Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

Это послужило толчком к тому, что понятие розыска стало рассматриваться в двойном смысле: в узком и широком значении.

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

Отмечаются практические проблемы проведения розыскных мероприятий и их правовой регламентации. Предложены пути совершенствования розыскной деятельности следователя и ее законодательное закрепление.

ДОЗНАНИЯ И СЛЕДСТВИЯ Аннотация: данная статья посвящена актуальным проблемам организации розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия. Отмечаются практические проблемы проведения розыскных мероприятий и их правовой регламентации. Предложены пути совершенствования розыскной деятельности следователя и ее законодательное закрепление.

Следователь после приостановления расследования должен продолжать розыск обвиняемого, при этом он использует только организационные и розыскные средства, а действия следствия не осуществляются. На него же возлагается ответственность за организацию розыска. Следователи также возглавляют и контролируют работу органа, который производит поиск обвиняемого.

Одновременно с этим происходит разъяснение порядка обжалования этого решения. Также в случае приостановки расследования об этом направляется уведомление подозреваемым, обвиняемым и их защитникам. В зависимости от территориальных границ осуществления розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный.

Указание Генпрокуратуры РФ от 19.11.97 N СУ-143

Существенное значение имеет для стабилизации криминогенной обстановки произведение широкомасштабной межгосударственной оперативно-профилактической операции «Розыск». Данная операция производится два раза в год, длительностью в 3-4 дня.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы.

Неизбежное противоречие между наличием обстоятельств, препятствующих завершению предварительного расследования, и обязанностью завершить его в установленные сроки вызвало необходимость появления в российском уголовном процессе особого процессуального механизма, снимающего данное противоречие, — института приостановления предварительного расследования .

Так, если в ходе расследования уголовного дела преступление не раскрыто, т.е. лицо подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, производство по уголовному делу может быть приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Annotation: this article is devoted to actual problems of the organization of search of the persons who disappeared from bodies of inquiry and investigation. Practical problems of carrying out search actions and their legal regulation are noted. The ways of improvement of investigative activity of the investigator and its legislative fixing are offered.

Соответственно, приостановление производства по уголовному делу в этом плане не может претендовать на характер универсального правового института: он известен далеко не во всех правопорядках.

Вместе с тем в ходе производства предварительного расследования могут возникнуть обстоятельства, объективно препятствующие движению уголовного дела и окончанию производства по нему.

Произошедший за последние 4 года двукратный рост регистрируемой преступности в результате наведения порядка в учете преступлений, а также комплекс мер по повышению эффективности работы аппаратов следствия и дознания повлекли и увеличение числа объявленных в розыск преступников.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Федеральный розыск — это вид розыска, проводимого на территории всей Российской Федерации, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно.

Нередко постановления о розыске обвиняемых выносятся не по факту уклонения подозреваемых и обвиняемых от явки к следователю или дознавателю, а перед окончанием срока предварительного расследования, что влечет несвоевременность начала розыска и фактически предоставляет лицу от 2 — 3 недель до 2 месяцев на то, чтобы скрыться от органов предварительного расследования.

В частности, для персонифицированной работы сайта мы обрабатываем IP-адрес региона вашего местоположения.

Право на свободу является основополагающим правом человека. Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации допускают возможность ограничения права на свободу лишь в той мере, в какой оно необходимо в определенных законом целях и в установленном законом порядке.

Связывая окончание предварительного расследования с завершением на данном этапе производства по уголовному делу всех следственных и иных процессуальных действий, необходимо учитывать, что аналогичные процессуальные последствия влечет и решение о приостановлении производства по уголовному делу.

Однако в абсолютном большинстве уголовных дел (около 90%), приостановленных в связи с розыском соответствующих лиц, отсутствует информация о действиях следователя по розыску скрывшихся лиц, за исключением поручения о производстве розыска [5]. Вместе с тем, отмечается несвоевременное уведомление следователями органов дознания о поручении им розыска.

В случае приостановки производства по причине неустановления лица, которое подлежит привлечению как обвиняемый, следователю необходимо принимать меры для его обнаружения (п. 1 ч. 1 ст. 208). До момента приостановления производства он дает поручение органу дознания, которое касается производства оперативно-розыскных действий, совершаемых для установки преступника.
Розыск обвиняемого представляет собой одну из процессуальных функций следователя. Он заключается в деятельности, которая направлена на обнаружение обвиняемых, местонахождение которых неизвестно. В этом процессе создаются условия, позволяющие разрешить дело по существу.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации [3] (далее -УПК РФ) мы встретим несколько статей, регулирующих розыск. Так, в ч. 1 ст. 210 УПК РФ указано, что «если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление».

В случае привлечения по уголовному делу в качестве подозреваемых или обвиняемых нескольких человек, в отношении некоторых из которых есть основания для приостановления расследования, следователь может выделить для них дело и самостоятельное производство. После того, как происходит выделение, прекращается производство по уголовному делу.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Скрывающиеся от следствия и суда

В данной статье показаны основные проблемы розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и пути решения.
В качестве оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу могут быть признаны такие фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о реальной возможности совершения обвиняемым, подозреваемым действий, указанных в статье 97 УПК РФ, и невозможности беспрепятственного осуществления уголовного судопроизводства посредством применения в отношении лица иной меры пресечения.

Со статистической точки зрения, в связи с розыском приостанавливается небольшое число уголовных дел. В период с 2004 по 2007 г. в Удмуртской Республике их доля не превысила 2% от общего числа приостановленных, при этом розыск подозреваемых и обвиняемых оказывается эффективным более чем в 75% случаев.

Существенная проблема взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел со следователями и дознавателями при розыске скрывшихся преступников — непредставление исчерпывающих сведений о разыскиваемом лице при объявлении его в розыск.

Судебная практика по статье 210 УПК РФ:

Не всегда решения следователей и дознавателей о приостановлении уголовных дел в связи с розыском подозреваемых и обвиняемых законны. Имеют место факты невыполнения требования ч. 5 ст. 208 УПК о производстве всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

В случае побега общественно опасных преступников, совершивших умышленные убийства, разбойные нападения, террористические акты, вооруженных огнестрельным оружием, особо опасных рецидивистов, руководитель ОВД может вводить в действие специальный план по розыску «Сирена». Данный план позволяет скоординировать действия различных подразделений по расстановке личного состава, выставлению постов и засад.

Для розыскной работы характерно ведение особого делопроизводства в форме розыскных дел и дел по установлению личности неизвестных лиц.

Максим Жмурков рассказал «АГ», что еще в конце 2017 г. Центр стратегических разработок предлагал на обсуждение ряд мер по повышению эффективности работы ФССП, которые справедливо подверглись критике от юридического сообщества в силу недостаточной проработанности.

В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в соответствии со статьей 9 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено право каждого, кто лишен свободы или ограничен в ней в результате заключения под стражу или домашнего ареста, на применение в отношении его залога или иной меры пресечения.

В практике розыскной работы нередко возникают ситуации, когда ощущается дефицит информации, позволяющей установить личность и местонахождение лица, совершившего убийство, кражу, грабеж, разбой, дорожно-транспортное происшествие. В этих случаях для получения исходной информации о лице используются публикация или объявление специального информационного сообщения в СМИ.

УПК РФ. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания (ст. 210 ч. 1 УПК РФ), при этом согласно ч. 2 ст. 210 УПК РФ розыск подозреваемого обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
Первоначальные розыскные мероприятия направлены на скорейшее обнаружение и задержание разыскиваемых лиц.

Один эксперт «АГ» считает, что проект нового приказа в целом расширяет возможности ФССП России и добавляет работы МВД. По мнению второго эксперта, соглашение не регулирует вопрос предоставления ФССП России доступа к используемым базам данных, пусть даже и ограниченного.

Важную роль в розыске играет также граждане, которые содействуют оперативным подразделениям, в том числе и на негласной основе.

Разыскная работа имеет большое практическое значение, поскольку, как показывает опыт, преступники, которые скрываются от дознания, следствия и суда, чаще всего совершают новые преступления, тем самым причиняя значительный ущерб имуществу, жизни или здоровью отдельных граждан, а также общественным интересам .

Могут ли объявить в федеральный розыск без обвиняемого?

Также возможно и нежелание участия в производстве по уголовному делу обвиняемого или подозреваемого и нахождение его в связи с этим за пределами территории Российской Федерации. При этом, если будет установлено, что лицо находится за границей, следователь должен принять меры по организации экстрадиции, в порядке, предусмотренном главой 54 УПК РФ.

Для эффективного осуществления первоначальных поисковых мероприятий сотрудники розыскных подразделений должны располагать как можно большим объемом информации о разыскиваемом лице, его связях, наклонностях, об особенностях психики, поведения, о приемах маскировки и т.п.

Проверяя обоснованность подозрения в причастности лица к совершенному преступлению, суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *