Инструкция по охране труда 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Специалистам по охране труда в медицинских организациях стоит посочувствовать, если в остальных правилах по охране труда изменения были, но незначительные, то у медиков они новые и требований там очень много.

К примеру, по психиатрическим отделениям прописаны детали от и до, как вести себя с пациентам, что говорить, как одеваться, поворачиваться к ним спиной или нет. И так по все отделениям, производственным процессам и по эксплуатации медицинского оборудования.

Есть, конечно, размытые и нечеткие требования, но в целом информации много и теперь необходимо разработать инструкции по охране труда для всех отделений, опираясь на правила по охране труда для медицинских организаций. Работы предстоит много, но делать нужно, потому как при проведении проверки инспектора будут первым делом смотреть, а все ли вы изменили и сделали, когда были внесены изменения по новым ПОТ.

Инструкции нужно разрабатывать не только по должностям, но и по видам работ, например, при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, при работе со стерилизатором, при обращении с медицинскими отходами и так далее.

И особенно нужно обратить внимание на то, что необходимо обновить абсолютно все инструкции. Если часть организаций, некоторых сфер деятельности, таких как школы и детские сады вносят изменения в некоторые инструкции, то в медицинских организациях максимально все.

Главное про изменения по охране труда в 2021 году и порядок действий

А теперь о не менее важном, какие общие изменения во всех правилах по охране труда в 2021 году.

И первое, допускается применять к охране труда электронный документооборот, то есть вы одним ЛНА организуете сбор электронно-цифровых подписей работников и в дальнейшем при проведении обучения используете эти ЭЦП.

Не знаю, на сколько это будет реализовано на практике, потому как многие работники 100% будут категорически против, особенно в небольших городах. Данное требование больше подойдет для больших организаций, потому что небольшим компаниям до этого ещё далеко, деньги на спецодежду найти бы.

Но к этому уже давно все шло, и потока полностью так ни в одной организации не реализовано, потому как от живой подписи сложно отказаться. Как мы все прекрасно знаем охрана труда – это безопасность работников и работодателя, а для последнего это, когда у вас есть возможность предоставить инспектору живую подпись 🙂 Но в целом полностью электронный документооборот – это очень удобно, отрицать не стоит.

Второе общее нововведение – это требование проводить оценку профессиональных рисков, снижать их, то есть в ТК РФ еще обязательное требование не внесено, а в ПОТ уже эта обязанность есть.

Если у вас оценка рисков еще не проведена, рекомендую в кратчайшие сроки к этому вопросу приступить.

И третье общее нововведение – это разрешение работодателю на видео и аудиофиксацию при выполнении работ, также с целью снижения риска. Не так давно ко мне обратился за консультацией руководитель большого строительного подразделения, суть его вопроса заключалась в том, что их работодатель обязывает проводить инструктажи с видеофиксацией. Ему нужно было доказать, что она недопустима.

Работодатель ввел данное требование для того, чтобы быть уверенным, что до работников доносится максимально полностью информация по безопасному проведению работ. Возможно мастера это и делают, но время для съемки, сохранения и отправки файлов тоже занимает время, а хочется побыстрее “отстреляться” и пойти выполнять работу, чтобы вовремя уйти домой.

Производство работ включает в себя, в том числе, проведение инструктажей и работодатель имеет полное право требовать не только выполнение профессиональных обязанностей, но и всех инструктажей и обучения. Все нацелено на то, чтобы минимизировать риски травмирования работников в каждой организации.

Вообще во всех измененных ПОТ сказано, что работодатель может устанавливать свои более жесткие требования по охране труда, чтобы обеспечить безопасность работников.

Вопросов по изменениям в правилах по охране труда в 2021 году остается много, которые в рамках одного мероприятия или статьи не разобрать, поэтому перед проведением и после вебинара собрала все поступившие вопросы от специалистов и подробно разобрала их в видеоформате.

И переходим к самому злободневному вопросу, что же делать в связи с переменами? Отсрочки по изменениям никакой нет, где-то я читала, что дается 1 месяц, нет это неправда. Поэтому организуйте мероприятия в кратчайшие сроки, если новые изменения в 2021 году в правилах по охране труда вас коснулись.

Первое, что нужно сделать, это переработать инструкции по охране труда и параллельно заключить договор с учебным центром, чтобы направить на внеочередную проверку знаний (ВПЗ) комиссию по охране труда и лиц, ответственных за безопасное производство работ на местах, то есть тех кто проводит инструктажи.

Также, пока проходит заключение договора и само обучение в УЦ, нужно переработать программы проведения инструктажей на рабочих местах.

Хочу обратить ваше внимание, что инструктажи проводить без обучения ответственных нет смысла, это будет считаться фикцией.

Далее когда всем в УЦ проведели внеочередную проверку знаний, проводите на местах в организации ВПЗ, но только тех работников, к которым внесенные изменения в правилах относятся, и внеплановый инструктаж по той же схеме.

Недавно был вопрос на блоге, как документально это оформить. Готовите приказ по предприятию, что на основании изменений в правилах по охране труда необходимо провести внеочередную проверку знаний следующим работникам в срок до, и внеплановый инструктаж, указываете кто проводит, кому и в какой срок.

Пункт 3.3 Постановления Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.01.2003 № 1/29 предписывает при введении новых нормативов провести у работников внеочередную проверку знаний по охране труда.

Здесь есть свои нюансы:

  • Для тех, кто обучался по ОТ в Учебном центре — внеочередная проверка также проводится в Учебном центре
  • Остальным работникам внеочередная проверка проводится внутренней комиссией

Важно также иметь в виду, что:

  • Если внеочередная проверка не будет проведена, удостоверение работника становится недействительным! Подробнее об удостоверениях
  • Внеочередная проверка на отменяет, не заменяет и не продлевает очередную проверку знаний!

Итак, если изменения коснулись правил по охране труда, непосредственно касающихся производственной деятельности компании, необходимо:

  • Издать приказ о проведении мероприятий в связи с вводом в действие новых правил. В приказе определить сроки прохождения обучения в УМЦ, график проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний по ОТ, назначить ответственных за проведение инструктажа.
  • Направить на внеочередную проверку знаний по ОТ в УМЦ членов комиссии/ответственных по ОТ.
  • Проведение внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний для работников (проводят ответственные по ОТ).

Учебно-методический центр «ЭКОСТАНДАРТ» уже обновил учебные программы в соответствии с последними изменениями. Закажите обучение по охране труда и пожарно-техническому минимуму (ПТМ)

Изменения в правилах по охране труда в 2021 году

Пунктом 3 ППР 1479 Постановления Правительства Р Фот 16.09.2020 для работников организации установлено два вида обучения:

  • противопожарный инструктаж
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО)

31 декабря 2020 г. Постановлением Правительства Р Фот 31.12.2020 N 2467 продлено действие приказа МЧС 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, т. е. в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.

В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА, т. е.с 16.09.2020 г. Таким образом все ответственные за ПБ компании заказчика должны пройти внеочередную проверку знаний в УМЦ, а всем остальным работникам необходимо провести внеплановый инструктаж по ПБ.

  • Суды
  • Судебные приставы
  • Прокуратура
  • Следственные отделы
  • Отделы Полиции
  • ГИБДД
  • Миграционные отделы
  • Налоговые инспекции
  • МФЦ
  • Военкоматы
  • Администрации
  • ЗАГС
  • Пенсионные фонды
  • Соцзащита
  • Нотариусы
  • Калькуляторы
  • Госпошлины в суды
  • Документы для суда
  • Кадровая документация
  • Полезные инструкции
  • Ключевая ставка ЦБ РФ
  • Прожиточный минимум
  • МРОТ
  • Праздники в 2021 году
  • Коды регионов РФ
  • Наш коллектив
  • История и перспективы
  • Заслуги и достижения
  • Клиенты и партнёры
  • Общественная деятельность
  • География наших дел
  • Победа недели

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

Предыдущий месяцСледующий месяцИюнь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», разъясняет следующее.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок). Пунктом 3.1. Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3. Порядка).

Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3. Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.

При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Одновременно информируем о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6. Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний «внеочередная»

Дополнительно разъясняем, что на основании пункта 3.8. Порядка обучения правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошёл проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с вышеизложенным рекомендуем сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда». При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

А.В. Вовченко

1 января 2021 г. вступили в силу новые правила по охране труда. В связи с этим работодатели должны организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников. Ее форма, порядок и продолжительность устанавливаются работодателем (уполномоченным им лицом). Результаты проверки оформляются протоколом с указанием «внеочередная».

Сведения о проверке вносятся в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда». Имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, выданные до вступления в силу новых правил, признаются действительными до окончания срока их действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Также необходимо актуализировать нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности организации.

Вы когда-нибудь слышали про регуляторную гильотину? Вот, согласно ей, количество этих самых НПА должно сократиться примерно на 93%. Впечатляет, правда? Конечно. Риторическими остаются, как всегда, 2 вопроса: будет ли работа без них эффективнее и будт ли им замена? Полагаем, ответы нам покажет время, а пока следует рассказать, каких сфер коснутся отмены.

Список ограничений по использованию труда женщин сокращается. Иначе говоря, теперь работникам-представителям прекрасной половины человечества будут доступны следующие рабочие места:

  • водители-дальнобойщики;
  • машинисты электропоездов;
  • трактористы-машинисты;
  • парашютисты;
  • боцманы, шкиперы и другие члены палубной команды.

Кстати, а Вы что думаете о таком нововведении? Напишите в комментариях!

Тем не менее, список «неженских» профессий все же остался внушительным, он остался приложением к приказу. Но составлен он больше по признаку опасности к репролуктивной функции, чтобы будущее поколение было сильным и здоровым.

Тахографы (или самописцы) должны записывать скорость и маршрут транспортного средства. Но с точки зрения охраны труда нам важнее то, что тахографы фиксируют время работы и отдыха водителей. Уставший водитель, как известно, представляет опасность не только для собственной жизни, но и для здоровья и жизни окружающих.

Да, и почему мы обращаем на это Ваше внимание – за оплошность с тахографами штрафуют не только водителей, но и работодателей. Что регламентируют новые правила?

  • нормы контроля тахографов;
  • правила их эксплуатации и обслуживания;
  • категории транспортных средств, которые должны быть оснащены самописцами (да, далеко не все ТС должны иметь тахограф).

В вопросе, какие документы регулируют надзорный контроль, было много ответов: нормативных правовых документов накопилось немало. Впрочем, может и ничего страшного (да и мы с января почти привыкли). Но вот слишком много стало путаницы: работодатели не понимают, как проходить проверку, а надзорные органы получают вдвое больше протестов в сторону результатов контроля.

Словом, на смену вереницы документов приходит один-единственный документ. Закон №248-ФЗ от 31.07.2020. Он одновременно касается проверок ГИТ; пожарной инспекции; Роспотребнадзора; Ростехнадзора.

  • Лицензия на видеонаблюдение Беларусь
  • Анализ изменений в Законе о торговле 2021 (с 8 июля)
  • Изменения в Закон О хозяйственных обществах в 2021 году
  • Система управления охраной труда после 30 сентября 2021 года

Выделяются следующие виды инструкций:

  • должностные;
  • инструкции по делопроизводству;
  • научно-технические;
  • технологические;
  • финансовые;
  • бухгалтерские;
  • отчетные и учетные;
  • иные специальные, касающиеся конкретной деятельности предприятий и организаций;
  • правоприменительные, то есть изданные с целью установления единообразного порядка применения нормативных актов.

К инструкциям также относятся и иные нормативные акты, а именно:

  • правила;
  • рекомендации;
  • «методички».

По сфере применения инструкции подразделяются на:

  • типовые, в зависимости от вида отрасли и предприятия;
  • функциональные, то есть предназначенные для конкретных видов деятельности в зависимости от профессии и вида работ. Например, инструкции по работе на вредных производствах и т.д.

Типовые инструкции утверждаются (и, как правило, разрабатываются) органами исполнительной власти федерального уровня по результатам консультации с профсоюзами.

Отраслевые инструкции утверждаются на уровне НИИ и лабораторий в соответствии с существующими нормативными актами и касаются особенностей деятельности работников конкретной специальности, но без учета особенностей конкретного производства.

Инструкции, принятые на предприятиях и в организациях, базируются либо на отраслевых инструкциях, либо на положениях закона, но уже с учетом локальных особенностей конкретных профессий – пожарников, электриков, токарей, испытателей и т.д. Принятая локальная инструкция становится для работника обязательной к исполнению, поскольку включает в себя наиболее безопасные и эффективные способы выполнения должностных обязанностей.

В свою очередь, должностные инструкции делятся на типовые и конкретные. Так:

  • типовая инструкция содержит в себе одинаковый набор требований к каждому работнику, занимающему определенную должность;
  • конкретная инструкция издается на базе типовой инструкции и отличается от нее только тем, что содержит в себе ФИО конкретного работника.

Составляется инструкция на каждую единицу штатного расписания.

Определенные виды работ могут потребовать отдельные нормативные документы по охране труда. При этом они касаются только конкретного направления деятельности или инструмента. Сюда относятся, например, работа на сверлильном станке, на компьютере, по очистке территории от травы, мытью окон и т.д.

Примерный образец инструкций по охране труда при работе на:

  • высоте
  • персональном компьютере

В итоге для одного работника может быть использовано несколько инструкций одновременно. Так у уборщицы помимо основной деятельности и документа по ней может временно применяться дополнительный – для мытья окон и, как следствие, работы со стремянкой. Офисные работники должны иметь инструкции при обращении с офисной техникой: компьютером, принтером и т.д., а также бытовыми электроприборами.

Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ

Детальная разработка инструкций по охране труда возлагается на руководителей подразделений (мастеров участков, цехов). Это связано с тем, что они непосредственно знают процесс производства и условия, которые необходимы для безопасности рабочих.

Инженер по охране труда, который также отвечает за безопасность, редко знает специфику процесса, поэтому не сможет учесть нюансы, возникающие на производстве.

Решение о привлечении сотрудников для создания данных документов принимается руководством. Основанием этому служит приказ руководителя с перечнем профессий и сроками.

Сотрудник, ответственный за охрану труда, обязан оказать помощь в разработке:

  • составить список профессий, для которых следует создать документы;
  • консультировать начальников подразделений, занимающихся разработкой конкретных инструкций.

Утверждение документов — прерогатива руководителя. Но предварительно он должен провести консультации с профсоюзами, лицом, ответственным за охрану труда, и прочими заинтересованными лицами.

Инструкция — (от лат. Instructio — наставление — устройство): — это правовой акт, утверждаемый или издаваемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые или иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их структурных подразделений и служб), должностных лиц и граждан.

Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов, распорядительных документов (например, приказов), по заполнению и ведению форм документов (например, бухгалтерских, отчетных, учетных и др.).

Инструктивный характер носят такие широко применяемые на практике акты, как «правила», «рекомендации», «методические рекомендации», «методические указания» и другие документы, имеющие одинаковую юридическую природу. С целью введения единообразия в систему правовых актов и сокращения разнообразных форм актов, имеющих одинаковую природу, целесообразно объединить все перечисленные выше акты в «инструкцию».

Инструкции могут быть типовые (отраслевые) и для работников предприятий (по профессиям и видам работ).

По категориям инструкции подразделяются на отраслевые и предприятий, а по назначению — по видам работ и по профессиям.

Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Отраслевые инструкции разрабатываются специализированными научно-исследовательскими институтами, лабораториями на основе соответствующих Правил, Стандартов и других действующих нормативных документов с учетом достижений науки и техники и современного уровня производства и предназначаются для рабочих основных профессий без учета особенностей конкретного предприятия или промышленного района.

Инструкции предприятий разрабатываются на предприятиях в соответствии с Основным законодательством, на основании отраслевых инструкций, соответствующих «Правил», «Системы стандартов» с учетом особенностей технологического процесса производства, природно-климатических условий, обслуживаемого оборудования, применяемого инструмента, приспособлений, формы организации труда, характерных для данного предприятия.

Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (например, электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, и др.), так и на отдельные виды работ (например, работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.).

Инструкции по профессии являются практическим пособием для рабочего, которым он должен руководствоваться и строго соблюдать все требования для безопасного выполнения своих трудовых обязанностей в рабочее время.

Инструкции по виду работ являются одним из основных документов, содержащих безопасные приемы и методы работ, которым должны руководствоваться ответственные руководители работ (мастера, бригадиры, прорабы и др.) и рабочие при ведении технологического процесса (вида работ).

Инструкции для работников разрабатываются на основе типовых инструкций. При отсутствии инструкций инструкции для работников разрабатываются на основе действующих нормативных правовых актов, с учетом конкретных условий труда на данном участке или рабочем месте.

Должностная инструкция бывает типовая (примерная) и конкретная. Типовая должностная инструкция разрабатывается на должности, имеющие одинаковый набор обязанностей, прав, ответственности вне зависимости от того, в какой отрасли функционирует данная организация. Конкретные должностные инструкции должны быть разработаны на все должности, предусмотренные штатным расписанием организации, а типовые инструкции могут служить основой для их разработки.

Обязательными реквизитами инструкции являются: наименование организации, вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Перейти на страницу: 1

Согласно постановлению Минтруда, на каждом производственном объекте обязанность руководства ответственных лиц разрабатывать инструкций по охране труда.

Кто разрабатывает инструкции по охране труда в организации

Основанием для их создания служат следующие документы:

  • типовые инструкции для данной отрасли;
  • ГОСТы;
  • правила и другие нормативные акты.

При этом необходимо учитывать особенности процесса производства на конкретном предприятии или организации.

Важно! Ответственность за разработку правил должна быть закреплена в должностных обязанностях. Образцы оформления документов можно найти в Интернете.

Изменения по охране труда в 2021 году. А Вы готовы?

Мнения о том, что область охраны труда нуждается в кардинальном пересмотре действующих требований, эксперты высказывали достаточно давно. И вот это произошло: в рамках реализации проекта регуляторной гильотины в России осуществлена масштабная ревизия действующей правовой базы. Основной целью этого проекта стало упразднение правовых документов, которые содержат избыточные или устаревшие требования. Разумеется, этот проект коснулся не только сферы охраны труда. Но изменения, которые имели место в этой области, оказались очень заметными: они окажут свое действие на работу подавляющего большинства предприятий.

Итак, в общей сложности на момент пересмотра в России действовали 113 правовых документов, устанавливающих правила по охране труда для разных отраслей деятельности. 83 из них приняты еще до 2012 года, а оставшиеся 30 – в период с 2012 по 2019 годы. Все эти документы планировалось отменить: вместо них собирались разработать 48 нормативных актов, которые ввели бы новые требования безопасности при выполнении разных видов работ, отвечающие современному состоянию экономики и техники.

Для пересмотра этой обширной базы создана специальная рабочая группа; кроме того, каждый проект в установленном порядке прошел обязательную процедуру, которая включала размещение на портале проектов, общественное обсуждение, антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия. Разумеется, не всем проектам удалось успешно пройти все эти этапы: некоторые из них возвращали на доработку. В результате к 1 января 2021 года работа по созданию запланированных 48 нормативных документов завершена не полностью: сейчас приняты 40 правовых актов. Но и это, конечно, неплохой результат.

Стоит особенно подчеркнуть, что из этих 40 новых правил по ОТ только правила для морских и речных портов не имеют ограничений по сроку действия. Все остальные 39 нормативных документов будут применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года. Это заставляет предположить, что по истечении этого срока ответственные исполнители предложат новые, усовершенствованные тексты нормативных актов, которые примут без ограничения по сроку применения.

Произошедшие изменения требуют не просто неторопливого ознакомления с новыми текстами. В соответствии с действующим законодательством организациям придется проделать обширную работу, чтобы ввести новые требования в свою повседневную работу. В качестве подсказки для работодателей, а точнее – страховки от непреднамеренного нарушения требований закона, Минтруд опубликовал письмо-разъяснение от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167.

В нем ведомство обращает внимание на действия, которые необходимо проделать работодателю, чтобы довести до работников информацию о новых правилах выполнения должностных обязанностей. Как и прежде, подготовка специалистов проводится в соответствии с положениями совместного приказа Минобра и Минтруда от 13 января 2003 г. № 1/29. Согласно пункту 3.3 этого нормативного документа в случае введения в действие новых законодательных норм работники предприятий, на которые распространяется действие таких правовых документов, обязаны пройти внеочередную проверку знаний по ОТ. Проверка проводится только в объеме внесенных изменений, действующих для конкретной отрасли.

В целях оптимизации и ускорения этого процесса работодателю разрешается организовать подготовку основной массы работников прямо на предприятии силами специально созданной комиссии. Но членам этой комиссии Минтруд рекомендует пройти обучение по новым правилам ОТ в специализированных образовательных организациях, работающих в данной области.

Помимо проведения обучения работников новым правилам, вступление в действие обновленных нормативных документов в сфере ОТ влечет за собой наступление еще ряда обязанностей для работодателя. В их число входит пересмотр локальной нормативной документации предприятия на предмет внесения в нее изменений, обусловленных принятием новых правил по ОТ. Некоторые нормативные акты, например, правила проведения инструктажа, потребуется лишь привести в соответствие с обновленными требованиями. Другие, например, инструкции по ОТ для конкретной области деятельности, целесообразно полностью переписать.

В рамках этого процесса важно не забыть донести до сотрудников информацию о проделанных изменениях. Напомним, действующее законодательство предусматривает обязательное ознакомление работников с новыми редакциями локальных НПА, которые непосредственно касаются их работы, под роспись.

Общие правила по организации обучения и пересмотра локальной нормативной базы предприятия будут одинаковы для всех. Но работодателям предстоит сориентироваться, какие из вступивших в силу правовых документов применяются для их отрасли, и в чем состоят принятые изменения. Здесь рекомендуется использовать следующий алгоритм.

  1. Отобрать из приведенного ниже списка правовой документ или документы, которые касаются сферы работы компании. Сделать это достаточно просто, опираясь на название НПА.
  2. Изучить текст нового документа, чтобы понять, распространяется ли он на конкретный тип организации. Дело в том, что некоторые из принятых приказов действуют только для определенных категорий компаний – например, Приказ Минтруда от 29.10.2020 № 758н действует только для объектов жилья, гостиниц, общежитий и некоторых других видов объектов.
  3. Если действие правового акта все же касается конкретного предприятия – проанализировать старый и новый приказы, чтобы выяснить, в чем заключаются принятые изменения.
  4. Отразить обнаруженные изменения в локальной нормативной документации предприятия и провести обучение работников с учетом этой информации.

Полный список принятых правил по ОТ, в котором легко найти нужный правовой акт, приведен в нижеследующей таблице.

Сфера действия правил

Утверждающий приказ Минтруда

Период действия

1

Работы в метрополитене

От 13.10.2020 г. № 721н

С 1 сентября 2021 г. по 1 сентября 2026 г.

2

Хранение, транспортировка и реализация нефтепродуктов

От 16.12.2020 г. № 915н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

3

Работы в морских и речных портах

От 15.06.2020 г. № 343н

С 1 января 2021 г.

4

Работы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта

От 11.12.2020 г. № 886н

С 1 января 2021 г. и по 31 декабря 2025 г.

5

Работы в медицинских организациях

От 18.12.2020 г. № 928н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

6

Водолазные работы

От 17.12.2020 № 922н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

7

Работы в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах

От 16.12.2020 г. № 914н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

8

Работы в ограниченных и замкнутых пространствах

От 15.12.2020 г. № 902н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

9

Работы при обработке металлов

От 11.12.2020 г. № 887н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

10

Работы в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и лесохозяйственные

От 23.09.2020 г. № 644н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

11

Работы при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок

От 17.12.2020 г. № 924н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

12

Работы при эксплуатации электроустановок

От 15.12.2020 г. № 903н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

13

Работы при выполнении электросварочных и газосварочных работ

От 11.12.2020 г. № 884н

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

14

Работы при производстве строительных материалов

От 15.12.2020 г. № 901н

Основные изменения по охране труда в 2021 году

Важным следствием реализации указанного проекта регуляторной гильотины стала отмена значительного количества нормативных актов, которые имели статус основополагающих для разных отраслей. Инженеры по ОТ, которые почти ежедневно сталкивались с положениями этих правовых актов, с 1 января 2021 года обнаружили, что многие из них больше не действуют. Последние изменения в законодательстве по охране труда привели к тому, что список упраздненных включил следующие категории правовой документации:

  • Постановление Правительства от 26 августа 1995 г. № 843, которое содержало список типовых мер по достижения требуемого уровня безопасности труда работников;
  • Постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. № 162, содержавшее список должностных позиций, запрещенных для женщин по причине тяжелых условий работы;
  • порядка 180 стандартных инструкций по охране труда для разных сфер;
  • рекомендации по организации работы по охране труда уполномоченных сотрудников, выступающих представителями профсоюзной организации или рабочего коллектива;
  • ряд ключевых приказов Минтруда, которые устанавливали правила ОТ для конкретных областей деятельности – например, отлично известный приказ Минтруда от 28 марта 2014 года № 155н, определявший правила выполнения работ на высоте;
  • пункт 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, который допускал возможность использования неаттестованных методик для выполнения замеров вредоносных факторов при выполнении спецоценки условий труда;
  • другие нормативные акты по ОТ.

Приведенный список, конечно, далеко не полон и включает только самые важные правовые акты, которые были отменены с 1 января 2021 года. Полный перечень изменений по охране труда в 2021 году, содержащий указания на отмененные нормативные акты, определен постановлением Правительства от 4 августа 2020 г. № 1181.

Анализируя проделанные изменения, представителям отдельных отраслей следует тщательно проверить применяемые нормативные документы на предмет их действительности: изменения в правилах охраны труда в строительстве, новые изменения в охране труда в школах и другие нововведения слишком объемны, чтобы осветить их одним материалом. Однако некоторые общие сведения будут актуальны для любой области деятельности, поэтому стоит указать, какие нормы действовавшего законодательства по ОТ остались актуальны и в 2021 году. Их список включает:

  • обязательный характер спецоценки для организаций, кроме тех, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками. Порядок организации и выполнения СОУТ по-прежнему регулируется положениями федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ;
  • введение должности инженера по ОТ или профильной службы на предприятиях, имеющих больше 50 работников;
  • организация регулярных инструктажей по охране труда для работников предприятия, а для некоторых категорий сотрудников – расширенного обучения по программам охраны труда по профилю их деятельности. Согласно совместному постановлению Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года для организации такого обучения следует разработать инструкции по охране труда с новыми изменениями;
  • выдача работникам защитных средств, обеспечивающих минимизацию вредоносного воздействия производственных факторов, присутствующих на рабочих местах. Нормы выдачи и номенклатура таких средств устанавливаются положениями приказа Минтруда от 09.12.2014 № 997н;
  • финансирование оплаты страховых взносов на обязательное страхование персонала предприятия от производственных травм и профессиональных заболеваний согласно нормативам федерального закона от 25.12.2018 N 477-ФЗ;
  • другие нормы законодательства.

Можно признать, что основные принципы государственной политики по направлению к приемлемому уровню безопасности труда работников предприятий остались прежними.

Стоит сразу отметить несколько основополагающих принципов нового подхода к организации нормативной базы, устанавливающей государственные требования к охране труда на предприятиях:

  • преемственность. Законодатели приложили серьезные усилия к тому, чтобы ни одна отрасль производства не оказалась без руководящей документации, то есть в ситуации, когда ранее действовавшие нормативные акты уже отменены, а новые еще не приняты. Обзор изменений в правилах по охране труда показывает, что почти для всех направлений, где были упразднены значимые правовые акты, с 1 января 2021 года начала применяться новая документация;
  • необходимость пересмотра требований. Большая часть новых принятых нормативных документов получила ограниченный срок действия, который составляет 5-7 лет, то есть будет применяться до 2025-2027 годов. Это сделано специально, чтобы обеспечить институциональную основу для регулярного пересмотра нормативной базы по безопасности труда работников. Это значит, что по истечении этого срока нас ждет новый крупный пересмотр принятых нормативов;
  • отраслевой характер. Изменения в правилах по охране труда не слишком сильно коснулись основополагающих принципов организации работ предприятий в этой области и государственных требований к ним. В значительно большей степени они оказались сосредоточены в области установления обновленных требований к отдельным отраслям с тем, чтобы обеспечить соответствие таких нормативов текущей ситуации в производстве, экономике и обществе.

Разумеется, предприятиям придется учесть изменения в приказах по охране труда 2021 года.

К началу 2021 года Правительством, Минтрудом и подведомственными ему организациями проделана большая работа по актуализации нормативной базы и разработке обновленных правовых документов, вводящих оптимизированные требования в области охраны труда к российским организациям. Здесь приводится сравнительная таблица изменений по охране труда 2021 года, которая включает наиболее значимые нововведения.

Нормативный документ

Сфера применения

Основные нововведения

Приказ Минтруда от 18 июля 2019г. № 512н

Труд женщин

Сокращение количества должностных позиций, на которых запрещено применение труда женщин, с более чем 450 до 100

Постановление Правительства от 31 августа 2020 г. № 1325

Оценка пожарного риска

Новые правила выполнения независимой оценки пожарного риск для отдельных типов объектов

Постановление Правительства от 22 июля 2020 г. № 1084

Расчеты уровня пожарного риска

Введение методики расчетов уровня пожарного риска для разных типов объектов

Постановление Правительства от 16 сентября 2020 г. № 1479

Организация противопожарного режима

Новые правила организации противопожарного режима для разных типов организаций

Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1485

Организация инструктажа

Введение нового типа инструктажа по охране труда, обязательного для всех сотрудников предприятия. Одновременно с этим должны быть сделаны изменения в инструкциях по охране труда 2021 года

Совместный приказ Минздрава и Минтруда от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н

Организация обязательных медосмотров работников

Введение обновленного списка вредоносных факторов производства, обусловливающих обязательный характер медосмотров для работников, а также установление порядка проведения таких медицинских осмотров

Все приведенные нормативные документы уже начали применяться. Это далеко не полный список новых нормативных документов, которые начали действовать с 2021 года – эта таблица содержит только наиболее значимые из них, то есть те, которые касаются всех или большей части предприятий. Кроме этого, с 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых приказов Минтруда, утверждающих инструкции по ОТ для разных отраслей – от работы метрополитенов до выполнения окраски поверхностей. В дополнение к ним в течение года Министерство собирается принять еще ряд инструкций.

Правила поведения пользователей на сайте

Положение по охране труда должно создаваться на каждом предприятии вне зависимости от форм собственности. Письмо разрабатывается специальной комиссией, службой по ОТ или отдельным специалистом по типовой форме, утвержденной приказом Минтруда №15.

Руководитель предприятия ставит подпись и печать, после чего положение считается вступившим в силу. Локальный акт должен храниться на предприятии от 45 до 75 лет. Дополнительноего требуется утвердить путем составления специального приказа.

Распоряжение об утверждении подписывается руководителем и направляется в отдел кадров. Там он должен храниться в журнале с приказами в течение пяти календарных лет и может потребоваться в ходе внешних и внутренних инспекций.

Виды инструкций по охране труда разделяются на два крупных направления. Персонал может получать несколько вариантов одновременно.

Инструкции по охране труда по профессиям объясняют методику безопасного выполнения работы сообразно конкретной специализации, содержат порядок взаимодействия с оборудованием. Могут создаваться под конкретного работника организации.

Типовая инструкция по охране труда должна предупреждать персонал о наличии негативных производственных факторов и рисков, которые ждут на рабочем месте. Она содержит информацию о средствах защиты и мерах, необходимых для защиты здоровья. Перечень таких инструкций для каждой организации будет уникальным.

  • работающего с офисной оргтехникой и ПЭВМ;
  • ведущего высотные или огневые работы;
  • эксплуатирующего оборудование и технологические линии производства, производящего их ремонт и обслуживание;
  • занятого в электрогазосварочных работах.

Разработка документации ведется с опорой на вид работ и на конкретные профессии. Дополнительные документы требуются, если должность сотрудника подразумевает командировки или разъездные работы.

Главные обязанности инженера (специалиста) по охране труда:

  • 1. Создание системы управления охраной труда.
  • 1.1 Проведение обучения и инструктажи.
  • 1.2 Оказание методической помощи по ОТ подразделениям.
  • 1.3 Контроль выполнения нормативно-правовых актов по ОТ.
  • 1.4 Обеспечение средствами защиты.
  • 1.5 Управление профессиональными рисками.
  • 1.6 Специальная оценка условий труда.
  • 1.7 Организация медицинских осмотров.
  • 2. Информирование об условиях охраны труда в организации.
  • 3. Технические задания.
  • 4. Планирование бюджета на мероприятия по охране труда.
  • 5. Ведение отчетности по охране труда.

Полный перечень обязанностей специалиста по охране труда прописаны в Профессиональном стандарте специалиста по охране труда.

Учитывая особенности своей деятельности, организации дополняют должностные инструкции специалистов по охране труда новыми требованиями, а часть приведенных в справочнике требований при этом, наоборот, убирают. Поэтому должностные инструкции инженеров по охране труда, работающих, например, в школе, на цементном заводе или в сети супермаркетов, существенно отличаются.

В функциональные обязанности инженера по охране труда включены:

➤ Регулярные проверки того, как на его участке, в подразделении соблюдаются требования охраны труда. Для этого специалисту заранее нужно составить график проверок, в котором будет указано, когда и что именно будет проверяться. Время от времени полезно «радовать» коллег внеплановыми проверками.

➤ Организация аттестации и сертификации рабочих мест «своего» участка, подразделения, организации. После проведения этих процедур нужно внедрить рекомендованные мероприятия (организовать выдачу молока или дополнительных СИЗ, увеличить длительность отпуска).

➤ Контроль исправности оборудования, наличия необходимых документов, соблюдения сроков поверок.

➤ Работа в качестве члена комиссий различного назначения. Чаще всего это комиссии по проверке знаний, расследованию несчастных случаев, мониторингу технического состояния принадлежащих организации производственных объектов (оборудование, здания).

Разработка инструкций по охране труда — дело для руководителя и специалиста по ОТ. На согласование они отправляются представителям профсоюзной организации или представителям работников компании.

Периодичность пересмотра инструкций по охране труда предусмотрена только для электротехнического персонала. В этом случае документация проверяется раз в пять лет. В иных случаях сроки законодательно не оговорены. Однако есть основания для пересмотра:

  • когда меняются производственное оборудование или технологические процессы;
  • если изменились средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • если компания поменяла сырье и материалы, что повлекло и смену количества негативного влияния на задействованных в производстве работников.

В такой ситуации инструкции должны подготавливаться раньше, чем сотрудники приступят к трудовым обязанностям.

Инструкция требует пересмотра, если:

  • произошло изменение технологического процесса
  • потребовалась замена производственного оборудования
  • изменились средства индивидуальной или коллективной защиты
  • изменились применяемые на производстве материалы и (или) сырья, в результате чего изменился уровень указанных в инструкции факторов, влияющих на работников

При вводе новых рабочих мест инструкция должна быть разработана не позже, чем новый сотрудник приступит к работе. Поэтому, если раньше технологический процесс на рабочем месте не проводился, до того момента, когда начнутся работы, сотрудники должны пройти инструктаж по новым инструкциям.

Срок действия инструкций по ОТ законом не установлен. Работодатель вправе сделать это самостоятельно. При этом для электротехнического персонала срок пересмотра инструкций составляет 1 раз в 5 лет.

Согласно ст.212 и 225 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению охраны труда и созданию безопасных условий на предприятии возлагаются исключительно на работодателя. Это значит, что именно компания, нанимающая работников, отвечает за своевременность проведения с ними плановых и внеплановых инструктажей по охране труда, обеспечение всеми необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, ремонт и замену спецодежды, организацию обучения безопасным методам и техникам выполнения задачи и т.д.

Правила и нормы охраны труда также разрабатываются и утверждаются работодателем, а точнее — уполномоченным сотрудником или группой специалистов. Поскольку трудовое законодательство не содержит точных указаний на этот счет, поручить разработку инструкций можно сотрудникам, хорошо разбирающимся в особенностях конкретных трудовых функций — например, руководителям структурных подразделений компании, которые не понаслышке знают, с какими задачами, профессиональными рисками и проблемами сталкиваются их подчиненные.

Существующая на некоторых предприятиях практика, предполагающая составление регламента безопасности для всех должностей одним сотрудником (специалистом по охране труда), вряд ли может считаться продуктивной.

Во-первых, данная обязанность не входит в перечень трудовых функций специалиста по охране труда (что подтверждается соответствующим профстандартом, утвержденным приказом Минтруда России №524н от 04.08.2014г.).

Во-вторых, он по объективным причинам не в состоянии проявить такой же уровень компетентности в каждой профессии, как руководители структурных подразделений, обладающие знаниями и опытом в конкретной сфере.

Но специалист по охране труда может и должен оказывать методическую помощь при разработке документации и программ обучения по безопасности труда для работников. Именно к нему в итоге поступает на согласование готовый проект документа (также в разработке и утверждении документации по охране труда могут принимать участие специалисты из кадрового или юридического отдела). Убедитесь, что в должностных инструкциях или трудовых договорах сотрудников, привлекаемых к разработке документации по безопасности труда, отражены эти обязанности.

Инструкции по охране труда разрабатывают для каждой должности, профессии или вида работы (далее — инструкции). Для разработки инструкций служба охраны труда совместно с руководителями структурных подразделений составляет перечень профессий и видов работ, для которых требуются инструкции.

Перечень инструкций составляют на основании штатного расписания, рабочих и должностных инструкций работников, дополнительно к этому используют результаты спецоценки. В результате должен получиться перечень инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, который отдают на утверждение руководителю организации.

Работодатель обязан организовать разработку и утверждение инструкций для работников (ст. 212 ТК). При этом закон не устанавливает, кому именно нужно поручить эту работу, поэтому работодатель принимает решение на свое усмотрение.

Инструкцию должен разрабатывать технический специалист, который знает правила и особенности работы с оборудованием и инструментом, а также возможные риски и опасности на конкретном рабочем месте. Поэтому составление инструкций лучше всего поручить руководителям структурных подразделений: начальникам цехов, отделов, служб и т. д. На практике обязанность прописывают в должностной инструкции руководителя структурного подразделения.

Руководители структурных подразделений неохотно разрабатывают инструкции и предпочитают передать эту обязанность специалисту по охране труда. Чтобы не делать инструкции вместо руководителей подразделений, окажите им методическую помощь. Подскажите, какие нормативные документы нужно взять за основу при составлении инструкции и отдельно опишите требования к ее оформлению.

Работодатель издает приказ о разработке инструкций по охране труда. Приложением к документу служит перечень необходимых инструкций. В приказе указывают лиц, ответственных за разработку инструкций и сроки исполнения.

Руководители структурных подразделений разрабатывают проекты инструкций и передают их на согласование в службу охраны труда. Специалист по охране труда проверяет проекты инструкций на соответствие действующему законодательству. После чего инструкции согласовывают с профсоюзом и отдают на утверждение руководителю организации. Последовательность действий при разработке инструкций по охране труда смотрите на схеме 1.

Схема 1. Как разрабатывают инструкции по охране труда

Система управления охраной труда после 30 сентября 2021 года

В качестве основы при разработке инструкций используют типовые отраслевые и межотраслевые инструкции по охране труда. При их отсутствии пригодятся межотраслевые или отраслевые правила по охране труда.

Законодательство по охране труда динамично меняется, поэтому утвержденные ранее типовые инструкции следует проверить на соответствие действующему законодательству. При разработке инструкций по охране труда руководствуются:

  • условиями труда, характерными для должности, профессии или вида работ;
  • требованиями правил по охране труда для своей отрасли или конкретного вида работ;
  • правилами и инструкциями по безопасной эксплуатации оборудования;
  • ГОСТами, СанПиНами, гигиеническими нормативами, стандартами безопасности.

При разработке инструкций по охране труда руководители структурных подразделений должны использовать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, должностные и производственные инструкции, карты спецоценки условий труда. Также понадобится технологическая документация организации с учетом конкретных условий производства.

Инструкции оформляют согласно Методическим рекомендациям. На титульном листе прописывают наименование организации и инструкции. Также на нем представитель профсоюза должен поставить отметку о согласовании, а руководитель организации — об утверждении.

После титульного листа идет введение. В этом разделе описывают, на основании каких документов разработали инструкцию. Это может быть типовая межотраслевая или отраслевая инструкция, правила по охране труда, технический регламент, правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования, свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы, государственные стандарты и т. п.

После введения в инструкции прописывают пять основных разделов (схема 2). Требования в инструкции излагают последовательно согласно технологическому процессу. При этом инструкция должна содержать только те требования безопасности, которые относятся к виду выполняемых работ или к должности сотрудника, для которого она предназначена.

Схема 2. Какую информацию включают в основные разделы инструкции по охране труда

Инструкции по охране труда относятся к локальным нормативным актам организации, поэтому работников нужно ознакомить с ними под подпись (ст. 22 ТК).

Сотрудник изучает инструкцию во время проведения инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения или другой сотрудник, назначенный работодателем, ответственным за проведение инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводят по утвержденной программе, в которую должно входить изучение инструкций. Поэтому подпись работника в журнале регистрации инструктажей свидетельствует о том, что его ознакомили с инструкциями по охране труда. Если в инструкцию вносят изменения, с работниками проводят внеплановый инструктаж.

Отдельно к каждой инструкции можно предусмотреть лист ознакомления. В нем работник должен поставить подпись и дату.

Лист ознакомления с инструкцией

Место для хранения инструкций определяет руководитель структурного подразделения. Главное, чтобы у работников в любой момент был доступ к своим инструкциям. Например, инструкции можно разместить на стендах по охране труда, которые располагаются непосредственно на рабочих местах или участках.

Для удобства можно сделать заверенные копии инструкций и выдать их сотрудникам. Тогда работник всегда будет иметь возможность заглянуть в инструкцию. Чтобы при проверке у инспектора ГИТ не возникло лишних вопросов, можно организовать учет выданных инструкций с помощью журнала (приложение 3 к Методическим рекомендациям). Закон не требует обязательного ведения такого журнала.

Проект изменений для инструкции составляет руководитель подразделения и согласовывает его со специалистом по охране труда

  • технологический процесс;
  • производственное оборудование;
  • состав применяемых материалов или сырья;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты.

Инструкции также пересматривают, если в организации произошел несчастный случай, основной или сопутствующей причиной которого были недостатки в обучении по охране труда. Например, не подробно описали безопасные методы и приемы выполнения работ.

Работодатель должен организовать пересмотр инструкций, если поступило мотивированное предложение от самих сотрудников, от выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников. Также причиной досрочного пересмотра инструкции может стать переход предприятия из одной правовой формы в другую или структурная реорганизация. Так как в этом случае цех, рабочее место, а также организация могут поменять свое название. Например, работодатель решил переименовать должность пожарного техника в специалиста по противопожарной профилактике, как это указано в профстандарте, — значит, нужно переиздать инструкцию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *