Изменения природоохранного законодательства с 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения природоохранного законодательства с 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2019, N 49, ст. 6986) изложить в следующей редакции:

«2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);».

Президент Российской Федерации В. Путин

«Горячие» документы — Окружающая природная среда и природные ресурсы

Написать комментарий


      Подписан закон о доступе к информации о состоянии окружающей среды.

      Указанная информация является общедоступной и размещается на официальных сайтах ведомств в форме открытых данных. Это сведения о загрязнении окружающей среды, радиационной обстановке, выбросах и сбросах загрязняющих веществ, обращении с отходами, мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду и др.

      Предусмотрен запрет на засекречивание сведений о состоянии окружающей среды. Также эти данные не могут составлять коммерческую тайну.

      Определен порядок предоставления органами госвласти и местного самоуправления информации о состоянии окружающей среды гражданам и организациям.

      Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

      Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

      Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

      С 01.01.2021 будет отменен ряд природоохранных документов

      Минприроды в своём приказе сообщило о новой методике подсчёта нормативов для сбросов вредных веществ в водные объекты. Приказ действует до 1 января 2022 г.

      Нормативы рассчитываются исходя из показателей качества воды, с учётом его фонового состояния по загрязняющим веществам. По состоянию объекта можно также сделать вывод о применяемых технологиях и особенностях производственного процесса водопользователя.

      Величины норматива разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Их разработка осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

      Срок актуальности расчетов нормативов не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались, или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.

      Расчёт новых нормативов осуществляется в следующих случаях:

      • при изменении на 30 % и более годового объема сточных вод;
      • при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ;
      • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;
      • получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;
      • утверждении региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения и др.

      Правительство разработало и утвердило Правила финансирования строительства и реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве, с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, включая порядок отбора проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры для осуществления указанного финансирования.

      По смыслу норм рассматриваемого постановления под специализированным обществом проектного финансирования понимается общество, 100 % акций (долей участия) которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, и специализированное общество, 100 % акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит иной организации, определенной Правительством РФ.

      Отбором объектов инфраструктуры будет заниматься Межведомственная комиссия при Минстрое России.

      При реализации проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированным обществом предоставляются денежные средства на основании договоров займа со специализированным обществом. Кроме того, они получают следующие меры господдержки:

      • субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям;
      • предоставление госгарантий субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом.

      Закон предусматривает, что женщинам, вставшим на учет в медорганизации в ранние сроки беременности (до 12 недель), с 1 июля 2021 года будет выплачиваться не единовременное, а ежемесячное пособие. Пособие составит 50% от прожиточного минимума в субъекте РФ. Право на эту выплату будут иметь женщины, срок беременности которых составляет 6 и более недель, если размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ. Пособие будет назначаться ПФР и выплачиваться:

      • начиная с месяца постановки на учет, но не ранее наступления 6 недель беременности, до месяца родов или прерывания беременности – в случае обращения за пособием в течение 30 дней со дня постановки на учет в медорганизации;
      • начиная с месяца обращения за назначением указанного пособия, но не ранее наступления 6 недель беременности, до месяца родов или прерывания беременности – в случае обращения за пособием по истечении 30 дней со дня постановки на учет в медицинской организации.

      Также с 1 июля 2021 года вводится новый вид выплат – ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 16 лет включительно. Его размер составит 50% от прожиточного минимума для детей в субъекте РФ. Право на пособие будет у неполных семей, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ. Единственным родителем, имеющим право получить пособие, признается родитель ребенка, который указан в свидетельстве о рождении ребенка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребенка или сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, либо в случае, если второй родитель ребенка умер, признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.

      Если в семье несколько детей в возрасте от 8 до 16 лет, пособие выплачивается на каждого ребенка. Пособие устанавливается на 12 месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет. Выплаты будут со дня достижения ребенком восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком такого возраста.

      Еще одно нововведение — пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком до 8 лет. С 1 сентября 2021 года оно будет выплачиваться в размере 100% среднего заработка.

      (ФЗ от 26.05.2021 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

      Сейчас медицинское освидетельствование проходят все призывники, включая тех, кто имеет отсрочку по семейным обстоятельствам либо в связи с обучением. Изменения не коснутся тех, кто имеет основания для отсрочки или освобождение от призыва по состоянию здоровья.

      (ФЗ от 26.05.2021 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в статью 5-1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»)

      с 01.01.2021 года изменения в экологии

      • ОБЩИЕ МОДУЛИ
      • СПРАВОЧНЫЙ БЛОК
      • УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ
      • УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
      • ПРАВОВОЙ БЛОК
      • МОДУЛИ ISO 14001
      • МОДУЛИ «ПБ И ОТ»
      • ВНУТРЕННИЙ АУДИТ
      • НОВОСТИ ЦЕНТРА
      • НОВОСТИ СИСТЕМЫ
      • НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
      • НОВЫЕ ЮР. ЗАКЛЮЧЕНИЯ
      • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
      • СЛУЖБА КАЧЕСТВА
      • ВАКАНСИИ
      • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
      • ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ

      Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

      Посмотрим требования закона:

      Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
      Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
      […]
      2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

      3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

      4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

      5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

      6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

      7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
      […]

      До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

      Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

      Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

      При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

      Об изменении экологического законодательства с 1 января 2021 года

      Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

      • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
      • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
      • операторы по обращению с ТКО.

      Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

      • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
      • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
      • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

      Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

      Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

      По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

      Согласно приказу:

      • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
      • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

      Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

      В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

      Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
      Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
      1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

      Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

      Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

      Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
      Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

      • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
      • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

      То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

      Как законы защищают экологию

      Консультация юриста бесплатно

      ФЗ 219 был принят как отдельный законопроект, регламентирующий изменения в закон об охране окружающей среды, в 2014 г. После одобрения Госдумы и Совета Федерации, документ заверил глава государства. Проект постановляет, что за вредным воздействием человека на окружающий мир необходимо вести усиленный контроль.

      Также определены главные понятия, приведены штрафы, которые могут быть назначены за нарушение закона, установлен срок и процедура их оплаты.

      В законопроекте содержатся 12 статей, которые регламентируют поправки в некоторых федеральных законах. Действующая редакция правового документа об охране окружающей среды была принята к рассмотрению в 2016 г.

      Тогда были внесены последние поправки в юридический акт.

      Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

      В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

      • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
      • 2 категория – умеренное влияние;
      • 3 категория – малозначимое воздействие;
      • 4 категория – практически незаметное влияние.

      В последней редакции законопроекта содержатся сведения о нормативах вредных выбросов, о документах, которые необходимо оформлять предприятиям, наносящим ущерб экологии, о штрафах, предусмотренных для тех, кто не соблюдает правила, определено понятие загрязняющих веществ, а объекты, оказывающие влияние на окружающую среду, разделены на категории. Вы можете ознакомиться с полным текстом документа и скачать закон об охране окружающей среды по следующей ссылке.

      Читать также: Как усыновить ребенка из дома малютки?

      В законопроекте предусмотрели ужесточение штрафов за нарушения:

      • если произошло намеренное сокрытие данных о состоянии, источниках загрязнения природы и пр., а также если этот факт зафиксирован после подачи декларации или получения экологического контроля, гражданским лицам придется заплатить штраф от 500 до 1 тыс. руб., должностным – от 3 до 6 тыс. руб., юридическим – от 20 до 80 тыс. руб.;
      • если зафиксирован факт несоблюдения подачи заявки о постановке предприятия, представляющего потенциальную угрозу окружающей среде, на учет, то должностные лица будут оштрафованы на 5 – 20 тыс. руб., а юридические – на 30 – 100 тыс. руб.

      Кроме того, с 2019 г. будут введены штрафы за проведение хозяйственной либо прочей деятельности без комплексного экологического разрешения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 тыс. руб., для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.

      Обзор изменений законодательства в феврале 2021 года

      • на граждан – от 3 до 5 тыс. руб.;
      • на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет;
      • на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

      Дела по данной категории будут рассматриваться в суде. Составлять протоколы смогут должностные лица:

      • органов внутренних дел (полиции);
      • ФСБ;
      • Нацгвардии.

      Закон не распространяет свое действие на следующие объекты:

      • транспортной инфраструктуры;
      • транспортные средства;
      • топливно-энергетического комплекса,-

      так как для этих объектов установлено отдельное правовое регулирование.

      В действующем законодательстве подробным образом установлены требования к антитеррористической защищенности объектов, включая места массового скопления людей, но не была определена ответственность за нарушения норм права. То есть за отсутствие антитеррористического паспорта физические и юридические лица ранее не привлекались к административной ответственности. Их лишь могли предупредить о неисполнении закона при проведении проверки.

      Принят Госдумой РФ 30.05.19 г. и вступает в силу с момента публикации ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Изменения касаются статей, относящихся к нарушениям в области охраны окружающей среды, увеличены имеющиеся штрафы и добавлены новые.

      В таблице ниже, мы выбрали основные статьи, касающиеся экологии.

      Статья Вид нарушения Штраф
      6.35 Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления. 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.
      Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства. 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.
      8.2 Нарушения в области экологических норм при обращении с отходами. 250 тыс. руб
      Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов. до 400 тыс. руб.
      8.2 п.7 Нарушения в части разработки требуемой документации по экологии. в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.
      8.2 п.9 За отсутствие у предприятия паспортов отходов 1-4 класса опасности, биотестирования отходов 5 класса опасности, расчета класса опасности отходов. 350 тыс. рублей
      8.2 п.10 За отсутствие журнала учета движения отходов (по приказу 721). 350 тыс. руб
      Непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору. 70-150 тыс. руб.
      Штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию. не менее 250 тыс. руб.
      Неуплата в установленный срок экосбора . штрафом в 250 тыс. руб.

      Например, появилась отдельная статья 6.35 «Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления». Штраф за нарушения по данной статье для юр. Лица составит 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

      Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства составит 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

      Статья 8.2 касается теперь только нарушений в области экологических норм при обращении с отходами, штраф тот же – 250 тыс. руб.

      Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов – штраф до 400 тыс. руб.

      Появился отдельный пункт статьи 8.2, касающийся нарушений в части разработки требуемой документации по экологии, так, например, в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

      Система природоохранного законодательства состоит из экологических нормативноправовых актов разного уровня и находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

      В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

      Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов

      Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материальнотехническое обеспечение природоохранных действий

      Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы

      [1]

    • Юридическая ответственность правонарушителей
    • В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

      Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ. Она вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

      Федеральный закон No7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

      Дискуссии о целесообразности включения экологического сбора в Налоговый кодекс велись несколько лет. Несмотря на множество аргументов против такой меры, законопроект был принят, с 1 января 2020 года сбор за негативное воздействие на окружающую среду становится обязательным налогом (глава 25.5 Налогового кодекса РФ). Теперь за его неуплату будут налагать административные санкции.

      Сумма экологического налога будет рассчитываться по каждому объекту налогообложения исходя из:

      • категории НВОС (определяется Росприроднадзором);
      • количества и перечня загрязняющих веществ (отдельно по каждому веществу в соответствии с утвержденной ставкой в рублях за 1 тонну).

      Расчет налога начнется с 1 января 2019 года, авансовые платежи необходимо вносить поквартально – не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца. Итоговые платежи за год принимаются до 25 марта.

      Обзор изменений законодательства: январь 2021

      Плата за НВОС по выбросам, сбросам и отходам с 1 января 2020 года будет рассчитываться с применением коэффициентов:

      0 – отходы использованы на производстве в соответствии с технологическим регламентом; для сокращения выбросов и сбросов применены наилучшие доступные технологии;

      1 – отходы, сбросы и выбросы соответствуют установленными лимитам, нормативам, поданной отчетности;

      25 – сбросы и выбросы находятся в пределах временно разрешенных нормативов, а отходы превысили лимиты (ПНООЛР) или данные из отчетности;

      100 – выбросы или сбросы превысили допустимые нормативы, установленные в КЭР или Декларации о воздействии на окружающую среды для объектов I т II категории.

      Таковы основные изменения в экологическом законодательстве, которые начнут действовать с 1 января 2020 года.

      По экологической документации и проектам ОВОС, ПДВ, СЗЗ нововведений с начала года не планируется. Паспорта отходов оформляются по правилам, действующим в 2019 году, поправки в закон об экологической экспертизе с 2020 года также не вносились.

      Компания «ЭкоЭксперт» разработает для Вас все виды экологической документации и проектов по требованиям 2020 года. Мы внимательно следим за всеми изменениями природоохранного законодательства, вовремя подаем экологическую отчетность и обеспечиваем соответствие Ваших объектов всем экологическим нормативам.

      Комитет по природопользованию совместно с Ассоциацией экологического партнерства провели ежегодный семинар в формате «круглого стола» на тему «Изменения в экологическом законодательстве и природоохранная деятельность на предприятиях Санкт-Петербурга».

      На мероприятие зарегистрировались почти 170 представителей предприятий, чья деятельность оказывает влияние на окружающую среду.

      «Такого числа участников у нас еще не было. Мы уверены, что семинар окажет воздействие на совершенствование природоохранной деятельности в производственной сфере», — говорит директор Ассоциации экологического партнерства Б.С. Крылов.

      О юридических новшествах в экологии представителям бизнеса рассказали: ио заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности И.А. Серебрицкий, заслуженный эколог России Н.Д. Сорокин, природоохранный прокурор Санкт-Петербурга Ю.В. Пыхтырева, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу О.В. Авдиенко, Директор Департамента охраны окружающей среды и качества ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Т.В. Передня и многие другие специалисты.

      На семинаре была представлена информация о новом в природоохранном законодательстве, об основных нарушениях, которые допускают петербургские предприятия в своей деятельности, о требованиях по соблюдению нормативов воздействия на окружающую среду и требованиях государственного экологического надзора предприятий, подлежащих региональному надзору.

      В январе 2018 года вступил в действие закон N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснулись правового регулирования процессов обращения с разными видами отходов. Изменения в ФЗ от 30.12.2017 N 503-ФЗ затронули сразу несколько сфер деятельности организаций, соприкасающихся с экологической отчетностью:

      • С 1 января заработали новые нормы порядка обращения с отходами производства, потребления и твердыми коммунальными отходами (ТКО);
      • Изменен порядок расчета экологического сбора;
      • Введены новые нормы расчета и внесения ПНВОС (платы за негативное воздействие на ОС).

      Новые требования, касающиеся многих нормативно-правовых актов, упростят получение лицензий на обращение с отходами I-IV классов опасности, дадут возможность возвратить ПНВОС по ТКО за 2016-17 гг. и усовершенствуют порядок накопления различных отходов.

      Вторая задача модернизированного законодательства — активное стимулирование производителей и потребителей к соблюдению норм утилизации товаров и упаковочных материалов.

      • Обозначен круг применения термина «сбор отходов». Теперь он относится только к сферам деятельности, связанным с обработкой, размещением, утилизацией и обезвреживанием отходов.
      • Лицензию по обращению с отходами I-IV класса опасности теперь можно получить на группу отходов. Ранее они выдавались на отдельный отход, что заставляло предпринимателей подавать документы сразу на несколько лицензий.
      • В каждом субъекте РФ теперь можно выбрать сразу несколько операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок работы с каждым оператором ограничен 10-ю годами.
      • Требования, обязательные для организации мест накопления отходов, конкретизированы и выделены в статью 13_4 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
      • Функции по разработке и определению схема размещения площадок, предназначенных для накопления ТКО, переданы органам местного самоуправления. Они же обязаны вести реестры мест накопления ТКО. Реестр должен включать все данные о месте нахождения площадок ТКО, собственниках участков, на которых они расположены, подробные теххарактеристики и информацию об источниках образования ТКО.
      • Производители, не исполняющие нормативы утилизации товаров или упаковки, заплатят экологический сбор. Средства пойдут на организацию перерабатывающих мощностей. Это коснется и упаковки, ввезенной из стран ЕАЭС.

      И последнее важное новшество: ПНВОС при размещении ТКО в 2016-17 г. не будет исчисляться и взиматься.

      Обзор изменений законов для граждан в июне 2021

      Вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов — Приказ Минприроды России от 09.11.2020 г. N 903. Собственники могут привлекать к определению объемов забора и сброса независимых квалифицированных специалистов или делать это самостоятельно.

      Учет ведут по данным ежедневных измерений уровня вод при помощи аттестованных средств. Химический состав сбросов определяют при периодических пробах, а данные вносят в Журнал учета качества сточных, в том числе дренажных, вод. Его заполняют не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

      Приняты два важных изменения:

      1. Утверждены новые нормативы утилизации отходов на 2021 год — смотрите Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3722-р. Добавлена новая группа — «упаковка из комбинированных материалов», а ряд других позиций исключен.

      2. Обновлены перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3721-р. Исключены шесть групп товаров, например, электронные кабели или жалюзи и аналогичные пластиковые изделия. Перечень видов упаковки, наоборот, расширен.

      Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.

      1. Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.

      2. Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».

      3. Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.

      4. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.

      5. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.

      6. Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.

      Росприроднадзор с января 2021 г. принимает отчеты только в электронном виде. Ведомства ограничили свое общение с людьми в период локдауна и взаимодействовали с заявителями через цифровые сервисы. Видимо, такой способ связи пришелся чиновникам по вкусу, и они закрепили его в Федеральном законе от 30.12.2020 г. № 500-ФЗ. Носить в надзорные органы распечатки могут только субъекты малого предпринимательства (СМП) — до 1 января 2022 г. Остальным придется осваивать Личные кабинеты на сайтах ведомств.

      Росприроднадзор уже предупредил об электронном документообороте на своей официальной странице. Росстат разъяснил 14 января 2021 г., что будет принимать и бумажные отчеты, пока не изменится Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620.

      Если у вас голова идет кругом от нормотворческих инициатив, звоните нам — мы поможем разобраться. Напоминаем, что вы всегда можете заказать в группе компаний «Норматив» услугу по сдаче экологической отчетности или экологическому аутсорсингу.

      Федеральным законом № 219 объекты предполагалось разделить на 4 категории в зависимости от степени воздействия их на окружающую среду. Впервые упоминание о категорировании объектов НВОС появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г. Но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано.

      Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утвердило критерии категорий, и в конце 2021 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

      Нормы нового законодательства вступают в силу поэтапно, и следующий этап ожидает нас 1 января 2021 г. Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации. А также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

      Несмотря на близость начала действия данного требования, перечень стационарных источников (на которых нужно реализовать это требование) еще не установлен. Требования к системам учета не утверждены, а предложение рынка по подобным автоматическим системам довольно низкое.

      С 1 января 2021 года пополнится перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут, помимо прочих, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования комплексного экологического разрешения (о нем подробнее будет рассказано ниже).

      Начиная со следующего года мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора.

      Устанавливается перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:

      Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”.

      • предельно допустимые выбросы;
      • предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
      • технологические нормативы выбросов (опр.);
      • технические нормативы выбросов (опр.).

      Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются в отношении веществ, утверждённых Правительством РФ. Данный список веществ уже действует и содержится в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р. Это подтверждено изменениями в Постановлении № 183 от 2 марта 2000 г. о порядке утверждения нормативов ПДВ, ВСВ. Теперь порядок утверждения нормативов ПДВ устанавливается Правительством РФ, так же как и утверждение технических нормативов выбросов для передвижных источников выбросов.

      Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

      Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения, технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Эти регламенты принимаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

      Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2021 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

      Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

      • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
      • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
      • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
      • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

      В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

      Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться на основании заявки, в состав которой будет включен обширный перечень сведений. В том числе расчеты технологических нормативов, обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, информация о реализации программы повышения экологической эффективности, планируемые ВРВ, ВРС, информация о ПЭК и т.д. Заявка размещается в сети «Интернет» для ознакомления всех заинтересованных лиц.

      Как получить КЭР и ДВОС в 2019

      Для новых или реконструируемых объектов нужно подать заявку на КЭР за 2 месяца до ввода в эксплуатацию. Заявка в течение месяца проходит государственную экологическую экспертизу. КЭР выдается на объекты I категории. Также может быть выдано и для II категории. При условии наличия НДТ для данной отрасли.

      Для снижения уровня загрязнения атмосферы в отдельных населенных пунктах с 01.01.2020 проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения. В рамках эксперимента будут проводиться мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в соответствии с планом, утвержденным каждой территорией отдельно. Окончание эксперимента намечено на 31.12.2024.

      Регулирует эксперимент закон «О проведении эксперимента по квотированию…» от 26.07.2019 № 195-ФЗ.

      Перечень территорий, попавших под эксперимент: городские округа Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

      Подробнее об эксперименте — в нашей статье «Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу — что нужно сделать».

      Последние изменения законодательства. Что ожидает бизнесменов в 2021 году?

      В конце 2021 года Минприроды России оформило приказами ряд изменений в экологическом законодательстве в 2021 году по вопросам загрязнения атмосферного воздуха:

      • «Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения…» от 22.11.2019 № 794 (вступил в силу 06.01.2020);
      • «Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ…» от 27.11.2019 № 804 (вступил в силу 06.01.2020);
      • «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов…» от 28.11.2019 № 811 (вступает в силу 28.06.2020);
      • «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха…» от 29.11.2019 № 813 (вступил в силу 06.01.2020);
      • «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ…» от 29.11.2019 № 814 (вступил в силу 06.01.2020).

      Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391 утверждены новые Правила охраны поверхностных водных объектов, которые вступают в силу с 1 января 2021 года.

      Мероприятия по охране включают:

      1. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов.
      2. Предотвращение загрязнения вод.
      3. Расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений.
      4. Аэрацию водных объектов.
      5. Оборудование сооружений, которые обеспечат охрану объектов.

      Конкретные мероприятия устанавливаются на основании договора водопользования, который заключается с собственником или арендатором водного объекта.

      В 2021 году вводится уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

      Каждая компания, которая добывает нефть, углеводороды либо перерабатывает, транспортирует углеводороды, должна направлять уведомление об утверждении этого плана в государственные органы, перечень которых утверждается Президентом и Правительством РФ. К уведомлению должен прилагаться план.

      Компания должна выполнять этот план и иметь деньги на мероприятия, заложенные в нем.

      Также опубликован перечень обязанностей организации в случае разлива нефти или нефтепродуктов. В частности, организация должна оповещать органы государственной власти и местного самоуправления о произошедшем, вести работы по локализации и ликвидации последствий, после ликвидации вести восстановление загрязненных объектов.

      Порядок введен приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 и будет действовать 6 лет — до 1 января 2027 года. Согласно Порядку, теперь не нужно составлять и согласовывать с Федеральным агентством водных ресурсов схему систем водопотребления и водоотведения.

      Срок предоставления сведений, полученных в результате учета объема забора воды и объема сброса сточных вод, продлен до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

      Уточняется, что учет объема забора воды и объема сброса сточных вод должен проводиться только аттестованными средствами измерений. Записи ведутся ежедневно на основании замеров. Работники, учитывающие количество забранной воды и стоков, определяются руководителем организации, который заверяет правильность расчетов подписью.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *