Статьи расхода бюджета РФ на 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статьи расхода бюджета РФ на 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    • Какие налоги идут в какие бюджеты
    • Дивиденды госкомпаний
    • 2021
      • 73 из 85 субъектов федерации запланировали дефицитный бюджет
      • План сокращения затрат на оборону

      Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

      На июль 2013 года:

      • НДС и НДФЛ относятся к федеральным налогам.
      • К региональным относятся налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный.
      • К местным налогам относятся земельный и налог на имущество физических лиц.

      Среди бюджетов на 2021 г. 73 из 85 субъектов федерации имеют дефицит. Лишь 5 регионов имеют профицит и 7 регионы относятся к категории регионов со сбалансированным бюджетом.

      Профицитный бюджет у регионов, экономический потенциал которых невысок (Марий Эл, Карачаево-Черкессия, Мордовия, Пензенская, Еврейская АО), а уровень долговой нагрузки накоплен еще в доковидный период. Для таких регионов действует режим строгой экономии.

      Принят закон о федеральном бюджете на 2021–2023 годы

      Расходы консолидированного бюджета России в 2020 году оказались рекордными в постоянных ценах с начала 1990-х годов. Об этом сообщил ведущий сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. В расчете учитывались расходы федерального бюджета, бюджетов регионов и муниципалитетов и трех внебюджетных государственных фондов.

      По оценке Счетной палаты, федеральные расходы в 2020 году увеличились на 25% по сравнению с 2019 годом на фоне дополнительных антикризисных трат правительства не менее чем на 2,9 трлн рублей. По данным Федерального казначейства, консолидированные бюджеты регионов выросли на 15%, главным образом за счет увеличения расходов на здравоохранение.

      Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составят 3657 млрд руб.4 и по сравнению с 2018 г. возрастут на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах (см. табл. 1).

      Если сравнить бюджет здравоохранения 2019 г. с прошлыми периодами, то выяснится, что после снижения государственных расходов в 2014–2017 гг. он только вернется к уровню финансирования здравоохранения 2012 г. в постоянных ценах. С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

      С 2018 по 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы (государственные расходы на здравоохранение) возрастут на 23% в текущих ценах, а в постоянных ценах – только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах.

      Сегодня в РФ фактические государственные расходы на здравоохранение (из всех источников финансирования – системы ОМС и бюджеты всех уровней) существенно разнятся по субъектам РФ в расчете на душу населения (рис. 8). Так, средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в 2018 г. составила 16,4 тыс. руб. на душу населения. В 80% регионов (66 из 85) данные расходы оказались меньше этой средней величины (расчеты сделаны с учетом применения коэффициента дифференциации бюджетного финансирования, на который были поделены фактические расходы).

      В РФ высока доля личных расходов населения на здравоохранение, она составляет 35%, что в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (27%). Это связано с недостаточными расходами государства на здравоохранение: в 2018 г. подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ были в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС.

      В доле ВВП государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,2% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в этих странах (5% ВВП). На фоне и так невысоких государственных расходов на здравоохранение в РФ за последние 6 лет (с 2012 по 2018 г.) произошло их сокращение на 4% в постоянных ценах (2012 г. – 100%). Такое уменьшение расходов привело к снижению гарантированных объемов медицинской помощи.

      Результаты расчетов показали, что в РФ для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. наряду с целенаправленной политикой, направленной на снижение потребления крепких алкогольных напитков (снижение на 45% к 2024 г.), необходимо ежегодно увеличивать государственные расходы на здравоохранение на душу населения примерно на 15% в постоянных ценах. Такой темп роста государственных расходов на здравоохранение будет соответствовать 6,5% ВВП в 2024 г., что на уровне стран ЕС в среднем.

      Для достижения ОПЖ 77 лет к 2024 г. потребуется увеличение государственных расходов на 10% ежегодно в постоянных ценах. Заложенные в госпрограмме «Развитие здравоохранения» финансовые средства недостаточны для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. – динамика роста этих расходов с 2018 по 2024 г. составит всего 6% в постоянных ценах. К 2024 г. эти расходы составят 2,9% ВВП, что ниже, чем в 2018 г. (3,2% ВВП).

      ?

      По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

      С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

      Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

      ?

      Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

      Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

      И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

      Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

      ?

      По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

      ?

      Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,8 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 31,9%. При этом, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП ненефтегазовые ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые вырастут — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.

      Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

      Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2020 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

      Каким будет новый федеральный бюджет на три года

      Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года

      Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

      Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

      1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):

      1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей;

      2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей;

      3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей;

      4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро;

      5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.

      2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года):

      1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей;

      2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей;

      3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей;

      4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро;

      5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей.

      Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

      1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

      2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

      3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

      Главный финансовый документ России на 2021 год базируется на объеме ВВП 115 533 млрд руб. и инфляции не более 3,7%.


      С учетом указанных значений основные бюджетные показатели выглядят так:

      • доходы – 18,77 трлн руб.;
      • расходы – 21,52 трлн руб.;
      • дефицит – 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП или 12,8% от суммы расходов);
      • экономический рост – 3,3%.

      Большую часть средств (около 2,74 трлн руб.) на финансирование дефицита бюджета планируется получить в 2021 году внутри страны – посредством заимствований в виде облигаций. Необходимый остаток суммы – за счет Фонда национального благосостояния России и внешних заимствований (в виде иностранных кредитов и размещения ОФЗ).

      Валютный курс на 2021 год прогнозируется 72,4 руб./1 долл., на 2022 и 2023 годы – 73,1 и 73,8 рублей соответственно. Несмотря на тенденцию к умеренному ослаблению курса в долгосрочной перспективе, власти говорят о сохранении стабильности национальной валюты в реальном эффективном выражении. Это должно поддерживать конкурентоспособность экономики страны и способствовать наращиванию объемов несырьевого экспорта.

      В 2021 году нефтегазовые доходы останутся основным источником пополнения бюджета и принесут 6 трлн руб. или 31,9% общего объема (почти каждый третий рубль). В целом до 2023 года прогнозируется повышение их доли к общему объему ВВП до 5,6% (на фоне 4,8% в 2020 году). Например, отмена льгот по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли принесет дополнительно не менее 200 млрд руб.

      Среднегодовая цена барреля нефти марки Urals заложена в бюджете на уровне 45,3 долл. Но все расчеты в документе базируются на цене 43,3 долл. Дополнительные доходы, полученные от разницы, будут направлены в Фонд национального благосостояния.

      Средняя стоимость барреля российской нефти в 2019 г. составляла 63,8 долл., в сентябре 2020 г. – 41,8 долл.

      СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

      Л.С. Ржаницына

      ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ В ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ НА 2019-2021 гг.

      В статье анализируется проект бюджета России на 2019-2021 гг. с позиции выполнения принятых обязательств власти в социальной сфере. Рассматриваются показатели проектируемого роста личных доходов населения и отраслей сферы социально значимых услуг. Приводятся сопоставления современного уровня развития социальной сферы в России и в развитых странах. Приводятся данные консолидированного бюджета, который, в отличие от федерального, включает внебюджетные фонды (Пенсионный, Соцстраха, Медицинский) и социальные расходы регионов — именно в последних предусматриваются основные расходы на образование и здравоохранение, т.е. на важнейшие отрасли социальных услуг.

      Социальные статьи расходов в проекте федерального бюджета на 2019-2021 гг. позволяют оценить ожидаемые сдвиги в благосостоянии населения России: в уровне личных доходов и доступности социально значимых услуг, прежде всего в сферах воспитания детей, образования, медицинской помощи. Авторы проекта бюджета считают, что в предстоящие три года могут быть выполнены все намечаемые социальные обязательства. Однако если, например, судить по намечаемому показателю реально располагаемых доходов населения, то в перспективе к 2021 г. может произойти лишь возвращение к ситуации 2015 г: в 2016-2018 гг. реальные доходы снизились почти на 4% (95,7% к 2015 г.), а в предстоящие 2019-2021 гг. намечается тот же процент роста, что только компенсирует прошлое падение [1; 2].

      Трудовые доходы. В проектировках главного источника материального положения населения — заработной платы в реальном исчислении с учетом инфляции за три года — намечен прирост всего на 5%. Это, вероятно, может быть обусловлено намеченной «индексацией» оплаты труда врачей и учителей и некоторым повышением оплаты труда работников в сфере новых технологий: связи и цифровизации на базе национального проекта. Для работников остальных профессий бюджетной сферы обещанного удвоения заработной платы по сравнению с ее региональным размером не произойдет; предусмотренные дотации для субъектов и ведомств (том числе Министерства образования и науки), как и были, остаются явно недостаточными. Так, Росстат опубликовал данные о зарплате научных работников в Москве, которая составляет 130 тыс. руб. в месяц при средней по Москве 70 тыс. руб./мес. Ни автор, ни его знакомые такой оплаты не получают.

      Ограничителем роста заработной платы в экономике — одного из основных стимулов к росту производства ВВП, производительности труда, покупательной способности населения — является действующий механизм государственного регулирования минимальной заработной платы (МРОТ). Предположительно МРОТ возрастет с 11163 руб. в мес. до 11280 руб., или на 1%. Это, скорее, чисто формальный подход к решению проблемы, чем реальный выигрыш для работников, с одной стороны, и изменения издержек для работодателя с другой [3].

      Российский МРОТ, исходящий из объема минимальной потребительской корзины (ПК) первичных жизненных потребностей, неоправданно мал. В минимальную потребительскую корзину не включены объективно необходимые расходы на одежду, проезд в транспорте и другие услуги. Отсюда — крайний недоучет расходов на услуги, ха-

      рактеризующие особенности, уровень и качество жизни. Такой расчет несопоставим с ситуацией подобных исчислений в развитых странах. Например, в США в ПК учитываются расходы на Интернет, компьютер, мобильный телефон и др. Для различных типов семей в зависимости от количества в них детей и пенсионеров установлен разный прожиточный минимум, что позволяет варьировать систему социальной поддержки. В России ПК статична, а ее пересмотр в целях осовременивания отложен на 5 лет.

      Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика

      Несмотря на мощное сопротивление Минфина, в новом бюджете полностью предусмотрено финансирование мер поддержки, обещанных президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию. Так, на организацию бесплатного горячего питания для младшеклассников — 540 миллионов рублей в следующем году, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство — 760 миллионов рублей, на создание дополнительных мест в школах в отдельных субъектах РФ — 32,8 миллиарда рублей.

      На втором месте по расходам — раздел «Национальная экономика». На поддержку экономического роста направят 3,3 триллиона рублей — 15,5% от всего бюджета. Данные меры, по мнению правительства, должны привести к росту экономики в следующем году на 3,3%, следует из документа.

      На третьем месте по расходам национальная оборона: 3,1 триллиона рублей. Совокупно с расходами на национальную безопасность и МВД РФ всего силовики получат из бюджета 5,5 триллиона рублей. Перед принятием бюджета Минфин призывал сократить количество служащих как в армии, так и в других силовых ведомствах. Но, судя по всему, уменьшены эти расходы также не будут. Хотя такие высокие расходы на армию (2,7% ВВП) — нонсенс среди развитых стран. Для сравнения: Германия тратит на свою оборону менее 1% от ВВП, другие страны НАТО — порядка 2% ВВП.

      Также из утверждённой «бухгалтерии» не видно обещанного секвестра и государственных чиновников. Раздел «Общегосударственные вопросы» — это 7,4% расходов, или 1,5 триллиона рублей. Он хоть и уменьшился по сравнению с прошлым годом на 3,8%, но это совсем не похоже на обещания сократить армию госслужащих минимум на 10%.

      Зато на следующие два года сократится финансирование проекта «Образование»: в 2021 году оно снизится на 8,3 миллиарда рублей, в 2022-м — на 5,96 миллиарда рублей. И только на 2023 год Минфин планирует увеличить финансирование проекта на 68,2 миллиарда рублей.

      Будут снижены затраты на некоторые программы, в которые, судя по всему, не очень-то верят правительственные чиновники. Например, если под федеральный проект «Искусственный интеллект» изначально планировалось финансирование 90 миллиардов рублей, то теперь лишь 22 миллиарда рублей.

      Впрочем, основная проблема российского бюджета осталась такой же, как и двадцать лет назад: слишком сильная зависимость от международных цен на нефть. Так, нефтегазовые доходы составят 6 триллионов рублей, все остальные — 12,8 триллиона рублей. То есть в общем объёме продажа углеводородов приносит в российский бюджет треть всех его доходов. И слезть с этой нефтяной иглы, несмотря на все заверения чиновников, не получается.

      Процесс составления и исполнения годовой национальной казны определяется нормативными документами. Президент РФ согласно прописанным в законопроекте условиям утверждает сроки разработки правительственного бюджета на следующий год.

      Планирование затрат — совместная деятельность министерств и законодательных органов. При прогнозировании проектов намечаются отправные точки формирования казны, рассматривается баланс уже растраченных средств, выводится социально-экономический прогноз.

      Сформированный проект передается на рассмотрение президенту РФ. Только после одобрения президента проект передается на утверждение в парламент.

      Примерно 84% поступлений формируются на основе налоговых отчислений. Здесь понимают налоги на хозяйствование предприятий, все косвенные налоги государства, связанные с реализацией продукции и услуг.

      Под национальными затратами понимают политику хозяйствования внутри РФ. Деньги делятся на текущие затраты и капитальные расходы. Текущие расходы направляются на стабилизацию общегосударственной политики. Деньги также уходят на субсидии и субвенции. Все капитальные отчисления уходят на инвестиции и развитие инноваций.

      Характерно, что правительство каждый год распределяет средства между министерствами. Одновременно прописываются цели расходования денег. К примеру, бюджет министерства науки на 2020 год составил 403,8 млн евро. Для этой области характерно, что вырастает финансирование образования студентов, а также выделяются деньги на курсы повышения квалификации преподавателей.

      На казну здравоохранения государство выделило примерно 1,2 млрд евро. Деньги выделяются на повышение зарплат медиков в особенности. Также повышается качество медицинских услуг, на которые государство выделяет деньги из казны.

      Для министерств по статистике выделено до 457,17 млн евро. Дополнительное финансирование будет выделяться на повышение качества дорожного полотна. Сюда также относят расходы на улучшение качества проложенных железнодорожных линий.

      Важно заметить, что на казну министерства благосостояния выделяется до 703,1 млн евро. По данным Минблага государственная казна должна быть значительно повышена в следующем году. Планируется повысить и пенсионные выплаты.

      Таким образом ведется выделение средств на другие бюджеты государства.

      Подписан Закон о федеральном бюджете на 2021 год

      Все государственные расходы выступают в следующих формах:

      • Форма государственного заказа, распределяемого на конкурсной основе.
      • Строительство за счет вложения капитальных вложений.
      • Расходы на оборону страны и другие сферы управления экономики.

      Основная доля всех государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей с самоуправлением.

      Важно, чтобы политика расхода денежных средств была целенаправленной. Нужно соблюдать баланс между затратами и доходами для избежания возникновения ситуации дефицита и профита гос. бюджета.

      Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:

      • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
      • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
      • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

      Динамика распределения средств страны в 2017 году зависит от котировок цен на нефть, газ, а также котировки стоимости золота и других драгоценных металлов. В 2017 году большое значение имели введенные санкции. Таким образом в 2017 году:

      • Доходы составляли 13.488 млрд. рублей.
      • Расходы составляли 16.241 млрд. рублей.
      • Дефицит составлял 2.753 руб.

      За основу расчетов в 2018 году были взяты показатели одного барреля нефти марки Urals. В то время средний по году курс доллара составлял 64,7, процент инфляции доходил до 3,7%, показатели доходов страны в 2018 году стал значительно выше по отношению к 2017 году и составил 15,182 трлн рублей. Суммы расходов государства доходили до 16,514 трлн рублей.

      Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2021-2023 годы

      Как это понимать? Дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит означает противоположное явление – когда доходы превышают расходы. В рамках одной семьи профицит выглядит очень замечательно: есть возможность потратить деньги в свое удовольствие или отложить на трудные времена. Что же касается бюджета целого государства, то это явление уже перестает быть столь привлекательным. В идеале, должен быть соблюден баланс, т.е. доход приблизительно равен расходу.

      Основным источником финансирования бюджета в 2021 году являются государственные заимствования. Большую часть денег на финансирование дефицита государство найдет внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном, это будут заимствования в виде государственных облигаций. Около 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния. Незначительная по государственным меркам сумма может появиться за счет внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Так решили в правительстве. Согласно подсчетам, общий долг вырастет до 28,4 трлн. рублей к 2023 г.

      Стоит отметить, что, несмотря на дефицитный план бюджета, размер российского государственного долга сохраняется на некритичном уровне и по-прежнему остается одним из наименее высоких в мире.

      Согласно главному экономическому документу страны, доходы от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составят 6 триллионов руб. В общем объеме доходов поступления с продажи и переработки нефтегазовых продуктов займут 31,9%. Цена нефти марки Urals в 2021 г. прогнозируется на уровне $45,3 за баррель и $46,6–47,5 в 2022-2023 гг. Все доходы сверх предполагаемого уровня направят в государственный резервный фонд.

      Весьма риторический вопрос, который рано или поздно себе задает каждый человек. И если с личным бюджетом можно разобраться достаточно быстро, то с государственным бюджетом не все так просто. При составлении экономического плана развития страны на 2021–2023 гг. правительство «исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России».

      Как же распределят государственный бюджет в 2021 году? Согласно официальному документу:

      1. Больше всего – примерно 5,6 триллиона руб. – планируют потратить на раздел «Социальная политика», что составляет 26% от общего объема расходов из бюджета.
      2. Второе место занимает экономика страны (на поддержание бюджета хотят потратить 3,3 триллиона руб.) в 2021 году.
      3. Национальная оборона (3,1 трлн. руб.).
      4. Органы обеспечения безопасности государства и правоохранительные органы оказались на 4 месте с расходами в 2,4 триллиона руб.
      5. Пятерку замыкает система здравоохранения – 1,1 триллиона руб.

      Финансовая поддержка национальных проектов уменьшится примерно на 9% (2,2 триллиона руб.). Не столько важен объем расходов, сколько их эффективность, то есть способность обеспечить экономический рост и поднять уровень благосостояния государства.

      Спрос растет по двум причинам, которые при желании можно назвать взаимосвязанными, — «постковидного» восстановления мирового производства и длящейся накачки рынков гигантскими объемами денежной массы, которые, похоже, все-таки порвали пузырь виртуальной экономики и начали выходить в реальный сектор.

      Попытки как-то залатать возникшую дыру особых успехов не приносят. Даже такой мощный позитивный сигнал, как женевская встреча президентов РФ и США, не привел к существенному росту основных фондовых индексов. Инвесторы предпочитают вкладываться не в акции, а в товарные активы.

      Это касается не только углеводородных энергоносителей, но и множества других позиций. Идут вверх цены на древесину, руду, металлы и изделия из них, стройматериалы, продукцию электронной промышленности, продовольствие и так далее. Например, пшеница сейчас стоит примерно на 20% дороже, чем в прошлом году. Мясо, рыба, сахар, крупы, овощи, растительные пищевые масла — за всеми продовольственными товарами, особенно длительного хранения, потенциальные покупатели готовы платить все дороже и дороже.

      В частности, поэтому, чтобы не допустить резкого роста цен и дефицита на внутреннем рынке, правительство РФ использует целый комплекс мер разной степени жесткости: от ограничения отпускных цен и повышения экспортных пошлин до временного запрета вывоза товара из страны (например, по гречневой крупе — до 31 августа)… Но это что касается спроса. А в том, что касается предложения — оно или остается на прежнем уровне, или растет меньшими темпами, чем спрос.

      Так, на рынке нефти продолжают действовать ограничения по сделке ОПЕК+, что привело, по оценкам Goldman Sachs, к текущему дефициту около 3 млн баррелей в сутки. Его предполагалось восполнить за счет снятия санкций с Ирана, но после президентских выборов в этой стране, на которых победил Ибрагим Раиси, это снятие может быть отложено на неопределенное время. Поэтому прогнозируется дальнейший рост цен — минимум до 80 долл. за баррель к началу осени.

      Еще запутаннее выглядит ситуация на газовом рынке, особенно европейском. «Газпром» явно не торопится ни с повышением поставок голубого топлива по имеющимся маршрутам, ни с завершением строительства газопровода «Северный поток — 2».

      Ежегодные поставки 40 млрд кубов (около 110 млн кубометров ежедневно) по украинской ГТС оплачены, а сверх этого лимита российская компания последние пять месяцев качала еще 14,2-14,5 млн кубометров за сутки (на июль выкуплено 15 млн кубов транзитного объема). Все прочие предложения из Киева наталкиваются на полное отсутствие ответной реакции. За что боролись — на то и напоролись.

      В результате график закачки газа в ПГХ Европы и «незалежной» катастрофически отстает от нормы. Да так, что эти потребители находятся перед непростым выбором: или вступать в отопительный сезон 2021/22 годов без должных запасов газа, или начинать массовые закупки сжиженного природного газа по завышенным ценам, или отказываться от искусственных ограничений, наложенных на импорт российского газа третьим энергопакетом ЕС.

      — Расходы на оборонку в новом бюджете запланированы больше, чем в текущем году, несмотря на падение доходов из-за пандемии. Почему правительство не отказывается от этих расходов?

      — Последние годы правительство не тратит меньше 3 трлн рублей на нацоборону и 2 трлн рублей — по статье «Национальная безопасность», откуда финансируются закупки Росгвардии. Это неудивительно. Во-первых, военным собираются немного проиндексировать зарплату. Во-вторых, и это главное, половина бюджета у нас идет на закупку вооружений. В этом году государство гасило невозвратные кредиты военно-промышленного комплекса (ВПК), что увеличивает суммарные расходы на оборону. То же самое мы увидим в 2021 году. С учетом необходимости гасить кредиты, у нас расходы на закупку вооружений будут даже больше половины общего бюджета на оборону. Правительство не может опустить расходы ниже указанного уровня, потому что иначе начинают «сыпаться» промышленные компании, завязанные на гособоронзаказ.

      — Почему траты не падают — понятно, но зачем увеличивать эти расходы?

      — В этом году произошло сильное ослабление рубля, и это влияет на ВПК. Несмотря на импортозамещение, значительная часть военной продукции производится с использованием импортных компонентов, в первую очередь в части электроники. Мы закупаем ее за валюту, иногда даже в обход санкций. И если в 2019 году у нас доллар стоил 60 рублей с копейками, а сейчас стоит 80 рублей, то правительству придется тратить больше денег на оборону для балансирования системы ВПК, в которой работают 2 млн человек непосредственно в России, и для поддержания лояльности силовиков, которых только в Минобороны 1,5 млн человек.

      — В бюджете на следующий год впервые с начала 2010-х годов расходы по статье «Национальная экономика» больше, чем расходы на оборонку. Означает ли это, что тренды меняются?

      — Это не перелом тренда. Значительная часть расходов на нацэкономику идет на ВПК: строительство новых цехов, модернизацию и переоборудование заводов. Перенос денег из одной статьи в другую — это бухгалтерия, чтобы у людей не было вопросов, почему, несмотря на общее падение доходов, мы все еще продолжаем клепать танки и ракеты. Для этого часть расходов нужно переквалифицировать. Условно, сегодня мы закупаем у «Уралвагонзавода» меньше танков, но заставим купить больше вагонов. Таким образом ВПК поддерживают за счет нескольких статей и тратить ниже определенного предела не получится.

      — Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?

      — Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.

      Эти траты поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.

      А что будет при сокращении трат на оборонку, когда у вас 2 млн человек суммарно заняты на ВПК? А с членами их семей, а со сферой услуг?

      Люди в Омске уволятся — куда они поедут? На переезд денег нет, а ездить на заработки до соседних городов невозможно, это огромное расстояние. Вот и приходится правительству поддерживать ВПК и решать проблемы каждого конкретного завода. Рогозин постоянно летает на Усть-Катавский завод и пытается его как-то реанимировать. Потому что без этого завода маленький город Усть-Катав будет испытывать большие проблемы. А с ними будет испытывать проблемы и вся Челябинская область.

      Когда в 2016 году расходы только по нацобороне составили 3,8 трлн, что составляло существенный процент ВВП того года, встал вопрос: что, мы возвращаемся в Советский Союз? Пушки вместо масла? Люди-то не богатеют. И тогда Путин сказал: мы теперь будем сокращать расходы. Если смотреть на бюджет 2021 года 2016-м, мы и о масле для граждан тоже думаем. Но объективно расходы растут, и не важно, по какой статье они проводятся.

      — Есть ли в этих условиях простор для сокращения трат на ВПК?

      Бюджет России на 2021 год в цифрах

      С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

      В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.

      В федеральном бюджете на 2018 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

      Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

      Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

      • Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
      • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
      • Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
      • Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

      При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

      За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

      Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

      • Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
      • Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
      • Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
      • ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
      • Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
      • Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
      • Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
      • Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
      • Экология – 20,19 млрд рублей
      • 14 февраля 2021, 16:00

        Красноярские больницы накопили долги перед поставщиками услуг

      • 10 декабря 2020, 17:24

        Принят краевой бюджет на 2021 год: дефицит вырос до 17,2 миллиарда рублей

      Правительство одобрило посткризисный бюджет

      Показатель Значение Период
      Государственный бюджет 312 RUB млрд. / 4.247 млрд. USD май 2021
      Государственные расходы 4409 RUB млрд. / 60.02 млрд. USD 4 кв./20
      Государственные доходы 14467064 RUB млн. / 196.942 млрд. USD апр. 2021
      Государственный бюджет от ВВП -3.8 % 2020
      • Профицит государственного бюджета в России вырос до 312 RUB млрд. (4.247 млрд. USD) в мае 2021. Максимальный профицит достигал 3443 RUB млрд. , а дефицит -4114 RUB млрд.
      • Данные публикует Ежемесячно Министерство финансов.
      Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
      Владимир Путин (2) 07.05.2002 — -489.0600 458.8900 458.8900 -1336.3700 -193.83%
      • Объем государственных расходов в России вырос до 4409 RUB млрд. (60.02 млрд. USD) в четвертом квартале 2020. Максимальный объем достигал 4409 RUB млрд., а минимальный 1629 RUB млрд.
      • Данные публикует Ежеквартально Федеральная служба государственной статистики.

      Данные Период Дата

      4409 4 кв./20 03.04.2021
      4262 3 кв./20 02.01.2021
      4252 2 кв./20 03.10.2020
      4227 1 кв./20 11.07.2020
      4227 4 кв./19 04.04.2020
      4046 3 кв./19 04.01.2020
      4044 2 кв./19 29.10.2019
      4067.4 4 кв./18 06.04.2019


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *