Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные стандарты аудиторской деятельности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.
Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:
- если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
- если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;
Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/[email protected], аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.
Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.
Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году
-
Покупка бизнеса – как не приобрести «кота в мешке»
937 0
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).
Цель данного изменения — привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности» показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:
а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
в) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.
Информационное сообщение Минфина РФ от 11.01.2021 N ИС-АУДИТ-37
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.
Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.
В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.
Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).
Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:
- компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
- юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
- предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
- организации, кредитующиеся у иностранных банков;
- предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.
К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.
Минфин России рассказал о новациях в аудиторском законодательстве
На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):
- организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
- компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
- проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.
Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.
Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.
Общие правила проведения аудитов в России:
- аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
- организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
- любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
- заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.
Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.
Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:
- акционерные общества любой формы;
- компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
- банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
- предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
- организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
- предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
- ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).
Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
- своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
- оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
- получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
- работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.
Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:
- подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
- проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
- оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
- передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.
Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.
Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).
За нарушение этого требования наступает ответственность:
- по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
- по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
- по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).
Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.
По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.
В Российской федерации деятельность проверяющих регулируется ФЗ «Об аудиторской деятельности».
- В этом законе закреплены единые правила для подготовки аудиторов, осуществления анализа бухгалтерской отчётности.
- Нормативы обязательны для всех, кто занимаются осуществлением проверок. Исключение составляют положения рекомендательного характера.
- Утверждаются Правительством РФ.
- Аудиторские компании вправе устанавливать внутренние правила, если они не противоречат федеральным нормативам.
- Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации могут выбирать методы и приёмы проверок, за исключением заполнения документации.
С 2017 года согласно законодательству об аудиторской деятельности все аудиторские проверки в нашей стране должны проводиться по правилам международных стандартов. Исключение составляют проверки отчетности за 2016 год, договор на осуществление которых был заключен заранее, до 1 января 2017 года.
Закон определяет, что обязательными для соблюдения являются именно международные стандарты, а не федеральные. Также аудиторы могут следовать стандартам, выработанным их профессиональными объединениями, но лишь в том случае, если эти стандарты не противоречат международным, а дополняют их.
Российские правила аудита изначально основывались на международных. И некоторые из них практически идентичны первоисточнику. Однако есть часть российских стандартов, в которых не отражены изменения, произошедшие с течением времени в аналогичных стандартах МФБ. Это, безусловно, нарушает положение о том, что никакие правила, применяемые при аудите, не должны противоречить международным.
Приходится также признать, что при разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности не была принята присущая стандартам МФБ четкая структура кодификации правил, позволяющая увидеть их взаимосвязь.
Также не была принята за основу логика изложения каждого аудиторского правила МФБ, состоящего из нескольких стандартных разделов.
Такое положение вещей сильно затруднило изучение и понимание российских стандартов, не сформировало целостной системы, которая бы легко обновлялась по аналогии с международными стандартами.
Еще одним отличием совокупности федеральных стандартов стало то, что российские аудиторские правила, изначально призванные сделать информацию о потенциальном объекте инвестиций одинаково понятной как для российского, так и для иностранного бизнеса, зачастую базируются на положениях российского, а не международного права, используют формы документов, характерные для российских условий.
Все эти недостатки послужили одной из причин отказа от федеральных стандартов аудиторской деятельности в пользу международных.
Теперь аудиторские проверки будут регулироваться 48 международными стандартами. Аудиторское заключение будет включать в себя не только сведения о правильности отражения результатов деятельности в финансовой отчетности, но и мнение аудитора об особенностях ведения бизнеса и рисках аудируемого предприятия.
Для формирования такого отчета аудитору придется изучать, а проверяемому лицу представлять большие объемы документации и информации.
Результат опубликования такого отчета с раскрытием в нем рисков и особенностей повысит информированность потенциальных инвесторов и повлияет на их желание участвовать в бизнесе. Банки, основываясь на данных такого «расширенного» заключения, смогут проще выявлять рисковых клиентов.
Аудиторские услуги включают в себя непосредственно аудит, который бывает обязательным и инициативным, и сопутствующие услуги. Задача аудита — проверить отчетность компании, ведь от ее достоверности зависят экономические и управленческие планы и решения руководства, прибыль собственников.
«Поскольку регулятором деятельности в области аудита является Минфин РФ, сведения из контрольного перечня аудиторских компаний и аудиторов можно найти на его официальном сайте».
Существует еще несколько определений аудита:
Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям;
- это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов;
- это комплекс методов, направленных на установление эффективности и целостности системы управления, точности финансовых отчетов;
- это независимый финансовый контроль за деятельностью организаций, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами с целью подтверждения реальности данных, приведенных в бухгалтерской отчетности;
- это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов компаний и выражение мнения о них при соблюдении общепринятых бухгалтерских принципов.
Применение международных стандартов аудита
Для тех, кто работает в сфере аудита, обязательны стандарты: международные (МСА) и саморегулируемых организаций (СРО).
Кроме того, необходимо выполнять правила как внутренней, так и внешней проверки качества оказания услуг аудита.
«Внешнюю проверку качества проводят саморегулируемые организации (п. 4 ст. 10 Закона об обязательном аудите)».
В 2017 году введена новая статья 10.1, регламентирующая внешнюю проверку качества аудита, проводимую Росфиннадзором (Федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ).
Cроки представления аудиторского заключения должны быть согласованы с экономическим субъектом и связаны со сроками представления аудиторского заключения в контролирующие органы.
Напомним, что п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Организация, которая должна пройти обязательный аудит, сдает аудиторское заключение в статистику вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Заключение, которое к этому моменту еще не готово, сдается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его подписания, но не позднее 31 декабря.
Аудиторское заключение не представляется в налоговую инспекцию, поскольку не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).
В ст. 13, 14 ФЗ об обязательном аудите перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.
Аудиторам дано право:
- выбирать способы и формы оказания услуг;
- изучать все документы и отраженное в них имущество;
- запрашивать у работников и руководства информацию;
- не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении.
«В 2010 году Федеральным законом от 01.07.2010 № 136-ФЗ введено новое право аудиторской компании, аудитора — возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об обязательном аудите)».
Среди обязанностей проверяющей стороны:
- обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
- соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.
В 2014 году введены новые обязанности аудиторов (Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ):
- всю документацию составлять на русском языке и хранить ее/копии не меньше 5 лет на территории РФ (пп. 2.1, 3 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите);
- сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).
В 2018 году аудиторов обязали ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп. 3.2 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите).
«Аудиторская компания, а также ее работники обязаны соблюдать аудиторскую тайну (ст. 9 Закона об обязательном аудите)».
Проверяемой компании дано право:
- получить выводы и замечания по аудиту;
- своевременно получить аудиторское заключение.
Среди обязанностей проверяемой компании:
- своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
- оплатить проверку в срок;
- не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора.
В 2014 году учредителей/руководителей проверяемой организации обязали письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).
Закон об обязательном аудите приняли еще в 2008 году. Многократно вносимые в его структуру поправки и дополнения совершенствуют сферу услуг аудита в России, позволяющей собственникам бизнеса выявить слабые места в деятельности фирмы и своевременно их устранить.
- Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
- Без ошибок заполнить документы и отчеты.
- Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
- Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
- Уверенно действовать при проверках и в судах.
Стандарты аудиторской деятельности
Вторую новость об аудите на фоне первой мало кто заметил. Правительство РФ своим распоряжением №3709-р в последний день 2020 года утвердило документ, согласно которому аудиторская деятельность в стране будет развиваться вплоть до 2024 года. Концепция имеет благую цель, она призвана формировать и поддерживать доверие делового сообщества к аудиту. Что касается контроля правомерности действий аудиторов и качества услуг, здесь в фокусе международные стандарты.
В чем подвох? Прежде всего, в необходимости реализации ряда мер, которые поспособствуют достижению цели Концепции. Речь идет о введении понятия общественно значимых организаций (обычных и финансовых), пересмотре сфер обязательного аудита отчетности, дифференциации аудиторских компаний с учетом общественной значимости информации о проверяемых лицах, а также о повышении требований к поставщикам аудиторских услуг.
Не секрет, что о вовлеченности аудиторов в антиотмывочную систему в правительственных кругах говорят давно. Концепция, похоже, позволит эту вовлеченность повысить, причем существенно. Она предусматривает и возможность вовлечения в аудит главных бухгалтеров через членство в профильных СРО. Для таких специалистов будет установлена ответственность за сокрытие сведений о схемах оптимизации налогообложения в компаниях.
Также активно обсуждается необходимость усиления ответственности налогоплательщиков за предоставление недостоверных сведений в финансовой, бухгалтерской отчетности, уклонение от обязательных проверок. Можно предположить, что увеличение штрафов не за горами.
Концепция предусматривает и усиление ответственности аудиторов, от совершенствования института признания заключений ложными до введения административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере профессиональной деятельности.
Все та же Концепция предусматривает создание единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС. Реализация соответствующих мер (подписание соглашений, устранение барьеров для доступа на национальные рынки) запланирована на 2021-2022 годы.
Что это значит для аудируемых лиц? Выбор поставщиков услуг заметно уменьшится. И, учитывая ориентацию на международные стандарты, безусловно положительное заключение будет сложнее получить.
Для самих аудиторов такие перемены тоже будут значимыми. Прежде всего стоит отметить почти неизбежный передел рынка.
Каким на фоне упомянутых изменений будет обязательный аудит 2021-2024 годов, покажет время. Пока остается лишь наблюдать за реализацией Концепции и развитием сотрудничества поставщиков услуг с государством.
Утверждается для каждого мероприятия до начала его проведения.
В ней указывается:
а) основание проведения и тему аудиторского мероприятия;
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
г) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
д) наименование объекта внутреннего финансового аудита;
е) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
ж) сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.
По результатам аудиторской проверки формируется заключение. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
Стандарты и правила аудита устанавливают общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами, устанавливающими общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности. Данные стандарты являются обязательными для применения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании ими аудиторских услуг и сопутствующих аудиту услуг. В той части, в которой стандарты затрагивают деятельность аудируемых лиц, они являются обязательными также и для этих лиц.
На территории Российской Федерации применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Федеральные стандарты установлены Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на основе международных стандартов аудита. Стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов определяются требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, и работников, разработавших их.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает переход на международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576.
В настоящее время на территории Российской Федерации обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются:
9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (утверждены приказами Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н , от 20 мая 2010 г. № 46н , от 17 августа 2010 г. № 90н и от 16 августа 2011 г. № 99н);
29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, с последующими изменениями).
Кроме того, Советом по аудиторской деятельности рекомендованы к применению 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами стандартов аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности
Разработка и принятие международных стандартов аудита отнесена к компетенции Международной федерации бухгалтеров. Единые правила позволяют странам с низким профессиональным уровнем аудиторов гарантировать качество проведения проверок, соответствующее уровню развитых стран.
Ст. 7 ФЗ № 307 закрепляет обязательность использования международных стандартов при проведении аудита на территории РФ. Важным условием в этом случае является признание их в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Признание предполагает введение в действие на территории РФ каждого международного документа.
Порядок признания включает:
- Получение от Международной федерации бухгалтеров официального документа, содержащего стандарты аудита.
- Проведение экспертизы на соответствие стандарта законодательству об аудиторской деятельности.
- Принятие решения о введении в действие.
- Опубликование документа.
Актуальными и действующими в силу п. 2 Положения являются, например:
- международный стандарт контроля качества;
- международный стандарт аудита финансовой информации;
- международный отчет о практике аудита финансовой информации.
С 1 января 2018 года почти все федеральные стандарты утратили свою актуальность и более не применяются, однако мы все же упоминаем их в статье, чтобы дать читателю возможность разобраться, какие стандарты применялись ранее, а какие применяются с начала 2018 года. Федеральные стандарты в настоящее время заменяются международными.
Правила и принципы осуществления аудиторской деятельности, установленные на федеральном уровне, условно можно разделить на группы по органам, их утвердившим. Это позволяет разделить федеральные стандарты на утвержденные:
- Минфином РФ — например, ФСАД 7/2011, ФСАД 8/2011 и иные (с 1 января 2018 года не применяются — соответственно, уже не актуальны);
- Правительством РФ — например, постановление Правительства РФ «Об утверждении…» от 23.09.2002 № 696 (также утратило актуальность с 1 января 2018 года);
- Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ — например, правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.1999, протокол № 5 (данный стандарт является действующим).
Саморегулируемые организации аудиторов обязаны действовать в строгом соответствии с федеральными и признанными в установленном порядке международными стандартами аудита. Законодателем с целью надлежащего исполнения принятых обязательств СРО аудиторов наделено правом дополнительно разрабатывать и принимать локальные правила аудиторской деятельности.
Утвержденные в СРО правила должны обладать следующими признаками:
- Являться обязательными для всех членов.
- Соответствовать международным нормам.
- Обеспечивать беспрепятственное осуществление аудиторской деятельности.
Во исполнение ч. 2 ст. 7 ФЗ № 307 утвержденные СРО единые для всех членов правила могут быть приняты с целью определения дополнительных требований к процедурам проведения аудита, связанных с особенностями проведения проверок и оказания смежных услуг.
Разрабатываемые дополнительно внутренние стандарты должны соответствовать международным правилам и принципам осуществления деятельности СРО. Принятие внутренних правил, действующих в конкретной аудиторской организации, направлено на более четкую и подробную регламентацию требований к сотрудникам и специалистам на уровне конкретной аудиторской организации.
В заключение отметим, что единые стандарты позволяют обеспечить качество проводимых проверок и оказываемых аудиторами услуг. С 2018 года почти все федеральные стандарты утратили силу, и на первый план вышли международные, которые и подлежат применению.
Ранее в области аудита действовали:
- Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
- Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
- Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610. Другая часть стандартов имела отличия.
С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.
Таблица 1
Какими МСА были заменены ФПСАД
Российские стандарты
Международные стандарты
ФПСАД 1
МСА 200
ФПСАД 2
МСА 230
ФПСАД 3
МСА 300
ФПСАД 4
МСА 320
ФСАД 7/2011
МСА 500
ФСАД 1/2010
МСА 700
ФПСАД 7
МСА 220
ФПСАД 8
МСА 315
ФПСАД 9
МСА 550
ФПСАД 10
МСА 560
ФПСАД 11
МСА 570
ФПСАД 12
МСА 210
ФПСАД 5/2010
МСА 240
ФПСАД 6/2010
МСА 250
ФПСАД 16
МСА 530
ФПСАД 17
МСА 501
ФПСАД 18
МСА 505
ФПСАД 19
МСА 510
ФПСАД 20
МСА 520
ФПСАД 21
МСА 540
ФПСАД 22
МСА 260
ФПСАД 23
МСА 580
ФПСАД 25
МСА 402
ФПСАД 26
МСА 710
ФПСАД 27
МСА 720
ФПСАД 28
МСА 600
ФПСАД 29
МСА 610
ФПСАД 30
МССУ 4400
ФПСАД 31
МССУ 4410
ФПСАД 32
МСА 620
ФПСАД 33
МСОП 2400
ФПСАД 34
МСКК 1
Международные стандарты аудита введены в действие на территории России
В 2020 действуют 2 МСОП:
- задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
- обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).
Важно! МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:
- изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
- представить письменное заключение.
МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.
Обратите внимание! МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.
Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.
МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).
Согласно МССУ 4410:
- это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
- руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.
В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Обратите внимание! Практически в каждом стандарте есть ссылки на другие стандарты, т. е. аудитор (или специалист) должен ориентироваться в своей работе на правила нескольких МСА.
В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них стала обязательной к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).
Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:
- Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
- Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
- Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
- Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.
Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.
***
В 2020 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:
- вводятся профессиональные термины, даются им определения;
- перечисляются обязанности аудиторов;
- регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
- приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.
Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).
На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.
Организация внешнего контроля качества работы аудиторов будет осуществляться на основе следующих принципов:
- осуществление ВККР в отношении всех объектов ВККР, то есть всех аудиторских организаций и всех индивидуальных аудиторов;
- независимость субъекта ВККР от проверяемого объекта ВККР;
- обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
- прозрачность процедуры назначения контролеров;
- публичность результатов ВККР.
Контролер:
- не является супругом или близким родственником (родители, братья, сестры, дети) учредителей или должностных лиц объекта контроля;
- не является учредителем, должностным лицом или работником объекта ВККР, а также не являлся им в проверяемый период;
- не связан гражданско-правовыми и финансовыми отношениями с объектами ВККР, а также не был ими связан в проверяемый период.
При составлении плана учитываются:
- циклический подход, то есть периодичность обязательных проверок;
Обратите внимание! Для разных групп объектов ВККР может устанавливаться разная периодичность.
- риск-ориентированный подход (например, учет при внесении объектов в план количества общественно значимых клиентов объекта ВККР, какими были результаты предыдущих проверок, были ли случаи несоблюдения требования обучения аудиторов и пр.);
- учитывается степень обеспечения ресурсами, реальность сроков проверки, загруженность контролеров.
Похожие записи: