дохода;
  • судимости;
  • жилплощади;
  • разнице в возрасте;
  • обучению в школе замещающих родителей;
  • правильному оформлению и получению заключения.

Рассмотрим каждое требование подробнее.

Кандидат в усыновители не может быть:

  • ранее судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • на момент обращения находится под уголовным преследованием.

Также установлен перечень преступлений, совершившее которые не могут стать усыновителями. К ним относятся следующие преступления:

  • против половой неприкосновенности (изнасилование, развратные действия сексуального характера);
  • против жизни и здоровья (убийство, причинение вреда здоровью);
  • против здоровья населения и общественной нравственности (приобретение, хранение, сбыт наркотических средств);
  • против свободы, чести и достоинства (похищение человека);
  • против общественной безопасности (террористический акт);
  • против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Если кандидат совершил одного из перечисленных преступлений небольшой и средней тяжести, то он не сможет стать усыновителем, если суд признал его опасным для общества.

Каждый регион устанавливает минимальный размер жилой площади для человека. В среднем по стране эта норма равняется 14 кв.м. на человека. Жилье, в котором проживает кандидат в усыновители, должно соответствовать установленным нормам. То есть на каждого члена семьи и усыновляемого ребенка должно приходится не менее нормы, определенной в регионе.

Если в семье уже есть ребенок, то необходимо учитывать, что разнополые дети нуждаются в разных комнатах. Кроме того, при усыновлении ребенка-инвалида, необходимо предоставить ему отдельную комнату.

Из общих требований к усыновителям есть ряд исключений. Практически каждый пункт запрета нужно рассматривать индивидуально.

Суд разрешит усыновить ребенка, если:

  • кандидат совершил одно из запрещенных преступлений легкой или средней тяжести и не представляет опасности для окружающих;
  • кандидат ВИЧ-инфицирован, но ребенок уже проживал в его семье (родственник или подопечный);
  • дети другого пола в семье усыновителя – это кровные братья или сестры усыновляемого, которые раньше жили с ним в одной семье;
  • уровень дохода незначительно ниже, чем предусматривает закон;
  • разница в возрасте не соблюдена с одним из усыновителей;
  • гражданин был лишен родительских прав, но на момент обращения восстановлен в них.

В данных случаях ситуация будет рассматриваться индивидуально. Суд может вынести как положительное, так и отрицательное решение.

Какие требования предъявляются к усыновителям в РФ?

В 2020 году рассматривается законопроект, который предусматривает изменения в сфере усыновления. Среди них:

  1. Усыновить можно только одного ребенка в год. Данное правило не распространяется на семьи с братьями и сестрами.
  2. В случае смены места проживания в течение 3 лет с момента усыновления необходимо уведомить отдел опеки.
  3. При прохождении обучения необходимо пройти психологическое тестирование. Сейчас многие школы замещающих семей проводят такое тестирование, но оно является добровольным.
  4. Снимается запрет на усыновление ВИЧ-инфицированными гражданами, если такое усыновление в интересах ребенка.

Если законопроект пройдет утверждение, то он вступит в силу уже в 2021 году.

Если взрослые люди отдают себе отчет в том, какую ответственность представляет собой опекунство в зрелом возрасте, то при большом желании все конфликты могут быть урегулированы при помощи психотерапии, которая обеспечит создание крепкой счастливой семьи.
Предлагаем ознакомиться: Если бывшая жена не дает общения с ребенком

Дети, приближаясь к возрасту 10 лет, становятся уязвимыми от общественного внимания. Соответственно, когда окружающие станут замечать неестественную разницу в возрасте родителей и опекаемого отпрыска, они могут начать досаждать неудобными вопросами или насмешками.

Не любой человек может прийти и получить право быть усыновителем, для этого нужно отвечать ряду требований, которые проверяются компетентными органами в лице органов опеки. Они и выдают соответствующий документ. Требования к усыновителям:

  • быть совершеннолетним гражданином;
  • недееспособный гражданин не имеет права становиться кандидатом;
  • супружеская пара, в которой один имеет статус недееспособности, также не имеют право стать усыновителями;
  • не иметь в прошлом статуса о лишении или ограничении родительских прав;
  • не иметь в прошлом проблем с другими усыновленными или собственными детьми в органах опеки;
  • иметь справку мед.обследования, которая подтвердит отсутствие болезней, запрещающих получение статуса;
  • иметь официальный доход, который сможет в будущем обеспечить прожиточный минимум для дитя. Сумма прожиточного минимума у каждой области разная и ее можно узнать на официальном сайте своей области (меняется каждые три месяца);
  • располагать жильем и пропиской в нем. Людей без прописки или постоянного места жительства не допускают к сиротам;
  • граждане, которые в прошлом или настоящем имеют судимость, были под следствием, в делах относящихся к причинению вреда здоровья или безопасности другим гражданам или целому обществу, не имеют право претендовать на статус;
  • обладать жильем, которое отвечает санитарным и комфортным условиям проживания;
  • прохождение курсов подготовки. Они не требуются тем претендентам, которые являются близкими родственниками ребенку или те, кто уже имел опыт удочерения;
  • гражданам, не состоящим в браке, которые хотят усыновить одного ребенка, придется официально зарегистрировать свои отношения;
  • разрешено усыновление одинокому человеку несовершеннолетнего, но в таком случае разница между одним и вторым должна быть не менее шестнадцати лет. Иногда суд решает сократить эту разницу, но для этого нужно иметь весомые причины. Также это правило не распространяется на отчима или мачеху.

При оформлении усыновления ребенка Вам придется столкнуться с определенными нюансами и пройти несколько этапов. Для начала органы опеки знакомятся с потенциальным усыновителем при подаче документов. Все справки, выписки и характеристики тщательно проверяются, далее специалисты выезжают на проверку в дом для проверки условий проживания в будущем ребенка.

Если в определенном месте нет органов опеки, их обязанности возлагаются на местные муниципальные органы, например, прав ребенка.

В крупных городах для удобства жителей создаются коммерческие организации, которые за денежное вознаграждение сами собирают документы для

Во многих мегаполисах существуют специализированные компании, которые помогают родителям оформить необходимый пакет документов, а также оказывают помощь в поиске необходимого ребенка

Все это упрощает процедуру усыновления для будущих родителей, что не маловажно в современном мире

Возраст детей, прибывающих в детском доме – от пяти до восемнадцати лет. Надо быть готовым к тому, что характер у этих детей уже сложился, и он не всегда сахарный. Всё же неблагоприятная среда всегда оставляет свой отпечаток. Принятие сформировавшегося человека в семью всегда затрачивает много моральных сил. Порядок оформления ничем не отличается, особенностей не имеет.

Правила усыновления детей в россии 2021

Перед оформлением ребенка из дома малютки, нужно изначально ознакомиться с временными показателями. Это не быстрый процесс, и затрачивает не менее полутора месяцев. Стоит понимать, что усыновление – процесс не быстрый. Часто родители отказываются от своей идеи, как только понимают сколько моральных сил и времени уйдёт на оформление всех документов.

Если Вы хотите взять грудничка, то скорее всего брать его придётся из роддома. Многие роженицы отказываются от малышей, как только они родились. В этом случае стоит Подать заявление в органы опеки, уточнив данный факт. Порядок усыновления грудничка ничем не отличается от порядка усыновления более взрослого ребёнка. Пошаговую инструкцию действий рассмотрим чуть ниже.

Супруг может усыновить ребёнка своей второй половинки. Главное, чтобы супруги состояли в официальном браке. В противном случае органы опеки не будут даже рассматривать заявление на усыновление.

Усыновление ребенка иностранными гражданами происходит по законодательству их страны, но с применением норм, которые действуют на территории Российской Федерации. А именно в пункте 3 статьи 124 СК РФ. Органы опеки учитывают вероисповедание и национальность кандидата на усыновление.

В 2021 году существует несколько видов семейного устройства несовершеннолетних:

  • опека;
  • усыновление;
  • приемная семья.

Из них усыновление считается приоритетным. Взвесив за и против, можно сделать следующие выводы:

  • усыновление приравнивает ребенка к кровному;
  • оно не заканчивается после совершеннолетия ребенка;
  • ребенок теряет официальную связь с биологическими родителями или одним родителем.

Минусами усыновления являются:

  • отсутствие дополнительной материальной поддержки (опекуны и приемные родители получают вознаграждение и пособие);
  • отсутствие дополнительной социальной поддержки (подопечные и приемные дети получают квартиру после совершеннолетия, имеют льготы).

На самом деле причин может быть масса, и мотивы усыновления ребенка могут быть разнообразными. Закон не определяет какого-либо исчерпывающего списка обстоятельств, при которых допускается прием в семью усыновленного ребенка, однако данные обстоятельства указываются в заявлении в суд, поэтому просьба заявителей должна быть как минимум обоснованной. В любом случае оценка мотивов потенциальных приемных родителей дается индивидуально в судебном порядке.

Среди наиболее распространенных мотивов можно выделить:

  • бесплодие одного из супругов или иные причины, влекущие невозможность самостоятельно родить ребенка;
  • желание иметь ребенка при отсутствии полового партнера;
  • любовь к детям и сострадание к конкретному ребенку-сироте;
  • увеличение собственной семьи;
  • смерть собственного ребенка.

Нужно учитывать, что неправильная мотивация и отсутствие достаточных обстоятельств станет препятствием для удочерения. Субъекты усыновления также часто имеют скрытые меркантильные мотивы, например, получение регионального единовременного пособия или жилищных сертификатов, что, само собой, вызывает озабоченность в обществе.

Порядок и условия усыновления ребенка в России

Судебная практика по усыновлению несовершеннолетних достаточно обширна. Рассмотрим несколько примеров.

Рассмотрение исков об усыновлении проходит в особом порядке. В судебное заседание кроме самого заявителя приглашаются:

  • прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением прав несовершеннолетних;
  • представитель органов опеки и попечительства;
  • представитель социального или медицинского учреждения, к вотором на момент судебного заседания содержится малыш;
  • при наличии – родственники малыша;
  • иные заинтересованные лица.

Пример

Родители пятилетнего Даниила погибли в ДТП. ООП установили, что у малыша есть кровные родственники – дедушка и бабушка со стороны отца. В беседе с сотрудниками ООП они сообщили, что не в состоянии содержать и воспитывать Даниила и они не возражают, если его кто-то усыновит.

Семья Румянцевых выбрала мальчика для усыновления. В судебное заседание, помимо представителя ООП и прокурора были приглашены бабушка и дедушка ребенка, которые подтвердили, что отказываются от мальчика, так как не имеют возможности его воспитывать и они не возражают против того, чтобы их внука усыновила другая семья. Суд удовлетворил просьбу заявителя и принял решение об усыновлении малыша.

Нередки случаи, когда кровные родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей, возражают против усыновления малыша другими лицами. Если в суде выяснится, что их возражения не беспочвенны, суд может отказать в усыновлении несовершеннолетнего другими лицами.

Пример

Усыновителем, следуя логике законодателя, считается любое лицо, усыновившее или удочерившее ребенка и ставшее в итоге одним из приемных родителей, способных обеспечить его полноценное физическое, психическое и нравственное развитие. Тем, кто имеет право усыновить ребенка в России, согласно ст. 127 СК, может стать любое совершеннолетнее лицо, за исключением:

  • недееспособных, ограниченных в дееспособности и их супругов;
  • лиц, лишенных родительских прав и отстраненных от опекунства;
  • бывших усыновителей, лишенных статуса по их вине;
  • лиц, не способных быть усыновителями по состоянию здоровья – по причине болезни, вошедшей в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ № 117 от 14.02.13;
  • лиц, не имеющих соответствующего дохода или постоянного места жительства;
  • лиц с судимостью за сексуальные преступления, преступления против жизни и свободы, против чести и достоинства, общественной безопасности, а также другие тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • лиц, состоящих в однополых браках.

Согласно ст. 124 СК, усыновленными могут быть лишь несовершеннолетние дети, то есть максимальный возраст приемного ребенка не может превышать 17 лет.

Если сиротами являются кровные братья и сестры, их не могут усыновить разные усыновители, за исключением случаев, когда дети не проживали и не воспитывались вместе, не знали о своем родстве, не могут жить вместе по состоянию здоровья и с учетом их других интересов, независимо от их возраста.

Если ребенок достиг десятилетнего возраста, согласно ст. 132 СК, в общих случаях необходимо его согласие на усыновление.

В то же время сложно однозначно ответить на вопрос, с какого возраста лучше усыновлять ребенка, – все зависит от мотивов приемных родителей. По мнению психологов, наиболее оптимальным считается возраст 0-2 года – удочерение в таком возрасте проходит наиболее гладко и для ребенка, и для родителей.

При усыновлении детей старше 4 лет возможны проблемы с адаптацией: чем старше ребенок, тем сложнее проходит процесс привыкания. В любом случае это весьма субъективно и получить однозначный ответ невозможно.

Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка играет огромную роль в процессе поиска и формирования для ребенка новой семьи. Социальный педагог, участвующий в процессе усыновления, выполняет огромный спектр задач, начинающийся популяризацией приемных семей и заканчивающийся надзором за их жизнедеятельностью.

Социально-педагогическая деятельность включает также работу и других специалистов, в том числе соцработников, психологов, врачей и других, которых координирует социальный педагог. Его деятельность можно разделить на несколько этапов, среди которых:

  • Подбор приемных родителей: опрос потенциальных приемных родителей, сбор важной информации относительно здоровья, материального состояния, религиозных взглядов, мотивов, анализ их ответов, создание баз данных, систематизация собранной информации, помощь в сборе документов и т. д.
  • Посредничество между ребенком и потенциальной приемной семьей, посещающей детский дом: наблюдение за общением, сбор необходимой информации, анализ поведения ребенка и родителей, определение того, будет сложно ли усыновить детей конкретно этим супругам.
  • Сбор данных о приемной семье: анализ информации, предоставленной потенциальными приемными родителями, проверка ее достоверности вместе с профильными специалистами.
  • Вводный курс для родителей: разработка программы вводного курса, включающего теоретическое обучение и практическую часть (несколько дней стажировки в заведении, где содержится ребенок).
  • Передача ребенка в семью и дальнейший надзор: разработка углубленных программ обучения, выявление и разрешение проблем, которые могут возникнуть в приемной семье.

Правовые последствия усыновления закреплены ст. 137 СК, согласно которой усыновленные и их потомство по отношению к приемным родителям и их родственникам и наоборот приобретают взаимные имущественные и неимущественные права и обязанности, установленные законодательством в отношении кровных родственников. Фактически они становятся близкими родственниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это касается не только личных и имущественных прав и обязанностей, закрепленных семейным законодательством, но и установленных другими отраслями права – гражданским, трудовым, пенсионным, наследственным.

Согласно ч. 3 ст. 125 СК, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня, когда соответствующее решение суда обретает законную силу. Важно понимать, что, согласно ч. 6 ст. 137 СК, такие последствия наступают независимо от того, записаны усыновители в качестве родителей ребенка или нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *