Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платное образование в школе с 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ещё 5 декабря 2018 года Государственная Дума приняла новые законопроекты, которые касаются социального заказа на оказание муниципальных услуг, затрагивающих социальную сферу деятельности. Закон объясняется довольно сложно, но если рассматривать все простыми словами, то каждый человек в России получит специальный сертификат, в котором будет указана возможность получения некоторого вида образовательных услуг – к примеру, в детском саду, в школе или на дополнительных кружках.
Однако впоследствии к этому закону были приняты поправки, и теперь сертификат будет действовать ещё и для институтов. Во всяком случае теоретически законодательная база выглядит именно так.
Законопроект дорабатывается, в него вносятся поправки и ориентировочно он вступит в силу в 2024 году. Только на первый взгляд кажется, что это бесплатное образование, на самом деле эксперты его активно критикуют и говорят, что именно это основной закон о платном среднем образовании, потому что всё, что не будет покрывать ваучер, придется оплачивать отдельно. И проблема стоит очень остро, поэтому изменения в системе образования заслуживают особенного внимания.
Будет ли платное среднее образование с 2021 года?
Один из депутатов Государственной Думы выступает с резкой критикой данного законопроекта, которая вполне оправдана. Он уверен в том, что ваучер не покроет все расходы на образование, соответственно, оставшуюся часть, а она будет довольно внушительной (по мнению депутата) придётся оплачивать родителям. Правда, если соблюдены будут все особенности, то власти, естественно, будут несколько видоизменять общеобразовательную систему, которая позволит школьникам получить достаточный уровень знаний.
Бесплатное образование гарантируется конституцией Российской Федерации. Соответственно, закон о платном образовании должен быть внесён в конституцию, где на данный момент сказано, что учёба должна быть общедоступной, обязательной и бесплатной, не зря российские учителя являются государственными работниками, то есть их оклады финансируются из госбюджета.
Однако закон о том, что школы должны постепенно переходить на самоокупаемость, обсуждается уже достаточно давно, то есть частично учителей должны финансировать родители, хотя некоторые предметы всё-таки останутся общедоступными. Оплачиваться будут дополнительные занятия, факультативы, кружки, то есть все те предметы, которые станут отличным подспорьем в получении будущей профессии. Дети смогут сами (или в комбинации с родителями) выбирать для себя дополнительные занятия, которые в будущем пойдут им на пользу.
Несколько уроков в день будут бесплатными для всех школьников, например, три предмета – история, русский язык и математика. Остальные школьники смогут выбирать на свое усмотрение, родители будут за них платить, соответственно, пропускать их будет максимально невыгодно.
Пока сложно представить себе, как будет работать система на практике, не повлияет ли все это на дальнейшую учёбу студентов в ВУЗах. Да, и вообще, слишком мало конкретики в законе о платном образовании. Однако до 2024 г. – ориентировочно закон вступит в силу именно в это время, ещё есть время, поэтому за новостями остается просто следить.
Это – первая проблема, с которой все сталкиваются, считает Инна Гориславцева: к сожалению, из детских садов в школу приходят дети, не подготовленные к учёбе в первом классе. Фактически детский сад перестаёт готовить детей, как это было ещё в советское время, когда в школе училось наше поколение. В основном сейчас воспитатели просто выполняют функции по присмотру или, как говорит, по «передержке» детей.
Вторая проблема заключается вот в чём: такое серьёзное укрупнение образовательных учреждений приводит к тому, что дети, живущие поблизости от одного из школьных корпусов, ходить туда не могут, потому что корпус отдан под начальную школу, а ученики средней школы должны ходить в другой корпус, находящийся за несколько кварталов. При этом они нередко пересекают несколько дорог, даже вынуждены пользоваться общественным транспортом.
Таким образом нарушается принцип шаговой доступности учебного заведения – один из основополагающих принципов, по которому должны строиться жилые комплексы, где основное ядро – это либо детский сад, либо школа. Сейчас закон об образовании говорит о том, что местом обучения ребёнка вне зависимости от его физического местонахождения является юридический адрес школы, который присваивается по месту нахождения основного школьного корпуса.
То есть в тот момент, когда мы наблюдаем бум строительства тех самых «человейников», нужно и инфраструктуру создавать, а она за возведением домов не поспевает, добавила Анна Шафран.
И это не самое плохое, считает Гориславцева. В Москве вошло в практику строить не жилые комплексы, спроектированные по нормативам, предусматривающим некий объём социальной инфраструктуры – поликлиника, детский сад, школа соответствующей вместимости, а аппартаментные комплексы, в которых люди живут и, исходя из места своего жительства, обладают правом поступить в ближайшую к месту своего фактического проживания школу, но юридически этой школы там быть не должно. Потому что нет норматива, который бы привязывал количество мест в учебном заведении к количеству «нежилья», которое в этот период времени вводится, но в это «нежильё» фактически заселились и уже живут люди.
То есть на градостроительную отрасль не возлагают дополнительные социальные издержки, а расхлёбывать эти проблемы потом придётся за счёт средств городского бюджета. И ещё за счёт родителей, которые будут вынуждены определять ребёнка в школу не у себя в районе, в непосредственной близости от дома, а туда, где будет свободное место.
Это три повода, из-за которых происходит укрупнение и слияние образовательных учреждений. Но есть ещё и третий, не менее важный, считает Гориславцева – это экономия денежных средств. Меньше удельные издержки на администрацию, на педагогов.
К примеру, достаточно иметь одного преподавателя химии, который будет весь день бегать из корпуса в корпус и вести уроки по своему предмету. Нет необходимости принимать на работу отдельного педагога для каждой из школ, если бы они существовали порознь. Это, видимо, выглядит очень привлекательно для городских бюджетов – позволить себе сэкономить на объёмах выплат по заработной плате для педагогов.
Кроме того, на подходе гибридное обучение. Когда занятия проводятся в нескольких корпусах, всегда можно сказать, что физически учитель будет находиться в классе в таком-то корпусе и вести урок вживую, а в других корпусах в это время ученики будут смотреть фильм про этот урок.
Довольно циничная картина получается, отметила Анна Шафран. Всё, что сейчас происходит с законом об образовании, с укрупнениями школ, с их слияниями – всё это выглядит достаточно цинично, согласилась Инна Гориславцева.
Вы в самом начале программы сказали, что дополнительные баллы школы получают за то, что дети из детского сада переходят в первый класс школы. Но оценивается и трансфер детей из 4-го класса в пятый класс. То есть после начальных классов максимальное количество детей должны остаться в этой же школе. Это тоже дополнительный бонус для директора и для администрации. Именно поэтому сейчас в школах пошли по пути создания многопрофильных комбинатов.
Если раньше речь шла о школах со специализацией, к примеру, с углубленным изучением английского или французского языка, то теперь языковых школ как таковых не осталось. Потому что сейчас во всех школах предлагается математическая вертикаль или научная вертикаль. С одной стороны, это вроде бы и неплохо, позволяет ребёнку остаться в этой школе. Тем не менее профильное преподавание предусматривает какой-то специальный объём компетенций со стороны педагога, какую-то особую методику преподавания.
Вообще этот бухгалтерский подход к социальной сфере переходит все разумные пределы. Всё это надо останавливать.
То есть получается, если говорить о селе, то тут всё возвращается в каменный век, добавила Анна Шафран. Сначала страна тратила усилия на то, чтобы построить эти школы и больницы, чтобы сделать их доступными, а сейчас разворачивается полностью противоположный процесс.
Кто-то может сказать: а нужно ли нам вообще это всеобщее образование, задала вопрос Анна Шафран, завершая программу. Ведь ещё сто пятьдесят лет назад образование было привилегией, а неграмотных было больше половины. Так зачем же сейчас тратить деньги и силы на поголовное качественное образование? Пусть молодые люди научатся кое-как читать-писать и идут себе работать курьерами или продавцами.
Это, конечно, крайне неверное и очень опасное заблуждение. Напомню слова президента Владимира Путина из его послания Федеральному собранию:
В школы также должны прийти специалисты, которые станут настоящими помощниками классных руководителей, наставниками и воспитателями, будут организаторами увлекательных, интересных проектов для ребят в школе.
Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства. До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать.
В 21-м веке основные войны ведутся не на полях сражений. Это в 19-м веке, если от города хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь, то город находился в безопасности.
Сейчас ситуация полностью изменилась, считает Анна Шафран. Войны происходят в головах людей. И если не давать детям хорошее качественное образование, то «Коля из Уренгоя», который извинялся перед бундестагом за невинно погибших солдат вермахта, нам ещё покажется настоящим патриотом и прекрасным знатоком истории. Да и ситуация на Украине, где выросло поколение, свято уверенное, что в Европе рай, а в России – ад, вряд ли была бы возможна без качественного промывания мозгов на школьном уровне.
Поэтому создание «школьных фабрик», где тысячи детей смотрят видеозаписи уроков, после чего строем маршируют ставить галочки в тестовых заданиях – это, увы, не светлое будущее. Это крайне серьёзная угроза безопасности страны.
Нужно учить детей так, как учили нас, так, как учили задолго до нас. Учитель должен быть не «сотрудником учреждения, предоставляющим образовательные услуги», а уважаемым детьми и родителями преподавателем, способным и передавать знания, и воспитывать.
Техношовинисты то ли в шутку, то ли нет говорят, что, вполне возможно, человек – не венец творения. Мол, человек был создан для того, чтобы создать роботов, и вот они-то и будут венцом творения, а роду человеческому предстоит исчезнуть с лица Земли.
Готовы ли мы к такому сценарию? Хотим ли такого будущего для наших детей? Подумайте об этом.
- «Будем решать, как жить дальше»: вдову Грачевского могут вышвырнуть на улицу
- Фриске пошла по стопам своей именитой сестры при выборе мужчины
- «У меня на руках»: Королева наконец-то смогла рассказать о потере близкого человека
- От каждой по сыну: что стало с тремя наследниками Валерия Золотухина
- «Правильно и строго»: Королева раскрыла подробности первой ночи с Николаевым
- Стало известно, на какие выплаты пойдут новые 55 млрд для семей с детьми
- Стас Михайлов до последнего пытался скрыть связь с онкобольной Заворотнюк
- Названо имя преемника Владимира Путина
- Врачи продолжают борьбу за жизнь певицы МакSим
- Муцениеце готова сойтись с прощенным Прилучным
Следует отметить, что положения старого и нового документа во многом совпадают. Новшества затронули пункты о порядке расчета стоимости платных услуг и некоторых условий заключаемого договора.
Основные принципы
В правилах платные образовательные услуги определяются как «осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, которые заключаются при приеме на обучение». Согласно документу, такие услуги не заменяют образовательную деятельность, финансируемую за счет средств федерального, субъектного или местного бюджета. При этом образовательная бюджетная организация может оказывать платные услуги.
В роли заказчика может выступать физическое или юридическое лицо. В некоторых случаях заказчик может отказаться от них, однако такой случай не должен являться причиной изменения условий и объема услуг по ранее заключенному договору. В новых правилах это положение сформулировано максимально точно и конкретно.
В п. 5 новых правил говорится, что бюджетные образовательные организации могут самостоятельно устанавливать стоимость оказываемых ими услуг. Кроме этого, в документе сохранились положения о порядке снижения и увеличения цены:
- Стоимость платных образовательных услуг может быть снижена за счет собственных средств образовательного учреждения, а также за счет средств, которые получены как доход от деятельности, добровольных пожертвований и взносов;
- Повышение цены после подписания договора с заказчиком, недопустимо. Исключение составляют случаи увеличения цены с учетом уровня инфляции.
В правилах говорится о соглашении, которое заключается при приеме на образовательный курс. Договор оформляется в простой письменной форме в двух экземплярах. Теперь в нем в обязательном порядке необходимо указывать контактные данные законного представителя обучающегося (если таковой на момент обучения не достиг возраста совершеннолетия). Кроме этого, в соглашении должны быть отражены следующие моменты:
- Полное наименование образовательного учреждения (юридического лица) или ФИО индивидуального предпринимателя, выступающего в роли Исполнителя обязательств;
- Точный адрес нахождения образовательного учреждения или место жительства ИП;
- Фамилия, имя и отчество Заказчика (обучающегося), его контактный телефон (или телефон законного представителя);
- Место жительства Заказчика (или его законного представителя);
- ФИО представителя Исполнителя, реквизиты его документов, удостоверяющих личность;
- Права и обязанности всех сторон договора;
- Полная стоимость услуг по договору, порядок внесения оплаты;
- Данные о лицензии, по которой действует Исполнитель;
- Уровень, вид, направление образовательной программы;
- Форма обучения;
- Сроки обучения (продолжительность);
- Вид документа, который получит обучающийся после окончания курса;
- Иные сведения.
В договоре недопустимо указывать условия, которые ограничивают права человека, имеющего право на получение образования. Также документ не должен содержать пункты и формулировки, снижающие уровень предоставления гарантий. Форма договора должна соответствовать соответствующему документу, который утвержден министерством, курирующим соответствующий образовательный уровень.
Новые правила оказания платных образовательных услуг обязывают образовательные организации быть открытыми. Другими словами, они должны предоставлять заказчику полную и достоверную информацию о своей деятельности и услугах, чтобы обеспечить возможность их правильного выбора. Вся информация должна быть доведена до заказчика в том порядке и в том объему, которые предусмотрены законами «О защите прав потребителей» и «Об образовании в Российской Федерации».
Как будет выглядеть школьное образование в будущем: 5 главных трендов 2021 года
В 2020г в Минпросвещения заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату. Как обещал Виктор Басюк, до конца 2020 года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах должны быть введены уже в 2021 году.
В октябре 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 апреля 2021 года (согласно итогам первого квартала 2021 года) запланировано поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, госслужащим.
С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.
Теперь зарплата бюджетного работника будет складываться из составляющих:
— основной оклад;
— индивидуальная премия (минимум 5%);
— доплата за вредность и работу в выходные дни;
— надбавка за ученую степень, звание, длительный стаж (рассчитывается, исходя из индивидуальных критериев, 10-30%);
— иные дополнительные платежи (если есть).
Общая сумма доплат может достигать 60% от оклада, а в ряде случаев – до 100% от оклада и более.
Размер вознаграждения будет зависеть от множества критериев: категория и/или квалификация специалиста, должность, размер ставки (1 или 0,5), условия труда (в районах Крайнего Севера, в сельской местности и т. п.).
Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.
Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.
Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.
Список профессий педагогических работников: воспитатель, учитель, воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель), преподаватель, дефектолог, коррекционный педагог, логопед, мастер производственного обучения (мастер ПО), методист — педагог, нейропсихолог, олигофренопедагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, учитель начальных классов, фонопедагог, педагог-библиотекарь.
Список должностей учебно-вспомогательного персонала: секретарь учебной части, старший дежурный по режиму, дежурный по режиму, диспетчер образовательного учреждения, лаборант, вожатый, младший воспитатель, помощник воспитателя.
11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Однако, опасаясь введения новых правил аттестации с 1 сентября 2021 года, большинство педагогов стараются аттестоваться до этой даты.
Будут ли наконец введены изменения? Что об этом думают коллеги и кому лучше пройти аттестацию сейчас? Разбирали в новой статье.
Платное образование — нежеланное, но неизбежное!
Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.
Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.
«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.
Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.
«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.
Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.
В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.
За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.
Ничего кардинально нового в жизни учителей не появится, поясняет замминистра Зенькович. Обновленные ФГОС содержат программу, тождественную той, что уже сейчас преподается в школах.
Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут ясные критерии оценок результатов учащихся.
«Ключевой новацией предлагаемых вашему вниманию стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников», — подчеркнула Ольга Васильева.
Таким образом, теперь детям не нужно будет учиться будто бы в разных мирах: в родной школе — по предписанной программе, и с репетитором — готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Все, что будет на экзаменах, ребенку обязательно преподадут в школе.
«Стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», — заявила министр.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты содержат тот необходимый минимум, который должен получить учащийся в школе.
«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений», — добавила Васильева.
Другой важной новацией обновленных ФГОС стало разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам. Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.
То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это будет особенно полезно школам для одаренных детей.
«Синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для определенной категории образовательных организаций — инновационных площадок — такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере», — пояснила глава министерства просвещения.
Кроме того, структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее тяжелым грузом ложилась на плечи педагогов. Так, количество бумажных отчетов будет снижено на 30%, заверили в министерстве.
В обновленных стандартах была закреплена и структура направлений воспитательной работы.
«Это является последовательным шагом в исполнении поручения президента по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», — указала Васильева.
Вернуться назад
Почему платят за среднее образование? Это избавляет от необходимости постоянно нести «добровольно-принудительные» траты — на шторы, охрану, ремонт и так далее. Все расценки чётко прописаны в договоре о предоставлении возмездных услуг, который заключается с организацией — легко рассчитать бюджет. Родители понимают, за что платят, и в случае недовольства могут обоснованно предъявить претензию по конкретным пунктам.
В платных школах бывает опция дополнительных занятий с психологом, логопедом, тьютором и другими специалистами. Этого часто не хватает в бесплатных государственных заведениях — скорее всего, вы и сами помните вечно закрытый и пустующий кабинет психолога в своей школе.
Платное школьное образование позволяет учиться на другом уровне. В частной школе дети осваивают программу в комфортных условиях и с использованием современных технологий. И неважно, очная это или онлайн-школа — платное обучение открывает новые возможности и идёт в ногу с прогрессом.
Почему вдруг заговорили о платном образовании?
Повальный спрос на репетиторов и курсы в преддверии ОГЭ и ЕГЭ демонстрирует, что большинство государственных школ не справляется с подготовкой учеников к государственным экзаменам. Чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, недостаточно разбираться в предмете. От учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки, а на уроках этому не учат.
Частные учреждения, как правило, включают подготовку к ОГЭ и ЕГЭ в общий план обучения. Это не идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью, а является его неотъемлемой частью.
Конечно, одна из главных болей — непосредственно плата за обучение в школе. Но коммерческое обучение не всегда подразумевает заоблачные цифры — есть и бюджетные варианты. Такая учёба выгоднее в долгосрочной перспективе — родители инвестируют в качественное школьное образование ребёнка, что быстро окупается.
Традиционные платные школы нередко относятся к «элитному» классу — в том числе и потому, что обучение неоправданно дорого.
Так, президент России Владимир Путин высказывался категорически: «Если в России будет введено полностью платное общее образование, она скатится на уровень третьестепенных стран».
Действительно, не все граждане России смогут позволить себе «элитное» коммерческое обучение. Такой разрыв может увеличить расслоение общества. Выходом может стать доступное платное среднее образование — по приемлемым для рынка ценам.
Мнение по поводу того, должно образование быть платным или бесплатным, разделяются. По Конституции образование в Российской Федерации бесплатное, но по факту обучение в массовой школе подразумевает множество «невидимых» трат. Есть точка зрения, что образование должно быть платным — плюсами будут прозрачные платежи, компетентные педагоги, профильное обучение, современные технологии и подготовка к государственным экзаменам.
На семейном обучении не нужно платить за школьную форму, ремонт в классе или учебные пособия. А ещё можно оплатить обучение материнским капиталом, сделать налоговый вычет или получить компенсацию в некоторых регионах — масса выгодных юридических возможностей. Учить детей необязательно самим — есть доступные онлайн-школы.
Что же касается последних новостей, то появились слухи о скором внедрении в школьное расписание платных и бесплатных предметов. Якобы государство оставит бесплатным определенный образовательный минимум (несколько часов математики, русского, истории и английского языка, а также урок физического воспитания). Остальные предметы ребенок может выбрать из профильного списка, но за их преподавание родителям придется заплатить деньги. По предварительным подсчетам, ежемесячная оплата может варьироваться в пределах от 5000 до 7000 рублей (в зависимости от количества выбранных предметов).
В Министерство образования и науки заявляют, что пока что ни о каком платном преподавании предметов речь не идет. Единственное, что обсуждают в правительстве – это модернизация текущей системы финансирования школ со стороны родителей. То есть Конституция гласит, что каждый имеет право на среднее общее образование, и данный закон не может быть никак нарушен.
Также Министерство образования уверяет родителей, что все предметы так и будут преподаваться в школе совершенно бесплатно. А вот те деньги, которые учителя собирают с родителей на дополнительные нужды школы, станут подконтрольны государству. Оплата всех дополнительных занятий и приобретение учебной литературы также будет регулировать Министерство образования. Возможно, будет создан специальный счет школы, куда родители будут направлять деньги.
Новые правила оказания платных образовательных услуг
На самом деле, сегодняшнюю образовательную систему уже можно считать отчасти платной. Каждый родитель не по наслышке знает, сколько денег необходимо выделить школе, чтобы ребенок смог спокойно и комфортно учится. Вот перечень школьных услуг, за которые необходимо будет заплатить в 2020 году:
- посещение дополнительных сверхнормативных часов по предметам;
- факультативные занятия;
- кружки и секции;
- некоторые школы взимают с родителей плату за установку различного оборудования (турникетов, компьютеров, видеокамер и так далее);
- в ряде учебных заведений работает платный гардероб;
- родитель может оплатить питание в столовой для своего ребенка;
- многие учителя оплачивают из родительского кармана дополнительную учебную литературу (что особенно актуально при изучении иностранных языков или при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).
На самом деле, перечислять можно до бесконечности, ведь количество платных услуг в каждой школе может существенно отличаться.
Многие родители знают: чтобы их ребенок смог успешно сдать выпускные экзамены, подготовиться к важному конкурсу, принять участие во всероссийской олимпиаде или поступить в престижный ВУЗ, необходимо посещать репетитора. Чаще всего такие педагогические услуги оказывают школьные учителя, которые за дополнительную плату преподают и объясняют материал на должном уровне. По статистике, более 70% абитуриентов посещают или посещали репетитора.
Подводя итог, следует отметить, что среднее общее образование в школах России в 2019-2020 учебном году так и останется бесплатным, и государство готово выделять каждый школе минимальный размер средств из федерального бюджета. Но, к сожалению, качественное среднее образование бесплатно можно получить далеко не в каждой школе. Родители должны быть готовы к тому, что за качество и добросовестность им придется платить из своего кармана.
В новом документе уточняется, что при выборе семейного образования родители должны проинформировать об этом органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней после отчисления или не менее чем за 15 дней до начала учебного года, в котором планируется это сделать. Раньше точные сроки не указывались.
Обозначено, что ученик может в любой момент вернуться в школу, выбрать другой формат обучения или сочетать разные, если это необходимо. Раньше в документе говорилось лишь о том, что дети, которые получают образование дома, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе.
По нынешнему регламенту те, кто выбрал семейное обучение или самообразование, могут пройти оба вида экзаменов экстерном. Если родители захотят, ребёнок в этот период отправляется в школу на год или только на период сдачи аттестации.
Срок подачи заявления для прохождения ГИА составляет:
- по программам основного общего образования — не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
- по программам среднего общего образования — не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.
Дети, находящиеся на семейном обучении и не освоившие программу начальных или средних классов, не переводятся на следующую ступень. А если у них не закрыты академические задолженности, они возвращаются в школу.
Было дополнено положение о требованиях к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь в документе указано, что они должны соответствовать не только ФГОС, но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Помимо этого, теперь общеобразовательная программа обязательно должна включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Уточняется, что они разрабатываются и утверждаются школами.
По этому вопросу есть дополнение: соблюдение гигиенических требований, а также санитарно-эпидемиологических правил являются обязательными. Уже в прошлом году в документе говорилось, что при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация программ осуществляется дистанционно. Причём в таком случае ограничения ФГОС не имеют силы.
Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2021 году?
Не первый год государство ведет борьбу с так называемыми поборами в школах. Сейчас порядка в этом отношении куда больше, чем было раньше. Хотя, конечно, кое-где поборы сохраняются, в основном из-за того, что родители сами так или иначе готовы мириться с этой системой.
Если обратиться к законодательству, то оно четко перечисляет те услуги школы, которые могут быть платными, но при этом не могут навязываться. В их число входят:
- преподавание дополнительных предметов, которые отсутствуют в программе,
- преподавание предмета, который есть в программе, на более глубоком уровне, чем предусмотрено этой программой,
- участие в различных кружках и секциях,
- репетиторские услуги школьных учителей.
Разумеется, отдельной оплаты требует школьное питание, поездки на экскурсии, покупка школьной формы, пребывание ребенка в группах продленного дня.
Нужно четко понимать, что даже такие услуги школа может предоставлять за деньги при двух важных условиях: устав школы содержит перечень платных услуг, а родители ребенка выражают свое добровольное согласие на получение этих услуг.
Оплата услуг должна поступать на лицевой счет школы. Никакой передачи наличных, тем более без квитанции, быть не может. Полученные за счет оказания дополнительных услуг деньги школа может направлять только на собственные нужды: ремонт, покупка мебели или оргтехники и т.п.
Таким образом, школьное образование остается в России бесплатным, а все платные услуги школы предоставляют только с согласия родителей и по описанному в законе порядку. В 2019 году в этом отношении ничего не меняется.
Вопрос стоимости обучения стал актуален из-за пандемии коронавируса. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минобрнауки, Минпросвещения и Минфину проработать тему снижения оплаты за обучение для студентов вузов, где образовательный процесс преимущественно ушёл в онлайн.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков 17 марта заявил журналистам, что ведомство сейчас обсуждает подходы к решению этого вопроса и планирует объявить о результате уже в апреле. По его словам, пандемия коронавируса обострила проблему обоснованности цены обучения в вузах, поэтому думать чиновники будут вместе с ректорским сообществом, как это было сделано и в 2020 году. Тогда, напомним, Минобрнауки и Союз ректоров договорились не повышать цены на учёбу из-за сложной экономической ситуации.
Сегодня в Москве и Петербурге действуют более двухсот вузов, а это больше четверти всей системы высшего образования в стране. В Минобрнауки хотят устранить такой перекос, развивая региональные учебные площадки.
«Чрезмерная концентрация научных и образовательных ресурсов в двух столицах, на наш взгляд, это серьёзный вызов для сбалансированного пространственного развития страны», — заявил Фальков.
Российскую молодёжь интересует не только возможность получить высшее образование, но и в дальнейшем работать по полученной специальности. Поэтому Валентина Матвиенко призвала ректоров вузов помогать выпускникам с трудоустройством.
«Надо вернуться к ответственности и, в хорошем смысле, воспитательной работе с ректорами высших учебных заведений, чтобы у них было понимание о необходимости сопровождения своих выпускников до обязательного трудоустройства», — предложила она Валерию Фалькову.
В рамках стратегии воспитания до 2025 года во всех учебных заведениях страны появятся новые воспитательные программы. Если раньше подобные мероприятия носили формальный характер, то теперь в программах учебных заведений должны быть чётко прописаны конкретные мероприятия:
- Социальные проекты
- Дискуссионные площадки
- Спортивные праздники
- Игры
- Тренинги
- Походы в театр
- Консультации родителей
- Работа психологов
- Развитие патриотических сообществ
- Интеллектуальные форумы.
Российские школьники с 2021 года будут учиться по обновленным стандартам
Антиковидные правила и требования могут быть продлены вплоть до 2022 года. В конце осени с подобным предложением выступил Роспотребнадзор (проект опубликован на портале правовой информации).
- Регулярное измерение температуры
- Требования к работе общеобразовательных учреждений, игровых комнат в ТЦ, центров дополнительного образования
- Запрещены массовые мероприятия
- Занятия у школьников проводятся в одном и том же кабинете.
Если прибегнуть к истории, можно увидеть, что платное образование было введено перед Великой Отечественной войной в 1940 году. Тогда на платную основу были переведены старшие школы и ВУЗы. Данное решение политики объясняют следующими соображениями:
- На тот момент государство более нуждалось в простых рабочих, нежели в людях с высшим образованием.
- Мальчишки больше отправлялись в военные учебные заведения, которые оставались бесплатными.
- Укреплялась сословность в советском обществе, каждый оставался на своём месте. Дети колхозников работали на земле, а тех, кто имел высшее образование — получали престижные профессии.
Особенно в стране нужны были военные, правительство понимало, что надвигается война.
Еще одним нововведением в образовании было раздельное обучение для мальчиков и девочек. Однако данная реформа была отменена на следующий год после смерти Сталина, в 1954 году.
Если изучить данный отрывок из советской истории, то можно понять что ни к чему хорошему такая реформа в образовании не привела. Зачем нужно сейчас вводить оплату за образование трудно понять.
[ads_middle_center]
Бесплатное образование всем детям в стране гарантирует самый главный закон — Конституции РФ. Внести изменения, в которую невозможно по прихоти одного человека, здесь нужно согласие большинства членов правительства РФ.
В Конституции указано, что образование должно быть общедоступным, бесплатным и обязательным. Родители и учительский коллектив должны создать все условия для того чтобы ребёнок мог получить все надлежащие знания. Также бесплатно на конкурсной основе можно поступить в ВУЗы, техникумы, ПТУ.
Исходя из вышесказанного, можно уверенно утверждать, что каждый школьник имеет право на бесплатное образование утвержденное Конституцией РФ, и то, что школы перейдут на полностью платную основу является всего лишь слухами.
Ограничения не коснутся тех, кто занимается просвещением в сфере бизнес-образования, хобби, иностранных языков и прочих, а также тех, кто занимается подобной деятельностью в рамках образовательных программ. Так, один из соавторов закона, депутат Госдумы Андрей Альшевских, пояснил в одном из интервью, что изначально даже не предполагалось, что ограничения будут распространяться на «авторов роликов по выращиванию белых грибов на даче или выпечке овсяного печенья». Так что, если вы продаете курсы не образовательным, научным или культурным организациям, можете смело продолжать это делать без указанных ограничений на любые темы.
Платное или бесплатное образование: что выбрать
Когда россиян спрашивают об особенностях школьного обучения, они утверждают, что уже давно оплачивают многие услуги, просто эти факты умело маскируются. Администрация учебных заведений умело выдвигает некоторые просьбы, по сути, не обязательные к исполнению. Всем, наверное, знакома ситуация, когда в школе нужно скинуться на ремонт классов или замену окон? А ведь есть ещё кружки и секции, за которые тренерам необходимо платить! Вот только узнаваемый запах нафталина в этом случае тянется со времён ещё советского образования.
В теперешнее время, некоторые школы в России вынуждены переходить на полную автономию образования, искать способы обеспечивать свои нужды без государственной помощи. Чтобы выяснить, является ли учреждение автономным, достаточно взглянуть на его аббревиатуру. Буквы МАОУ легко указывают на то, что перед гражданином Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение. По сути, родителям дают понять, что школа получает от муниципалитета минимальные платные блага. Например, обязательный ремонт, зарплата учителей, минимум мебели и некоторый инвентарь. Но все остальные услуги являются платными, и администрация вправе утверждать свои «ценники».
1.1. Настоящее Положение о платных дополнительных образовательных услугах разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24 марта 2021 года, с законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) с изменениями от 22 декабря 2020 года и Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении:
- платные образовательные услуги — осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее — договор);
- заказчик — физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;
- исполнитель — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);
- обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
- недостаток платных образовательных услуг — несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы);
- существенный недостаток платных образовательных услуг — неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
2.1. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2.2. Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
2.3. Информация, предусмотренная пунктами 2.1 и 2.2 настоящего Положения, предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.4. Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:
- полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;;
- место нахождения или место жительства исполнителя;
- наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
- место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);
- права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
- полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
- форма обучения;
- сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);
- вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
- порядок изменения и расторжения договора;
- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
2.5. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
2.6. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.
Примерные формы договоров об образовании по дополнительным профессиональным программам утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.
2.7. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.
2.8. Для оказания платных образовательных услуг школа создает следующие необходимые условия:
- соответствие действующим санитарным правилам и нормам (СанПиН);
- соответствие требованиям по охране и безопасности здоровья потребителей услуг;
- качественное кадровое обеспечение;
- необходимое учебно-методическое и техническое обеспечение.
2.9. Ответственные за организацию платной услуги проводят подготовительную
работу, включающую в себя изучение спроса граждан на предоставляемую услугу, рекламную деятельность, составление предварительной сметы доходов и расходов и другие необходимые мероприятия. Рабочий план подготовительного этапа согласуется с администрацией школы.
2.10. В рекламную деятельность обязательно включается доведение до заказчика (в том числе путем размещения на информационных стендах в школе) достоверной информации об исполнителе и оказываемых платных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.
2.11. Директор школы на основании предложений ответственных лиц издает приказ об организации конкретной платной услуги в школе. Приказом утверждается:
- порядок предоставления платной услуги (график, режим работы);
- учебная программа, включающая учебный план;
- кадровый состав (руководитель, преподаватель, группа преподавателей, штатное расписание) и его функциональные обязанности;
- сметы доходов и расходов, в т.ч. расчет на одного потребителя для определения цены услуг;
- состав заказчиков услуг;
- ответственность лиц за организацию платной услуги;
- льготы по оплате платной услуги.
2.12. В рабочем порядке директор образовательной организации может рассматривать и утверждать: