Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды деятельности подлежащие лицензированию в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:
- использование атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
- производство и оборот алкоголя – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
- деятельность кредитных организаций – закон № 395-1 от 02.12.1990;
- защита государственной тайны – закон № 5485-1от 21.07.1993;
- проведение торгов — закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
- деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
- клиринговая деятельность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
- страховая деятельность – закон № 4015-1 от 27.11.1992;
- космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993.
Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.
Лицензируемые виды деятельности в 2021 году
Не всегда лицензируемые виды деятельности 2021 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.
Наименование лицензируемого вида деятельности в законе |
Код ОКВЭД |
---|---|
Производство лекарственных средств |
21.20 |
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров |
49.10 |
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов |
49.20.1 |
Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».
Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:
- 46.46 — торговля оптовая фармацевтической продукцией;
- 47.73 — торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах;
- 21.20 — производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.
Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.
Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона.
С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.
С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:
- прав, интересов, жизни и здоровья населения;
- экологии;
- природных памятников и культурного наследия.
Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.
То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше.
Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.
Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.
Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:
- созданию юридических лиц и ИП;
- достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.
Рассмотрение заявления
Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:
- наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
- фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
- ИНН, иные реквизиты;
- контактные данные;
- вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
- платежный документ на уплату государственной пошлины;
- подпись заявителя или его должностного лица.
Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.
Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.
По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.
Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.
-
заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;
-
для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;
-
дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;
-
опись документов.
Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:
-
лично,
-
через доверителя,
-
направить ценным письмом
-
отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.
Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.
Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.
С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.
Что это значит?
-
Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.
-
Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.
-
Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.
Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.
Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.
Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:
-
в работе компании есть нарушения законодательства;
-
суд аннулирует действие лицензии;
-
ИП или юр. лицо закрывается.
За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.
Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.
Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.
Закрытие компании
Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.
По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.
Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
-
Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.
-
Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.
- Грузовые и пассажирские перевозки автомобильным (за исключением деятельности такси), железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом
- Погрузочно-разгрузочные работы и буксировка транспорта
- Охранная и детективная (сыскная) деятельность
- Образование детей и взрослых
- Производство лекарств и медицинской техники
- Деятельность в сфере медицины и фармацевтики
- Производство и реализация алкоголя
- Клиринговая и страховая деятельность
- Деятельность кредитных организаций и НПФ
- Торги и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- Деятельность в области космоса и атомной энергетики
- Деятельность по защите государственной тайны
- Деятельность, связанная с шифровальными и специальными техническими средствами для негласного получения информации, защита конфиденциальной информации
- Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем
- Услуги связи, телевещания, радиовещания
- Производство и продажа специальной полиграфической продукции, защищенной от подделок
- Производство, испытание, ремонт авиатехники
- Деятельность, связанная с вооружением, боеприпасами, военной техникой
- Легальный оборот наркотиков и психотропных веществ
- Проведение азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы
- Заготовка, хранение, переработка, реализация металлического лома
- Управление многоквартирными домами
- Экспертиза промышленной безопасности
- Эксплуатация производственных объектов повышенной опасности (взрыво-, пожаро- и химически опасных)
- Обезвреживание, сбор, транспортировка отходов, относящихся к I — IV классам опасности
- Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения
- Деятельность по использованию источников ионизирующего излучения
- Тушение пожаров, монтаж, ремонт и техобслуживание средств пожарной безопасности
- Использование возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО
- Трудоустройство российских граждан за рубежом
- Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях
- Геодезическая и картографическая деятельность, гидрометеорология и геофизика, маркшейдерские работы
- Сохранение объектов культурного наследия.
Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск. Остальные лицензируемые виды деятельности 2021 года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений.
Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.
Несоблюдение законодательства в области лицензирования – это административное правонарушение, которое для ИП наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ/
Штрафы за работу без лицензии
- 14.1 (2) – от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья (деятельность без лицензии);
- 14.1 (3) – от 3 до 3 тысяч рублей (несоблюдение необходимых лицензионных требований);
- 14.1 (4) – от 4 до 8 тысяч рублей (грубое нарушение условий лицензии).
Специальные штрафы за лицензию в области транспорта по статье 14.1.2 КоАП РФ намного выше:
- отсутствие лицензии — 100 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства;
- нарушение условий выданной лицензии — 20 тысяч рублей;
- грубое нарушение условий выданной лицензии — 75 тысяч рублей.
Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).
✏ К деятельности такси эти нормы КоАП и УК РФ не относятся, потому для что для такси надо получать не лицензию, а разрешение региональной администрации.
Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины. Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
Лицензируемые виды деятельности в 2021 году / Список по кодам ОКВЭДТребования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:
Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия. Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган. Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:
Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП. После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней. Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления. Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения. Важно! При отказе в выдаче лицензии Вы получите решение, в котором в обязательном порядке указываются его причины со ссылкой на подзаконные акты (реквизиты акта проверки соискателя лицензии, когда отказ получен на основании несоответствия лицензионным требованиям). Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ. Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса. Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:
Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 — 2 600 рублей. Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены. Важно! Во время приостановки действия лицензии, деятельность, которая под неё подпадает вести нельзя. При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено. Лицензия может быть аннулирована при:
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней. Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС. Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев. Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2021 годуК видам деятельности, разрешенным для ИП, но требующим получения лицензии, относится:
Полный перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, указан в ст. 12 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Кроме этого, порядок и требования к получению некоторых видов лицензий могут регламентироваться отдельными нормативными актами. Например, требования к получению «медицинской» лицензии устанавливает Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. После того, как направление будущего бизнеса было выбрано, необходимо определится с системой налогообложения. В настоящий момент в РФ действует 4 режимов налогообложения: общий (ОСНО) и 3 специальных (УСНО, ПСН и ЕСХН). Рассмотрим виды деятельности в привязке к системам налогообложения.
Поменять или добавить новые коды совсем не трудно. Для этого необходимо подать в ИФНС по месту учета заявление по форме Р24001, в котором указывается код нового основного вида деятельности и, при необходимости, дополнительные. Оплачивать госпошлину в данном случае не надо. Заявление рассматривается налоговой в течение 5 дней, после чего изменения вносятся в ЕГРИП. ИП выдается документ, подтверждающий внесение изменений (лист записи ЕГРИП). Обратите внимание, что сообщить о смене основного вида деятельности нужно в течение 3 дней. За опоздание с ИП могут взыскать штраф в размере 5 000 руб. В России 50 видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию. Все они перечислены в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ-99) . В перечень видов деятельности подлежащих лицензированию регулярно вносятся изменения. Так, с 1 мая 2015 г запрещено без лицензии осуществлять управление многоквартирными домами. Какие виды деятельности можно применять ИП в 2021 годуНесоблюдение законодательства в области лицензирования – это административное правонарушение, которое для ИП наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ/ Штрафы за работу без лицензии
Специальные штрафы за лицензию в области транспорта по статье 14.1.2 КоАП РФ намного выше:
Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).
Лицензия начинает действовать со дня внесения сведений о ней в реестр лицензий, срок действия ее не ограничен. Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Заключение трудового договора», где подробно объясняется как происходит оформление приема на работу Или ТУТ вы узнаете что необходимо для получения лицензии на деятельность такси Как сдать квалификационный экзамен охранника: При постановке на учет будущий индивидуальный предприниматель должен выбрать основной и дополнительный виды деятельности. В качестве основного указывается тот вид деятельности, ради которого собственно и регистрируется ИП. Под него будет подбираться система налогообложения, для него, в случае необходимости, будут получаться лицензия и необходимые разрешения. В заявлении на регистрацию ИП (форма 21001) основной вид деятельности указывается в п.1 на листе А. Все указываемые в заявлении коды должны состоять не менее чем из 4-х знаков. Если указать трехзначный код в регистрации ИП будет отказано. Дополнительные коды подлежат внесению в п. 2 листа А. Количество дополнительных кодов законодатель не ограничивает, но на одном листе А можно указать до 57 кодов. Если их больше – нужно будет заполнить еще один лист А. Обратите внимание, что получение лицензии или разрешений для дополнительных видов деятельности (если на данный момент они не осуществляются) не требуется. Также дополнительные коды, указанные в заявлении, никак не влияют на отчетность и налоги, но только при условии, что ИП их не осуществляет. Лицензирование является государственной услугой, порядок его по каждому виду деятельности определяется административными регламентами. Государственные органы обязаны разместить информацию о порядке выдаче лицензий, в том числе тексты административных регламентов, сведения о месте и времени приема документов на своих сайтах в интернете, а также на стендах внутри помещений. Заявление на получение лицензии необходимо подавать в государственный орган, уполномоченный на осуществление конкретного вида лицензирования. Лицензия для бизнеса: когда нужна и как получитьВ соответствии с общемировой законодательной практикой, государство устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию, что влияют на:
Как следствие, определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, выполняет задачи защиты интересов государства и потребителей от недостаточно качественных товаров/услуг повышенной важности. Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах. Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности. Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам. В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:
То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений. Исчерпывающий список видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в статье 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этот список входит:
В соответствии с новейшей практикой и Правительственными указами, в закон могут вноситься изменения, а виды деятельности, подлежащие лицензированию, — исключаться или добавляться. Таким образом, для получения исчерпывающей информации о вопросе всегда предпочтительно обращаться к официальным источникам, содержащим свежие версии законодательных актов. Суть страшной аббревиатуры проста — это основная экономическая классификация тех видов коммерческой деятельности, которые законодательно разрешены территории Российской Федерации. Код присваивается для облегчения классификации и документооборота. Обычно, при регистрации ИП, выбирается помимо основного ещё два второстепенных. Позже, когда уже начнёт действовать ИП, основной — отражается во всех необходимых документах. Это и ЕГРИП и отчётные бумаги фирмы, и прочее. Сама разновидность занятий имеет большое значение, потому что не только ограничивает возможности коммерческой составляющей фирмы, но также влияет на платежи ИП во внебюджетные формы и расчёт налога при различных системах налогообложения. Так, например, взнос в ФСС будет непосредственно привязан именно к коду, написанному у вас в ЕГРИП. Именно это и является основной причиной хорошо подумать над выбором ОКВЭД. Виды деятельности подлежащие лицензированию 2021 по ОКВЭДДля того, чтобы получить официальный документ, который разрешит вам открывать учреждения для предоставления медицинской помощи людям и ведения собственной медицинской практики, вам понадобятся:
И только на основании этих документов вам могут выдать лицензию на вашу будущую трудовую деятельность. Бесплатная юридическая консультация по телефону разрешит любой ваш спорный вопрос. Сохранить В соответствии с общемировой законодательной практикой, государство устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию, что влияют на:
Как следствие, определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, выполняет задачи защиты интересов государства и потребителей от недостаточно качественных товаров/услуг повышенной важности. Исчерпывающий список видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в статье 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этот список входит:
В соответствии с новейшей практикой и Правительственными указами, в закон могут вноситься изменения, а виды деятельности, подлежащие лицензированию, — исключаться или добавляться. Таким образом, для получения исчерпывающей информации о вопросе всегда предпочтительно обращаться к официальным источникам, содержащим свежие версии законодательных актов. В дополнение к вышеуказанному Федеральному закону, который определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию, в РФ действует ряд нормативно-правовых актов, уточняющих порядок получения, отзыва, пролонгации лицензий в отдельных сферах, указывающих конкретные службы, ответственные за эти процессы, регламентирующих права и ответственность лицензиаров и лицензиатов. Самые известные нормативно-правовые акты такого рода — это:
Регулятивные документы, уточняющие порядок лицензирования и виды деятельности, подлежащие лицензированию, существуют практически в каждой сфере бизнеса. Как следствие, изучать законодательство на эту тему важно только в совокупности взаимодополняющих законов и Постановлений Правительства. В противном случае, всегда остается риск не обратить внимания на важные детали и допустить нарушения. « к списку статей О том, каким бизнесом будет заниматься ИП, заявитель сообщает в форме Р21001 при регистрации в налоговой инспекции. Для обозначения конкретных видов деятельности в заявлении на регистрацию применяются цифровые коды по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Сопоставить список по кодам ОКВЭД видам деятельности, подлежащим лицензированию в России, невозможно. Дело в том, что лицензионные направления шире, чем конкретный код ОКВЭД. Как определить, подпадает ли ОКВЭД по лицензирование Например, если выбрать образовательную деятельность, то ей будут соответствовать следующие коды из ОКВЭД-2:
Причем, это только четырехзначные коды, а если учитывать пятизначные и шестизначные, их будет еще больше. А если мы возьмем фармацевтическую деятельность, то в это понятие входит и продажа лекарств, и их хранение, и изготовление лекарственных средств по рецептам. То есть, подбирать коды ОКВЭД нужно из разных разделов Классификатора. Перед добавлением ОКВЭДов в документы, проверьте их на актуальность по переходной таблице кодов от ФНС. Само по себе указание в форме Р21001 кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемому направлению, не обязывает лицензию получать. Только если предприниматель приступает к реальной деятельности, надо заранее обратиться в лицензирующий орган. Однако некоторые проверяющие, а иногда и банки, интересуются, оформлена ли у вас лицензия, если в выписке из ЕГРИП указаны соответствующие коды ОКВЭД. Если вы пока не собираетесь работать по лицензии, то для собственного спокойствия совсем необязательно вписывать эти коды заранее еще при регистрации ИП. Позже их всегда можно добавить, подав форму Р24001. Перед тем как представить лицензию, уполномоченный орган должен проверить соискателя на соответствие требованиям. По статье 12 Федерального закона 99-ФЗ ко всем видам деятельности могут применяться требования к наличию производственных зданий, сооружений, оборудования, квалифицированных работников, системы производственного контроля, а также к размеру уставного капитала, организационно-правовой форме. Конкретные лицензионные требования для каждого вида деятельности устанавливаются Правительством РФ, а также федеральными законами. Для получения лицензии необходимо представить заявление, оформленное строго в соответствии с нормами 99-ФЗ (статья 13) и подписанное руководителем юридического лица, а также документы, подтверждающие соответствие лицензионным требованиям. Ранее требовалось предоставление нотариально заверенных учредительных документов, но в 2014г эта норма была исключена. Остальные документы могут быть представлены соискателем только по собственной инициативе. Отказ в выдаче лицензии обычно имеет следующие основания:
Обжаловать отказ можно в организации, выдающей лицензии, или в суде. При отказе в лицензировании государственная пошлина, уплаченная для прохождения процедуры, не возвращается. Какие виды деятельности подлежат лицензированию в 2021 году(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.10.2011 N 283-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 263-ФЗ, от 27.10.2015 N 292-ФЗ, от 30.12.2015 N 430-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.12.2017 N 451-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 249-ФЗ, от 03.08.2018 N 316-ФЗ, от 03.08.2018 N 323-ФЗ, от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2018 N 498-ФЗ, от 15.04.2019 N 54-ФЗ, от 17.06.2019 N 148-ФЗ, от 26.07.2019 N 240-ФЗ, от 02.08.2019 N 282-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ, от 27.12.2019 N 492-ФЗ, от 18.02.2020 N 21-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ) Принят Одобрен 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. 1.1. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» лицензирования космической деятельности. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ) 2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 1) использования атомной энергии; 2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны; 4) деятельности кредитных организаций; 5) деятельность по проведению организованных торгов; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ) 6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; 7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; 8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; 10) клиринговой деятельности; 11) страховой деятельности. 12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ) 13) репозитарной деятельности. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 430-ФЗ) 14) энергосбытовой деятельности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 451-ФЗ) 3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. 4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ) 1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; 2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; 3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ) 4) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ) 1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. 2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. 3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования; 2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ) 3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) 4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; (в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ) 5) соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии; 6) лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; 7) лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования; 8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Основными принципами осуществления лицензирования являются: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ) 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Похожие записи: |