Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный стандарт психолога в образовании 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
ОКПО по ИНН
Поиск кода ОКПО по ИНН -
ОКТМО по ИНН
Поиск кода ОКТМО по ИНН -
ОКАТО по ИНН
Поиск кода ОКАТО по ИНН -
ОКОПФ по ИНН
Поиск кода ОКОПФ по ИНН -
ОКОГУ по ИНН
Поиск кода ОКОГУ по ИНН -
ОКФС по ИНН
Поиск кода ОКФС по ИНН -
ОКВЭД2 по ИНН
Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН -
ОГРН по ИНН
Поиск ОГРН по ИНН -
Узнать ИНН
Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
Профстандарт педагога-психолога
-
ОКОФ в ОКОФ2
Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2 -
ОКДП в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2 -
ОКП в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2 -
ОКПД в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) -
ОКУН в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2 -
ОКВЭД в ОКВЭД2
Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2 -
ОКВЭД в ОКВЭД2
Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2 -
ОКАТО в ОКТМО
Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО -
ТН ВЭД в ОКПД2
Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2 -
ОКПД2 в ТН ВЭД
Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД -
ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
-
Классификатор ЕСКД
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93 -
ОКАТО
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 -
ОКВ
Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 -
ОКВГУМ
Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002 -
ОКВЭД 2
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) -
ОКГР
Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002 -
ОКЕИ
Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) -
ОКЗ
Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) -
ОКИН
Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014 -
ОКИСЗН-2017
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017) -
ОКОГУ
Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011 -
ОКОК
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002 -
ОКОПФ
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012 -
ОКОФ 2
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017) -
ОКП
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017) -
ОКПД2
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) -
ОКПДТР
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 -
ОКПИиПВ
Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002 -
ОКПО
Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93 -
ОКС
Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000 -
ОКСВНК
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013 -
ОКСМ
Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 -
ОКСО 2016
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017) -
ОКТС
Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015 -
ОКТМО
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013 -
ОКУД
Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 -
ОКФС
Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99 -
ОКЭР
Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95 -
ОКУН
Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93 -
ТН ВЭД
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) -
КУВЭД
Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности -
Классификатор ВРИ ЗУ
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков -
КОСГУ
Классификатор операций сектора государственного управления -
ФККО
Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017) -
КСР
Классификатор строительных ресурсов -
Классификатор
Классификатор правовых актов РФ -
ББК
Библиотечно-библиографическая классификация
-
УДК
Универсальный десятичный классификатор -
МКБ-10
Международная классификация болезней -
АТХ
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC) -
МКТУ-11
Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция -
МПК
Международная патентная классификация -
МКПО-10
Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
Должностная инструкция педагога-психолога школы (профстандарт)
Наименование | Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случа | Код | B | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Заимствовано из оригинала | ||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей | Психолог |
Педагог-психолог | |
Психолог образовательной организации |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование по профильным направлениям |
Требования к опыту практической работы | |
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», город Москва | |
Ректор | Рубцов Виталий Владимирович |
1 | ГБОУ «Самарский региональный социопсихологический центр», город Самара |
2 | ГОУ «Уральский государственный педагогический университет», город Екатеринбург |
3 | ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет», город Уфа, Республика Башкортостан |
4 | Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», город Москва |
5 | ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград |
6 | ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону |
- ↑Общероссийский классификатор занятий.
- ↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
- ↑Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
- ↑Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
- ↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
1.1. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Стандарт педагога психолога по фгос 2021
Педагог-психолог:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях.
2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательной организации и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
2.5. Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.7. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
2.8. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.
2.9. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
2.10. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
2.11. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
2.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
2.13. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.14. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
2.15. Консультирует работников образовательной организации по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
2.16. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).
2.17. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.21. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
Профессиональный стандарт 03.008 «Психолог в социальной сфере» утвержден Приказом Министерством труда России от 18.11.2013 N 682н.
Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.
С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.
Педагог-психолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности обучающихся, воспитанников, утвержденные руководством образовательной организации.
3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы.
3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).
3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
2.1. Цель: сопровождение психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы (ДОУ)
2.2. Задачи:
— отслеживание результатов психологического развития учащихся (воспитанников) на различных этапах обучения;
— создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития;
— осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы (ДОУ);
— консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||||
A | Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | 7 |
|
|||||||||||||||||||||||
B | Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случа | 7 |
|
|||||||||||||||||||||||
Должность педагога-психолога включена в номенклатуру иных должностей педагогических работников сферы образования (постановление Правительства РФ № 678).
Статья 331 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) и ст. 46 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (далее — закон № 273) дают возможность занимать педагогические должности людям с необходимым уровнем образования, а также отвечающим требованиям о квалификации и (или) профстандартам. К последним можно отнести профстандарт педагога-психолога-2021, утвержденный Правительством РФ.
Важно! Суды в настоящее время руководствуются Единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н (далее — ЕКС). Пример решения суда: с учетом требований ЕКС осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ не может быть возложено на работника, принятого на должность педагога-психолога (постановление 8-го арбитражного апелляционного суда № 08АП-10203/19).
Профстандарт педагога-психолога в образовании является характеристикой квалификации, необходимой для осуществления деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Обратите внимание! В своих рекомендациях «Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности в образовательных организациях общего образования» Совет Федерации советует Министерству просвещения РФ продолжить внедрение профстандарта и провести мониторинг обеспечения введения в штатное расписание каждой образовательной организации педагога-психолога.
Профстандарт педагога-психолога в сфере образования утвержден приказом Минтруда от 24.07.2015 № 514н (далее — профстандарт). Он включает следующие основные разделы:
- Общие сведения: наименование и цель деятельности, отнесение ее к видам экономической деятельности, группы занятий.
- Описание трудовых функций. По сути, это функциональная карта вида профессиональной деятельности.
- Характеристика трудовых функций, включающая возможные наименования должностей, уровень квалификации по профстандарту педагога-психолога. Помимо этого, дается расшифровка каждой отдельной конкретизированной трудовой функции.
- Информация о разработчиках профстандарта.
Скачать профстандарт психолога — 2021, утвержденный Правительством РФ, можно в системе КонсультантПлюс — для этого нужно оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Требования к эффективному применению профстандарта педагога-психолога сводятся к проверке квалификации при приеме на работу либо повышению квалификации действующих сотрудников. Наименование должности может звучать как «педагог-психолог», «психолог», «психолог в образовательной организации». Не различаются требования профстандарта педагога-психолога в ДОУ и в иных видах образовательных учреждений.
Основное требование к сотруднику — это обязательное наличие высшего профильного образования. Требований к опыту нет. Более подробно о необходимых знаниях и умениях см. в разделе III профстандарта.
Приказ Минтруда России № 116н от 10 марта 2021 г.
1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога школы разработана на основании Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015г №514н, в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 24 марта 2021 года, с учетом требований ФГОС начального, основного и среднего общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г и №413 от 17.05.2012г в редакциях от 11.12.2020г, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в школе по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность, а также связи по должности работника, занимающего в общеобразовательной организации должность педагога-психолога.
1.3. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям.
1.4. К работе педагогом-психологом не допускаются лица:
- не соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также не имеющие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.5. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается приказом директора общеобразовательной организации.
1.6. Находится в подчинении директора школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе, взаимодействует по профессиональной линии с руководителем психологической службы управления образования.
1.7. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог школы руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, Конституцией и законами РФ, основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретическими дисциплинами в объеме, требуемом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. Руководствуется СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором, требованиями ФГОС и рекомендациями по их применению в общеобразовательной организации.
1.8. Педагог-психолог школы должен знать:
Основными трудовыми функциями педагога-психолога школы являются:
2.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательном учреждении.
2.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды в общеобразовательном учреждении.
2.3. Психологическое консультирование субъектов образовательных отношений.
2.4. Коррекционно-развивающая работа с учащимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
2.5. Психологическая диагностика школьников.
2.6. Психологическое просвещение субъектов образовательных отношений.
2.7. Психологическая профилактика.
Педагог-психолог в школе выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ:
- формирование и реализация планов развивающей работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
- разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации школьников, коррекционных программ;
- разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных учащихся школы;
- разработка совместно с педагогическим работником индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей;
- разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);
- оформление и ведение документации по данной трудовой функции (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.2. В рамках трудовой функции осуществления психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды:
- психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;
- психологическая экспертиза программ развития общеобразовательного учреждения с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
- консультирование педагогических работников школы при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся;
- оказание психологической поддержки педагогическим работникам общеобразовательного учреждения в проектной деятельности по совершенствованию образовательной деятельности;
- ведение профессиональной документации по данной трудовой функции (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.3. В рамках трудовой функции психологического консультирования субъектов образовательных отношений:
- проведение консультаций с учащимися школы по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;
- консультирование администрации, педагогических работников и других сотрудников общеобразовательного учреждения по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
- консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;
- консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;
- консультирование администрации общеобразовательного учреждения, педагогических работников, а также родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;
- ведение профессиональной документации по данной трудовой функции (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.4. В рамках трудовой функции коррекционно-развивающей работы с учащимися, в том числе работы по восстановлению и реабилитации:
- разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для школьников, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
- организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии обучающихся школы недостатков, нарушений социализации и адаптации;
- формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных учащихся общеобразовательного учреждения;
- проектирование в сотрудничестве с учителями индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся школы;
- ведение профессиональной документации по данной трудовой функции (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.5. В рамках трудовой функции психологической диагностики школьников:
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.
4.2. В рамках своей компетенции вносит предложения по улучшению образовательной деятельности, доводит до сведения администрации о недостатках в обеспечении образовательного и воспитательной деятельности, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма детей, ухудшающих психологический климат в школе, указывает на формирование условий необходимых для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних.
4.3. Самостоятельно определять конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы данной работы, определять очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в конкретный период.
4.4. Запрашивать лично или по поручению администрации от классных руководителей и учителей-предметников информацию и документацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. На создание администрацией школы условий для успешного и безопасного выполнения профессиональных обязанностей.
4.6. Отказываться от выполнения приказов или распоряжений администрации школы в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога.
4.7. Приглашать педагогов, родителей, учащихся на индивидуальные беседы.
4.8. В случае необходимости рекомендовать родителям провести обследование ребёнка на ПМПК.
4.9. Давать консультации учителям, классным руководителям, родителям (законным представителям) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.
4.10. На защиту профессиональной чести и достоинства. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.
4.11. Знакомиться с проектами решений администрации школы, касающимися его деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.
4.12. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.13. Повышать свою квалификацию и проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
5.1. Педагог-психолог во время проводимых им мероприятий несет персональную ответственность за жизнь и здоровье учащихся, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, законных приказов директора школы и иных локальных нормативных актов, своих должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
5.5. За нарушение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог школы привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
6.1. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. При составлении графика работы психолога учитывается необходимость выполнение работы по повышению квалификации.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы психолога на четверть утверждается директором школы не позднее пяти дней по окончании каждой учебной четверти.
6.3. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности, проведенных мероприятиях объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.4. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Получает от руководителя психологической службы управления образования, методического кабинета информацию организационно-методического характера.
6.6. В своей работе сотрудничает с администрацией, педагогами, классными руководителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), социальным педагогом школы, педагогом-библиотекарем, а также со специалистами ПМПК. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию педагога-психолога с администрацией и педагогами школы.
6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.8. Передает директору общеобразовательного учреждения и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.9. Во время отсутствия в общеобразовательном учреждении педагога-психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора школы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет персональную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
7.1. Ознакомление педагога-психолога школы с настоящей должностной инструкцией, разработанной на основе профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.
В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:
- Общее описание;
- Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
- Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
- Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.
Для психолога любого профиля определен седьмой уровень квалификации. Это – достаточно высокая квалификация, для получения которой необходимо высшее профильное образование. То есть, окончание курсов психологов или бакалавриата не дает седьмого уровня квалификации. Обязательно нужно полное профильное образование, а для социальной сферы также пригодятся курсы повышения квалификации.
Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.
Данный документ хоть и был утвержден, но так до сих пор и не вошел в реестр профстандартов. Так что, он не только не является обязательным к применению, но даже не носит рекомендательного характера.
В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.
У данной специальности очень высокие требования к образованию. Помимо получения высшего образования по соответствующему профилю, необходимо также прохождение ординатуры и интернатуры по специальности психиатра. Кроме того, требуется дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации на протяжении всей трудовой деятельности не реже, чем раз в пять лет.
Помимо требований к образованию, необходимо получение специального сертификата или же аккредитации специалиста (как и в случае с образованием, по специальности психиатра).
Профстандарт педагога-психолога в сфере образования утвержден приказом Минтруда от 24.07.2015 № 514н (далее — профстандарт). Он включает следующие основные разделы:
- Общие сведения: наименование и цель деятельности, отнесение ее к видам экономической деятельности, группы занятий.
- Описание трудовых функций. По сути, это функциональная карта вида профессиональной деятельности.
- Характеристика трудовых функций, включающая возможные наименования должностей, уровень квалификации по профстандарту педагога-психолога. Помимо этого, дается расшифровка каждой отдельной конкретизированной трудовой функции.
- Информация о разработчиках профстандарта.
Требования к эффективному применению профстандарта педагога-психолога сводятся к проверке квалификации при приеме на работу либо повышению квалификации действующих сотрудников. Наименование должности может звучать как «педагог-психолог», «психолог», «психолог в образовательной организации». Не различаются требования профстандарта педагога-психолога в ДОУ и в иных видах образовательных учреждений.
Основное требование к сотруднику — это обязательное наличие высшего профильного образования. Требований к опыту нет. Более подробно о необходимых знаниях и умениях см. в разделе III профстандарта.
В информационном письме Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 на вопрос о применении профстандарта педагога-психолога — 2021 при определении должностных обязанностей дается рекомендация применять ЕКС.
Позиция в письме Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 иная. Указано, что профстандарт психолога в образовании — 2021 может быть применен как рекомендательный методический документ при определении должностных обязанностей работника. Эту позицию полностью опровергает Общероссийский профсоюз в своем письме.
Вывод! Должностная инструкция педагога-психолога по профстандарту может быть составлена, но не должна противоречить ТК РФ и ЕКС.
***
Внедрение профстандарта педагога-психолога позволит уменьшить долю неквалифицированных специалистов в сфере образования. В настоящее время он является рекомендованным нормативом, однако в 2021 году станет обязательным к использованию юридическими лицами в сфере образования с государственным участием. Скачать профстандарт педагога-психолога можно здесь.
О профстандарте для педагогов вы узнаете из статьи «Профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ».
Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.
Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.
Хотя пока профстандарт психолога не считается обязательным, работодателю не рекомендуется брать на работу людей, не соответствующих ему, поскольку они могут оказаться недостаточно квалифицированными специалистами. Однако, поскольку работодатель сам принимает решение, брать ли того или иного человека на работу, несоответствие профстандарту – это недостаточно веская причина для отказа в трудоустройстве или увольнения.
Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.
К основным функциям педагогов-психологов относят:
Система должностных стандартов опирается на следующие нормативные положения:
- Принятый в 2015 году Федеральный закон №122 содержит основные изменения в законодательстве, относящиеся к действию профстандартов. Именно этот ФЗ-122 ввёл в Трудовой кодекс статьи 195.2 и 195.3, определившие официальный порядок разработки и практического использования должностных стандартов.
- В выпущенном в 2013 году Постановлении Правительства №23 были впервые описаны нормы создания профстандартов, которые сохраняют актуальность и в настоящее время.
- Основные параметры использования системы профстандартов в бюджетном секторе и государственных компаниях содержатся в правительственном постановлении №584, которое было принято в 2016 году.
Внимание! Практические нюансы использования нормативных документов по профстандартам разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.
В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.
В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.
Для каждой функции перечислены:
- достаточно подготовленные для неё специалисты в сфере педагогики и психологии;
- необходимое им образование;
- их профильный опыт работы;
- дополнительные требования к специалистам;
- иные сведения;
- классификация специалистов по справочникам профессий.
Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:
- Наименования специалистов – педагог-психолог, психолог (в т.ч. образовательного учреждения).
- Уровень их образования – высшее профессиональное.
- Дополнительные требования – отсутствие ограничений на допуск к педагогической деятельности.
- Опыт работы и иные сведения для этой функции не упоминаются.
В общем плане от профессионального стандарта, утвержденного для психологов, зависит:
- возможность того или иного школьного психолога и дальше занимать свою должность;
- величина заработной платы;
- начисление стажа, от которого в будущем будет зависеть размер пенсионного пособия;
- возможность карьерного роста.
Профстандарт является документом, который определяет как основные требования к педагогу-психологу, так и задает общее направление деятельности этого специалиста.
Каждый профстандарт, включая стандарт для психологов, разрабатывался на основе одного макета, утвержденного 12 апреля 2013 года. Согласно этому макету профессиональный стандарт психолога с 1 января 2021 года, скачать который можно на этой странице после прочтения статьи, включает в себя следующие части:
- Дается общая характеристика специальности. В этом разделе указывается точное наименование профессии, деятельность, которою осуществляет этот специалист, классификация по ОКЗ и ОКВЭД;
- Функциональная карта.
В этой части документа предоставляется перечень трудовых функций, которые необходимо выполнять педагогу-психологу;
- Характеристика рабочих функций. Указываются требования к каждой обобщенно трудовой функции.
Кроме того, дается перечень умений, знаний, а также конкретных действий, которые обязан выполнять педагог-психолог;
- Информация об организациях-разработчиках.
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать
шаблон в MS Word
Профессиональный стандарт необходимо зафиксировать в локальной документации, которая отражает следующие направления в деятельности учебного учреждения:
- Подбор кадров;
- Определение рабочих функций для педагогов-психологов;
- Реализация права на ДПО;
- Формы повышения профессионального уровня, включая сертификации и аттестации.
Начиная с января текущего года, руководители школ обязаны принимать во внимание требования, предъявленные в документе, во время поиска и принятия на работу нового педагога-психолога. Учитывать профстандарт требуется при организации аттестации, установлении локальных актов, должностных инструкций и расчете заработных плат.
Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.
Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.
Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.
В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:
- Общее описание;
- Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
- Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
- Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.
Порядок применения профессиональных стандартов в 2021 году, в том числе специалистов, педагогов, регламентируется на федеральном государственном уровне ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, а также постановлением Правительства от 27 июня 2016 года N 584, письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 года N 14-0/10/В-2253, информацией Минтруда России от 10 февраля 2016 года.
«Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения» — ч. 2 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката.