Установление границ земельного участка по фактическому пользованию 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление границ земельного участка по фактическому пользованию 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Правоподтверждающий документы на земельный участок;

    Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности. В общем, любой документ, доказывающий право собственности или пользования.

    Установление границ по фактическому землепользованию

    В настоящее время указанный процесс не рассматривается в качестве обязательного. Важно учесть, что возникать могут ситуации, когда без проведения межевого процесса не получится. В этом случае не важно, есть ли у собственника желание нести расходы, связанные с межеванием. Это происходит, если нет документации, подтверждающей правомочия собственности, при этом права зарегистрированы только на постройку, расположенную на участке. Для получения возможности провести приватизацию, потребуется уточнить линии надела. У администрации каждого муниципалитета имеется право на передачу земли в собственность на возмездных или безвозмездных основаниях. На это влияет то, какие документы оформлены на землю.

    Вне зависимости от того, что уточнение рассматривается не как обязательная стадия, часто граждане отказываются приобретать землю, если границы у нее не установлены. По этой причине межевание дает больше шансов для продажи участка. Если нет линий, проведенных в соответствии с действующими правовыми актами, то не получится оформить разрешение для проведения строительных работ. Кроме того, это позволяет гражданину избежать возникновения спорных ситуаций, прохождения судебных процессов, утраты площадей. Стоит учесть то, что границы наделов, расположенных в смежном порядке, иногда устанавливаются с допущением ошибок. Тогда происходит наложение одного надела на другой. Такое наложение бывает полным или частичным.

    ВАЖНО !!! При учете границ в Росреестре не допускается пересечение линий участков. Несмотря на то, что сложности возникли у смежных земель, именно тот собственник, кто инициировал процесс уточнения границ, не сможет довести его до конца. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо исправить ошибку относительно места, в котором расположена земля.

    Если граждане, владеющие наделами, не проявят желания относительно проведения повторной процедуры межевания, то потребуется обратиться в судебную систему. Если вторая сторона не признает заявленные требования, то судья назначит исследование. Стоимость данной процедуры будет стоимость порядком дороже, чем оформление межевой документации. Расходы будут возложены на сторону, в чьих границах допущена неточность.

    На проведение процесса межевания в среднем отводится не более месяца. Однако, это может занять больше времени, когда возникает спорная ситуация лицами, имеющими надел по соседству или предвидится разрешение вопросов в судебном порядке. Гражданин должен понимать, как выглядит порядок действий при реализации межевой процедуры. Изначально происходит обращение к кадастровому инженеру. Это нужно для заказа документации. Указанный специалист выезжает на местность и проводит необходимые мероприятия по замерам. Затем владельцу территории выдается акт для согласования. Потребуется собрать подписи соседей. Это указывает на то, что они не против проведения рассматриваемой процедуры.

    ВНИМАНИЕ !!! Стоит обратить внимание, что согласование осуществляется только с теми лицами, чьи наделы располагаются смежно. Если ими уточнены границы, то согласование с ними не потребуется.

    Когда указанный документ заполнен, уполномоченным лицо формируется и выдается этот акт в электронной форме. Кроме того, заказчик получит на руки бумажную версию документации. Владельцу необходимо обратиться в отделение регистрирующего органа или многофункциональный центр. Это необходимо для подачи заявления. В нем отражается просьба об изменении сведений, содержащихся в реестрах. Подготовкой заявления занимается сотрудник перечисленных организаций. У гражданина не возникает обязанности по уплате государственной пошлины. С собой потребуется взять акт, посредством которого удостоверяется личность гражданина.

    В отношении участка также предоставляется документации. Потребуется диск, на котором содержится межевой план. В установленные сроки происходит изготовление документации. В законе на это отводится от 10 до 12 дней. Спустя это время гражданин сможет забрать выписку, сделанную из реестра. На этом этапе процесс межевания можно считать оконченным. Владелец земли сможет проверить информацию с помощью обращения к публичной карте. Она размещается на официальном портале регистрирующего органа.

    Данный этап выступает важной частью работ кадастровой направленности. Это относится к процедуре уточнения линий отдельно взятого земельного надела. Стоит понимать, что могут возникнуть ситуации, когда не удастся связаться с собственником участка. К примеру, это происходит, когда человек проживает за пределами страны. Тогда предусматривается, что инициатору потребуется направить уведомления всем, кто заинтересован в проведении указанной процедуры. В нем отражается о собрании владельцев смежных территорий.

    ВНИМАНИЕ !!! Отправка осуществляется при помощи использования почтовых услуг. Гражданину потребуется использовать уведомления о вручении, чтобы подтвердить факт отправки.

    Если письмо осталось невостребованным, то гражданину вернется отправление с пометкой о том, что не удается вручить письмо. Это происходит, когда с момента отправки документа прошло более месяца. Вернувшееся извещение потребуется приложить к межевой документации. Тогда границы территорий будут рассматриваться как согласованные. Эти правила отражены в правовых актах. По-другому ситуация складывается, когда гражданин отказывается от подписи сформированного акта. С него нужно требовать возражения в письменном выражении. Они прикладываются к заявлению о межевании. Вопрос рассматривается в судебном порядке.

    • Семейное право
    • Наследственное право
    • Земельное право
    • Трудовое право
    • Автомобильное право
    • Уголовное право
    • Недвижимость
    • Финансы
    • Налоги
    • Льготы
    • Ипотека

    Эта процедура требуется в первую очередь тогда, когда в органы кадастрового учета земель приходит заявление об изменениях в местоположении участка. Иногда приходят заявления, цель которых уточнить границы земли собственника, подающего документы в эти органы. В редких случаях установление границ земельных участков нужно для урегулирования кадастровых споров.

    Ситуация в которой границы природных объектов или объектов искусственного происхождения, были определены не точно или сведения о них отсутствуют в службе кадастрового учета, так же требуют согласования.

    Для установления границ требуется провести процедуру межевания, она является частью кадастровой деятельности. Проводить ее могут только специально обученные кадастровые инженеры.

    Не надо самостоятельно пытаться набраться опыта, изучать инструкции, все равно придется обращаться к специалистам. Они не только проводят межевание, но и составляют чертежи и межевые планы.

    После проведения всех работ, инженером подготавливается отчет (межевой план), который потом можно подать в Росреестр.

    На сегодняшний день множество земельных участков на территории нашей страны, не имеют точно установленных границ. Размеры могут быть описаны схематично или словесно, не иметь точных координат. Связано это с тем, что ранее законодательством не вменялось в обязанности собственника, устанавливать края территорий.

    Подобная ситуация может возникнуть если:

    • сведения о координатах и границах отсутствуют в гос. кадастре;
    • сведения о границах определены с низкой точностью (для земель определенного целевого назначения);
    • сведения о координатах какой-то характерной точки границы, не дают точно определить ее местоположение.

    Что же делать в этой ситуации?

    Согласно письму Минэкономразвития от 22.12.2021 № 39682-ВА/Д23и, можно сделать вывод, что при подаче заявления на кадастровый учет или совершения сделок с участками, границы которых не установлены, собственнику в принудительном порядке придется провести процедуру межевания и установить границы. Иначе при сделках купли-продажи, за покупателем не закрепится право собственности.

    Опираясь на п. 9 ст. 38 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, можно сделать следующий вывод.

    Для того, чтобы определить границы земельного участка, необходимо иметь документы подтверждающие на него право собственности.

    Если такой документ отсутствует, то нужна информация из документов, составленных при образовании этого участка и изначальном определении его границ.

    Если и таких сведений не существует, то границы определяются по фактическому пользованию. Они должны существовать на этом месте от 15 лет. Это могут быть заборы и другие искусственные ограждения, естественные объекты (деревья, ручьи, водоемы).

    Что такое межевание земельного участка по новому закону 2021 года?

    ________ (_________).В соответствии с п.

    3 ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:1.

    собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);2. пожизненного наследуемого владения;3.

    постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);4.

    аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).Границы принадлежащего мне на праве собственности земельного участка, находящегося в пределах земель, выделенных СНТ МГУ им.

    ___________ «_________-» согласованы, с осуществлением определения поворотных точек земельного участка, координаты которых указаны и определены в соответствующих чертежах границ, а также исполнительном чертеже земельного участка, утвержденных СНТ МГУ им. __________ «_________».С целью изменения и согласования границ я обратилась к ответчику с заявлением о согласования внешних границ.

    Имеется лишь единственное значимое основание для оспаривания имеющегося вопроса в суде — самостоятельно неразрешимое разногласие между сторонами. Важно! Разногласия собственников могут иметь различный характер, но их сутью всегда выступает спор об определении границы одного земельного участка, выступающей при этом границей другого. Споры сводятся к таким ситуациям, как:

    1. Самовольное пользование частью чужой площади одним из собственников и т. д.
    2. Определение нового положения края участка при постановке на учет одного из объектов ранее. В этом случае одним из участников по делу оспаривается ошибка в кадастре (при несогласии второго), так как при межевании выявлены наложения, а сведения по одному из участков уже внесены в ЕГРН.
    3. Изначальное определение границ до постановки объектов на учет в кадастре. Соседствующие лица не могут прийти к согласию о местоположении границы между их участками.

    Споры собственника могут осуществляться как с соседом, так и с администрацией.

    В последнем случае собственник может выступать против документальных административных решений по определению границ либо бороться за свои права при соседстве с объектом администрации. Успешное разрешения возникшей проблемы возможно при наличии полноценного процесса подготовки к рассмотрению дела в суде.

    Оценка земельного участка Следует обратиться к кадастровому специалисту, который составит акт согласования и впоследствии межевой план.

    Его выбор осуществляется исходя из личных предпочтений. Необходимо выбрать компанию, имеющую официальную лицензию на геодезические и изыскательные работы.

    Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).Согласно ч.3 п.3 ст.

    39 Закона «О ГКН» согласование местоположения границ проводится в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.На основании п.1,2 ст.

    40 Закона «О ГКН» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

    Границами называются искусственно установленные пределы, обозначающие конфигурацию и величину (площадь) надела. Подобная процедура осуществляется путем проведения работ, которые выполняет государственный земельный кадастр (ОPrav _ 147). Определяющей характеристикой границ является наличие поворотных точек с расположенными на них знаками, которые называются межевыми.

    Фактической межой участка является та черта, которая определяется в результате проведения работ геодезического характера и осуществляется по отношению к конкретному участку.

    Фактическая черта выделенного надела имеет определенные типовые характеристики, применимые к нему независимо от расположения надела, его назначения и других отличительных особенностей – она имеет координаты точек (те места, в которых прямая линия, ограничивающая площадь, изменяет сое направление) и обозначается топографическими знаками.

    Иск об установлении границ земельного участка образец 2021

    Отдельно выделяется понятие границ смежных участков – к ним относятся линии, определяющие конкретный участок и являющиеся прилегающими к тем, которые соприкасаются или граничат с ним.

    Черты смежных участков имеют существенное отличие от фактических – в отличие от них они определяются не поворотными точками, имеющими координаты, а длительностью межи, которая совмещается с соседними.

    Также особенностью их является то, что их можно устанавливать только после определения фактической межи и предварительной операцией является проведение согласования для того, чтобы интересы собственников прилегающих участков не были затронуты.

    Выделение смежных границ осуществляется инженером и может проводиться как только для одного участка, так и сразу нескольких – чаще всего такие случаи бывают при распределении большого количества участков из одной площади.

    Стоит отметить, что в обязательном порядке при таких действиях приглашаются все лица, которые заинтересованы в установлении смежных пределов, какие должны поставить свою подпись под занесенными в документы данными.

    Расположение участка, определяемое на основании выделенных границ, устанавливается по наличию его межевых знаков. В связи с таким фактором месторасположением рубежей является прохождение линии, которая отдельно фиксируется установленными в результате топографических и геодезических работ координатами и своим наличием разделяет участки, которые либо принадлежат разным лицам, либо выделены на основании иных правовых действий.

    Разметка рубежей участка определяется проведением процедуры, которая носит название «вынос границ в натуру». Отдельным моментом его осуществления является необходимость наличия оформленного и утвержденного плана, который фиксируется на бумажном носителе и представляется в виде чертежа.

    Независимо от того, какие особенности ландшафта и специфика свойств почвы присуща конкретному участку, осуществление действий по разметке межей выполняется непосредственно на местности – таким образом тот чертеж, который определяет границы его существования переносится как бы в реальные условия.

    При установлении пределов территории широко используется такое понятие, как их изломанность. Под ним понимается определенное (уникальное) расположение точек, являющихся поворотными. На показатель изломанности границ существенное влияние может оказывать специфика грунта, расположенного на территории надела, а также условия ландшафта, с корректировкой на какие осуществлялось выделение границ.

    Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:

    • Правоустанавливающий документ на участок;

      Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности.

      ГФДЗ — это архив различных документов на земельные участки, которые изготавливаются при проведении землеустройства (ст. 24 Федерального закона о землеустройстве). Официальное название — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

      В фонде могут быть содержаться копии документов, которые подтверждают права на участок + различные планы/схемы его расположения. Этими документами могут быть: экземпляры свидетельств о правах на участки, выданные до 2000 года; материалы инвентаризации или перерегистрации участков; землеустроительные дела по межеванию участков до 1 марта 2008 года и т.д. Иногда бывает, что в этих документах даже есть координаты границ участка.

      К сожалению, в ГФДЗ не всегда имеются какие-либо документы. На моей практике такое бывает в 40% случаях. Но я все равно всегда советую запрашивать сведения, хуже не будет.

      Межевание — это кадастровые работы, в результате которых выдают межевой план — ст. 22 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости. В нашем случае это работы по установлению границ и местоположения участка. Этим занимаются кадастровые инженеры — ст. 29 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости.

      Межевание стоит от 10 — 15 тысяч рублей и оформляется примерно месяц.

      Всем владельцам или пользователям участка нужно обратиться к кадастровому инженеру и подать следующие документы (копии):

      1. Кадастровый инженер изучит поданные документы, согласует оплату своих работ (частями по факту или полностью до выполнения), составит договор подряда на выполнение кадастровых работ (ст. 36 Закона о кадастровой деятельности) и сообщит дату приезда на участок.

      2. Объединение нескольких участок в один — инструкция, документы, расходы.Как выкупить часть земельного участка у соседа — для этого нужно оформить перераспределение участков.

      3. Кадастровый инженер приедет на участок и установит фактические границы.

        Советую владельцам/пользователям участка тоже присутствовать при межевании. Кадастровый инженер с помощью профессиональной GPS-аппаратуры определит фактические координаты углов участка (поворотных точек). Обычно он делает это по забору. Ниже описано для чего это нужно. После этого уедет для проверки данных.

        Если на участке имеются какие-либо постройки (дом, гараж, баня и т.п.), то по желанию заказчика кадастровый инженер определит их местоположение, чтобы потом указать их в межевом плане. А так необязательно указывать постройки на участке при установлении границ (межевании).

      4. Кадастровый инженер сопоставит фактические границы с документами.

        Кадастровый инженер введет фактические координаты участка в специальную программу. И программа выдаст фактическую конфигурацию участка, его площадь и, главное, его местоположение относительно каких-либо ориентиров.

        Теперь самый важный момент. Фактическая конфигурация, площадь и местоположение участка должны совпадать с той конфигурацией, площадью и местоположением, которые указаны в документе с планом. Если все это полностью совпадает, то кадастровый инженер согласует дату, когда можно получить на руки межевой план. Но бывает и по-другому.

        На моей практике в 30% случаях фактические границы участка не совпадают с границами по документам. Особенно это касается дачных участков. Например, ниже владелец участка дал кад.инженеру схему распределения участков в СНТ. Его участок под номером 35. Кадастровый инженер измерил границы по забору и получилось так, что участок по факту был больше и одна сторона наслоилась на соседний участок.

        В процессе формирования межи и установления поворотных или характерных точек кадастровый инженер должен учитывать те требования, которым она должна соответствовать.

        Так, потребуется соблюдать следующие правила:

        • Межа надела не должна пересекаться с любыми территориальными границами муниципальных поселений или населенных пунктов;
        • Контур участка (границы надела) по возможности должен быть простым. То есть идеальная форма представляет собой четырехугольник. Разумеется, в связи с природными характеристиками, конфигурациями соседних участков и прочими факторами не всегда удается достичь минимальной изломанности;
        • Контур участка не должен пересекать смежные наделы. В такой ситуации произойдет наложение одного участка на другой (частично или даже полностью);
        • Определение межей должно осуществляться таким образом, чтобы участок имел выход к проезжей части и все коммуникации, проходящие в данной местности, были бы ему доступны.

        Во многих городах и поселках подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату. Т.е. напрямую Рег.палаты граждан уже не принимают, а только через посредника в виде МФЦ. Если в вашем населенном пункте можно подать документы напрямую в Рег. Палату, то лучше так и сделать.

        Подать документы может кадастровый инженер за отдельную плату. Обычно я так и советую. Если вы решите сэкономить, то читайте дальше.

        Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указал через МФЦ.

        1. Всем собственникам/пользователям участка нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы.

          Услуга по внесению изменений на кадастровый учет бесплатна. Но если площадь участка немного изменится (я писал выше про допустимую погрешность), то нужно заплатить госпошлину за внесение изменений в ЕГРН — 350 рублей (пп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):

          • Паспорта владельцев или доверенного лица с нотариальной доверенностью. При доверенности паспорт доверителя предоставлять не нужно;
          • Правоустанавливающий документ на участок + документ, подтверждающий местоположение участка при его образовании;
          • Межевой план на диске;
          • Акт согласования границ;
          • Квитанцию об оплате госпошлины (о ней писала выше).
        2. На основании полученных документов, сотрудник составит заявления о внесении изменений в кадастровый учет. Заявление нужно проверить и подписать.

          Дополнительно можно заказать выписку из ЕГРН, которую выдадут в конце услуги. В ней будет показан план участка и координаты его границ (поворотных точек). Стоит она 400 рублей. Образец выписки ниже.

        3. После подписания заявлений сотрудник заберет документы (кроме паспортов), выдаст расписку о получении этих документов и назначит дату, когда их можно забрать. Документы будут отправлены регистратору.

          Далее только остается ждать указания границ в кадастре. Срок — 7 рабочих дней (пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости).

          Как обозначить границы земельного участка

          В ходе составления акта согласования лица, владеющие правами на наделы, расположенные по соседству, могут высказать возникшие у них возражения и претензии. Обязательно, чтобы они были выражены в письменной форме. При этом, в акте должна отражаться причина такого поведения. Самый простой и менее затратный способ решения спора заключается в использовании мирного пути. Если человек против установленных линий надела, ему потребуется сформировать просьбу в Государственный кадастр и провести проверочные мероприятия. В данном случае применяется съемка геодезической направленности. Сотрудник указанного органа занимается проверкой, чтобы установить, верно проведены границы или нет.

          Когда указанный вариант не принес результатов, которых ждал гражданин, потребуется написать жалобу в прокуратуру. Затем допускается обращение в судебную инстанцию районного или мирового звена. Обращение происходит в местности, где расположены участки, в отношении которых произошел спор. Иск, относительно решения возникшего конфликта, должен подаваться с приложением к нему письменного отказа второго участника таких отношений о согласовании границ. Если данный отказ получить не удалось, то приложить нужно извещение о том, что второй участник надлежащим образом был оповещен. В данной ситуации важное значение имеет то, правильно ли отражены в документе исковые требования.

          ВАЖНО !!! По этой причине рекомендуют доверить процесс составления иска юристу, разбирающемуся в данном вопросе. В нем требуется отразить цель искового заявления. Она прописывается как установление границ геодезического типа.

          Когда причина возникновения судебного разбирательства заключается в наличии ошибок, полученных в результате проведенных мероприятий геодезической направленности, то просьба излагается о том, чтобы признать границы, что установлены ранее, незаконными. Кроме того, просьба должна содержать внесение изменений в кадастровые данные. Прописываются данные, взятые из выписок, сделанных из ЕГРН. Учитываются все наделы, которые вовлечены в спорные отношения.

          Важно указать, что у гражданина есть подтверждения соблюдения мирного порядка. Если проводилась экспертиза, то отражаются ее результаты. Необходима документация право устанавливающего значения. Прилагаются также кадастровые акты на каждый надел и акты, указывающие на проведение раздела земель. Приложить нужно подтверждения того, что границы участка были нарушены. Также к иску прикладываются уведомления, направленные участникам о том, что проводится процесс межевания. Для внесения изменений в кадастр необходимо вынесение решения судебным органом. Когда производится уточнение границ, расположение устанавливают согласно тому, что прописано в право устанавливающих актах.

          Когда вы оказываетесь в ситуации граничного спора с соседями, в первую очередь, постарайтесь договориться. Споры о прохождении границы в натуре можно решить разными способами:

          • Определение погрешности. Как мы уже говорили, закон устанавливает допустимую погрешность при установлении границ. Величина этой погрешности различается в зависимости от категории земли. Обычно, если спор идет из-за нескольких десятков сантиметров, оказывается, что они находятся в пределах погрешности.
          • Вынос в натуру. Это кадастровая процедура, поэтому будьте готовы нести дополнительные затраты. Кадастровый инженер на основе данных из ГКН устанавливает на местности поворотные точки.

          Самым сложным и дорогостоящим вариантом урегулирования спора является землеустроительная экспертиза. Кадастровый инженер анализирует ситуацию и выявляет причину развития спорной ситуации. После этого он составляет свое заключение с рекомендациями по устранению выявленных проблем.

          В иных случаях самостоятельное проведение такой манипуляции с землей может привести к длительным земельными спорами с соседями и судебным издержкам.

          Для самостоятельного проведения такой процедуры вам нужно заблаговременно уведомить всех заинтересованных лиц и установить условные границы между вашими участками.

          Границы закрепляют при помощи межевых знаках, но чаще всего на практике вместо межевых знаков используются и колышки или заборы. Если каждую из сторон эти границы устраивают – вам нужно обратиться в землеустроительную фирму и заказать проведение межевания у кадастрового инженера. На месте инженер проведет необходимое закрепление и впишет данные в документы.

          В процессе формирования межи и установления поворотных или характерных точек кадастровый инженер должен учитывать те требования, которым она должна соответствовать.

          Так, потребуется соблюдать следующие правила:

          • Межа надела не должна пересекаться с любыми территориальными границами муниципальных поселений или населенных пунктов;
          • Контур участка (границы надела) по возможности должен быть простым. То есть идеальная форма представляет собой четырехугольник. Разумеется, в связи с природными характеристиками, конфигурациями соседних участков и прочими факторами не всегда удается достичь минимальной изломанности;
          • Контур участка не должен пересекать смежные наделы. В такой ситуации произойдет наложение одного участка на другой (частично или даже полностью);
          • Определение межей должно осуществляться таким образом, чтобы участок имел выход к проезжей части и все коммуникации, проходящие в данной местности, были бы ему доступны.

          Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

          Отсутствие установленных межей у земельного участка накладывает массу ограничений на действия с ним. При необходимости ее определения собственник или другое заинтересованное лицо должно выполнять ряд действий в установленном порядке ЗК РФ и ФЗ, регулирующем кадастровую деятельность.

          Фактически приглашение инженера становится начальным этапом процесса межевания, когда собственник участка заключает договор на определение межей надела.

          Выбирая геодезическую организацию, необходимо обращать особое внимание на то, чтобы у инженера, выполняющего работу, было разрешение (лицензия) на подобный вид деятельности, в противном случае составленный план не будет иметь юридической силы.

          Обязательным этапом формирования границ является момент согласования проходящей межи с заинтересованными лицами – соседями надела, чьи участки непосредственно соприкасаются с интересующим по линии раздела.

          Предварительно все владельцы смежных наделов уведомляются посредством личного вручения уведомления, отправкой документа электронной почтой или почтой России или публикацией объявления в местной газете.

          Все желающие появляются в назначенное время на месте расположения земельного участка и знакомятся с информацией относительно прохождения межи. При отсутствии возражений соседи ставят подпись в знак согласия и межа считается возможной к отображению и вынесению на местность.

          При определении межей надела не менее важной процедурой становится выезд инженера на местность для определения установления поворотных точек и прохождения границ. Такая процедура необходима для того, чтобы учесть все особенности рельефа местности, а также фактического расположения соседних участков.

          После того, как границы установлены, и межевой план официально оформлен, собственник надела имеет возможность обратиться в кадастровую палату. Такое обращение осуществляется с целью внесения данных о наделе в единый общегосударственный реестр.

          Параллельно с таким действием владелец имеет возможность получить кадастровый паспорт, на основании какого возможно получение права собственности.

          Под пересечением границ участков понимается их

          Такие случаи могут иметь место при возникновении ошибок по составлению межевого плана как одного из соседних участков, так и обоих одновременно.

          Кроме того, подобные случаи возникают при самозахвате территории, самовольном передвижении и смещении границ участка под воздействием сторонних факторов.

          При обнаружении таких ошибок собственник участка должен выполнить следующие действия:

          • Обратиться в Росреестр с заявлением по уточнению границ (если такая ситуация имеет место уже после внесения сведений по обоим участкам в Росреестр);
          • Согласовать прохождение границ участка, если такая ситуация возникла в процессе формирования межевого плана. В таком случае подобное действие может выполнить кадастровый инженер;
          • При невозможности решить проблему пересечения межей мирным путем обратиться с исковым заявлением в суд для установления действительных межей и устранения всех неточностей или последствий незаконных действий собственников участков.
          • Определение погрешности. Как мы уже говорили, закон устанавливает допустимую погрешность при установлении границ. Величина этой погрешности различается в зависимости от категории земли. Обычно, если спор идет из-за нескольких десятков сантиметров, оказывается, что они находятся в пределах погрешности.
          • Вынос в натуру. Это кадастровая процедура, поэтому будьте готовы нести дополнительные затраты. Кадастровый инженер на основе данных из ГКН устанавливает на местности поворотные точки.

          Самым сложным и дорогостоящим вариантом урегулирования спора является землеустроительная экспертиза. Кадастровый инженер анализирует ситуацию и выявляет причину развития спорной ситуации. После этого он составляет свое заключение с рекомендациями по устранению выявленных проблем.

          Когда соседи не готовы к мирному диалогу относительно спорных границ, единственный вариант – обращение в суд. Такой подход потребует времени, дополнительных затрат, но решение суда окончательно поставит точку в споре. Нужно быть готовым к тому, что вам все равно придется проводить землеустроительную экспертизу, так как в делах по земельным спорам она назначается практически всегда.

          Вынос границ ЗУ – это выделение территории межевыми знаками. В результате такой процедуры появляется наглядность, поскольку:

          • установлены точные границы;
          • зафиксирована достоверная площадь;
          • актуализировано местоположение в общем массиве;
          • видна форма.

          Необходимо выносить границы в следующих случаях:

          • нет забора;
          • при покупке или продаже ЗУ;
          • если есть сомнения в правильности установки ограды;
          • смена статуса участка.

          Подробней о том для чего нужен вынос границ в натуру на местности и как он проводится.

          Возможно разрешение ситуации посредством составления акта согласования.

          При невозможности развития такого сценария, придется решать проблему в судебном порядке. В ходе рассмотрения дела будут браться во внимание следующее:

          • документы, подтверждающие права на участок с его планом;
          • местонахождение забора между участками;
          • наличие акта согласования границ;
          • результаты геодезических замеров.

          Если же граница была нарушена умышленно, а не в случае возникновения ошибки, к вышеперечи��ленным моментам добавляются показания очевидцев о перемещении забора.

          Внимание! Обращаясь в суд по вопросу нарушения границы, нужно быть готовым к тому, что может обнаружиться неправильное возведение забора на собственном участке.

          «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003; ред. от 18.04.2003) наряду с Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек …» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41712).

          Согласно данному документу, при проверке фактической границы на соответствие кадастровым данным, положение фактической границы земельного участка (межевого знака, участка ограждения и пр.), должно соответствовать двум условиям:

          1. Длина фактической границы между несмежными (любыми, кроме смежных) межевыми знаками (поворотными точками), не должна отличаться от длины линии, вычисленной по значениям координат ЕГРН этих же межевых знаков, более чем на 0.4 м (для земель, перечисленных в п/п №2; см. Таблицу 1 Рекомендаций);
          2. Расстояние между поворотными точками (межевыми знаками, участками ограждений и пр.) фактической границы земельного участка и положением этих же межевых знаков (ограждений и пр.) вычисленных по сведениям ЕГРН не должно превышать 0.6 м (для земель, перечисленных в п/п №2; см. Таблицу 1 Рекомендаций).

          Если одно или оба условия не выполняются, эксперт констатирует несоответствие фактических границ земельного участка и сведений о его границах содержащихся в ЕГРН.

          Поскольку в последние годы закон о землепользовании сильно изменился, собственникам пришлось в обязательном порядке вставать на кадастровый учет.

          Неправильное оформление границ приводит к спорам. Их можно решить либо полюбовно, либо обратится в суд. Для определения и уточнения границ ЗУ, необходимо согласие всех заинтересованных лиц. Если никак не удается найти компромисс, то:

          • Собственник вправе нанять специальную компанию, которая перепроверит результаты установления границ, проведет сверку поворотных точек, проверит документы находящиеся в Росреестре.
          • Собственники могут вместе нанять геодезическую компанию, она проведет специальную съемку, определит границы межевания и установит межевые знаки.

          Многие собственники наделов часто задаются вопросом о том, каким образом можно получить информацию относительно границ земельного участка.

          Подобные сведения могут стать доступны после выполнения следующих действий:

          • Получения информации на сайте Росреестра. Для этого необходимо зайти на портал и ввести кадастровый номер участка. В открывшемся окне будет содержаться вся необходимая информация по нему, а также данные по межам участка;
          • Обращение в отделение Росреестра. Для этого потребуется направить официальный запрос и дождаться результата. В связи с тем, что такой способ достаточно длительный по времени предоставления информации, он используется уже не так часто;
          • Получение информации из кадастровой документации по участку. Если такие бумаги имеется у вас на руках, достаточно открыть межевой план или кадастровый паспорт и получить все данные относительно проходящих границ.

          Границы земельного участка не установлены: обязательно ли проводить межевание?

          В ________________________ районный суд

          Ответчик: _________(Ф.И.О.)____________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Представитель Ответчика: ___(Ф.И.О.)___

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Истец: ___________(Ф.И.О.)_____________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Дело N ________________________________

          Возражение на исковое заявление

          об установлении границ земельного участка

          (если ответчик отказался подписать акт согласования границ)

          «__» _______ ___ г. в _________ районный суд Истцом было подано исковое заявление об установлении границ земельного участка с кадастровым номером _____________ в соответствии с данными межевого плана от «___» ________ _____ г. N _____ в связи с отказом Ответчика от согласования границ, установленных данным межевым планом.

          Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

          — Границы земельного участка Ответчика, кадастровый номер _______________, смежного с земельным участком Истца, кадастровый номер _________________, установлены на местности в соответствии действующим законодательством, что подтверждается межевым планом от «__» _________ ______ г. N ____, кадастровым планом от «__» _________ ______ г. N ____. Данные границы соответствуют правоустанавливающим документам (свидетельство о праве на наследство/договор купли-продажи/договор аренды и т.п.). Право собственности Ответчика зарегистрировано в ГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от «____» _______ ________ г. N ____, выпиской из ЕГРП от «____» _______ ________ г. N ____/договор аренды, на основании которого Ответчик пользуется земельным участком, зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается выпиской из ЕГРП от «____» _______ ________ г. N ____.

          — Граница между участками Ответчика, кадастровый номер __________________, и Истца, кадастровый номер ___________________, сложилась в процессе фактического землепользования в течение ____________ лет, что подтверждается генпланом СНТ/генпланом поселения/показаниями свидетелей/не опровергается Истцом. Площадь земельных участков в данных границах соответствует правоустанавливающим документам, что подтверждается договором купли-продажи от «____» _______ ________ г. N ____/иным правоустанавливающим документом, свидетельством о государственной регистрации права от «____» _______ ________ г. N ____, выпиской из ЕГРП от «____» _______ ________ г. N ____/договором аренды от «____» _______ ________ г. N ____.

          — В материалах межевания, представленных Истцом для согласования с Ответчиком «____» _______________ _______ г., граница между участками Истца и Ответчика не соответствует правоустанавливающим документам/фактически сложившимся границам/данным земельного кадастра.

          — В материалах межевания, представленных Истцом для согласования с Ответчиком «____» _______________ _______ г., допущена техническая ошибка, вследствие чего граница по данным материалам межевания не соответствует правоустанавливающим документам, что подтверждается договором купли-продажи от «____» _______ ________ г. N ____/иным правоустанавливающим документом, свидетельством о государственной регистрации права от «____» _______ ________ г. N ____, выпиской из ЕГРП от «____» _______ ________ г. N ____/договором аренды от «____» _______ ________ г. N ____.

          Фактически границы земельных участков Истца и Ответчика/границы земельных участков Истца и Ответчика согласно правоустанавливающим документам не пересекаются.

          Таким образом, Ответчик законно отказался от согласования границ земельного участка Истца в соответствии с актом от «____» ___________ _____ г. N ___, поскольку такое право предусмотрено п. 3/п. 4 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

          Удовлетворение требований Истца приведет к нарушению права собственности/права аренды Ответчика на земельный участок с кадастровым номером _________________________, так как фактически часть земельного участка, принадлежащего Ответчику, будет передана в собственность Истца без правовых оснований, предусмотренных ст. 26 Земельного кодекса РФ.

          На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3/п. 4 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 26 Земельного кодекса РФ, пп. 2 ч. 2 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

          ПРОШУ:

          В ________________________ районный суд

          Истец: ___________(Ф.И.О.)_____________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Представитель Истца: ____(Ф.И.О.)______

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Ответчик: __________(Ф.И.О.)___________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Госпошлина: ____________________ рублей

          Исковое заявление

          об установлении границ земельного участка

          и обязании снести/перенести ограждение (здание/сооружение)

          (если ответчик возвел на земельном участке истца

          ограждение (здание, сооружение))

          Истцу на праве собственности/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более 5 (пяти) лет принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Истца на Земельный участок подтверждаются свидетельством о праве собственности/свидетельством о государственной регистрации права/выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной «___» ________ _____ г./правоустанавливающими документами.

          Ответчик является владельцем/собственником смежного земельного участка площадью ____________ кв. м, по адресу _______________________________, с кадастровым номером ___________________________. Граница между земельными участками Истца и Ответчика закреплена в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается выпиской из ГКН от ________________ г./местоположение границы между участками Истца и Ответчика определилось в ходе фактического землепользования с момента приобретения участков в _____ г., то есть в течение более 15 лет, по существующему ограждению (постройкам), что соответствует требованиям ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»/земельный участок Ответчика на государственном кадастровом учете не стоит, его границы надлежащим образом не установлены. Разница между площадью Земельного участка Истца по правоустанавливающим документам и по фактическому землепользованию не превышает минимального размера участка, установленного органом местного самоуправления — Администрацией ___________________ сельского поселения.

          Ответчик возвел здание (сооружение) в том числе на территории Земельного участка, принадлежащего Истцу, нарушив границу между участками/перенес ограждение с фактически сложившейся границы (соответствующей сведениям ГКН границы) на территорию Земельного участка Истца.

          В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно ст. 305 ГК РФ право на защиту по правилам ст. 304 ГК РФ имеет также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

          В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в том числе в случае самовольного занятия земельного участка.

          В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 12, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

          ПРОШУ:

          Установить границы Земельного участка в соответствии с данными Государственного кадастра недвижимости/по фактическому землепользованию.

          Перенести на участок Ответчика/снести установленное Ответчиком на участке Истца ограждение (здание, сооружение).

          В ________________________ районный суд

          Ответчик: _________(Ф.И.О.)____________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Представитель Ответчика: ___(Ф.И.О.)___

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Истец: ___________(Ф.И.О.)_____________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Дело N ________________________________

          Возражение на исковое заявление

          об установлении границ земельного участка

          и обязании снести/перенести ограждение (здание/сооружение)

          (если ответчик возвел на земельном участке истца

          ограждение (здание, сооружение))

          «__» _______ ___ г. в _________ районный суд Истцом было подано исковое заявление об установлении границ земельного участка в соответствии с данными Государственного кадастра недвижимости/по фактическому землепользованию; перенесении на участок Ответчика/сносе установленного Ответчиком на участке Истца ограждения (здания, сооружения).

          Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

          — Границы земельного участка Ответчика, кадастровый номер _______________, смежного с земельным участком Истца, кадастровый номер _________________, установлены на местности в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается межевым планом от «__» _________ ______ г. N ____, кадастровым планом от «__» _________ ______ г. N ____. Данные границы соответствуют правоустанавливающим документам (свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды и т.п.). Право собственности Ответчика зарегистрировано в ГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от «____» _______ ________ г. N ____, выпиской из ЕГРП от «____» _______ ________ г. N ____/договор аренды, на основании которого Ответчик пользуется земельным участком, зарегистрирован в ЕГРП, что подтверждается выпиской из ЕГРП от «____» _______ ________ г. N ____.

          — Граница между участками Ответчика, кадастровый номер __________________, и Истца, кадастровый номер ___________________, сложилась в процессе фактического землепользования в течение ____________ лет, что подтверждается генпланом СНТ/генпланом поселения/показаниями свидетелей/не опровергается Истцом. Площадь земельных участков в данных границах соответствует правоустанавливающим документам, что подтверждается договором купли-продажи от «____» _______ ________ г. N ____ (иным правоустанавливающим документом), свидетельством о государственной регистрации права от «____» _______ ________ г. N ____, выпиской из ЕГРП от «____» _______ ________ г. N ____/договором аренды от «____» _______ ________ г. N ____.

          Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

          Строительство здания/сооружения/ограждения осуществлено Ответчиком на территории собственного/арендованного земельного участка с кадастровым номером _____________, что подтверждается разрешением на строительство/разрешением на ввод в эксплуатацию, проектной документацией/заключением эксперта в области строительства.

          Таким образом, Ответчик не нарушает прав Истца на земельный участок с кадастровым номером ___________________, установив сооружение/здание/ограждение.

          На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, пп. 2 ч. 2 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

          ПРОШУ:

          В удовлетворении исковых требований об установлении границ земельного участка в соответствии с данными Государственного кадастра недвижимости/по фактическому землепользованию; перенесении на участок Ответчика/сносе установленного Ответчиком на участке истца ограждения (здания, сооружения) отказать в полном объеме.

          В ________________________ районный суд

          Истец: ___________(Ф.И.О.)_____________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Представитель Истца: ____(Ф.И.О.)______

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Ответчик: __________(Ф.И.О.)___________

          адрес: _______________________________,

          телефон: _____________________________,

          эл. почта: ____________________________

          Госпошлина: ____________________ рублей

          Исковое заявление

          об установлении границ земельного участка

          и о признании недействительными материалов межевания

          (для требования о признании недействительными материалов

          межевания земельного участка Ответчика)

          На основании договора купли-продажи/судебного решения и т.п. (наименование правоустанавливающего документа Истца) Истцу на праве собственности/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более 5 (пяти) лет принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок).

          Ответчик является собственником/владельцем смежного земельного участка с кадастровым номером _______________________ площадью ______________, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ/похозяйственной книги/справкой СНТ. В ходе проведения землеустроительных работ в отношении данного участка были установлены его границы (материалы межевого дела от ___________ N ______). Данные границы не были согласованы с Истцом, что подтверждается материалами межевого дела и заключением эксперта. Границы земельных участков Истца и Ответчика на местности не изменялись.

          В результате проведения оспариваемого межевания площадь земельного участка Ответчика увеличилась на _______ по сравнению с правоустанавливающими документами.

          Инициировав землеустроительные работы в отношении своего участка N _____________________________, Истец выяснил, что границы земельных участков N _______________________ и N ____________________________ пересекаются, в связи с чем проведение кадастрового учета земельного участка Истца было приостановлено.

          Границы и площадь земельного участка Истца по материалам межевого дела от _______________ за N ______________ соответствуют правоустанавливающим документам, что подтверждается заключением экспертизы.

          Согласно пп. 2 п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном кадастре недвижимости» основанием для приостановления кадастрового учета является в том числе ситуация, когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно пп. 6 п. 2 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» истечение срока приостановления является основанием к отказу в проведении кадастрового учета.

          Таким образом, в связи с незаконно проведенным межеванием участка Ответчика Истец лишен законного права на постановку на учет своего участка в уточненных границах.

          Согласно ст. 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

          На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 26, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном кадастре недвижимости», ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

          ПРОШУ:

          Установить границы земельного участка N _________________________ площадью ____________________________ по адресу ____________________________, принадлежащего Истцу согласно материалам межевания/заключению экспертизы.

          Признать недействительными материалы межевания в отношении земельного участка с N ___________________ в части указания местоположения границ данного земельного участка, об исключении из ГКН сведений о местоположении границ данного участка.

          Судебные споры о границах земельных участков

          Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.

          Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.

          Компания обратилась за правовой помощью.

          Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

          Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.

          Новый закон о межевании земельного участка на бесплатной основе

          Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

          В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

          I этап. Подготовительный.

          В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

          1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

          2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

          3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

          4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

          В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

          • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
          • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
          • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
          • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
          • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
          • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

            Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

            1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
            2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
            3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
            4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

              В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

              В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

              Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

              1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

              В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

              • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
              • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
              • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
              • кадастрового плана территории;
              • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

                Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

                1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
                • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
                • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
                • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

                  При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

                  Следует помнить, что если ответчик не согласен с заключением кадастрового инженера, то суд, скорее всего, назначит строительно-техническую экспертизу (ее еще называют «землеустроительной»). Поэтому, прежде всего, необходимо выбрать соответствующего эксперта, который имеет право на проведение такой экспертизы (обладает аттестатом кадастрового инженера).

                  Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:

                  1. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
                  2. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
                  3. Накладываются ли границы земельных участков друг на друга? Если да, то какова площадь наложения?
                  4. По координатам каких характерных точек необходимо установить местоположение смежной границы между земельными участками?

                    Минэкономразвития России относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности сообщает.

                    В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.

                    В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

                    Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:

                    отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;

                    содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

                    содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

                    в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства — самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).

                    Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков — выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

                    Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если:

                    границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20);

                    границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).

                    Таким образом, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, представляющее собой в ряде случаев (когда описание местоположения границ смежного земельного участка соответствует требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков) реестровые ошибки в указанных сведениях ЕГРН, влечет приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее — объект кадастровых работ).

                    Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных �� ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.


                    Минэкономразвития разъяснило:

                    — как провести кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, если сведения ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности;

                    — в каких случаях уполномоченный орган может приостановить кадастровый учет;

                    — какие действия выполняются, если при кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения о смежных участках;

                    — как составить межевой план по итогам кадастровых работ.


                    Похожие записи:

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *