Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие ребенка из семьи полицией». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Напомним, что основания часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.
Можно сказать, что предложения, высказанные в Совете Федерации, существенно улучшат сегодняшнюю тревожную картину в области ювенального контроля в России. В настоящее время полиция обладает многими возможностями по изъятию детей из семьи.
Правоохранительные органы имеют право входить в дом без соответствующего ордера и разрешения семьи, провести практически обыск с копанием в личных вещах и документах. Согласно законодательству родители не могут помешать такому вмешательству. А изъятие ребенка из семьи возможно даже по таким причинам, как нехватка продуктов в холодильнике.
Что еще почитать
Ее слова подтверждает директор оренбургского благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова. Фактически перед родителями ставят выбор, объясняет она: либо они подписывают бумаги о добровольном размещении детей в приюте, либо начнется процедура по изъятию детей и лишению родительских прав.
Это вызывает у людей протест. Надо называть вещи своими именами», — говорит Межова. Она также указывает на опасность подобных действий опеки в случаях, когда ребенка действительно необходимо забрать из семьи из-за реальной угрозы его жизни и здоровью. «Возьмем, допустим, пьющих родителей, которые жестоко обращаются с ребенком.
Согласно новому документу, органы опеки лишатся части своих полномочий, например, они не смогут изымать детей из семей. Эту функцию передадут полиции.
Если вашего ребенка забрали, то вы имеете право оспорить действия органов опеки в судебном порядке. К данному процессу нужно основательно подготовиться, так как в рамках заседания органы опеки будут предоставлять доводы, доказывающие, по их мнению, реальную угрозу для ребенка», — пояснил Галанцев. Проучившись больше года на курсах приемных родителей, женщина получила трагическую новость: ее внуки уже усыновлены и отправлены в приемные семьи. Обратной силы закон об усыновлении, как правило, не имеет.
Все не знают закон, по которому полиция забирает детей
Теперь же ситуация вроде как должна измениться кардинально: правоохранительные органы не будут вмешиваться в процессы работы с семьями. Исключением будет являться только прямая угроза жизни ребенка и случай, когда сама семья попросит о вмешательстве.
Изъять ребенка из семьи имеют право и сотрудники полиции – в случае, если ребенок является безнадзорным и в ситуации, создающей непосредственную угрозу его жизни и здоровью.
Затраты на юридические процедуры, связанные с восстановлением нарушенного права и розыском ребенка, колоссальные и ложатся тяжким грузом на плечи пострадавшей стороны.
В итоге, заключила Альшанская, отбираний детей из семей на основании 77-й статьи не так уж и много. А изъятий, которые проходят по документам как выявление безнадзорного или добровольное размещение в приюте, «полно». «Но именно потому, что они не выглядят как отбирания, мы не можем подсчитать, сколько их на самом деле», — комментирует эксперт.
Независимо от того, кто изъял ребенка из семьи – орган опеки или сотрудники правоохранительных органов – в отношении родителей сотрудниками полиции в обязательном порядке должна быть проведена доследственная проверка в рамках статей 144-145 УПК РФ на предмет обнаружения в действиях родителей (законных представителей) состава преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. То есть если орган опеки изымает ребенка из семьи, то следующий этап развития событий – иск в суд о лишении (ограничении) родительских прав. И сделано это должно быть, как установлено законом, в течение 7 дней со дня изъятия.
Поэтому часто детей забирают на основании акта безнадзорности или беспризорности, хотя при этом они могут быть дома с родителями.
Такие действия по смыслу схожи с самоуправством (ст. 330 УК РФ) и похищением человека (ст. 126 УК РФ). Однако мне не удалось найти ни одного приговора по обвинению в деянии, предусмотренном ст. 126 УК РФ, в отношении родителей ребенка. По ст. 330 я отыскал лишь один приговор мирового судьи от 2013 г.!
Часто возникают случаи, когда власти изымают детей из семьи в ответ на обращение родителей за помощью к официальным органам власти.
Родители, воспитывающие ребенка, обязаны заботиться о его физическом, духовном и нравственном развитии.
В СМИ попало видео, как сотрудники опеки буквально вырывают плачущего ребенка из рук матери, после чего заковывают женщину в наручники.
Родители, воспитывающие ребенка, обязаны заботиться о его физическом, духовном и нравственном развитии.
И сюда она пришла, зная, что будет темой беседы. Но закон она знает, мягко говоря, приблизительно.
Также проверяется наличие отдельных спальных мест для детей. На основании этого делается вывод о наличии или отсутствии риска для жизни и здоровья ребенка», — рассказывает Галанцев.
По словам Леоновой, пока эти процедуры не прописаны, специалисты органов опеки и попечительства зачастую ориентируются на свои представления и личный опыт. «Плохой достаток, необычный быт, старенькая одежда, плохая успеваемость и поведение ребенка в школе не могут быть основанием для отбирания ребенка. Это является основанием для исследования ситуации и создания плана помощи семье.
Юрист адвокатского бюро Asterisk Анастасия Хантимирова добавляет, что органы опеки могут обратить внимание на отсутствие оборудованного учебного места для ребенка или обильное количество насекомых в квартире или детской комнате.»Если есть временные проблемы, расскажите сотрудникам опеки о том, что вы делаете для их решения.
Кажется, мой ребенок связался с плохой компанией: его друзья часто попадают в отдел полиции, а некоторые и вовсе состоят на учете инспектора по делам несовершеннолетних. Боюсь, однажды полицейские позвонят мне и скажут, что задержали ребенка.
За что детей забирают из семей
Понимаю ваши опасения. Одна из самых пугающих ситуаций для любого родителя — телефонный звонок из полиции: «Ваш ребенок у нас». Но это еще не повод пить валерьянку и хвататься за сердце — нужно выяснить, что произошло и как помочь ребенку. Расскажу, в каких случаях ребенка может забрать полиция и какие могут быть последствия.
Жительнице Москвы Алле Гранальской не дали забрать на воспитание трех внуков после того, как умерла их мама, а отец из-за бюрократических причин не мог оформить детей на себя (он не вписан в их свидетельство о рождении).
У опеки есть право отбирать детей, руководствуясь 77-й статьей Семейного кодекса. Основание — угроза здоровью и жизни ребенка. Однако при этом в соответствии с законодательством опека должна в семидневный срок подать в суд документы на ограничение родительских прав, либо на лишение родительских прав. Вариантов, когда можно было бы вернуть ребенка домой или помочь семье, нет.
Это вопрос парадигмы решения сложных ситуаций, в которые могут попасть ребенок и семья. Мы должны выбрать — это социальные вопросы или все же исключительно вопросы совершения или несовершения преступления в отношении несовершеннолетнего, его сиюминутной защиты?
Я не понимаю, почему люди, которые активно продвигают эту идею, этих рисков не видят. Все довольно очевидно лежит на поверхности.
Законопроект разработан в целях защиты семьи, создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.
После визита работников социальной службы дети были переданы в приют, несмотря на то, что не проводилось никакого следствия и тем более не было вынесено никакого приговора. К счастью, родители добились возбуждения дела по статье «Халатность», им возвратили детей. У случая с москвичкой Аллой Гранальской был более печальный финал.
Здесь важен индивидуальный подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.
Правовые основы изъятия детей
При этом в центрах социальной помощи для детей бывают далеко не благоприятные условия. Так получилось с детьми еще одной женщины из Екатеринбурга, которая обратилась в Фонд Ройзмана. У нее есть дочь от первого брака и сын со вторым мужем, который усыновил старшую девочку. «Семья нормально обеспечена. Но однажды девочка украла деньги у отчима.
Как видно, Алла Зауровна твёрдо уверенна, что «социально-опасное положение» — законный повод для отобрания детей. Слушая на разных встречах такие речи, понимаешь, как практика исполнения незаконного Приказа № 845 искорёжила сознание служащих не только полиции, но и опеки.
Производство по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, возбуждается должностным лицом ФССП России. Процедура привлечения лица к административной ответственности имеет ряд формальных особенностей и подробно регламентирована (см.
Конечно же, необходим чёткий механизм действий органов внутренних дел… в части той оценки ситуации, есть ли социально-опасное положение, нет ли социально-опасного положения, насколько ситуация действительно остра.
Защитой детей от родителей займется МВД
По законопроекту орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства. И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все необходимые доказательства в суд.
По словам руководителя благотворительной организации «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, изъятий по 77-й статье немного, опека часто обходит ее, потому что работать по ней сложно: нужно уведомить об этом прокуратуру и за семь дней собрать в суд пакет документов, чтобы лишить родителей прав или ограничить в них.
Дети, которые ушли из образовательных организаций для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей или других детских учреждений — например, из детского сада или школы.
У большинства семей кровных, с которым мы работаем, дети были отобраны по вот этой бумажке, что это безнадзорность. То есть полиция вместе с опекой заходила в семью, где рядом с ребёнком была мама. Опека Орджоникидзевского района Екатеринбурга изъяла из семьи приемных сыновей и разорвала с женщиной договор опеки.