Украина входит в евросоюз или нет 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Украина входит в евросоюз или нет 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На днях Еврокомиссия предложила странам – членам Евросоюза открыть границы для иностранцев, которые минимум за две недели до прибытия полностью завершили вакцинацию от коронавируса. Но такие привилегии получат лишь те, кто вакцинировался узким перечнем одобренных в ЕС препаратов.

Такие туристы смогут въезжать в Евросоюз без ограничений с конца июня.

КАКИЕ СТРАНЫ ВХОДЯТ В ЕВРОСОЮЗ

Основным подтверждением получения двух доз прививки должен стать цифровой ковид-сертификат или же «цифровой зеленый сертификат» ЕС. Такой паспорт станет официальным подтверждением статуса либо выздоровевшего от коронавируса, либо вакцинированного, либо обладающего отрицательным тестом не старше 72 часов.

Сертификаты позволят их обладателям свободно путешествовать по ЕС.

Единую систему цифровых ковидных паспортов для ЕС готовятся запустить уже к началу летнего сезона путешествий. Страны Евросоюза уже согласовали технические характеристики «зеленых сертификатов».

Президент Украины Владимир Зеленский в прошлом году в интервью словацкому изданию Hospodarske noviny, сказал, что «Украина должна получить от Европейского союза конкретный сигнал о возможности вступления страны в организацию», а «украинский народ может многое дать Европе». В ответ на это в октябре 2020 года глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук заявил, что Киев, заявляя такую позицию, не замечает сигналов ЕС об отсутствии перспектив членства для Украины. Политик напомнил о заявлениях главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая, комментируя перспективы евроинтеграции Украины, Грузии и Молдавии, сказала, что «вначале важно полностью имплементировать существующие соглашения». Политик также упомянул резонансное высказывание главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля о том, что Украина не должна воспринимать Евросоюз как «банкомат», а также главы представительства ЕС на Украине Матти Маасикаса, заявившего, что «какого-то большого политического шага [в отношении Украины] в поле зрения нет».

Медведчук также выразил уверенность, что ЕС дал ответ на вопрос о перспективах членства Украины еще в 2016 году, когда большинство граждан Нидерландов на референдуме проголосовали даже против ассоциации Украины с ЕС. Тогда, по его словам, главы государств и правительств стран ЕС приняли документ, в котором гарантировали своим избирателям, что ассоциация с Украиной не связана с членством страны в организации, и только после этого Нидерланды подписали это соглашение.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Декабрь 1991 года знаменателен тем, что Европа приняла и поддержала направленность стран постсоветского пространства к независимости и сообщила о своей готовности признать суверенитет образовавшихся государств, если они будут придерживаться определенных условий. Одним из главных критериев был отказ стран от ядерного оружия.

В то время ЕС считал Россию основным партнером и правопреемником СССР. Однако Украина стала первым государством на постсоветском пространстве, с кем Европа подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Соглашение о партнерстве было подписано 16.06.1994 г., но утвердили его только в 1998 г. Долгое вступление в силу документа связано было с тем, что оно касалось всех стран, участвующих в Союзе, соответственно принять его должны были все участники ЕС.

В конце 1994 г. Европа назвала приоритетные направления во взаимоотношениях с Украиной.

Планировалось развитие тесных политических отношений: поддержка демократии государства путем консультаций по вопросам создания новой законодательной базы и поддержки становления демократических институтов на практике.

Также планировалось тесно развивать реформы, связанные с торговлей и оказывать помощь в стабилизации экономики Украины.

Однако соглашение было рамочным и бесперспективным в плане реализации изменений в стране и требовало замены на то, что было бы разработано именно под украинское государство, учитывая его особенности и потребности для дальнейшего развития.

В 2002 г. действующий президент Леонид Кучма поставил цель подписать соглашение об ассоциации Украины и ЕС, а в 2004 году страна начала идти «Путем европейской интеграции», который был рассчитан до 2015 г. Сутью «Пути» было создание условий, которые способствовали бы вступлению в ЕС.

Ко власти приходили новые президенты, но направленность страны в Европу не проходила, а даже напротив. На протяжении 2007−2012 гг. было проведено больше 20 раундов переговоров по вопросу подготовки Соглашения об ассоциации. Последний этап переговоров состоялся в ноябре 2011, а в марте 2012 состоялось предварительное подписание договора.

21 ноября 2013 г. президент Украины объявил о решении прекратить подготовку к ассоциации с ЕС.

Свою позицию глава государства обосновал тем, что страна еще не готова к подобному шагу и ей необходимо на данном этапе развивать отношения с РФ и СНГ. Однако от курса, направленного на евроинтеграцию, страна не отказывается.Важно. Такое решение Виктора Януковича повлекло за собой массовые протесты и появление Евромайдана в Киеве. Позже в стране произошел переворот и полная смена власти.После переворота 2 марта 2014 года новая власть решила возобновить подготовку к интеграции. И уже 21 марта представители ЕС и Арсений Яценюк подписали политическую часть Соглашения, касающуюся политвзаимодействия, безопасности и борьбы с терроризмом.

Экономический блок был подписан Петром Порошенко 27 июня 2014 г. Ратифицирована Ассоциация была только 1 сентября 2017.

В теории любое государство может присоединиться к ЕС. На практике это происходит в несколько этапов:

  1. Подписание ассоциации.
  2. Попадание в программу расширения Союза.
  3. Оформление заявки на вступление.
  4. Принятие статуса кандидата в членство Европейского Союза.
  5. Переговоры по соответствию законодательства европейскому уровню.
  6. Приведение всех показателей, в том числе экономических, к европейским нормам.
  7. Референдум по вопросу вступления.
  8. Вступление.

Одни страны проходят все этапы за несколько лет: примером является Финляндия, вступившая в Союз за 4 года, другие же тратят десятки лет — Турция уже полвека пытается вступить в ЕС.

По состоянию на начало 2019 года Украина находится на первом этапе, и сколько продлится ее путь к Европе точно не известно.

Петр Порошенко уверен, что государство сможет стать полноправным членом ЕС уже к 2025 году. Представители же Союза говорят, что у страны есть перспективы и подать заявку на вступление можно сразу, как у государства будут соответствующие принципы по поводу демократии, прав человека, уважения меньшинств, верховенства закона.

Главой Европейской комиссии 3 марта 2016 года было озвучено о невозможности Украины вступить в Союз ближайшие 20 лет.

Стало известно о вопросе вхождения Украины в состав Евросоюза

Подписание Соглашения не стало катализатором роста экономики страны. Инвестиционные показатели упали из-за продолжающегося конфликта на востоке государства и политического кризиса. Весомые экономические отрасли также оказались в глубоком кризисе.

Торговые отношения со странами СНГ ухудшились, а экспорт в страны Европы в 14 году вырос всего на 5%, в следующем же сократился на 35% с учетом того, что показатели общего экспорта упали на 34,7%.

Идею создания «Соединенных штатов Европы» в послевоенное время озвучивал еще Уинстон Черчилль. Отцами-основателями Европейского союза также считают первого канцлер ФРГ Конрада Аденауэра, люксембургского политика Джозефа Беха, премьер-министра Италии Алсиде Де Гаспери и других известных европейских политиков.

Годом создания прообраза Евросоюза считают 1951, когда по плану Шумана (министра иностранных дел Франции) было создано «Европейское объединение угля и стали». Соглашение подписали Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды. Положительный опыт совместного регулирования двух отраслей привел к созданию в 1957 году «Европейского экономического союза». Название «Европейский союз» (сокращенно Евросоюз или ЕС) появилось после подписания в 1992 году Маастрихтского договора 12 странами. Постепенно к нему присоединились другие государства западной, а позже восточной Европы.

В 1999 году ЕС перешла к четвертой стадии экономической интеграции. После зоны свободной торговли, общего рынка, таможенного союза начал действовать валютный союз. В него вошли 19 стран ЕС, которые и образовали зону с единой валютой евро.

К Еврозоне официально по договору присоединились не входящие в ЕС Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино. Без договора евро используют Косово и Черногория. В то же время Великобритания и Дания пока отказались от евро, а 7 стран Евросоюза (Чехия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Польша, Румыния, Швеция) обещали ввести общую валюту в будущем.

Вступление в ЕС достаточно сложная процедура. Страна-претендент должна удовлетворять «копенгагенским критериям», а именно иметь рыночную экономику, верховенство законов, стабильную демократию. Одним из важных условий является также принятие всего законодательства Евросоюза, в том числе переход на евро.

Каждая страна, подавшая заявку на членство в ЕС, подвергается изучению специальной Комиссией. Если претендент удовлетворяет «копенгагенским критериям», начинаются переговоры об интеграции. В противном случае даются рекомендации о проведении реформ.

Источник в Евросоюзе прокомментировал возможность членства Украины

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Однако в самом Евросоюзе об этом немного другого мнения. Матти Маасикас, посол ЕС на Украине, во время онлайн-конференции рассказал, что страна не вошла в экономико-политическое объединение, потому что не все члены союза согласны с решением принять её.

«Решение о членстве должно приниматься членами ЕС единогласно. Это очень хорошее правило для любого клуба, чтобы все могли чувствовать себя удобно. На данный момент всё ещё не существует консенсуса между странами — членами ЕС по предоставлению этой, как мы называем её на сленге ЕС, европейской перспективы», — сказал он.

Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.

По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями». Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства.

Как видите, перечень стран Шенгена постепенно растет, но в 2021 году туристу мало знать список стран еврозоны, путешественникам необходимо понимать, какие особенности передвижения действуют на территории того или иного государства.

Так, в 2021 году некоторые страны Шенгенского соглашения ужесточат контроль над пресечением границ, несмотря на то, что входят в ранее представленный список.

Страна Граница
Германия с Австрией
Австрия с Венгрией и Словенией
Венгрия с Хорватией, Словенией и Сербией
Дания с Германией
Швеция с Данией (граница по мосту Эресунн)
Норвегия в портах, куда прибывают паромы из Дании, Германии и Швеции

В связи со стремительным ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19, европейские страны закрыли свои границы для туристов. Оценивая уровень инфицирования в конкретно взятом государстве, руководство ЕС открывает свои границы в индивидуальном порядке.

К сожалению, по состоянию на середину октября 2020 года, для граждан России все страны, входящие в список стран Шенгенского соглашения остаются закрытыми и не известно, будет ли возможность у россиян встретить 2021 год в живописных уголках Европы.

Хотя изначально законодательство предполагало свободное передвижение только для граждан стран Шенгенской зоны, в 2021 году существует достаточно большой список государств, не являющихся членами Европейского Союза, но получивших право для граждан пересекать границы стран Шенгена по туристической визе в упрощенном порядке. Таких стран насчитывается более 60.

В целях повышения безопасности границ в 2021 году страны, на которые распространяется Шенгенская зона, переходят на новую автоматизированную систему European Travel Information and Authorisation System, или сокращенно ETIAS. В некотором смысле новая система будет напоминать ESTA, уже достаточно давно работающую в США.

ETIAS будет отслеживать каждого гостя Шенгена и автоматически разрешать либо запрещать въезд на территорию ЕС. Таким образом, чтобы посетить любую страну, представленную в списке поддерживающих Шенгенское соглашение, в 2021 году необходимо будет:

  • за 96 часов до планируемого пересечения границы заполнить специальную анкету в режиме онлайн;
  • оплатить пошлину (7 евро для туристов в возрасте 18-70 лет, для детей и пожилых путешественников – бесплатно).

На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции.

В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы.

В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Это важно знать: Если есть судимость, можно ли выехать заграницу?

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение.

В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение.

Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Идея создания сообщества европейских государств появилась еще после второй мировой войны. Официально страны Евросоюза объединились в 1992 году, когда Союз был закреплен юридически. Постепенно список стран-участников Евросоюза расширялся, и сейчас он насчитывает уже 28 государств. Увидеть, какие страны сейчас входят в Евросоюз, можно в перечне, приведенном дальше.

Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.

Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Еще одно возможное последствие Брекзит – отделение Шотландии от Великобритании. Как известно, еще в 2014 году шотландцы подняли вопрос о выходе из состава Британии, причем голоса за и против разделились тогда почти поровну – 44,7 % и 55,3 % соответственно. А поскольку Шотландия, в отличие от Англии, намерена оставаться в ЕС, то Брекзит, возможно, форсирует процесс получения ею независимости.

Первая волна расширения ЕС произошла в 1973 году, после вступления в объединение Великобритании, Ирландии и Дании. В 1981 году присоединилась Греция, а через 5 лет (1986 год) – Португалия и Испания. В 1995 году в состав Евросоюза вошли Австрия, Финляндия и Швеция.

Самое крупное расширение состоялось в 2004 году, когда ЕС получил 10 новых членов – Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию. В 2007 году присоединились Румыния и Болгария, а последней страной, вступившей в ЕС в 2013 году, стала Хорватия.

«Мне 49 лет, я родился в Финляндии. После перехода на евро поднялись цены в магазинах на 15-20%. Свободное перемещение рабочей силы тоже дало свои отрицательные результаты. Я по профессии водитель автобусов второго класса. Мне стало тяжело устроиться на работу, из-за того что пожаловали труженики из Эстонии, Латвии, Литвы. Там водители получают по 500€, а здесь можно по 2300€ зарабатывать. Я придерживаюсь партии «Истинных финнов», считаю, что подобное слияние приведет к разрушению нации». Курку.

«Я родом из Финляндии. На мой взгляд, сегодня она стала более открытой, международной. Теперь больше выгодного бизнеса. Финляндия четко следует инструкциям ЕС, поэтому быстро набирает обороты в сфере экономики. Мы определенно выиграли от вступления. Качество жизни выросло, открылись границы для возможностей. Студенты могут циркулировать по Европе, выбирая образование не только в своей стране, но и за рубежом». Джари.

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2015 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2021 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.

ВАЖНО: страны ЕС ведут политику таможенного союза. Внутри Союза действует система беспошлинной торговли, при этом количество курсирующего между странами товара не имеет значения, а значит, и не облагается налогом. Те державы, которым не посчастливилось войти в Союз, торгуют по единому таможенному тарифу.

Нужно отметить, что каждый сегмент ЕС сохраняет свою экономику и имеет все полномочия для независимого ведения экономической деятельности. НО обязательные денежные влияния в казну. Из вложений 28-ми государств складывается ВВП всего Союза.

При составлении рейтинга Democracy Index аналитики издания The Economist учитывают такие показатели, как выборы и плюрализм, гражданские свободы, деятельность правительства, участие населения в политике, политическая культура. В 2020 году Беларусь заняла 148-е место из 167 — рядом с Гвинеей-Бисау и Суданом. Из постсоветских стран хуже ситуация только в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане.

Рейтинг Corruption Perceptions Index, который составляет Transparency International, — индикатор уровня коррупции в общественном секторе. В 2020 году Беларусь заняла 63-е место, поделив его с Кубой и Хорватией. Это лучше, чем показатели России и Украины, но хуже, чем Литвы и Латвии. Из стран Восточной Европы и Центральной Азии лучше всего обстоят дела в Грузии (45 место) и Армении (60-е).

В отчете Всемирного банка Doing Business-2020, который охватывает 190 экономик мира, Беларусь опустилась на 49-е место с 37-го. Россия — на 28-м месте, Украина — на 64-м. Самые высокие позиции Беларуси — по индикаторам «регистрация собственности» и «подключение к системе электроснабжения». Хуже всего — по критериям «налогообложение», «получение кредита» и «защита миноритарных инвесторов».

В рейтинге неравенства мужчин и женщин, составляемом Всемирным экономическим форумом, Беларусь на 29-м месте из 153. Для сравнения: Украина — на 59-м, РФ — 81-м. Среди критериев — репродуктивное здоровье, уровень образования, участие в политике, возможности на рынке труда. По экономической активности женщин Беларусь на 5-м месте, по уровню образования — на 39-м, по участию в политике — на 81-м.

Показатель ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательской способности, говорит об экономическом развитии страны и благосостоянии ее среднестатистического жителя. В рейтинге Всемирного банка на основе данных за 2019 год Беларусь занимала 66-ю строчку из 186 стран. Среди стран СНГ по этому показателю она находится на третьем месте после России (50) и Казахстана (54).

По уровню свободы прессы Беларусь находится на 158-м месте из 180. Это результаты рейтинга 2021 года. Россия — на 150-й строчке, Украина — на 97-й. Для его составления «Репортеры без границ» проводят опрос среди журналистов, исследователей и правозащитников из разных стран мира. Среди критериев — цензура, арест тиражей, обыски, избиения, аресты и другие репрессии против журналистов.

Попрошайки Европе не нужны: почему Украина никогда не войдет в ЕС

Система мониторинга «Пульс Соглашения» работает в Украине с 2017 г. Но до ноября 2019 г. данные были закрытыми. Экс-вице-премьер по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе результаты оглашала ежегодно и не раз просила правительство открыть их.

«Я делала несколько попыток в течение этих лет сделать «Пульс Соглашения» публичным, — рассказала Климпуш-Цинцадзе летом 2019 г. — Однако безуспешно. Например, нынешний отчет о выполнении Соглашения об ассоциации: я получила возмущение многих коллег, которые и сами не были удовлетворены результатами, а еще больше были недовольны тем, что мы это обнародовали. Премьер (Владимир Гройсман. — Ред.) также был недоволен — мол, мы без разрешения обнародовали».

Явление «Пульса» народу вызывает недоумение. Соглашение об ассоциации мониторят по 24 направлениям, и ни одно из них на 100% не укладывается в график. Лучший результат – в сфере политического диалога, нацбезопасности и обороны: 85% выполнено, а остальное просрочено (см. Важно).

Задачи, направления и мероприятия с 2014 г., когда Украина подписала политическую часть Соглашения, разные. Первые годы условий было меньше, и Украина выполняла мероприятия активно. В 2014 и 2015 гг. прогресс был 94% и 92%. В 2016 г. – 70%, а дальше пошли по наклонной. В 2017 г. – 55%, в 2018 г. – 57%. За 2019 г. статистики по всем четырем кварталам еще нет, но за три «успеваемость» составила всего 34%. При том, что количество мероприятий растет как снежный ком: с каждым годом их все больше.

Со второй половины 1980-х годов Европейское сообщество начало готовиться к переходу на новый уровень взаимодействия в рамках единой Европы — созданию Европейского союза. С конца 1980-х годов началось активное формирование единых европейских подходов к мировым проблемам, в том числе к демократическим преобразованиям в социалистических странах Восточной Европы и СССР и развитию политического диалога с восточными соседями[6].

2 декабря 1991 года Еврокомиссия признала демократический характер всеукраинского референдума, а Европейский совет, собиравшийся 9—10 декабря в Маастрихте (после подписания Беловежских соглашений), выразил желание развивать взаимоотношения с Белоруссией, Украиной и Россией, «свободно и мирно выразившими свою волю к полной суверенизации»[6].

23 декабря 1991 года Западноевропейский союз приветствовал создание СНГ и подтвердил готовность признать суверенитет всех новых независимых республик при соблюдении ими специально разработанных Советом ЕС критериев, включая принятие обязательств по разоружению и нераспространению ядерного оружия[6].

В то же время, среди государств, возникших на территории бывшего СССР, основным партнёром в отношениях с мировым сообществом считалась Российская Федерация. Готовность России выступить правопреемником СССР вызвала положительную оценку единой Европы. При этом европейское сообщество приоритетной считало задачу интеграции с государствами Восточной Европы — бывшими участниками социалистического блока. Что же касается европейской части постсоветского пространства, то на неё распространялась цель стабилизации обстановки на европейском континенте через осуществление программ технической и финансовой помощи (прежде всего программы ТАСИС, инициированной в 1991 году)[6].

Европейские политики не стремились к принятию долгосрочных политических решений в отношении бывших советских республик. В своих воспоминаниях тогдашний министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко так описывал сложившуюся в период президентства Леонида Кравчука ситуацию: «На определённом этапе дискуссий относительно европейского будущего Украины у меня начало складываться впечатление, что для многих европейцев, включая политиков, стена не исчезла, она лишь передвинулась на границу с Украиной»[6].

Весной 1992 года Еврокомиссия приняла директиву о начале переговоров по подготовке соглашений о сотрудничестве с Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной[6].

Руководство Украины с самого начала заявляло, что рассматривает евроинтеграцию как приоритетное направление внешней политики страны. Уже в постановлении Верховной Рады Украины от 2 июля 1993 г. «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины» утверждались приоритет европейского вектора и стремление добиваться вступления в Европейский союз[7].

Однако общеевропейская политика в отношении Украины до 1994 года отличалась декларативностью и крайней размытостью формулировок. В ней отражались опасения европейских политиков по таким проблемам, как нежелание украинского руководства идти на компромисс по поводу ядерного оружия на украинской территории, отсутствие прогресса в вопросе о закрытии Чернобыльской АЭС, нарастание конфронтации Украины с Россией — основным партнёром Европы на постсоветском пространстве, высокая степень экономической нестабильности на Украине[6].

В течение длительного времени правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 года[8], вступившее в силу в 1998 году и действовавшее до 2008 года. Это соглашение положило начало сотрудничеству по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов.

28 ноября 1994 года Совет Евросоюза принял Общую позицию по Украине. В качестве приоритетных направлений в отношениях с украинским государством было названо развитие тесных политических взаимоотношений с Украиной и выведение украино-европейского взаимодействия на новый уровень; «поддержание демократии» на Украине посредством консультирования по вопросам разработки нового законодательства и практической поддержки при становлении демократических институтов; поддержка рыночных реформ и оказание помощи в стабилизации украинской экономической системы[6].

В 1995 году Экономический и социальный комитет ЕС принял и опубликовал Заключение по поводу отношений ЕС с Россией, Украиной и Белоруссией. В данном документе содержались рекомендации и замечания касательно европейской политики в отношении этих государств — в первую очередь, относительно их стремления войти в состав единой Европы. Авторы документа признавали, что, действительно, в соответствии с Договором о Европейском союзе любое «европейское» государство может претендовать на членство в нём, но поясняли, что «данное выражение включает географический, исторический и культурный элементы, из которых складывается европейская идентичность», — поэтому государства-претенденты должны осознавать проблемы, которые может создать присоединение к Европейскому союзу. Кроме того, самому Евросоюзу требовалось время на адаптацию к новым условиям. В связи с этим Комитет не поддержал призывы к быстрому расширению на восток и массовому принятию в Евросоюз новых членов без наличия необходимых условий[6].

К середине 1990-х политика некоторых европейских государств в отношении независимой Украины изменилась. Так, в ноябре 1994 года канцлер ФРГ Гельмут Коль назвал Россию и Украину приоритетными партнёрами Германии на постсоветском пространстве[6].

Постепенная трансформация взглядов на Украину отражалась и на общеевропейском уровне. 22 ноября 1996 года Еврокомиссия представила на рассмотрение Европарламента План действий по Украине. Еврокомиссия предложила продолжить поддержку демократических преобразований на Украине и развивать с ней партнёрские отношения, не давая при этом украинскому руководству однозначного ответа по поводу места Украины в Европе. В целом концепция Плана действий по Украине повторяла положения Общей позиции 1994 года. Среди основных направлений помощи украинскому государству были названы поддержка экономической реформы на Украине и трансформации украинского общества, введение Украины в европейскую систему безопасности и расширение регионального сотрудничества, углубление договорных отношений и реформа энергетического сектора. В Плане действий предусматривалось увеличение количества политических контактов всех уровней, включая проведение многосторонних встреч; расширение политического диалога по вопросам безопасности и выработка совместных с Украиной ориентиров в сфере международных отношений на основе общих интересов; углубление контактов с Западноевропейским союзом и взаимодействия в рамках ОБСЕ для постепенной интеграции Украины в европейскую систему безопасности. Одобрение Европарламента этот документ получил только весной 1998 года, после вступления в силу Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной. План действий по Украине 1996 года констатировал включение Украины в сферу интересов европейской внешней политики в качестве самостоятельного субъекта. Намечая для Украины пути реформирования для приближения к европейским стандартам, документ, однако, не оговаривал ни сроки, ни формы, ни даже возможность вступления Украины в Европейский союз[6].

Основная статья: Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом

21 марта представители ЕС и Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения — ту часть документа, которая касается политического взаимодействия, вопросов безопасности и борьбы с терроризмом[30]. Согласно подписанному документу, политический диалог должен вестись в рамках совета ассоциации на уровне министров иностранных дел и экспертов. В сфере внешней политики предусмотрено партнёрство в области урегулирования региональных конфликтов, участие Украины в гражданских и военных операциях ЕС по преодолению кризисных ситуаций, а также в учениях и тренировках[9].

Подписание экономического раздела было отложено из-за опасений, что создание зоны свободной торговли может привести к отрицательным последствиям для промышленных регионов страны[9]. Экономическая часть Соглашения была подписана через три месяца, 27 июня 2014 года представителями ЕС и Петром Порошенко[31]. Она предусматривает создание зоны свободной торговли и затрагивает такие вопросы, как доступ на рынки, торговля энергоносителями, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, транспорта, металлургии, космоса, научных исследований, туризма, предпринимательской деятельности, защита интеллектуальной собственности, порядок рассмотрения споров и условия налогообложения[9].

16 сентября 2014 года Верховная рада одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, который в тот же день был подписан президентом Петром Порошенко.

В июле 2014 года в Брюсселе начались трёхсторонние переговоры РФ, ЕС и Украины по реализации Соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины, на которых стороны приступили к обсуждению практических вопросов реализации соглашения о свободной торговле, входящего в экономический блок Соглашения об ассоциации, в контексте его влияния на торговлю между Россией и Украиной

12 сентября 2014 года на трёхсторонних переговорах Украина-Россия-ЕС была достигнута договорённость об отсрочке имплементации соглашения о создании глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли в рамках ассоциации Украины с ЕС до, как минимум, конца 2015 года и о сохранении на протяжении этого срока режима свободной торговли в рамках СНГ. До этого времени Евросоюз сохранит право беспошлинного доступа для украинских товаров на европейский рынок, а европейский экспорт на Украину продолжит облагаться пошлинами. Трёхсторонние консультации продолжатся, Россия и Украина сохранят режим свободной торговли в рамках СНГ. Россия настаивала на том, чтобы договорённость об отсрочке имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС была оформлена актами Верховной рады и Еврокомиссии. Россия предупредила, что в случае «ползучей» имплементации соглашения Украина-ЕС это будет рассматриваться как нарушение договорённостей, и РФ оставляет за собой право снять режим преференциальной торговли с Украиной[32][33].

Трёхсторонние переговоры и консультации продолжались до декабря 2015 года, однако они так и не привели к подписанию специального юридического документа, который бы снял российские озабоченности в связи со вступлением с 1 января 2016 года Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в полном объёме. 16 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность РФ и требующими принятия безотлагательных мер». Указ вступил в силу со дня его подписания[34]. Россия считает, что введение режима свободной торговли Украины с ЕС при действующем режиме свободной торговли Украины с Россией создало бы условия для бесконтрольного реэкспорта в Россию европейской продукции, что негативно сказалось бы на внутреннем производстве, в условиях отсутствия продуманного и чётко регламентированного режима свободной торговли ЕС-Россия, который Россия в настоящее время вводить не намерена[35]. 30 декабря Владимир Путин подписал закон о приостановлении действия договора о ЗСТ в отношении Украины (принят Государственной думой 22 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года) и указ о частичном возобновлении с 2016 года действия в отношении Украины договора о ЗСТ в части таможенной пошлины с экспортируемого на Украину природного газа[36][37][38][39].

В качестве ответного шага парламент Украины принял закон «О внесении изменений в закон Украины „О внешнеэкономической деятельности“», разрешающий правительству вводить экономические санкции против России в ответ на российские решения по зоне свободной торговли и продовольственному эмбарго.

Тем временем ещё 19 ноября 2015 года еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Й. Хан заявил, что Европейский союз не будет компенсировать Украине потерю российского рынка после введения Зоны свободной торговли ЕС-Украина[40][41][42].

Украина входит в евросоюз или нет 2021

Впервые на официальном уровне план действий по безвизовому режиму был согласован на саммите Украина-ЕС в ноябре 2010 года. В течение нескольких лет этот план дорабатывался и модифицировался, и вновь о предоставлении безвизового режима начали говорить после подписания политической части Соглашения об ассоциации в марте 2014 года[43].

В декабре 2015 года Еврокомиссия признала, что Украина выполнила все базовые условия для введения безвизового режима. 18 декабря 2015 года Европейская комиссия одобрила положительный отчёт относительно выполнения Украиной плана действий по либерализации визового режима с Евросоюзом[44].

В ЕС, однако, подчёркивали несколько принципиальных моментов — например, что отмена виз для граждан Украины при въезде в Евросоюз не распространится на едущих на заработки. «Исключения в визовом режиме будут касаться краткосрочного пребывания, (…) и это не относится к лицам, которые занимаются оплачиваемой деятельностью. Это коснётся, например, туристических визитов, коротких стажировок, учёбы, деловых поездок, участия в ярмарках и конференциях», — уточнил еврокомиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос[45][46].

В апреле 2016 года на консультативном референдуме в Нидерландах 61 % голландцев высказался против ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной. В связи с этим обсуждение безвизового режима было на некоторое время приостановлено[43].

15 декабря 2016 года на саммите Европейского союза по требованию Нидерландов было принято юридически обязывающее решение по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Согласно этому решению, Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статуса страны — кандидата на вступление в ЕС и не обязывает ЕС предоставить этого статуса Украине в будущем, не содержит обязательств выделения Украине прямой финансовой и военной помощи и не предусматривает прав граждан Украины на свободное проживание и свободное трудоустройство в странах — членах ЕС[47].

Тогда же Европарламент согласовал правила экстренной приостановки безвизового режима для граждан «третьих стран», учитывая беспокойство голландцев. Механизм может быть задействован в четырёх случаях: рост числа отказов гражданам этих стран во въезде в Евросоюз; рост числа необоснованных заявок на статус беженца; отказ властей «третьих стран» сотрудничать в вопросах репатриации; риски для внутренней безопасности Евросоюза, связанные с гражданами этих стран[43].

В итоге, после нескольких месяцев обсуждения, представители Европарламента и Евросовета 28 февраля 2017 года дали принципиальное согласие на отмену виз для украинцев, 6 апреля Европейский парламент поддержал введение безвизового режима. 11 мая соответствующий регламент одобрил Совет Европейского союза[48][49][50].

17 мая в Страсбурге в ходе рабочего визита Петра Порошенко в Европарламент был подписан документ о введении безвизового режима для въезда граждан Украины в Европу. Документ вступил в силу в начале июня 2017 года[43].

Введение безвизового режима предоставляет гражданам Украины право свободно передвигаться по территории 30 государств. Это 22 страны, входящие в Евросоюз и Шенгенское соглашение, четыре страны Шенгенского соглашения, не входящие в Евросоюз (Швейцария, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) и четыре страны Евросоюза, не входящие в Шенгенское соглашение (Кипр, Румыния, Болгария, Хорватия). Исключение составляют Великобритания и Ирландия. Безвизовый режим предоставит гражданам Украины право пребывания в Европе сроком 90 дней в течение каждого 180-дневного периода. Прав на проживание, трудоустройство или обучение в ЕС документ не даёт[43].

В декабре 2018 года Еврокомиссия потребовала от Украины устранить нарушения соглашения о безвизовом режиме[51].

За день до истечения президентских полномочий покидающий свой пост президент Пётр Порошенко, выступая в Киеве на мероприятии по случаю Дня Европы, дал будущему главе Украины Владимиру Зеленскому ряд советов относительно ведения внешней политики Украины. Основной задачей Зеленского на этом посту, полагает Порошенко, должно стать движение Украины в Евросоюз. Необходимо «продолжать и эффективно воплощать в жизнь Соглашение об ассоциации [Украины с Евросоюзом]». Зеленскому, уверен Порошенко, предстоит продолжать секторальное сотрудничество с Евросоюзом (цифровой союз, энергетический союз, Таможенный союз и шенгенский союз), а также — «самое важное» — «создать все условия, чтобы к 2023 году Украина отвечала критериям членства» в ЕС и имела возможность подать заявку на вступление в это объединение[52].

На встрече с вице-президентом Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Марошем Шефчовичем, состоявшейся после инаугурации, Зеленский заявил, что рассчитывает «на дальнейшую поддержку Еврокомиссии в рамках переговорного процесса между Украиной, ЕС и РФ с целью заключения контракта на транзит российского природного газа газопроводами Украины после 2019 года. Мы также будем благодарны за солидарную позицию ЕС в вопросе противодействия реализации строительства газопровода „Северный поток-2“», — подчеркнул он. Владимир Зеленский также рассчитывает на продолжение и усиление санкционного давления на Россию: «Это жизненно важно для Украины и тех людей, которых мы теряем в Донбассе»[53].

Украинцам разрешено въезжать на территорию Греции при условии наличия одного из следующих документов:

  • документ о полном курсе вакцинации (сделанной не ранее чем за 14 дней до даты въезда)
  • отрицательный ПЦР-тест на коронавирус, который сделан не ранее чем за 72 часа. Документ должен быть с переводом на английский язык
  • справка о перенесенном коронавирусе или наличии антител. Такой документ тоже должен содержать перевод на английский язык (силу справок от 2 до 9 месяцев от даты выдачи).

Указанные выше требования распространяются также на детей от 5 лет.

Гражданам Украины разрешено въезжать на территорию Болгарии при наличии одного из следующих документов:

  • сертификата полного курса вакцинации (сделанной не ранее, чем за 14 дней до даты въезда). В документе должны быть указаны: личные данные лица и информация о вакцине;
  • отрицательного ПЦР-теста, который должен быть сделан за 72 часа до пересечения границы или отрицательный результат быстрого антигенного теста, проведенного за 48 часов до въезда в страну;
  • документа, который подтверждает перенесенный коронавирус или наличие антител в период от 15 до 180 дней от указанной в документе даты проведения исследования.

Дети до 5 лет освобождены от указанных требований.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *