Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 28 ТК РФ 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Для муниципальных служащих, а также для других категорий работников, названных в комментируемой статье, действующим законодательством никаких особенностей в осуществлении социального партнерства не установлено.
2. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции N 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти (Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией). Однако Закон о государственной гражданской службе не предусматривает участия государственных гражданских служащих в системе социального партнерства.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В статье 28 Трудового кодекса РФ указаны те особые виды работников, для которых социальное партнерство в сфере труда устанавливается отдельными федеральными законами. Это военные, работники МВД, противопожарной службы, органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, органов уголовно-исполнительной системы, таможенники, дипломаты, государственные гражданские и муниципальные служащие.
1. Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении следующих категорий работников: а) государственные гражданские служащие; б) муниципальные служащие; в) работники военных и военизированных органов и организаций; г) работники органов внутренних дел; д) работники Государственной противопожарной службы; е) работники учреждений и органов безопасности; ж) работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; з) работники органов уголовно-исполнительной системы; и) работники таможенных органов; к) работники дипломатических представительств Российской Федерации.
На настоящий момент федеральные законы, устанавливающие соответствующие особенности, отсутствуют.
2. Применительно к работникам иных категорий особые правила взаимодействия работников и работодателей установлены быть не могут.
Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Информация МВД России «Министерство внутренних дел Российской Федерации информирует о продлении срока действия временных мер в отношении иностранных граждан»
- Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- Письмо Минстроя России от 10.06.2021 N 24101-ЮГ/16 «Об однотипных нарушениях, допускаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обеспечении жильем ветеранов и инвалидов»
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2021 N 1524-р О выделении Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия «Выполнение функций по обеспечению отбора и подготовки космонавтов»»
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2021 N 880 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 121 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1912»
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 09.06.2021) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»
- Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 N 121 (ред. от 09.06.2021) «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере социального обслуживания»
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2021 N 869 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2021 году»
- Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 08.06.2021 N 18177.ФБ.77/2021 По вопросу внесения изменений в ИПР инвалидов, выданные до 01.01.2016 посредством создания «Заявления на изменение» с использованием ФГИС «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы»»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р»
Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.
Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.
Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.
Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.
В трудовом праве существует только три субъекта. Это:
- работодатель;
- работник;
- государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.
В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:
- своевременную выплату заработной платы;
- обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
- защиту от произвольного увольнения;
- сорокачасовую рабочую неделю;
- отдых в соответствии с режимом и графиком;
- защиту персональных данных;
- отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.
Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.
Статья 28 ТК РФ. Особенности применения норм настоящего раздела.
Конституционный суд в своём определении № 1622-О-О от 08.12.2011 установил альтернативное определение, назвав такой вид частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Такая формулировка была приведена с целью аргументации тезиса о том, что сверхурочная работа подлежит оплате в повышенном размере. Особо отмечено, что данный подход полностью согласуется со ст. 4 Европейской социальной хартии 1996 года, подтверждающей право работников на повышенную оплату работы за пределами границ рабочего дня в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд.
Повышенная оплата сверхурочной работы имеет целью компенсацию трудозатрат в условиях повышенной нагрузки на организм, вызванной переутомлением в связи с осуществлением работником работы в предназначенное для отдыха время.
Все изменения трудового законодательства о дистанционной работе, которые вступили в силу с 2021 года, отражены в законе от 08.12.2020 № 407-ФЗ.
Само понятие дистанционной работы не изменилось. Речь по-прежнему идет о выполнении трудовых функций вне места нахождения работодателя и за пределами любых объектов, находящихся под его контролем.
Однако в новой редакции статьи 312.1 ТК РФ дистанционная работа разбита на три вида:
- Постоянная – на весь срок действия трудового договора;
- Временная – непрерывно, но не дольше 6 месяцев;
- Периодическая – когда «удаленка» и работа на стационарном месте чередуются.
Таким образом, снят вопрос о законности «смешанного» формата работы, когда сотрудник частично выполняет свои функции в офисе, а частично – за его пределами.
На дистанционную работу можно перевести как вновь принятых сотрудников, так и тех, кто уже работает в «стандартном» формате. В последнем случае условия перевода следует отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору.
В предыдущей редакции статьи 312.2 ТК РФ говорилось о том, что при заключении трудового договора и дальнейших взаимоотношениях сторон можно использовать электронные документы. Но механизм электронного документооборота, в частности – порядок использования электронных подписей (ЭП), не был регламентирован в «старом» варианте ТК РФ.
В новой редакции ТК РФ, в статье 312.3 подробно расписан порядок электронного и «бумажного» обмена информацией между работодателем и работником.
С 2021 года усиленные ЭП требуются только для заключения, внесения изменений и расторжения в электронном виде следующих договоров:
- трудового и дополнительных соглашений к нему;
- о материальной ответственности;
- ученического (с отрывом или без отрыва от работы).
При этом у работодателя должна быть усиленная квалифицированная подпись, а работник сможет воспользоваться как усиленной квалифицированной, так и усиленной неквалифицированной ЭП.
Для остальных видов кадровых документов (приказов, заявлений и т.п.), стороны могут установить другие формы подписания. Эти варианты нужно указать в коллективном или трудовом договоре, либо в других локальных нормативных актах компании (далее — ЛНА). Можно, например, использовать простую электронную подпись или обмен скан-копиями подписанных бумажных документов.
Факты получения документов сотрудниками и/или работодателем нужно обязательно фиксировать. Каждая из взаимодействующих сторон должна в установленный в ЛНА срок направлять другой стороне подтверждение.
Если по закону документы, регламентирующие трудовую деятельность, нужно оформлять на бумажном носителе и/или предоставлять для ознакомления работникам в письменной форме, сотрудники на «удаленке» могут ознакомиться с ними одним из трех способов:
- прочитать бумажную версию под роспись;
- обменяться электронными документами;
- использовать другой вариант, предусмотренный ЛНА, например – пересылку скан-копий.
Дистанционный сотрудник теперь может направлять работодателю информацию для оплаты больничных листов (в том числе для декретных выплат) одним из двух способов. Вариант передачи информации зависит от того, в каком виде оформлен больничный лист:
- Оригинал «бумажного» больничного работник, как и ранее, должен направить по почте, заказным письмом с уведомлением.
- Для электронного листа нетрудоспособности сотруднику достаточно передать работодателю серию и номер документа. Этот вариант можно использовать, если медицинская организация и работодатель входят в систему информационного взаимодействия.
В новой редакции ст. 312.4 ТК РФ более подробно прописана возможность работодателя регулировать в ЛНА вопросы, связанные с деятельностью дистанционного сотрудника, а именно:
- режим рабочего времени постоянного сотрудника на «удаленке» или периодичность выполнения трудовой функции при временной дистанционной работе;
- условия и порядок вызова временного дистанционного сотрудника на стационарное рабочее место;
- условия и порядок выхода такого сотрудника на стационарное рабочее место по личной инициативе;
- порядок предоставления всех видов отпусков сотруднику, постоянно работающему в дистанционном формате.
Если работодатель не укажет в ЛНА режим рабочего времени, то дистанционный работник может устанавливать его себе самостоятельно.
Время взаимодействия дистанционного сотрудника и работодателя (телефонные звонки, видеоконференции и т.п.) нужно учитывать, как рабочее.
Новой статьей 312.5 Трудового Кодекса государство защитило дистанционных сотрудников от потерь в оплате труда при новом формате работы. Теперь в законе прямо указано, что удаленное выполнение трудовых функций не может быть основанием для уменьшения заработной платы.
Налоговики разъяснили, как нужно перечислять НДФЛ тем организациям, которые имеют филиалы и используют труд дистанционных работников.
По мнению ФНС, здесь нужно ориентироваться на то, кто платит конкретному сотруднику вознаграждение – головная компания или филиал. НДФЛ необходимо перечислять в бюджет по месту регистрации плательщика (компании или филиала), в штатном расписании которого числится дистанционный сотрудник.
При этом место нахождения самого дистанционного работника значения не имеет. Сам факт перевода сотрудника на «удаленку» не образует обособленного подразделения (письмо ФНС РФ от 14.10.2020 № СД-4-3/[email protected]).
Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году
В соответствии с новой статьей 312.6 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать дистанционного сотрудника всем необходимым для работы, включая оборудование, компьютерные программы, средства защиты информации и т.п.
Дистанционный сотрудник по согласованию с работодателем сможет использовать для работы также свое или арендованное оборудование, либо другие необходимые средства труда.
В этом случае работодатель будет обязан выплачивать дистанционному работнику:
- компенсацию за использование личных/арендованных средств;
- расходы, понесенные в связи с использованием личных/арендованных средств.
Порядок, сроки и размеры таких выплат необходимо установить в ЛНА.
Если дистанционный работник едет по служебной необходимости в другую местность, отличную от места постоянного выполнения трудовой функции, то это считается обычной командировкой. В этом случае работодатель должен руководствоваться общими правилами, предусмотренными ст. 166-168 ТК РФ.
В новом законе сохранены сокращенные требования к работодателю в части охраны труда дистанционных сотрудников (ст. 312.7 ТК РФ). Работодатель обязан только знакомить сотрудников с требованиями по охране труда, выполнять предписания контролирующих органов, а также выяснять причины несчастных случаев, если таковые будут.
В ТК РФ введена новая статья 312.9, которая разрешает работодателям в особых случаях переводить сотрудников на дистанционный режим работы по своей инициативе.
Перевод на «удаленку» без согласия работников возможен в следующих ситуациях:
- При угрозе жизни или нормальным жизненным условиям, в частности во время природных и техногенных катастроф, эпидемий, после аварий на производстве. Переводить сотрудников на «удаленку» можно на период, пока длится одно из перечисленных событий или не устранены его последствия.
- По решению органов государственной власти или местного самоуправления.
Ни в одной из перечисленных ситуаций работодатель не должен получать согласие работников на временный перевод на «удаленку». При этом работодатель будет обязан обеспечить дистанционных сотрудников необходимым оборудованием или иными средствами, без которых дистанционная работа невозможна.
Также работодатель может не предоставлять необходимые средства, а согласовать использование удаленными сотрудниками собственного или арендованного имущества. В этом случае работодатель обязан компенсировать сотрудникам использование собственных/арендованных средств, возместить расходы на их обслуживание, а также прочие расходы на дистанционное исполнение трудовых обязанностей.
Работодатель обязан обучить сотрудников работе на рекомендованном или предоставленном оборудовании, если это необходимо.
Для временного перевода на дистанционную работу по ст. 312.9 ТК РФ работодатель должен подготовить отдельный ЛНА. В документе необходимо отразить все существенные обстоятельства: причина перевода, сроки, список сотрудников, порядок организации труда и обеспечения необходимым оборудованием и т.п. Снижение уровня оплаты труда при этом не допускается. Работодатель обязан ознакомить с указанным документом всех сотрудников, которые временно переходят на дистанционный формат работы.
Вносить изменения в трудовые договора в данном случае не нужно. По окончании периода временной дистанционной работы стороны должны продолжать выполнение действующего трудового договора на прежних условиях.
Действовавшая в 2020 году редакция ТК РФ позволяла работодателю включать в трудовой договор с дистанционным сотрудником любые основания для увольнения.
Теперь для дистанционных работников допустимы только два дополнительных основания для увольнения по инициативе работодателя, по сравнению со стандартными правилами (ст. 312.8 ТК РФ):
- Если сотрудник без уважительной причины не ответил на запрос работодателя в течение установленного срока. «По умолчанию» этот срок составляет 2 рабочих дня, но стороны трудового договора могут определить и более длительный период.
- Если сотрудник переехал, и смена места выполнения работы привела к тому, что трудовую функцию больше невозможно выполнять на прежних условиях. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за существенной разницы в часовых поясах.
Во всех остальных ситуациях работодатель может уволить дистанционных сотрудников по собственной инициативе только по общим правилам, указанным в ТК РФ.
1. Статья 209 “Основные понятия”
Добавлено новое понятие – “опасность”:
“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”
Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:
“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”
Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2021 год
[Трудовой кодекс] [Часть вторая] [Раздел II] [Глава 3]
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
В статье 28 Трудового кодекса РФ указаны те особые виды работников, для которых социальное партнерство в сфере труда устанавливается отдельными федеральными законами. Это военные, работники МВД, противопожарной службы, органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, органов уголовно-исполнительной системы, таможенники, дипломаты, государственные гражданские и муниципальные служащие.
1. Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении следующих категорий работников: а) государственные гражданские служащие; б) муниципальные служащие; в) работники военных и военизированных органов и организаций; г) работники органов внутренних дел; д) работники Государственной противопожарной службы; е) работники учреждений и органов безопасности; ж) работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; з) работники органов уголовно-исполнительной системы; и) работники таможенных органов; к) работники дипломатических представительств Российской Федерации.
На настоящий момент федеральные законы, устанавливающие соответствующие особенности, отсутствуют.
2. Применительно к работникам иных категорий особые правила взаимодействия работников и работодателей установлены быть не могут.
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
В комментируемой статье предусмотрена возможность установления федеральными законами особенностей применения норм о социальном партнерстве, содержащихся в разд. II ТК, к отдельным категориям работников, занятым в перечисленных в ней организациях.
В число таких работников ТК включает, например, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, дипломатических представительств и других, перечень которых сформулирован исчерпывающе.
Принципиальные положения норм о социальном партнерстве в отношении работников, занятых в перечисленных организациях, применяются с учетом дополнительных правил, принятых в установленном порядке. В настоящее время такие нормативные правовые акты пока для многих указанных категорий отсутствуют. Вместе с тем в отношении государственных служащих МОТ в Конвенции N 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (1978 г.) предусматривает, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.
Таким образом, в этой Конвенции определены основы для возможного регулирования трудовых отношений на государственной службе с учетом принципа социального партнерства — право на объединение в профсоюзы и ведение коллективных переговоров. Но эта Конвенция не ратифицирована.
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
ГК РФ (часть I)
ТК РФ
НК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
Земельный кодекс
Жилищный кодекс
КоАП РФ
ГрК РФ
НК РФ (часть II)
ТК ЕАЕС
ГПК РФ
КАС РФ
УПК РФ
УК РФ
Семейный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Бюджетный кодекс
ТК ТС
Лесной кодекс
ГК РФ (часть IV)
ГК РФ (часть III)
АПК РФ
УИК РФ
Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год
1. Для муниципальных служащих, а также для других категорий работников, названных в комментируемой статье, действующим законодательством никаких особенностей в осуществлении социального партнерства не установлено.
2. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции N 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти (Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией). Однако Закон о государственной гражданской службе не предусматривает участия государственных гражданских служащих в системе социального партнерства.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)
«О судебной практике по делам о наследовании»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
-
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020)
«Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп
«О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»
-
Указ Президента РФ от 06.10.2020 N 616
«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20
«О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2019 N 2821-р
Все документы >>>
Статью 185 предлагается изложить в следующей редакции:
На время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняется средняя заработная плата (средний заработок) по месту работы.
Сейчас статья 185 в такой редакции:
На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
Как видите, ключевое слово — психиатрическое освидетельствование.
В статью 209 добавлено новое понятие — опасность.
Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.
Средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты разделили, конкретизировав последние, а именно:
Средства коллективной защиты — технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Понятие «Система управления охраной труда» в 209 статье отсутствует. Почему? Не знаю, смотрю сам дальше. Наверное в этом есть какой-то сакральный смысл.
Из понятия «Профессиональный риск» изъяли яблоко раздора, а именно это предложение:
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Спор о необязательности проводить оценку и управление профессиональными рисками из-за отсутствия порядка сам собой аннигилируется.
А вот и СУОТ, частью которой будет являться оценка и управление профрисками:
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению их повышения, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить:
Работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда.
Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.
На время приостановки работ на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, работникам, занятым на таких рабочих местах предоставляются гарантии, установленные частью третьей статьи 216.1 настоящего Кодекса.
Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя.
Возобновление деятельности работодателя на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.
Установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора
Основаниями прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);
2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);
5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);
(в редакции закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);
8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);
9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);
11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
(часть первая в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.Статья 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон
Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
Статья 79. Прекращение срочного трудового договора
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
(часть первая в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).
(часть четвертая в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Статья 80. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя, выдать другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивае�� на увольнении, то действие трудового договора продолжается.1. Статья 28 ТК РФ гласит, что для муниципальных служащих, а также других категорий работников, названных в комментируемой статье, действующим законодательством никаких особенностей в осуществлении социального партнерства не установлено.
2. Ст 28 ТК РФ с комментариями указывает на то, что международная организация труда (МОТ) в Конвенции N 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти (Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией). Однако Закон о государственной гражданской службе не предусматривает участия государственных гражданских служащих в системе социального партнерства.
[Трудовой кодекс] [Часть вторая] [Раздел II] [Глава 3]
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
Если у вас есть вопросы по ст. 28 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении категорий работников, перечисленных в комментируемой статье. На настоящий момент федеральные законы, устанавливающие соответствующие особенности, отсутствуют.
2. Применительно к работникам иных категорий особые правила взаимодействия работников и работодателей установлены быть не могут.
Комментируемая статья предусматривает основные права и обязанности работника в сфере труда. Изложение в одной статье как прав, так и обязанностей работника подчеркивает, что тот, кто имеет права, должен нести и обязанности.
Среди прав работника ст. 21 выделяет прежде всего право на заключение, изменение и расторжение трудового договора. Трудовой договор самостоятельно или вместе с другими актами является основанием возникновения трудовых отношений, в рамках которых осуществляются иные права работника: на заработную плату, отпуск и др.
В трудовом договоре реализуется конституционное положение о свободе труда, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда определяет не только право работника на заключение, но и на изменение и расторжение трудового договора.
Заключение, изменение и расторжение трудового договора осуществляются в соответствии с правилами, установленными ТК и иными федеральными законами.
Вопросы трудового договора рассматриваются в гл. 10 — 13 ТК (см. коммент. к статьям этих глав). Наряду с ТК существуют и иные федеральные законы, которые определяют порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, применяемый к отдельным категориям работников (например, Закон о службе в таможенных органах).
Реализация права на заключение трудового договора непосредственно связана с правом работника на выполнение работы, которая соответствует трудовой функции, определенной заключенным трудовым договором.
1. Для муниципальных служащих, а также для других категорий работников, названных в комментируемой статье, действующим законодательством никаких особенностей в осуществлении социального партнерства не установлено.
2. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции N 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти (Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией). Однако Закон о государственной гражданской службе не предусматривает участия государственных гражданских служащих в системе социального партнерства.
Трудовой кодекс РФ
1 ТК РФ статья: 1 — 14
2 ТК РФ статья: 15 — 22
3 ТК РФ статья: 23 — 28
4 ТК РФ статья: 29 — 34
5 ТК РФ статья: 35 — 35.1
6 ТК РФ статья: 36 — 39
7 ТК РФ статья: 40 — 51
8 ТК РФ статья: 52 — 53
9 ТК РФ статья: 54 — 55
10 ТК РФ статья: 56 — 62
11 ТК РФ статья: 63 — 71
12 ТК РФ статья: 72 — 76
13 ТК РФ статья: 77 — 84.1
13 ТК РФ статья: 85 — 90
14 ТК РФ статья: 91 — 99
16 ТК РФ статья: 100 — 105
17 ТК РФ статья: 106 — 107
18 ТК РФ статья: 108 — 113
19 ТК РФ статья: 114 — 128
20 ТК РФ статья: 129 — 132
21 ТК РФ статья: 133 — 158
22 ТК РФ статья: 159 — 163
23 ТК РФ статья: 164 — 165
24 ТК РФ статья: 166 — 169
25 ТК РФ статья: 170 — 172
26 ТК РФ статья: 173 — 177
27 ТК РФ статья: 178 — 181.1
28 ТК РФ статья: 182 — 188
29 ТК РФ статья: 189 — 190
30 ТК РФ статья: 191 — 195
31 ТК РФ статья: 195.1 — 197
32 ТК РФ статья: 198 — 208
33 ТК РФ статья: 209 — 210
34 ТК РФ статья: 211 — 215
35 ТК РФ статья: 216 — 218
36 ТК РФ статья: 219 — 231
37 ТК РФ статья: 232 — 233
38 ТК РФ статья: 234 — 237
39 ТК РФ статья: 238 — 250
40 ТК РФ статья: 251 — 252
41 ТК РФ статья: 253 — 264
42 ТК РФ статья: 265 — 272
43 ТК РФ статья: 273 — 281
44 ТК РФ статья: 282 — 288
45 ТК РФ статья: 289 — 292
46 ТК РФ статья: 293 — 296
47 ТК РФ статья: 297 — 302
48 ТК РФ статья: 303 — 309
48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2
49 ТК РФ статья: 310 — 312
49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5
50 ТК РФ статья: 313 — 327
50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7
51 ТК РФ статья: 328 — 330
51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5
52 ТК РФ статья: 331 — 336
52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3
53 ТК РФ статья: 337 — 341
53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5
54 ТК РФ статья: 342 — 348
54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12
55 ТК РФ статья: 349 — 351.5
56 ТК РФ статья: 352
57 ТК РФ статья: 353 — 369
58 ТК РФ статья: 370 — 378
59 ТК РФ статья: 379 — 380
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Раздел III. Трудовой договор
- Раздел IV. Рабочее время
- Раздел V. Время отдыха
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Раздел X. Охрана труда
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Раздел XIV. Заключительные положения
Рекомендации работникам и работодателям по нерабочим дням в мае 2021 года
В ноябре 2021 года завершены процедуры по рассмотрению законопроекта №611690-7. Результат — закон №372-ФЗ от 12.11.2019, который вносит следующие изменения в ТК РФ:
- Отредактирована статья 262.
- Добавлена новая статья 263.1. Теперь труженицы села получают право на дополнительный (неоплачиваемый) выходной, сокращенную 36-часовую рабочую неделю, повышение оплаты труда на должностях, где рабочий день разбит на части.
В 1971 году был принят новый кодекс, который устанавливал 41-часовую рабочую неделю, добавлял новые праздничные дни и новые льготы, в том числе устанавливал право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3[источник не указан 2991 день
] лет с сохранением рабочего места. Новый кодекс был более мягким по сравнению с кодексом 1922 года.
Утратил силу 1 февраля 2002 года.
2020 год был урожайным на законодательные инициативы в области трудового права. Вот самые значимые:
№748788-7. Изменение закона о персонифицированном учете в системе страховых пенсий. Касается введения электронных трудовых книжек.
№736455-7. Электронный документооборот с персоналом. Предполагает возможность подавать заявления о трудоустройстве и заключать трудовые договоры в цифровом виде. Возможные изменения в ТК РФ на 2021 год — введение новых статей 15.1–15.3.
№722526-7. Изменения в Трудовом кодексе статей 133 и 133.1 в части включения определенных выплат в зарплату при применении МРОТ.
№755304-7. Касается обязательств работодателя по выплате зарплаты и других сумм. Затрагивает статьи ТК 357 и 360.
Важные изменения в ТК РФ 2021 года произойдут 1 января 2021 года и с вступлением в силу закона №305-ФЗ от 02.08.2019. Этот акт вносит коррективы в закон о ежемесячных выплатах семьям с детьми. Теперь на пособие в размере прожиточного минимума ребенка может рассчитывать родитель, который ухаживает за малышом до 3 лет. Раньше ограничивались полутора годами.
Правило действует для социально уязвимых семей, чей доход на одного человека не превышает двух прожиточных минимумов.
Работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
О категориях работников, обязанных проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, и об организации медицинских осмотров см. ст. ст. 213, 266 ТК и коммент. к ним.
Средняя заработная плата сохраняется за работниками на время прохождения периодических и иных обязательных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований.
Если работник в установленном порядке был направлен на обследование, в т.ч. на экспертизу связи заболевания с профессией, в стационарное лечебно-профилактическое учреждение, средний заработок сохраняется за весь период пребывания в стационаре.
Средняя заработная плата сохраняется и на время внеочередного медицинского осмотра (психиатрического освидетельствования) по направлению работодателя в соответствии с медицинской рекомендацией и просьбой работника.
При выявлении у работника, проходящего периодический медицинский осмотр, признаков профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в центр профпатологии для подтверждения (уточнения) диагноза и установления связи заболевания с профессией. На время медицинского осмотра в центре профпатологии за работником также сохраняется средний заработок.
§ 1. Обеспечение по обязательному социальному страхованию при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2001. N 44. Ст. 4152; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 17. Ст. 1554, N 28. Ст. 2887). Этот Закон принят 24 июля 1998 г. и вступил в силу одновременно с введением в действие положений Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Впервые тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 131). Закон опубликован 6 января 2000 г. и, следовательно, с этого дня вступил в силу.
В соответствии с этим Законом Правительство РФ утвердило 31 августа 1999 г. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу производственного риска (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408; 2000. N 23. Ст. 2429; 2001. N 1. Ст. 128, N 53 (ч. II). Ст. 5194).
§ 2. В 2002 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивались страхователем в порядке и по тарифам, которые были установлены на 2001 г. (Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» (СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5020).
На 2003 г. страховые взносы были установлены в том же размере (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5139). Согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год» (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4853) страховые взносы уплачивались страхователями в 2004 году в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом на 2002 г.
На 2005 г. для страхователей были установлены тарифы страховых взносов Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 207-ФЗ, а на 2006 г. — Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ. Тарифы дифференцируются в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального рынка в процентах к начисленной оплате труда застрахованных. Для некоторых организаций и работодателей, как и прежде, предусмотрено снижение страховых взносов.
§ 4. Статьей 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 628) установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать 30 тыс. руб.
Предусмотренные этой статьей нормы применяются после вступления в силу указанного Федерального закона. Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу этого Закона установленные ст. 16 нормы, не изменяются.
Данный Федеральный закон согласно ст. 24 вступил в силу с 1 января 2002 г. Учитывая, что он принят позднее, а опубликован 14 февраля 2002 г., временем вступления его в действие следует считать на основании п. 3 ст. 15 Конституции РФ день его официального опубликования (см. также § 10 комментария к ст. 183 и § 3 комментария к ст. 255 ТК).
Действие этой нормы продлено на 2003 г. Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» (СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 508).
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете фонда социального страхования на очередной финансовый год. Этим же Законом предусмотрено, что на 2004 г. продлевается действие ст. 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год». Следовательно, в 2004 г. размер ежемесячной страховой выплаты, так же как и в предыдущие годы, не мог превышать 30 тыс. руб.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ предусмотрено, что размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать более высокой суммы — 33 тыс. руб. Она, следовательно, выросла на 3 тыс. руб. или на 10%.
Вместе с тем Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. установлено также, что в 2004 г. размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 30 тыс. руб. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. размер единовременной выплаты определяется иначе, однако действие указанного пункта ст. 11 в части определения размера единовременной страховой выплаты на 2004 г. приостановлено.
Этим же Федеральным законом было предусмотрено, что в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере 30 тыс. руб.
1. Статьи 69, 213 и 266 ТК предусматривают медицинские осмотры (обследования) лиц в возрасте до 18 лет, а также некоторых категорий работников. Согласно комментируемой статье при проведении медицинского обследования за указанными в ней категориями работников сохраняется средний заработок.
2. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 утв. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Методические рекомендации «Методологические основы проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда» утв. Минздравсоцразвития России 14 декабря 2005 г.
Похожие записи:
-