Штраф за перевозку опасного груза в 2021 году без разрешения, автомобильным транспортом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасного груза в 2021 году без разрешения, автомобильным транспортом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

От 1 000 до 1 500 рублей для физлица и при нарушении тем правил перевозки именно для личных нужд на автомобиле, а не коммерческом передвижении.

Есть в КоАП специальная статья 12.21.2, которая накладывает меры ответственности за нарушения транспортировки опасных грузов. И часть 2 этой нормы накладывает указанный штраф для любых нарушений правил такого извоза, кроме тех, что указаны в части 1. А в первой говорится как раз о коммерческом извозе: отсутствии разрешения у водителя, свидетельства о подготовке, если конструкция машины не соответствует требованиям законодательства. Всё это не подходит в случае перемещения для личных нужд.

Таким образом, при нарушении на личном транспорте по части 2 статьи 12.21.2 выпишут следующие санкции:

  • штраф за перевозку опасных грузов на водителя – физическое лицо: 1-1,5 тысячи рублей,
  • на должностное лицо – 5-10 тысяч рублей,
  • на юрлиц – от 150 до 250 тысяч тех же рублей.

Обратите внимание, если вы, к примеру, везёте в багажнике легкового автомобиля бензин в количестве 300 литров (ниже узнаем, почему именно 300), то вам положен штраф от 1 000 до 1 500 рублей за перевозку опасного груза. Однако, такой же размер санкции будет, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем либо едете на машине юридического лица. Потому как событие правонарушения заключается именно в перевозке для частных нужд, а не коммерческих. Хотя, в случае машины юрлица личные нужды, возможно, ещё нужно будет доказать именно вам.

Ежедневно на территории России принимаются к отправке миллионы тонн различных грузов. Некоторые из них классифицируются, как опасные. Опасными называются материалы и вещества, транспортировка которых невозможна без соблюдения правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей, сохранность экологической среды и материальных ценностей.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Транспортировка опасных грузов может производиться автомобильным транспортом и не только. Их перевозят по железной дороге, воде и воздуху.

Для каждого вида доставки разработаны документы, регламентирующие правила перевозки ОГ:

  • МОПОГ — для транспортировки по морю от 03.05.1989;
  • ВОПОГ регламентирует перемещение ОГ водным транспортом по внутренним путям от 26.05.2000 (на территории Росси действуют с 01.03.2009);
  • инструкция по перевозке воздушным транспортом;
  • правила перевозки железнодорожным транспортом от 05.04.1996 (последняя редакция 20.10.2017);
  • ДОПОГ— для автотранспорта. Соглашение заключено в Женеве 30.09.1957. Россия присоединилась 03.02.1994.

ДОПОГ – соглашение европейских стран о правилах международной транспортировки ОГ, которое подписано Россией.

Контроль выполнения пунктов соглашения возлагается на ООН. Помимо документов, описывающих порядок действий при транспортировке ОГ, существует система ГОСТов, регламентирующая их упаковку, а также, маркировку самих грузов и транспорта, на котором они перевозятся.

Развитие промышленности способствует появлению новых химических веществ, классифицируемых, как опасные и требующих пересмотра норм упаковки и доставки, поэтому правила транспортировки ОГ корректируются раз в несколько лет. Последняя редакция ДОПОГ была проведена в январе 2021 года, но поправки вступили в силу с 01 июля 2020 года.

Основные изменения коснулись следующих пунктов:

  1. В перечень ОГ добавили группу полимеризующихся веществ, что внесло корректировки в список опасных грузов 4 класса.
  2. С 2021 года допустили перевозку ОГ в мягкой таре, при условии соответствия конечной упаковки стандартам ДОПОГ.
  3. Откорректировали формы большей части сопроводительных документов. Повысили требования к заполнению информации о некоторых категориях грузов в сопроводительных документах.
  4. Автотранспорту, перевозящему ОГ с маркировкой 3077 и 3082 с 2020 года разрешили проезжать через тоннели всех категорий, в том числе, класса Е.
  5. Повысили требования к транспортным средствам для перевозки ОГ.
  6. Усовершенствовали систему проверки знаний водителей и консультантов по вопросам обеспечения безопасности перевозки ОГ.
  7. Откорректировали маркировку ОГ и правила установки знака опасности удушья от газа, а также, транспортных пакетов и газовых баллонов.
  8. Ввели обязательное требование наличия антиблокировочной тормозной системы на ТС грузоподъемностью от 3,5 тонн.

Для того чтобы четко понимать объем и смысл всех корректировок, которые произошли в соглашении, необходимо досконально изучить ДОПОГ в редакции 2021 года.

Также, с 07.01.2018 года вступил в силу приказ №900 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению госуслуги по выдаче свидетельства о допуске ТС к перевозке ОГ».

Новый регламент МВД конкретизирует следующие моменты:

  • список необходимых для получения госуслуги документов;
  • состав административных процедур, очередность, требования к качеству и срокам их исполнения;
  • нормы контроля за предоставлением госуслуги и алгоритм оспаривания решений должностных лиц, ответственных за ее предоставление;
  • ситуации, в которых предоставление госуслуги может быть приостановлено или отклонено.

Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:

  • особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
  • особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
  • когда опасные грузы считаются безопасными

Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.

Какие нужны документы для международных перевозок читайте здесь.

Ограниченным называется количество вещества, в котором опасный груз перестает считаться таковым. ДОПОГ регламентирует нормы и концентрации веществ, при которых они считаются неопасными.

Есть грузы, которые опасны независимо от количества, например, радиоактивный уран. Тем не менее даже в ограниченных количествах ОГ должны перевозиться с соблюдением правил безопасности.

Ответственность и штрафы за несоблюдение правил при перевозке опасных грузов

Действующие правила перевозки опасных грузов автотранспортом предусматривают обеспечение следующих мер безопасности:

  1. Организация, предоставляющая услуги по доставке ОГ должна иметь лицензию. Для перевозки некоторых опасных веществ необходимо разрешение Минтранса РФ, а особо опасные материалы не могут быть приняты к транспортировке без визы МВД.
  2. Маршрут колонны, перевозящей ОГ:
      должен проходить вдали от населенных пунктов, стратегических промышленных объектов, заповедников и зон отдыха
  3. транспортировка опасных грузов в черте населенного пункта должна быть организована таким образом, чтобы спецтранспорт не проезжал вблизи от учебных, лечебных и дошкольных учреждений;
  4. в некоторых случаях предусмотрено обязательное согласование маршрута по доставке ОГ с местным отделом ГИБДД
  5. как правило, разрешение на использование утвержденного маршрута лимитировано по времени и действует не более 6 месяцев.
  6. ТС, перевозящее опасные вещества должно иметь:
      окраску и маркировку, соответствующую классу перевозимого материала
  7. наличие аварийных карточек с планом мероприятий по ликвидации последствий ДТП;
  8. запас топлива должен обеспечивать возможность преодоления дистанции в 500 км без дозаправки
  9. если есть потребность в перевозке груза на большее расстояние, необходимо наличие резервного топливного бака.

Заправка ТС должна проходить согласно требованиям правил безопасности перевозки ОГ.

  • ТС не оборудованное АБС (антиблокировочной системой) и устройством ограничения скорости не может быть допущено к транспортировке опасных материалов и веществ.
  • Транспортировка особо опасных грузов должна производиться: в сопровождении машины, снабженной световыми проблесковыми идентификаторами желтого и оранжевого цветов или патрульного автомобиля ГИБДД;
  • производить стоянки разрешается только в строго отведенных местах, вынесенных за границы населенных пунктов и удаленных минимум на 200 м от жилых построек.

Транспортировка ОГ происходит с учетом дорожных знаков, установленных вдоль трассы. Скоростной режим определяется сотрудниками ГИБДД во время согласования маршрута.

На спецтранспорт устанавливается знак с указанием максимальной скорости, с которой он может передвигаться. Водителю запрещено обгонять машины, передвигающиеся со скоростью более 30 км/час, разгоняться до скорости более 50 км/ч на прямых участках и 10 км/час на поворотах.

За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде. В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:

  1. До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
  2. Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
  3. От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.

УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.

Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации. Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания. Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.

Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

Министерство транспорта внесло коренные изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2021 года в отрасли, скорее всего, внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать — уже без должных на то оснований — в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.

Однако, с 1 января 2022 года должна заработать государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов, сведения из которой фискальные органы будут получать напрямую, без истребования документов у участвующих в перевозке лиц. Налоговые инспектора будут требовать обоснования указания в транспортной накладной экспедитора качестве перевозчика. К этому стоит заранее подготовиться и согласовать с грузовладельцами новый порядок заполнения транспортной накладной.

1. Комментируемая статья закрепляет три состава административных правонарушений на транспорте — воздушном, водном, железнодорожном, посягающих на безопасность полетов, плавания и передвижения по железным дорогам.

Непосредственным объектом всех трех правонарушений являются установленные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов, обеспечивающие безопасность воздушного, водного и железнодорожного транспорта. Различия в объекте посягательства этих трех составов состоят только в том, на какой вид транспорта распространяются указанные правила.

2. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют противоправные деяния, нарушающие установленные на воздушном, водном, железнодорожном транспорте правила для перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.

Нарушения могут быть выражены в активных действиях либо в бездействии (неисполнении того, что предписано нормой права). Особенность объективной стороны комментируемых правонарушений — в виде транспорта, на котором совершаются названные противоправные деяния.

3. Субъектами всех трех составов являются граждане и должностные лица.

4. С субъективной стороны комментируемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

1. Нормы комментируемой статьи призваны регламентировать единственное правонарушение, обусловленное нарушением правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.

Разграничение комментируемых норм производится применительно к особенностям транспортировки указанных категорий грузов различными видами транспорта. Следует также обратить внимание, что положения комментируемой статьи охватывают собой не все виды транспорта, а лишь наиболее массовые, сопряженные с повышенной опасностью не только для правил плавания судов и самих судов, но также и пассажиров, грузов, багажа и иных значимых интересов, а именно воздушный, водный, в том числе морской, а также железнодорожный транспорт.

Правила перевозки указанных грузов регламентируются:

— воздушным транспортом — Воздушным кодексом РФ, Приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», а также рядом иных нормативных актов;

— железнодорожным транспортом — Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»;

— морским транспортом в части транспортировки указанных категорий грузов — Кодексом торгового мореплавания РФ, в отношении внутреннего водного транспорта применяются нормы Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

2. Анализ положений комментируемой статьи позволяет определить общий и непосредственный объект предусмотренных ею правонарушений.

В качестве общего объекта составов, регламентированных настоящей статьей, выступают отношения по поводу обеспечения безопасности при транспортировке опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Непосредственный объект конкретизируется применительно к каждому деянию, предусмотренному комментируемой статьей.

Так, объектом деяния, предусмотренного ч. 1, выступают отношения по обеспечению безопасности полетов воздушных судов при осуществлении ими перевозок указанных категорий грузов.

Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации. Воздушное законодательство определяет опасные грузы как опасные предметы и вещества, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды.

Тяжеловесный груз — груз, вес которого (одно место) более 150 кг, если правилами авиакомпании не предусмотрен иной вес для соответствующего типа воздушного судна. Крупногабаритным грузом признается груз, габариты которого превышают размеры стандартного средства пакетирования, используемого для перевозки на широкофюзеляжных воздушных судах и для погрузки которого требуется применение специального оборудования.

Объектом деяния, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются отношения по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов водным транспортом, а именно морским и внутренним водным транспортом.

Документ состоит из вступительной части, регламентирующей условия вступления в законную силу, непосредственно Правил и Приложений.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом соответствуют условиям соглашения ООН от «О международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), ратифицированного Правительством РФ.

Ранее действовавшее Постановление №372 от 23.04.1994, регламентировавшее перевозку опасных грузов, признано недействительным согласно п.3 нового Постановления.

Вышеуказанное соглашение ДОПОГ даёт понятие опасного груза – это вещества либо предметы, допускающиеся к перевозке с соблюдением специальных условий законодательства по причине того, что они могут нанести вред жизни/здоровью людей и окружающей среде.

Опасные грузы классифицируются по следующим категориям:

  1. Взрывоопасные материалы и предметы
  2. Газ в любой форме
  3. Легковоспламеняющиеся, взрывоопасные жидкие субстанции
  4. Легковоспламеняющиеся твёрдые материалы и вещества, имеющие свойства возгорания в определённых условиях
  5. Пероксиды, окисляющие материалы
  6. Токсичные вещества, инфекционные вирусы
  7. Радиоактивные вещества
  8. Коррозийные вещества
  9. Вещества, являющиеся опасными, которые невозможно классифицировать по вышеуказанным категориям

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в 2021 году

Условия перевозки опасных грузов предусматривают обязательное наличие защитного контейнера, маркирующегося специальной светоотражающей табличкой оранжевого цвета с чёрной окантовкой и отгрузочным наименованием.

Правила устанавливают ряд требований к транспорту, перевозящему опасный груз:

  • Наличие противооткатного упора (не менее 1 шт.)
  • Предупреждающие знаки с подсветкой (не менее 2 шт.)
  • Наличие системы антиблокировки тормозов для автомобилей, имеющих грузоподъёмность более 16 тонн
  • Топливные баки должны иметь повышенную степень защиты, в случае их повреждения топливо должно вытекать исключительно на землю
  • Выхлопная система иметь дополнительную защиту от перегрева и прочих нагрузок
  • В случае транспортировки опасного груза в цистерне последняя должна быть оснащена задним бампером для дополнительной защиты от удара
  • Наличие огнетушителей (2 шт.)
  • Наличие системы отключения аккумулятора из кабины транспортного средства

Во время транспортировки водитель и иные сопровождающие лица должны быть одеты в специальную форму яркого заметного цвета и иметь в наличии фонари.

Для перевозки опасных грузов автомобилем требуется наличие следующего пакета документов:

  1. Договор поставки груза, заключенный между перевозчиком и грузоотправителем. К договору прилагается заявка на транспортировку груза и информация об условиях перевозки.
  2. Транспортная накладная, дубликаты которой направляются поставщику (перевозчику), отправителю и получателю. Согласно Правилам по отношению опасного груза в накладной не допускается объявление его ценности)
  3. Маршрутный лист
  4. Удостоверение личности лица, осуществляющего перевозку
  5. Документы, позволяющие идентифицировать опасный груз:
    • Транспортный документ, в котором указаны все его характеристики: номер согласно классификации ООН, наименование, данные об упаковке груза, данные отправителя и получателя груза
    • Инструкция о порядке действий в случае чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие повреждения опасного груза

Большое значение имеет наличие пакета правильно оформленных документов. Водитель должен иметь при себе:

  • Специальный допуск к перевозке.
  • Путевой лист с пометкой «Опасный груз».
  • Маршрутный лист, в котором отмечены этапы перевозки, обозначены промежуточные стоянки и автозаправки. Документ должен быть отпечатан на фирменном бланке и согласован с ГИБДД.
  • Карточку с описанием свойств ОГ, подтверждение целостности упаковки.

Если при досмотре транспортного средства выявлены нарушения, избежать штрафа не удастся. Инспекторы ДПС строго следят за соблюдением регламента перемещения ОГ. Но если водитель не согласен с действиями дорожной полиции, он имеет все основания отразить данный факт в протоколе.

Комментируемая статья предусматривает 4 состава административных правонарушений. Объектом этих административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие при соблюдении правил перевозки опасных грузов. Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, которые были разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом».

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, выражается в:

1) перевозке опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов;

2) перевозке опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов;

3) несоблюдении условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Норма части 2 комментируемой статьи является бланкетной. Для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие именно правила перевозки опасных грузов были нарушены.

Субъектом указанных административных правонарушений являются водители, должностные лица, ответственные за перевозку, и юридические лица, то есть организации, осуществляющие перевозку опасных грузов.

Субъективная сторона правонарушений может быть выражена в форме умысла или неосторожности.

Составы административных правонарушений являются формальными, поскольку считаются оконченными с момента нарушения указанных Правил.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N 41-АД19-13

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Гордиенко Олега Александровича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23 марта 2018 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 15 мая 2018 года, решение судьи Ростовского областного суда от 07 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 06 марта 2019 года, вынесенные в отношении Гордиенко Олега Александровича (далее — Гордиенко О.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 303-АД16-19934 по делу N А51-5984/2016

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания МСА» о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Владивостоку от 15.03.2016 25ППК(ю) N 18810025 14 0000000366 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 41-АД19-23

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 мая 2018 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 6 августа 2018 года, решение судьи Ростовского областного суда от 22 октября 2018 года и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 13 мая 2019 года, вынесенные в отношении Баринова Олега Михайловича (далее — Баринов О.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N 307-ЭС19-18142 по делу N А13-8650/2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича на определение Арбитражного суда Вологодской области от 14.05.2019 по делу N А13-8650/2019, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2019 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Вологодской области Северо-Восточного Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2019 N 188/л о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Ст. 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Транспортировка опасных грузов регламентируется соответствующими законодательными документами, принятыми на государственном уровне. Согласно таким документам, к опасным грузам или ОГ следует относить все те, что при перевозке могут быть опасными для окружающей природной среды и представлять угрозу человеческой жизни:

  • вещества;
  • газы;
  • жидкости;
  • материалы;
  • готовые изделия;
  • ядохимикаты;
  • отходы любых видов деятельности.

Их детальный список обязательно должен утверждаться в законодательном порядке Минтрансом нашего государства.

Речь в первую очередь идет о предметах легковоспламеняющихся, самореактивных, самовозгорающихся, выделяющих газы, имеющих высокий порог токсичности и т. д.

При транспортировке грузов, входящих в категорию опасных, должны соблюдаться определенные правила для соблюдения безопасности водителя и других лиц:

  • наличие информационных таблиц;
  • установленные знаки-табло, предупреждающие об опасности во время остановки автомобиля на дороге;
  • средства для тушения возгорания (огнетушители);
  • проблесковые маячки желтого либо оранжевого цвета для предупреждения об опасности для жизни (их активируют во время всего передвижения);
  • противооткатный упор (должен соответствовать характеристикам транспортного средства – его массе и габаритам);
  • необходимые приспособления для обеспечения безопасности груза при его транспортировке.

Сам ОГ помещается в специальные герметические емкости, в которых и перевозится до конечного пункта прибытия без вскрытия во время пути. Эти емкости должны быть промаркированы в соответствии с ПОГАТ.

Список документов, подтверждающих разрешение на транспортировку ОГ, состоит из нескольких пунктов:

  1. Водительское свидетельство, что перевозчик подготовлен соответствующим образом и может осуществлять подобные перевозки.
  2. Допуск для автомобиля, что буде задействован в процессе перевозки.
  3. Согласованный и утвержденный маршрутный лист.
  4. Аварийная карточка.
  5. ТТН (товарно-транспортная накладная).

Также для транспортировки опасных грузов понадобиться специальное разрешение ДОПОГ. Без него осуществлять перевозку нельзя, потому что такой документ позволяет:

  • водителю управлять транспортным средством, на котором перевозится данный груз;
  • транспортной компании, что осуществляет подобные перевозки, вести хозяйственную деятельность.

Его наличие подтверждает, что водитель при перемещении ОГ на большие расстояния придерживается всех требований техники безопасности, а оборудование транспортного средства носит специализированный характер. Кроме этого, каждый водитель, рискующий перевозить грузы, что относятся к категории опасных, при себе в пути должен иметь соответствующие лицензии. Эту документацию следует оформлять перед поездкой:

  • брать разрешение в органах внутренних дел;
  • согласовывать маршрутный лист в отделениях ГАИ.

Нарушений при перевозке грузов, что относятся к категории опасных, может быть несколько, в зависимости от несоблюдения Правил транспортировки. Каждое из таких правонарушений имеют свой вид наказаний:

  • уплата штрафа;
  • конфискация имущества (часто самого транспортного средства);
  • лишение водительских прав;
  • изъятие допуска к управлению транспортного средства.

Кроме перечисленных административных мер наказания, применяется и уголовная ответственность. Уголовное наказание предусмотрено при нелегальных доставках ОГ – без разрешения ввозятся различные виды оружия или материалы, которые используются в его изготовлении. Водителя привлекут к уголовной ответственности, если будет официально зафиксировано его состояние алкогольного опьянения.

Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

Если при перевозке ОГ у водителя не было при себе разрешительных документов на совершение подобных действий, то его ждут штрафные санкции. Но законодательная система нашего государства в отсутствии необходимого разрешения для перевозки груза с маркировкой «опасный» будет винить не только водителя, но и транспортную организацию, и должностное лицо, отвечающее за отправку ОГ из одного города в другой (это же касается и международных транспортировок).

Если при передвижении транспортного средства на территории нашего государства сотрудники ГИБДД обнаружат груз с маркировкой «опасно!» без соответствующего на то разрешения, то это повлечет за собой следующие штрафные санкции:

  1. Водителя транспортного средства без свидетельства ДОПОГ оштрафуют на денежную сумму от 2 тысяч рублей до 2 тысяч 500 рублей.
  2. Транспортную организацию, которая занимается этой перевозкой – от 400 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.
  3. Должностное лицо, что несет ответственность за отправку и доставку груза – от 15 тысяч рублей до 20 тысяч рублей.

Если у водителя при проверке на дороге инспекторами ГИБДД не будет при себе разрешения на допуск и соответствие самого автомобиля к перевозке ОГ, то размеры штрафных санкций аналогичные:

  • перевозящий водитель – от 2 тысяч рублей до 2 тысяч 500 рублей;
  • транспортная организация – от 400 тысяч рублей до 500 тысяч рублей;
  • должностное лицо – от 15 тысяч рублей до 20 тысяч рублей.

Специалисты рекомендуют: для защиты от перечисленных штрафных санкций, транспортная компания должна не нарушать Правила и своевременно оформлять все разрешающие документы на перевозку опасных грузов, обращаясь в соответствующие инстанции.

На нашем сайте вы за считанные минуты можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

  • Бизнес
  • Бытовые проступки
  • ГИБДД
  • Документы
  • ЖКХ
  • Перевозка грузов повышенной опасности может осуществляться только при условии получения специальных разрешений на перевозку опасных грузов, выдаваемых Ространснадзором по правилам конвенции ДОПОГ.
  • Перевозка опасных грузов без специального разрешения, при отсутствии ДОПОГ и иных нарушениях — влечет наложение штрафа — от 400000 до 500000 рублей (по ст.12.21.2 КоАП РФ).
  • За совершение правонарушений, предусмотренных ст.12.21.2 КоАП РФ, в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ применяется задержание ТС, помещение на специализированную стоянку.

Согласование маршрута транспортировки грузов повышенной опасности имеет свою специфику. Ведь есть определенные требования к маршруту следования такого рода грузов. Например, при разработке маршрута следует исключить проезд грузовиков с опасными грузами вблизи крупных промышленных объектов, определенных рек и озер, зон отдыха, особо охраняемых территорий, тоннелей. Обязательно следует заранее предусмотреть места остановок и стоянок, а также заправку автотранспорта топливом (канистрами на удалении 25 метров от АЗС). Необходимо по возможности исключить провоз опасного груза по территории населенных пунктов. Если это не представляется возможным, следует прокладывать маршрут максимально далеко от мест скопления людей, таких как учреждения здравоохранения, образовательные и культурно-просветительные учреждения.

  • 1 — взрывчатые материалы;
  • 2 – газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  • 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4 — легковоспламеняющиеся, самореактивные, десенсибилизированные взрывчатые вещества (твердые);
  • 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород;
  • 6 – ядовитые и инфекционные вещества;
  • 7 – радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г);
  • 8 – едкие и коррозионные вещества;
  • 9 – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании.
  • Водительский ДОПОГ (на право управления транспортным средством, перевозящим опасные грузы);
  • Копия идентифицирующих документов на собственника (юридического или физического лица);
  • Копии СТС и ПТС на транспортное средство (автопоезд, фургон, шаланду, сцепку, бочку);
  • Копия договора лизинга или аренды с актом передачи ТС (если ТС не в собственности).
  • Категорирование транспортного средства (тягача или одиночного ТС).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что процедура получения специального разрешения на перевозку опасных грузов весьма трудозатратна, требует времени и навыков. Поэтому лучше доверить ее исполнение специалистам, которые владеют навыками составления документов, имеют опыт согласования и разработки проектов маршрута, знают особенности получения специальных разрешений на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом.

В ходе судебного разбирательства вскрылись интересные факты. Как оказалось, водителя отправили именно за дизельным топливом — это подтверждалось записями в путевом листе и соответствующей аварийной карточкой (номер 1202 — дизельное топливо). Но во время ночной остановки одна из цифр с табло загадочным образом пропала. Водитель не мог двигаться с опасным грузом без таблички и начал искать варианты. Поскольку напарник ехал с грузом 30/3295 (дистиллят газового конденсата), было решено поставить такую же маркировку и на машине, и в путевом листе. Так было проще «проскочить» посты ДПС. Сейчас сложно сказать, намеренно ли это было сделано или случайно, но перед загрузкой водителю предложили подработку. Ему нужно было залить в цистерну дистиллят, довезти его до площадки, перелить в другую машину и получить дизельное топливо. Схема была согласована с владельцем автомобиля, заказчика о ней, конечно же, не уведомляли. На обратном пути, когда водитель ехал уже с пустой цистерной, его остановили на посту ДПС. Руководствуясь предъявленными документами и табличками на автомобиле, инспектор сделал выводы, что в машине перевозился дистиллят. Поскольку свидетельство транспортного средства не соответствовало классу опасности груза, сотрудник ДПС составил протокол об административном правонарушении. Путевой лист был выдан компанией нашего клиента, что стало основанием для привлечения организации к ответственности. Решение Перед нашим юристом стояла непростая задача — доказать тот факт, что опасный груз перевозился не по заданию клиента, а по поручению другой фирмы. Согласно КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в административном правонарушении только в том случае, если у него имелась возможность соблюдать правила и нормы закона. В нашей ситуации клиент не знал, что водитель взял подработку. Но словам суд не верит — этот факт необходимо было подтвердить документально. К счастью, у фирмы, которая заказывала перевозку дистиллята, с документооборотом был полный порядок. По запросу суда бухгалтерия предоставила отгрузочную разнарядку, товарно-транспортную накладную и доверенность, выданную на водителя. Наличие путевого листа и табло на транспортном средстве при таком раскладе не считается доказательством вины клиента — это свидетельствует только о халатности водителя.Результат Благодаря профессиональным и последовательным действиям нашего юриста, судья не нашел оснований для привлечения клиента к административной ответственности. Производство по делу было прекращено. Как следствие, компании не пришлось уплачивать штраф размером до 250 000 рублей.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;

изменения, которые вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 27, ст. 2693; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 15, ст. 1780; N 47, ст. 6505; 2014, N 14, ст. 1625; N 44, ст. 6063; 2016, N 5, ст. 694; N 31, ст. 5018; 2018, N 50, ст. 7789; 2019, N 52, ст. 7984; 2020, N 14, ст. 2098).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2027 г.

4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах), пунктов 7, 8, 10, 14-18, 27-29, 43-47, 49, 51, 57, 70, 82, 83, 88 (в части, касающейся указанных в этих пунктах электронных перевозочных документов), а также пунктов 69, 92-94, 97-99 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

4. Перевозка опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривающими в том числе порядок подготовки и допуска водителей к перевозке опасных грузов, и настоящими Правилами.

5. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется транспортными средствами, в отношении которых выданы свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.

7. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящих Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

8. Грузоотправителем подается заказ (заявка) перевозчику в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме по соглашению сторон.

Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом должен (должна) содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 5. В заказе (заявке) допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.

Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его (ее) принятия, проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

9. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

При отсутствии показателей в строках бумажной формы транспортной накладной может быть проставлен прочерк.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

11. Исправление в транспортной накладной должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

13. В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе «Условия перевозки» транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Федеральный закон) и настоящими Правилами.

14. При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием его ценности в пункте 3 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.

15. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (далее — заказ-наряд), составленного по форме согласно приложению N 6 на бумажном носителе или в виде электронного заказа-наряда.

16. Заказ-наряд на бумажном носителе (электронный заказ-наряд) подается (направляется с использованием информационной системы электронных перевозочных документов) фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд, и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его получения, проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд на бумажном носителе или в информационной системе электронных перевозочных документов.

При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8-10, 12-14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.

17. При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3-7 и 14 заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.

18. Информация об изменении условий фрахтования в пути следования отмечается фрахтовщиком (водителем) в графе 11 «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда на бумажном носителе или вносится в электронный заказ-наряд.

19. При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются положения, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.

53. При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.

54. Масса груза определяется взвешиванием.

55. Сведения о массе груза с указанием способа ее определения вносятся в транспортную накладную грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза.

Масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае если пунктом отправления является терминал перевозчика, — перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем.

56. По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузова транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

57. Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.

Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной на бумажном носителе или вносятся в электронную транспортную накладную.

58. Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.

59. Пломбы навешиваются:

а) у фургонов или их секций — на дверях по одной пломбе;

б) у контейнеров — на дверях по одной пломбе;

в) у цистерн — на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда по соглашению сторон предусмотрен иной порядок опломбирования;

г) у грузового места — от одной до 4 пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.

60. Опломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.

61. Пломба должна быть навешана на проволоку и сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.

Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.

62. Опломбирование отдельных видов грузов может осуществляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза.

Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлы и наращивания. При обандероливании каждое место скрепления между собой используемого упаковочного материала должно маркироваться штампом грузоотправителя.

Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного материала.

63. Опломбирование кузова транспортных средств и контейнеров может осуществляться с использованием средств идентификации (пломб), функционирующих на основе спутниковых навигационных технологий.

Вступили в силу новые правила перевозки опасных грузов

64. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному (внесенному) грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:

а) в городском или пригородном сообщении — в суточный срок;

б) в междугородном или международном сообщении — из расчета одни сутки на каждые 300 километров расстояния перевозки.

65. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию:

а) в течение 10 календарных дней со дня приема груза для перевозки — при перевозках в городском и пригородном сообщениях;

б) в течение 30 календарных дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.

66. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.

67. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, независящим от перевозчика, перевозчик вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу — возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

68. В случае составления транспортной накладной на бумажном носителе переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной на бумажном носителе, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

69. В случае формирования электронных перевозочных документов переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) грузополучатель с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов направляет в электронной форме в адрес грузоотправителя и перевозчика с использованием информационной системы электронных перевозочных документов уведомление об отказе в приеме груза с указанием даты, времени и причинах отказа;

б) грузоотправитель направляет в электронной форме перевозчику указание о переадресовке груза в форме электронного уведомления перевозчика с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов, в подтверждение получения которого остальным участникам перевозок грузов иной информационной системой электронных перевозочных документов направляются автоматические сообщения;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента получения перевозчиком подтверждения о получении грузоотправителем уведомления о невозможности доставки груза перевозчик направляет в электронной форме уведомление в адрес грузоотправителя о возврате груза с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в электронной транспортной накладной, перевозчик самостоятельно информирует водителя о переадресовке.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

В случае формирования электронных перевозочных документов при подаче транспортного средства под выгрузку в транспортную накладную вносятся:

грузополучателем в присутствии перевозчика (водителя) — фактические дата и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, масса груза и количество грузовых мест;

перевозчиком (водителем) в присутствии грузополучателя — фактические дата и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, масса груза и количество грузовых мест.

71. По завершении пользования транспортным средством фрах��ователь вносит в заказ-наряд в присутствии фрахтовщика (водителя) фактические дату и время завершения пользования транспортным средством.

72. Проверка массы груза и количества грузовых мест, а также выдача груза грузополучателю осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона.

75. При перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

76. При перевозке на транспортном средстве однородных штучных грузов отдельные идентификационные надписи (кроме массы груза брутто и нетто) не наносятся, за исключением мелких партий грузов.

При перевозке однородных штучных грузов в таре в адрес одного грузополучателя в количестве 5 и более грузовых мест допускается идентификация не менее 4 грузовых мест.

При перевозке груза навалом, насыпью или наливом его идентификация не производится.

77. Размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

78. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом, груза, опломбированного грузоотправителем, скоропортящегося и опасного груза, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной, объявление ценности груза не допускается.

79. При перевозке груза его сохранность обеспечивается:

а) соблюдением значений весовых и габаритных параметров груза при его размещении и креплении в грузовом отсеке транспортного средства в соответствии с параметрами, указанными в договоре перевозки груза или заказе-наряде;

б) использованием запорно-пломбировочных устройств в случае, если это предусмотрено договором перевозки груза или заказом-нарядом;

в) сопровождением (охраной) груза в случае, если это предусмотрено договором перевозки груза или заказом-нарядом.

80. Размер естественной убыли груза, перевозимого навалом, насыпью или наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, определяется для всей партии одновременно выданного груза исходя из норм естественной убыли, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов».

81. Акт составляется в следующих случаях:

а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;

б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;

в) утрата или недостача груза, повреждения (порча) груза;

г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;

д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;

е) просрочка доставки груза;

ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;

з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

82. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.

При формировании электронных перевозочных документов акт может быть сформирован с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов.

83. Отметки о составлении акта в транспортной накладной и заказе-наряде на бумажном носителе осуществляют лица, уполномоченные грузоотправителем, или перевозчиком, или грузополучателем, или фрахтователем, или фрахтовщиком на то надлежащим образом.

При формировании электронной транспортной накладной и электронного заказ-наряда отметки о составлении акта в них проставляют лица, уполномоченные участниками информационного взаимодействия на составление актов, в иной информационной системе электронных перевозочных документов.

84. Акт содержит:

а) дату и место составления акта;

б) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, участвующих в составлении акта;

в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза их описание и фактическое состояние;

д) информация о составленных документах о расхождениях при приемке (при наличии);

е) подписи участвующих в составлении акта сторон.

85. В случае, указанном в подпункте «г» пункта 84 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.

86. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.

87. Акт на бумажном носителе составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.

88. В транспортной накладной, заказ-наряде и сопроводительной ведомости на бумажном носителе должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа.

При формировании указанных документов в электронной форме в них должна быть внесена в иной информационной системе электронных перевозочных документов информация о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа.

В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 11 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.

89. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статей 42 Федерального закона.

90. Претензия содержит:

а) дату и место составления;

б) полное наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;

в) полное наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;

г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;

е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);

ж) фамилию, имя и отчество (при наличии), должность лица, подписавшего претензию, его подпись.

91. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию.

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Статья применяется при обнаружении следующих нарушений:

  • нарушение режима труда и отдыха
  • отсутствие или нарушение правил использования тахографа

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 500 до 5 000,

на должностное лицо – от 7 000 до 10 000,

на индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000,

на юридическое – от 25 000 до 50 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор и ГИБДД

Опасный груз: угроза не только для окружающих, но и для вашего кошелька

часть 1

Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:

  • Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
  • Диспетчера
  • Контролера автотранспортных средств

Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 2

Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий

штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 3

Если не проводится предрейсовый контроль, то будет

штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 5

В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей

штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 6

Нарушение прочих правил безопасности перевозок.

В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:

  • Нарушения в путевом листе или его отсутствие
  • Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
  • Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
  • Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
  • Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)

Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор.

Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:

  • Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
  • Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
  • Отсутствие или ошибки в документации на груз
  • Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
  • Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
  • Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
  • Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
  • Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
  • Нарушения в оснащении ТС
  • Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
  • Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
  • Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
  • Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
  • Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 000 до 2 500 или лишение прав от 4 до 6 месяцев,

на должностное лицо – от 5 000 до 20 000,

на юридическое – от 150 000 до 500 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор, ГИБДД, таможня.

Инспектор Госавтодорнадзора обладает правом вынесения постановления на месте, в то время как инспектор ГИБДД по данной статье может составить только протокол, а право вынесения постановления предоставлено начальству, от заместителя командира роты ДПС и выше.

В список опасных грузов, составленный ООН, занесено 3.5 тыс. наименований.

Среди них выделяют следующие классы:

  1. Взрывчатка, которая может во время перемещения сдетонировать.
  2. Газообразные вещества в различных емкостях для хранения.
  3. Горючие жидкие и твердые элементы.
  4. Окисляющие вещества.
  5. Инфицированные материалы и яды.
  6. Зараженные радиацией предметы, отходы радиоактивных производств и сами материалы, обладающие высокой радиоактивностью.
  7. Щелочи, кислоты и другие разъедающие элементы.

Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:

  1. Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
  2. Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
  3. Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
  4. Наличие общих и специальных огнетушителей.
  5. Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
  6. Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
  7. Установленная законом документация от грузоотправителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *