225 ФЗ от 29 12 2021 об обязательном социальном страховании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «225 ФЗ от 29 12 2021 об обязательном социальном страховании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 175-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Изменения в отдельных законодательных актах РФ Изменения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Изменения в закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона об инновационном центре «Сколково» Изменения в отдельные законодательные акты РФ и признание утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием закона о страховых взносах в Пенсионный фонд, ФСРФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Постановление КС по делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Изменение в законе об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию

Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года

225 фз от 29 12 2021 об обязательном социальном страховании

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 05.04.2013 N 36-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 243-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 28.06.2014 N 192-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 31.12.2014 N 495-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 55-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 27.12.2019 N 486-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 08.06.2020 N 175-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 29.12.2020 N 478-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
20 декабря 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 36-ФЗ)

1. Страхователи имеют право:

1) обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;

2) бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

3) обращаться в суд для защиты своих прав;

4) осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (далее — справка о сумме заработка) для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)

5) обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», или в суд. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страхователи обязаны:

1) зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона;

2) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

В связи с утратой силы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует руководствоваться аналогичными нормами раздела XI Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ

Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

1. Лица, указанные в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства.

2. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

3. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 29.12.2020 N 478-ФЗ)

4. Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

5. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом.

6. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

7. В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

8. Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.

1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 276-ФЗ)

3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 243-ФЗ)

4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам

1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.

2. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

3. В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

2. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.

3. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности не распространяется на категорию лиц с временной нетрудоспособностью, полученной на производстве. Данные лица должны обратить внимание на положения ФЗ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.

Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

  • По материнству;
  • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
  • По производственной травме или заболевания.

Порядок выплаты пособий

В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

  • Был утвержден размер индексации и выплат;
  • Предельная величина базы;
  • Минимальный размер оплаты труда.

Некоторые из следующих статей закона подверглись изменениям 1 мая 2017 года:

Статья 3

Размер пособия выплачиваются согласно закону:

  • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
  • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.

Статья 5

Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

  • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
  • Потребности ухода за больным человеком в семье;
  • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
  • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.

Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

Статья 7

ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.

Комментарии Федерального закона №255 необходимы для тщательного изучения положений и нормативно-правовых актов. Они помогают понять правильность начисления пособий по нетрудоспособности и произвести рациональный расчет. Скачать комментарии к 255-ФЗ можно по следующей ссылке.

Что гласит 255-ФЗ в новой редакции 2021

В ФЗ №255 говорится об обязательном социальном страховании граждан на случай временной нетрудоспособности.

Первоначально закон был принят в 2006 г., им защищаются права только тех, кто:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  • зарегистрирован в ФСС и оплачивал на протяжении трудовой деятельности взносы, за исключением случаев материнства;
  • работает официально на данный момент;
  • признан временно нетрудоспособным, что подтверждено документально больничным.

Основополагающие вопросы:

Статья 2 Правила предоставления гособеспечения, кому положено.
Ст. 3 Условия, как можно получить документ, подтверждающий нетрудоспособность.
Ст. 5 Ситуации, когда положена компенсация.
Ст. 6 Основания для выплаты по больничному.
Ст. 8 и 9 Случаи ограничения размера пособия или отказа в выплате вообще.

Выплаты зависят от страхового случая, например:

  • работник получил производственную травму;
  • болезнь или обострение профессионального хронического заболевания;
  • уход за несовершеннолетним ребенком в возрасте до полутора и трех лет (декретный отпуск);
  • необходимость ухаживать за близким родственником, в том числе и ребенком до 7-ми и 14-ти лет, по причине его болезни, травмы или инвалидности;
  • лечение работника в стационаре или протезирование зубов.

Вопросы, касающиеся беременности, родов и материнства рассматриваются отдельно. Беременная женщина или ухаживающая за ребенком до 1,5 лет имеет право на пособие в любом случае.

Сумму компенсации должен рассчитать страхователь – юрлицо, у которого на данный момент трудится застрахованный или уволился в течение последнего месяца. Основным документом для подтверждения нетрудоспособности застрахованного лица является больничный.

Если раньше они выдавались только на бумажном носителе, то сегодня разрешено их оформлять в электронном виде. Закон говорит, что обеспечивает пособием по временной нетрудоспособности граждан РФ – государство, но контролирующим органом является ФСС.

Пособие конкретно должно перечисляться застрахованному лицу предприятием, в дальнейшем по результатам отчетного периода Федеральный Фонд возмещает затраты. Благодаря пилотному проекту, запущенному во многих регионах России, застрахованное лицо обратиться в территориальное отделение ФСС может самостоятельно. Тогда выплата осуществляется напрямую, минуя предприятие.

Для получения выплаты можно обращаться с заявлением и документами в течение полугода. Осуществляется расчет суммы пособия и выплата через работодателя в течение 10-и дней, а напрямую из Фонда – после 20-го числа месяца, в котором поданы бумаги.

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ

Документ оформляется на бланке строгой отчетности с уникальным номером. Бланк имеет степени защиты от подделки. Заполняется лечащим врачом по установленному образцу.

Он должен соблюсти правила внесения информации:

  • личные данные застрахованного лица нужно вносить согласно его гражданскому паспорту;
  • в отношении заболевания в специальной графе проставляется специальный код;
  • графа, где указывается наименование работодателя, может не заполняться;
  • если больной не соблюдет все требования врача, тот имеет право сделать специальную отметку о нарушении лечебного режима;
  • документ заверяется личной подписью врача и штампом поликлиники;
  • заполнять бланк нужно только гелевой или капиллярной ручкой черного цвета;
  • информация не может вноситься в листок застрахованным лицом или исправляться им в случае неточности;
  • на бланке недопустимы исправления или ошибки, в случае их обнаружения больничный признается недействительным, и подлежит замене;
  • другие.

После сдачи листка работодателю ответственный сотрудник обязан его проверить. К бланку прилагается заявление застрахованного лица с просьбой выплатить пособие и расчет суммы, который делает бухгалтерия.

Если лицо трудится одновременно у нескольких работодателей, то пособие ему должны выплатить все, включая и больничный по беременности и родам. Декретные по уходу за ребенком можно их получать только по одному месту работы.

Алгоритм оформления электронного листка несколько отличается от стандартного:

  1. Сотрудник идет к врачу.
  2. Одновременно с посещением врача гражданин сообщает руководству, что согласен на оформление листка ВН в цифровом виде. Но для этого работодатель должен предварительно подключиться к Системе электронных больничных, которая функционирует при ФСС.
  3. Врач, который оформляет документ, должен подписать его ЭЦП. Медицинское учреждение тоже должно быть подключено к Системе.
  4. После оформления листка врачом необходимые записи удаленно через Систему вносит работодатель. Им должны быть указаны данные о сотруднике, насчитанная сумма денежной компенсации, другие сведения.
  5. Инспектор ФСС проверяет больничный в базе данных и дает согласие на предоставление пособия.
  6. Больной получает выплату способом, который указал в заявлении, чаще всего на карту.

Ситуация:

Страхователь производит выплату только за 3 первых дня за счет собственных средств Правило распространяется на случаи, когда работник сам заболел или получил производственную травму.
ФСС оплачивает больничный, начиная с 4-го дня
При обязательном социальном страховании выплату осуществляет только ФСС из бюджетных средств, но пособие не всегда начисляется с 1-го дня Страховой случай касается:
  • болезни родственника или ребенка;
  • беременности и родов;
  • санаторно-курортного лечения.

Основные показатели:

Средняя зп работника Для расчета принимается 2 последних календарных года перед наступлением страхового случая.
Количество дней Определяется врачом и указывается в больничном. Может делиться на амбулаторное и стационарное лечение, но для расчета принимается общее число.
Страховой случай Определяется врачом.
Стаж на момент оформления листка Рассчитывается бухгалтерией.

Если лечащим врачом указывается, что женщине положен больничный на определенной неделе беременности (обычно на 28−30), ей должны оплатить отпуск по беременности и родам. Для расчета показатель страхового стажа не потребуется. Финансирование производится на полную сумму среднего заработка.

Метод начисления:

Подсчитывается средняя зп работника Календарный год, когда наступил страховой случай, не учитывается. В расчет принимаются только 2 предшествующих. Если у гражданина отсутствовали доходы в предшествующих годах или были ниже, чем минимальный размер зарплаты, для расчета принимается МРОТ, установленный на федеральном уровне.
Рассчитывается среднедневной заработок Общий доход за 2 года делится на 730, т. е. количество дней в 24-х месяцах.
Определяется страховой стаж От него зависит, какой процент от среднедневного заработка положен:
  • 5 лет – 60%;
  • 5−8 лет – 80%;
  • более 8-ми лет – 100%.
Оплата производится только за положенные дни Полученная сумма умножается на количество дней по больничному. При уходе за родственником в стационаре положена оплата за все дни. Если уход осуществлялся амбулаторный, то начиная с 11-го дня оплачивается 50% от среднего заработка без учета стажа.

Отказать могут если:

  1. На предприятии издали приказ об полном или частичном освобождении ГРАЖДАНИНА от должностных обязанностей. При этом ему продолжают начислять среднюю зарплату.
  2. Наемного работника освободили от занимаемой должности без сохранения зарплаты и отдельно оформили отказ в выплате.
  3. Выяснилось, что здоровье СОТРУДНИКА пострадало из-за попытки закончить жизнь самоубийством. В другом случае своими преступными действиями он причинил вред здоровью других людей. Вопрос об отказе в выплате пособия на временную нетрудоспособность решается в суде.
  4. Во время исполнения должностных обязанностей работник совершил преступное деяние, за что предусмотрена уголовная ответственность. Вред был нанесен третьим лицам.

Существует и перечень ограничений, когда работодатель и/или ФСС имеет право уменьшить размер выплаты:

  • доходы сотрудника за выбранный период слишком большие, сумма пособия будет превышать установленный лимит;
  • в больничном есть отметка врача о нарушении ГРАЖДАНИНОМ режима лечения;
  • к потере работоспособности привело алкогольное или наркотическое опьянение, что было установлено врачом.

Как было упомянуто выше, Федеральный закон об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности был принят в 2006 году в декабре. Он состоит из преамбулы, пяти глав и девятнадцати статей. Каждая статья в свою очередь состоит из пунктов.

Данный федеральный закон регулирует важнейшие положения в сфере социального страхования граждан российской федерации на тот случай, когда они считаются временно нетрудоспособными под влиянием различных жизненных обстоятельств. К таковым относятся:

  1. Материнство.
  2. Беременность.
  3. Рождение ребенка и др.

Регулированием данных правоотношений помимо вышеуказанного закона занимается Конституция РФ, иные федеральные законы, а также постановления Правительства РФ.

Последние в большинстве своем определяют размеры назначаемых социальных выплат и порядок их предоставления.

Страхователями в данной ситуации признаются работодатели – юридические лица, с которыми у застрахованного лица заключены трудовые договоры, ИП и физические лица.

Основным распределителем финансовых средств и одновременно страховщиком является фонд обязательного социального страхования (ФСС).

ОСС распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ. Нормы данного федерального закона относятся и к гражданам, которые не имеют работы. В этом случае деньги будут заимствованы напрямую из фонда обязательного социального страхования. Единственной разницей является то, что размер пособия в данной ситуации будет меньше.

Основные положения ФЗ-255 О страховании в РФ 2020 году

Больничные листы являются основаниями для получения выплат. Лист может быть выражен в двух формах – бумажной и электронной. Выбор конкретного вида листка принадлежит гражданину.

Получить выплаты можно только по достоверному больничному листу, который необходимо получить в государственной поликлинике или в частном медицинском учреждении, имеющем лицензию.

Скачать текст ФЗ номер 255 в последней, новейшей редакции. ⇐

Таким образом, конкретная часть данного закона, а также приказы иных органов государственной власти регулируют выплату пособий при разных обстоятельствах. Между размером пособия и трудовым стажем есть неразрывная связь.
Чем больше стаж, тем больше размер пособия в каждом из вышеописанных случаев.

Главными принципами ФЗ 255 является гарантирование оплаты периода временной нетрудоспособности физлицам, по которым работодатель вносит обязательные страховые отчисления, компенсационные выплаты женщинам по беременности и родам, а также ухаживающим за малышами до определенного возраста.

Все выплаты в основном берутся со средств, перечисленных работодателем в фонд соцстрахования за каждого нанятого на производство работника.

Федеральный закон №255-ФЗ от 29 декабря 2021г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2021 года).

Статья 14 закона 255-ФЗ описывает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, в частности:

  • как определяется средний дневной заработок;
  • когда пособие выплачивается в минимальном размере;
  • в каких случаях имеется право на замену лет;
  • какой период исключается из расчетного и т.п.

6. Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

В отдельных регионах государства в таком случае при расчете дополнительно учитывается коэффициент. К примеру, если компенсация гражданина равна получаемой им средней зарплате, то к ней прибавляется указанный коэффициент. Так происходит увеличение суммы выплат в связи с наступлением нетрудоспособности.

Факт нарушения фиксируется персонально лечащим врачом с отражением его в мед. документации. До установленной врачом даты расчет выполняется с учетом средней зарплаты, после нарушения берется МРОТ. Так происходит снижение выплаты по вине сотрудника.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2021 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2021 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2021 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

6) средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 2021 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 24 июля 2021 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон 255-ФЗ о пособиях по временной нетрудоспособности

(глава дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ)

Федеральный закон №255-ФЗ от 29 декабря 2021г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2021 года).

Статья 14 закона 255-ФЗ описывает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, в частности:

  • как определяется средний дневной заработок;
  • когда пособие выплачивается в минимальном размере;
  • в каких случаях имеется право на замену лет;
  • какой период исключается из расчетного и т.п.

6. Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2021 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2021 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2021 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

6) средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 2021 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 24 июля 2021 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Страховые тарифы должны быть экономически обоснованными. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может составлять менее 80 процентов страховой премии.

10) санкций и иных мер, применяемых к членам профессионального объединения страховщиков, их должностным лицам и работникам, порядка применения и учета таких санкций и мер, а также контроля за их исполнением;

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 36-ФЗ)

1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 276-ФЗ)

3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 243-ФЗ)

4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».

Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.

При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.

Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.

Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ

Здесь рассматривается продолжительность выплаты пособия, полагающегося при беременности и родах. Государственное обеспечение и оплата производится в течение 70 дней перед родами и в течение 70 дней после родов.

Пособие полагается и тем лицам, которые усыновили ребенка. Деньги им выплачиваются со дня регистрации усыновления и в течение 70 дней после этого.

Здесь рассматриваются сроки обращения за пособиями.

Заняться оформлением необходимой документации для получения причитающихся денежных средств нужно не позднее чем до полугода после того, как трудоспособность была полностью восстановлена. Для пособия по беременности и родам также принимается полугодичный срок, однако он начинает течь с того момента, как окончился отпуск, связанный с материнством.

Ст. 12 предусматривает и разрешение конфликтов, возникших в ситуации, когда шестимесячный срок был пропущен. В этой ситуации пособие может быть выплачено только по усмотрению уполномоченного должностного лица, занимающегося аккумулированием денежных средств.

255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности не распространяется на категорию лиц с временной нетрудоспособностью, полученной на производстве. Данные лица должны обратить внимание на положения ФЗ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.

Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

  • По материнству;
  • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
  • По производственной травме или заболевания.

Порядок выплаты пособий

В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

  • Был утвержден размер индексации и выплат;
  • Предельная величина базы;
  • Минимальный размер оплаты труда.

Некоторые из следующих статей закона подверглись изменениям 1 мая 2017 года:

Статья 3

Размер пособия выплачиваются согласно закону:

  • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
  • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.

Статья 5

Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

  • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
  • Потребности ухода за больным человеком в семье;
  • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
  • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.

Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

Статья 7

ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.

В ФЗ №255 говорится об обязательном социальном страховании граждан на случай временной нетрудоспособности.

Первоначально закон был принят в 2006 г., им защищаются права только тех, кто:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  • зарегистрирован в ФСС и оплачивал на протяжении трудовой деятельности взносы, за исключением случаев материнства;
  • работает официально на данный момент;
  • признан временно нетрудоспособным, что подтверждено документально больничным.

Основополагающие вопросы:

Статья 2 Правила предоставления гособеспечения, кому положено.
Ст. 3 Условия, как можно получить документ, подтверждающий нетрудоспособность.
Ст. 5 Ситуации, когда положена компенсация.
Ст. 6 Основания для выплаты по больничному.
Ст. 8 и 9 Случаи ограничения размера пособия или отказа в выплате вообще.

Выплаты зависят от страхового случая, например:

  • работник получил производственную травму;
  • болезнь или обострение профессионального хронического заболевания;
  • уход за несовершеннолетним ребенком в возрасте до полутора и трех лет (декретный отпуск);
  • необходимость ухаживать за близким родственником, в том числе и ребенком до 7-ми и 14-ти лет, по причине его болезни, травмы или инвалидности;
  • лечение работника в стационаре или протезирование зубов.

Вопросы, касающиеся беременности, родов и материнства рассматриваются отдельно. Беременная женщина или ухаживающая за ребенком до 1,5 лет имеет право на пособие в любом случае.

Сумму компенсации должен рассчитать страхователь – юрлицо, у которого на данный момент трудится застрахованный или уволился в течение последнего месяца. Основным документом для подтверждения нетрудоспособности застрахованного лица является больничный.

Если раньше они выдавались только на бумажном носителе, то сегодня разрешено их оформлять в электронном виде. Закон говорит, что обеспечивает пособием по временной нетрудоспособности граждан РФ – государство, но контролирующим органом является ФСС.

Пособие конкретно должно перечисляться застрахованному лицу предприятием, в дальнейшем по результатам отчетного периода Федеральный Фонд возмещает затраты. Благодаря пилотному проекту, запущенному во многих регионах России, застрахованное лицо обратиться в территориальное отделение ФСС может самостоятельно. Тогда выплата осуществляется напрямую, минуя предприятие.

Для получения выплаты можно обращаться с заявлением и документами в течение полугода. Осуществляется расчет суммы пособия и выплата через работодателя в течение 10-и дней, а напрямую из Фонда – после 20-го числа месяца, в котором поданы бумаги.

Документ оформляется на бланке строгой отчетности с уникальным номером. Бланк имеет степени защиты от подделки. Заполняется лечащим врачом по установленному образцу.

Он должен соблюсти правила внесения информации:

  • личные данные застрахованного лица нужно вносить согласно его гражданскому паспорту;
  • в отношении заболевания в специальной графе проставляется специальный код;
  • графа, где указывается наименование работодателя, может не заполняться;
  • если больной не соблюдет все требования врача, тот имеет право сделать специальную отметку о нарушении лечебного режима;
  • документ заверяется личной подписью врача и штампом поликлиники;
  • заполнять бланк нужно только гелевой или капиллярной ручкой черного цвета;
  • информация не может вноситься в листок застрахованным лицом или исправляться им в случае неточности;
  • на бланке недопустимы исправления или ошибки, в случае их обнаружения больничный признается недействительным, и подлежит замене;
  • другие.

После сдачи листка работодателю ответственный сотрудник обязан его проверить. К бланку прилагается заявление застрахованного лица с просьбой выплатить пособие и расчет суммы, который делает бухгалтерия.

Если лицо трудится одновременно у нескольких работодателей, то пособие ему должны выплатить все, включая и больничный по беременности и родам. Декретные по уходу за ребенком можно их получать только по одному месту работы.

Алгоритм оформления электронного листка несколько отличается от стандартного:

  1. Сотрудник идет к врачу.
  2. Одновременно с посещением врача гражданин сообщает руководству, что согласен на оформление листка ВН в цифровом виде. Но для этого работодатель должен предварительно подключиться к Системе электронных больничных, которая функционирует при ФСС.
  3. Врач, который оформляет документ, должен подписать его ЭЦП. Медицинское учреждение тоже должно быть подключено к Системе.
  4. После оформления листка врачом необходимые записи удаленно через Систему вносит работодатель. Им должны быть указаны данные о сотруднике, насчитанная сумма денежной компенсации, другие сведения.
  5. Инспектор ФСС проверяет больничный в базе данных и дает согласие на предоставление пособия.
  6. Больной получает выплату способом, который указал в заявлении, чаще всего на карту.

Ситуация:

Все нормы, содержащиеся в законе от 29.12.2006 года, направлены правовое регулирование отношений страховщиков и страхователей. Их деятельность в этой ситуации будет относиться к обязательному социальному страхованию и наступлению последствий указанных в правовом документе.

Регулируются в законе следующие положения:

  • лица, которые подлежат обязательному соц. страхованию;
  • права и обязанности каждого из участников договора страхования;
  • виды страховых обеспечений, по каждому конкретному типу случая;
  • условия предоставления страховых выплат;
  • порядок начисления страховых выплат;
  • определение ежемесячных пособий при рождении ребёнка.

Обратите внимание: данный закон не регулирует отношения между страховщиками и страхователями при получении травм на работе, либо возникновении профессиональных заболеваний. Эти случаи регулирует 125 закон.

Несколько статей Федерального закона №255 регулируют процесс уплаты страховых взносов со стороны страхователей в пользу страховщика. Но сначала следует разобраться в самом понятии. Взносы представляют собой денежные средства, которые формируются за счет осуществления платежей страхователем страховщику. Кроме того, к этим ресурсам относится имущество, которое находится в оперативном управлении ФСС РФ.

Следует отметить, что статья 1.2 упомянутого закона определяет страховые взносы в качестве разновидности платежей, обязательных к уплате. Страхователь на регулярной основе переводит эти средства страховщику, и этим самым участвует в процессе обеспечения страховой защиты застрахованных субъектов на случай наступления временной нетрудоспособности и в связи с беременностью, родами и последующей заботой за новорожденным.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 N 255-ФЗ

Главным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в сфере социальной защиты временно потерявших трудоспособность лиц, является Федеральный закон РФ № 255-ФЗ от 20.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В Российской Федерации данный вопрос находится в компетенции Фонда социального страхования. Деятельность этой организации позволяет гражданину сохранить место трудоустройства на время восстановления от болезни или полученной травмы. Важно, что это происходит без материального ущерба для работодателя и субъекта страхования.

Застрахованные работники будут получать денежные выплаты по временной потере трудовой функции в следующих случаях:

  • операции;
  • травмы;
  • прерывания беременности;
  • ухода за заболевшим близким членом семьи;
  • помещения на карантин;
  • помещения на карантин ребёнка возрастом до 7 лет работника;
  • протезирования в специальном медучреждении;
  • прохождения санаторно-курортного лечения в соответствующих учреждениях.

Статья 6 настоящего закона говорит о сроках, в течение которых страхователь будет обязан выплачивать пособие. Так, при наступлении перечисленных выше случаев сроки будут следующими:

  • если работники временно потеряли трудовую функцию в результате заболеваний или травм, то пособие будет выплачиваться за весь срок его пребывания на больничном, кроме случаев прямо установленных в законе;
  • если работники в результате заболеваний или травм будут признаны инвалидами, то пособие будут выплачиваться в течение 4 месяцев;
  • в случае заболевания сотрудниками организации туберкулёзом, пособия будут начисляться до момента их полного восстановления;
  • при прохождении санаторно-курортного лечения, выплаты будут осуществляться сроком до 24 дней;
  • при нахождении на карантине работника или его близкого родственника пособия будут выпучиваться за весь период;
  • при протезировании в специальном медучреждении, пособие будет выплачиваться за весь срок.

Узнайте, за что выплачивается материальная помощь сотруднику в 2020 году. Как получить право собственности на самовольную постройку? Инструкция в статье.

В случае, когда потребуется работнику осуществлять уход за заболевшим близким родственником, сроки могут быть следующими:

  • если уход нужен за ребёнком в возрасте до 7 лет, то оплачиваться будет весь срок нахождения на больничном.

Однако законодательно имеются ограничения по уходу. За год суммарное количество оплачиваемых дней не должно превышать 60.

  • если ребёнок возрастом до 7 лет имеет заболевание, входящее в специальный перечень министерства здравоохранения, то суммарное количество оплачиваемых дней будет 90;
  • если ребёнок возрастом до 15 лет, то за раз количество оплачиваемых дней не должно превышать 15.

Всего за год количество дней не должно быть больше 45.

  • если ребёнок находится на инвалидности, то суммарное количество оплачиваемых дней за уход не должно в год превышать 120;
  • если ребёнок ВИЧ инфицирован, то оплачивается весь срок пребывания с ним в медучреждениях при лечении;
  • количество оплачиваемых дней по уходу за другими совершеннолетними близкими родственниками не должно за раз превышать 7.

В год дней должно быть не больше 30.

Статья 7 определяет размер пособия, которое будет выплачиваться согласно вышеперечисленным срокам по конкретным ситуациям. Главное, что влияет на размер выплачиваемого пособия — это трудовой стаж сотрудника.

Тип страхового случая Стаж работника в годах Размер выплаты в %
  • заболевание;
  • травма;
  • протезирование;
  • санаторно-курортное лечение.
до 5 60
до 8 80
больше 8 100
уход за заболевшим ребёнком дома до 5 60 первые 10 дней, далее 50
до 8 80 первые 10 дней, далее 50
больше 8 100 первые 10 дней, далее 50
уход за заболевшим ребёнком в больнице до 5 60
до 8 80
больше 8 100
уход за близким родственником до 5 60
до 8 80
больше 8 100

Важно: уволенный сотрудник в течение 30 дней после расторжения трудового договора, при возникновении перечисленных выше случаев, может получать пособия 60% от его заработной платы. Главное условия получения выплат — это отсутствие работы в течение этого периода.

Пособия сотруднице в данных обстоятельствах будут выплачиваться в течение следующих сроков.

Тип страхового случая Кол- во дней до родов Кол- во дней после родов
нормально текущая беременность и роды 70 70
многоплодная беременность 84 70
осложнённые роды 70 86
рождение сразу 2 и больше детей 70 110
усыновление ребёнка возрастом до 3 месяцев 70 начиная с дня его усыновления
Усыновление 2 и более детей возрастом до 3 месяцев 110 начиная со дня их усыновления

Размер пособия, которое будет выплачиваться сотрудницам по перечисленным страховым ситуациям, составляет 100% от их зарплаты.

Пособия по ходу за детьми могут выплачиваться следующим лицам:

  • матерям;
  • отцам;
  • иным близким родственникам;
  • опекунам.

Пособие перечисленным лицам будет выплачиваться только в том случае, если они ухаживают за ребёнком и одновременно работают по неполному трудовому графику или на дому.

Если уход осуществляют несколько членов семьи, это никак не отразится на сумме выплаты или сроках, так как по закону выплачиваться пособие может только одному из вышеперечисленных лиц.

Размер пособия в зависимости от ситуаций может быть следующим:

Документ ФЗ об обязательном социальном страховании

Здесь закреплены основы финансового обеспечения процесса страхования. Здесь основным является бюджет фонда обязательного социального страхования. В исключительных ситуациях могут быть реализованы денежные средства, принадлежащие различным внебюджетным фондам, действующим на территории Российской Федерации.

Деньги полагаются:

  1. Застрахованным лицам, за которых взносы делает работодатель.
  2. Застрахованным лицам, которые самостоятельно за себя платят необходимые взносы.

Стоит отметить, что полагающиеся денежные средства должны быть выплачены с первого дня когда наступил тот или иной социальный риск, повлекший за собой временную нетрудоспособность.

В данной правовой норме описываются случаи, когда необходимо выплачивать пособие гражданам. К таковым относятся:

  1. Временная нетрудоспособность в связи с заболеванием.
  2. Уход за больным родственником (в том числе супругом, ребенком, родителями).
  3. Лечение на курорте или в стационаре и тому подобные ситуации.

Считается, что такие случаи временно лишают вас трудоспособности. Выплаты в этой ситуации производятся как в период осуществления трудовой деятельности, так и до одного месяца после расторжения трудового договора или контракта.

В данной статье более конкретно рассматриваются особенности выплаты пособия. Денежные средства должны быть выплачены за весь период, когда гражданин являлся нетрудоспособным, вплоть до его полнейшего восстановления. Если гражданин инвалид, то пособие ему может выплачиваться в период до полугода.

Особое внимание стоит уделить пособию, выплачиваемому в случае необходимости лечения в санатории. Здесь компенсируется не только сама временная нетрудоспособность, но и проезд до места лечения и обратно.

Пособие может выплачиваться и в ситуациях, когда трудоспособному гражданину необходимо ухаживать за больным членом семьи. Если это ребенок, то период нахождения на больничном зависит непосредственно от его возраста.

Эта норма права определяет размер пособия. Он напрямую зависит от того, каким трудовым стажем на момент наступления болезни или другой причины временной нетрудоспособности обладал гражданин. Например, если стаж у него восемь лет, то ему полагается сто процентов от среднего заработка. Если стаж от пяти лет, то полагается выплачивать восемьдесят процентов заработка, а если менее пяти лет, то 60 процентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *