Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:
- получение воспитательного эффекта;
- профилактику повторных случаев правонарушений;
- обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
- защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.
ВНИМАНИЕ! Уведомляем о проведении технических работ 6, 7 и 8 марта. В указанный период времени портал и отдельные инструменты могут быть не доступны.
Офис
Необходимо отметить, что на практике встречаются случаи привлечения должностных лиц казенных учреждений к административной ответственности по ст. 15.15.7 за непредставление в орган Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, в течение установленного срока.
В первую очередь следует отметить, что до недавнего времени в нормативной базе отсутствовала важная кодификация по финансовым обязательствам. Бюджетное право в связи с этим не имело необходимых инструментов для осуществления должного контроля над исполнением правил. Ситуация существенно изменилась с принятием дополнительных нормативных актов.
Меры финансового и юридического воздействия к нарушителям условий получения и использования бюджетных субсидий применяются. Однако в настоящее время финансовое принуждение носит в большей степени восстановительный, нежели карательный характер, а реализация санкций, предусмотренных ст. 15.15.5 КоАП РФ зачастую оказывается чрезмерно обременительной для учреждения.
Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нарушение порядка и условий предоставления бюджетных инвестиций и субсидий.
Вместе с тем ч. 2 ст. 306.1 БК РФ предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, положения иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность по законодательству РФ.
Однако лишь одной из статей УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за бюджетное нарушение, это ст. 285.1 (нецелевое расходование бюджетных средств).
В КоАП РФ понятие «нецелевое использование бюджетных средств» трактуется значительно шире, нежели в БК: статья 15.14 КоАП РФ признает нецелевым направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, которые не соответствуют целям документа, являющегося правовым основанием их предоставления.
Несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Невыполнение государственного (муниципального) задания.
При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства.
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория.
Поэтому с позиций бюджетного законодательства только действия участников бюджетного процесса могут быть квалифицированы как бюджетное правонарушение и только к ним могут применяться бюджетные меры принуждения, которые предусмотрены в статье 306.4 БК РФ.
Документ актуализирован с учетом практики реализации национальных проектов. Основные новации направлены на повышение эффективности этой деятельности.
установленных бюджетным законодательством РФ.
Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Новшеством является деление нарушений бюджетного (бухгалтерского) учета в зависимости от степени искажения показателей отчетности.
Попробуйте обновить страницу.’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_CONNECTION_FAILED’:’При попытке открыть файл возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте позже.’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_OPEN_NEW_TAB’:’Открыть в новом окне’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_PRINT’:’Распечатать’,’JS_CORE_VIEWER_TRANSFORMATION_IN_PROCESS’:’Документ сохранён.
Таким образом, в КоАП РФ обеспечена адекватность наказания по совершенному нарушению. При незначительном нарушении контролеры могут ограничиться предупреждением или минимальным штрафом. Однако чем серьезнее нарушение, тем выше штрафные санкции.
Ст. 15.15 КоАП предусматривает наказание для нарушителей, которые срывают сроки погашения бюджетного кредита:
- должностные лица подвергаются административному штрафу в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
- юридическим лицам придется заплатить 2-12%, рассчитываемых от суммы кредитных средств, которые не были погашены в установленный срок.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного бюджетные нарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ.
Три «не» при квалификации нарушений
Минфин России разработал проект закона, который вносит изменения в КоАП касательно сроков давности и размера штрафных санкций за нарушения бюджетного законодательства. Если поправки будут приняты, то применять их начнут с 1 января 2020 года.
Также будут введены новые виды штрафов. Так, за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка и условий предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов в рамках региональных проектов предусматривается штраф в размере от 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей или дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.
Кроме того, при осуществлении полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета Правительством РФ устанавливаются сроки завершения расчетов по неисполненным обязательствам отчетного года по государственным контрактам и сроки отзыва неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенные получателям на оплату указанных контрактов.
Тем самым, в специально предусмотренных ситуациях к бюджетным и автономным учреждениям могут применяться меры бюджетного принуждения, а должностные лица таких организаций могут нести юридическую ответственность за нарушение правил бюджетного законодательства. Одним из видов такой ответственности является административная, установленная КоАП РФ.
К неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/24851).
Неэффективное использование бюджетных средств
Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.
Нормативная стоимость (единичные расценки) работ по благоустройству дворовых территорий, входящих в состав минимального перечня таких работ.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств.
По новым правилам заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем 25 процентов совокупного годового объема закупок (ранее – 15 процентов).
За нарушение бюджетного законодательства установлены следующие виды ответственности:
- административная (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ);
- уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ);
- в виде бюджетных мер принуждения (п. 1 ст. 306.2 БК РФ).
Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.
Ужесточение ответственности за бюджетные нарушения
К ответственности по этой статье теперь могут привлекаться не только казенные учреждения, но и ГРБС (за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований).
Исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неправомерное использование бюджетных средств;
- неэффективное использование бюджетных средств;
- принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);
- нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);
- невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
- нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);
- нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).
Заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ имени М.В. Напомним, что исходя из ст. 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
Отдел рекламы
Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:
- ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
- утверждения бюджета с нарушением регламента;
- халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.
К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:
- Взыскание средств без права оспаривания.
- Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
- Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
- Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.
Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют бюджетную отчетность (обеспечивают ее формирование) и представляют соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств.
Одновременно Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 178-ФЗ (далее – Закон № 178-ФЗ) внесено изменение в п. 6 ст. 69.2 Бюджетного кодекса, которым установлены критерии невыполнения государственного (муниципального) задания.
На основании ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Предлагается также установить административную ответственность для должностных лиц организаций государственного сектора за нарушение порядка составления и представления сводной бюджетной отчетности.