Закон 230 о коллекторах 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон 230 о коллекторах 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коллекторы вправе:

  • звонить, слать СМС только определенное количество раз в неделю;
  • наносить визиты с ограничениями — по адресу не могут прийти сразу несколько сотрудников;
  • связываться с родственниками и коллегами должника без разглашения информации о долге;
  • проводить взыскание без психологического и физического насилия.

В сентябре 2020 года Госдума рассмотрела в первом чтении закон, который устанавливает запрет на общение с третьими лицами без их предварительного согласия. Если проект будет принят, коллекторы больше не смогут связываться с родственниками и коллегами заемщиков даже для уточнения информации о местопребывании или о способах связи.

Закон о коллекторах в 2021 году: ограничения и запреты на выбивание долгов

  1. Коллекторы обязаны представляться при любом контакте с должником. При звонке или визите общение должно начинаться с представления: взыскатель называет ФИО и агентство, на которое он работает. Также он обязан ответить на запрос должника, если тот уточняет регистрационные сведения об организации.
  2. Коллекторы не вправе звонить по взысканию задолженностей в ночное время, а исключительно до 20 или 22 вечера, в зависимости от того, рабочий это день или выходной.
  3. Коллекторы не могут применять шантаж, запугивание, угрозы, нецензурную лексику и другие неправомерные обращения.
  4. Коллекторы не могут проводить изъятие имущества. Такие действия находятся исключительно в компетенции судебных приставов, которые могут проводить взыскание только по судебным решениям.
  5. Коллекторы не могут требовать возврата задолженностей по чужим микрозаймам и кредитам, за исключением некоторых ситуаций: вы поручились по чужому кредиту (созаемщики тоже относятся к ответственным лицам), вы получили долг в наследство.

Деятельность коллекторских агентств регулируется ФССП — Федеральной службой судебных приставов, на которую наложено обязательство по ведению реестра коллекторов. Также за действиями коллекторов следит Национальная Ассоциация профессиональных коллекторских агентств.

При нарушениях законных требований к взыскателям применяются штрафные санкции:

  • 200 000 рублей штрафа или дисквалификация сроком до 12 месяцев, если нарушение допустил сотрудник агентства или кредитной организации;
  • 500 000 рублей, если ответственность за нарушение возложена на юридическое лицо: банк, МФО или коллекторское агентство.

Если действия выходят за рамки административных нарушений, приобрели уголовный характер, к ответственности коллекторов помогут привлечь следующие инстанции:

  • правоохранительные органы;
  • прокуратура.

Текст Закона РФ № 230-ФЗ не содержит трактовку понятия «коллекторы». Это слово здесь не встречается. Однако вместо него используется следующая формулировка: «юридические лица, осуществляющие работу по взысканию долго».

СПРАВКА. Несмотря на то, что в законе официально не используется слово «коллекторы», граждане и организации преимущество используют именно этот термин.

Госдума запретила коллекторам общаться с соседями и близкими должника

Несмотря на положительный эффект ФЗ № 230 для должников, данный нормативный акт все же не лишен ряда недостатков. Выражаются они в следующем:

  • введение большого количества ограничений в отношении действий взыскателя ставит под сомнение эффективность процедуры досудебного взыскания долгов,
  • множество запретов создают определенные затруднения в деятельности коллекторов, поэтому есть вероятность, что последние начнут искать новые схемы работы с должниками, не предусмотренные законом,
  • отсутствие в законе реальных механизмов защиты для должников. Этот вопрос регулируется лишь положениями ст. 11,
  • отсутствие каких-либо трактовок и разъяснений в отношении понятия «грубое нарушение закона», упоминание о котором содержится в пп. 4 п.1 ст. 16 ФЗ № 230,
  • текст закона сложен для восприятия лицами, не имеющими юридического образования.

Если проанализировать положения гл. 2 ФЗ РФ № 230, то можно выделить следующие права, которыми наделяются коллекторы:

  • взаимодействовать с должником такими способами – звонки по телефону, отправка сообщений в социальных сетях, направление письменных уведомлений, личные встречи,
  • контактировать с родственниками должника (при наличии письменного согласия последнего),
  • подавать исковое заявление в суд о взыскании просроченной задолженности,
  • привлекать третьих лиц в процессе взыскания долгов,
  • инициировать судебное разбирательство по вопросу признания должника банкротом (при наличии весомых оснований),
  • передавать документы приставам.

Помимо полномочий, для коллекторов в законе также прописано много ограничений и запретов. Касаются они следующих пунктов:

  • звонки, личные визиты и отправка сообщений должнику в неположенное время суток и больше определенного количества раз (подробнее об этом написано ниже),
  • звонки с телефонных номеров, которые не имеют отношения к коллекторскому агентству,
  • использование незаконных методов воздействия на должника – применение физической силы, направление угроз, уничтожение или повреждение имущества задолжавшего человека, введение в заблуждение и др.,
  • взаимодействие с должником при наличии одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 7 ФЗ РФ № 230 (нахождение последнего на стационарном лечении, несовершеннолетний возраст и т.д.),
  • попытки связаться с должником в случае, когда он написал письменный отказ от какого-либо общения с коллекторами,
  • звонки (письма, личные визиты) к родственникам должника, который не давал на это письменное согласие,
  • разглашение персональной информации физических лиц.

Защищая свои законные права интересы от действий недобросовестных коллекторов, должник может предпринять такие меры:

  • написать жалобу в контролирующие органы,
  • подать на нарушителей иск в суд.

СПРАВКА. Прежде чем приступать к каким-либо более радикальным мерам, необходимо попробовать решить вопрос с коллекторами самостоятельно. Для этого необходимо четко изложить свою позицию (лучше всего в письменном виде) с отсылками на конкретные нормы закона, которые они нарушают.

Закон о коллекторах: права должников

Цена сделки всегда определяется двумя обстоятельствами: суммой, которую заплатило агентство за ваш долг банку или МФО, и вашим умением торговаться. До пандемии коронавируса в большинстве случаев коллекторы выкупают долги за 4–5% от тела долга.

Правда, как сообщили на форуме ассоциации НАПКА, объединяющей коллекторские агентства, во время эпидемии 2021 года, цена на продаваемые банками портфели долгов, выросла. В январе-марте 2021 года цены на просроченные долги физлиц достигли почти 8% от номинала.

Несмотря на кризис, на рынке продажи долгов наблюдается дефицит предложения. Это происходит из-за общего снижения выдач новых кредитных продуктов и довольно длинного периода кредитных каникул, которые вводились в прошлом году на срок до 6 месяцев.

Кроме того, банки стали дробить лоты, чтобы привлечь к торгам небольшие агентства, которые готовы платить дороже.

Должник, со своей стороны, может требовать снижения суммы долга. На чем договоритесь — это уже зависит от упертости и терпения с обеих сторон.

Если у должника есть уважительные причины, по которым он не платил долг, то есть длительный больничный лист, справка 2 НДФЛ, по которой видно, что доходы снизились, справка с биржи труда о постановке на учет, можно и нужно торговаться.

Наши законы часто противоречат друг другу. Вы как бы ставите спою подпись на договоре, что согласны на передачу долга коллекторам, но с другой стороны, нарушается сама суть соглашения. По закону стороны имеют равнозначные возможности касательно условий.

Каждый может выдвигать свои требования и обговаривать их. А по факту вы получаете типовое соглашение в котором ничего не можете изменить.

На данный момент существует юридическая практика, которая оспаривает полностью все соглашения. Судьи хоть и нехотя, но расторгают кредитные договоры присуживая долг, но без права передачи третьим лицам.

Важно! Фактически 99% соглашений займа нарушают права заемщиков. Если действовать на опережение и первыми обращаться в суд, можно полностью контролировать долг и спокойно оплачивать.

Если банк передал долг коллекторам, необходимо сделать следующее:

  1. Выяснить условия передачи долга — агентский договор или цессия.
  2. Убедиться, что агентство работает на законных основаниях. С 1 января 2021 г. вступил в силу закон о коллекторской деятельности. Теперь все организации должны быть зарегистрированы.
  3. Затребовать сумму долга с пояснениями, почему именно такие цифры, как был произведен расчет.
  4. Договариваться о посильном погашении долга либо самостоятельно обращаться в суд.

Законодатель запрещает передачу долга третьим лицам в следующих случаях:

  1. Если речь идет о задолженности по коммунальным услугам.

Долг может быть передан только профессиональным участникам рынка – ЖЭУ, ресурсным организациям. Это связано с тем, что непрофессионалам гражданин не сможет доказать в суде, что долг был образован, например, в результате счетной ошибки.

Поэтому с целью защиты прав граждан коллекторские агентства из этого круга правоотношений законодатель с 2021 года исключил.

  1. Если договор содержит условие о необходимости получения согласия должника (и оно не было получено) либо о запрете уступки требования третьим лицам (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 54 от 21.12.2017 г.).

Коллекторы не смогут «кошмарить» должников – сенаторы приняли закон

Если банк отдал долг коллекторам что делать должнику в таком случае? Хотим обратить ваше внимание, что каждый решает эту проблему самостоятельно, но выбор здесь небольшой.

  1. Оплатить долг полностью.
  2. Договориться о частичных платежах.
  3. Игнорировать взыскание.
  4. Попытаться решить вопрос в судебном порядке.

Коллекторы будут настаивать на единоразовом и полном погашении долга. Но если денег нет, попытайтесь договориться.

Прятаться советуем в последнюю очередь. Это не решит проблему и даст возможность провести суд без вашего участия, что чревато такими последствиями, как:

  • опись и арест имущества;
  • запрет выезда заграницу;
  • запрет на регистрационные действия с движимым и недвижимым имуществом;
  • проблемами на работе.

Важно! Только путем переговоров можно добиться нужного результата. Коллекторам выгодно, чтобы должник хоть что-то платил, чем просто пропал.

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей, за исключением случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии).

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляемую в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности.

4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) должник — физическое лицо, имеющее просроченное денежное обязательство;

2) государственный реестр — государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;

3) уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять ведение государственного реестра, контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

Статья 3. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности

1. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности (действий, направленных на возврат просроченной задолженности) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, арбитраже (третейском разбирательстве), производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве, адвокатуре и адвокатской деятельности, нотариате, банкротстве, бюро кредитных историй и уголовно-процессуальным законодательством, а также в связи с исполнением полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и осуществлением функций организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Статья 4. Способы взаимодействия с должником

1. При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;

3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

3. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного в части 2 настоящей статьи соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением.

5. Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

6. Согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом.

8. Положения частей 5 — 6 настоящей статьи не применяются к случаям, предусмотренным частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, касающимся взаимодействия:

1) кредитора (цедента) с другим лицом (цессионарием) при переходе к такому лицу права требования и в ходе переговоров об уступке права требования;

2) кредитора с другим лицом (агентом) при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении его соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности, а также в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности.

9. Предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 5 — 10 настоящего Федерального закона правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия с любым третьим лицом.

10. Требования к организации взаимодействия между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, установленные настоящей статьей, а также статьями 5 — 10 настоящего Федерального закона, подлежат применению при взаимодействии кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с физическим лицом, предоставившим обеспечение исполнения денежного обязательства должника.

Статья 12. Включение сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр

1. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.

2. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом (далее — заявитель) в уполномоченный орган следующих документов и сведений:

1) заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и номеров контактных телефонов;

2) копии учредительных документов;

3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 дней до даты представления документов;

4) сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

5) документы, содержащие сведения о размере чистых активов юридического лица, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов;

6) копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;

7) копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;

8) копии документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

9) выписка из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

10) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Документы, которые органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заявитель вправе представить по собственной инициативе.

4. В заявлении о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр декларируется соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 5, 10 и 11 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, если заявителем не представлена указанная выписка по собственной инициативе.

6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.

7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 15 настоящего Федерального закона оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр.

8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр устанавливается уполномоченным органом.

9. Информация о включении юридического лица в государственный реестр размещается на официальном сайте такого юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

К числу новелл законопроекта можно отнести появление понятия «автоматизированный интеллектуальный агент» («робот-коллектор»), под которым понимается инструмент для отправки голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, который применяет систему генерации речи и поддерживает различные произвольные сценарии разговоров с должниками или иными лицами в зависимости от хода ведения диалога, получаемой от должников или иных лиц в ходе диалога информации. Также определен термин «профессиональная коллекторская организация» – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.

Кроме того, расшифровано понятие «телефонные переговоры» – способ взаимодействия путем использования средств телефонной связи, в результате которого устанавливается диалог между представителем кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, и должником, в рамках которого они обмениваются информацией по вопросу возврата просроченной задолженности. Также в понятийном аппарате очерчен круг граждан, относимых к третьим лицам, – это любые физлица, включая членов семьи должника, родственников, иных проживающих с ним лиц, соседей.

Эксперт: поправки к закону о коллекторах могут навредить должникам

Согласно законопроекту предъявлению кредитором требования о возврате просроченной задолженности в суд в обязательном порядке должно предшествовать направление такого требования должнику и получение от него отказа в исполнении требования либо неисполнения требования в 30-дневный срок после его получения либо неполучения ответа в тот же срок. Требование направляется должнику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается ему под расписку или направляется кредитором на адрес электронной почты должника (если таковой был представлен). Допускается направление требования иным способом, оговоренным в соглашении между кредитором и должником.

Часть предлагаемых поправок посвящена изменению подходов к формированию государственного реестра организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств физических лиц по договорам кредита (займа). Так, в него планируется включать не только профессиональных коллекторов, но и организации, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств физлиц по договорам кредита (займа). В их числе – кредитные и микрофинансовые организации, кредитные потребительские и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды. Эта мера вводится в целях соблюдения принципа «недопустимости множественного государственного контроля (надзора)».

Преимущество от включения организации в госреестр проявится в полномочиях по осуществлению взаимодействия с должниками – включенным в реестр организациям будет разрешено взаимодействовать с должниками посредством личных встреч, телефонных переговоров, «робота-коллектора», а также с использованием текстовых, голосовых и иных сообщений. Для юрлиц, которые не включены в госреестр, перечень способов взаимодействия ограничивается только почтовыми отправлениями.

Однако следует иметь в виду, что включение в реестр влечет предъявление повышенных требований к организациям – например, в части ведения аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия, записи всех сообщений, хранения соответствующей информации, включая все бумажные документы, составленные и полученные в ходе осуществления деятельности по возврату долгов, в бумажном и электронном виде не менее двух лет. Также такие организации в обязательном порядке должны будут иметь свой сайт в Интернете, электронную почту и заключенный договор обязательного страхования ответственности.

Законопроектом не только вводится новое понятие – «профессиональные коллекторские организации», но и устанавливаются требования к ним. К таковым организациям относятся только зарегистрированные на территории России лица, включенные в госреестр. При этом в наименовании профессиональной коллекторской организации должно упоминаться словосочетание «профессиональная коллекторская организация» и указываться ее организационно-правовая форма. Такое словосочетание разрешено использовать юрлицам, создаваемым для осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в течение 90 календарных дней со дня госрегистрации в качестве юрлица. «Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации не может использовать в своем наименовании словосочетание «профессиональная коллекторская организация», а также сочетание букв «пко», – подчеркивается в тексте законопроекта.

В числе дополнительных требований к профессиональным коллекторским организациям – регистрация в форме хозяйственного общества, указание в учредительных документах на осуществление юрлицом деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, отсутствие не исполненного денежного обязательства, соответствие учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа организации и работников установленным требованиям.

Основные правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, менять не планируется. Это касается, в частности:

  • общих требований к осуществлению действий по возврату задолженности, предписывающих кредитору или иному лицу, действующему от его имени и в его интересах, при возврате просроченной задолженности действовать добросовестно и разумно;
  • перечня запрещенных действий (включая применение к должнику физической силы, уничтожение или повреждение имущества, применение опасных для жизни и здоровья людей методов, оказание психологического давления, введение в заблуждение и т.п.);
  • запрета на передачу третьим лицам сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника;
  • ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (незначительные корректировки предполагается внести только в список способов непосредственного взаимодействия с должниками, дополнив его указанием на возможность использования автоматизированного интеллектуального агента «робота-коллектора»);
  • условий осуществления отдельных способов взаимодействия с должником (например, в части запрета на использование скрытых номеров);
  • возможности определения заключенным между должником и кредитором соглашением частоты взаимодействия с должником по инициативе кредитора;
  • особенностей ограничения или прекращения взаимодействия с должником;
  • невозможности привлечения организациями, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физлиц, к взаимодействию с должником отдельных лиц (имеющих неснятую или непогашенную судимость за отдельные преступления, или лиц, находящихся за пределами территории России или с использованием международной телефонной связи) и т.д.

На что имеют право коллекторы в 2021 году

Если судьба распорядилась так, что вам пришлось общаться с коллектором, первым делом необходимо проверить его полномочия.

Как должнику узнать, что кредитор для взыскания долгов привлек коллекторскую организацию? Кредитор должен сам уведомить об этом должника в течение 30 рабочих дней с момента привлечения коллекторов (ч.1 ст.9 Закона № 230-ФЗ).

При личной встрече с коллектором либо при телефонном разговоре, должнику должны быть сообщены:

-ФИО коллектора;

-ФИО либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах (ч.4 ст.7 Закона № 230-ФЗ).

Должник должен не просто на веру принять информацию от коллектора, но и запросить документ, удостоверяющий личность коллектора, доверенность от коллекторской организации на подтверждение соответствующих полномочий и копию свидетельства о внесении сведений о его организации в государственный реестр.

Важно!

Должнику будет не лишним ознакомиться с общими требованиями к действиям кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Так, ст.6 Закона № 230-ФЗ описаны действия, которые не должны совершать коллекторы:

1) применять к должнику и иным лицам физическую силу либо угрожать ее применения, угрожать убийством или причинением вреда здоровью;

2) уничтожать или повреждать имущество либо угрожать таким уничтожением или повреждением;

3) применять методы, опасные для жизни и здоровья людей;

4) оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц;

5) вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно:

-правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

-передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

-принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) не допускается причинение вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

К сожалению, на практике, коллекторы не всегда следуют этим заповедям.

Законом введено ограничение на личное общение, телефонное, телеграфное, СМС-сообщения, голосовые сообщения коллекторов.

Так, не допускается непосредственное взаимодействие с должником (п.3 ст.7 Закона № 230-ФЗ):

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

— более одного раза в сутки;

— более двух раз в неделю;

— более восьми раз в месяц.

Не допускается взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (п.5 ст.7 Закона № 230-ФЗ):

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;

2) общим числом:

— более двух раз в сутки;

— более четырех раз в неделю;

— более шестнадцати раз в месяц.

В телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в целях возврата просроченной задолженности, должнику должны быть сообщены (п.6 ст.7 Закона № 230-ФЗ):

-ФИО либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

— сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура;

— номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Как мы видим, ограничений для коллекторов предостаточно. В перечень запрещенных действий входит психологическое давление, но коллекторы зачастую игнорируют данное ограничение (пп.4 ч.2 ст.6 Закона № 230-ФЗ). Что делать если должнику поступают угрозы, оскорбления, звонки в неустановленное время?

Действия коллекторов могут повлечь административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность.

Важно!

Должник может подать жалобу на действия коллекторов с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении Закона № 230-ФЗ (например, приложив отчет оператора о детализации звонков).

Куда можно подать жалобу? Должник может направить жалобу в одну из следующих инстанций:

-в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

-в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

-в Федеральную службу судебных приставов (ФССП);

-в Центральный банк;

-в правоохранительные органы;

-в Прокуратуру.

Важно!

Незаконные действия коллекторов можно обжаловать и в суде (ст.22 ГПК РФ).

Например, в одном из рассмотренных дел должник доказал, что «…в разговорах присутствовали только психологическое воздействие, угрозы, связанные с не возвратом денежных средств, как в адрес абонента, так и в адрес ее близких. Представленная аудиозапись является косвенным доказательством и в совокупности с иными вышеперечисленными допустимыми доказательствами, объективно подтверждает вину коллекторской организации во вмененном ему административном правонарушении» (Решение ВС Республики Крым от 16.04.2019 г. № 12-165/2019).

Важно!

А задушевные телефонные разговоры (за сутки — два раза с должником по поводу просроченной задолженности должника при выраженном ранее его несогласии) стоили коллектору штрафа по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 22.08.2019 г. №А19-2695/2019).

Если же коллекторы будут досаждать звонками в адрес работодателя должника, рассказывая о размере долга, условиях выданного кредита (займа) и т.п., то его действия подпадают под ст.137 УК РФ — нарушение неприкосновенности частной жизни.

Но все-таки, суть деятельности коллекторов заключается в убеждении должника выплатить долг, исходя из его сложной ситуации. А при выявлении даже однократного грубого нарушения Закона № 230-ФЗ, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из госреестра и лишится права осуществлять коллекторскую деятельность.

  • Задания юристам
  • Мои проекты
  • Заявки от клиентов
  • Генератор готовых документов
  • Генератор шаблонов
  • Цель нашего проекта — помочь клиентам, юристам, адвокатам и другим участникам юридической отрасли быстрее найти друг друга.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *