Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог с земли сельхозназначения с 2021 пример расчета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.
Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
- Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
- Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:
- Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
- Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
- Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
- Peлигиoзныe opгaнизaции;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
- Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
- Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
- Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
- Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.
- Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
- Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
- Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
- В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
- Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
- В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).
Оплата земельного налога регулируется статьей 388 НК РФ. Где сказано, что налог на землю оплачивают все лица, которые владеют участком на правах собственности:
- пользования без срока;
- пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог не подлежит оплате, если участок земли:
- находится на праве безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ);
- переданы по договору аренды.
Некоторым категориям граждан интересует вопрос — «Платят ли налог на землю пенсионеры, инвалиды 2 группы, несовершеннолетние дети, ветераны труда?». Да, но для них существуют федеральные и местные льготы, способствующие уменьшить земельный налог до нуля.
Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:
- в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
- в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).
К федеральным льготам относятся:
- герои Советского Союза и России;
- люди имеющие инвалидность;
- ветераны велико отечественной войны;
- участники чернобыльской катастрофы;
- пенсионеры;
- физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.
Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:
- используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
- хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.
Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).
Как заполнить Расчет земельного налога за 2021 год
Ставка земельного налога определяются нормативными актами местных властей или законами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и не могут быть больше:
0,3 % для:
- участков садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции;
- земель сельскохозяйственного назначения;
- участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома;
- участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.
1,5 % — для остальных.
Как посмотреть налоговую ставку и льготы в своем регионе рассчитывая налог на недвижимость?
Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.
Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости применяется единая формула (ст. 396 НК):
ЗН = НБ × Д × НС × К, где
- НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
- Д — размер доли, при долевой собственности;
- НС — налоговая ставка;
- К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).
Важно! Статьёй 52 НК РФ установлено, что налог рассчитывается до целого числа, применяя правило округления.
– Добавлены льготы детям-инвалидам. Среди льготников раньше их не было. Например, если за ребенком зарегистрирован земельный участок 15 соток, то с 6 соток налог не платится. Или если на таком ребенке числится квартира или дом, то с одного объекта каждого вида он налог платить не будет. Причем в законе записано, что эти льготы исчисляются с 1 января 2021 года, и за три года можно вернуть переплаченные налоги.
По строке 110 декларации указывается код налоговой льготы в виде доли необлагаемой площади земельного участка, предоставленной в виде необлагаемой площади земельного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса. Код налоговой льготы определяется в соответствии с Приложением N 6. Вторая часть показателя по строке с кодом 110 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код льготы 3022300. Порядок заполнения второй части показателя аналогичен порядку заполнения строки 070.
Налог с земли сельхозназначения с 2021 пример расчета
Налог на прибыль организаций — ставка 2021
Прогрессивная шкала ставок НДФЛ с 2021 года
Ставки УСН в 2021 году
Новая ставка НДФЛ 15%
Ставка НДС в 2021 году в России
Какой налог на землю сельхозназначения будут уплачивать физические и юридические лица в 2021 году? Изменится ли порядок начисления и уплаты налоговых платежей? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.
ООО «Орион» владеет участком сельхозземель, расположенным на территории Плавского района Тульской области, где для земель сельхозназначения действует ставка 0,3% (решение Собрания депутатов муниципального образования № 39/173 от от 11.11.2011). Кадастровая стоимость на 01.01.2021 составляет 3,55 млн. руб. Расчет суммы налога за 2021 год:
3 550 000 × 0,3 % = 10 650 руб.
Если участок не будет использоваться по назначению и это выявит орган земельного надзора, налог придется исчислять по общей ставке, действующей в указанном регионе – 1,5%, тогда компания будет вынуждена уплатить в бюджет за 2021 год:
3 550 000 х 1,5% = 53250 руб.
Земельный налог / 12:50 16 января 2019
Повышенная ставка на землю сохраняется и при смене собственника
× × ( мес. / 12) × (100 % − ) × × = ()
Ставка налога на земли сельхозназначения в 2021 году
Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.
Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.
Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.
В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.
Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.
Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.
Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.
Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.
Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.
Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.
И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.
К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.
Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.
Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.
Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.
Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).
Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.
Как правильно рассчитать налог на землю?
Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).
Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):
- не позднее 1 марта — годовой платеж;
- до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.
Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Здесь нужно знать не только саму формулу для расчета налога на землю, но и суметь собрать все необходимые данные. Кроме того, хорошо было бы знать имеющиеся льготы для уменьшения суммы, подлежащей перечислению в бюджет.
Плательщиками являются различные субъекты: как организации, так и физические лица. Кто не является плательщиком? Предприятие или частное лицо, которое арендует участок или пользуется им на праве бесплатного срочного пользования. Все исключения перечислены в ст. 31 Налогового кодекса.
Чтобы верно рассчитать земельный налог, необходимо владеть информацией относительно налоговой базы и ставки.
Кроме этого, необходимо знать, имеет ли право плательщик на налоговую льготу.
Что касается налоговой базы, то она определяется на начало налогового периода. Ставки указаны в Налоговом Кодексе РФ, но местные власти могут внести некоторые коррективы. Власти субъектов федерации вправе расширить перечень льгот, а общий перечень предусмотрен НК РФ.
Рассчитать суммы земельного налога непросто. Необходимо начинать с определения кадастровой стоимости участка согласно ст. 390 НК. Эта стоимость берется по состоянию на 1 января текущего налогового периода. В случаях, когда участок формируется в середине года, кадастровая стоимость берется на момент госрегистрации прав на данный земельный участок.
Юридические лица обязаны рассчитать земельный налог самостоятельно. Данные о кадастровой стоимости размещены на официальном сайте Росреестра либо на сайте ФНС. Для физических лиц расчет производится при помощи налогового органа, которому данные о кадастровой оценке предоставляют власти субъектов.
Как рассчитывается земельный налог на тот или иной участок и какую необходимо выбрать ставку, во многом зависит от категории земель. Ставка налога составляет 0,3% или 1,5%. Субъекты федерации могут изменять ставки путем уменьшения.
Показатель 0,3% применяется к землям, которые:
- приобретены для личного подсобного хозяйствования, огородничества либо садоводства;
- используются в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- применяются для инженерной инфраструктуры;
- предназначены для с/х производства либо для ведения сельского хозяйства;
- необходимы для нужд обороны, национальной безопасности и таможни.
К остальным категориям участков применяется ставка 1,5%.
Земельный налог в 2021-м: идём на снижение
Для расчета земельного налога необходимо заполнить следующие поля:
- Кадастровая стоимость (за вычетом суммы льготы, если она есть).
- Процентная ставка (0,3% для земель сельскохозяйственного назначения и жилищного строительства. Для расчета налога остальных участков – 1,5%).
- Долевая собственность. Например: 1/3 — 33%, 1/2 — 50%, 1 — 100%.
- Если собственник владеет участком менее года, то указывается фактическое количество месяцев.
Необходимая информация для заполнения полей указана в выписке из ЕГРН и на сайте Росреестра.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие земельный участок в своей предпринимательской деятельности, обязаны отчитываться в налоговый орган путем подачи земельной декларации не позднее 1 февраля.
В ст. 396 НК РФ прописан порядок начисления и оплаты авансовых платежей. На протяжении налогового периода плательщики осуществляют авансовые платежи, если муниципальный орган не предусмотрел другой механизм. При установлении сроков оплаты этот орган может предоставить право некоторым категориям плательщиков не осуществлять авансовые платежи.
В главе НК РФ «Земельный налог» с 01 января 2015 г. вступили в силу поправки. Теперь, согласно п.2 ст.387, для всех налогоплательщиков, перечисленных в данной главе, ставка может устанавливаться представительными органами муниципальных образований и городов федерального значения. Также ими определяется срок и порядок уплаты для организаций-плательщиков.
Объектом налогообложения, как и раньше, являются участки, за исключением:
- ограниченных в пользовании или изъятых;
- занятых под ценными объектами;
- тех, которые являются частью лесного фонда;
- находящиеся под водными объектами государственной собственности.
Самый важный момент – это то, что сумму налога теперь рассчитывают по рыночной стоимости, то есть он вырастет.
С расчета налога за 2015 год предприниматели, как и все граждане, платят земельный налог на основании уведомления. Таким образом, самостоятельно рассчитывать налог не нужно, это сделает налоговая инспекция. Такой порядок следует из пункта 3 статьи 396, пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ.
Рассчитать земельный налог за 2014 год надо все еще в прежнем порядке.
Для расчета земельного налога используют:
- кадастровую стоимость земельного участка;
- налоговую ставку.
Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.
Для некоторых категорий предпринимателей (их имущества) действуют федеральные и местные льготы . Так, некоторые категории предпринимателей могут быть полностью освобождены от уплаты земельного налога.
Кадастровая стоимость определяется отдельно для каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, кадастровая стоимость определяется на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).
Если кадастровая стоимость земли не определена, налог рассчитывают исходя из нормативной стоимости земли. Подробнее об этом см. Какое имущество облагается земельным налогом . Например, так рассчитывают земельный налог в Республике Крым и городе Севастополе до утверждения массовой кадастровой оценки участков. Об этом сказано в пункте 8 статьи 391 Налогового кодекса РФ.
Кадастровую стоимость можно посмотреть на официальном сайте Росреестра .
Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровая стоимость части земельного участка определяется пропорционально доле в общей собственности. По следующей формуле:
Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 31 января 2014 г. № 03-05-06-02/3884.
Налоговые ставки для земельного налога устанавливаются местным законодательством и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, а также сельскохозяйственных земель;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.
Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.
При этом пониженная ставка в размере 0,3 процента применяется даже тогда, когда земельный участок для жилищного строительства еще не освоен (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).
Местные власти могут устанавливать льготы отдельным категориям предпринимателей (п. 2 ст. 387 НК РФ). Если право на льготу возникает или прекращается в течение года, земельный налог в отношении льготного земельного участка рассчитывается с учетом коэффициента отсутствия льгот (Кл).
Коэффициент Кл учитывается для льгот в виде:
- необлагаемой площади земельного участка;
- освобождения от земельного налога.
Коэффициент Кл не учитывается для льгот в виде:
- фиксированных не облагаемых налогом сумм по пункту 5 статьи 391 и пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ;
- уменьшения суммы налога;
- снижения налоговой ставки.
При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Рассчитывают налог по формуле:
Такой порядок следует из положений пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность гражданами для индивидуального жилищного строительства, коэффициент 2 применяется по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на эти земельные участки. Коэффициент применяют до регистрации прав на построенный объект недвижимости. Такие правила предусмотрены в пункте 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Изменения 2021 по земельному налогу
Вопреки ожиданиям, никаких изменений в порядок исчисления и уплаты налога на землю для физических лиц в 2021 году внесено не было. В качестве налоговой базы, согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ, будет по-прежнему выступать кадастровая стоимость земельного участка. Для определения размера налога будут использоваться сведения, находящиеся в государственном кадастре недвижимости на 1 января года, который принимается в качестве отчетного периода.
Для того чтобы узнать стоимость земельного участка, налогоплательщику необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальное отделение Росреестра или сформировать соответствующий запрос на официальном сайте государственного органа в сети интернет.
В том случае, если установленная стоимость, на основании которой исчисляется налог, превышает рыночную стоимость участка, необходимо произвести его переоценку, иначе размер налогового платежа будет неоправданно большим. В том случае, если в присланном налоговом уведомлении имеются ошибки в расчетах или исходных данных, необходимо отправить запрос на их исправление в ФНС – для этого к каждому уведомлению прикрепляется форма для обратной связи с налоговым инспектором.
Внесение обязательного платежа производится в бюджет того муниципального образования, в котором располагается земельный участок. Уплатить налог необходимо до 1 октября года, следующего за налоговым периодом, по которому он исчисляется.
Произвести уплату налога можно на основании соответствующего уведомления, которое должно быть отправлено территориальным отделением налоговой службы не позднее, чем за 30 дней до наступления даты, в которую должен быть осуществлен платеж. В том случае, если уведомление из ФНС о необходимости уплаты налога не пришло, стоит самостоятельно обратиться в территориальное отделение налоговой для получения точной информации о размере платежа, подлежащего внесению в бюджет.
Итак, никаких изменений в законодательстве, которые могут повлиять на порядок расчета и уплаты земельного налога, в 2021 году не будет. Расчет суммы платежа будет производиться на основании кадастровой стоимости земли путем исчисления суммы процентной ставки, размер которой установлен действующим законодательством.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
С 2021 года ежеквартально работодатели должны подавать по наёмным работникам один Налоговый расчёт, который объединяет в себе сведения по ЕСВ, НДФЛ и военному сбору (форма утверждена приказом Минфина от 15.12.2020 г. № 773). Ранее это были самостоятельные отчёты Д4 и 1ДФ.
Форма отчёта похожа на прежний отчёт по ЕСВ, только с отдельным приложением 4ДФ, в котором заполняются данные по НДФЛ и ВС.
Некоторые данные в отчёте теперь нужно отражать по-новому:
- данные по НДФЛ и ВС в приложении 4ДФ подаются с помесячной разбивкой, а не общей квартальной суммой, как было ранее. Теперь будет 3 приложения 4ДФ по каждому месяцу в квартале;
- военный сбор надо отражать по каждому лицу в отдельных строках, как данные по НДФЛ.
Впервые новую отчётность надо будет подать за I квартал 2021 года, в течение 40 дней после окончания отчётного квартала, до 11 мая 2021 года. Подавать ежемесячные Д4 с января 2021 года уже не нужно.
Ещё в ноябре 2020 года Минэкономики опубликовало проект постановления КМУ, в котором предлагает утвердить новую унифицированную методику нормативной денежной оценки земельных участков с 2021 года.
По новой Методике объект нормативной денежной оценки — это земельные участки и земли всех категорий и форм собственности в пределах юрисдикции сельского, поселкового, городского совета или территории объединённой территориальной общины (или их части).
По унифицированному подходу определять НДОНормативная денежная оценка земли земельного участка нужно как произведение площади земельного участка на норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади, а также с учётом коэффициентов, характеризующих земучастки.
Формула для определения нормативной денежной оценки земельного участка (Цн) будет иметь вид:
Цн = Пд × Нрд × Км1 × Км2 × Км3 × Км4 × Кцп × Кмц × Кни
где
Пд — площадь земельного участка, квадратных метров;
Нрд — норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади согласно приложению 1 к Методике;
Км1 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зоны влияния крупных городов;
Км2 — коэффициент, учитывающий курортно-рекреационное значение населённых пунктов;
Км3 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зон радиационного загрязнения;
Км4 — коэффициент, характеризующий зональные факторы местоположения земельного участка;
Кцп — коэффициент, учитывающий целевое назначение земельного участка согласно сведениям Государственного земельного кадастра;
Кмц — коэффициент, учитывающий особенности использования земельного участка в пределах категории земель по основному целевому назначению;
Кни — произведение коэффициентов индексации нормативной денежной оценки земель за период от утверждения норматива капитализированной рентного дохода до даты проведения оценки.
Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке определения налоговой ставки по земельному налогу в случае неиспользования по целевому назначению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного производства, и рекомендует учитывать позицию Минфина России, изложенную в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 (далее — Письмо).
Письмо содержит следующие разъяснения.
На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.
Дополнительно обращаем внимание, что согласно вступающему в силу с 1 июля 2020 года пункту 18 статьи 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса), представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
С.Л. Бондарчук |
Если участок из земель сельхозназначения, предназначенный для сельхозпроизводства, используется не по назначению, то действует ставка земельного налога в размере, не превышающем 1,5%. Она применяется начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.
С 1 июля 2020 г. орган земельного надзора обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении нарушения предоставить в налоговый орган по региону сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельхозпроизводства.
При устранении нарушения или отмене предписания соответствующая информация также передается в налоговый орган.
Иногда человек, чтобы избежать уплаты налоговых платежей, идет на разные хитрости. Если дело касается земельных наделов, то чаще всего это происходит так, что после строительства того или иного объекта гражданин не принимает мер к тому, чтобы его зарегистрировать. Порядок регистрации отражен в правовых актах. Некоторые не понимают для каких целей необходимо прохождение регистрационной процедуры.
Необходимо понимать, что сотрудники фискального органа начисляют налоговые платежи на недвижимые объекты при получении сведений из Росреестра. Если человек не поставил возведенное строение на учет, то начисляться налоговый платеж не будет. В настоящее время по стране часто встречается такое, что в соответствии с документацией строений на участке нет, однако на самом деле они там имеются. Чаще всего это относится к земельным наделам, которым присуще целевое назначение. К примеру, это участки, отведенные для индивидуального строительства.
С начала 2019 года начал действовать правовой акт, который регулирует положения относительно организации дачных хозяйств. Основное нововведение затрагивает то, что с этого момента больше нет дачников. Эта группа людей начинает подразделяться на садоводов и огородников. На наименование влияет специфика земельного надела. Кроме того, в законодательстве отражается возможность оформить правомочие собственности землю, находящуюся в общем пользовании. Устанавливается долевой режим собственности.
При оформлении гражданин не несет каких-либо затрат. Однако, стоит понимать, что вне зависимости от того, платит лицо за оформление или нет – оплата земельного налога обязательна. При постановке на кадастровый учет земель, расположенных в дачных кооперативах и участков, предназначенных для общего использования – не предусматривается деления. Это говорит о том, что земельные наделы в товариществах некоммерческого значения начинают учитываться совместно.
Стоит указать, что стоимость, закрепленная в кадастрах, становится одинаковой. Поэтому налоги на эти земли оплачиваются в равном объеме.