Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Схема ДТП: как составить, оформление, бланк и образец 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2021 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:
- Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
- Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
- Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
- Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
- Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
- Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
- Расположение автомобилей после ДТП.
При составлении схемы ДТП в 2021 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:
- Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
- Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
- Первичную справку об аварии.
- Схему ДТП, подписанную обоими водителями.
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2021 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Как составить схему ДТП: образец и бланк
Если при составлении схемы ДТП в 2021 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2021 году:
- Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
- При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
- Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
- В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
- Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
- Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:
- Обстоятельства произошедшего ДТП.
- Серьёзность наступивших последствий аварии.
- Число лиц, участвовавших в происшествии.
При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.
Самостоятельное составление плана происшествия его участниками допускается при оформлении ДТП без привлечения работников Госавтоинспекции. Такое допускается, когда ущерб от столкновения не превышает 100 тыс. руб. (для Москвы и С-Петербурга – до 400 тысяч). В бланке Европротокола даже имеется специально отведённое место для графического изображения автомобильной аварии. Если участники происшествия не знают, как правильно нарисовать схему ДТП, они могут обратиться за содействием к сотруднику своей страховой фирмы, или к инспектору ГИБДД, получив консультацию по телефону.
Схема автомобильного происшествия, имея полную юридическую силу, может рассматриваться в самых разных инстанциях. Чаще всего, она составляется для предъявления в ГИБДД и в страховую фирму, которой предстоит производить компенсационные выплаты.
Сотрудниками Госавтоинспекции план-схема ДТП используется в качестве дополнительного подтверждающего материала при рассмотрении обстоятельств аварии. Опираясь на этот документ, члены комиссии смогут установить истинного виновника аварии, либо определить степень вины каждого участника ДТП.
Для предъявления страховщику, план составляется на бланке Европротокола, где для него имеется специальная графа. Места здесь не так много, поэтому нужно обозначить только наиболее значимые факты: дорогу, разметку, положения ТС до и после столкновения. Когда схему составлял сотрудник ДПС, её копия прикладывается к подаваемому страховщику протоколу о ДТП.
Схема места ДТП должна содержать в себе определённые данные, позволяющие наглядно разобраться в нюансах происшествия. При составлении плана, водитель должен особое внимание уделить таким сведениям:
- Нахождение обоих автомобилей непосредственно до столкновения.
- При наличии препятствий на дорожной полосе, отметить их.
- Места расположения светофоров, дорожные ограждения, знаки и разметка.
- Местоположения других ТС, если они оказали влияние на произошедшую аварию. Например, ограничивали видимость, или создавали препятствия движению.
- Сведения о ширине дороги, числе полос.
- Указать знаком «Х» место столкновения автомобилей и точку удара.
- Расстановку столкнувшихся авто после ДТП.
В процессе составления план-схемы, для лаконичности нужно использовать общепонятные символы. Они помогают расшифровать рисунок и нагляднее понять нюансы ДТП. Ими обозначаются грузовики и легковые авто, мотоциклы, разметка и прочие дорожные объекты. Стрелками указываются траектории движения обоих машин, их тормозной путь. Дорожные знаки либо рисуются наглядно, либо обозначаются их порядковыми номерами, согласно положениям ПДД.
Конкретные стандарты составления схемы места ДТП не регламентируются правилами ПДД или иными правовыми актами. Но, при этом нужно соблюдать ряд общепринятых рекомендаций по оформлению. Не следует рисовать схему карандашом, поскольку он может со временем стереться. Лучше использовать шариковую ручку чёрного или синего цвета. Изображение даётся в формате «вид сверху». Не приветствуется наличие разнообразных исправлений и помарок. По возможности, соблюдайте масштабы, для большей наглядности составляемого плана.
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.
Нет однозначного ответа на вопрос, чья обязанность составлять схему ДТП. Но опираться нужно на:
- Обстоятельства аварии.
- Цели составления плана.
Опираясь на обстоятельства, документ могут составлять как участники происшествия на дороге, так уполномоченные должные лица, находящиеся при исполнении. Следует учесть, насколько тяжелыми оказались последствия аварийного случая и как их можно классифицировать, учитывается сложность выявления виновника и степень разногласий между участниками, а также многое другое.
Схема ДТП: как составить, оформление, бланк и образец 2021 года
Если графический план происшествия составляется, в первую очередь, для получения компенсации от страховщика по КАСКО или ОСАГО, допустимо не привлекать сотрудников ДПС. Это возможно во избежание образования на дороге пробки из-за аварии или утраты важных доказательств. К тому же у участников не должно быть разногласий.
Чертеж о ДТП имеет юридическую силу, если в нем есть подписи обоих участников.
Также должны быть соблюдены условия:
- в аварии участвовало не больше двух авто;
- нет пострадавших;
- у участников ДТП имеются страховые полисы;
- полученный ущерб не больше 50 тыс. рублей (или 400 тыс. рублей для Петербурга или Москвы).
Если хоть одно условие не соблюдается, необходимо участие в составлении СДТП сотрудников полиции. В присутствии них заполняется Европротокол.
После ДТП важно обязательно оповестить об аварии страховую компанию.
Когда оформление СДТП может осуществляться исключительно инспектором ГИБДД:
- виновник скрылся с места аварии;
- один из водителей на момент ДТП был под воздействием спиртного или наркотиков;
- сумма ущерба больше 100 тыс. рублей;
- у участника происшествия не было водительского удостоверения, непросроченного ОСАГО;
- пострадали люди.
Составление графической схемы аварии для представителей ГИБДД должно составляться должным лицом. Составляют ее сотрудники полиции, но водители имеют право сделать фото готового документа. Если по объективным причинам оператор ГИБДД не может быть привлечен к составлению схемы, то предлагается участникам собрать все необходимые материалы.
Обстоятельства аварии устанавливаются по ее графическому изображению. В плане водители указывают:
- точную дату, а также время ДТП;
- где произошла аварийная ситуация (наименование трассы, название улицы);
- тип участка дорожного полотна (прямая трасса или поворот, нерегулируемый или регулируемый перекрёсток);
- ориентиры в виде трамвайных путей, заправок, транспортных остановок и др.;
- направление движения транспорта;
- подробное изображение существующих преград;
- наличие дорожных разметок, перегородок, светофоров или обозначений;
- ширина дорожного полотна и объектов аварии;
- тормозной путь на участке дороги;
- большие обломки;
- расположение авто после ДТП.
Включаются в план все предметы, которые имеют отношение к аварии. При этом цвет автомобиля или расположение багажника являются маловажными деталями, в которых страховая компания не нуждается.
Владельцы транспортных средств обязаны знать, как нарисовать схему ДТП. Для этого они обязаны разбираться в общепринятых графических изображениях, используемых для обозначения.
К основным спецсимволам относятся:
- Мотоцикл.
- Легковое авто. Если есть несколько фигурантов аварии, каждый отмечается цифирным или буквенным обозначением.
- Грузовое транспортное средство.
- Направление дорожного движения. Изображается в виде стрелки с пунктиром.
- Точка столкновения. Изображается как две перекрёстные прямые.
- Дорожная разметка.
- Дорожный знак.
- Светофор с тем сигналом, который горел на момент происшествия.
Допустимо рисовать автомобили упрощённо, как помеченные прямоугольники.
В нижней части документа записываются примечания, указываются регистрационные номера, марки автомобилей. Также на схеме фиксируют тормозной путь в виде изогнутых линий, которые повторяет траекторию движения машины.
Водители должны быть осведомлены в том, как составить схему ДТП корректно. Есть общие правила оформления изображения:
- присутствие названия;
- чертежи оформляются на листе А4 (если нет Европротоколы);
- рисунок изображается синей или чёрной ручкой;
- для надписи используются печатные буквы;
- не детализированные спецсимволы;
- все участники происшествия вовлечены в составление схемы;
- исключаются исправления;
- должны быть соблюдены масштаб и пропорции.
В случае совершения ошибки, можно аккуратно перечеркнуть неправильное изображение и оставить надпись «исправление верно». Надпись заверяется другими фигурантами происшествия.
Особенности составления схемы ДТП
Составление графического изображения происшествия – важный этап фиксации обстоятельств аварии. Если инцидент прошёл мирно, у обеих сторон есть страховые полисы и нет претензий, план аварии оформляется без присутствия инспектора ДПС. Но если есть серьёзные нарушения, пострадавшие, а у участников происшествия нет ОСАГО или КАСКО, оформление схемы ДТП проводится в присутствии должностного лица. Важно знать правила составления схемы ДТП, указывать в графике достоверные данные, а при создании графического изображения использовать упрощенные спецсимволы. При выявлении ошибок в схеме ДТП она теряет юридическую силу и не может быть использована в качестве основания для получения страховой компенсации.
С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.
Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.
Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:
- Схема рисуется шариковой ручкой.
- Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
- Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
- Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.
Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.
Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.
Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.
Когда происходит столкновение нескольких транспортных средств, схема ДТП составляется в порядке очерёдности. Например, если один автомобиль столкнулся сразу с двумя другими, его водителю придётся составлять две отдельные схемы с каждым участником аварии. На оборотной стороне извещения в графе 4 необходимо указать данные третьего автомобиля, его водителя и собственника.
Для облегчения процедуры самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия без участия инспектора Российским союзом автостраховщиков были разработаны типовые схемы ДТП. Они составлены в форме рекомендаций с целью помочь водителям правильно:
- составить схему аварии по наглядным примерам;
- заполнить нужные графы извещения о ДТП;
- распределить степень ответственности;
- сформулировать обстоятельства ДТП.
Поскольку каждая дорожная авария имеет свои нюансы, не нужно копировать типовые схемы. К ним следует относиться как к подсказкам или обучающему материалу по правильному оформлению дорожно-транспортных происшествий. Даже если ваш случай полностью совпадает с типовой схемой, в извещении в любом случае нужно будет указать различные объекты, расположенные рядом с местом столкновения, названия улиц, номера домов и т. д.
Типовые схемы оформляются в виде таблицы и нескольких рисунков к ней. В таблице вы увидите:
- примерные обстоятельства ДТП;
- номера пунктов ПДД, которые были нарушены;
- подсказки по заполнению графы 16 в извещении о ДТП;
- подсказки по распределению ответственности (определению виновника).
Красным цветом выделяется автомобиль виновника, а зелёным – пострадавшего. При обоюдной вине водителей транспортные средства обозначаются жёлтым цветом.
Если один из участников отказывается подписывать составленную схему ДТП, оформление аварии должно производиться только с участием сотрудников ГИБДД. Можно попросить подписать документ очевидцев происшествия. В схеме должно быть отмечено, что второй участник отказывается ставить свою подпись, с указанием причины такого поступка.
Можно ли оспорить документ
Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:
- доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
- водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.
Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:
- Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
- Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
- Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.
Чтобы успешно оспорить схему ДТП, необходимо предоставить подтверждение наличия упущенных в документе моментов или неопровержимые доказательства искажения информации.
Для этого можно использовать записи видеорегистраторов, камер наружного наблюдения, фотографии, сделанные сразу после столкновения, и показания очевидцев. По ходатайству истца или его представителя суд может назначить дополнительный осмотр места происшествия.
Для правильного составления схемы ДТП не нужно обладать специальными навыками. С этой задачей справится любой водитель, имеющий представление о правилах оформления данного документа. Наличие под рукой типовых схем поможет корректно отобразить все обстоятельства происшествия. Очень важно, чтобы оформленная схема ДТП соответствовала следующим требованиям:
- достоверность сведений;
- отчетливость всех обозначений;
- соответствие требованиям закона;
- отсутствие противоречий и разногласий.
Упрощенное оформление дорожно-транспортного происшествия (ДТП) осуществляемого без участия инспектора ГИБДД называется европротоколом. Документ составляется самостоятельно самими участниками аварии путем заполнения бланка извещения о ДТП в двух экземплярах с последующей передачей его в страховые компании, в которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств.
Схема ДТП — как правильно нарисовать место происшествия
Европротокол значительно экономит время на оформление ДТП, т. к. нет необходимости присутствия при этом инспектора ГИБДД. Однако воспользоваться им можно не всегда, а при соблюдении определенных условий и правил, утвержденных постановлением правительства РФ. В 2021 году европротокол составляется при выполнении всех условий, когда:
- столкнулись два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО;
- нет погибших и пострадавших, а также не причинен вред иному имуществу;
- у лиц, которые попали в аварию, нет разногласий об обстоятельствах произошедшего ДТП;
- имеется согласие обоих участников ДТП с тем, что сумма причинённого вреда транспортному средству не превышает 100 000 рублей (для жителей Москвы и Санкт-Петербурга — 400 000 рублей).
Европротокол допускается составлять даже при разногласии участников аварии в определении ее виновника.
Если вы случайно попали в аварию, передвигаясь на транспортном средстве, то нужно сразу же остановиться, включить аварийную сигнализацию, выйти из машины и оценить масштаб происшествия, после чего установить знак аварийной остановки сзади транспортного средства на расстоянии:
- в населенном пункте — не менее 15 метров;
- вне населенного пункта – не менее 30 метров.
При оформлении полиса ОСАГО в обязанности страховой компании входит выдача страхователю бланка европротокола (извещения о дорожно-транспортном происшествии). Фирменный оригинальный бланк с логотипом страховой компании скомплектован из трех скрепленных между собой листов бумаги формата А4, причем первый из них имеет копирующий слой. При заполнении бланка оттиск от авторучки автоматически создает на втором листе копию, поэтому писать лучше простой шариковой ручкой, т. к. при ее использовании второй лист будет более четким.
1. После дорожно-транспортного происшествия в течение пяти рабочих дней необходимо в страховую компанию предоставить следующий комплект документов:
- гражданский паспорт и водительские права;
- документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство;
- извещение о ДТП (Европротокол);
- приложение к извещению о ДТП (Европротоколу) в виде электронного носителя (SD карты или флешки) с фото- или видеосъемкой места аварии, сделанной на смартфон, фотоаппарат, видеорегистратор, видеокамеру или любое другое устройство (если такая съемка проводилась на месте ДТП);
- письменные показания свидетелей ДТП (если они были собраны);
- полис ОСАГО;
- заявление о полном возмещении убытков;
- доверенность от владельца ТС на получение страхового возмещения, если в страховую компанию обратилось не застрахованное лицо, а его представитель;
- номер счета с банковскими реквизитами, на который страховая компания должна будет перечислить страховое возмещение, если она не компенсирует ущерб восстановительным ремонтом застрахованного транспортного средства, а вы не захотите получить его наличными деньгами.
В страховую компанию также могут обращаться за получением страховой выплаты с документами, оформленными по европротоколу, водители транспортных средств застрахованных по полису КАСКО.
2. Максимальный срок рассмотрения документов, предоставленных в страховую компанию для осуществления страховой выплаты, составляет 20 рабочих дней. Для определения размера компенсации ущерба, нанесенного застрахованному лицу в результате ДТП, во многих случаях транспортное средство предоставляется на осмотр независимому эксперту, проводящему оценку ущерба. В страховых компаниях такая экспертиза проводится совершенно бесплатно и как показывает практика, сумма оценки в большинстве случаях получается заниженной, но при этом срок выплаты страхового возмещения сокращается до минимума. Если обратиться в оценочное бюро и сделать платную независимую экспертизу, то сумма оценки ущерба будет реальной, а все затраты сделанные на ее проведение вам возместит ваша же страховая компания после предъявления ей чека оплаты за ее проведение. Так что, если у вас транспортное средство получило незначительные повреждения и вы хотите быстро получить страховую выплату, то оценить нанесенный ущерб можно в своей страховой компании, а если повреждения значительные, то оценку целесообразно произвести платно в бюро независимой экспертизы. Следует также отметить, что виновнику запрещено утилизировать или ремонтировать свое ТС без согласия на то страховой компании в течение 15 дней со дня ДТП, т. к. эксперты при составлении заключения могут захотеть осмотреть его. К владельцу ТС нарушившему этот срок, страховой компанией может быть предъявлен судебный иск на сумму равную выплаченному возмещению.
3. Если страховая компания производит застрахованному лицу возмещение в виде восстановительного ремонта ТС, то срок его проведения не должен превышать 30 дней со дня поступления ТС на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании заключен соответствующий договор.
Это документ, упрощающий оформление ДТП без сотрудников ДПС, который заполняют виновный водитель и потерпевший.
Такой подход позволяет существенно сэкономить время на оформление происшествия, способствует быстрому освобождению проезжей части, тем самым снижая риск новых столкновений.
Оформление схемы ДТП в 2021 году
Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли
Бесконтактная аварийная ситуация подразумевает отсутствие непосредственного соприкосновения двух транспортных средств. Если уточнить, то ДТП с такой характеристикой представляет собой ситуацию, когда один из водителей нарушил правила дорожного движения, в результате чего второй одного из водителей на маневр чтобы избежать столкновения, но в итоге получил повреждения автомобиля.
В российской практике составление европротокола не используется при бесконтактном ДТП. Это обусловлено необходимостью проведения специальных экспертиз для выявления степени виновности водителя. Очевидно, что сами участники не обладают достаточными полномочиями – трасологическая процедура происходит лишь с учетом схемы, которая составляется инспекторами.
Это же обоснование может быть применено в случаях, когда автомобили незначительно соприкоснулись, что вынудило одного из водителей на маневр, повлекший другие повреждения. В ситуациях такого рода также необходимо привлечение сотрудника полиции для разрешения проблемных вопросов.
Бланк европротокола
Сам документ называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии» и представляет собой два листа: основной, в который вносится вся информация, и дополнительный, куда копируются сведения. На лицевой стороне расположены две колонки, которые должны быть заполнены водителями по отдельности. После указания всех значимых обстоятельств, один экземпляр остается у виновника, другой у потерпевшего водителя. При этом не является важным, кому достанется оригинал, а кому копия – каждый из них обладает равной юридической силой.
Бланк в обязательном порядке выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Он, бесспорно, удобнее, чем распечатанный самостоятельно, за счет того, что не приходится заполнять второй экземпляр, он копируется автоматически.
Важно: Бланк выданный СК заполнять удобно, но не обязательно. В ситуациях не терпящих отлагательства, его можно скачать здесь ⇓ и распечатать.
Рекомендации по заполнению
Чтобы исключить вероятность возникновения претензий по оформлению европротокола, при внесении сведений в бланк следует придерживаться некоторых требований:
√ Заполнять ручкой. Использование карандаша недопустимо в связи с возможностью изменения данных в дальнейшем;
√ Почерк должен быть разборчивым. Если же он совсем «докторский», то лучше использовать печатные буквы;
√ Наличия помарок или исправлений следует избегать, так как в будущем они могут стать причиной появления лишних проблем. Поэтому при допущении ошибки рекомендуется взять новый бланк;
√ Все обязательные графы должны быть заполнены.
Выполнение вышеуказанных требований – это первое, что необходимо учитывать участникам ДТП, желающим избежать претензий со стороны заинтересованных лиц.
Лимит выплат по европротоколу
Сейчас предельная сумма возмещения ущерба по ДТП, оформленному в упрощенном порядке, составляет 100 тысяч рублей. Данная граница актуальна не только в провинциальных регионах, но и для столицы, Санкт-Петербурга и их областей. Но все же для второй группы существует исключение. Если авария была оформлена по европротоколу и были предоставлены сведения системы ГЛОНАСС или другой аналогичной, то максимальный объем компенсации вырастает до 400 тысяч рублей, что соответствует лимиту по ОСАГО.
Виновник обязан в течение 5 рабочих дней со дня происшествия, отправить в адрес своей страховой компании извещение о ДТП. Сделать это можно как при личном посещении офиса фирмы или отправив заказное письмо с описью вложения.
Собственнику транспортного средства, являющемуся виновным в ДТП, не следует приступать к ремонтным работам или утилизации автомобиля до того, пока не истечет 15 календарных дней. Приступить к ремонту позволительно раньше, только при письменном согласии страховщика.
При требовании компании предоставить ТС для проведения осмотра или экспертизы владельцу необходимо доставить машину к пункту приема в течение 5 дней с даты запроса.
- Что делать после аварии
- Что такое европротокол
- Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
- Что нужно заполнить на бумаге
- Как заполнить бланк европротокола
- Как оформить европротокол через приложение
- Куда подавать документы на выплату
- Размер выплат по европротоколу
В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:
ситуация | кто составляет | обязательна/необязательна |
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД | Участники ДТП | Обязательна |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС | схему ДТП самостоятельно составляют участники | Рекомендовано |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ | Участники ДТП могут составить дополнительную схему | По усмотрению |
Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.
План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.
Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.
Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.
Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.
Используются общепринятые символы без излишней детализации.
Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.
При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.
Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:
- имеется только два участника ДТП;
- нет вреда здоровью;
- сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
- у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
- отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.
Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.
- Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
- Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
- Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
- Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.
Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.
Как правильно заполнить европротокол в 2021 году, чтобы не отказали в выплате?
Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.
Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.
Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.
Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.
Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.
План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.
Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.
Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.
Документ будет иметь полную юридическую силу, если участники его подпишут.
Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.
Пункт 1.4 говорит о том, что бланк извещения должен быть распечатан с официального сайта страховой компании. Чтобы его получить, нужно сделать следующее:
1. Найти через поисковую систему официальный сайт своей страховой компании.
Обратите внимание, существует множество сайтов, копирующих официальные сайты страховых компаний. Вам нужно найти оригинальный сайт, а не его копию.
2. Перейти в раздел сайта, который посвящен страхованию автомобилей или ОСАГО.
3. Найти в этом разделе файл извещения для печати. Данный шаг может вызвать определенные трудности, т.к. страховые не выкладывают файлы на видном месте и зачастую «прячут» их на страницах с ответами на вопросы, с инструкциями и других подобных.
4. Распечатать файл извещения. Сам европротокол занимает один лист формата А4 и должен быть распечатан на двух сторонах этого листа. Для оформления одного ДТП требуются как минимум 2 экземпляра извещения (по одному для каждого из водителей). То есть распечатать нужно как минимум 2 листа (каждый на двух сторонах).
При этом, поскольку каждый экземпляр европротокола будет заполняться отдельно (у водителя будет обычная бумага, а не самокопирующаяся), то велика вероятность случайных ошибок, связанных с несовпадением данных в разных экземплярах.
Так что не будет лишним распечатать и пару дополнительных экземпляров извещения.
Таким образом, смело печатайте 4 бланка европротокола и кладите их в автомобиль. Будем надеяться, что они не пригодятся.
В 2021 году на основании схематического плана аварии происходит определение виновника дорожно-транспортного происшествия. Сотрудники ГИБДД и работники страховой компании получают возможность подробно разобрать обстоятельства случившегося. Если происходит обращение в суд, схема ДТП в обязательном порядке прикрепляется к материалам дела.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Внимание
Схема ДТП составляется после любой аварии. При составлении европротокола, действие может выполнить любой участник происшествия. Если ДТП требует вызова сотрудников Госавтоинспекции, они составят схему аварии самостоятельно. Чтобы документ был признан действительным, он должен быть оформлен в соответствии с положениями ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО.
Оформление ДТП в 2021 году может производиться:
- Самостоятельно участниками аварии. Составляется, если есть условия для оформления ДТП по Европротоколу.
- Сотрудниками ГИБДД. Если ДТП нельзя оформить вышеназванным способом, участники должны вызвать инспектора ГИБДД.
Европротокол — процедура оформления документов о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Заполняется специальный бланк Извещения.
Если он будет заполнен правильно, на его основании можно получить денежную компенсацию по страховому полису.
Оформление аварии по правилам Европротокола — возможность самостоятельно задокументировать произошедшее и продолжить свой путь в кратчайшие сроки, не создавать пробок и заторов на дороге.
Регламентируется законом Об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г., статья 11.1.
Условия для оформления аварии по Европротоколу:
- в аварии пострадали только два автотранспортных средства, и их гражданская ответственность застрахована;
- нет пострадавших, погибших, другому имуществу вред также не причинен;
- отсутствуют разногласия в связи с повреждениями автомобилей;
- размер ущерба составляет не более 50 000 рублей.
Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют подобным условиям, оформлять аварию нужно в общем порядке.
Получают бланк извещения в страховой компании при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Также за бланком можно обратиться в офис страховой компании или поискать на официальном сайте страховщика. Также могут помочь справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант».
Схема нужна для:
- разбора обстоятельств ДТП;
- получения денежной компенсации от страховщика;
- получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.
Как рисовать схему ДТП в Европротоколе? Для начала узнаем, какие сведения должна содержать схема.
Участники аварии должны отразить в документе:
- месторасположение машин перед ДТП, направление их движения;
- были ли или нет препятствия на проезжей части;
- есть ли на данном участке дороги знаки светофоров, разметка;
- были ли другие автотранспортные средства помехой при совершении маневра;
- нужно отразить ширину дороги, количество полос в одном направлении;
- место первого столкновения;
- расположение автотранспортных средств после аварии.
Разберем, как самостоятельно оформить схему ДТП.