Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа по переселению из аварийного жилья в 2021 году Рязань». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Регулируется порядок определения ветхого и аварийного жилья, предоставления другого в качестве переселения двумя документами:
- Федеральным законом 185-ФЗ от 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с изменениями;
- Жилищным Кодексом РФ.
В нормативных актах предусмотрены компенсационные выплаты жильцам в случае переселения в квартиру меньшей площади или взамен утраченной. При этом предпочтительнее используется вариант предоставления благоустроенных помещений равнозначных по количеству квадратных метров тем, которыми владели в домах, официально признанных ветхими и аварийными.
Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:
- степень износа и деформации несущих конструкций;
- риск обрушения здания, стен и плит;
- степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.
Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.
Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.
Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.
В программе расселения приминают участие только собственники помещений независимо от наличия или отсутствия приватизации. Это значит, что проживающие в квартире по договору соцнайма также полноправно претендуют на расселение.
Порядок действий
Как уже говорилось, собственник вправе получить равноценную по площади квартиру или денежную компенсацию. В каждом случае свой порядок действий.
- Получение квартиры взамен ветхой и аварийной. Собственнику или нанимателю по договору соц.найма потребуется обратиться в администрацию с заявлением об участии в программе, предоставив подтверждение прописки по данному адресу и справку о составе семьи. Собственник прилагает также правоустанавливающие документы на жилье. Постановка в очередь осуществляется по решению комиссии. Затем жильцам предоставляется квартира, равноценная по площади старой. После осмотра составляется акт приема-передачи и переезд.
- Получение денежной компенсации вместо новой квартиры. Для этого подается заявление с правоустанавливающими документами в отношении старого жилья. Комиссия принимает по данному вопросу решение в срок до пяти рабочих дней. Но здесь есть свой минус, размер компенсации может быть ниже стоимости жилья.
Денежные средства будут переведены собственнику на счет, который он укажет в заявлении. Никаких ограничений по их использованию не существует, но по закону могут присутствовать обязательства по выделению доли несовершеннолетнему ребенку. Поэтому, в целях соблюдения законодательства, собственник обязан приобрести достойное для проживания помещение и зарегистрировать там своего ребенка.
С момента действия законодательства в данной сфере расселению из аварийных и ветхих домов подлежали большое количество семей. Но до сих пор процесс не закончен, поскольку на территории России присутствует довольно много домов, где проживание людей находится под угрозой.
Поправки от 28 ноября 2018 года в Федеральный закон 185-ФЗ в очередной раз продлили сроки действия программы до 1 января 2026 года.
- Если есть основания для расселения, то в первую очередь собственником подается заявление.
- Далее, создается межведомственная комиссия.
- Она и признает жилье аварийным, а дом – подлежащим сносу или реконструкции.
К заявлению прикладывается пакет следующих документов:
- копии документов, которые подтверждают право собственности заявителя на данное помещение;
- заключения специальной организации (в случае если дом требуется признать аварийным или подлежащим сносу);
- заключения проектно-изыскательской организации о том, что несущие конструкции не соответствуют установленным требованиям.
Заявление подается:
- лично,
- посредством почтового отправления;
- через МФЦ;
- через портал государственных услуг.
После поступления документов, комиссия в течение 30 дней рассматривает их и решает вопрос либо о вынесении заключения по представленным документам, либо о проведении дополнительного обследования помещения.
Решение комиссии может быть следующим:
- помещение пригодно для проживания и соответствует установленным требованиям;
- необходимо проведение капремонта;
- необходимо проведение реконструкции или перепланировки;
- жилье не соответствует установленным нормам и может быть признано непригодным для проживания;
- дом признается аварийным и подлежащим сносу;
- дом признается аварийным и подлежащим реконструкции.
По результатам рассмотрения заявления и принятия решения составляется соответствующее заключение комиссии в 3-х экземплярах (один – заявителю; второй – комиссии; третий – собственнику помещения).
На основании заключения комиссии, уполномоченный орган издает распоряжение, в котором прописана «судьба» помещения (дома), в частности, порядок расселения аварийного жилья и сроки проведения необходимых работ.
Если заявление было передано по почте или через портал государственных услуг, то в течение 5 дней после принятия решения, комиссия рассылает заявителю, собственнику и уполномоченному органу (если требуется) заключение и экземпляр распоряжения (если оно составлялось).
Порядок расселения из аварийного жилья: все изменения в 2021 году
Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выездного мониторинга на регулярной основе проводит мониторинг исполнения подрядными организациями, застройщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных 185-ФЗ.
Подробнее
Разработаны Минстроем России в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».
Федеральным проектом предусмотрено, что к концу 2024 года будет расселено 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. При этом будет переселено более 530 тысяч человек. Для реализации проекта субъектам Федерации будет предоставляться финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
-
Сообщение Виталия Мутко на совещании с вице-премьерами 25 марта 2019 года
-
Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания с вице-премьерами 25 марта 2019 года
В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, распоряжением №446-р утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.
***
Федеральным бюджетом на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Работа Правительства:
- Расселение аварийного жилья
- Национальный проект «Жильё и городская среда»
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
Июнь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Проверить, включен ли ваш дом в программу переселения можно на сайте Реформа ЖКХ. Если официально статус дому уже был присвоен, а сведения в региональные реестр не поданы, то необходимо обратиться в жилищный комитет администрации.
Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.
Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.
- Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
- Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
- Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
- заявление;
- паспорт заявителя;
- копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
- заключение комиссии об обследовании дома;
- заключение органов государственного надзора (при необходимости);
- заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
- фотографии (при необходимости);
- жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
- другие обосновывающие документы.
Собственникам при переселении из ветхого жилья по закону обязаны выделить равноценную жилплощадь. Если семья нуждается в увеличении квадратов по социальным нормам, власти должны учесть данное обстоятельство.
После 2021 года программа переселения из ветхого жилья претерпела важные изменения. Предусмотрена возможность доплаты с предоставлением дополнительных квадратных метров, если семья нуждается в улучшении жилищных условий.
Срок рассмотрения документов — в течение тридцати дней от даты получения, согласно регистрационной записи. Если сведения, указанные в поданных бумагах, не позволяют однозначно подтвердить обоснованность претензий заявителя, возможно назначение повторного обследования жилищного объекта.
- граждане имеют право выбора места, района проживания;
- новая недвижимость должна соответствовать условиям проживания старого жилья (не быть хуже), а также его площади;
- в качестве денежного вознаграждения можно выбрать выкупную цену или новое жилье, из стоимости которого удерживается выкупная доплата, а разница вносится собственником.
- выкуп муниципалитетом непригодной жилплощади с последующим сносом;
- обмен на квартиру, являющуюся соотносимой по площади с прежним жильем, но не менее чем 18 кв.м. на каждого проживающего (пожелания относительно района проживания не учитываются);
- предоставление государственных субсидий на покупку нового жилья (по выбору собственника, это могут быть объекты первичного или вторичного рынка);
- предоставление жилплощади по договору социального найма.
О жалобах жильцов осведомлен областной департамент недропользования и экологии. Но, как ранее сообщала «Нашему городу» директор департамента Жанна Злобина, чиновники следят за экологической обстановкой в течении нескольких лет, однако нарушений не выявлено.
Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.
- Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
- Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
- Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
- Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
- Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
- Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
- Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
- Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
- Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
- Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
- Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
- Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.
В Рязанской области проблема ликвидации аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания, с обеспечением переселения граждан в благоустроенное жилье является одной из острых социальных проблем и ее решение требует программного подхода и значительных финансовых затрат.
По состоянию на 01.01.2019 по данным сформированного реестра аварийных домов, признанных аварийными, объем аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, составляет 98,62 тыс. кв. метров (375 аварийных жилых домов, 2493 жилых помещения, 5495 граждан).
В муниципальных образованиях Рязанской области (далее — муниципальные образования) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан.
Решение проблемы возможно при условии привлечения финансовой поддержки из федерального, областного бюджетов.
Программа разработана в соответствии с Законом в целях решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда.
Программа разработана в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Закона.
Целью Программы является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Для реализации цели Программы предусматривается решение следующих задач:
— создание безопасных условий проживания граждан;
— приобретение, строительство жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях;
— выкуп жилых помещений у собственников;
— предоставление жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
— стимулирование жилищного строительства;
— освобождение земельных участков под новую жилую застройку, под строительство объектов социальной инфраструктуры.
Срок реализации Программы — 2019 — 2025 годы. Программа реализуется в 6 этапов:
— 1 этап (2019 — 2020 годы);
— 2 этап (2020 — 2021 годы);
— 3 этап (2021 — 2022 годы);
— 4 этап (2022 — 2023 годы);
— 5 этап (2023 — 2024 годы);
— 6 этап (2024 год — 01.09.2025).
В Программу включены муниципальные образования и представленные в Минстрой России в соответствии с частью 6 статьи 17 Закона сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В Программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 1 января 2017 года и подлежащих сносу или реконструкции, в отношении которых планируется переселение граждан за счет средств финансовой поддержки в рамках Программы, приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
№ | Адрес | Управляющая компания | Год | Площадь м2 | Жители |
---|---|---|---|---|---|
1 | г. Рязань, ул. 10 Линия, д. 31 | 1959 | 170 | 14 | |
2 | г. Рязань, ул. 5 Линия, д. 64 | 1956 | 427 | 28 | |
3 | г. Рязань, проезд. 6-й Коломенский, д. 7, к. 30 | 1958 | 146 | 17 | |
4 | г. Рязань, ул. Баженова, д. 37 | 1962 | 513 | 27 | |
5 | г. Рязань, пер. Бульварный, д. 1 | 1917 | 479 | 6 | |
6 | г. Рязань, ул. Введенская, д. 88/21 | 1917 | 236 | 11 | |
7 | г. Рязань, ул. Введенская, д. 90 | 1918 | 213 | 23 | |
8 | г. Рязань, ул. Весенняя, д. 10 | 1959 | 491 | 52 | |
9 | г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 40 | 1917 | — | 31 | |
10 | г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 49 | 1918 | — | 30 | |
11 | г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 64 | 1917 | 253 | 13 | |
12 | г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 12 | 1917 | 154 | 22 | |
13 | г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 14 | 1917 | 114 | 22 | |
14 | г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 75 | 1918 | 172 | 20 | |
15 | г. Рязань, пер. Газетный, д. 3 | 1831 | 222 | — | |
16 | г. Рязань, ул. Горького, д. 35 | 1930 | 272 | — | |
17 | г. Рязань, ул. Горького, д. 65 | 1917 | 300 | 22 | |
18 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5, к. а | 1954 | 591 | 47 | |
19 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5, к. б | 1954 | 655 | 42 | |
20 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5а | 1954 | 591 | 46 | |
21 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5б | 1954 | 595 | 43 | |
22 | г. Рязань, ул. Дорожная, д. 53 | 1964 | 114 | 13 | |
23 | г. Рязань, ул. Дорожная, д. 55 | 1960 | 171 | 10 | |
24 | г. Рязань, ул. Железнодорожная 1-я, д. 56 | 1951 | 681 | — | |
25 | г. Рязань, проезд. Заводской, д. 6 | 1935 | 447 | 35 |
Полный перечень характеристик, по которым здания будут включаться в список реновации, будет определяться решениями органов власти отдельно взятого региона РФ. В перечень могут добавляться:
- аварийное и ветхое жильё в Рязани, не участвующее в иных государственных программах по переселению граждан;
- дома, возведённые на участках с нарушением нормативов действующего законодательства (предельные габариты, несоответствие вида, не соблюдение градостроительного регламента);
- дома первого периода промышленного строения (многоквартирные здания до 9 этажей, построенные по типовым проектам с 1957 до 1975 года);
- дома, попавшие под действие программ развития уже застроенных территорий;
- другие объекты жилого фонда, предусмотренные законодательными актами отдельного региона РФ.
Согласно ст. 2 закона № 185-ФЗ, в программе переселения принимают участие жилые помещения в многоквартирных домах (МКД), признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Причиной аварийности является физический износ в процессе эксплуатации МКД.
№ | Адрес | Управляющая компания | Год | Площадь м2 | Жители |
---|---|---|---|---|---|
1 | г. Рязань, ул. 10 Линия, д. 31 | 1959 | 170 | 14 | |
2 | г. Рязань, ул. 5 Линия, д. 64 | 1956 | 427 | 28 | |
3 | г. Рязань, проезд. 6-й Коломенский, д. 7, к. 30 | 1958 | 146 | 17 | |
4 | г. Рязань, ул. Баженова, д. 37 | 1962 | 513 | 27 | |
5 | г. Рязань, пер. Бульварный, д. 1 | 1917 | 479 | 6 | |
6 | г. Рязань, ул. Введенская, д. 88/21 | 1917 | 236 | 11 | |
7 | г. Рязань, ул. Введенская, д. 90 | 1918 | 213 | 23 | |
8 | г. Рязань, ул. Весенняя, д. 10 | 1959 | 491 | 52 | |
9 | г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 40 | 1917 | — | 31 | |
10 | г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 49 | 1918 | — | 30 | |
11 | г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 64 | 1917 | 253 | 13 | |
12 | г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 12 | 1917 | 154 | 22 | |
13 | г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 14 | 1917 | 114 | 22 | |
14 | г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 75 | 1918 | 172 | 20 | |
15 | г. Рязань, пер. Газетный, д. 3 | 1831 | 222 | — | |
16 | г. Рязань, ул. Горького, д. 35 | 1930 | 272 | — | |
17 | г. Рязань, ул. Горького, д. 65 | 1917 | 300 | 22 | |
18 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5, к. а | 1954 | 591 | 47 | |
19 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5, к. б | 1954 | 655 | 42 | |
20 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5а | 1954 | 591 | 46 | |
21 | г. Рязань, проезд. Грибоедова, д. 5б | 1954 | 595 | 43 | |
22 | г. Рязань, ул. Дорожная, д. 53 | 1964 | 114 | 13 | |
23 | г. Рязань, ул. Дорожная, д. 55 | 1960 | 171 | 10 | |
24 | г. Рязань, ул. Железнодорожная 1-я, д. 56 | 1951 | 681 | — | |
25 | г. Рязань, проезд. Заводской, д. 6 | 1935 | 447 | 35 |
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2019 года N 83
Об утверждении адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 годы
(с изменениями на 1 декабря 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области от 15.04.2019 N 107, от 09.12.2019 N 396, от 01.12.2020 N 322)
Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях обеспечения жильем граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, Правительство Рязанской области постановляет:
1. Утвердить адресную программу Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 годы согласно приложению.
2. Утратил силу. — Постановление Правительства Рязанской области от 15.04.2019 N 107.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.А.Беленецкого.
В Рязанской области проблема ликвидации аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания, с обеспечением переселения граждан в благоустроенное жилье является одной из острых социальных проблем и ее решение требует программного подхода и значительных финансовых затрат.
По состоянию на 01.01.2019 по данным сформированного реестра аварийных домов, признанных аварийными, объем аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, составляет 98,62 тыс. кв. метров (375 аварийных жилых домов, 2493 жилых помещения, 5495 граждан).
В муниципальных образованиях Рязанской области (далее — муниципальные образования) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан.
Решение проблемы возможно при условии привлечения финансовой поддержки из федерального, областного бюджетов.
Программа разработана в соответствии с Законом в целях решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда.
Программа разработана в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Закона.
Целью Программы является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
План по расселению аварийного жилья в 2021 году выполнен на 55%
В Рязанской области проблема ликвидации аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания, с обеспечением переселения граждан в благоустроенное жилье является одной из острых социальных проблем и ее решение требует программного подхода и значительных финансовых затрат.
По состоянию на 01.01.2019 по данным сформированного реестра аварийных домов, признанных аварийными, объем аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, составляет 98,62 тыс. кв. метров (375 аварийных жилых домов, 2493 жилых помещения, 5495 граждан).
В муниципальных образованиях Рязанской области (далее — муниципальные образования) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан.
Решение проблемы возможно при условии привлечения финансовой поддержки из федерального, областного бюджетов.
Программа разработана в соответствии с Законом в целях решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда.
Программа разработана в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Закона.
Целью Программы является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Для реализации цели Программы предусматривается решение следующих задач:
— создание безопасных условий проживания граждан;
— приобретение, строительство жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях;
— выкуп жилых помещений у собственников;
— предоставление жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
— стимулирование жилищного строительства;
— освобождение земельных участков под новую жилую застройку, под строительство объектов социальной инфраструктуры.
Срок реализации Программы — 2019 — 2025 годы. Программа реализуется в 6 этапов:
— 1 этап (2019 — 2020 годы);
— 2 этап (2020 — 2021 годы);
— 3 этап (2021 — 2022 годы);
— 4 этап (2022 — 2023 годы);
— 5 этап (2023 — 2024 годы);
— 6 этап (2024 год — 01.09.2025).
Общий объем финансирования на реализацию Программы исходя из перечня аварийных многоквартирных домов и площади жилых помещений в них составляет 2281066947,00 рублей, в том числе:
2212634939,01 рублей — средства Фонда;
65010407,43 рублей — средства областного бюджета;
3421600,56 рублей — средства местных бюджетов.
Общий объем финансирования на реализацию этапа 2020 года и два последующих календарных года составляет 894034595,07 рублей, в том числе:
867213557,28 рублей — средства Фонда;
25479985,83 рублей — средства областного бюджета;
1341051,96 рублей — средства местных бюджетов.
Предоставление и расходование средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Законом.
Объемы и источники финансирования по этапам Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Объем финансовых средств по всем источникам в разрезе муниципальных образований, являющихся участниками Программы, на период 2019 — 2024 годов приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
В Программу включены муниципальные образования и представленные в Минстрой России в соответствии с частью 6 статьи 17 Закона сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В Программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 1 января 2017 года и подлежащих сносу или реконструкции, в отношении которых планируется переселение граждан за счет средств финансовой поддержки в рамках Программы, приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выездного мониторинга на регулярной основе проводит мониторинг исполнения подрядными организациями, застройщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных 185-ФЗ.
Подробнее
Статья 16 ФЗ № 185 регулирует очерёдность отселения граждан в новое жильё:
- жители многоквартирного дома, в отношении которого выдан судебный акт о незамедлительном отселении;
- жители, чей дом был признан аварийным раньше других МКД в границах отдельно взятого квартала либо района в Рязани.
Список аварийных домов составляется исходя из даты признания дома аварийным. При выделении жилья действует норма о равноценности и равнозначности квартир.
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2019 года N 83
Об утверждении адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 годы
(с изменениями на 26 января 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области от 15.04.2019 N 107, от 09.12.2019 N 396, от 01.12.2020 N 322, от 26.01.2021 N 11)
Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях обеспечения жильем граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, Правительство Рязанской области постановляет:
1. Утвердить адресную программу Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 годы согласно приложению.
2. Утратил силу. — Постановление Правительства Рязанской области от 15.04.2019 N 107.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.А.Беленецкого.
В Рязанской области проблема ликвидации аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания, с обеспечением переселения граждан в благоустроенное жилье является одной из острых социальных проблем и ее решение требует программного подхода и значительных финансовых затрат.
По состоянию на 01.01.2019 по данным сформированного реестра аварийных домов, признанных аварийными, объем аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, составляет 98,62 тыс. кв. метров (375 аварийных жилых домов, 2493 жилых помещения, 5495 граждан).
В муниципальных образованиях Рязанской области (далее — муниципальные образования) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан.
Решение проблемы возможно при условии привлечения финансовой поддержки из федерального, областного бюджетов.
Программа разработана в соответствии с Законом в целях решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда.
Общий объем финансирования на реализацию Программы исходя из перечня аварийных многоквартирных домов и площади жилых помещений в них составляет 2277649552,41 руб., в том числе:
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
2077379840,25 руб. — средства Фонда;
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
190261402,83 руб. — средства областного бюджета;
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
10008309,33 руб. — средства местных бюджетов.
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
Общий объем финансирования на реализацию этапа 2021 года и два последующих календарных года составляет 1022284763,18 руб., в том числе:
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
991616220,57 руб. — средства Фонда;
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
29135115,42 руб. — средства областного бюджета;
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
1533427,19 руб. — средства местных бюджетов.
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 26.01.2021 N 11)
Предоставление и расходование средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Законом.
Объемы и источники финансирования по этапам Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Объем финансовых средств по всем источникам в разрезе муниципальных образований, являющихся участниками Программы, на период 2019 — 2024 годов приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств областного бюджета и средств местных бюджетов на этап 2024 года (2024 — 2025 годы) указан прогнозно.
В Программу включены муниципальные образования и представленные в Минстрой России в соответствии с частью 6 статьи 17 Закона сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В Программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 1 января 2017 года и подлежащих сносу или реконструкции, в отношении которых планируется переселение граждан за счет средств финансовой поддержки в рамках Программы, приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
Для расселения граждан из аварийного жилфонда применяются:
- Жилищный кодекс РФ, которым предусмотрен порядок выселения граждан из помещений, непригодных для проживания;
- Федеральный закон № 185-ФЗ, которым предусмотрено создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, разработка и реализация региональных программ;
- национальный проект «Жилье и городская среда»;
- федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.
Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.
На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.
Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.
Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.
После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.
Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.
Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.
Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.
На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:
- Люди, вышедшие на пенсию.
- Инвалиды.
- Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
- Семьи, признанные малоимущими.
Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.
Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.
От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:
- Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
- Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
- Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.
Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.
Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.
Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.
Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.
- Во-первых, собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.
- Во-вторых, жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.
- В-третьих, жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.
- В-четвёртых, метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.
После вашего заявления комиссия должна вынести заключение в течение 30 календарных дней, но не позднее. Хотя в том случае если имеется и установлена опасность и угроза для здоровья жизни владельцев, то комиссия обязана вынести заключение в течение 1 календарного дня. Если же комиссия не признала жильё аварийным, то жильцы могут обжаловать решение, обратившись с просьбой и заявлением в суд для привлечения независимых экспертов.
Мишустин: План расселения аварийных домов выполнялся на 200%
Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
- заключение комиссии об обследовании дома;
- заключение органов государственного надзора (при необходимости);
- заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
- фотографии (при необходимости);
- жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
- другие обосновывающие документы.
До конца 2018 года по государственной программе происходит переселение жителей тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Переселение жителей из домов, признанных аварийными после этой даты, с 2019 года начало происходить по новой программе.
Если аварийный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается денежная компенсация по договору выкупа или другая жилая площадь с зачетом ее стоимости в выкупную цену. Расходы, связанные с переездом (транспортные услуги, временное проживание на съемной квартире, оформление документов и т.д), также подлежат компенсации.
Если дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается другое жилое помещение с той же площадью в том же населенном пункте.
Взамен помещения, проживание в котором проходило до выселения на основании договора социального найма, предоставляется аналогичное по площади жилое помещение. Составляется новый договор найма.
Рассмотрение заявления о признании жилья ветхим или аварийным происходит в течение 30 дней.
Собственник, выселяемый из аварийного жилья, по письменному согласию и при отсутствии в собственности других жилых помещений, вправе после получения возмещения пользоваться изымаемым жильем по в течение 6 месяцев.
Очередность расселения жителей домов определяется степенью их аварийности.
Государственная регистрация возникновения и перехода прав собственности на жилые помещения в связи с переселением по государственной программе осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления.
Реновация в Рязани — перечень мер, подразумевающих обновление и оптимизацию жилищного фонда. Под действие программы подходят жилые здания, относящиеся к аварийному фонду, не соответствующие степени благоустройства.
Каждый гражданин РФ, чьё жильё попало под действие Федерального закона № 141 получит новое жилье, а на расселенной территории будут возведены новые многоквартирные дома, в соответствии с существующей программой застройки в Рязани.
В Отрадном строятся дома для переселения людей из аварийного жилья
Полный перечень характеристик, по которым здания будут включаться в список реновации, будет определяться решениями органов власти отдельно взятого региона РФ. В перечень могут добавляться:
- аварийное и ветхое жильё в Рязани, не участвующее в иных государственных программах по переселению граждан;
- дома, возведённые на участках с нарушением нормативов действующего законодательства (предельные габариты, несоответствие вида, не соблюдение градостроительного регламента);
- дома первого периода промышленного строения (многоквартирные здания до 9 этажей, построенные по типовым проектам с 1957 до 1975 года);
- дома, попавшие под действие программ развития уже застроенных территорий;
- другие объекты жилого фонда, предусмотренные законодательными актами отдельного региона РФ.
Перепланировка и переоборудование квартиры в Рязани в 2021 году
По программе реновации не могут сносится:
- объекты культурного наследия;
- элементы планировочной структуры, обязательные для функционирования объектов культурного наследия в Рязани.
При включении отдельно взятого дома в реестр программы реновации будет приниматься во внимание и мнение его жильцов. Для этого будут организовываться общественные публичные дискуссии, по итогам которых власти смогут выносить окончательное решение.
Законодательно положения программы закреплены в Федеральном Законе «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185 ФЗ от 21 июля 2007 года. В законе отражены общие положения, порядок работы Фонда и особенности предоставления финансовой помощи. Разрешить спорную ситуацию поможет и Жилищный Кодекс РФ.
Расселению подлежат ветхие и аварийные дома. Аварийным признаётся дом, относящийся к Жилищному фонду РФ в соответствии с Постановлением Правительства № 47 от 28.02.2006 г. Частные строения относят к аварийным после заключения специальной комиссии и уведомления собственника.
Если дома нет в списке программы по расселению, жильцы могут самостоятельно инициировать распределение в новые дома. Для этого потребуется пакет документов:
- заявление в установленной форме от жильца или группы жильцов;
- технический план дома, содержащий информацию о степени износа конструкций и остаточной стоимости здания;
- акт проведенных ремонтных работ и осмотров помещений за последние 3 года;
- заключение санитарно-эпидемиологической, пожарной и иных служб;
- заключение о техническом состоянии жилья, предоставленное проектно-изыскательской организацией, имеющей лицензию;
- технические планы помещений;
- письменные жалобы собственников.
В зависимости от ситуации могут потребоваться иные документы. После подачи заявления уполномоченный орган рассматривает его в течение 5 дней.
После принятия и изучения документов создаётся специальная комиссия, в которую включаются представители власти, специальных служб и жильцы дома.
Комиссия изучает фактическое состояние дома и выносит решение о необходимости ликвидации, реконструкции или капитального ремонта здания.
Фактическое расселение жильцов происходит после разъяснения всех нюансов. Если принято решение о сносе авариного дома, собственники получают уведомление в течение 5 дней.
Сроки проведения процедуры зависит от вероятности обрушения здания и сложности ситуации в целом. Проживающие в доме, включенном в программу по расселению, дожидаются новой жилплощади в порядке очереди.
Распределение жильцов дома в рамках программы не может превышать срока, который указан в документе.
Большая часть новых жилых площадей, предоставляемых переселенцам, располагается в новых домах. Перед переездом стоит убедиться, что все коммуникации исправны.
Жильцы должны быть переселены в жилой фонд, расположенный в черте города. Если планируется переезд в пригород, можно обратиться с жалобой в уполномоченный орган. При желании и возможности собственник может согласиться на переезд в другой населенный пункт.
При согласии с предложенным вариантом, расходы на переезд возмещаются муниципалитетом.
Аварийное жилье в Кировской области планируют расселить на два года раньше срока
- ул. 10-я Линия, д. 31;
- ул. Грибоедова, д. 5-а;
- ул. Затинная, д. 25;
- ул. Затинная, д. 25-а;
- ул. Кошевого, д. 15/52;
- ул Некрасова, д. 5;
- ул. Новослободская, д. 32;
- ул. Новослободская, д. 34;
- ул. Петрова, д. 4;
- ул. Петрова, д. 6;
- ул. Петрова, д. 8;
- ул. Пожалостина, д. 39;
- ул. Радищева, д. 32;
- ул. Радищева, д. 34;
- ул. Разина, д. 36;
- ул. Садовая, д. 13;
- Северный переулок, д. 4;
- ул. Товарный двор, д. 48;
- ул. Фурманова, д. 3;
- ул. Фурманова, д. 40 (без сноса);
- ул. Чкалова, д. 48-а.
В Рязанской области официально опубликованным постановлением регионального правительства утвердили программу расселения аварийного жилья на 2013-2020 годы. В ее рамках планируют снести 73 и реконструировать четыре многоквартирных дома, все они расположены в Рязани.
Еще одним результатом реализации программы должно стать строительство на освободившихся территориях «высококачественного жилищного фонда с необходимой инженерной и социальной инфраструктурой».
Официально строители должны прислать уведомление жильцам, предупредив их о будущем сносе дома. Собственники могут не ждать уведомления от застройщиков, а узнать об этом самостоятельно в несколько способов. Первый способ, жильцы могут узнать всю интересующую их информацию онлайн на сайте префектуры города и на сайтах других управ.
В городах ведутся непрекращающиеся работы по замене, ремонту, сносу и постройке новых домов. Эти работы ведутся по определенному плану и графику. Некоторые застройщики значительно превышают этот план. Чтобы для жильцов не стало неожиданностью новость о том, что строители будут сносить дом, необходимо заранее узнать, когда будут сносить.
В Рязанской области проблема ликвидации аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания, с обеспечением переселения граждан в благоустроенное жилье является одной из острых социальных проблем и ее решение требует программного подхода и значительных финансовых затрат.
- финансирование мероприятий по приобретению у застройщиков жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Рязанской области;
- предоставление жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- финансирование мероприятий по приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиком;
Рекомендуем прочесть: Статья 228 По 5 Части В Думе От 10 Марта 2020
Центр города, Первомайский проспект, дом 24 корпус 1. Трудно представить, что этот двухэтажный дом все еще жилой, свидетельство тому — цветы на подоконниках.
Оказывается, здесь живут сразу несколько семей. Местные рассказывают, что деревянная постройка еще 19 века.
Лет 20 лет назад состояние дома было более-менее приличным, но сегодня протекают трубы, в стенах огромные трещины, а полы местами провалились.
Что касается итогов реализации программы, то на первом этапе с 2008 по 2010 годы было расселено 39 аварийных домов, в общей сложности 362 жилых помещения (квартиры и комнаты), в которых проживало 922 рязанца. В этот период на реализацию программы было затрачено 268 млн. 998 тысяч рублей федеральных денег и 181 млн. 107 тысяч рублей – из бюджета области.
Как подчеркнул начальник управления капитального строительства Сергей Ерастов, для расселения приобретают только квартиры в новостройках, вторичный фонд не рассматривается.
При этом Фонд выделяет средства на новую жилплощадь по принципу «метр в метр», но администрацией города совместно с региональным правительством принято решение отходить от коммунальных квартир и переселять людей в отдельное благоустроенное жилье.
Куда обратиться программа ветхое и аварийная программа 2021 рязань
Дом №31 по улице 10-я Линия находится в Горроще, недалеко от кардиодиспансера. Здесь стоят в основном частные дома, большей частью одноэтажные. Наш «экспонат» расположен чуть в глубине квартала, а перед ним на огороженной стройплощадке возводится новое частное жильё. Дом расселен, окна заколочены — ожидает сноса.
В Рязани к сносу готовят жилой квартал – несколько домов постройки 1917 года. Такие бараки российский премьер на днях назвал «позорными» и подлежащими уничтожению. Медведев поддержал идею продления программы переселения, назвав ее одной из самых эффективных. Но что выясняется, в Рязани дома будут сносить по другой программе. Что представляет собой проект «Развитие застроенных территорий»?
В регионах на нее возлагают большие надежды. Аварийного жилья, которое должно быть расселено в рамках уже новой программы, насчитывается более 11 миллионов кв. метров. Так, в Рязанской области уже 5 тысяч человек ждут переселения. Их жилье было признано аварийным после 2012 года, а значит, по действующей программе расселено быть не может.
А в Пермском крае ожидающих переселения людей насчитали уже около 40 тысяч человек. Чиновники прорабатывают новый подход к расселению, схожий со столичной реновацией. Здесь в приоритетном порядке планируют сносить целые кварталы, непригодные для проживания.
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
- Помещение не соответствует нормам санитарии.
- Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
- Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
- Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
- Разрушены фундамент и стены.
- Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.
Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.
Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.
Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:
- Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
- Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
- Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.
Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.
Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.
Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.
На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.
Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.
Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.
После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.
Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.
Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.
Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.
На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:
- Люди, вышедшие на пенсию.
- Инвалиды.
- Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
- Семьи, признанные малоимущими.
Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.
Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.
От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:
- Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
- Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
- Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.
Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.
Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.
Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.
Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.
В разделе «Контракты на переселение» представлены заключенные контракты по переселению граждан из аварийного жилья, включая: контракты на строительство многоквартирных домов, участие в долевом строительстве, покупку помещений у застройщика, покупку помещений на вторичном рынке, выкуп помещений у собственников, а также другие контракты.