Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество 2021 Казахстан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ранее мы уже писали о налоге на землю, а также о налоге на транспорт. Сегодня речь пойдет о налоге на имущество.
Итак, налог на имущество физических лиц – налог, взимаемый с физических лиц, имеющих в собственности жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, находящиеся на территории Республики Казахстан.
Плательщиками налога на имущество юридических лиц являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан.
Объектами налогообложения являются:
- Сооружения, здания, части зданий, учитываемые в составе ОС
- Здания и части зданий, предоставленные физическим лицам по договорам долгосрочной аренды жилища с правом выкупа
- Сооружения, здания, являющиеся объектами концессии, права на которые переданы по договору концессии и т.д.
Объектами налогообложения не являются:
- Сооружения, здания, находящиеся на консервации по решению Правительства Республики Казахстан
- Государственные автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них
- Объекты незавершенного строительства и т.д.
Для физических лиц расчет налога на имущество осуществляется фискальными органами. Собственник имущества лишь получает квитанцию с указанной к уплате суммой. Исчисление налога производится в зависимости от стоимости объекта налогообложения.
Ставки налога на имущество физических лиц:
№ |
Стоимость объекта обложения |
Ставка налога на имущество |
1 |
до 2 000 000 тенге включительно |
0,05 процента от стоимости объектов налогообложения |
2 |
свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно |
1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге |
3 |
свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно |
2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге |
4 |
свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно |
4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге |
5 |
свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно |
7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге |
6 |
свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно |
11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге |
7 |
свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно |
16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге |
8 |
свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно |
22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге |
9 |
свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно |
29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге |
10 |
свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно |
37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге |
11 |
свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно |
46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге |
12 |
свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно |
321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге |
13 |
свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно |
471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге |
14 |
свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно |
796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге |
15 |
свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно |
2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге |
16 |
свыше 450 000 000 тенге |
2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге |
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо производить исчисление налога на имущество самостоятельно. Расчет производится путем путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе. Налоговой базой для ЮР и ИП является среднегодовая балансовая стоимость объектов, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Ставки налога на имущество юридических лиц:
№ |
Налогоплательщик |
Ставка налога на имущество |
1 |
Юридические лица |
1,5% к налоговой базе |
2 |
Юридические лица, применяющие СНР на основе упрощенной декларации |
0,5% к налоговой базе |
3 |
Индивидуальные предприниматели |
0,5% к налоговой базе |
4 |
Юридические лица: · некоммерческие организации · осуществляющие деятельность в социальной сфере · осуществляющие библиотечное обслуживание · осуществляющие деятельность по объектам питьевого водоснабжения и т.д. |
0,1% к налоговой базе |
5 |
Юридические лица, являющиеся автономной организацией образования |
0% |
Среди физических лиц не являются плательщиками налога на имущество:
- герои СССР (в пределах 1000-кратного размера месячного расчетного показателя)
- многодетные матери (в пределах 1000-кратного размера месячного расчетного показателя)
- участники ВОВ (в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя)
- инвалиды I и II групп (в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя)
- дети-сироты
- военнослужащие в период прохождения срочной службы
- лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в годы ВОВ (в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя)
Если говорить о юридических лицах, то не являются плательщиками налога на имущество следующие организации:
Религиозные объединения
- крестьянские или фермерские хозяйства, юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства)
- государственные учреждения
- государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний
Первый микрокредит без переплат!
Сумма: до 145 000 тенге.
Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом.
В соответствии с п.п.1 п.2 ст.114 Налогового кодекса уведомление о сумме исчисленных налогов направляется налогоплательщику не позднее 10 рабочих дней со дня исчисления, где указывается сумма налога, КБК и другие реквизиты.
Налоговое управление уведомляет о необходимости погашения задолженности через счета Единого расчетного центра (ЕРЦ), путем SMS-рассылок либо через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о начисленных суммах налога на имущество, землю и имущество. Практика показывает, что уведомление не всегда доходит до налогоплательщика по причине того, что налогоплательщики имеют объекты налогообложения в других районах/регионах, а уведомление отправляется по адресу нахождения имущественного объекта.
Поэтому во избежание недоимки владельцам таких объектов, для определения суммы задолженности, подлежащей уплате в бюджет, необходимо самостоятельно обратиться в налоговое управление по месту нахождения объектов.
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, герои Советского Союза и герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня» или награжденные подвеской «Алтын алқа» либо «Күміс алқа», инвалиды;
- Лица, имеющие льготу по налогу на транспорт не являются плательщиками только по одному транспортному средству (кроме легкового автомобиля с объемом двигателя свыше 4 000 кубических сантиметров, в отношении которого в уполномоченном государственном органе произведены регистрационные действия. связанные со сменой собственника транспортного средства, после 31 декабря 2013 года);
2021 год: какие новшества ожидают казахстанцев
Иностранцы или лица без гражданства, приобретающие имущество в РК, являющееся объектом налогообложения на имущество, транспортные средства или землю, для регистрации в качестве налогоплательщика обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения такого имущества налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий следующих документов:
- удостоверяющего личность иностранца или лица без гражданства;
- подтверждающего налоговую регистрацию в стране гражданства (резидентства), с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) при наличии такого номера.
Оплачивайте налоги онлайн, в банках и посредством банкоматов
Что необходимо знать при уплате налогов.
- КБК – код бюджетной классификации.
- КНП – код назначения платежа.
- КНО – код налогового органа.
Через портал электронного правительства:
- Просмотр и оплата предстоящих налоговых платежей физических лиц
- Оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Вам необходимо зарегистрироваться на портале www.egov.kz, а также иметь уведомление с налогового комитета, где указан размер суммы к оплате.
После успешного проведения оплаты вы получите электронный чек (в разделе «История оплаты» личного кабинета).
Налог на имущество (КБК 104102), земельный налог (КБК 104302) и налог на транспорт (КБК 104402) можно оплатить во всех отделениях АО «Казпочта», а также в банках второго уровня.
При себе необходимо иметь удостоверение личности, уведомление о сумме налогов (налог на транспортные средства, налог на имущество, земельный налог) от налогового органа вашего района.
Также реализована возможность оплаты налогов с физических лиц (налог на транспортные средства физических лиц, налог на имущество, земельный налог) через:
- Банкоматы, платежные терминалы АО «Народного банка», АО «Kaspi Bank», АО «Forte Bank», АО «Сбербанка России»;
- интернет-банкинг (MyHalyk) AO «Народный банка». АО «Kaspi Bank»
Земельный налог обязаны выплачивать и физические, и юридические лица. Главное условие — пользование землей на правах законного владельца, или пользователя. От уплаты освобождаются религиозные организации. Облагается любой земельный участок.
Исключения — это земля общего пользования, дороги, так как они принадлежат государству, замороженные объекты и участки, приобретенные под государственные инвестиционные проекты. Закон имеет в виду земли, организованные под сельскохозяйственные угодья, промышленность и населенные местности.
Новое освобождение от налогов в 2021 году в РК (ИПН, налог на имущество)
Акцизные сборы так же представляют собой косвенные налоги. Акцизами в Казахстане покрываются все виды спирта и спиртосодержащая продукция, сигареты и другие табачные изделия, машинное топливо (кроме авиационного), автомобили, нефть, конденсат газа. Выплачивать их должны все юридические лица, связанные с производством и экспортом данных групп товаров. К ним присоединяются владельцы игорного бизнеса и организаторы лотерей.
Корпоративный налог выплачиваю несколько категорий:
- Компании-резиденты, принимающие общие правила.
- Назначаются для нерезидента Казахстана, имеющего представительство в республике или источник легального дохода.
Корпоративный налог выплачивается из налогооблагаемой части дохода и облагаемого источника выплат. Для нерезидента страны он изымается с чистого дохода.
В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».
На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:
– занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;
– уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;
– приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;
– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.
Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.
Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:
1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;
2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;
3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;
4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).
Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.
Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.
С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.
Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.
Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.
Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.
Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:
– порядок уменьшения налоговых платежей;
– срок действия соглашения;
– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;
– ответственность сторон.
Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.
Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:
1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;
2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;
В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).
Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:
1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;
2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.
СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.
Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:
– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;
– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.
Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.
Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.
Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).
Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).
В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.
Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).
Налоговый кодекс – 2021: обзор изменений
Ответ на вопрос, как рассчитать налог на имущество зависит от статуса плательщика. Для юридических лиц/ИП и граждан предусмотрен свой порядок расчета такого платежа в бюджет.
Итак, для имущественного налога, взимаемого с организаций и предпринимателей, установлена единая формула расчета:
Налог на имущество = Налоговая база * Ставка
Особенности определения налоговой базы для юридических лиц и ИП описаны в ст. 520 Кодекса РК. Здесь действуют следующие правила:
- Для всех плательщиков (кроме отдельных случаев) базой для исчисления такого вида платежа является среднегодовая балансовая стоимость имущества. Она определяется по данным бухучета.
- Если у налогоплательщика отсутствуют сведения о среднегодовой балансовой стоимости объектов, то в качестве базы принимается стоимость такого имущества, определенная в порядке, установленным Правительством Казахстана.
- Если ИП в соответствии с законом освобожден от ведения бухгалтерского учета, то за основу берется среднегодовой размер долгосрочной задолженности дебиторов.
Также в Кодексе Казахстана предусмотрены определенные особенности при определении ставки по налогу на имущество юридических лиц. В общих случаях ее размер составляет 1,5% (рассчитываются от налоговой базы). Ставка может быть снижена до:
- 0,5% – для ИП и организаций, применяющих налоговый режим на основе упрощенной декларации,
- 0,1% – для юридических лиц, указанных в ст. 289 и ст. 290, организаций из сферы библиотечного обслуживания. Также пониженная ставка действует для таких объектов, как: водохранилища, гидроузлы, гидромелиоративные сооружения и т.д. Полный перечень приведен в п. 3 ст. 521 Кодекса.
Налог на имущество в РК, взимаемый с граждан, также рассчитывается, как произведение налоговой базы и ставки.
В соответствии с п.1 ст. 529 Кодекса РК для жилищных и дачных построек налоговой базой выступает стоимость этих объектов. При этом рассчитывается она по следующей формуле:
Налоговая база или стоимость имущества (С) = базовая цена 1 кв.м (Сб) * коэф. физического износа (К физ) * коэф. функционального износа (К функц) * коэф. зонирования (К зон) * коэф. изменения месячного расчетного показателя (К изм. МРП)
Если речь идет о постройках холодного типа, подвалах, цокольных этажах и т.д., то налоговой базой будет считаться стоимость таких объектов по состоянию на 1 января соответствующего года. Формула расчета приведена в п. 3 ст. 529 Кодекса РК и имеет следующий вид:
Налоговая база или стоимость имущества (С)= базовая цена 1 кв.м (Сб) * общая площадь объекта (S) * коэф. физического износа (К физ)* коэф. изменения месячного расчетного показателя (К изм. МРП) * коэф. зонирования (К зон)
О том, как рассчитать перечисленные показатели, включая налог на имущество в РК, подробно написано в ст. 529 Кодекса.
При исчислении налога на имущество для граждан используется целая система ставок. Они различаются в зависимости от стоимости имущества, попавшего под налогообложение. Чем выше этот показатель, тем, соответственно, больше размер ставки. Полный их перечень приведен в ст. 531.
Базовые ставки для земельных участков устанавливаются из расчета на 1 кв.м. площади и варьируются в зависимости от населенного пункта. Например, для Караганды установлена базовая ставка в размере 0,58, а для Алматинской области всего лишь 0,39.
Для налога на имущество, взимаемого с граждан и организаций (ИП), установлены свои сроки уплаты.
В соответствии с положениями ст. 522 Кодекса РК юридические лица и ИП должны платить налог на имущество по месту нахождения объектов, которые попадают под налогообложение. Расчет суммы они производят самостоятельно. При этом обязаны соблюдать следующие сроки перечисления такого платежа в бюджет:
- до 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября соответствующего налогового периода – общие сроки уплаты налога на имущество для организаций и ИП,
- предприниматели, применяющие упрощенные режимы налогообложения для субъектов малого бизнеса – до 10 апреля года, следующего после отчетного периода.
В соответствии со ст. 532 Кодекса РК в отношении имущества, принадлежащего физическим лицам, налог исчисляется налоговыми органами до 1 июля года, следующего за отчетным периодом. При этом для граждан установлен следующий общий срок уплаты имущественного налога – до 1 октября года, следующего после отчетного.
Если плательщик продал объект, который был в его собственности, то он должен уплатить налог за фактический период владения до наступления дня государственной регистрации сделки по купле-продаже.
В соответствии с установленным порядком, физические лица освобождаются от представления налоговой отчетности по платежам в бюджет за имущество. Исключением являются граждане, которые используют те или иные объекты для ведения предпринимательской деятельности.
Порядок представления и состав отчетности, которую должны подавать юридические лица, ИП и отдельные категории граждан, описан в ст. 525 Кодекса РК. Здесь действуют следующие правила:
- До наступления 15 февраля текущего периода организации и ИП обязаны представить в налоговые органы расчет текущих платежей (утвержден Приказом Министра финансов Казахстана № 1214) по налогу на имущество, возникшему на начало года.
- Не позднее 10 дней до наступления срока уплаты налога налогоплательщик должен представить: расчет текущих платежей (если налоговые обязательства возникли в течение налогового периода) и дополнительный расчет текущих платежей (если в течение налогового периода были изменены обязательства перед бюджетом по этому виду платежа).
В случаях, когда обязательства по данному виду налога возникли после уплаты текущих платежей, налогоплательщики освобождаются от представления расчета текущих платежей.
- До 31 марта года, следующего за отчетным периодом, также должна быть представлена в налоговый орган декларация. Ее форма утверждена Приказом Министра финансов Казахстана № 166 (Приложение № 50). Обязанность по представлению такого документа возникает у следующих категорий плательщиков налога на имущество:
- юридических лиц,
- ИП, использующих соответствующие объекты при ведении бизнеса,
- физических лиц по имуществу, которое используется ими при ведении предпринимательской деятельности.
Налогоплательщикам доступны разные способы перечисления такого вида обязательного платежа в бюджет.
Итак, как оплатить налог на имущество:
- в ближайшем отделении банка второго уровня,
- внесение необходимой суммы в кассе налоговой инспекции,
- использование интернет-банкинга (при наличии доступа к такому сервису),
- проведение платежа через портал Электронного правительства.
Сегодня для большинства налогоплательщиков наиболее удобным является именно последний способ. В этом случае провести платеж можно, не выходя из дома/офиса, тем самым сэкономив большое количество времени.
Чтобы оплатить налог на имущество онлайн в Казахстане через сайт Электронного правительства нужно выполнить следующие шаги:
- Перейти по ссылке http://egov.kz и авторизоваться в своей учетной записи.
- Далее следует найти раздел «Таможня и налоги» и, перейдя в него, кликнуть на ссылку «Оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет».
- На экране появится страница со справочной информацией об услуге. Здесь же есть кнопка «Оплатить онлайн». По ней нужно кликнуть.
- Откроется онлайн-форма, куда нужно внести следующую информацию: ИИН, название налогового органа, сумма платежа, КНП, КБК. После заполнения всех пустых граф нужно нажать на кнопку «Оплатить».
- Последний шаг – выбор способа оплаты и проведение платежной операции. Чек об уплате налога появится в личном кабинете плательщика.
Для того, чтобы избежать санкций со стороны контролирующих органов, налогоплательщику рекомендуется систематически проверять состояние задолженности по налогу на имущество.
Для этого можно лично обратиться в территориальное отделение налоговой службы, взяв с собой паспорт, а также сведения об ИИН/БИН. Однако можно пойти более простым путем и воспользоваться сайтом Электронного правительства.
Итак, как узнать налог на имущество через egov.kz:
- Вначале надо перейти на сайт Электронного правительства, войти с систему и выбрать вкладку «Таможня и налоги».
- Среди предложенных вариантов нужно выбрать раздел «Налогообложение», а затем «Просмотр и оплата налоговой задолженности».
- Откроется страница, где будет кнопка «Заказать услугу онлайн». По ней следует кликнуть.
- На следующем этапе нужно заполнить пустые поля (ИИН плательщика и уникальный код с картинки), после чего нажать на «Далее».
- Если все сведения внесены правильно, но на странице откроется таблица с информацией о долгах по налогу на имущество физических лиц/организаций, которую нужно проверить и при наличии непогашенных обязательств – внести оплату.
Помимо вариантов, описанных выше, есть еще один альтернативный способ, как проверить онлайн налог на имущество. Можно воспользоваться официальным сайтом Комитета государственных доходов (cabinet.salyk.kz). Здесь на главной странице следует кликнуть по ссылке «Сведения о задолженности».
Налог на имущество в Казахстане в 2021
(0) |
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.
Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.
1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
- Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
- В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
- Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.
Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.
Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.
Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.
Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.
1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».
2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».
Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»
Если раньше конкретный срок уплаты этих налогов устанавливали регионы, сейчас он один по всей России — 1 марта года, следующего за отчётным. Срок для авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам
Начиная с отчётности за 2020 год организации не предоставляют декларации по налогам на транспорт и землю.
Налоговая инспекция в информативных целях будет отправлять организациям сообщение о рассчитанной сумме налога, но это не освобождает организацию от обязанности самостоятельно рассчитать налог и уплатить его в положенный срок. Неполучение от налоговой сообщения — не повод не платить или платить невовремя.
В связи с нововведениями, с 1 января 2021 года у организаций появилась новая обязанность. Если им не пришло из налоговой сообщение о рассчитанной сумме транспортного или земельного налога, они должны направить в ИФНС сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, облагаемых налогом. Сообщение отправляют по форме и в порядке, утверждённым Приказом ФНС России № ЕД-7-21/124 от 25 февраля 2020 г.
К сообщению нужно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. По земельным участкам нужно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти участки. Такое сообщение представляется по каждому объекту однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если не отправить такое сообщение, или отправить с опозданием, будет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, по которому нужно было представить сообщение.
В связи с тем, что организации больше не будут сдавать декларации по налогам на транспорт и землю, может случиться несовпадение в суммах, рассчитанных и уплаченных организацией и рассчитанных ИФНС по имеющимся у неё данным.
Поэтому с 1 января 2021 года зачет излишне уплаченных сумм транспортного и земельного налогов будут производить не ранее дня, когда ИФНС направит организации сообщение суммах налога (п. 5.1 ст.78 НК РФ).