Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полный перечень бесплатных стоматологических услуг в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Всем гражданам России доступна бесплатная стоматология по полису ОМС. Этот документ обязательного медицинского страхования дает право получать большой перечень услуг в бюджетных муниципальных и учреждениях. И это действительно выход для тех, кто ни готов и не имеет возможности тратить деньги на проведение дорогостоящих лечебных манипуляций в частных клиниках. Сегодня подробно разберем, на что можно рассчитывать обычному пациенту, имея данную бумагу на руках.
Перечень стоматологических услуг по полису омс в 2021 году
Страховой полис – это официальный документ, подтверждающий факт страхования гражданина. Он дает право не только на лечение зубов и бесплатное решение стоматологических проблем, но также возможность получать медицинскую помощь в любых государственных поликлиниках, независимо от их направленности (терапия, кардиология, хирургия и так далее). Объем оказываемых услуг установлен территориальной программой страхования.
На вид документ выглядит как бумага определенного цвета (зависит от страховой компании). Имеет штрих-код, а также печать. Более современные образцы представляют собой небольшие ламинированные карты с микрочипом.
Важно! На самом деле, ничего бесплатного в мире не бывает, ведь врачам-бюджетникам также нужно платить зарплату за выполняемую работу. Просто при наличии страхового документа пациент лечится не за собственные средства, а за счет государственных отчислений в клиники, проводимых через страховые компании из регионального фонда ОМС.
Лечение зубов по медицинскому полису сегодня доступно каждому гражданину Российской Федерации, кто проживает в стране на законных основаниях. Право на бесплатное медицинское обслуживание предоставляется вне зависимости от возраста, типа трудоустройства, формы прописки (постоянная, временная).
Услуги стоматологии по полису можно получить во всех муниципальных поликлиниках страны, а также в некоторых частных учреждениях. Где найти такие клиники, которые оказывают бесплатные услуги? Это можно сделать на сайте страховой компании, оформившей и выдавшей вам документ.
Как правило, пациент прикрепляется и встает на учет в том медицинском центре, рядом с которым проживает. При наличии документа вам не могут отказать в обслуживании даже тогда, когда вы имеете прописку в одном городе, а проживаете в другом.
На заметку! Сегодня многие предпочитают прикрепляться к частным стоматологиям, где сотрудничают со страховыми компаниями и принимают пациентов по ОМС. Чем это удобнее? В частных центрах отсутствуют очереди и есть самое современное оборудование. Правда, здесь для таких пациентов могут быть ограничены часы и время приема, так как врачи принимают только в том случае, если у них нет плановых визитов на платной основе.
Подробно рассмотрим перечень услуг, которые можно получить по ОМС в стоматологии в 2020 году:
- осмотр, консультация и диагностика от врачей разных сфер стоматологии: терапевта, хирурга, ортопеда и ортодонта,
- лечение кариеса, пульпита и периодонтита, гингивита и пародонтита, установка пломб,
- лечение и сращение переломов челюсти,
- удаление минерализованного налета механическим способом,
- удаление зубов, лечение альвеолита, кист, абсцессов и перикоронарита,
- рентгенография: бесплатно можно сделать только прицельные двухмерные снимки,
- физиотерапевтические процедуры,
- процедуры реминерализации эмали, ортодонтическая коррекция прикуса пластинами и изготовление временных штампованных коронок для детей.
Нужно подчеркнуть, что для проведения манипуляций на бесплатной основе врачи используют исключительно материалы отечественного производства.
А вот список того, что не положено по полису ОМС в стоматологии:
- установка светоотверждаемых пломб, штифтов,
- применение импортных материалов и стеклоиономерных цементов,
- хирургические методы лечения тканей пародонта (кюретаж, тканевая регенерация, костнопластические операции, вестибулопластика),
- зубосохраняющие операции (цистэктомия, резекция верхушки корня),
- протезирование, имплантация зубов,
- ортодонтическая коррекция прикуса с помощью брекетов, капп и других аппаратов,
- анестезия импортного производства, седация и наркоз,
- чистка зубов с помощью ультразвука и Air-Flow, фторирование,
- отбеливание,
- компьютерная томография и другие виды 3D-исследований.
В 2021 году по полису ОМС можно получить больше услуг
Если нужно удалить зуб мудрости, то при наличии документа ОМС и желании лечиться бесплатно вам поставят отечественный анестетик. Однако далеко не факт, что он полностью устранит болевой синдром. Конечно, в данном случае пациенту лучше заплатить за импортную анестезию, отличающуюся минимумом побочных эффектов, высокой эффективностью и продолжительным временем воздействия.
Важно! В бесплатной медицине врачи часто применяют такие обезболивающие, как «Новокаин» и «Лидокаин». Эти препараты могут вызвать индивидуальную непереносимость, аллергическую реакцию и побочные эффекты (особенно у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и гипертонией, пожилых пациентов).
Если вы хотите качественно запломбировать зубы, то лучше доплатить за установку импортной пломбы из светоотверждаемых композитов. Во-первых, материал очень быстро застывает, значит, у пациента меньше ограничений после лечения. Во-вторых, реставрация смотрится красивее и натуральнее в сравнении с отечественными фосфат-цементами, силикатами и композитами. В-третьих, импортные материалы прослужат в несколько раз дольше, ведь они имеют высокую прочность и износостойкость.
На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».
С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2016 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.
Раздел V СанПиН по стоматологии на 2021 год содержит особые санитарно-гигиенические требования, которые применяются к медицинским организациям стоматологического профиля. В этой части документа приводятся обязательные условия, которые обеспечивают соблюдение санитарных норм в работе клиники или другого типа медицинской организации. Они сгруппированы в следующие разделы:
- общие положения и требования к размещению организаций, а также занимаемым ими комнатам;
- допустимые характеристики внутренней отделки таких медицинских объектов;
- требования к медицинской технике, инструментам и оборудованию;
- требования к параметрам микроклимата, организации работы отопления и вентиляции;
- нормативы по части естественного и искусственного освещения;
- порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских кабинетов.
Основной нормативный документ для всех медицинских организаций. В нем прописываются требования к их устройству, используемому оборудованию, порядку функционирования и проч. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от профиля деятельности медицинского учреждения.
Документ содержит нормативы в части организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности. В нем зафиксированы требования к помещениям, мебели, используемому учебному оборудованию и размещению учащихся.
Действующие санитарно-гигиенические требования, определяющие площадь стоматологического кабинета и другие аспекты его размещения, включают следующие позиции:
- кабинеты могут находиться в отдельно стоящих зданиях или в зданиях, занимаемых другими медицинскими организациями, в том числе иного профиля. Также допускается их размещение в жилых зданиях, включая цокольный этаж, при условии наличия отдельного входа и соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов. Эксплуатация подвалов разрешается только с целью размещения в них хозяйственных объектов – компрессорных, кладовых, душевых и проч.;
- занимаемые медицинские объекты необходимо оборудовать всеми инженерными системами, обеспечивающими нормальную работу медицинского учреждения, включая отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию и проч.;
- прием детей в обязательном порядке осуществляют только в отдельных комнатах, отдельная зона ожидания приема для детей оборудуется по возможности;
- фактическая высота потолка по нормам СЭС должна быть не менее 2,6 метра, разрешенная площадь, приходящаяся на одну основную стоматологическую установку – не меньше 14 квадратных метров, на дополнительную установку – 10 квадратных метров;
- если в организации проводятся оперативные вмешательства, они должны выполняться в отдельной операционной. Также в составе такой организации выделяется блок для послеоперационного пребывания пациента;
- срочные и плановые вмешательства должны осуществляться в режиме разделенных потоков пациентов. Допускается проведения плановых вмешательств в том же медицинском кабинете, где ведется прием срочных пациентов, при условии специально выделенного времени и после проведения тщательной уборки с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Дополнительные требования к размещению стоматологической медицинской организации приводятся в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3.2630-10. В этом разделе указывается, что любое такое учреждение обязано иметь минимальный набор помещений, включающий вестибюль, кабинет врача-стоматолога, комнату для персонала, туалет и кладовую.
Название объекта |
Минимальная площадь |
Дополнительные сведения |
Вестибюль, в котором размещаются гардероб, регистратура и холл для ожидания приема |
10 кв.м |
Минимальная площадь определяется по числу ожидающих пациентов: минимум на одного взрослого — 1,2 кв.м, на взрослого с ребенком — 2 кв.м |
Кабинет врача |
14 кв.м |
Для каждой дополнительной стоматологической установки потребуется еще 10 кв.м, для каждого дополнительного кресла без стоматологической установки — 7 кв.м |
Комната медицинского персонала с гардеробом |
6 кв.м |
На каждого работника выделяется не меньше 1,5 кв.м. Верхняя одежда размещается в шкафу-купе |
Туалет |
3 кв.м |
Если в организации не больше 3 стоматологических кресел, туалет для пациентов и персонала разрешается объединить |
Кладовая |
3 кв.м |
Может размещаться в шкафу-купе в коридоре или в подвале |
Актуальные нормы проектирования для стоматологий сформулированы в части 4 раздела V Санитарных правил 2.1.3.2630-10. Они включают следующие требования:
- использование отделочных материалов, соответствующих назначению объекта;
- отделка стен материалами, устойчивыми к влажной уборке и использованию дезинфектантов. Стены операционных и хирургических кабинетов для имплантологии на всю высоту отделываются керамической плиткой или материалом со схожими свойствами. Стены зуботехнической лаборатории окрашиваются или отделываются гладкими панелями без швов;
- отделка потолков с применением водоэмульсионной краски или гладких панелей, устойчивых к влажной уборке или применению дезинфектантов. При использовании панелей важно следить за соблюдением нормативов по высоте помещения;
- отделка полов гладкими материалами из разрешенного списка;
- отсутствие щелей и обеспечение гладкого соединения в углах, местах стыков стен, потолка и пола, на поверхности стен;
- использование нейтральных цветов в отделке всех поверхностей, чтобы исключить возможность влияния выбранного цвета на восприятие цвета зубов и десен пациента, пломбировочных материалов и других объектов, используемых в ходе работы стоматолога;
- соблюдение дополнительных санитарно-гигиенических требований к отделке стоматологических организаций, в которых применяется ртутная амальгама.
В частях 5 и 6 раздела V приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.
Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:
- кресла размещаются в один ряд вдоль стены, на которой находятся окна;
- если в кабинете установлены несколько кресел, они разделяются непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров. При этом максимальное количество стоматологических установок в кабинете определяется его площадью;
- если в комнате не больше 3 кресел, допускается установка стерилизационного оборудования прямо в помещении. В противном случае для этого следует выделить отдельную стерилизационную. Для стерилизации воздуха в помещении устанавливаются бактерицидные облучатели. При установке облучателей открытого типа их выключатели выводятся в коридор;
- в кабинете необходимо установить раздельные или двухсекционные раковины, подходящие для мытья рук. Если в клинике имеется отдельная стерилизационная, на кабинет достаточно одной раковины. Раковина в оперблоке не размещается; она устанавливается в предоперационной. В этом помещении, в стерилизационной и в хирургическом кабинете устанавливаются локтевые или сенсорные смесители. В зуботехнической лаборатории и других помещениях, где работают с гипсом, в стоке раковины устанавливается гипсоуловитель.
Правила оказания неотложной помощи в условиях стоматологической клиники сформулированы отдельными нормативными документами: приказами Минздрава от 07.12.2011 № 1496н и от 13.11.2012 № 910н. Они регламентируют оказание такой помощи взрослым и детям соответственно. В соответствии с этими приказами, в стоматологической организации должны быть в наличии несколько видов аптечек, которые применяются в зависимости от характера неотложного состояния пациента:
- аптечка неотложной помощи в стоматологии для общих осложнений;
- аптечка для вывода из анафилактического шока;
- аптечка для срочной профилактической помощи при риске заражения ВИЧ-инфекцией или гепатитом;
- несколько видов аптечек для оказания помощи при появлении конкретных синдромов.
Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
до 1 июля 2021 г. — доклад о реализации в 2020 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;
до 1 октября 2021 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Фонд) давать разъяснения по следующим вопросам:
формирование и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе формирование и экономическое обоснование территориальных программ обязательного медицинского страхования;
особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в том числе совместно с Фондом — указанные мониторинг и оценку территориальных программ обязательного медицинского страхования.
3. Установить, что до утверждения в соответствии с частью 32 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации порядка распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее соответственно — федеральная медицинская организация, переходный период), федеральная медицинская организация, направившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке заявку на распределение ей объемов предоставления специализированной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и включенная Фондом в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляет оказание указанной медицинской помощи при заболеваниях, состояниях (группе заболеваний, состояний), приведенных в приложениях N 1 и 3 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В течение переходного периода:
финансовое обеспечение федеральных медицинских организаций, заключивших с Фондом договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, осуществляется Фондом путем предоставления авансов в размере одной двенадцатой объема финансового обеспечения, полученного федеральной медицинской организацией в 2019 году за оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, с учетом индексации указанного объема финансового обеспечения с применением индексов, используемых при формировании федеральных законов о бюджете Фонда на очередной финансовый год и плановый период (на 2020 год и на 2021 год);
федеральные медицинские организации обеспечивают направление в Фонд информации об оказании ими специализированной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сроки, по формам и в порядке, которые установлены Фондом в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
До распределения в соответствии с порядком распределения объемов предоставления медицинской помощи между федеральными медицинскими организациями в договорах на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации между федеральной медицинской организацией и Фондом, указывается фактический объем оказанной в рамках обязательного медицинского страхования специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи за первое полугодие 2019 г.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.
Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.
При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.
Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению N 1 (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями и организациями, указанными в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи.
Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях:
инфекционные и паразитарные болезни;
новообразования;
болезни эндокринной системы;
расстройства питания и нарушения обмена веществ;
болезни нервной системы;
болезни крови, кроветворных органов;
отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
болезни глаза и его придаточного аппарата;
болезни уха и сосцевидного отростка;
болезни системы кровообращения;
болезни органов дыхания;
болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
болезни мочеполовой системы;
болезни кожи и подкожной клетчатки;
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
врожденные аномалии (пороки развития);
деформации и хромосомные нарушения;
беременность, роды, послеродовой период и аборты;
отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период;
психические расстройства и расстройства поведения;
симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.
Гражданин имеет право не реже одного раза в год на бесплатный профилактический медицинский осмотр, в том числе в рамках диспансеризации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право:
на обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы);
на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию — определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), включающие работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;
на медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом — несовершеннолетние граждане;
на диспансеризацию — пребывающие в стационарных организациях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;
на диспансерное наблюдение — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями;
на пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка — беременные женщины;
на неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний — новорожденные дети;
на аудиологический скрининг — новорожденные дети и дети первого года жизни.
Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.
С 2021 года дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.
Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в 2021 году будет осуществляться с учетом таких особенностей.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях, состояниях (группах заболеваний, состояний) в стационарных условиях и условиях дневного стационара в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее соответственно — федеральные медицинские организации, специализированная медицинская помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования), устанавливаются в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» тарифным соглашением, заключаемым между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании тарифов на оплату специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, субъекты Российской Федерации вправе применять порядок согласно приложению N 2.
В субъекте Российской Федерации тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи и в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты:
врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
медицинским работникам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации;
врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Примерный перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых оказывается специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, приведен в приложении N 3.
Не платите: частные клиники бесплатно делают дорогие исследования и анализы
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения).
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2021 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования — 2713,4 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинскими организациями (их структурными подразделениями) медицинской помощи в амбулаторных условиях:
с профилактической и иными целями:
за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание медицинской помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) — 474,1 рубля, из них на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому (за исключением посещений на дому выездными патронажными бригадами), — 426,2 рубля, на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами (без учета расходов на оплату социальных услуг, оказываемых социальными работниками, и расходов для предоставления на дому медицинских изделий) — 2131,2 рубля;
за счет средств обязательного медицинского страхования — 571,6 рубля, на 1 комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров — 1896,5 рубля, на 1 комплексное посещение для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний, — 2180,1 рубля, на 1 посещение с иными целями — 309,5 рубля;
в неотложной форме за счет средств обязательного медицинского страхования — 671,5 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов — 1374,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования — 1505,1 рубля, включая средние нормативы финансовых затрат на проведение одного исследования в 2021 году:
компьютерной томографии — 3766,9 рубля;
магнитно-резонансной томографии — 4254,2 рубля;
ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы — 681,6 рубля;
эндоскопического диагностического исследования — 937,1 рубля;
молекулярно-генетического исследования с целью диагностики онкологических заболеваний — 9879,9 рубля;
патологоанатомического исследования биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии — 2119,8 рубля;
тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) — 584 рубля;
на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов — 14042,2 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования — 22261,5 рубля, в том числе в федеральных медицинских организациях — 25617,3 рубля, в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских организаций) — 22141,7 рубля, на 1 случай лечения по профилю «онкология» за счет средств обязательного медицинского страхования — 83365,5 рубля, в том числе в федеральных медицинских организациях — 50752,1 рубля, в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских организаций) — 84701,1 рубля;
на 1 случай госпитализации в медицинские организации (их структурные подразделения), оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов — 81334,1 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования — 37382,3 рубля, в том числе в федеральные медицинские организации — 56680,9 рубля, в медицинские организации (за исключением федеральных медицинских организаций) — 36086,5 рубля, в том числе:
на 1 случай госпитализации по профилю «онкология» за счет средств обязательного медицинского страхования — 107824,1 рубля, в том числе в федеральные медицинские организации — 90958,4 рубля, в медицинские организации (за исключением федеральных медицинских организаций) — 109758,2 рубля;
на 1 случай госпитализации для медицинской реабилитации в специализированные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «медицинская реабилитация», и реабилитационные отделения медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования — 38617 рублей, в том числе в федеральные медицинские организации — 55063,4 рубля, в медицинские организации (за исключением федеральных медицинских организаций) — 36555,1 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), — 2519,8 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на 1 случай экстракорпорального оплодотворения составляют 124728,5 рубля, в том числе в федеральных медицинских организациях — 124728,5 рубля, в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских организаций) — 124728,5 рубля.
Нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, устанавливаются субъектами Российской Федерации. Средний норматив финансовых затрат за счет средств соответствующих бюджетов на 1 случай оказания медицинской помощи авиамедицинскими выездными бригадами скорой медицинской помощи при санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами, с учетом реальной потребности (за исключением расходов на авиационные работы) составляет 6578,2 рубля.
Чтобы точно узнать, к какому виду относится услуга, за которую вы заплатили, запросите в клинике или больнице справку об ее оплате. В справке будет указан код, который подтверждает вид лечения:
- 01 — код для обычного лечения, не входит в перечень дорогостоящих (лимит налогового вычета ограничен 120 000 руб. в год)
- 02 — дорогостоящее лечение из специального перечня (без лимита суммы вычета)
ВАЖНО! Справка об оплате медицинских услуг пригодится вам для налоговой, чтобы получить вычет за дорогостоящее лечение. Обязательно возьмите ее в медучреждении. Она подтвердит вид оплаченных услуг. Обратите внимание, что если вы получали дорогостоящий вид медуслуг из специального перечня, то это не отменяет ваше право на получение вычета по обычному виду медуслуг.
Главное, чтобы размер налогового возврата был не больше той суммы подоходного налога, что вы уплатили в бюджет со своего дохода.
В случае если вы лечились в разные годы (включая как дорогостоящие виды операций из специального перечня, так и обычные), то можете по каждому из этих случаев оформить налоговый возврат. Но только, если еще не прошло 3 года с момента возникновения права на вычет.
Еще бывают такие случаи, когда пациент лечился в разных клиниках и каждая из них дала свою справку с разным кодом. Например, сдавали анализы в одной клинике и получили справку по виду медуслуг 01 (обычный вид лечения, не входит в специальный перечень), а саму операцию делали в другой клинике (оттуда есть справка с видом медуслуг 02 — лечение входит в перечень дорогостоящих).
Если у вас такой случай, то вы можете получить налоговый возврат и по той и по другой справке, но рассчитывать размер вычета нужно будет по каждой справке отдельно.
Напомним про лимиты и суммы возврата по каждому виду услуг:
- По коду 01 — медуслуги обычные, не входят в перечень дорогостоящих, максимальная сумма возврата подоходного налога составит 15 600 руб. (120 000*13%).
- По коду 02 — дорогостоящие медуслуги из специального перечня, вычет по ним не ограничен. Потратили 500 000 руб., вернуть сможете 65 000 руб. (500 000 *13%), но если эту сумму заплатили в качестве налога со своего дохода.
ПРИМЕР
Сидоров в 2019 году оплатил своей жене процедуру ЭКО стоимостью 450 000 руб. В справке указан вид лечения — дорогостоящий (“02”), т.е. это лечение из специального перечня. Значит, он может вернуть себе ранее уплаченный НДФЛ в размере 13% от всех расходов на эту операцию, то есть 58 500 руб. (450 000 руб *13%).
Перечень дорогостоящего лечения без ограничения лимита утверждается отдельным постановлением Правительства. Этот перечень периодически пересматривается.
По дорогостоящему лечению, которое вы оплачивали до 2021 года, список операций указан в постановлении Правительства России № 201 от 19.03.2001 г.
Среди них:
- ЭКО
- установка кардиостимуляторов
- установка имплантов, в том числе зубных,
- операции по устранению врожденных аномалий (пороков развития),
- тяжелые формы заболеваний крови и кровеносных сосудов,
- тяжелые формы болезней органов дыхания,
- операции на глаза (включая лечение лазером),
- операции по удалению злокачественных новообразований,
- ведение сложной беременности, сложные роды и осложненный послеродовой период
- лечение осложненных форм сахарного диабета,
- лечение ожогов с площадью поражения поверхности тела 30 процентов и более,
- выхаживание недоношенных детей,
- заболевания нервной системы, органов пищеварения,
- операции на суставах,
- трансплантация органов, тканей и костного мозга
- болезни поджелудочной железы
- и еще ряд других сложных медицинских вмешательств.
Будьте внимательны! За посещение стоматолога получить вычет можно не более 15 600 руб в год. В дорогостоящий перечень стоматологического лечения входит только установка имплантов.
Будьте внимательны! С 2021 года будет действовать новое постановление — от 08.04.2020 № 458.
В новом приказе, среди дорогостоящих видов значатся такие как:
- Медицинские услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей с опорой на зубные имплантаты при отсутствии условий для традиционного зубного протезирования (значительная атрофия или дефекты косной ткани челюстей).
- Медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи.
- Медицинские услуги по лечению бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения.
- Медицинские услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи, предусматривающие использование на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.
Чтобы не разбираться в перечне сложных медицинских терминов, смотрите вид лечения в справке об оплате медуслуг. Врачи знают об этом перечне и точно указывают вид в справке.
За оплату дорогостоящих услуг в 2021 году вычет можно будет получить через налоговую инспекцию только в 2022 году.
Напомним, что по дорогостоящему лечению из специального перечня вы можете получить возврат НДФЛ в размере 13 процентов от суммы фактически оплаченных услуг за год. Но не больше той суммы подоходного налога, которую с вас удержал работодатель или которую вы задекларировали самостоятельно.
Вычет за дорогостоящие медицинские процедуры и операции из специального перечня имеет свой “срок давности”. Вы можете подать документы и заявить на возврат налога не позднее 3 лет с года оплаты лечения (только за те года, когда вы несли расходы и уплачивали налог в размере 13% со своего дохода).
То есть, если с момента оплаты как дорогостоящих, так и обычных процедур прошло 3 и более года налоговый возврат вы оформить не сможете.
За прошлые периоды налоговый возврат можно получить только через налоговую инспекцию.
ПРИМЕР
Семья Орловых оплатила для мужа дорогостоящий вид операции из перечня Правительства в 2016 году, но потом потребовалась еще одна операция, которую сделали в 2018 году. Орловы не получали вычет за первую операцию за 2016 году и решили собрать документы на вычет только в 2020 году, чтобы сразу получить возврат налога за обе операции. Но так как в 2020 году можно подать декларацию на вычет только за 2019, 2018 и 2017 годы (не более 3 лет назад), то в инспекции отказали Орловым в вычете за 2016 год. Но они смогли получить возврат за вторую операцию, которую делали в 2018 году.
Налоговый вычет вы имеете право получить только 1 раз в год. При этом если вы несколько раз оплачивали дорогостоящий вид медуслуг, но в разные годы, то вернуть часть НДФЛ вы можете по каждому из них.
ПРИМЕР
Иванов в 2019 году оплачивал установку зубных имплантов. Импланты относят к дорогостоящему виду медуслуг. Стоимость дорогостоящего лечения — 350 000 руб. При этом его годовой доход — 600 000 руб., с этого дохода он заплатил в бюджет НДФЛ 78 000 руб. Иванов получил возврат НДФЛ по налоговому вычету в сумме 45 500 руб (350 000 руб. * 13%). Он может вернуть остаток уплаченного налога в сумме 32 500 руб (78 000 — 45 500) из бюджета, если в этом же году у него были расходы по другим вычетам (например, за обучение).
Теперь вы точно знаете, какой вид лечения относится к дорогостоящим. Узнали, чем регламентируется перечень дорогостоящих видов лечения, какое лечение не входит в специальный перечень. А еще как точно проверить, какое лечение вы получили и сколько денег можно вернуть.
Перечень дорогостоящего лечения для налогового вычета
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.
Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:
субъект | участник |
---|---|
|
|
|
|
|
|
По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.
Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:
медицинские организации | |
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) | иные |
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности | |
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС | по территориальным программам ОМС |
на основе договора | |
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией | на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией |
Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.
Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.
Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.
Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.
У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.
Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.
У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.
В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.
Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:
- нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
- необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
- риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
- потребность в повторных хирургических вмешательствах;
- повторное обследование в диагностически сложных случаях;
- повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.
Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.
На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.
Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.
Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».
Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.
При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.
Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.
Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.
В 41-й статье Конституции РФ перечислены гарантии гражданам страны со стороны государства. В частности, там говорится:
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Таким образом, перечень бесплатных медицинских услуг должен определяться соответствующими государственными органами, то есть системой здравоохранения. Происходит это на двух уровнях:
- федеральном;
- региональном.
Важно! Бюджетный фонд на развитие медицинских учреждений формируется за счет нескольких источников. Одним из них являются налоговые поступления от граждан.
В силу действующих законодательных актов пациентам гарантировано право на следующие виды медицинского обслуживания:
- экстренное (скорая помощь), в том числе специальная;
- амбулаторное лечение, в том числе обследование;
- услуги стационара: гинекологические, по беременности и родам; при обострении недугов, обычных и хронических; в случаях острых отравлений, при получении травм, когда необходима интенсивная терапия, связанная с круглосуточным наблюдением;
- плановая помощь в стационарных условиях: высокотехнологическая, в том числе с использованием сложных, уникальных методов; медицинское обслуживание граждан с неизлечимыми недугами.
Важно! Если заболевание не подпадает под один из вариантов, за медицинские услуги придется заплатить.
Лекарственные средства выдаются за счет бюджета людям, страдающим такими видами заболеваний:
- сокращающими срок жизни;
- редкими;
- приводящими к инвалидности.
Внимание! Полный и подробный перечень препаратов утверждается правительственным постановлением.
В правительственном постановлении от 19.12.2016 N 1403 приведена более детальная расшифровка медицинских услуг, предоставляемых без взимания платы. В частности, расшифровывается первичная медико-санитарная помощь. Она разбита на подвиды. А именно первичная:
- доврачебная;
- врачебная;
- специализированная.
Внимание! В рамках программы к перечню оказываемых бесплатно добавлена паллиативная медпомощь.
Кроме того, в тексте документа приведен перечень специалистов-медиков, на которых распространяется обязанность обслуживать пациентов без взимания денег.
К ним относятся:
- фельдшеры;
- акушеры;
- другие медработники со средним специальным образованием;
- врачи всех профилей, включая докторов семейной медицины и педиатров.
Внимание! Документ содержит перечень заболеваний, лечить которые врачи обязаны бесплатно.
Выдают документ соответствующие компании, действующие в рамках законодательства РФ. На официальных сайтах регулярно печатается их рейтинг, позволяющий гражданам определиться с выбором.
Чтобы выдали полис ОМС, необходимо предоставить минимальное число документов.
А именно:
- для детей до 14 лет:
- свидетельство о рождении;
- паспорт родителя (опекуна);
- СНИЛС (если есть);
- для граждан, старше 14 лет: паспорт; СНИЛС (при наличии).
Важно! Для граждан РФ полис действует бессрочно. Временным документом обеспечиваются только иностранцы:
- беженцы;
- временно проживающие в стране.
В некоторых ситуациях документ положено менять на новый. К таковым относятся следующие:
- при переезде в регион, где страховщик не работает;
- в случае заполнения бумаги с ошибками или неточностями;
- при утере или порче документа;
- когда он пришел в негодность (обветшал) и невозможно разобрать текст;
- вслучае перемены персональных данных (замужества, к примеру);
- в случае планового обновления образцов бланка.
Внимание! Новый полис ОМС выдается без внесения платы.
В п. 6 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ приведен полный перечень бесплатных услуг по медицинскому полису, оказываемых владельцам документа. Они предоставляются в:
- поликлинике;
- амбулатории;
- стационаре;
- скорой помощи.
В частности, пациенты имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лечение в таких ситуациях:
- в предродовой и послеродовой период беременных женщин, во время освобождения от бремени, при необходимости прервать беременность;
- при диагностировании инфекционных недугов, заражения паразитами (в данную категорию не входят заболевания: ВИЧ, СПИД, туберкулез, ЗППП);
- проявления любых недугов у новорожденных;
- недуги основных систем жизнедеятельности организма: нервной; пищеварительной; мочеполовой; эндокринной; кровеносной; дыхательной; иммунной; органов чувств;
- при хромосомных нарушениях;
- при поражении опорно-двигательной системы.
Важно! Каждый субъект федерации имеет возможность дополнить (но не урезать) перечень, утвержденный федеральным нормативно-правовым актом. Узнать о региональном списке можно в любом бюджетном лечебном учреждении.
Стоматологи так же, как и другие специалисты, обязаны работать с клиентами без оплаты.
Они оказывают такие виды помощи:
- лечение кариеса, пульпита и других заболеваний (эмали, воспалений тела и корней зуба, десен, соединительных тканей);
- хирургическое вмешательство;
- вывихи челюстей;
- профилактические мероприятия;
- исследования и диагностика.
Важно! Детям без внесения платы оказываются услуги:
- для исправления прикуса;
- укрепления эмали;
- лечения других поражений, не связанных с кариозными.
С целью организации лечения пациентов, их прикрепляют к поликлинике. Выбор медицинского учреждения отдается на откуп клиента.
Он определяется:
- удобством посещения;
- местом размещения (рядом с домом);
- другими факторами.
Важно! Менять медицинское учреждение позволено не чаще раза в год. Исключением является смена места жительства.
Если врач предлагает провести платный анализ и при этом предполагается оплата помимо кассы, рекомендуется отказаться. Действия врача незаконны, а доказать оплату для возврата средств будет нереально.
Когда пациент точно знает, что назначенный анализ есть в списке ОМС, а доктор настаивает на направлении в платную клинику, следует попросить врача дать письменный отказ в предоставлении бесплатной услуги. Обычно даже на этом этапе доктор находит возможность дать направление на бесплатные процедуры. Если этого не произойдет, следует жаловаться главврачу или в страховую.
- Автострахование
- ОСАГО
- КАСКО
- Недвижимость
- Жизнь и здоровье
- ОМС
- ДМС
- Пенсионное и социальное
- Бизнес
- Финансы
- Инвестиции
- Кредит
- Туризм
- Ещё
- Страховые компании РФ
Список бесплатных анализов по ОМС в 2021 году
Благодаря полису по ОМС, бесплатные стоматологические услуги стали реальными для любого российского гражданина. Все, что вам нужно – это посетить территориальное отделение страховой компании, в которой вы зарегистрированы, и взять выписку тех лечебных учреждений, где вам могут полечить зубы на бесплатной основе.
- Материалы, применяемые для пломбирования зубов.
- Стоматматериалы.
- Разнообразные виды композитов, силикаты и цементы, предназначенные для лечения зубов.
- Расходные материалы.
- Обезболивающие, такие как Новокаин, Лидокаин, фторлак, Тримекаин, сюда также входит мышьяковая паста.
- Позвонить в указанные клиники, чтобы узнать актуальность информации и перечень услуг, которые действительно оказываются бесплатно.
- Прийти в государственную стоматологическую поликлинику, к которой прикреплен полис, и попросить в ее регистратуре направление в частную клинику, в которой пациент собирается лечить зубы.
- Обратиться в коммерческое учреждение, записаться на осмотр и пройти лечение.
В программе ОМС участвуют преимущественно бюджетные медицинские учреждения, частные клиники редко оказывают подобные услуги. Список коммерческих поликлиник, в которых можно получить квалифицированную бесплатную стоматологическую помощь по полису ОМС, можно найти на сайте страховой организации. Затем необходимо:
- ортопантомография (льготной категории населения в целях зубопротезирования), если пациент в дальнейшем получает услуги по льготному зубопротезированию в данном учреждении;
- рентгенография и радиовизиография — внутриротовые прицельные рентгеновские снимки зубов (на пленке и бумажном носителе).
- Прием врача-стоматолога-хирурга;
- Простое и сложное удаление зубов, включая удаление дистопированных и ретенированных зубов (при аномалиях расположения) по медицинским показаниям (кроме подготовки зубов к протезированию и по ортодонтическим показаниям);
- Обезболивание при лечении зубов с применением анестетиков и стандартных одноразовых шприцев отечественного производства;
- Лечение перикоронита (иссечение капюшона) при затруднённом прорезывании зубов;
- Лечение альвеолита (воспаление лунки удаленного зуба) с кюретажем лунки;
- Лечение травм челюстно-лицевой области (шинирование зубов при переломе, смена резиновой тяги и снятие шин);
- Лечение воспалительных заболеваний полости рта: вскрытие абсцесса поднадкостничного, мягких тканей в полости рта;
- Удаление костных выступов;
- Удаление доброкачественных новообразований в области пародонта и слизистой оболочки полости рта;
- Лечение заболеваний слюнных желез (диагностика заболевания, проведение комплексных мероприятий, направленных на коррекцию иммунитета, воздействие на патологический процесс в слюнной железе).
Реестр бесплатных медицинских услуг, которые может получить гражданин, утверждается для каждой территории ежегодно. В поликлинике имеется реестр таких услуг, ознакомиться с которым может любой желающий. Про статью 326 фз, об обязательном медицинском страховании РФ расскажет эта статья.
Бесплатная медицинская помощь оказывается за счет государственного страхования. В роли страхователя выступают государственные органы всех уровней: от федерального до территориального. Страховщик – федеральный, муниципальный, поселковый бюджет. Застрахованные лица – граждане России всех возрастов, работающие и неработающие.
Целесообразность проведения той или иной процедуры определяют лечащие врачи, иногда требуется консультация смежных специалистов или проведение дополнительных платных процедур. В любом регионе РФ бесплатные стоматологические услуги по полису ОМС оказываются только по медицинским показаниям.
Все мы помним с детства заученную истину, что для вызова скорой помощи достаточно позвонить по номеру «03». Стационарные телефоны со временем уходят в прошлое, на смену им приходят средства мобильной связи. Мобильный телефон под рукой практически у каждого, но далеко не каждый знает, как с него вызвать скорую помощь.
Какие услуги стоматолога входят в полис омс 2021
Полис обязательного медицинского страхования открывает доступ к бесплатным услугам здравоохранения. Но все ли знают, какие возможности предоставляет полис ОМС, что входит в бесплатное обслуживание, какие виды обследования и операции можно провести?
Следует помнить, что на услуги стоматологов также действуют ограничения. Например, пломбирование не потребует внесения платы, если в ходе лечения будет использован цементный материал. А вот световую пломбу бесплатно не поставят.
- кала на наличие крови, простейших, паразитов, патологических изменений ЖКТ;
- мокроты;
- синовиальной жидкости;
- крови на паразитов, вызывающих малярию;
- для выявления феномена «Красной волчанки»;
- отделений уретры и простаты;
- выделений женских половых органов.
- подозрение на онкологическое заболевание или патологию органов;
- проблемы с сердцем и сосудами;
- разрыв связок;
- нарушение функционирования головного мозга;
- определение дальнейшего лечения после операционного вмешательства.
Мною были оплачены услуги стоматологии в 2020 году. Само протезирование было выполнено в 2021 году. Подскажите, пожалуйста, могу я с оплаченных сумм в 2020 году получить социальный вычет по НДФЛ? Или надо ждать факта выполнения лечения?
Ответ
Налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет за 2020 год, если фактическая оплата произведена в 2020 году, а услуги оказаны в 2021 году.
В перечень бесплатных хирургических операций вносят периодические изменения, направленные на расширение возможностей граждан по восстановлению здоровья путём, оперативного вмешательства. Обновленный список бесплатных операций направляют, зарегистрированным рамками ОМС медучреждениям и страховым компаниям. Информация является открытой.
Свободный доступ обеспечивается размещением на информационных стендах медучреждений, их сайтах, а также информированием, на консультациях лечащего доктора, какие операции делают бесплатно.
Перечень бесплатных операций по полису ОМС на 2021 год включает следующие вмешательства:
- Хирургические операции на глазах:
- при катаракте хрусталика глаза;
- вмешательство при косоглазии, в том числе страбизма у детей;
- травматической деформации сетчатки;
- глаукоме;
- выявление врожденных аномалий.
- Сентопластика (исправление перегородки носа), при следующих показаниях:
- нарушены дыхательные функции;
- отсутствие обоняния;
- отёчность слизистой;
- не стойкость к ОРВИ;
- не стандартное дыхание, храпение;
- чрезмерная сухость пазух, систематические боли.
- Удаление желчного пузыря при наличии холецистита, расстройствах функционирования (холестероз, желчнокаменных проявлений).
- Операция Мармара (болезни вен органов половой системы мужчин) при показаниях:
- варикоцеле второй и последующих стадий;
- невозможностью оплодотворения (спермовыделения);
- болезненные ощущения;
- эстетика;
- изменения мошоночной ткани.
- Артроскопия суставов.
- Операции на венах при венозных заболеваниях.
- Болезней области гинекологии.
- Грудного отдела (онкология, патологические изменения лёгких).
- Вальгуса стоп.
Представленный список, является не полным перечнем безвозмездных хирургических вмешательств допустимых, при наличии полиса ОМС. Однако вмешательства косметического характера (например: бариатрическая операция), к бесплатной медпомощи не относят.
Получить бесплатную помощь на территории страны имеют право все категории граждан, заключившие, установленным порядком, договора ОМС, в их числе:
- имеющие трудовые отношения с предприятиями, организациями сферы производства, потребления и распределения материальных благ;
- получающие средства или вознаграждения по лицензионным, научным, издательским договорам отчуждения;
- частные предприниматели и иные категории, обеспечивающие себя самостоятельно;
- руководители и участники фермерских предприятий;
- участники общин, задействованные в народных промыслах и родовой хозяйственной деятельности;
- граждане, не имеющие работу (дети до восемнадцатилетнего возраста, взрослые на пенсионном обеспечении, подростки — проходящие обучение, безработные, опекун до трёхлетнего возраста ребёнка, по уходу за инвалидом первой группы или взрослого человека после восьмидесятилетнего возраста)
- военнослужащие, служащие специальных организаций, включая и медработников;
- иностранцы, законно пребывающие на территории страны и занимающиеся трудовой деятельностью, рамках, разрешённых нормативно – правовыми актами государства;
- лица, которые установленным порядком получили статус беженцев.
Учреждения Министерства здравоохранения не имеют право отказать в предоставлении экстренной бесплатной медпомощи, включая специализированную, лицам, не заключившим договора ОМС или с отсутствующими сведениями об их полисе единой базе ФОМС.