Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малоимущие граждане кто к ним относится 2021 жилищный кодекс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Как получить статус малоимущей семьи в 2021 году
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)
7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)
1. Жилище неприкосновенно.
2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем
1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом №44 от 05.04.2003 “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи”, малоимущими гражданином признаются лица, чей среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума установленного в субъекте проживания семьи.
В Москве в 2020 году прожиточный минимум составляет 19 тысяч 700р на человека в месяц.
Признание гражданина малоимущим происходит строго в изъявительном порядке, то есть только при личном обращении граждан.
Как рассчитывается среднедушевого дохода семьи?
Согласно ст. 4 Федерального закона №44 от 05.04.2003 “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», среднедушевой доход семьи высчитывается органами социальной защиты путём сложения всех доходов трудоспособных членов семьи и разделения получившийся суммы на всех членов семьи.
То есть, если к примеру, за признанием малоимущими обратилась семья из четырёх человек, в составе которых двое трудоспособных родителей и двое несовершеннолетних детей, то их доход будет рассчитан как сумма доходов двух родителей, поделённая на всех четырёх членов семьи.
Признание малоимущими одиноко живущего гражданина, соответственно происходит при подсчете его дохода, а последующим сравнением суммы дохода с прожиточным минимумом.
В соответствии со ст. 13 в состав семьи, обратившейся за признанием малоимущими, помимо супругов и детей также включаются родители супругов, усыновители и усыновлённые, кровные братья и сёстры, пасынки и падчерицы, если они совместно проживают и ведут общее хозяйство.
Исключением, в соответствии со ст. 14 являются граждане проходящие срочную военную службу, обучающиеся в военных учебных организациях, а также лица, отбывающие наказания в тюремных организациях и граждане, находящиеся на полном государственном обеспечении и граждане, признанные в установленном законом порядке безработными. Доходы этих граждан при подсчёте среднедушевого дохода семьи не учитываются.
Кто имеет право на бесплатное получение жилья в 2021 году
Этот показатель самый важный для определения социального статуса. Для его расчета используются семейные доходы за предыдущие три месяца. Все официальные денежные поступления каждого из взрослых и трудоспособных членов, а также пенсии и стипендии суммируются, а затем делятся на три – таким образом получают среднюю ежемесячную сумму дохода семейного бюджета. После этого полученное число делится еще раз на количество членов семейства. Какие граждане считаются членами семьи, было указано в предыдущем разделе статьи.
Таким образом, каждый из этих лиц будет учитываться при расчете количества членов семьи. Обязательным требованием является постоянная регистрация каждого из них по одному и тому же адресу – таким образом, все граждане должны жить в одной квартире или одном доме.
Относительно статьи 15 ФЗ №44, за основу расчета берется следующая формула: 1/3 общесемейного дохода за предыдущие 3 месяца / количество членов семьи. В процессе подсчетов необходимо учитывать поступления в полном размере, до всех налоговых вычетов и уплаты сборов.Получение данного статуса возможно только в заявительном порядке. Чтобы семья была признана малоимущей, одному из ее членов нужно сделать следующее:
Социальная помощь малоимущим семьям предоставляется в довольно разнообразных формах. Это могут быть и прямые денежные выплаты в виде пособий или стипендий, и помощь в натуральном виде (например, одежда, лекарства, обувь, топливо и др.).При получении помощи в качестве малоимущей семьи не утрачивается право на получение выплат и пособий, предназначенных для всех семей с детьми.
- Для этого нужно сложить итоговые суммы из каждого документа.
- Полученное число следует разделить на три (по количеству месяцев сбора данных).
- Это число нужно разделить на количество членов семьи.
- В результате получим средний доход на каждого человека.
- Его сравнивают с показателем прожиточного минимума в регионе, установленным соответствующим правительством.
- Если доход меньше, то приобретение статуса малообеспеченной семьи вероятно.
- Берутся суммы, полученные всеми членами семьи за последние ко дню обращения три месяца.
- В доход включаются:
- денежные выплаты за труд;
- пособия;
- пенсии;
- стипендии;
- дополнительные бюджетные преференции;
- поддержка в натуральной форме;
- потенциальная прибыль от имущества и земли, находящейся в собственности.
Доход — это любая прибыль, которую можно подтвердить документом. Специалисты говорят иначе: «подлежащая налогообложению». Если вы продали килограмм картошки соседу по даче — это не доход! Скачать для просмотра и печати
Это может быть полная или неполная семья, бездетные супруги, супружеская пара с приемным ребенком, одинокий усыновитель, родитель-одиночка и так далее. Как видите, семьи любого состава (независимо от наличия детей обоих родителей) могут быть признаны имеющими право на социальную льготу.
При каком доходе семья считается малоимущей
- Возраст такого абитуриента не превышает 20 лет;
- Ребенок успешно сдал экзамены;
- Родитель ребенка воспитывает его в одиночестве и имеют статус инвалида 1 группы;
- Все дети дошкольного возраста такого слоя населения идут в детский сад без очереди;
- Детям в возрасте до 6 лет все медикаменты предоставляются на бесплатной основе;
- Выдается школьная и спортивная форма;
- Детей бесплатно кормят в столовой (2 раза в день).
- Скидка на проезд в городском транспорте в размере 50 процентов.
- Дети младше 18 лет. В случае продолжения обучения по очной форме, срок выплаты государственной поддержки продлевается до 23 лет;
- Матери одиночки, и один из родителей в полной семье, занимающийся уходом за ребенком;
- Инвалиды, на которые распространяются ограничения, установленные по определенным критериям;
- Пенсионеры в возрасте до 65 лет;
- Многодетные семьи, при условии, что среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.
Жилищный кодекс Российской Федерации
- Изменился состав семьи или доход лиц. Если среднедушевой доход семьи превысил уровень прожиточного минимума, то льготы и пособия отменяются. О данном факте гражданин должен уведомить уполномоченный орган самостоятельно, в течение двух недель после изменения ситуации. В противном случае возможны серьезные штрафные санкции.
- Если в ходе проверки было обнаружено, что предоставленные сведения о доходах оказались недостоверными.
- При нарушении программы социальной реабилитации.
- бесплатная медицина и предоставление лекарственных средств на льготных условиях;
- выделение денежных средств на приобретение товаров для школы, включая школьную форму и спортивную одежду;
- льготный проезд в транспорте;
- продуктовые наборы;
- возможность ежегодного отдыха в санаториях.
Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)
специально для ГАРАНТ.РУ
Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.
Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.
Во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257) Правительство Российской Федерации постановляет:
34. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 — 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом:
29. Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется в соответствии с абзацем вторым статьи 5 и статьями 6 — 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257) с учетом:
Согласно российскому законодательству, граждане, оказавшиеся в затруднительном материальном положении, имею право рассчитывать на помощь государства. Малоимущие граждане получают субсидии, социальные пособия, льготы и возможность улучшить жилищные условия, то есть получить квартиру от государства бесплатно. Малоимущие имеют право получить квартиру по договору социального найма.
Порядок получения статуса малоимущего регулируется местными органами самоуправления, для чего в каждом субъекте РФ издается специальный закон. Чтобы приобрести данный статус, нужно доказать свою материальную несостоятельность. Для этого нужно собрать внушительный пакет документов и обратиться в соответствующие органы.
Кто может быть признан малоимущим гражданином?
Чтобы получить статус малоимущего для постановки на учет нуждающихся в соцжилье, необходимо подготовить следующие документы:
- заявление по установленному образцу;
- паспорта и другие документы, удостоверяющие личности всех членов семьи;
- ИНН всех взрослых представителей семьи;
- справка о составе семьи;
- документы, по которым определяется состав семьи (свидетельство о браке, выписки из домовой книги, свидетельства о рождении, решение об удочерении либо усыновлении и т. д.);
- справки, подтверждающие доходы и размер общего дохода семьи за год либо два года (период уточняется в местной администрации);
- трудовые книжки взрослых членов семьи;
- правоустанавливающие документы на жилплощадь, принадлежащую семье;
- документы о наличии имущества, подлежащего налогообложению (выписка из Госреестра, свидетельства о праве собственности на машину и другие транспортные средства, справка из БТИ о стоимости принадлежащих семье дач, гаражей или других строений, кадастровый паспорт на землю и т. д.);
- заключение независимых экспертов о стоимости имущества.
Малоимущие граждане получают федеральную и региональную помощь. Предоставляется следующая социальная поддержка:
- Денежная помощь: пособия, стипендии, субсидии, единовременные выплаты, налоговые льготы.
- Натуральная помощь: лекарства, обувь, одежда, топливо и пр.
- Социальные услуги: путевки, медицинское обслуживание, юридическая помощь.
- Льготы в образовании.
Граждане, получившие статус малоимущих, могут рассчитывать на получение социального жилья от государства. Согласно ст. 49 ЖК РФ семья признается нуждающейся в жилье, если размер жилплощади на каждого ее члена меньше учетной нормы — минимума квадратных метров жилого помещения, рассчитанного на одного жильца. Каждый субъект РФ разрабатывает свою учетную норму. Все требования к претендентам на социальное жилье установлены в Жилищном кодексе РФ от 1 марта 2005 г.
Находясь в статусе малоимущего, граждане обязаны сообщать о происходящих в семье изменениях, которые могут быть основанием для отказа или продления государственной поддержки, в течение 2 недель. Это касается изменения состава семьи, увеличения доходов и т. д.
Признанные малоимущими граждане имеют некоторые особенные права и обязанности, установленные нормативно-правовыми актами различного уровня, могут получать помощь муниципального, регионального и федерального уровней.
Среди прочих видов социальной поддержки им предоставляются:
- субсидии, денежные пособия, налоговые льготы и стипендии, единовременные выплаты.
- получение квартиры по договору социального найма.
- лекарства, предметы гардероба, топливо, еда.
- услуги, в том числе путевки в различные учреждения для лечения и отдыха, медицинское обслуживание, помощь юридического характера, льготы в процессе получения образования.
Для них каждый субъект Российской Федерации может разработать свои учетные нормы. Стоит знать, что семья признается нуждающейся в жилье в общепринятом формате, а именно если на каждого из ее членов приходится меньший размер жилплощади, нежели минимум квадратных метров помещения жилья, рассчитанного на одного проживающего.
Требования к потенциальным владельцам социального жилья устанавливаются редакцией ЖК РФ от первого марта 2005 года.
Среди обязательств малоимущих граждан — необходимость в течение 14-ти дней с момента изменения положения дел семьи сообщать об этом ответственным органам, если данные изменения могут стать основанием для отказа или, наоборот, продления господдержки. В числе прочего к таким моментам относится изменения состава семьи, доходов и другое.
Как мы уже уточнили, ключевая грань – прожиточный минимум. Но обозначенный показатель постоянно меняется. Он находится в прямой зависимости от стоимости потребительской корзины. Чем выше цены, тем сильнее возрастает и минимальный порог. Последние годы покупательская способность рубля неумолимо снижается, соответственно растет и стоимость основных товаров. И граница бедности становится все выше.
На второй квартал 2020 она заявлена как 11468 руб. Но это общая цифра, она показывает лишь среднее арифметическое значение. Выделяют отдельно эквивалент для трудоспособного населения и ребенка, разница ощутимо чувствуется в различных регионах. Ведь понятно, что цена на основные услуги и товары в Москве в разы выше, чем в Жигулевске с населением в 20 тысяч.
Для пенсионеров, в качестве примера, средняя сумма сейчас равна 9422, а вот для ребенка она выше – 11423. Самый высокий показатель обозначен для взрослого трудоспособного человека.
Отдельно стоит разобраться в том, что конкретно считается минимальным доходом. Это не только число в графе заработной платы по трудовому договору, а любой источник денежных средств, за исключением безвозмездных потоков. Но и тут есть свои ограничения. Так, подарок не является частью прибыли, а вот отчисления по алиментам уже признаются таковыми. Также получение финансов от сдачи в аренду жилищной площади или складских помещений, подработки по контракту тоже записываются в доходный лист. Поэтому нет ничего удивительного, что получая всего 7 тысяч на основной работе, человек не признается бедным, если он при этом сдает две квартиры на 20 000 рублей ежемесячно.
Зачастую за чертой бедности у нас проживают сельские жители. Разумеется, заработная плата у них не дотягивает до людей в мегаполисах. Но тут тоже есть нюанс, продукция натурального хозяйства (садов-огородов) не учитывается в продуктовой корзине. Это одна из причин, почему количество необеспеченных концентрируется в деревнях.
Но есть в России и регионы, где средний заработок далек от идеала. Так, в Тыве по последним подсчетам почти 40% людей проживают за чертой бедности. А для примера в Татарстане, даже без учета жителей Казани, к нуждающимся относится не более 10%.
Но задача зачастую осложняется не численностью в регионе, а аспектами в использовании своего положения: как получать пособие и признание статуса.
В подавляющем большинстве случаев к категории относятся многодетные ячейки общества. Понятно, что самый логичный вариант, при котором общий доход будет ниже 11 тысяч – это превалирование количество неработающих над работающими. И поскольку инвалидность – это все же редкость, то чаще всего дело конкретно в детях. Причем сам статус многодетности опять же зависит от региона. В одном и троих будет хватать для признания, в другом понадобится пять.
К категории также часто относят и неполные семьи, когда количество зарабатывающих персон сокращается до одной. А если детей еще и двое, то практически всегда это прямой претендент для попадания в льготную группу. Даже получая 30 тысяч рублей на троих – это ниже предельной границы. А в Москве не хватит и 45 000.
Нюанс заключается в том, что аспекты «необходимости улучшения жилища» и «бедности» между собой не связаны. Это совершенно разные дотации и льготы. Но в совокупности они бы стали отличным подспорьем. Просто зачастую группа проживает в стареньких домах, но с приличной площадью квартиры, в «сталинке» прошлого столетия, но с квадратурой под 50 метров. И даже если это мать-одиночка с тремя детьми, а стены в гостиной уже давно осыпаются, жилищные условия по закону будут отличными. Ведь общая квадратура более 10 метров, положенных на одного человека. Именно в таких квартирах обычно проживают люди, которые попадают в льготный сегмент.
Когда мы поняли, что такое малоимущая, малообеспеченная семья, легко предположить их ежедневный рацион. Ведь при денежном обеспечении в 10 тысяч на человека или меньше, получается, что в день у гражданина в среднем есть 300 рублей. И половину этой суммы сразу стоит вычеркнуть. Она пойдет на оплату коммунальных услуг, одежды, школьных товаров, бытовой химии, ремонтных средств и остальных нужных вещей. В итоге мы имеем 150 рублей на питание на день. Разносолов на такую сумму купить не получится. Поэтому пища обычно скромная.
А вот с доходом все сложнее. Как мы уже уточнили, он может быть практически любым. Фактически, без расчета сложно как-либо понять, будет семья малоимущей или нет. В качестве примера, Иван зарабатывает 30 тысяч, имеет двоих детей и воспитывает их в одиночку. А вот Мария и Сергей, заботясь о дочери, работают санитарами в деревенской больнице и получают по 15 000 рублей каждый. Но минимум в регионе установлен на 9 000 ₽. А их прибыль на троих – 30 тысяч. То есть, они не попадают под показатель бедности, а Иван – вполне.
По закону на сегодняшний день малоимущей семья – это семья, общая сумма доходов которой признана меньшей установленного на момент расчета прожиточного минимума. Чтобы рассчитать, как рассчитать этот показатели, и имеет право ли та или иная семья считаться малоимущей, следует опираться на несколько нормативных актов. К ним относится:
- Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;
- Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятый 24 октября 1997 года;
- ФЗ «О государственной социальной помощи», принятый 17 июля 1999 года.
Чем малоимущие отличаются от малообеспеченных семей?
Несмотря на то, что огромное количество нормативных актов регулирует процесс признания семей малоимущими или малообеспеченными, нередко возникает путаница между этими понятиями. Данные термины использовали ранее для обозначения сходных по своим уровням достатка семей. На сегодняшний день они не являются тождественными – есть разница между такими семьями по их статусу.
Под малоимущими семьями (МИ) следует понимать только те семьи, в которых уровень жизни признан недостаточным из-за того, что средний душевой доход каждого члена семьи находится на уровень ниже, чем установленный в регионе прожиточный минимум. Такие семейства имеют право рассчитывать на выплату различных пособий из бюджета для улучшения условий своего проживания.
Малообеспеченная семья – это семейство, которое живет в стесненных жилищных условиях, не имеет достаточных финансовых возможностей для того, чтобы улучшить существующее жилье путем проведения капитального ремонта или приобрести новое. При этом средний душевой уровень дохода на каждого ее члена может быть выше, чем фиксированный уровень прожиточного минимума по регионам. Малообеспеченная семья может стать малоимущей, изменив свой статус, однако в двух категориях семейство по закону выступать не может.
Высчитать средний душевой доход семьи можно по сумме доходов ее членов за последние три календарных месяца перед месяцем составления обращения об оказании государственной социальной поддержке. При расчете берутся все типы доходов, полученные каждым ее членом в денежной или натуральной форме, в том числе:
- все предусмотренные выплаты;
- все компенсации, выплачиваемые государством;
- выходные пособия при увольнении, компенсации при выходе в отставку;
- социальные выплаты из государственного бюджета;
- пенсии, стипендии, пособия по безработице;
- материальная помощь;
- пособия по временной нетрудоспособности;
- ежемесячное пособие на детей, пособие по уходу за ребенком;
- доходы от имущества, принадлежащего по праву собственности (от реализации или сдачи в аренду недвижимого имущества, от реализации плодов или продукции);
- другие денежные доходы (денежное довольствие военнослужащих, авторские вознаграждения, доходы от занятия предпринимательской деятельностью, алименты, проценты по банковским депозитам).
Чтобы высчитать средний размер дохода в семье и доказать ее потребность в льготах, необходимо суммировать все доходы ее членов за последние три месяца. Затем полученная цифра делится на количество человек. То число, которое получается в итоге, следует сравнить с прожиточным минимумом.
Для того чтобы встать на учет и получить статус малоимущей семьи, требуется обратиться с соответствующим обращением в управление социальной защиты населения по месту жительства или пребывания. Представитель семейства с заявлением об предоставлении государственной социальной помощи должен иметь документы для подтверждения полученного дохода.
Как подать заявление?
Пакет документов можно подать в любой из городских центров госуслуг «Мои документы» (при этом место прописки заявителя роли не играет). После подачи документов в течение 30 дней комиссия принимает решение о одобрении выплат и компенсаций. В случае положительного решения материальная помощь станет выплачиваться отделом социальной защиты населения.
Какие документы нужны для оформления?
Для оформления статуса малоимущего семейства и получения всех причитающихся льгот и соц. пособий надо собрать документы по следующему перечню:
- паспорт заявителя, копии документов членов семейства;
- свидетельство о рождении ребенка до 14 лет;
- свидетельство о браке или его расторжении;
- справки о доходах за последние 3 месяца с рабочего места на всех трудоспособных членов семейства;
- выписку из пенсионного фонда, с места учебы детей;
- справку о составе семейства;
- выписку из домовой книги;
- копии трудовых книжек или справок из центра занятости (безработным);
- выписки из ЕГРН на всех членов семейства с указанием стоимости и перечнем имущества;
- выписки с реквизитами банковского счета заявителя.
В определенных случаях также может потребоваться индивидуальный номер налогоплательщика.
Где взять справку о малоимущей семье?
Получить справку и признать себя малоимущей и нуждающейся в бюджетной социальной помощи или иных видах социальной поддержки граждан можно через обращение в МФЦ или отдел соцзащиты. В различных регионах или населенных пунктах он может наименоваться по-разному – отдел, служба или управление.
Поскольку финансовое положение граждан может быстро меняться, а получение новой работы или должности, открытие собственного дела способно позитивно сказаться на уровне дохода, статус МИ необходимо подтверждать в установленный период.
Для того чтобы оформить пособие по статусу МО, следует выполнить следующие действия:
Шаг 1. Произвести расчет среднедушевого дохода семьи на каждого ее члена, учитывая заработную плату, пенсии, стипендии, социальные пособия, гонорары.
Шаг 2. Узнать прожиточный минимум в конкретном регионе – зачастую такие сведения размещаются на порталах администрации города и в отделах социальных служб.
Шаг 3. Собрать полный пакет документов.
Шаг 4. Обратиться в отдел соцзащиты. На данный момент существует также возможность оформления документов через сайт госуслуг.
ММ, нуждающиеся в жилье, имеют право получить его на льготных условиях. При этом существуют следующие способы решения жилищной проблемы:
- оформление субсидии для семейств, вставших в очередь по вопросу с жильем до 0 1.01.2005 года;
- получение квартиры или дома через договор социального найма;
- оформление социальной ипотеки по сниженной процентной ставке в рамках жилищной программы (например, в Сбербанке).
Каждый из таких способов имеет свои особенности, однако все семейства, которые подтвердили статус малоимущих и подали необходимые документы на получение жилья, в любом случае вносятся в специальные списки в порядке очереди. При имеющейся муниципальной свободной жилплощади государство предоставляет жилье на основании договора социального найма (такую жилплощадь нельзя продать или обменять, но при этом в ней можно прописаться).
Социальная политика государства по МО подразумевает банковский кредит, выдаваемый семейству на льготных условиях при поддержке государства. Льготы по ипотеке относятся к снижению ставок, погашению процентов за счет снижения или отмены первоначального взноса.
Малоимущие Граждане Кто К Ним Относится 2021
Возьмем, к примеру, пенсии… На протяжении двух лет были фактически отменены спецпенсии для народных депутатов, судей, прокуроров, госслужащих, увеличена выслуга лет для людей, работавших в особых условиях труда, обложены налогом пенсии свыше трех минимальных размеров и ограничены выплаты работающим пенсионерам.
Для того чтобы человека признали малоимущим, ему необходимо предоставить справку об очень низком доходе. После присвоения гражданину данного статуса он сможет получать различные пособия и льготы. Если малоимущей будет признана семья, то дети, проживающие в ней, получат талоны на бесплатное питание в школе.
Этот показатель самый важный для определения социального статуса. Для его расчета используются семейные доходы за предыдущие три месяца. Все официальные денежные поступления каждого из взрослых и трудоспособных членов, а также пенсии и стипендии суммируются, а затем делятся на три – таким образом получают среднюю ежемесячную сумму дохода семейного бюджета. После этого полученное число делится еще раз на количество членов семейства. Какие граждане считаются членами семьи, было указано в предыдущем разделе статьи.
Таким образом, каждый из этих лиц будет учитываться при расчете количества членов семьи. Обязательным требованием является постоянная регистрация каждого из них по одному и тому же адресу – таким образом, все граждане должны жить в одной квартире или одном доме.
Согласно ст. 40 Конституции РФ получить бесплатно квартиру от государства сегодня могут только семьи, действительно нуждающиеся в жилье.
Получить бесплатно квартиру сегодня могут только граждане:
- Заключившие договор социального найма.
- Постоянно проживающие на территории РФ, признанные малоимущими или нуждающимися в жилье.
- Имеющие только гражданство РФ и постоянную прописку.
Как и в старые советские времена, существуют очередь на получение жилья. Претендентами вне очереди являются:
- Граждане, проживающие в непригодных для проживания условиях и неподлежащих реконструкции жилых помещениях, домах под снос.
- Граждане, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с полным перечнем которых вы можете ознакомиться в действующем законодательстве РФ.
Претендентами на получение бесплатного жилья являются граждане:
- Проживающие совместно с лицами, имеющими тяжелые заболевания, а также с правом на новое и бесплатное жилье.
- Неимеющие договора соц. найма, также собственного жилья.
- Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, проживающие в квартирах, домах, не отвечающих требованиям безопасности.
- Имеющие договор соц. найма, но проживающие на площади, меньшей положенного по закону минимума.
- Малоимущие, чей уровень дохода ниже прожиточного уровня, установленного в регионе.
Не пытайтесь проводить разного рода сомнительные неофициальные сделки, махинации со своим жильем в надежде заполучить себе статус нуждающегося, льготника.
Ваша жилищная история будет тщательно проверяться, не менее, чем за последние 5 лет. Если вы нуждаетесь в жилье и попадаете под вышеперечисленные категории граждан, обратитесь в органы местного самоуправления, наравне со всеми встаньте на очередь. Получить бесплатно жилье реально, хотя не так быстро, как бы хотелось того многим гражданам.
Новые условия для получения статуса малоимущей семьи в 2021 году
Многие матери-одиночки не знают, что по закону бесплатное жилье полагается и им, причем на льготных условиях. Как правило, это малоимущие матери, не имеющие собственного жилья, либо нуждающиеся в улучшении свои жилищных условий.
Что нужно сделать для получения жилья? Написать заявление, собрать документы и предоставить в местные органы самоуправления, встать на очередь, также подтвердить факт нуждаемости в жилье, предъявить акт обследования текущих условий проживания, предоставить справки о доходах на каждого члена семьи, то есть на всех детей.
Статус матери–одиночки – это женщина, родившая ребенка вне брака. При вступлении в брак этот статус утрачивает свое значение.
Многодетной семье также полагается квартира. Данное право появилось уже в последние годы, раньше же такие семьи могли рассчитывать лишь на небольшой участок земли в 6 соток. Участок полается многодетным семьям и сегодня, поэтому есть возможность совместить 2 льготы, построить на участке дом или поменять участок на квартиру, по крайней мере, на первый взнос, в случае с ипотекой. Однако, проблемы и для данной категории граждан имеются.
Многодетные семьи должны быть признаны малоимущими, не имеющими в собственности иного жилья, проживающие в аварийном доме под снос, либо проживающие не менее 5 лет в одном регионе страны и имеющие постоянную прописку. Квартиру семьи получить могут, но без права на продажу, последующую передачу родственникам.
Семьи, имеющие 5 и более детей, в частности усыновленных, могут рассчитывать на жилье вне очереди. В принципе вставать на нее им не нужно и это — безусловный плюс.
Многодетные семьи принято считать в России самыми незащищенными слоями граждан, и государство заботится о них, предлагает материнский капитал, выделяет безвозмездные земельные участки, но помощь такая оказывается далеко не во всех регионах нашей страны. Принятия данного закона нет даже в Москве и Санкт-Петербурге.
Тем не менее, выход найти можно, например, объединиться с несколькими многодетными семьями и взяв кредит и материнский капитал, все-таки построить большой дом на несколько семей на земельном участке, также выделенном от государства. Это создание вроде собственного небольшого ЖСК, и с точки зрения права, возможно и законно сделать.
Далее можно сдавать некоторые помещения в аренду и рассчитываться таким образом за взятые кредиты. Но, подходить к данному варианту нужно грамотно, слаженно, договорившись со всеми участниками данной сделки.
Сироты, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие собственного жилья, имеют право на получение бесплатной квартиры от государства. Средства на недвижимость выделяются из федерального бюджета.
Подать заявление нужно до 23 лет сразу в 2 инстанции: в отдел опеки и в органы самоуправления.
К заявлению нужно приложить:
- Паспорт.
- Справку о статусе сироты.
- Справку о составе семьи.
- Свидетельство о браке.
- Свидетельства о рождении на детей.
- Справку с БТИ о том, что нет собственного жилья.
- Справку с места работы, либо учебы.
После подачи документов нужно встать на очередь. Но, данные граждане относятся к категории первой очереди и при распределении жилья сначала получают его именно сироты. Возможна выплата компенсации, размер которой равен положенным на человека квадратным метрам. При оформлении квартиры составляется договор соц. найма.
Военнослужащие тоже имеют право на бесплатную жилплощадь и ни для кого не секрет, что многие из них заветные квадратные метры уже получили. Данная категория граждан подчинена Министерству обороны, поэтому хорошо отслеживаема и при постановке в отдельную очередь военные получают жилье гораздо быстрее, чем например, малоимущие граждане.
Военные в ожидании своего жилья имеют право проживать во временном жилье, в служебных квартирах, находящихся по месту службы, причем жилье предоставляется безвозмездно, вплоть до дня получения нового собственного жилья.
Ряд обязательств к военным все — же существует и не так все просто, как кажется на первый взгляд. Военнослужащий:
- Должен отдать служению отечеству не менее 10 лет.
- Не должен иметь в собственности свое жилье.
Также для военнослужащих предусмотрена военная ипотека, то есть начисление государством определенной суммы на счет военнослужащего, которую по истечении 3 лет он может расходовать на внесение первоначальной суммы за квартиру. Все последующие платежи также будет оплачивать государство, однако, сумма кредита не должна превышать 2,5 мил руб. Фактически военный получает квартиру от государства бесплатно.
Величина субсидии рассматривается индивидуально и зависит от следующих моментов:
- льготной категории, к которой отнесена семья, и количество человек в ее составе;
- средней стоимости жилой площади, устанавленной государством для расчета размера субсидирования;
- применения специальных коэффициентов для категорий льготников.
Отметим, что для городского жилья сумма по сертификату может составлять примерно 30%, чего вполне должно хватить на первый взнос по ипотеке или на расширение имеющегося жилья. Для сельских жителей субсидия может занимать даже 60-70% от стоимости жилого помещения. Законодательство не ограничивает местные власти и дает возможность в конкретных случаях увеличивать размер выплаты. Но здесь большое значение имеют обстоятельства в каждом случае и имеющиеся бюджетные средства на данные цели.
Поскольку установленные нормы площади для установления нуждаемости и расчета субсидии имеют решающую роль, то обозначим их. Они во всех регионах едины. В этой же таблице укажем коэффициент, который также зависит от размера семьи.
Количество граждан в семье, нуждающейся в субсидировании на приобретение или расширение жилья | Норма жилой площади | Коэффициент |
Одиноко проживающий | 36 | 0,6 |
2 человека | 50 | 0,67 |
3 человека | 70 | 0,65 |
4 человека | 85 | 0,64 |
5 и более человек | каждому члену семьи по 18 | 0,7 |
Норматив может быть применен в меньшем объеме, если у семьи льготника уже имеется в собственности жилое помещение, которое подлежит расширению.
Чтобы рассчитать размер субсидии, которая будет указана в сертификате, можно воспользоваться следующей формулой:
С = Н × Ст 1 кв.м. × К, где
- С – размер субсидии,
- Н – норма жилой площади, зависящая от размера семьи,
- Ст 1 кв.м. –стоимость одного квадратного метра жилья, применяемая для расчета субсидии,
- К – коэффициент, зависящий от размера семьи (указан в таблице выше).
О признании малоимущими в целях
Обе российские столицы занимают лидирующие места по количеству жилищной помощи на приобретение жилья. Однако региональные власти вправе ограничить применение сертификатов на строящиеся жилые дома, процент строительных работ в которых ниже определенного Департаментом жилищного строительства процента. Например, он составляет не менее 70% в Москве.
В 2021 году в этих городах и их областях смягчены требования для оказания субсидирования военнослужащим из других регионов. По своему желанию они могут получить жилье в Москве или Санкт-Петербурге на выгодных условиях.
К категории нуждающихся в улучшении жилусловий относятся несколько групп населения:
- Лица, проживающие в нанимаемом помещении и не имеющие достаточной по норме жилплощади. В их ряду сам квартиросъёмщик и его семья, каждый член которой может быть признанным нуждающимся в расширении жилищных условий.
- Проживающие в аварийных домах, и по этой причине не имеющие безопасных условий жизни, которые предусмотрены законодательством.
- Граждане, вынужденные жить с людьми, страдающими заразными и иными тяжёлыми заболеваниями. К ним относятся все лица, которые прописаны в квартире и могут подвергнуться заражению.
Перечисленные группы граждан имеют законное право по Жилищному Кодексу:
- быть признанными нуждающимися в улучшении жилусловий (статья 51 ЖК РФ);
- стать участниками жилищной программы на получение финансовой помощи из федерального, регионального или муниципального бюджетов, которая может быть полной или частичной.
Для того чтобы признание нуждающимися в улучшении жилищных условий состоялось, и у вас появилась надежда на получение достойного жилья необходимо выполнить ряд условий:
- Гражданин должен проживать в течение нескольких лет в городе, где хочет получить квартиру и льготы по жилищной программе улучшения жилья. Каждое муниципальное образование (регион) определяет этот срок самостоятельно.
- У лица должна быть прописка в городе.
- Количество квадратных метров должно быть на каждого члена семьи менее 12.
- Лицо должно получить статус нуждающегося, то есть его должны зарегистрировать как очередника на улучшение жилусловий или на социальную помощь, согласно Постановлению, вынесенному администрацией поселения.
К законным основаниям, по которым происходит признание нуждающимся в улучшении жилусловий и постановка на учет (в соответствии со статьей 52 ЖК РФ), относятся следующие факторы:
- недостаточность квадратных метров на каждого члена семьи;
- отсутствие удобств и несоответствие жилья санитарным нормам и нормам безопасности проживания, например, в аварийном в доме;
- проживание с больным человеком и возможность заразиться от него;
- проживание в комнатах, не изолированных друг от друга, граждан, не состоящих в родстве;
- проживание на постоянной основе в условиях общежития, если человек не на учёбе или сезонной работе;
- проживание в съёмном жилье на протяжении нескольких лет.
Признание нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2020 году основано на требованиях законодательства о необходимых метрах на каждого человека. По России эта норма 12 метров.
Регионы могут увеличивать эту норму, но делать её меньше не имеют права.
Остаётся в приоритете и норма закона о выделении различных комнат для разнополых детей в возрасте после девяти лет.
Эта причина также может стать основанием для постановки на учёт на улучшение жилусловий.
В настоящее время существует возможность стать законным обладателем государственной квартиры с большей площадью, чем положена на каждого по норме.
Для этого нужно выкупить у собственника лишние метры по средним рыночным ценам.