Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самый большой госдолг в мире 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:
- любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
- приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
- восстанавливается общий бюджет государства.
Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
- Нормативно-правовая база
- График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
- Структура долга
- Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
- Глоссарий
- О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.
В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.
Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.
Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.
Национальный долг и ВВП по странам мира (таблица) 2021
В долговой капкан влезли не только государства, но и компании, воспользовавшись низкими ставками, чтобы занять побольше и подешевле. На этом фоне корпорации, подстегиваемые беспрецедентной господдержкой рынков, развернули небывалую продажу облигаций, отмечают в IIF.
«Например, в США в 2020 году объем корпоративного долга с низким кредитным качеством (рейтинг BB и ниже) стал рекордным, что через несколько лет может перерасти в пузырь, если компании будут испытывать проблемы с погашением долга», — отмечает аналитик QBF Ксения Лапшина.
Аналитики указывают на то, что в самом увеличении объема долга нет ничего необычного, долговая экономика — уже давно наша реальность. Другое дело — способность его обслуживать, будь то частное лицо, компания или государство, а с этим как раз и могут возникнуть проблемы.
Как поясняют в Институте международных финансов, из-за пандемии резко усилился риск кризиса рефинансирования: многие страны и компании уже не в состоянии привлечь новые займы, чтобы рассчитаться по тем, что уже набрали. А поскольку Международный валютный фонд и Всемирный банк потратили немало средств на антикризисные программы, кто сможет предоставить новые кредиты, пока не очень ясно.
- Обновлен рейтинг миролюбивых стран 18 июня, 2021
- Немного обновились цвета сайта и изменился внешний вид подвала 30 мая, 2021
- Добавлен список самых популярных СМИ по количеству платных подписчиков 4 мая, 2021
- Добавлен рейтинг стран по % экспорта топлива в общем экспорте 3 мая, 2021
- Добавлен рейтинг стран по доле туризма в экономике 26 апреля, 2021
Примечательно, что совокупный долг России также заметно вырос с начала 2020 года — до 143,8% ВВП. Впрочем, как следует из доклада IIF, показатель по-прежнему остаётся значительно ниже, чем в большинстве государств. Более того, задолженность российского правительства составляет лишь 18% ВВП.
Как отметил Иван Капустянский, до пандемии госдолг России оставался стабильным за счёт профицита бюджета. Так, доходы казны превышали расходы, а часть прибыли от продажи нефти власти направляли в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
-
15 апреля 2021, 08:48
Рубль рухнул после сообщений, что санкции США коснутся госдолга РФ
-
11 марта 2021, 21:46
«Это будет наказание собственных инвесторов». Глава Минэкономразвития оценил санкции против российского госдолга
-
24 февраля 2021, 09:30
Госдолг России вырос на 40% в 2020 году
-
28 октября 2020, 11:03
Планку госдолга Петербурга подняли до 70% от объема доходов города
Мировой долг растет: в каких странах возможен дефолт в 2021 году
Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.
В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:
- международным банкам;
- правительствам других стран мира;
- частным банкам, которые принадлежат иностранцам.
Внешний долг различают двух типов:
- Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2021).
- Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).
Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.
Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:
- Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
- зависимость от экспортных товаров;
- отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
- погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
- Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
- срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
- достаточности международных резервов;
- мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
- Показателями по госсектору, а именно:
- влияния налоговых поступлений на государственный долг;
- изменения курса иностранной валюты к домашней.
Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).
В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.
Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:
- соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
- степень открытости внешнего рынка капитала;
- режим реального валютного курса;
- вероятность возникновения экономического кризиса.
Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.
Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:
- любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
- приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
- восстанавливается общий бюджет государства.
Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.
Соотношение госдолга к ВВП страны к 2020 году.
Какие страны имеют самый большой долг в мире? Вот список из 20 стран с наибольшим государственным долгом:
Япония, с населением 127,185,332, имеет самый высокий государственный долг в мире на 234.18% своего ВВП, за ней следуют Греция на 181.78%. В настоящее время госдолг Японии на ¥1,028 трлн (9.087 трлн долларов США). После того, как фондовый рынок потерпел крах в Японии, правительство выручило банки и страховые компании и предоставила им льготные кредиты. Банковские учреждения должны были быть объединены и национализированы через определенный период времени, чтобы помочь перезагрузить экономику. К сожалению, эти действия привели к увеличению долга Японии.
Государственный долг Китая в настоящее время 54.44% его ВВП, значительное увеличение по сравнению с 2014 г., когда государственный долг был 41.54% ВВП . Государственный долг Китая составляет в настоящее время свыше ¥38 трлн (свыше 5 триллионов долларов США). В докладе Международного валютного фонда 2015 года заявили, что долг Китая находится на относительно низком уровне, и многие экономисты отклонил опасения по поводу размера задолженности в ее общей численности и по отношению к ВВП Китая. В настоящее время Китай имеет крупнейшую экономику в мире и крупнейшую популяцию — 1,415,045,928 человек.
Соотношение долга России является одним из самых низких в мире в 19.48% своего ВВП. (На конец 2019г. 13.79%) Россия является девятым (Пятым на 2019) в списке стран-должников в мире. Долг России в настоящее время составляет в общей сложности более 15 трлн. руб (216 млрд долларов). Большая часть внешнего долга России-частная.
Государственный долг Канады в настоящее время в 83.81% своего ВВП. Государственный долг Канады в настоящее время около 1,2 трлн канадских долларов (925 млрд. долларов США). Происходило постепенное снижение долга после 1990-х годов до 2010 года, но долг снова начал расти.
В настоящее время соотношение долга Германии 59.81% от его ВВП. Общий долг Германии составляет примерно 2.291 трлн € (2.527 трлн долларов США). Германия является крупнейшей экономикой Европы.
Соотношение долга Украины от ее ВВП 62.03% Численность населения 43,733,762 человека. В долларах Госдолг составляет 241 миллиард.
Государственный долг Казахстана составляет 20.90% (101 миллиард долларов США) от ВВП этой страны, с населением 18,776,707 человек.
Данные в тексте и на графике разнятся. В статье данные МВФ от апреля 2018 года. На графике за октябрь 2019.
Эрих Мария Ремарк писал книгу « Жизнь взаймы » явно не про тех, о ком сегодня пойдет речь. Однако название бы отлично подошло. Забегая вперед, выдам один спойлер: на каждом жителе Люксембурга лежит долг в размере 6,5 миллионов долларов.
Лично сами люксембуржцы никому ничего не должны, но вот если долг их страны разделить на количество жителей – получится такая вот сумма.
Сегодня мы с Вами узнаем, какие страны привыкли занимать на собственные нужды у других и должна ли Россия кому-то.
Рад приветствовать Вас на своем канале! Мы начинаем😉
Сумма мирового долга растет: каким странам угрожает дефолт в 2021 году
Госдолг – задолженность государства перед своими иностранными кредиторами. Очевидно? Согласен. Но проговорить стоило. Возникает госдолг для того, чтобы покрывать дефицит бюджета. Альтернативой госдолгу могут быть такие меры, как повышение налогов или сокращение расходов на внутренние расходы . Но это вызывает недовольство населения. Поэтому многие страны прибегают к международным займам.
А кто чаще всего прибегает к займам, можете увидеть на следующей картинке
22% от всех долгов в мире, 22 триллиона долларов. Все это про США. Первоначально Трамп обещал, что остановит дальнейший рост госдолга, но видимо что-то пошло не так. За время его правления госдолг вырос на 2,5 триллиона долларов.
Американский долг активнее всего спонсируют Китай и Япония, они вложили по триллиону долларов. Причем Япония сама имеет долг в 4 триллиона. Занимают, чтобы вложиться что-ли.
Люксембург и Ирландия выглядят так, как будто они сами детишки и зашли в комнату, где разговаривают взрослые. Причем хлопнув при этом дверью и перебив говорящего. Не хочу принизить эти страны, просто на фоне мировых лидеров по ВВП, они выглядят немного странно.
Россия берет в долг аккуратно, в случае необходимости. Мы занимаем 26 место в мире по размеру государственного долга, он составляет 480 миллиардов долларов.
По оценкам Всемирного банка, госдолг становится проблемным, когда его размер составляет 77 и более процентов от годового ВВП государства. В России этот показатель равен всего лишь 16%, это очень мало по мировым меркам. Мы являемся незакредитованной и финансово устойчивой страной.
Что же с соотношением долга к ВВП в остальных странах? Смотрим.
США уже нет в десятке. Как и в двадцатке. Мы найдем штаты лишь на 30 мере с показателем 99,6%.
ТОП-3 у нас прямо-таки экзотический получился. Если кто забыл, напомню, Маврикий – это небольшое островное государство в Индийском океане, территориально его относят к Восточной Африке. Занимают они, скорее всего, на строительство инфраструктуры и медицинские услуги.
Нахождение в ТОП-10 Сингапура, Гонконга и Швейцарии объясняется тем, что это крупные финансовые центры и их займы связаны, соответственно, с финансовыми операциями. Эти страны занимают, чтобы затем более выгодно вложить.
Вот такой у нас обзор сегодня получился 😊
Долг/ВВП (2020), % | Изменение в отношении долга к ВВП, п.п. | ||
2019–20 | 2020–21 | ||
Развитые страны | 120.1 | 18.19 | 2.39 |
Развивающиеся страны | 64.4 | 7.52 | -0.11 |
Бедные развивающиеся страны | 49.5 | 3.40 | 0.40 |
Германия | 68.9 | 9.28 | 1.32 |
США | 127.1 | 18.92 | 5.73 |
Китай | 66.8 | 9.77 | 2.78 |
Саудовская Аравия | 89.6 | 15.67 | -2.96 |
Россия | 19.3 | 5.55 | -1.21 |
Индия | 98.9 | 11.29 | -0.54 |
Мексика | 60.6 | 7.29 | -0.05 |
Бразилия | 32.4 | 9.64 | -1.41 |
Южная Африка | 77.1 | 14.91 | 3.72 |
Источник: Источник: МВФ.
В основном рост госдолга произошел за счет размещения Минфином ОФЗ. С начала пандемии Минфин разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн рублей, долг по ОФЗ с марта 2020 года по март 2021 года увеличился на 4,7 трлн рублей.
В феврале-марте 2021 года на международных финансовых рынках повышается тревожность, растут доходности по трежерис. Причина связана с растущими инфляционными ожиданиями в США 1 , последующими за пакетом Байдена, а также большим объемом заимствований в отсутствии новых мер по предоставлению ликвидности. Значительно увеличились доходности длинных бумаг, в то время как доходности двухлетних казначейских облигаций сохранились на прежнем уровне.
На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.
В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.
В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.
Всемирный банк опубликовал список стран-должников перед Россией
Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.
Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.
Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.
Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.
Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.
Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.
На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.
1 Ссылка на предыдущий доклад
2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.
3Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.
Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:
- любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
- приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
- восстанавливается общий бюджет государства.
Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.
- Обновлен рейтинг стран по уровню коррупции 27 января, 2021
- Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
- Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
- Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
- Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).
Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.
Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:
- В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
- Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
- Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
- Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.
В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.
Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.
Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
Бруней | 0 | 0 |
Макао | 0 | 0 |
Республика Палау | 0 | 0 |
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.
Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:
- баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
- соотношение внешнего долга и ВВП;
- показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
- показатель платежеспособности и ликвидности.
Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.
Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.
Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.
Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.
Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.
Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:
- Оптимизация затрат на обслуживание
- Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
- Контроль безопасного уровня долга
Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.
Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.
Банковский сектор страны пребывает в явном кризисе, что в совокупности с общеевропейскими проблемами негативно сказывается на объеме заимствований. До 2008 года долг Ирландии не превышал 30% от ВВП, эксперты же прогнозируют увеличение показателя до 120% в ближайшие год-два. По размеру госдолга в расчете на одного жителя страны Ирландия уступает только Японии.
Уровень государственного долга в стране составляет 123% от ВВП. На каждого итальянца сегодня приходится примерно $43 тысячи госзаимствований. Правда экономика Италии демонстрирует рост в объеме около 7% в год, поэтому значительного увеличения доли госдолга к ВВП не ожидается. Аналитики прогнозируют рост показателя на 1-1,5% к концу этого года.
Рейтинг стран по внешнему и государственному долгу
Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:
- падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
- уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
- падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
- ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
- не ослабевающее санкционное давление.
Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.
Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.
Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.
- Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
- Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
- Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
- В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
- При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.
Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.
Среди самых распространенных мер предотвращения роста задолженности можно выделить следующие:
- стимулирование экономики;
- пересмотр самой структуры государственных займов таким образом, чтобы дефицит бюджета не представлял собой угрозу безопасности государства;
- увеличение срока, выделенного на погашение задолженности;
- своевременная выплата заимствованных средств с целью предотвращения наложения штрафных санкций и сохранения своей репутации;
- использование полученных средств исключительно с целью улучшения экономического положения внутри страны;
- улучшение системы контроля над распределением и расходованием заемных денег;
- координация долговой политики исключительно с учетом тенденций экономической и финансовой сферы;
- организация международных саммитов для поиска оптимальных методов решения долговых вопросов;
- разработка новых способов управления долгом страны.
Как показывает опыт, единственно верный путь, который поможет значительно снизить долг стран мира, – это стремление к росту и благополучному функционированию экономики каждого отдельного государства.
Но осуществить это можно только посредством экономии на бюджетных издержках внутри державы. Такой путь, конечно же, не даст немедленного и кардинального результата, но сможет значительно снизить задолженность в мировом масштабе. Пока единственная страна, которая добилась успеха в оптимизации бюджетных расходов, – Ирландия.
В заключение следует отметить, что залогом процветающей экономики является успешно работающие производство и бизнес, которые платят налоги, тем самым поднимая благополучие всей страны. Пока данный сегмент рынка будет находиться «в тени», ни о какой стабилизации экономики не может быть и речи.
42100
Фото 22041
45307
21607
Фото 10901
Фото 6982
Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.
В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:
- международным банкам;
- правительствам других стран мира;
- частным банкам, которые принадлежат иностранцам.
Внешний долг различают двух типов:
- Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
- Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).
Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.
Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:
- Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
- зависимость от экспортных товаров;
- отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
- погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
- Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
- срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
- достаточности международных резервов;
- мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
- Показателями по госсектору, а именно:
- влияния налоговых поступлений на государственный долг;
- изменения курса иностранной валюты к домашней.
Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).
Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:
- соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
- степень открытости внешнего рынка капитала;
- режим реального валютного курса;
- вероятность возникновения экономического кризиса.
Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.
Громадные кризисы не прошли бесследно, происходящее в 1929 годах нанесло должный удар по фондовому рынку. А также народу, который катился в нищенское существование. Но по злому року выйти из полного краха Америке помогли войны. Сначала Первая, а потом Вторая мировая.
Во Второй Мировой войне сильно пострадали экономики европейских стран, тогда как на территории Штатов боевые действия не разворачивались. Но все же, являясь обладателем огромного долга, накопившегося с 1930-х годов, Америка стала учредителем Всемирного банка. А также Международного валютного фонда (МВФ).
Заведения были рады предоставлять кредиты другим государством, что положительно сказалось на политическом положении США.
Рос авторитет доллара, который стал главной валютой в мире, и падение которого на сегодня приведет к краху мировой экономики. Укреплению положения Америки способствовало не только правильное использование послевоенных последствий, но и активное развитие бизнеса в 1970-х г.
Годы | Размер госдолга Штатов, в долларах |
1977 | 629 трлн. |
1981 | 909 трлн. |
1989 | 2601,1 трлн. |
1993 | 4001,8 трлн. |
2001 | 5628.7 трлн. |
2009 | 9986,1 трлн. |
2017 | 20 трлн. |
2018 | 21, 055 трлн. |
Июнь 2020 | 26 трлн. |
В итоге, достигнув долга в 20 трлн. долларов, стопка из купюр в 100 $ была бы в высоту свыше 20 000 км. Эта цифра практически в 2 раза больше диаметра Земли.
Внезапный скачок госдолга Америки в период первого срока правления Рональда Рейгана с 834 млрд долларов до 1525 млрд долларов привело к недоумению и беспокойству Конгресса. В итоге в 1985 г. был принят Закон о сбалансированности бюджета и слежении за дефицитом в ЧС.
Возникают справедливые мысли, что США уже не смогут расплатиться со своим долгом, и что Америка де-факто чуть ли не банкрот. Ведь, к примеру, долговой кризис в Европе начался тогда, когда государственный долг Греции достиг 115% ВВП. Долг США уже сейчас больше и будет только расти.
Но мало кто знает, что общий объем государственного долга США можно разделить на две части — публичный и самим себе. Ведь значительной долей долга США владеют так называемые «внутриправительственные холдинги», самым крупным из которых является государственный «Social Security Trust Fund». Общая величина долга, которым владеют государственные фонды, на 18 февраля составляла $6 106 млрд.
За вычетом части долга, которым владеют сами США, то есть США должны сами себе, величина так называемого публичного долга составляет уже $21 815 млрд. или около 100% ВВП, а не 129,8% ВВП.
Нужно учитывать, что ФРС США владеет долгом в размере $4 824 млрд. Если вычесть и эту величину, то уровень чистого публичного долга упадет до $16 991 млрд., что уже составит около 80% ВВП. Таким образом, ситуация с долгом уже перестает быть критичной для Америки. Даже если в текущем году долг вырастет, то значительную его долю выкупит ФРС США. А значит объем чистого публичного долга не превысит 100% ВВП.
Важная деталь — США занимают под очень низкий процент. К примеру, сейчас доходность по десятилетним облигациям составляет 1,5% годовых. Средняя доходность этих облигаций за последние 10 лет — 2% годовых. По 5-летним облигациям текущая доходность равна 0,65%, по коротким облигациям сроком 6 месяцев — всего 0,05%.
В 2021 году в бюджете США заложены расходы по обслуживанию долга на уровне $378 млрд. Это 7,8% от расходов федерального бюджета или 1,7% ВВП США.
Для сравнения: в 2008 году, когда долг США был значительно меньше, а ставки выше, Штаты заплатили по долгу $252 млрд., что также было равно 1,7% ВВП. При этом общая величина долга тогда составляла менее 70% ВВП.
Нужно учитывать и то, что ФРС США хоть и получает проценты по купленным у казначейства облигациям, но в конце концов регулятор выплачивает свою прибыль обратно Казначейству США. А за счет этого весь портфель на балансе ФРС де факто имеет нулевую стоимость для Казначейства США.
К примеру, в прошлом году ФРС вернул Министерству финансов в виде своей прибыли $88 млрд. И, если учесть этот фактор, исключая операции с ФРС, то общий объем обременений сократится до $300 млрд. и 1,4% ВВП.
Поэтому на данный момент госдолг США не является проблемой для Америки. США могут жить, как сейчас, очень долго. Американский долг сейчас стоит не больше, чем 5 и 10 лет назад. А в конечном итоге важно не то, какова величина долга, а сколько стоит его обслуживание.
Конечно же, для США не все так гладко: при росте инфляции проблемы все же будут. Но возникнут они уже по новым долговым бумагам. Ведь даже если США в будущем уже не будут запускать новые программы помощи экономике, у бюджета страны все равно сохранится дефицит, который будет покрываться за счет новых займов.
Старые долговые бумаги будут гаситься и взамен Казначейству США необходимо будет выпускать новые бумаги, то есть рефинансировать долг. И все это властям США нужно будет делать уже по новым более высоким ставкам.
Около $5 трлн. долга США сконцентрировано в коротких облигациях сроком менее года. Соответственно, в течение года весь этот объем нуждается в рефинансировании. Также ежегодно Америке нужно рефинансировать и длинные облигации, которые размещаются на срок более года. А это примерно еще около $3 трлн. в год.
Нужно будет финансировать текущий дефицит бюджета на примерно триллион долларов. Всего, даже без учета программ помощи и без индексации на инфляцию, в предстоящие годы Америке ежегодно придется рефинансировать от 8 до 10 трлн. долларов долга. По новому долгу ставки, а значит и цена обслуживания, будут расти.
Но и тут для США нет катастрофы. Поскольку весь долг номинирован в долларах. А потому у Казначейства США всегда есть возможность получить помощь от ФРС США. ФРС всегда может напечатать еще долларов по очередной программе QE.
Да, возможно инфляция разгонится в будущие годы до 5% или 10%, а может и до 15% в год. ФРС будет повышать свою ставку, но одновременно с этим регулятор может проводить количественное смягчение (QE). То есть, одной рукой ФРС будет изымать ликвидность, а другой — печатать.
А с такой политикой ФРС, как и сейчас, создаст искусственный дополнительный спрос на долговые бумаги США. Доходность даже по новым выпускам облигаций, вероятно, будет ниже уровня инфляции. К примеру, инфляция будет 8%, а доходность по новым выпускам 10-летних облигаций — 7%. И тогда, как и сейчас, убыток будут получать держатели долга, а не США.
Но во всем этом есть другой минус. Именно из-за текущего огромного долга Америке будет сложно бороться с растущей инфляцией. Ведь, если бы не было большого долга, и на балансе ФРС не было бы казначейских бумаг, то изъять излишние доллары регулятор мог бы просто повысив ставку.
В текущей же ситуации доллары, которые были напечатаны для выкупа облигаций, невозможно изъять из системы путем повышения ставки. Чтобы изъять эти доллары, ФРС должен продать облигации со своего баланса, а этого не произойдет без ущерба для долгового рынка.
Поэтому ставка, как инструмент по регулированию объема ликвидности и как инструмент борьбы с инфляцией, сейчас уже не так важна. Можно даже сказать, что повышение ставки будет даже бесполезно, ведь это действие не сможет сократить объем денежной массы.
Плюс к этому при росте инфляции ФРС не просто не сможет изъять излишние доллары, а будет вынуждена напечатать их еще для поддержки долгового рынка США. Потому перед ростом инфляции финансовые власти США сейчас, можно сказать, безоружны из-за большого государственного долга. Более того, отчасти именно размер государственного долга и то, что ФРС стала его монетизировать, и станет причиной роста инфляции.
Возможно, власти США все это прекрасно осознают. А потому в данный момент тратят деньги и занимают с легкостью, пока эти займы стоят дешево. И поэтому ФРС, как мантру, повторяют, что ставки будут низкими длительное время, несмотря на рост инфляции.
Они видимо уже поняли, что инфляция неизбежна и они перед ней безоружны. Но это не проблема государственного долга для США. Это проблема для кредиторов США, потому что именно они и получат убыток.
Михаил Федоров
Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.
Пополняется бюджет за счет:
- налоговых поступлений;
- ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
- прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
- процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.
Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.
Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.
Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.
Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.
Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.
Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.
После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.
Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).
Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.
Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет $56 786 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $17 679 млн. В том числе:
- по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $6 100 млн.;
- владельцам ценных бумаг – $11 579 млн.
Внешний долг ЦБ РФ составил $6 890 млн.
Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.
Почему гигантские долги делают США только богаче
Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.
По источникам госдолг подразделяется:
- на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
- кредиты у международных структур: банков и фондов;
- гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
- долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.
В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.
Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:
- падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
- уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
- падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
- ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
- не ослабевающее санкционное давление.
Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.
Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.
Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.
- Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
- Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
- Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
- В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
- При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.
Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.
Госдолг на дрожжах: как Счётная палата разошлась в цифрах с МВФ
Общий объём госдолга достиг 17,8 % ВВП (против порядка 14% в 2019 году), говорится в докладе Счётной палаты. Закон о федеральном бюджете предполагал, что показатель вырастет ещё больше — до 19,1% ВВП. В 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8%, а в 2023-м — до 21,4%.
При этом по объёму показателя в отношении к ВВП госдолг России остаётся низким, отметил Порывай. «Мы являемся одной из немногих стран мира с таким низким уровнем долга. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — подчеркнул он.
Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на повышение суммы госдолга, поводов для дестабилизации экономики пока нет.
В период высоких цен на нефть формировались государственные резервные фонды и опережающими темпами погашался государственный внешний долг, напомнил руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком первого уровня в стране.
Все государственные активы республики сконцентрированы в госхолдинге Самрук-Казына, который инвестирует крупные проекты, направленные на развитие Казахстана.
Технологичные производства совместно с западными компаниями. В Казахстане производят свои товары такие гиганты, как Chevrolet, LG, Samsung, Bosch, 3M, Panasonic.
19004
17842
9143
7746
14325
Фото 9401
8768