Гособоронзаказ на 2021 год оборонки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гособоронзаказ на 2021 год оборонки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Закон направлен на снижение административных расходов предприятий ОПК при исполнении гособоронзаказа.

Режим использования отдельного счета при расчетах по контрактам в рамках ГОЗ предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора госконтракта. При этом исполнители ГОЗ могут списывать денежные средства с отдельных счетов на иные счета для оплаты налогов и сборов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, электроэнергии и т. п.

Прежде уполномоченные банки не требовали от исполнителей контрактов указывать идентификатор госконтракта при расчетах в части накладных расходов. Но в 2020 г. ЦБ РФ обязал банки принимать к исполнению распоряжения только с указанием идентификатора госконтракта, что привело к невозможности оплаты накладных расходов с отдельных счетов.

Закон решает эту проблему. Он исключает обязанность головного исполнителя и исполнителя указывать идентификатор госконтракта в контракте и в распоряжении о переводе денежных средств, а также обязанность уполномоченного банка контролировать наличие данного идентификатора при списании денежных средств с отдельного счета на иной счет.

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.

НОВЫЕ ПРАВИЛА казначейского сопровождения ГОЗ в 2021 году!

Российский оборонно-промышленный комплекс – институт не только сугубо секретный, но и несколько загадочный. Он живет и функционирует по законам, которые уж точно не подчиняются скучной экономической прозе. Судите сами: из-за решительного ухудшения экономической ситуации (падение цен на энергоносители, последствия пандемии и т.д.) правительству пришлось урезать бюджетные расходы, в том числе на оборону. В 2021 году на «национальную оборону» потратят на 195 млрд рублей меньше, чем в уходящем, — 3,113 трлн рублей. При этом военное ведомство героически отбилось от предложений Минфина сократить численность личного состава Вооруженных сил. В таком случае было бы логичным предположить, что будут приостановлены хотя бы некоторые из контрактов по производству вооружений.

Термин Определение Источник
Ориентировочная (уточняемая) цена, а так же цена, возмещающая издержки Применяется при заключении гос. контракта, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе:
а) при поставках продукции с технологическим циклом пр-ва свыше 3 лет;
б) при заключении гос. контракта на поставку продукции на срок более 3 лет;
в) по согласованию с гос. заказчиком при заключении гос. контракта на поставку продукции с технологическим циклом производства менее 3 лет;
г) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения гос. контракта отсутствуют точные данные по объему работ;
д) в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности, если у единственного поставщика и гос. заказчика нет данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных характеристик, обозначенных в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции по государственному оборонному заказу;
е) при заключении гос. контракта на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции по ГОЗ и (или) на осуществление поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения гос. контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.
П.42 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Фиксированная цена Определяется в государственном контракте на весь срок его действия и может быть пересмотрена в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ. Фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения гос. контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена.
В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
П.46,46 Постановления от 02.12.17 №1465, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 №44 ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Применение различных видов цен В зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:
    а) устанавливать твердую цену государственного контракта – в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию;
    б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, – в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;
    в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта – в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.

Головной исполнитель обязан в первую очередь открыть спецсчет в территориальном казначействе.

Это необходимо для того, чтобы была возможность указать в гос. контракте реквизиты для отправки аванса и выплат.

Дальше два варианта:

можно выбрать сделать весь объем работ

поставить товар за свой счет

Подрядчики, у которых имеется головной исполнитель с договорами более 100 тысяч рублей – имеют возможность открыть счета.

В данном случае оплату за товары и услуги казначейство до момента поставки или после нее.

Как получить личные денежные средства. Каждый год появляется приказ о санкционировании оплат. В том случае, если вы хотите нужно внести предоплату, необходимо в платежном поручении указать назначение платежа.

Подробнее о данной возможности смотрите в приказе под номером 259н. Акты подрядчиком уже должны иметь подпись.

Нужно быть очень внимательным, в любое время могут потребовать по запросу государственных органов (в теч. 5 дней) Подготовьте следующие документы, это важно:

  • Документация в рамках контракта
  • Сведения обо всех привлеченных исполнителях, а именно: наименование, адрес, номер телефона руководителя,
  • ИНН, КПП и другие данные.

Из практики за последние месяцы можем с уверенностью сказать: запросы документы с исполнителей стал носить повсеместный характер.

Новый 275-ФЗ: все изменения в гособоронзаказе 2021 года

При исполнении контрактов требуется выполнить действия:

Осуществлять сохранность сведений, которые будут выступать в качестве гостайны, а также при отсутствии лицензии ФСБ; Главным составляющим будет являться идентификатор контракта Стоит обратить внимание на то, что необходимо будет вносить идентификатор госконтракта во все документы, которые имеют отношение к его исполнению, к их числу будут относиться договоры с субисполнителями, счет-фактуры и остальные бухгалтерские документы. В Противном случае могут возникнуть проблемы с получением денежных средств от заказчика.

Необходимо завести два спецсчета

Один – для обеспечения заявок,

другой – для расчетов с заказчиком.

Пока контракт не будет выполнен, денежные средства, полученные по СГОЗ не могут применяться для удовлетворения нужд юр лица, то есть они могут применяться лишь на исполнение контракта или зарплату

Многие поставщики и исполнитель опасаются принимать участие в закупках ГОЗ, т.к на первый взгляд, все процедуры очень громоздкие и сложные.

Рекомендуем пройти доступное и простое обучение в нашем университете, и вас не будет проблем с участием в закупках по ГОЗ.

Заявку можете оставить на сайте Университета госзакупок.

НО БУДУТ ЗНАНИЯ!

Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.

Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.

Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?

Основные понятия
Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем.

Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями.

В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства.

С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят.

По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа.

С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности, к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:

  • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
  • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
  • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
  • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
  • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).

Их неисполнение влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ).

    Гособоронзаказ на 2021 год оборонки

    Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:

    • осуществление планирования закупок
    • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
    • особенности описания объектов закупок
    • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
    • финансовое обеспечение исполнения контракта
    • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
    • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

    Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.

    Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.

    По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:

    • закрытые — проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.

    Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.

    • открытые — организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.

    Чтобы принять участие в закупках по ГОЗ, головному исполнителю и исполнителям 2-го и 3-го уровней по 275-ФЗ следует открыть специальные лицевые счета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819.

    Счёт открывается в специально уполномоченном банке, через него проводятся все расчёты в рамках выполнения гособоронзаказа. При выполнении нескольких госконтрактов для каждого необходим свой счёт.

    Участник закупки в рамках ГОЗ направляет в территориальный орган казначейства требующиеся документы для открытия счёта. Ведомство в течение двух дней проверяет сведения об организации. Затем не позднее следующего дня по окончании проверки:

    • при положительном результате проверки открывает лицевой счет
    • при отрицательном результате — направляет в адрес организации уведомление, указав причину отказа (ПП № 1819)

    Отличие закупок по гособоронзаказу от других — обязательность идентификатора. Он представляет собой особый код, он даётся госконтракту с головным исполнителем согласно приказу Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н. Идентификатор размещается в документах перед номером госконтракта через косую черту (дробь) и в таком виде содержится в реестре госконтрактов.

    При выполнении госконтракта наличие этого кода необходимо на всех документах. Он является подтверждением выполнения обязательств и гарантией того, что сумма по госконтракту будет перечислена. Идентификатор действителен в течение всего срока выполнения госконтракта.

    Значение разрядов идентификатора:

    • код государственного заказчика
    • способ, с помощью которого определяют исполнителя
    • год заключения госконтракта
    • год окончания действия госконтракта
    • порядковый номер госконтракта в рамках календарного года

    Идентификатор является уникальным и не повторяется.

    Основное правило взаимодействия в ходе выполнения контракта по гособоронзаказу между заказчиком и исполнителем — открытость. Разница с закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ состоит в том, что организатор обладает правом на:

    • запрос сведений о всех финансовых операциях головного исполнителя по счетам;
    • уточнение информации о привлекаемых головным исполнителем организациях по договору субподряда
    • выяснение хода исполнения госконтракта: стадия работ, их соответствие техзаданию, соблюдение требований к качеству и др.

    Кроме того, этим правом наделены также органы финмониторинга и прокуратуры. При закупке военной техники и оборудования в данную цепочку может включиться военное ведомство.

    Обязанности заказчика:

    • проставлять идентификатор госконтракта во всех платёжных документах
    • направить в терорган Федерального казначейства информацию о регистрации лицевого счёта для головного исполнителя или отказать в открытии счёта
    • сообщать в казначейство о том, что операции по счётам головного исполнителя приостановлены без оснований либо подтвердить факт их обоснованности
    • осуществлять перечисление средств на счёт головного исполнителя в соответствии с положениями госконтракта

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ: изменения в законодательстве в 2020-2021 гг.

    Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:

    • осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
    • формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
    • в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

    О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.

    • определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт

    Обязанности головного исполнителя:

    • при поступлении запроса со стороны заказчика или банка в течение пяти рабочих дней направить сведения обо всех исполнителях-субподрядчиках, а также другие сведения в соответствии с требованиями Закона 275-ФЗ. В этом состоит отличие выполнения госконтрактов в рамках 275-ФЗ. При закупках по 44-ФЗ субподрядчики не несут ответственность, а исполнителю не требуется предоставлять требующиеся документы на привлекаемые фирмы
    • проставлять во всех подготавливаемых документах идентификатор госконтракта
    • осуществлять контроль исполнения обязательств на всех стадиях работ
    • предоставлять казначейству условия для проверки исполнения госконтрактов путём осуществления фото- и видеосъемки
    • обеспечить раздельный учет затрат по разным госконтрактам: суммы, направляемые на выполнение контракта по ГОЗ, не должны смешиваться со средствами, финансами, другими расходами, не связанными с ГОЗ
    • представлять качественные товары, работы, услуги согласно правовым нормам положениям госконтракта
    • обеспечить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности для каждого госконтракта и направлять заказчику отчет об этом

    Головной исполнитель вправе:

    • быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
    • вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
    • раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ

    При выполнении поставки военной техники, а также техники спецназначения в рамках ГОЗ в соответствии с постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465 существуют ограничения прибыли, которая не должна быть выше:

    • 1 % плановых привнесенных затрат
    • 20 % плановых собственных затрат исполнителя на поставку, в том числе на производство продукции

    При осуществлении других закупок порядок распределения прибыли её процентное соотношение с затратами фирмы не определяется нормами законодательства. Но при закупках по ГОЗ данное положение затрагивает каждого исполнителя.

    Когда проводятся закупки опытно-конструкторских работ или военной техники, тогда всем исполнителям необходимо применять статьи калькуляции в соответствии с приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

    С 11.08.2020 вступили в силу изменения в п. 1 ст. 8.8 275-ФЗ, которые внес Федеральный закон № 283-ФЗ от 31.07.2020. Этот закон расширил перечень лиц, которые допущены к ЕИС, содержащей информацию о расчетах по гособоронзаказу. С этой даты такое право получил Роскосмос.

    С 29.02.2020 Федеральный закон № 20-ФЗ от 18.02.2020 уточнил перечень сведений, которые передает уполномоченный банк в ЕИС ГОЗ. Этот закон ввел требование о зачислении уполномоченным банком процентов за пользование деньгами, которые хранятся на отдельном счете, только на тот же отдельный счет.

    Собрали в таблицу изменения в 275-ФЗ 2019 года.

    01.01.2019

    Действовала редакция закона о ГОЗ с изменениями, которые внес Федеральный закон № 263 ФЗ от 29.07.2018. Этот закон правил основные понятия гособоронзаказа. В частности, определение «уполномоченный банк», «отдельный счет». Уполномоченным банком становилась не только кредитная организация, которая выбрана головным исполнителем, но и банк, определенный правительством в рамках закона о ГОЗ. А к функциям отдельного счета добавляли операции, которые разрешены, по п. 16 ст. 8.4 закона о ГОЗ, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

    Также изменения затронули основные обязанности исполнителя в рамках ст. 8 закона о ГОЗ. В частности, в обязанностях прописали, что головной исполнитель предоставляет госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта в случаях и порядке, которые установлены правительством.

    08.01.2019

    Вступил в силу Федеральный закон № 571 ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 закона о государственном оборонном заказе. Эту норму дополняли правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

    Подробнее об этом — «Изменились правила формирования и ведения плана закупок».

    Подобрали актуальные статьи и разъяснения по теме закупок в рамках оборонного заказа:

    • «ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу»;
    • «Готовим ежемесячный отчет по гособоронзаказу».

    Государственный оборонный заказ 2021 г.

    В первую очередь закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2020 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа и принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию.

    Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, полномочия и функции контролирующего органа.

    Ст. 3 275-ФЗ для чайников формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа. Помимо прочего, из нее следует, что в процедуре оборонной закупки участвуют три стороны: заказчик, головной исполнитель и исполнитель. Последние две образуют кооперацию. Также здесь раскрываются тезисы, связанные с банковским обслуживанием.

    Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:

    • соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
    • уменьшения издержек при поставке продукции;
    • получения прибыли при поставке продукции;
    • обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
    • противодействия коррупции;
    • обеспечения баланса интересов всех участников сделки.

    — Расходы на оборонку в новом бюджете запланированы больше, чем в текущем году, несмотря на падение доходов из-за пандемии. Почему правительство не отказывается от этих расходов?

    — Последние годы правительство не тратит меньше 3 трлн рублей на нацоборону и 2 трлн рублей — по статье «Национальная безопасность», откуда финансируются закупки Росгвардии. Это неудивительно. Во-первых, военным собираются немного проиндексировать зарплату. Во-вторых, и это главное, половина бюджета у нас идет на закупку вооружений. В этом году государство гасило невозвратные кредиты военно-промышленного комплекса (ВПК), что увеличивает суммарные расходы на оборону. То же самое мы увидим в 2021 году. С учетом необходимости гасить кредиты, у нас расходы на закупку вооружений будут даже больше половины общего бюджета на оборону. Правительство не может опустить расходы ниже указанного уровня, потому что иначе начинают «сыпаться» промышленные компании, завязанные на гособоронзаказ.

    — Почему траты не падают — понятно, но зачем увеличивать эти расходы?

    — В этом году произошло сильное ослабление рубля, и это влияет на ВПК. Несмотря на импортозамещение, значительная часть военной продукции производится с использованием импортных компонентов, в первую очередь в части электроники. Мы закупаем ее за валюту, иногда даже в обход санкций. И если в 2019 году у нас доллар стоил 60 рублей с копейками, а сейчас стоит 80 рублей, то правительству придется тратить больше денег на оборону для балансирования системы ВПК, в которой работают 2 млн человек непосредственно в России, и для поддержания лояльности силовиков, которых только в Минобороны 1,5 млн человек.

    — В бюджете на следующий год впервые с начала 2010-х годов расходы по статье «Национальная экономика» больше, чем расходы на оборонку. Означает ли это, что тренды меняются?

    — Это не перелом тренда. Значительная часть расходов на нацэкономику идет на ВПК: строительство новых цехов, модернизацию и переоборудование заводов. Перенос денег из одной статьи в другую — это бухгалтерия, чтобы у людей не было вопросов, почему, несмотря на общее падение доходов, мы все еще продолжаем клепать танки и ракеты. Для этого часть расходов нужно переквалифицировать. Условно, сегодня мы закупаем у «Уралвагонзавода» меньше танков, но заставим купить больше вагонов. Таким образом ВПК поддерживают за счет нескольких статей и тратить ниже определенного предела не получится.

    — Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?

    — Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.

    Эти траты поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.

    А что будет при сокращении трат на оборонку, когда у вас 2 млн человек суммарно заняты на ВПК? А с членами их семей, а со сферой услуг?

    Люди в Омске уволятся — куда они поедут? На переезд денег нет, а ездить на заработки до соседних городов невозможно, это огромное расстояние. Вот и приходится правительству поддерживать ВПК и решать проблемы каждого конкретного завода. Рогозин постоянно летает на Усть-Катавский завод и пытается его как-то реанимировать. Потому что без этого завода маленький город Усть-Катав будет испытывать большие проблемы. А с ними будет испытывать проблемы и вся Челябинская область.

    Когда в 2016 году расходы только по нацобороне составили 3,8 трлн, что составляло существенный процент ВВП того года, встал вопрос: что, мы возвращаемся в Советский Союз? Пушки вместо масла? Люди-то не богатеют. И тогда Путин сказал: мы теперь будем сокращать расходы. Если смотреть на бюджет 2021 года 2016-м, мы и о масле для граждан тоже думаем. Но объективно расходы растут, и не важно, по какой статье они проводятся.

    — Есть ли в этих условиях простор для сокращения трат на ВПК?

    1. Контрактная работа в сфере ГОЗ: последние обновления в нормативном правовом регулировании
      • Обзор принятых и планируемых изменений в основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок размещения и исполнения контрактов в сфере ГОЗ в 2020–2021 гг.
      • Основные изменения в условиях государственных контрактов в сфере ГОЗ, введенные в 2020 году
      • Основные положения государственных контрактов (на примере МО РФ)
      • Обязательные условия контрактов при казначейском и банковском сопровождении;
      • Новое в правилах ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими ГОЗ (ПП РФ от 04.05.2018 № 543)
      • Новая редакция Приказа № 200 (комментарии эксперта к проекту Приказа). Проект Приказа Минэкономразвития
      • Требования к организации и планированию контрактной работы на предприятии, осуществляющем поставки в сфере ГОЗ. Практические решения по организации и планированию работы по контрактам ГОЗ
      • Рекомендации по оформлению контрактов исполнителей с учетом новых требований контрактов в сфере ГОЗ, в т. ч. по каталогизации, метрологии, лицензированию и штрафным санкциям
    2. Новый порядок ценообразования и госрегулирования цен в сфере ГОЗ (ПП РФ от 02.12.2017 № 1465)
      • Новый порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ (Приказ Минпромторга от 08.02.2019 № 334)
      • Принципы ценообразования, виды цен
      • Правила применения, обоснования и согласования сравнимой (рыночной) цены, возможные проблемы
      • Варианты применения затратного метода ценообразования
      • Базовая цена и условия ее пересмотра. Формирование базовой цены
      • Плановая и фактическая рентабельность при затратном методе ценообразования. Минимальное значение плановой рентабельности. Допустимые и возможные методы повышения фактической рентабельности
      • Формирование прогнозных цен головными исполнителями (проблемные вопросы, рекомендации по взаимодействию с госзаказчиками)
      • Особенности формирования Н (М) Ц госконтрактов и цен госконтрактов единственных поставщиков
      • Согласование цен на продукцию участниками кооперации по ГОЗ
      • Существенные изменения условий производства (поставки) продукции как основание перехода к затратному методу определения цен по ГОЗ
      • Особенности формирования цен на создание научно-технической продукции, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию образцов ВВСТ
      • Практические рекомендации головным исполнителям и исполнителям по формированию цен в новых условиях
    3. Организация раздельного учета результатов ФХД при выполнении ГОЗ в соответствии с последними требованиями законодательства, постановлений Правительства РФ, нормативными актами министерств и ведомств
      • Раздельный учет ресурсов контракта по ГОЗ по новой методике
      • Объекты обособления раздельного учета
      • Позиционирование раздельного учета в учетной системе организации
      • Интеграция раздельного учета по контрактам ГОЗ в бухгалтерский учет
      • Обособление хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ как вид дополнительной аналитики в учетной системе
      • Систематизация и накопление информации в регистрах аналитического учета
    4. Требования к ведению раздельного учета, к формированию и представлению отчета об исполнении контракта по ГОЗ
      • Применимые нормативные акты (ПП РФ от 22.06.2019 № 804, от 04.05.2018 № 543, от 19.01.1998 № 47 и пр.)
      • Новые правила ведения учета и составления отчетности у участников ГОЗ
      • Порядок представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта организациями, выполняющими ГОЗ (Приказ Минобороны от 08.10.2018 г. № 554)
      • Связь показателей бухгалтерского учета и отчета об исполнении контракта по ГОЗ
      • Использование целевых средств отдельных счетов и раздельный учет
      • Справка о распределении общепроизводственных, общехозяйственных, административно-управленческих и коммерческих расходов
    5. Регламентация порядка ведения раздельного учета
      • Учетная политика как инструмент регулирования раздельного учета
      • Формирование элементов учетной политики в части, касающейся принципов ведения раздельного учета (на примере)
      • Система организации учетных данных: обеспечение актуальности и соответствия требованиям действующего законодательства

      Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

      Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

      • презентации к выступлениям;
      • нормативно-правовые документы;
      • материалы судебной практики;
      • статьи экспертов по теме;
      • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

      Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

      Перейти на страницу материалов

      Как вести учёт по гособоронзаказу в 2021 году

      • Как навсегда выгнать муравьев с огорода: легкие способы
      • Как сейчас выглядит и чем занимается первая гражданская жена Киркорова – фото
      • «Меня ждет смертная казнь»: очевидцы рассказали о реакции Протасевича на разворот самолета на Минск
      • Как избавиться от муравьев и тли в огороде и саду: проверенные способы
      • Победа за нами: самолеты НАТО устроили разборки с российскими истребителями
      • Стало известно только после смерти: о чем жена Кобзона предпочитала молчать
      • Лукашенко отправил истребитель на перехват самолета с оппозиционером — ему грозит смертная казнь в Белоруссии
      • Нужно успеть до июля: чем подкармливать репчатый лук
      • Санитарка из Забайкалья забыла удалить видео и стала звездой соцсетей
      • Норкин поднял НАТО на смех анекдотом про пражского попугая
      • Соловьев жестко прошелся по получившей вид на жительство в Латвии Хаматовой
      • Что случится при отказе двигателей: пилот раскрыл тайны самолета Путина
      • Канделаки поставила на место телеведущего за слова о «двойном стыде» за Россию перед Грузией
      • Звезду «Полосатого рейса» выгнал на улицу внук
      • Правильный полив огурцов поможет добиться завидного урожая
      • Планы Вашингтона по ликвидации Путина раскрыл политолог
      • Дания неожиданно поспособствовала решению проблемы с водой в Крыму
      • Российский комплекс «Корнет» уничтожил израильский танк — видео
      • Предсказание «спящего» пророка: российский лидер возглавит новую цивилизацию
      • «Я пялюсь на это фото уже три часа»: в Сети обсуждают новый мем с Байденом
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я
      • Политика
      • Пенсии
      • Гороскоп
      • Шоу-бизнес
      • Мой район

      119072, Москва,
      Берсеневский переулок, дом 2, строение 1

      +7 (495) 531-21-21
      [email protected]

      По вопросам рекламы:
      +7 (495) 531-21-21
      [email protected]

      На заседании коллегии Минобороны РФ обсудили ГОЗ-2021

      В прошлом году госзаказ у НПО «Государственный институт прикладной оптики», входящего с госхолдинг «Швабе», объединивший под крылом «Ростеха» Сергея Чемезова предприятия оптической отрасли РФ, сократился на треть, однако в 2019 году ГОЗ у НПО вырос в 1,5 раза, составив 1,4 млрд рублей. Компания не первый год делает ставку на экспортные контракты. В 2018 году, по словам гендиректора ГИПО Виллена Балоева, экспортные объемы «значительно превысили показатели 2017 года», и в 2019 году этот рост, по его словам, будет продолжен.

      Пятикратное увеличение ГОЗа для Зеленодольского завода обеспечил всего один контракт с дирекцией государственного заказчика программ развития морского транспорта (федеральное казенное учреждение), которое выплатило татарстанскому предприятию более 1 млрд рублей за строительство лоцмейстерских судов ледового класса Ice3 («Лоцмейстерское судно ледового класса Ice3 проекта BLV03»).

      Речь идет о судах для ГК «Росатом», точнее его «дочки» ФГУП «Гидрографическое предприятие», которые начали строить в прошлом году в рамках федерального проекта «Северный морской путь». Они будут использоваться для обслуживания и доставки на береговые объекты средств навигационного и радиотехнического оборудования, специалистов, снабжения, а также других мероприятий и работ в составе гидрографического обеспечения мореплавания по Севморпути. При этом в 1 млрд рублей обошлось строительство всего двух кораблей, корпуса которых были заложены в октябре прошлого года: судам даны имена «Александр Парфенов» и «Всеволод Пересыпкин». Суда для Северного морского пути обеспечили татарстанскому заводу объем ГОЗа самый высокий с 2015 года (тогда он составлял 17,3 млрд рублей).

      В 2,5 раза рухнул объем госзаказа в «ГипроНИИавиапроме»: с 1 млрд рублей до 426,6 млн. В 2017 году казанская компания была обеспечена чистым оборонным заказом Минобороны РФ, уже тогда немалая часть была конверсионной, в частности, проект реконструкции и техперевооружения для «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» для выпуска компонентов Ил-114-300 — казанская компания стала победителем торгов на разработку такого проекта в марте 2017 года.

      Кроме того, «ГипроНИИавиапром» стал и генпроектировщиком взлетной полосы для ВАСО (в 2016 году компания выиграла тендер «Туполева» на 1,8 млрд рублей — на проект модернизации площадки «Казанского авиазавода им. Горбунова»). «ГипроНИИавиапром» выступил в 2017 году и в роли проектной организации, представив свое видение будущего аэропорта «Казань». В 2018 году основные объемы пришлись тоже на гражданку: Научно-исследовательский институт морской теплотехники провел конкурс на расширение и реконструкцию производства предприятия на промплощадке в Ломоносове: за строительство производственного комплекса, склада, насосных станций и резервуаров с водой общей площадью более 15 тыс. кв. м НИИ заплатил выигравшему закупку «ГипроНИИавиапрому» 799 млн рублей. До конца 2019 года казанская компания должна была завершить разработку проекта по строительству железнодорожного съезда в районе станции Новое Аракчино и третьего главного пути, в который собираются вложить 2,5 млрд рублей.

      В 2019 году на Минпромторг РФ пришлось три заказа на 104 млн рублей. Один был на разработку проектной документации и проведение государственной экспертизы проектной документации по реконструкции и техническому перевооружению ФКП «Саранский механический завод» (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа). Второй касался разработки проектной документации по реконструкции и техническому перевооружению ФКП «Казанский завод точного машиностроения» (тоже бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа). Третий — тоже ГОЗ, и заключался он в проекте перевооружения комплекса скоростных аэродинамических установок для исследований перспективных летательных аппаратов» ФГУП «ЦАГИ».

      Однако самый большой контракт был заключен с «дочкой» корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) АНПП «ТЕМП-АВИА» на сумму 227,7 млн рублей. В рамках этого контракта «Гипронииавиапром» выполнил проектную документацию по строительству здания производственного корпуса ПАО АНПП «Темп-Авиа» площадью 6 090 кв. м, в Арзамасе Нижегородской области. Проект заключался в переоснащении и развитии мощностей предприятия с целью изготовления датчиков первичной информации, блоков чувствительных элементов, инерциальных систем управления, пилотажных приборов.

      Наконец, стоит отметить, что объемы гособоронзаказа продолжают снижаться для предприятий Николая Колесова. Уже в 2018 году ГОЗ упал для АО «Завод Элекон» и АО «КОМЗ» — обе компании по итогам 2017 года входили в топ-5 с самыми большими госзаказами для ОПК Татарстана. Так, ГОЗ «Элекона» составлял 1,6 млрд рублей, КОМЗа — 3,5 млрд (первое место в прошлогоднем рейтинге).

      В 2019 году объем госзаказа для «Элекона» сократился вдвое, составив всего 136,8 млн рублей, в 3 раза сократились объемы госзаказа на АО «КОМЗ». Только сам «Концерн Радиоэлектронные технологии» (контролирует «Элекон» и «КОМЗ») увеличил его с 10,8 до 18 млн рублей — но и он, в сравнении с предыдущими годами, выглядит сущей мелочью: в 2014 году ГОЗ у него составлял 11,5 млрд рублей, в 2016-м — 2,6 млрд, в 2017-м — 608 млн рублей. При резком сокращении ГОЗа в 2018 году компаниям придется нелегко в 2019-м, сообщали мы в исследованиях предыдущих лет. Это понимали и на самих заводах, в частности, в отчетности КОМЗа за 2017 год еще сообщалось, что падение объема товарной продукции было связано с сокращением отгрузки продукции специального назначения (то есть, гособоронзаказа).

      Приведённая Абромавичусом цифра Гособоронзаказа на 2020 год противоречит подсчётам Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). 18 февраля ведомство определило объём ГОЗ на 2020 год в размере 25,8 млрд гривен (+16% к 2019 году). Также чиновники утвердили показатели гособоронзаказа на 2021 и 2022 годы, но не раскрыли их.

      По информации Минобороны Украины, в прошлом году в рамках ГОЗ вооружённые силы страны получили 7434 единицы вооружения и военной техники, включая 700 комплектов ракетно-артиллерийского вооружения, около 900 бронемашин, пять боевых катеров и кораблей.

      В разговоре с RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова полковник в отставке Андрей Кошкин заявил, что Украина увеличивает вложения в военный бюджет, рассчитывая тем самым приблизиться к стандартам НАТО. Однако ощутимого эффекта от роста расходов на ГОЗ армия страны не ощущает.

      «Киевские власти постоянно нахваливают ВСУ, как бы оправдывая непосильный для страны военный бюджет. Украинское руководство демонстрирует себя форпостом на пути «российской агрессии», а реальное положение дел по возможности скрывается. Например, группировка украинской армии в Донбассе по-прежнему лишена нормального снабжения, хотя, по официальной информации, никаких трудностей нет», — отметил Кошкин.

      В 2019 г. расходы по статье «Национальная оборона» составили 2,798 трлн рублей.[1] При этом наблюдалось сокращение доли этих расходов в процентах от ВВП (3,4% в 2017 г., 3,2% – в 2018 г. и 2,9% – в 2019 г.) [2].

      Объём гособоронзаказа на 2019 г. был объявлен на уровне «свыше 1,5 трлн рублей»[3]. Впрочем, озвучивалась цифра в 1,44 трлн рублей.[4] Видимо, фактически, как уже бывало в прошлом), 1,5 трлн рублей выделенных средств получились за счёт того, что в середине года, во время традиционных правок бюджета, для покрытия долгов предприятиям ОПК были выделены 343,286 млн рублей. [5]. Тем самым продолжился курс на сокращение долгов прошлых лет, которые, по официальным данным, к 2019 г. снизились на 40%[6].

      Впрочем, в течение года так и не был решён вопрос с задолженностью предприятий ОПК по выполнению ГОЗ, которая оценивалась в размере 2–2,3 трлн рублей, то есть превышала годовой объём ГОЗ (и практически равнялась совокупной выручке ОПК за поставки министерству обороны и на экспорт). При этом только на проценты по этим кредитам предприятия ОПК ежегодно выплачивали около 200 млрд рублей. [7] Отмечалось также, что большая часть задолженности приходится на кредиты Сбербанка, ВТБ, «Новикомбанка» и «Газпромбанка»[8].

      Впрочем, полное списание долгов и не предполагалось (хотя частичное допускалось, в размере 400–450 млрд рублей, в первую очередь для убыточных предприятий). Одним из вариантов было удлинение сороков возврата, реструктуризация а также кредитные каникулы[9]. В свою очередь, представители банков предлагали свой вариант: субсидирование ставок по кредитам, докапитализацию государством или предоставление госгарантий[10].

      Долговая проблема с точки зрения интересов банковской сферы решалась и иными способами. Так, в 2019 г. президент Владимир Путин подписал закон, который освобождает предприятия ОПК и уполномоченные банки от налога на прибыль при переуступке прав по кредитам исполнителям гособоронзаказа, а также при прекращении (списании) задолженности по таким кредитам по решению правительства России. Суммы прекращённых по решению кабинета министров денежных обязательств исполнителя гособоронзаказа перед уполномоченным банком признаются безнадёжными долгами и исключаются из базы по налогу на прибыль организаций. До этого при списании таких обязательств у организации формально возникают доходы, а значит, с них приходится платить налог[11].

      О структуре расходов по ГОЗ-2019 известно, что 71% средств был выделен на закупки новых вооружений[12].

      Как и в предыдущие годы продолжилась работы по усовершенствованию механизма исполнения государственного оборонного заказа. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планировала в прошлом году перевести регистрацию цен на вооружение и военную технику в электронную форму, но для этого требовалось дополнительное финансирование. Электронная форма регистрации позволяет минимизировать риски необоснованного завышения стоимости продукции военного назначения и добиться того, чтобы цены были наиболее актуальными, обоснованными и соответствовали текущей экономической конъюнктуре. Кроме того, благодаря этой системе предприятия ОПК смогли бы контролировать процесс движения документов, видеть, почему на каждом этапе им отказано в регистрации цены и получать аргументы о причинах разногласий[13]. Судя по всему, данное решение всё же не было принято.

      Продолжился курс и на снижение прозрачности для внешних наблюдателей самой системы ГОЗ. Так, к 1 апреля правительство России должно было рассмотреть вопросы и принять необходимые решения, касающиеся обеспечения конфиденциальности при проведении закупок организациями ОПК материалов и комплектующих, необходимых при разработке и производстве продукции гражданского назначения[14].

      Банкам также разрешили не показывать сведения, которые могут раскрываться не полностью или не раскрываться вовсе. Это, в частности, информация об органах управления банком, о связанных лицах, акционерах, долях в уставном капитале, активах, операциях с контрагентами-нерезидентами, реорганизации банка. Сведения могут не размещаться публично, если их раскрытие приводит к санкциям против банка или иных лиц, если банк уже находится под санкциями, а также если банк уполномочен заниматься контрактами по гособоронзаказу[15].

      В этом же ключе лежала и инициатива правительства, согласно которой уполномоченные банки в сфере гособоронзаказа могли не раскрывать сведения о финансовой и бухгалтерской отчетности и ряд данных из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц[16]. Однако с учётом того, что само число этих банков продолжало сокращаться в пользу «Просвязьбанка», то, по сути, эта инициатива явно была нацелена «на вырост».

      Сам же «Промсвязьбанк» продолжал активно принимать контракты по ГОЗ других банков. Если на начало 2019 г. им было взято на сопровождение около 30%, к маю этот показатель вырос до 40%, а к декабрю – до 50%[17].

      Также из нововведения года отметим, что предприятия ОПК получили возможность выступать единственным поставщиком по контрактам жизненного цикла при поставке продукции, создаваемой в рамках специальных инвестиционных контрактов[18].

      Несмотря на то, что, казалось бы, проблемы с контрактацией ГОЗ должны были остаться в прошлом, сложности всё же имели место и в 2019 г. Так, в Саратовской области по состоянию на март ещё не имелось точных показателей ГОЗ, ряд предприятий вообще не заключил ни одного контракта, а сами контракты с предприятиями области заключались вплоть до июля[24], хотя в теории контрактация должна была завершиться до 1 мая[25].

      Тем не менее, по состоянию на июнь официально сообщалось о том, что было заключено более 3300 госконтрактов, что составляло около 90% от объёма предусмотренных средств[26]. В сентябре объём размещённых средств достиг 94%, что было выше, чем в 2018 г.[27].

      Что касается исполнения ГОЗ, то на конец 2019 г. года ожидалось выполнение заданий ГОЗ по поставкам новых вооружений, военной и специальной техники на уровне 99,3% (2016 г. – 99%, в 2017 г. 99,09%, в 2018 г. – 97,93%). По ремонту и модернизации задания ГОЗ-2019 в целом были выполнены на 98,9%, что существенно выше прошлого года (88,6%)[28]. Отмечалось, что в 2019 г. был достигнут самый высокий показатель исполнения поставок вооружения и техники за последние четыре года[29].

      В 2019 г., как и раньше, за исполнением ГОЗ осуществлялся весьма плотный надзор и контроль. О масштабах проблем говорят данные Генеральной прокураторы по состоянию на конец 2019 г. В период середины 2017 по конец 2019 г. ведомство выявило почти 90000 правонарушений в ОПК. К дисциплинарной и административной ответственности было привлечено 23000 должностных лиц, возбуждено более 1000 уголовных дел, мерами прокурорского реагирования возмещено 27,5 млрд рублей ущерба (отдельные показатели по 2019 г. не приводились)[30].

      Сообщалось, что по линии военной прокураторы мониторинг осуществлялся за 7000 государственными контрактами на 1,7 трлн рублей. При этом военные прокуроры отмечали следующие проблемные вопросы: оплата невыполненных работ, оказание некачественных услуг, длительное неисполнение важных контрактов и другие.[31]. Исходя из известных судебных дел, также имели место случаи траты компаниями средств ГОЗ на непрофильные цели[32].

      В свою очередь, Генеральная прокуратура в 2019 г. высказалась за необходимость обязать военные представительства Министерства обороны проверять достоверность фактических затрат предприятий, нарушивших условия исполнения гособоронзаказа. Предлагалось внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность военных представительств Минобороны России, в части закрепления за ними обязанности по проверке достоверности фактических затрат предприятий, нарушивших условия исполнения ГОЗ, поскольку существующая система мониторинга исполнения обязательств в указанной сфере не позволяла в полной мере противодействовать таким фактам[33].

      На уровне президента выносился вопрос о рентабельности предприятий ОПК. Соответствующий вопрос был передан на уровень правительства России[34].

      Федеральная антимонопольная служба отмечала случаи непредоставления в срок материалов проверки для расчёта цен на вооружение, из-за чего были инициированы проверки 46 организаций ОПК. Поводом стало обращение в службу Министерства обороны России. Кроме того, в отношении 748 организаций ФАС России начала проверку по факту несвоевременного представления отчётов о финансовой деятельности при исполнении гособоронзаказа по правилам, установленным постановлением Правительства России от 24 января 2019 г.[35]. Оно уточняет правила ведения исполнителями госконтрактов раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности: от этого были освобождены исполнители по госконтрактам при использовании полученных ими средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством.

      ФАС также отмечала отсутствие в российском ОПК стратегии, направленной на сокращение издержек и повышение операционной эффективности. ФАС также обращало внимание на то, что финансовые директора оборонных компаний научились управляться с отчётностью и «прятать убытки от акционеров и государства, тем самым создавая иллюзию стабильности», что «приводит к огромным долгам с отсутствием перспектив на какое-либо развитие». Поэтому ФАС в 2019 г. призывала к системным реформам в ОПК, которые были бы направлены на изменение базовой мотивации менеджмента, осуществляющего управление, а также на стимулирование притока в отрасль частных инвестиций[36].

      Не изжиты случаи использования контрафактной продукции. Об этом говорит факт разработки законопроекта об обязательной машиносчитываемой маркировке военной продукции. Законопроект подразумевает включение в госконтракты требования маркировки продукции машиносчитываемыми элементами. Маркировка поможет отслеживать жизненный цикл изделия: от производства до утилизации. Цифровые двойники изделий будут заноситься в локальную базу данных предприятия или сеть между предприятиями. Для продукции Министерства обороны все паспорта изделий станут аккумулироваться в единую базу 46 ЦНИИ[37]. По задумке разработчиков, это поможет бороться с контрафактом. Чтобы проверить подлинность изделия, нужно сравнить информацию защитной маркировки с эталонными данными из базы. При этом маркирующие элементы невозможно подделать или переместить на другое изделие.

      Настоящий диверсификационный триллер разворачивается в вертолетостроении. Довести долю чисто гражданской продукции до 50% мечтало еще прежнее руководство КВЗ, у которого спецпродукция всегда достигала примерно 80%. И тут чаемое как бы воплотилось в реальность, но специфическим образом — сегодня российские военные заказывают по минимуму, а работа по военно-техническому сотрудничеству с заграницей вообще сошла на нет. И КВЗ, казалось бы, демонстрирует сверхусилия по продвижению своих вертолетов (прежде всего «Ансатов») в гражданскую сферу.

      На сегодня построено и продано примерно 15 медицинских «Ансатов». 20 машин законтрактовали китайцы для ассоциации медицины катастроф КНР. Это уже серьезная заявка для выхода на международных рынок. При этом «Ансат» отправился в масштабное турне по Юго-Восточной Азии — ничего подобного ранее не делали. Но самым громким стал другой контракт. В сентябре 2018 года ростеховские лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» и национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 104 «Ансатов».

      Невероятная цифра, но, как указывает источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроении, контракт с НССА подписали «по абсолютно неприемлемой цене, лишь бы что-то делать». Как известно, это 199,9 млн рублей за вертолет. «Полноценный „Ансат“ не может стоить 200 миллионов, — заверяет источник. — Вы посмотрите хотя бы на то, какой курс доллара стал (и еще не вечер), а в машине огромное количество импорта. Для военных и то делали хоть с какой-то прибылью, а здесь — в убыток. Сердюков (Анатолий Сердюков, экс-министр обороны, ныне — индустриальный директор авиастроительного кластера „Ростеха“прим. авт.) вообще кричал, что эта машина не должна стоить больше 100 миллионов. Он же доктор экономических наук! А ничего, что 60 процентов в цене „Ансата“ это импортные покупные изделия, а зарплата — всего лишь 10 процентов?.. Что там снижать? Без зарплаты его делать? Без накладных?.. Контракт не должен быть убыточным, надо хотя бы к нулю выйти — чтобы могли заплатить налоги, зарплату, купить комплектующие: прибыли не получили, но год протянули. А здесь заказ сразу убыточный!»

      К тому же ни от китайцев, ни от НССА не было авансов — такого с КВЗ ранее не случалось. Более того, как писали в феврале «Ведомости», «Авиакапитал-Сервис» отказался быть лизингодателем для НССА — из-за сомнений в платежеспособности этой компании. То есть деньги на проект так и не появились. На КВЗ проблемы с финансированием признают, но не сомневаются в том, что программа пойдет.

      Со всей этой историей тесно связан другое оборонное предприятие РТ — «Рычаг» (им владеют ростеховский концерн «Радиоэлектронные технологии» — КРЭТ и КОМЗ), которое оснащает одноименными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) вертолеты Ми-8. Эта чисто военпромовская компания не просто сделала серьезную конверсионную заявку, но решила стать чуть ли не вторым КВЗ. Как выяснилось в прошлом году, «Рычаг» (он владеет 25% НССА) захотел покупать у КВЗ совершенно пустой «Ансат» и наполнять его медицинским оборудованием и даже новой авионикой. «Два года назад „Рычаг“ захотел купить лицензию на производство „Ансата“ с такой схемой: КВЗ им продает „железо“, а они его начиняют электроникой, — рассказывает источник „БИЗНЕС Online“. — Подписали договор о продаже лицензии. Но эти люди слабо представляют, что такое авиация. Хотели получать „Ансат“ в самой минимальной комплектации. Предлагали даже все бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) делать передаваемым: один комплект создают, устанавливают, вертолет облетывают, передают „Рычагу“, БРЭО снимают и так по кругу, а „Рычаг“ потом ставит свое БРЭО — с другими характеристиками и по другой цене. А кто поднимет такую машину? Кто возьмет на себя смелость туда людей посадить? Как можно влезать в конструкцию?.. Это все красиво только в разговорах доктора экономических наук, который может и мебелью заниматься, и столовыми, и авиацией. Но все же умные люди там нашлись — поняли, что так не пойдет, дали задний ход. Решили покупать отлетанный „Ансат“ и делать тюнинг. Но покупать „Ансат“ оказалось слишком дорого, тюнинг денег не приносит, и они от этих 104 машин отказались и отдали их на завод. Но внезапно у страны почему-то кончились деньги, и 104 вертолета ей оказались не нужны. Финансирования нет, есть только слова, что всем это нужно».

      У основного производителя боеприпасов для малокалиберной артиллерии сухопутных войск, ВМФ и ВКС — POZIS (входит в концерн «Техмаш» госкорпорации «Ростех») — предположительно, одно из лучших соотношений гражданки и военки не только в РТ, но и в целом по России: почти 50 на 50. В вышеупомянутом интервью Борисова о заводе говорится как об одном из немногих успешных примеров диверсификации.

      Что нового сделал за это время POZIS? Начал испытания холодильника для умного дома, который может самостоятельно отслеживать наличие продуктов, их сроки годности и даже делать заказы в интернет-магазинах. Запустил в продажу холодильник для шуб. Впервые поставил профессиональные холодильники для торговли и индустрии гостеприимства в Евросоюз. Отметим, что маркетологи POZIS хорошо используют конъюнктуру. Так, например, в 2017 году, в преддверии чемпионата мира по футболу, завод выпустил холодильник с художественной росписью в поддержку… сборной Перу. Репортаж об этом показали во многих странах Латинской Америки… В целом в запуск новых программ завод инвестировал 2 млрд рублей. Примечательно, что гендиректор Радик Хасанов хочет диверсифицировать уже и саму гражданку. Так, POZIS самостоятельно разрабатывает технологии и производственные линии и выходит с этим продуктом на рынок. Также известно, что в дополнение к холодильникам предприятие намерено выпускать другую крупнобытовую технику (к ней относятся, например, стиральные и посудомоечные машины, газовые плиты), но конкретика держится в секрете.

      Главный по электронике в Татарстане — НПО «Радиоэлектроника им. Шимко», возглавляющее конгломерат по производству средств госопознавания («свой-чужой»). Это «Радиоприбор», Казанский электротехнический завод (КЭТЗ) и альметьевский «Радиоприбор».

      Если у этих предприятий и есть гражданская перспектива, то пока она не просматривается (ширпотреб типа городского освещения, который успешно делают альметьевцы, вещь нужная, но точно не относится к высокотехнологичному сектору). «У „Шимко“ сотоварищи огромный объем работ, — говорит источник. — Совершенствование системы „свой-чужой“ бесконечно. В этой области мы многие годы отставали по железу, и сегодня министерство обороны вкладывает в это колоссальные средства, в результате и оба „Радиоприбора“ только наращивают обороты. Заказы большие. Эти ребята никогда не будут заниматься другим».

      К тому же надо признать: бытовая электроника — рынок для нас потерянный. Это подтверждает опыт завода «Элекон», который пару лет назад захотел возродить на новом уровне производство музыкальной аппаратуры — проигрывателей, усилителей, акустических колонок. Увы, по данным «БИЗНЕС Online», от этой красивой идеи вынуждены были отказаться. «Как выяснилось, ничего своего не осталось, даже заводов, которые транзисторы нормальные делают, нет, — говорит источник. — Хотели возродить на современном уровне легендарный проигрыватель винила Б101, даже разработчиков нашли, но посчитали — он золотым бы вышел. Был вариант — импортные изделия тупо перешильдовывать, но это же не дело. Чтобы вы понимали: в российской промышленности вообще ничего не осталось. Вот от этого мы и должны отталкиваться, говоря о диверсификации».

      Ограниченные успехи возможны, скорее, только в специальных нишах. Такие сегменты удалось отыскать КЭТЗу, «в миру» выпускающему корабельную аппаратуру «свой-чужой» и вертолетные радиолокационные станции. В 2017 году КЭТЗ разработал инструмент для мехатронного комплекса, с которым проводят операции на брюшной полости. Этот комплекс должен заменить зарубежную аппаратуру «Да Винчи». «КЭТЗ влез в программу по замене „Да Винчи“, — говорит источник. — Это сложнейший агрегат: инструменты вводятся внутрь человека без вскрытия. Если у России это получится — будет огромный прорыв, потому что сегодня всё импортное, по медтехнике мы отстали непонятно на сколько голов, даже неясно, в каком веке живем. Усилия КЭТЗ — попытка хоть что-то не покупать там, а делать у себя».

      Серьезное продвижение наметилось у Казанского приборостроительного конструкторского бюро (КПКБ). К своей традиционной продукции — датчикам температуры и оборотов оно добавило многофункциональные цифровые индикаторы (система отображения информации в кабине воздушного судна), в том числе, для пассажирских самолетов. Поэтому сегодня КПКБ проходит сертификацию как разработчик и производитель изделий для гражданской авиации. Ранее на этом рынке КПКБ почти не присутствовало.

      Считается, что в обозримом будущем оптика останется преимущественно оборонной сферой. «ГИПО — целиком военный», — охарактеризовал наш источник Государственный институт прикладной оптики (входит в ростеховский оптический холдинг «Швабе»). Это разработка и выпуск тепловизионных приборов для противотанковых ракетных комплексов «Метис-М1», «Корнет-Э», «Конкурс-М», а также для комплексов ПВО «Панцирь С-1», «Бук-М2Э»; вертолетных обзорно-прицельных систем, лазеров деструктивного действия, средств оптико-электронной разведки, систем индикации и целеуказания самолетных и вертолетных шлемов.

      Тем не менее в 2018 году компания разработала и запатентовала новый способ изготовления дифракционных решеток, который на 5% повысит характеристики приборов, в которых они используются. Применение — медицина, криминология, археология, реставрация, лесоводство, геология, экология. Новую продукцию уже закупили заказчики Норвегии, Ирландии, Германии, Беларуси.

      «Швабе — технологическая лаборатория» тоже завязана на военке, в частности, она известна как разработчик комплексов наблюдения «Планшет» и «Ратник», а также участник создания оптронных перископов для подводных лодок. Но компания все больше ориентируется на гражданский рынок. В стратегии развития предприятия значится, что к 2020 году доля гражданской продукции в его выручке должна увеличиться до 50,4%. Стремясь к этому идеалу, там разработали новую для России, основанную на анализе оптических показателей преломления и цветности, технологию контроля качества бензина и горюче-смазочных материалов. Она позволяет проверить их за две секунды. Новый способ быстрее, проще и дешевле, чем нынешний. При этом использование устройства не требует от персонала специальных навыков и может применяться как непосредственно на производстве, так и при поступлении на АЗС.

      Также лаборатория запустила в производство линейку микроскопов с функциями фото- и видеосъемки. Такие приборы применяются в радиоэлектронике, судебно-медицинской экспертизе, ювелирном и часовом производствах. Кроме того, лаборатория разработала универсальный оптический измеритель переменного и постоянного тока.

      По-прежнему ни одного из перспективных гражданских проектов не связывают с Казанским авиазаводом им. Горбунова — филиалом «Туполева». К слову, можно отметить круглую дату, правда, весьма сомнительную: последний пассажирский самолет предприятие сдало в 2009 году — это был Ту-214 для «Трансаэро».

      По данным источника «БИЗНЕС Online», продолжает работать над гражданским вариантом беспилотной системы «Альтиус» ОКБ им. Симонова (напомним, военная часть программы ушла на Уральский завод гражданской авиации). «Гражданский рынок для больших беспилотников есть — это транспортные задачи, наблюдение, ретрансляция сигналов в системах связи и так далее, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Вместе с тем пока это все гипотетические вещи — опыта использования БЛА подобной размерности в общем воздушном пространстве в России нет. К тому же многие вопросы, касающиеся легитимизации применения БЛА, остаются не решенными».

      Футуристическим гражданским проектом, хотя и не столь глобальным, отметился и «Эникс», работающий на минобороны, МВД и ФСБ. Вместе с Университетом Иннополис он испытал малый грузовой беспилотник. Дрон доставил посылку от Иннополиса до логистического центра Почты России в Лаишевском районе (38 км). Аппарат двигался на высоте 500 м со скоростью 65 км/ч. У места назначения он сбросил груз с высоты 50 м и отправился обратно. Этот дрон способен летать с максимальной скоростью 130 км/ч на расстояние до 150 км, при этом набирая высоту до 4 километров. Авторы проекта отметили, что помимо почтовых грузов беспилотник может доставлять медикаменты, провизию, корреспонденцию в места, где нет дорог… Отметим, что в этом проекте чувствуется отчетливое боевое послевкусие. Напомним, что незадолго до этого «Эникс» показал в действии новый комплекс с БЛА Т-16. Он способен нести до 6 кг полезной нагрузки, в том числе в размещаемых на пилонах под крылом внешних контейнерах.

      А хитом диверсификации в авиастроительном сегменте РТ мы назовем невоенную (хотя у нее есть и специальная продукция, связанная с парашютостроением) фирму «МВЕН». И вот почему.

      На первый взгляд не видно гражданки среди изделий челнинского «Ремдизеля», которое по наследству от КАМАЗа ведет такие военные темы, как семейство автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К», десантируемый автомобиль для ВДВ, семейство многоцелевых «Торнадо-К»; семейство высокомобильных модульных платформ. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что гражданка у «Ремдизеля» тоже бронированная.

      Компания ведет работы по развитию известных гусеничных бронетранспортеров МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. В советское время МТ-ЛБ применялся как бронетранспортёр в мотострелковых подразделениях, санитарно-эвакуационная машина, тягач противотанковых пушек, самоходный миномет и зенитная самоходная установка. Сегодня «Ремдизель» устанавливает на него новые двигатели, увеличиваются запас хода, грузоподъемность. Так вот, создан и гражданский вариант МТ-ЛБу (шифр проекта — «Охотник»), который оснащен комфортабельным жилым модулем. Также разработан и сделан (совместно с НПФ «Сопот») пожарный вариант МТ-ЛБ — с насосным оборудованием, водопенными лафетными стволами, работающими по принципиально новой технологии тушения.

      * * *

      Если обобщить, то налицо активизация конверсионной деятельности татарстанских оборонщиков. Да, с привкусом «все, что захотите за ваши деньги», но до сего дня ведь вообще ничего подобного не было.

      В 2019-21 гг. Правительство РФ ввело особые правила ведения раздельного учета организациями, выполняющими государственный оборонный заказ. Новые требования к плановой калькуляции, изменения в структуре калькуляции, рекомендации к изменениям в учетной политике на 2020-21 год. Кроме того, в конце года был издан Приказ Минобороны от 8.10.2018 № 554 о порядке и сроках представления специальных отчетов об исполнении госконтракта организациями, выполняющими гособоронзаказ. Каков порядок составления и предоставления Отчета об исполнении гос. контракта? Какие сложности могут возникнуть при подаче Отчета? Комментарии экспертов и представителей органов власти, обсуждение нововведений и практики их применения для Исполнителей ГОЗ – этим и другим острым вопросам посвящен данный семинар.

    Стоимость участия специалиста составляет: руб. (?�ублей 00 копеек), НДС не облагается.

    Специалисты, прибывшие на Семинар, должны иметь при себе оригинал и копию платежного поручения, которые являются пропуском на тренинг. Для оформления финансовых документов необходимо иметь полные банковские реквизиты Вашей организации.

    18.01.2011 08:23 xolod

    Оборонзаказ благополучно сплавляют за границу-Францию,Италию и Германию.Так деньги пилить удобнее.А Российскую оборонку ждет судьба российского же образования(см.ниже),лопатки саперные штамповать будут,не более того.

    18.01.2011 08:54 хе-хе

    Уточните, что именно у нас «сосредоточено»? Неужели, кроме «Ротора» что-то оборонное осталось?

    18.01.2011 09:10 — гость —

    хе-хе
    18 января 2011 г.
    08:54
    Да вы чо!
    Эка вам мозги промыли-то.

    18.01.2011 09:11 — гость —

    хе-хе
    18 января 2011 г.
    08:54
    Трансмаш, Патронный завод, БМК отчасти, Бийский олеумный ну и так, по мелочи

    18.01.2011 09:13 хе-хе

    Ну, если только по мелочам…. Какая оборона, такая и оборонка, мелочёвская….

    18.01.2011 11:27 гость

    Радиозавод,Геофизика, СКБ Восток, Ротор, ГРО, Трансмаш, Патронный завод и на всех остальных есть военпреды.(Шинный, Меланжевый, АТИ, РТИ).

    18.01.2011 11:43 — гость —

    xolod
    зарегистрированный
    18 января 2011 г.
    08:23
    Глупости не пишите. Времена в мире военные идут. Никто оборонкой разбрасываться не собирается…

    18.01.2011 11:51 — гость —

    Расскажите-ка мне по-подробней по Геофизику, а то я не знаю, что такого завода больше нет. Ютятся в съемных помещения радиозавода, а его корпуса и оборудование (включая все, что было создано для военки), сегодня сдаётся в аренду под офисы СЭСом…

    18.01.2011 13:46 Гость-гостю 11.51

    Да, в съемных помещениях. Но развиваемся. Оборудование то, осталось. А корпуса фиг с ними. В случае войны развернемся в Эльдорадо и Геомаркете.

    На последней «прямой линии» Владимир Путин отметил, что страна сейчас проходит «серую линию». Можно отметить 50 серых бюрократических оттенков в системе финансового контроля ГОЗ. Интересно, что Эл Джеймс в известной книге приводит диалог, в котором успешный бизнесмен, владелец телекоммуникационной империи говорит: «Бизнес – это люди. Все дело в том, чтобы набрать в свою команду правильных людей и направить их энергию в нужное русло. Я даю работу сорока тысячам человек и поэтому чувствую ответственность».


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *