Ттн нового образца 2021 как правильно оформлять

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ттн нового образца 2021 как правильно оформлять». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/[email protected] При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.

Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.

К сведению! Новые правила будут действовать до 1 января 2027 года. Они внесли несколько изменений в бланк транспортной накладной.

Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2021 года

Документ оформляют, если товар транспортируется привлеченным перевозчиком (при договоре перевозки) или экспедитором и при этом в договоре прописано право экспедитора заключать договор перевозки. В последнем случае экспедитор является отправителем.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами.

Ее оформление происходит при перевозке ТМЦ от одного владельца к другому. Сама доставка производится самостоятельно силами компании-отправителя или при содействии компании-перевозчика (третье лицо). Тот, кто отправляет груз, выписывает и накладную (его изначальный собственник для отчуждения права или одно из подразделений предприятия-собственника в адрес другого). При использовании услуг коммерческой перевозки договор на них может составляться отправителем или получателем. Тогда обсуждаемый документ может выписываться той или другой стороной.

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Транспортная накладная 2021 в 1С — образец

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

Образец заполнения ТН — 2021

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Здесь всё достаточно просто. Согласно действующим правилам, товарно-транспортную накладную в 2021 году могут заполнять собственники или продавцы товаров. Это возможно в тех случаях, когда транспортировкой занимается непосредственно сам грузовладелец или продавец. Тогда его прерогативой становится обязательное оформление формы 1Т. Есть ситуации, когда грузовладелец или продавец пользуется услугами посредника. Для этого составляется специальный договор с грузоперевозчиком, который берёт на себя обязательства по доставке груза к пункту назначения. Договор с перевозчиками заполняют от лица получателя или отправителя. Тогда заполнять накладную могут обе стороны. Если говорить простым языком, то обязанности по оформлению товарно-транспортной накладной возлагаются на ту компанию или сторону, которая осуществляет найм грузоперевозчика. Также следует строго придерживаться правил, согласно которым заполняется товарно-транспортная накладная на перевозку груза.

Если перевозимый товар не имеет в пакете сопроводительных документов ТТН, у таких грузоперевозок могут возникнуть серьёзные сложности.

Как уже выяснили, для перевозки груза обязательно требуется товарная накладная, или просто ТТН. Но возникает логичный вопрос относительно использования одного бланка 1Т для различных грузоперевозок. Важно помнить, что каждая транспортировка груза подразумевает оформление отдельной товарно-транспортной накладной согласно бланку 1Т. А потому использование одной и той же накладной под несколько грузоперевозок категорически запрещается. Аналогично обстоит ситуация, если одинаковый груз перевозится на разные конечные пункты, то есть в различные компании, фирмы или организации. Здесь каждая отдельная отправляемая партия товара, предназначенная для той или иной компании, требует собственной отдельной товарной накладной.

Конкретный вид формуляра для международных сообщений определяется типом используемого транспортного средства и особенностями перевозки.

Выделяют следующие международные транспортные документы:

  1. Экспортная декларация EX-1 оформляется при отправке товара за границу.
  2. Транзитная декларация T-1 необходима для партий заграничных товаров, проезжающих через территорию ЕС.
  3. Административный сопроводительный документ или ААД выписывается на подакцизный товар из ЕС, направляемый на экспорт.
  4. Книжка международных дорожных перевозок (МДП) или TIR позволяет осуществлять транзитные перевозки по нескольким государствам без оплаты пошлин и прохождения досмотров. Действует на территории стран-участников конвенции
  5. Карнет ATA выполняет функцию таможенного документа, с помощью которого упрощается ввоз товаров (для выставок, ярмарок, спортивных мероприятия и пр.). Действует на территории многих стран.
  6. Накладная СМГС применяется на международных железнодорожных сообщениях в странах бывшего СССР, во Вьетнаме, Польше, Молдавии и многих других. Государства, не являющиеся участниками соглашения СМГС, оформляют накладную по другой форме.

При организации международных перевозок следует тщательно подходить к сбору документов, чтобы груз не задержали на таможне или в пути из-за неверно выбранного вида транспортной документации.

При заполнении необходимой товарно-транспортной накладной крайне важно соблюдать определённые правила и стандарты. При этом отправитель или получатель, в зависимости от того, кто занимается подписанием договора с грузоперевозчиком, может обратиться за помощью к специалистам. Но если разобраться во всех нюансах, ничего сложного в самостоятельном заполнении нет. Для начала нужно выполнить несколько общих правил, после чего отдельно изучить нюансы оформления первой и второй части ТТН.

  1. Первым делом в накладной записывается номер. Он берётся не из воздуха, а согласно внутреннему обороту документации в компании, которая выписывает накладную. Также ставится дата, когда документ заполняется.
  2. Далее идёт пункт о грузоотправителе. Не путайте с компанией грузоперевозчика. Здесь указывается информация о компании, которая будет осуществлять отправку груза. Причём тут важно внести данные про полное название организации, её фактический адрес и контактные данные.
  3. По аналогии заполняется строка, которая предназначена для грузополучателя. Как и в предыдущем пункте, здесь нужно записать полное наименование, адрес и контактную информацию.
  4. Следующей строкой идет плательщик. Здесь вносят информацию о компании, которая берёт на себя обязательства по оплате услуг транспортной организации.
  5. Напротив грузоотправителя, грузополучателя и плательщика есть специальные ячейки, предназначенные для указания кодов ОКПО. Это специальный классификатор, действующий в РФ, классифицирующий организации и предприятия.

Когда основная информация заполнена, следует приступить к оформлению товарной и транспортной части ТТН.

Первый раздел практически полностью предназначен для заполнения со стороны грузоотправителя. Требуется внести информацию о перевозимом товаре в специальную таблицу. Следует быть внимательными с первыми 4 столбцами таблицы при последовательном заполнении товарно-транспортной накладной. Здесь предусмотрены некоторые моменты, которые мы предлагаем рассмотреть. В первом столбце записываются номенклатурные номера перевозимых товаров. Но это актуально только для тех случаев, когда предприятие использует соответствующую систему учёта.

Второй и третий столбец предназначены для номеров артикулов и прейскурантов. Опять же, если они имеются. Четвёртая строка уже обязательная и служит для отображения количественных характеристик товара. Потому здесь вписывается точная цифра, которая равно количеству перевозимых товаров. Для каждого соответствующего наименования своя отдельная цифра. За ними следует другие столбцы, пропускать которые также не стоит. Тут предусмотрено внесение данных, в которых отображаются:

  • стоимость одной единицы перевозимого товара;
  • название продукции;
  • используемые единицы измерения;
  • виды применяемой упаковки.

Здесь же указывается количество занимаемых товарами мест, вес (обязательно в тоннах), а также общая цена каждого отдельного вида товара в составе перевозимого груза. При наличии дополнительных объёмных и складских наценок, транспортных расходов, эти данные обязательно вписываются в таблицу. Дальше заполняется информация об общей стоимости всего груза, суммируя все наименования. Последний столбец предназначен для номера товара согласно используемой картотеке склада грузоотправителя.

При наличии любых приложений, которые прикладываются к товарно-транспортной накладной, они в обязательном порядке отмечаются в ячейке для указания дополнительных листов. Это делается прописью. Также указывается суммарное количество разновидностей товаров и мест. Для этого дублируются данные, внесённые в первой таблице. Дальше, согласно форме 1Т, нужно записать прописью и соответствующими цифрами информацию о массе перевозимого груза. А после указываются все приложения (записывается количество листов). Чуть ниже, также прописью, вносится общая цена товара, отпущенного со склада грузоотправителя.

С 25 июля 2021 года для подтверждения расходов на доставку товаров компании применяют новую транспортную накладную (утв. приложением 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Новую накладную составляют в трех экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Каждая сторона должна была ставить в накладной подписи и заверять их печатями компании. Однако на практике это вызвало много затруднений.

Печати в новой транспортной накладной больше не ставят. Вместо этого грузополучателю, грузоотправителю, перевозчику или их уполномоченным лицам надо будет расшифровывать свои подписи. Такие изменения приняло Правительство РФ в постановлении от 30.12.11 № 1208. Документ вступит в силу через семь дней после опубликования, но на момент подписания этого номера газеты в печать комментируемое постановление опубликовано не было.

Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).

Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.

Заполняем транспортные накладные 2021

Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.

Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:

  • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
  • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
  • в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки. В письме Федеральной налоговой службы от 27 мая 2021 г. № ЕА-4-26/[email protected] «О форме и порядке заполнения транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом» фискальное ведомство особо отметило это обстоятельство: само по себе указание в транспортной накладной лица, не являющегося стороной договора перевозки (имея ввиду экспедитора), не освобождает стороны от оформления документов, предусмотренных главой 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция».

Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.

Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.

В первом описывается товарные взаимоотношения между грузоотправителем, грузополучателем и покупателем товара (зачастую получатель и покупатель являются одним и тем же лицом). Этот раздел отражает списание товара у отправителя и оприходывания их получателем.

Второй раздел называется «Транспортным» в нем указываются данные на автомобиль, водителя, маршрут грузоперевозки,

Мы рекомендуем грузоотправителю перед перевозкой подготовить ТТН в 5 оригинальных экземплярах:

1-й образец остается у грузоотправителя в подтверждение приема груза водителем, остальные уезжают вместе с грузом. Все экземляры должны быть подписаны водителем при получении груза.

Затем на выгрузке 4 бланка ТТН отдаются получателю для заверения его печатью и подписью. Из них:

2–й образец ТТН остается у грузополучателя

3, 4 и 5-й отдаются водителю. Эти бланки товарно-транспортной накладной уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр), а последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме и без претензий.

1) Грузоотправителю: нет документа подтверждающего прием груза водителем, а также подтверждения доставки товара до получателя. Поэтому «размыта» ответственность транспортной компании и получателя перед отправителем.

Следствие: при конфликтной ситуации не найдешь концов!

2) Грузополучателю: трудно сравнить груз (общий вес, количество единиц и т.д.), погруженный на складе отправителя, с фактически пришедшим на выгрузку.

3) Транспортной компании: нет подтверждения факта перевозки для налоговой. При спорной ситуации по сохранности груза перевозчик находится между отправителем и получателем, как «между молотом и наковальней».

4) Хотя есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: довольны остаются контролирующие органы на дороге, которые могут под угрозой постановки машины с грузом на штраф-стоянку оштрафовать водителя.

Транспортная компания «ДА-ТРАНС» рекомендует готовить перевозочные документы в полном объеме! Отправка груза без сопроводительных транспортных документов заметно усложняет жизнь всем участникам процесса доставки!

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

С 1 января 2022 года электронные перевозочные документы приравняются к бумажным. Сейчас компании могут использовать электронные накладные, но взаимодействие с государством происходит по-прежнему в бумажном виде. Компании сами выбирают, переходить на ЭТрН или нет.

Транспортную накладную теперь можно составить:

— в бумажном виде в 3 экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

— в электронном виде, подписанном УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью).

Нужно ли ставить печать на ттн нового образца 2021 рф

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

С 30.09.2011 г. организации должны для целей определения срока хранения документов руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Пунктом 362 Перечня установлено, что первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.) должны храниться 5 лет.

Так как ТТН относится к первичной учетной документации, срок её хранения составляет не менее пяти лет. Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.

Товарно-транспортная – унифицированный документ. Предназначен сопровождать товар во время перевозки от продавца к покупателю. Неважно, кто осуществляет перевозку: продавец, покупатель или наемный грузоперевозчик.

Документ распечатывают в 4‑х экземплярах (1 экземпляр продавцу, второй покупателю и еще два бланка грузоперевозчику). Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), так и для расчетов за автоперевозку.

  • Грузополучателю документ нужен для сверки перечня отгруженного товара с перечнем в документе.
  • Грузоотправителю ТТН необходима для получения документального доказательства передачи груза водителю и приемки его получателем.
  • Грузоперевозчик фиксирует в документе факт перевозки товара.

Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Заполнение документа происходит в несколько этапов:

  • до начала погрузки,
  • в период перемещения груза,
  • после доставки товара.

Бремя оформления товарно-транспортной накладной может лежать на собственнике товара (продавце) если перевозкой занимается собственник самостоятельно. Если же в отношениях между грузоотправителем или грузополучателем есть посредник, который осуществляет транспортировку ТМЦ, то необходим отдельный договор с грузоперевозчиком. В зависимости от того, какая из сторон нанимает посредника, и возникает обязанность по составлению ТТН.

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

  • Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
  • Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
  • Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
  • Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
  • Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
  • При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): и образец заполнения на 2021 год >>

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

В письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС Минтранс указал, что все поля транспортной накладной обязательны к заполнению, за исключением случаев, когда информация имеет отметку «(при необходимости)».

С 1 января 2021 — новая форма транспортной накладной

До 2013 года единственным возможным вариантом для подготовки накладной являлась унифицированная форма №1-Т, утверждённая Госкомстатом РФ.

Однако с принятием и вступлением в действие ФЗ «О бухгалтерском учёте» организации получили право разрабатывать и утверждать свои собственные формы первичной учётной документации. Главное при этом – чтобы были соблюдены следующие условия:

  • В разработанных бланках должна содержаться вся необходимая информация. На практике это означает, что добавлять дополнительные графы или столбцы в форму можно, но изымать и не указывать те, которые имелись в форме №1-Т – уже нельзя.
  • Самостоятельно разработанная накладная может использоваться в тех случаях, когда договор на перевозку не заключался, сам груз доставлялся транспортом продавца, а транспортные расходы включены в цену товара.
    Если же используется отдельный договор с компанией-грузоперевозчиком, то, согласно п. 2 ст.785 ГК РФ и п. 6 Правил перевозки автотранспортом (утверждены постановлением Правительства РФ №272 в 2011 г.), должен составляться документ по типовой форме.

ТТН при оформлении с помощью формы №1-Т представляет собой бланк, состоящий из трёх основных частей:

  1. «Шапка». В ней указываются дата составления, номер накладной груза, грузоотправитель, грузополучатель, а также, при необходимости – плательщик (с указанием банковских реквизитов).
  2. Товарный раздел в ТТН. В нём указывается наименование товара, его количество, номенклатурный код, цена и другие данные, касающиеся перевозимого груза.
  3. Транспортный раздел. Здесь проставляется информация о дате доставки, грузоперевозчике (с указанием его банковских реквизитов), марка и номер машины, на которой осуществляется перевозка, данные водителя, данные заказчика перевозки.
    В том случае, если в процессе доставки груз был переадресован, в этом же разделе проставляются отметки о том, куда и на основании какого документа был доставлен груз.

    Кроме того, в транспортном разделе ставятся данные о приеме и передаче груза, о таксировке и об оплате труда водителя.

На фото можно увидеть, как выглядит пример заполнения товарно-транспортной накладной нового образца:

Транспортная накладная является достаточно объемной для заполнения, состоит из нескольких разделов и содержит подробную информацию об отправителе, получателе груза, условиях доставки и т.д. Заполнение транспортной накладной начинается с внесения информации о номере экземпляра, дате и номере заявки.

  1. В первом разделе указывается владелец груза – его полное наименование, адрес, банковские реквизиты, номер телефона. Образец заполнения транспортной накладной, представленный ниже, содержит все сведения, которые должны быть в данном разделе;
  2. Во втором разделе указывается та же информация о грузополучателе: наименование, адрес, банковские реквизиты, номер телефона;
  3. Транспортная накладная — порядок заполнения третьего раздела: в нем указывается информация о грузе. Наименование груза, который отправляется, его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  4. Образец заполнения транспортной накладной в 4 разделе содержит информацию о сопроводительных документах на груз;
  5. Следующий раздел содержит указания грузоотправителя. Правила заполнения пятого раздела: в нем необходимо указать особые требования к грузоперевозке, если это требуется;
  6. В шестом разделе указываются сведения о приеме груза: адрес, дата, время прибытия и убытия, масса, количество, состояние груза де-факто. Образец заполнения ТН наглядно покажет, что в данном разделе ставятся подписи водителя и грузоотправителя с расшифровкой подписи и указанием должности;
  7. Седьмой раздел содержит сведения о сдаче груза к выгрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние). Кто выписывает транспортную накладную? Ставятся подписи водителя и получателя груза с расшифровкой подписи и указанием должности.
  8. Условия перевозки.
    Оформление транспортной накладной (пример заполнения):

    в данном случае указывают особые условия перевозки или временного хранения на складе, сведения о предусмотренных договором перевозки штрафных санкциях;

  9. Следующий раздел содержит сведения о том, что заявка принята к исполнению;
  10. Десятый раздел содержит сведения о перевозчике: наименование, адрес, телефон, а также ФИО и телефон водителя. Образец транспортной накладной наглядно продемонстрирует, в каком порядке необходимо заполнить данный раздел;
  11. Следующий пункт содержит сведения о транспортном средстве, которым совершается перевозка груза: марка автомобиля, номер и т.д.
  12. Следующий пункт содержит специальные комментарии перевозчика, если таковые имеются.
  13. Прочие условия указываются при необходимости. Пример заполнения транспортной накладной данного раздела: перевозка опасных негабаритных грузов.
  14. Четырнадцатый раздел заполняется, если менялось место доставки груза.
  15. В пятнадцатом разделе указывается стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку.
  16. В шестнадцатом пункте проставляется дата, когда была составлена накладная, подписи сторон.
  17. Последний пункт содержит отдельные отметки для всех сторон, включая перевозчиков.

Кто выписывает ТТН при доставке транспортной компанией? Если покупатель заключает договор с транспортной компанией, он и оформляет ТТН, в которой грузоотправителем указывает самого себя.

В Беларуси, откуда к нам нередко поступают достаточно объемные поставки грузов, применяется другая, но тоже типовая форма 2-ТН. Образец заполнения мы приводить не будем, т.к. это все-таки тема другой страны. Просто уточним, что товарная накладная по форме ТН-2 утверждена постановлением Минфина республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 и в России не применяется.

Заполнение документа не вызовет у вас затруднений, если вы внимательно ознакомитесь с образцом, представленным ниже и будете соблюдать все правила заполнения транспортной накладной.

Информация, указываемая в ТТН, зависит от условий перевозки и характера перевозимого груза. Поэтому в каждом случае в неё могут вноситься разные сведения. Однако есть моменты, без которых этот документ станет недействительным.

Ч. 2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учёте» требует, чтобы в первичных учётных документах (к числу которых относится и ТТН) обязательно указывались следующие данные:

  • Название документа («Товарно-транспортная накладная»).
  • Дата, когда он был составлен.
  • Название составителя (применительно к ТТН – грузоотправителя).
  • Факт хозяйственной деятельности, по поводу которого составлен документ. Для ТТН таким фактом будет передача груза на перевозку и принятие его получателем.
  • Количественная величина. Это значит, что должны быть указаны как количество передаваемого товара (в штуках, массе или объёме), так и его стоимость.
  • Наименование должности лица, ответственного за составление документа.
  • Подписи всех ответственных лиц (о том, как подписывать и оформлять ТТН, а также какие печати ставить, мы рассказывали в этом материале.

При отсутствии в ТТН этих сведений документ может быть признан недействительным.

Также на многих ТТН присутствует такой реквизит, как номер накладной. Узнать о том, что это такое и обязательно ли его проставлять в таком документе, говорится здесь.

Транспортная накладная (ТН) на 2021 год (ТТН 2021)

Давайте разберемся, как заполнить транспортную накладную, какие сведения стоит вносить в документ, какие правила действуют при его заполнении. Транспортная накладная для перевозок грузов автомобильным транспортом составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле.

С ее помощью имеется возможность списать товар в учете у продавца и поставить на учет покупателя. Еще она содержит информацию о перевозчике, как транспортная накладная (Приложение № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом).На основе ТТН отправитель списывает со своего баланса отправляемые ценности, а получатель наоборот, вносит их на баланс. Посмотрите, в каких случаях можно оформить поставку товара товарно-транспортной накладной, где взять ТТН нового образца 2021 и скачать бланк в Excel, как она правильно составляется.

Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т согласно Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ изначально являлась первичным документом для учета ТМЦ и расчета стоимости их перевозки автомобильным транспортом. Позже уже фирма, предоставляющая услуги транспортировки, на основе данных ТТН составляет акт о выполнении работ. Он прилагается к любой из двух ТНН вместе со счётом на оплату услуг и отправляется ответственной за это стороне сделки.

Когда бухгалтеры стали разбираться с новым документом, у них появилась масса вопросов: кто и когда должен заполнять транспортную накладную, что в какой строке писать, чьи подписи ставить, обязательно ли ставить печать и т. д. Порядок использования и оформления документов, связанных с автомобильными перевозками, находится в ведении нескольких ведомств, в том числе и Минтранса России. Поэтому вместе с нами на вопросы по заполнению транспортной накладной отвечал представитель этого ведомства.

“ Одним из документов, подтверждающих расходы на перевозку в целях исчисления налога на прибыль, является транспортная накладная. Правила перевозок грузов автомобильным транспорто м утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2021 № 272 не содержат ограничений в отношении того, кем должен являться перевозчик — физическим или юридическим лицом (организацией). Отсюда следует, что транспортная накладная составляется грузоотправителем независимо от того, кто является перевозчиком — гражданин или транспортная организация. Поэтому при заключении договора перевозки с обычным гражданином грузоотправитель должен составить транспортную накладну ю п. 6 Правил . При этом гражданин должен поставить свою подпись и заполнить те пункты транспортной накладной, которые предназначены для перевозчика.

Также из самой формы новой транспортной накладной и правил ее заполнения (утв. постановлением № 272) прямо следует, что подписать накладную вправе не только руководитель компании, но и уполномоченный представитель.

Например, трудности часто возникают с получением печати перевозчика. Ведь накладную, как правило, подписывает водитель, у которого печать отсутствует. Также круглой печати компании может и не быть на складе грузополучателя, куда перевозчик привозит товар. Поэтому передача документов значительно затруднялась. Теперь такие сложности уйдут в прошлое. Ставить печати в накладной больше не требуется. Вместо этого представителям грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика надо будет только расшифровать свою подпись в накладной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *