Ттн или тн в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ттн или тн в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

  1. Несмотря на отмену ТТН, отсутствие ее в пакете документов на перевозку сторонней компанией на практике может привести к конфликту с фискальными органами. Чтобы избежать подобного, целесообразно использовать полный пакет документов, включающий и ТТН, и ТН.
  2. В случае транспортировки алкоголя ТТН необходима.
  3. Заключение договора на перевозку сопровождается использованием ТН в обязательном порядке.

Сейчас уже Минфин чуть ли не официально отменил старый вариант. При этом некоторые фискальные органы, которые просто по непонятным причинам решили не перестраиваться, до сих пор требуют Т-1. На самом деле, если такие претензии поступают, смело можно обращаться за судебной защитой. Ведь это незаконно. ТН полностью заменяет аналог практически во всех случаях. Существует лишь один вариант, когда ТТН будет необходимым выбором. И по закону не может заменяться аналогом. Это грузоперевозка этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Здесь уже закон действительно предписывает строгое использование ТТН. Но это скорее исключение, чем правило.

В устаревшем варианте этот пункт расписан полностью. Мы можем отследить номенклатуру ТМЦ, конкретное количество товарных позиций, виды перевозимого груза, вес. А также стоимостное выражение. Причем прописывается и общая сумма, и цена на конкретные изделия. А вот по новому варианту этих сведений нет в принципе. Они опускаются, ведь фактически нужды в этом нет. Возможная порча или недостатки будут выявлены при оприходовании, которое строится на иных разрешительных бумагах.

Это новинка, используемая в ТН. Фактически там прописываются рекомендации грузоотправителя. Он сообщает, какой лучше выбрать транспорт, его количество, грузоподъемность, оптимальный маршрут, условия для перевозки, например, температурные. По сути, изготовитель, которые отлично понимает, какую продукцию он создал, какие у нее есть слабые места – дает советы, как не потерять в качестве во время процесса грузоперевозки. И это ценная информация, но ее основе действительно можно создать оптимальные условия, подобрать подходящие машины, проложить маршрут. А также использоваться специализированные кадры при необходимости. Это наглядный показатель, чем отличается накладная от товарной транспортной, ТНН. Подобный вариант выгоднее для покупателя, ведь шанс того, что ТМЦ доедут в сохранности без порчи упаковки, снижения срока годности продукции.

Очередное новшество, где содержатся поля для написания сведений об изменении выгрузки. То есть, если произошла форс-мажорная ситуация, когда грузовики просто не смогли своевременно предоставить, либо дата отгрузки была изменена. А что чаще всего бывает, сменяется именно адрес выгрузки, оказывается, что указанный ранее склад полностью забит продукцией, и необходимо везти в другой. При этом стоит помнить, что заполненное поле станет основанием для увеличения (или уменьшения) суммы конечного расчета. Ведь вполне часто оказывается, что новая точка доставки намного дальше от точки отравителя. И придется проехать лишних несколько сотен километров. А это дополнительные расходы транспортной компании.

Нормативное регулирование составления транспортных накладных регулируется следующими документами:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) составляется на основании Правил, утв. Минавтотрансом 30.07.1971;
  • транспортная накладная (ТН) составляется на основании Постановления Правительства от 15.04.2011 № 272.

Различия в количестве экземпляров транспортных накладных

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

Вид транспортной накладной ТТН
(кому передается, у кого остается)
ТН
(кому передается, у кого остается)
Первый экземпляр Остается у отправителя груза Отправителю груза
Второй экземпляр Передается получателю груза через водителя, осуществляющего перевозку груза Получателю груза
Третий экземпляр Перевозчик прилагает к счету за перевозку и передает заказчику автотранспорта Перевозчику
Четвертый экземпляр Прилагается к путевому листу водителя, осуществляющему перевозку груза

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел – транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

Одним из главных документов при перевозке товара в торговле является транспортная накладная. Данный вид участвует в хозяйственной деятельности организаций. Он заполняется по факту договора, имеет общую унифицированную форму, находится в открытом доступе. Образец обновляется по мере внесения изменений. Компании могут разработать документ самостоятельно, главное оставить необходимые разделы.

Актуальный бланк Транспортной накладной 2021 — качайте в конце статьи.

Согласно Гражданскому кодексу, транспортная накладная — документ, который подтверждает перевозку товара между контрагентами. ТН заключается на основании договора между субъектами. Продавец обязуется доставить товар в оговоренный пункт назначения, а покупатель оплатить за груз.

Образец содержит положения о перевозке груза автомобильным средством.

Обязательно нужно указать информацию о грузоотправителе:

  1. Адрес
  2. Наименования
  3. Место нахождения
  4. Мобильный номер
  5. Банковские реквизиты

Аналогичные сведения оформляются о грузополучателе. Должно быть зафиксировано наименование товара, который отправляется, его масса нетто и брутто, размер, количество мест. К транспортной накладной прикрепляются сопроводительные документы, например:

  1. Параметры автомобиля
  2. Объявленная стоимость груза
  3. Необходима температура
  4. Объем
  5. Данные о запорно-пломбировочных устройствах

Указывается следующая информация:

  1. Сведения о сдаче товара к выгрузке
  2. Сведения о принятии заказа к исполнению
  3. Информация о перевозчике и транспортном средстве
  4. Отражается цена перевозки
  5. Указывается порядок расчета за услуги
  6. Описывается фактическое состояние груза, упаковка

Основной документ регламентирует условия при грузоперевозке, а не характеризует груз. О товаре указывается лишь общая информация. Передача бланка в пункте разгрузки водителем является подтверждение того, что договор выполнен и услуги оказаны. Договор может оформляться руководителем компании, которая оказывает транспортные услуги.

Инспекторы ГИБДД во время следования груза проверяют документы, так как они подтверждают правомерность перевозки автомобилем. ВАЖНО! Бланк имеет юридическую силу, если стоит все подписи.

Накладную необходимо составить в следующих случаях:

  1. Товар доставляется покупателю через экспедитора. Он в свою очередь заключает договор перевозки.
  2. Товар доставляется перевозчиком. Имеется договор перевозки.

В случае если покупка осуществляется со склада, то документ составлять не нужно.

Правила заполнения

С правилами заполнения можно ознакомиться во втором разделе требований о перевозке грузов транспортными средствами. Основные положения:

  • Бланк можно составить на несколько партий перевозимых на одном автомобиле.
  • Груз, который перевозится на разных транспортных средствах, должен сопровождаться отдельной накладной. Документы должны соответствовать числу автомобилей.
  • В незаполненных строках нужно поставить прочерк.
  • Транспортная накладная должна быть оформлена в трех экземплярах.
  • Документы распределяются между продавцом, покупателем, грузоперевозчиком.
  • Объявленная стоимость груза от отправителя не должна быть больше фактической цены.

Если компания хочет составить свой собственный бланк нужно предварительно ознакомиться с образцом. Основные положения должны быть зафиксированы, иначе документ не имеет юридической силы.

  • В 13 разделе обязательно указать маршрут движения
  • В разделе 15 привести стоимость услуг грузоперевозчика, а так же указать расчет оплаты, если груз относится к категории опасных или перевозится тяжеловесным, крупногабаритными средствами.

ВАЖНО! Документы выписываются грузоотправителем, но оформлением может заниматься и другое лицо в рамках договора. Транспортная компания заполняет бланк в офисе компании, и передает его водителю ТС. Он отвозит грузоотправителю, когда выезжает за товаром для доставки.

Заполняем транспортные накладные 2021

Шаблон включает 17 разделов. Форма бланка устанавливается Правительством. Документ заполняется в трех экземплярах и передается перевозчику, получателю и отправителю. Можно внести информацию от руки или на компьютере.

Согласно действующему законодательству при проведении хозяйственных операций между контрагентами должна быть оформлена соответствующая документация. Если не соблюдать данное требование лицо привлекут к административной ответственности. ТН — это один из важнейших документов, который подтверждает наличие заключенного договора на перевозку товара. Бланк регулирует осуществление движения груза и является основанием при расчете.

Ранее использовалась только товарно-транспортная накладная. Сейчас активно применяются два документа: транспортная накладная и товарно-транспортная накладная. Возникает вопрос: «Какая разница между двумя видами документов?»

Для чего нужна товарно-транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Необходима при учете движения груза между отправителем и получателем.
  • Является подтверждающим документом при перевозке товара по дороге.
  • Состоит из разделов: транспортный и товарный. В каждый раздел заносится информация о грузе, фиксируются этапы перевозки.
  • ТН — основание при расчете за перевозку.
  • Составляется в четырех экземплярах.
  • Позволяет списать товар продавцу и оприходовать его у покупателя.

Для чего нужна транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Является основанием заключения договора перевозки.
  • Состоит из транспортного раздела. В нем заключена информация о продавце, покупателе и перевозчике. Зафиксированы условия грузоперевозки и факты транспортировки товара.
  • Правомерность для осуществления перевозки.
  • Нет номера юридических лиц, а именно продавца и покупателя. Записан только номер ответственного за груз.
  • Указаны сведения о таре: упаковка, маркировка, грузовые места, масса и размер товара.
  • Указаны требования отправителя о машине, условиях доставки, состоянии груза, упаковке, таре.
  • Нет информации о плательщике, конкретно: наименования, банковского реквизита, адреса.
  • Является основанием для подтверждения расходов за перевозку транспортным средством.
  • Бланк нельзя использовать основанием для оприходования товарно-материальных ценностей получателем и списания продавцом.
  • Заполняется в трех экземплярах.
  • В товарной накладной не указана цена за единицу, нет общей стоимости груза. Можно заполнить только объявленную стоимость.
  • Документ предъявляется для расчета за оказанные услуги.

Если бухгалтером оформляется транспортная накладная, то для списания и оприходования товара можно оформить товарную накладную. Данный документ содержит сведения о цене товара, количестве и наименование. Если бланк отсутствует, то грузоотправитель не сравнит груз, который он получил с фактически отправленным.

Налоговые инспекторы не смогут проверить основания для вычета налога НДС покупателем, соответственно без накладной не удастся признать транспортные расходы при расчете налога на прибыль.Если оформление товара производится со склада, то выдается путевой лист. Для принятия груза на учет будет достаточно товарной накладной ТОРГ 12.

На первый взгляд может показаться, что один документ заменяет другой, однако это не так. Товарно-транспортная накладная заполняется более полными данными, есть два раздела, один из которых предназначен для учета. Некоторые специалисты считают, что документы определяют сферу применения. Транспортная накладная оформляется, если в перевозке участвует транспортная компания, а товарно-транспортная накладная, если перевозчиком является отправитель или получатель. Однако в случае если перевозчиком становится поставщик или покупатель документы могут не потребоваться.

При заключении договора можно использовать один из этих документов. Налоговая служба признает оформление двух бланков избыточным. Для того чтобы подтвердить транспортные затраты можно применять транспортную накладную или товарно-транспортную.Транспортная накладная регулирует перевозку и порядок доставки груза. В ней не указаны сведения о стоимости доставленного груза.

Заполнять бланк нужно согласно правилам перевозки грузов автомобилями. Разделы содержат простую и понятную нумерацию, каждый из которых имеет свое назначение, название. Рядом с графой изложены требования. Необходимо помнить, что число ТН будет зависеть от использованных при перевозке транспортных средств. Каждый автомобиль должен быть сопровожден отдельной транспортной накладной.

ВАЖНО! Один документ может быть заполнен на несколько партий грузов, но только если товар его от одного отправителя к одному покупателю.

Если перевозка сборная, то на отдельные партии груза оформляются отдельные накладные.Компании должны уделить особое внимание при выдаче сопроводительных документов. Только правильно оформленные бланки являются основанием при признании транспортных расходов. Бухгалтера должны следить за изменения в законодательстве.

Обязательные реквизиты — подписи и печати сторон: перевозчика, грузоотправителя, получателя. Чтобы избежать разногласия лучше максимально заполнить все разделы. В незаполненных полях поставить прочерк.

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.

Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.

Министерство транспорта внесло коренные изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2021 года в отрасли, скорее всего, внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать — уже без должных на то оснований — в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.

Однако, с 1 января 2022 года должна заработать государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов, сведения из которой фискальные органы будут получать напрямую, без истребования документов у участвующих в перевозке лиц. Налоговые инспектора будут требовать обоснования указания в транспортной накладной экспедитора качестве перевозчика. К этому стоит заранее подготовиться и согласовать с грузовладельцами новый порядок заполнения транспортной накладной.

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

Вид транспортной накладной ТТН
(кому передается, у кого остается)
ТН
(кому передается, у кого остается)
Первый экземпляр Остается у отправителя груза Отправителю груза
Второй экземпляр Передается получателю груза через водителя, осуществляющего перевозку груза Получателю груза
Третий экземпляр Перевозчик прилагает к счету за перевозку и передает заказчику автотранспорта Перевозчику
Четвертый экземпляр Прилагается к путевому листу водителя, осуществляющему перевозку груза

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел – транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

С 1 января 2022 года электронные перевозочные документы приравняются к бумажным. Сейчас компании могут использовать электронные накладные, но взаимодействие с государством происходит по-прежнему в бумажном виде. Компании сами выбирают, переходить на ЭТрН или нет.

Транспортную накладную теперь можно составить:

— в бумажном виде в 3 экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;

— в электронном виде, подписанном УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью).

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

В первом описывается товарные взаимоотношения между грузоотправителем, грузополучателем и покупателем товара (зачастую получатель и покупатель являются одним и тем же лицом). Этот раздел отражает списание товара у отправителя и оприходывания их получателем.

Второй раздел называется «Транспортным» в нем указываются данные на автомобиль, водителя, маршрут грузоперевозки,

Транспортная накладная 2021: скачать бланк, образец заполнения

1) Грузоотправителю: нет документа подтверждающего прием груза водителем, а также подтверждения доставки товара до получателя. Поэтому «размыта» ответственность транспортной компании и получателя перед отправителем.

Следствие: при конфликтной ситуации не найдешь концов!

2) Грузополучателю: трудно сравнить груз (общий вес, количество единиц и т.д.), погруженный на складе отправителя, с фактически пришедшим на выгрузку.

3) Транспортной компании: нет подтверждения факта перевозки для налоговой. При спорной ситуации по сохранности груза перевозчик находится между отправителем и получателем, как «между молотом и наковальней».

4) Хотя есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: довольны остаются контролирующие органы на дороге, которые могут под угрозой постановки машины с грузом на штраф-стоянку оштрафовать водителя.

Транспортная компания «ДА-ТРАНС» рекомендует готовить перевозочные документы в полном объеме! Отправка груза без сопроводительных транспортных документов заметно усложняет жизнь всем участникам процесса доставки!

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

С 30.09.2011 г. организации должны для целей определения срока хранения документов руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Пунктом 362 Перечня установлено, что первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.) должны храниться 5 лет.

Так как ТТН относится к первичной учетной документации, срок её хранения составляет не менее пяти лет. Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.

Товарно-транспортная – унифицированный документ. Предназначен сопровождать товар во время перевозки от продавца к покупателю. Неважно, кто осуществляет перевозку: продавец, покупатель или наемный грузоперевозчик.

Документ распечатывают в 4‑х экземплярах (1 экземпляр продавцу, второй покупателю и еще два бланка грузоперевозчику). Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), так и для расчетов за автоперевозку.

  • Грузополучателю документ нужен для сверки перечня отгруженного товара с перечнем в документе.
  • Грузоотправителю ТТН необходима для получения документального доказательства передачи груза водителю и приемки его получателем.
  • Грузоперевозчик фиксирует в документе факт перевозки товара.

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

Более 1 500 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад Начать использовать

С 1 января надо применять новую форму транспортной накладной

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Заполнение документа происходит в несколько этапов:

  • до начала погрузки,
  • в период перемещения груза,
  • после доставки товара.

Бремя оформления товарно-транспортной накладной может лежать на собственнике товара (продавце) если перевозкой занимается собственник самостоятельно. Если же в отношениях между грузоотправителем или грузополучателем есть посредник, который осуществляет транспортировку ТМЦ, то необходим отдельный договор с грузоперевозчиком. В зависимости от того, какая из сторон нанимает посредника, и возникает обязанность по составлению ТТН.

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

  • Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
  • Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
  • Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
  • Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
  • Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
  • При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): и образец заполнения на 2021 год >>
  • оформляется в трех оригинальных экземплярах для сторон-участников операции – перевозчика, отправителя, получателя;
  • выдается в копиях на каждый автомобиль, участвующий в перевозке;
  • если доставка нескольких партий товара осуществляется одним транспортным средством, допускается внесение данных об этом грузе в один бланк;
  • удостоверяется печатями и подписями отправителя с одной стороны и перевозчика с другой;
  • изменения, которые могут вноситься в процессе заполнения, заверяются подписями и печатями сторон в обязательном порядке;
  • в строке 1, 2 отмечаются данные сторон с указанием средств связи;
  • 3 – наименование перевозимого груза;
  • 4 – документы на груз сопровождающего характера: накладные, сертификаты, счета-фактуры;
  • 5 – наименование средства транспортировки;
  • 6,7 – точные адреса, по которым должен быть доставлен груз и адрес отправителя, уточняющие данные о наличии маркировки, спецупаковки, вес, дата отправки/прибытия груза, подпись водителя;
  • 8 – правила перевозки заполняются уточняющими данными;
  • 9 строка оформляется датой приемки груза транспортной компанией с указанием ФИО приемщика и его подписи;
  • на обратной стороне бланка в графе 15 необходимо указать плательщика;
  • ТН, оформляемая не директором предприятия, требует указания доверенности, выписанной на уполномоченного сотрудника;
  • 16 строка предназначена для окончательного визирования документа подписями и печатями сторон;
  • строка «объявленная стоимость» заполняется в случае особой ценности груза.

Согласно Указаниям по заполнению и применению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, товарная накладная составляется в 2-х экземплярах, но при осуществлении транзитной торговли минимальное количество участников — трое, а минимальное количество договоров — два. Следовательно, согласно условиям 2 договоров, должно быть составлено всего 2 накладные в 2-х экземплярах.

Вслед за Министерством труда и соцзащиты, которое внесло изменение в инструкцию о порядке ведения трудовых книжек (печать уже можно об увольнении и на титульном листе трудовой не проставлять), Минфин внес изменения в свои постановления, касающиеся печатей на ТН и ТТН и в других документах.

Постановлением Минфина РБ от 28.04.2021 № 26 внесены изменения в 38 (!) действующих своих постановлений. Изменения касаются необходимости проставления печати в документах, порядок заполнения и составления которых регламентирует Минфин.

Да, отвыкнуть от проставления печати или штампа на ТН и ТТН довольно сложно. Но если все-таки на накладных появится печать или штамп (ваши или контрагента) — все в порядке. В ТН или ТТН можно вносить дополнительную информацию, которая, по мнению организации, там необходима. Именно к ней сейчас и относится печать или штамп. При этом сейчас можно изменить место их проставления. Ведь где указывать дополнительную информацию, организация определяет сама. Главное, чтобы оттиск не мешал прочтению иных записей в накладной .

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

Транспортная накладная для перевозок грузов автомобильным транспортом составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле. Необходимо обратить внимание на оформление транспортной накладной в случае, если груз, который необходимо перевезти, грузится на разные транспортные средства. В таком случае документов заполняется несколько: количество накладных соответствует количеству автомобилей.

Порядок оформления транспортной накладной, правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272. Как заполнить транспортную накладную? Документ подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Любые исправления должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченными лицами.

Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе при заполнении транспортной накладной.

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

Вид транспортной накладной ТТН (кому передается, у кого остается) ТН (кому передается, у кого остается)
Первый экземпляр Остается у отправителя груза Отправителю груза
Второй экземпляр Передается получателю груза через водителя, осуществляющего перевозку груза Получателю груза
Третий экземпляр Перевозчик прилагает к счету за перевозку и передает заказчику автотранспорта Перевозчику
Четвертый экземпляр Прилагается к путевому листу водителя, осуществляющему перевозку груза

Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2021 года

Каждый день в России совершается огромное количество грузовых перевозок. Все перевозки сопровождены документацией. Сегодня всем участникам транспортных перевозок приходится физически сохранять тонны бумажных документов. А при взаимодействии с государственными службами вовремя предоставлять им нужную информацию.

При проверках Федеральной Налоговой Службы часто требуется предоставление накладных за определённый период времени в отношении конкретного перевозчика либо контрагента. Вот и приходится бухгалтерии разыскивать нужные документы среди архивных бумаг.

При хранении всей информации в электронном виде организация быстро найдёт нужную накладную по указанным реквизитам. Выборку можно получить в любое время, и на проверку сдать документы в установленный срок, без просрочек.

В первом описывается товарные взаимоотношения между грузоотправителем, грузополучателем и покупателем товара (зачастую получатель и покупатель являются одним и тем же лицом). Этот раздел отражает списание товара у отправителя и оприходывания их получателем.

Второй раздел называется «Транспортным» в нем указываются данные на автомобиль, водителя, маршрут грузоперевозки,

Мы рекомендуем грузоотправителю перед перевозкой подготовить ТТН в 5 оригинальных экземплярах:

1-й образец остается у грузоотправителя в подтверждение приема груза водителем, остальные уезжают вместе с грузом. Все экземляры должны быть подписаны водителем при получении груза.

Затем на выгрузке 4 бланка ТТН отдаются получателю для заверения его печатью и подписью. Из них:

2–й образец ТТН остается у грузополучателя

3, 4 и 5-й отдаются водителю. Эти бланки товарно-транспортной накладной уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр), а последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме и без претензий.

При необходимости внести уточнения или исправить ошибку на бумажной накладной, требовалось всем участвующим в транспортной грузоперевозке заново подписывать документацию с исправлениями. ТН в электронной форме позволяет вновь созданную или исправленную накладную доставить всем сторонам на электронную подпись. В этом случае перевозчику не понадобится время, которое требуется на внесение поправок и получение бумажных документов. С ЭТРН все документы готовы в течение нескольких минут.

В обменном процессе электронными накладными есть три участника: сторона, отправляющая груз, непосредственно грузоперевозчик и сторона, груз получающая. При возникновении ситуации, что все стороны цепочки доставки груза работают со своими ЭДО (электронный оборот документов), создаётся единый формат. Он нужен, чтобы можно было операторам без лишних проблем принимать накладные, делать их интерпретацию и отправлять получателю.

Этот объём будет формироваться правительством. Проблемы внедрения ЭТРН в практику грузоперевозок будут решаться. Все стороны цепочки переведут своих физических или юридических участников на оборот документов в электронной форме. И тогда опасений, что один из участников цепочки не будет работать из-за его оператора ЭДО, не будет.

При обмене документации в электронном исполнении применяют подписи в электронной форме двух типов: простую и квалифицированную подпись.

Простая ЭП используется при приёме водителем организации-перевозчика груза у организации, которая груз отправляет. Ещё такую подпись используют как подтверждающий факт, что груз организации-получателю доставлен в точку выгрузки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *