Государственный бюджет республики Беларусь на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный бюджет республики Беларусь на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По словам начальника главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Татьяны Астрейко, несмотря на отдельные сложности, в том числе связанные с влиянием пандемии коронавируса, бюджет чувствует себя уверенно:

— Поэтому мы готовы обеспечить социальную сферу всем необходимым как в части заработной платы работников бюджетных организаций, так и в организации лечебного, образовательного процессов, социальной адресной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.

Что касается зарплаты бюджетников, она будет повышаться в два этапа. На первом этапе с 1 января 2021 года базовая ставка вырастет до 195 рублей. Такое решение Правительством уже принято. Это обеспечивает рост зарплат бюджетников во всех отраслях на 5,4 %. Дополнительные бюджетные ресурсы выделены на повышение зарплат отдельных категорий работников сферы образования — воспитателей и помощников воспитателей, а также работников библиотек, музеев, клубов, сотрудников учреждений социальной защиты. На втором этапе предусматривается дополнительное повышение оплаты труда бюджетников за счет увеличения во втором полугодии 2021 года базовой ставки со 195 до 201 рубля. Для этого будет использоваться резервный фонд, который хотят сформировать за счет дополнительных поступлений налога на прибыль.

К росту заработной платы привязаны и детские пособия, которые увеличатся примерно на 8 %. Ожидается, что единовременное пособие при рождении первого ребенка вырастет до почти 2,7 тысячи рублей, второго и последующих детей — до 3,8 тысячи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) составит 449 рублей на первого ребенка, 513 — на второго и последующего.

На семейный капитал направят 342 миллиона рублей. Кстати, с момента принятия соответствующего указа Президента в стране открыто уже более 92 тысяч депозитов семейного капитала.

Наиболее наглядная таблица, где можно проследить приоритеты в распределении бюджетов по функциональным направлениям, а не по министерствам и органам (приложение 3 в проекте закона).

Согласно таблице на пункт «промышленность, строительство и архитектура» собираются в 2021 году потратить 1.007.931.291 рубль. Из них на строительство и архитектуру (подпункт в пункте «промышленность, строительство и архитектура») пойдет всего лишь 3.221.095 рублей. Для сравнения, на органы внутренних дел (подпункт пункта «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности») выделили 1.025.360.760 рублей. Что в 318 раз больше, чем планируют потратить на строительство и архитектуру.

Мы сравнили статьи расходов бюджета по направлениям и доле, которую они занимают от потребления общего бюджета, выделенного на 2021 год. Физически невозможно в одной инфографике отобразить все направления, которые указаны в проекте Закона, поэтому мы выбрали смежные со строительством, а также наиболее интересные, по мнению редакции. Стоит понимать, что выбранные нами классификации потребляют лишь 38% средств всего бюджета.

В приложении 4 к проекту Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2021 год» приведена таблица распределения «бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета». Простыми словами: сколько выделят денег тому или иному министерству или государственному ведомству.

Бюджет каждого ведомства формировался из таблицы расходов республиканского бюджета по функциональной классификации. К примеру, на Министерство здравоохранения выделили 1.568.758.387 рублей. Однако вся сумма разбита на классификации расходов из таблицы приложения 3. То есть в расходы Министерства здравоохранения входят: национальная оборона, образование, общегосударственная деятельность и само здравоохранение.

Так и во всех остальных пунктах. Но если сложить все подпункты «образование» всех ведомств, то получим цифру, которую выделили на образование в таблице приложения 3.

В инфографике ниже представили суммы, которые собираются выделить Министерству архитектуры и строительства, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, а также сравнили с некоторыми другими министерствами и госведомствами.

Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:

  • Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
  • Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
  • Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.

Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.

Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:

  • оборону государства;
  • социальные нужды;
  • образование;
  • здравоохранение.

Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.

Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:

  • привлечение заемных средств в виде кредитов;
  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • приватизация объектов госсобственности;
  • привлечение прямых инвестиций.

Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.

Отрасль/направление млрд. руб
проект доходов
налоги на товары 14,115 млн руб.
внешнеэкономическая деятельность 4,033 млн руб.
доходы от использования имущества 987 млн руб.
налоги на доходы и прибыль 988 млн руб.
поступления от других бюджетов 833 млн руб.
другие налоги, сборы (пошлины) 432 млн руб.
поступления от иностранных государств 533 млн руб.
прочие неналоговые доходы 818 млн руб.
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности 474 млн руб.
штрафы, удержания 91 млн руб.
проект расходов
государственная деятельность 13,366 млн руб.
национальная оборона 1,463 млн руб.
судебная власть, правоохранительная деятельность 2,773 млн руб.
охрана окружающей среды 108 млн руб.
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 389 млн руб.
здравоохранение 1,668 млн руб.
физическая культура, спорт 508 млн руб.
образование 1,291 млн руб.
социальная политика 2,063 млн руб.

В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.

Номер документа: 73-З
Дата принятия: 29/12/2020
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2021
Органы эмитенты: Парламент

В соответствии со статьей 26 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

— статьи 1-24 — с 1 января 2021 года;

— иные положения — после официального опубликования настоящего Закона — со 2 января 2021 года.

Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»

Бюджетный кодекс Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»

Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2021 год»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2020 год №73-З…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О компенсации потерь, возмещении и уплате процентов по кредитам»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О предоставлении субсидий»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке финансирования в 2021 году части расходов…»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О возмещении части процентов за пользование банковскими кредитами»

Ссылка на Закон Республики Беларусь О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О создании и деятельности открытого акционерного общества Агентство по управлению активами

Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения

Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О порядке формирования и использования средств инновационных фондов

Ссылка на Бюджетный кодекс Республики Беларусь :: В текущем финансовом году размер лимитов долга органов местного управления и самоуправления и долг

Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О плате за использование радиочастотного спектра

Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О плате за использование радиочастотного спектра :: 2.6. ежегодная и разовая плата за использование радиочастотного спектра, а также плата за выделени

Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О предоставлении жилищно-коммунальных услуг :: 1.10. для обеспечения проведения капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов жилищн

Ссылка на Бюджетный кодекс Республики Беларусь :: Статья 43. Резервный фонд Президента Республики Беларусь

Ссылка на Бюджетный кодекс Республики Беларусь :: 4. Размер резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается решен

Ссылка на Закон Республики Беларусь Об охране окружающей среды :: в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает (издает) нормативные правовые акты, в том ч

Ссылка на Закон Республики Беларусь Об охране окружающей среды :: предложения по формированию и использованию государственных целевых бюджетных фондов охраны природ

Ссылка на Закон Республики Беларусь Об охране окружающей среды :: создание фондов охраны природы;

Ссылка на Закон Республики Беларусь Об охране окружающей среды :: Статья 81. Финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию прир

Ссылка на Закон Республики Беларусь Об охране окружающей среды :: Статья 84. Фонды охраны природы

  • Беларусь получила второй транш российского кредита
  • За 4 месяца Минфин Беларуси реализовал на внутреннем рынке ГДО на более чем 700 млн. долларов
  • Беларусь надеется получить второй транш российского кредита в первом полугодии, как договаривались — Селиверстов
  • Внешний госдолг снизился в январе за счет плановых выплат Китаю
  • Долговой тупик: Беларусь в 2020 году привлекла более 3 млрд. средств по линии госдолга

Государственный бюджет Республики Беларусь

Отдельно нужно сказать о сфере здравоохранения, ставшей приоритетной в контексте пандемии. В 2021 году на неё выделят 1,67 млрд рублей, тогда как год назад – 1,27 млрд. Прирост – 400 млн, 684 млн потратят на медицинскую помощь населению, свыше 7,3 млн – на государственный санитарный надзор, 19 млн – на прикладные исследования в области здравоохранения, наконец, 958 млн уйдет на другие вопросы в области здравоохранения.

Показатель Значение Период
Государственный бюджет 1079268 Byn Тысяча / 0.429 млрд. USD апр. 2021
Государственные расходы 4881 BYN млн. / 1.941 млрд. USD 4 кв./20
Государственные доходы 4871622 BYN тыс. / 1.937 млрд. USD апр. 2021
Государственный бюджет от ВВП -2.6 % 2020
  • Дефицит государственного бюджета в Беларуси вырос до 1079268 Byn Тысяча (0.429 млрд. USD) в апреле 2021. Максимальный профицит достигал 1885464 Byn Тысяча , а дефицит -1714213 Byn Тысяча
  • Данные публикует Ежемесячно Министерство экономики.

Данные Период Дата

1079268 апр. 2021 05.06.2021
-472048 мар. 2021 01.05.2021
-824678 фев. 2021 03.04.2021
-447759 янв. 2021 27.02.2021
-1244115 дек. 2020 30.01.2021
-39802 ноя. 2020 02.01.2021
1299552 окт. 2020 05.12.2020
-322501 сен. 2020 31.10.2020
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — -87556.0000 1407843.0000 1407843.0000 -389151.0000 -1707.93%
  • Объем государственных расходов в Беларуси вырос до 4881 BYN млн. (1.941 млрд. USD) в четвертом квартале 2020. Максимальный объем достигал 4881 BYN млн., а минимальный 2690 BYN млн.
  • Данные публикует Ежеквартально Национальный статистический комитет.

Данные Период Дата

4881 4 кв./20 03.04.2021
4771 3 кв./20 02.01.2021
2692 2 кв./20 03.10.2020
2737 1 кв./20 04.07.2020
2730 4 кв./19 04.04.2020
2744 3 кв./19 04.01.2020
2728 2 кв./19 29.10.2019
2713.2 1 кв./19 29.06.2019
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — 2743.6000 2689.6000 2753.0000 2689.6000 -1.97%

Денег нет, но мы держимся. Бюджет-2021 будет рекордно дефицитным

Ранее Телеграф сообщил, что министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов сообщил 26 февраля о том, что в министерстве планируют воспользоваться “подушкой безопасности” для выполнения бюджета и покрытия дефицита.

«Одним из основных источников покрытия этого дефицита, финансирования являются наши остатки, которые мы сформировали в прошлые годы. Тогда было много вопросов, необходимо ли нам формировать профицитный бюджет или надо увеличить расходы и направить средства на текущее финансирование. Тем не менее, подушка безопасности, которую мы сформировали, как видно, не зря, будет задействована для покрытия дефицита», — заявлял тогда Юрий Селиверстов.

Не хватает $1,5 млрд. Глава Минфина Селиверстов рассказал, откуда возьмётся «подушка безопасности» для белорусского бюджета

17.06.2021 Нацбанк
USD 1 Доллар США 2.4954BYN
EUR 1 Евро 3.0262BYN
RUB 100 Российских рублей 3.4673BYN
UAH 100 Гривен 9.2192BYN
PLN 10 Злотых 6.693BYN
  • Ужасный (45%, 1 642 Голосов)
  • Посмотрим, каким ещё 2021-й будет… (37%, 1 338 Голосов)
  • Невероятный (18%, 649 Голосов)

Всего проголосовавших: 3 629

Проект бюджета на 2021 год, , предлагает, что доходы республиканского бюджета составят 22,9 млрд рублей, расходы — 27,3 млрд, дефицит — 4,3 млрд рублей.

Ожидается, что в структуре доходов объем налоговых доходов снизится на 2% — до 19,4 млрд.

Поступления от налога на прибыль сократятся на 40%, до 983 млн рублей.

Ожидается, что отчисления от НДС вырастут на 7,6% — до 9,9 млрд рублей, от акцизов — на 21,4%, до 3,4 млрд.

Экологический налог должен принести в казну на 31% больше денег, чем в этом году, — 162,2 млн рублей.

Прогнозируется, что налоговые доходы от ВЭД снизятся на 16% — до 4,033 млрд рублей, поступления от вывозных таможенных пошлин могут снизиться на 22% — до 2,1 млрд рублей.

Объем неналоговых доходов может сократиться на 36% — до 2,052 млрд.

Доходы от использования госимущества ориентировочно снизятся на 45% — до 937 млн рублей.

Дивиденды по акциям в госсобственности сократятся на 41% — до 738 млн рублей. Также на 40% сократятся доходы от перечисления части прибыли госпредприятий — до 397 млн рублей.

Доходы от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности могут вырасти на 5% — до 177 млн рублей.

План по штрафам сокращен на 26% — до 89 млн рублей.

Безвозмездные поступления в бюджет вырастут на 7% — до 1,5 млрд рублей.

Доходы государственных целевых бюджетных фондов сократятся на 31% к уровню 2020 года — до 659 млн рублей. Например, поступления в Дорожный фонд, как ожидается, сократятся на 36% — до 394 млн рублей, а в Инновационный фонд — на 40%, до 99 млн рублей.

Проект республиканского бюджета на 2021 год свидетельствует о том, что расходы бюджета запланировано увеличить на 7,5% к уровню 2020 года — до 27,3 млрд рублей. В сравнении с 2019 годом они вырастут на четверть.

При этом расходы на общегосударственную деятельность предлагается увеличить на 5,6% — до 13,2 млрд рублей.

Значимая статья расходов — обслуживание госдолга. Расходы по этой позиции будут увеличены на 9,4% — до 3,024 млрд рублей.

Для сравнения: расходы на национальную оборону предлагается увеличить на 31% — до 1,7 млрд. А финансирование судебной власти и правоохранительной деятельности — на 12%, до 2,8 млрд. В том числе поддержка органов внутренних дел будет увеличена на 12% — до 1,023 млрд.

Расходы на национальную экономику государство сможет увеличить лишь на 6% — до 3,7 млрд. В том числе финансирование сельского хозяйства — на 6%, до 680 млн рублей, дорожного хозяйства — на 16,5%, до 1,1 млрд рублей, связи — на 37%, до 77 млн рублей.

Финансирование других отраслей предлагается урезать. Так, финансирование промышленности может быть снижено на 3,3%, до 958 млн рублей, транспорта — на 4%, до 157 млн рублей, ТЭКа — на 4%, до 354 млн, ЖКУ и жилищного строительства — на 20,5%, до 400 млн рублей.

Источник: Office Life 3

Минфин обнародовал проект бюджета на 2021 год

Проект закона о республиканском бюджете на 2021 год содержит любопытные данные о расходах на погашение и обслуживание долга местных органов власти.

В частности, погашение облигаций, эмитированных облисполкомами, потребует из госбюджета 14,6 млн рублей, а обслуживание таких облигаций — еще 2,8 млн. На выплату процентного дохода по облигациям, эмитированным облисполкомами, придется изыскать 26,6 млн рублей.

Источник: Office Life 4

Проект республиканского бюджета на 2021 год свидетельствует о том, что власти планируют увеличить расходы на социальную политику в 2021 году только на 2,6% — до 2,070 млрд рублей.

При этом пенсии военнослужащим будут увеличены на 10% — до 1,25 млрд.

Для сравнения: расходы на образование предлагается увеличить только на 9% — до 1,29 млрд рублей.

Зато есть понимание того, что расходы на здравоохранение придется увеличить на 21% — до 1,5 млрд рублей, в том числе финансирование медицинской помощи населению — на 14%, до 658 млн.

Расходы на культуру предлагается сократить на 2% — до 138 млн рублей, на СМИ — на 5%, до 156 млн.

На предоставление гражданам субсидий на уплату части процентов по кредитам на строительство жилья в проекте бюджета предусмотрено 322,7 млн рублей.

Бюджет, в котором соотношение доходов и расходов равно, называется сбалансированным. В противном случае говорят о профиците или дефиците госбюджета.

Дефицитом государственного бюджета считается заранее предусмотренное превышение расходов над доходами в бюджете государства. Антиподом дефицита является профицит, при котором заранее планируется, что доходы в государственном бюджете будут выше, нежели расходы.

В 2019 году предполагают, что доходы консолидированного бюджета составят 36,7 миллиарда рублей. Доходы республиканского бюджета запланировали в размере 23,7 миллиарда рублей, расходы – 22 миллиарда рублей. Проект республиканского бюджета сформировали с профицитом 1,7 миллиардов долларов.

Для того, чтобы покрыть излишние расходы и восполнить дефицит бюджета, государство может выпускать и продавать ценные бумаги на внутреннем рынке, а также использовать различные бюджетные ссуды. В некоторых случаях возможно использование средств центрального банка.

Проект Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2021 год»

  • Вышло в свет очередное издание «Бюджет для граждан»
  • Утвержден порядок размещения информации на официальных сайтах
  • Граждане будут активнее участвовать в бюджетном процессе
  • В договорах до одного миллиарда сумов – тридцатипроцентная предоплата
  • Ряду ведомств расширили бюджетные полномочия
  • Фискальная стратегия и выравнивающие межбюджетные трансферты

Государственный бюджет РБ, как и других стран, формируется благодаря налогам и сборам, которые взимаются с юридических и физических лиц. Данная часть от всех финансов страны находится под контролем государственных органов. За счет такого устройства государство может влиять на механизмы рынка.

На бюджетную систему оказывает влияние устройство государства. Если это федерация, то госбюджет разделяется на следующие подуровни:

  • федеральный;
  • субъект федерации;
  • местный.

Госбюджет государства унитарного типа (как раз к такому относится Беларусь) подразделяется на два основных уровня: государственный и местный.

Если между доходной и расходной частью можно поставить знак равенства, то это сбалансированный государственный бюджет, т.е. идеальный вариант экономического устройства страны. В ситуации, когда эти части не равны, появляются такие понятия, как дефицит и профицит бюджета.

Если наблюдается запланированное превышение расходов над доходами, то образуется дефицит. В противоположных обстоятельствах, когда заранее предусмотрено превышение доходов над расходованием средств, отмечается профицит.

При появлении дефицита экономисты страны решают вопрос, как можно его компенсировать и сформировать оптимальный фронд государственного бюджета. Среди популярных вариантов:

  • заемные средства (кредитование);
  • эмиссия государственных облигаций (ценных бумаг);
  • использование средств НБ РБ (в исключительных случаях);
  • приватизация объектов государственной собственности;
  • привлечение инвестиций.

При формировании бюджета экономисты руководствуются Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

В 2020 году размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 463,3 млн долларов США и 300 млн рублей. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 857,7 млн долларов США и 173,5 млн рублей.

02.02

  • Государственный долг к ВВП в Беларуси упал до 26.5 % в первом квартале 2020. Максимальный уровень достигал 31.8 %, а минимальный 1.3 %
  • Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.

Данные Период Дата

26.5 1 кв./20 08.07.2020
26.9 3 кв./19 04.02.2020
27.8 2 кв./19 29.10.2019
29 3 кв./18 17.12.2018
29.6 2 кв./18 02.10.2018
30.3 1 кв./18 21.06.2018
31.7 4 кв./17 03.04.2018
31.8 3 кв./17 30.01.2018
  • Объем международной инвестиционной позиции в Беларуси упал до 40561 USD млн. (40.561 млрд. USD) в третьем квартале 2020. Максимальный объем достигал 41116 USD млн., а минимальный 1698 USD млн..
  • Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.

Данные Период Дата

40561 3 кв./20 19.12.2020
41116 2 кв./20 19.09.2020
39468 1 кв./20 20.06.2020
40750 4 кв./19 14.03.2020
39673 3 кв./19 14.12.2019
40071 2 кв./19 29.10.2019
38676.199 1 кв./19 15.06.2019
39043.801 4 кв./18 16.03.2019
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — 37111.0000 39742.0000 39932.7000 37111.0000 7.09%

В 2019 году на обслуживание и погашение государственного долга потребуется 8,8 млрд. рублей. Из них на возврат задолженности придется направить 5,8 млрд. руб. (причем 96% долгов являются валютными), а остальные 3 млрд. руб. пойдут на обслуживание кредитов и займов.

По сравнению с 2018 годом расходы государства на обслуживание своих долгов увеличатся более чем на 25%.

Экономические власти страны рассчитывают, что около 2,8 млрд. руб., направленных на погашение задолженности, будут взяты из недолговых источников. Значительная часть этой суммы должна быть получена за счет «перетаможки» российской нефти и вывозных пошлин на нефтепродукты, однако в связи с предстоящим налоговым маневром в России эти намерения, возможно, придется пересмотреть.

Часть платежей по госдолгу планируется рефинансировать за счет привлечения новых заимствований в сумме 1,4 млрд. руб.

Не только госдолг Белоруссии привязан к доллару — финансовый сектор республики сохраняет высокий уровень долларизации, несмотря на официальные усилия Нацбанка по дедолларизации белорусской экономики. Так, 65% депозитов физических и юридических лиц в белорусских банках и 52% банковских кредитов — в иностранной валюте.

В 2020 году республиканский бюджет Белоруссии будет исполнен с дефицитом впервые с 2013 года. По итогам года он может составить до 5 млрд белорусских руб. (около $1,9 млрд по курсу на конец августа), сообщал Минфин республики. «5 млрд белорусских руб. — это приличная сумма», — признал министр финансов Юрий Селиверстов. Но пока это не представляет большой проблемы, поскольку у государства есть остатки, накопленные за профицитные годы.

Госпредприятия играют огромную роль в экономике Белоруссии: на их долю приходится около 43% всей занятости в стране и 70% промышленного производства. На фоне пандемии Лукашенко был вынужден поддерживать производство на госпредприятиях вопреки просадке спроса. Чтобы поддержать занятость и зарплаты в госсекторе, власти активизировали меры финансовой поддержки предприятий, включая реструктуризацию их долгов и так называемые директивные кредиты, указывает BEROC. «В конечном итоге это влияет на финансовую стабильность в масштабе страны, делая ее все более хрупкой и расширяя ее точки уязвимости», — предупреждает центр.

3:25 03 Февраля 2021

    С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию — то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.

    Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.

    В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.

    По итогам первого полугодия государственный долг Белоруссии по отношению к ВВП достиг исторического максимума.

    По состоянию на 1 июля величина внешнего и внутреннего госдолга, по данным Минфина, составила 40,4% ВВП. Это максимальное значение за все 25 лет белорусского суверенитета.

    Чтобы понять, откуда взялся этот рекорд, нужно немного углубиться в историю. До 1996 года Белоруссия брала в долг деньги и у стран Европы, и у России, но в относительно небольших объёмах. Хотя и собственная экономика в первой половине 1990-х годов была невелика, так что те заимствования выглядели немалыми.

    Однако в 1996 году в честь создания Союзного государства России и Белоруссии Борис Ельцин списал братскому государству все долги. После этого лет десять всё было хорошо: Минск получал энергоносители по льготной цене, для белорусских предприятий был открыт российский рынок и экономика могла расти без внешних заимствований. По данным белорусского Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг составлял 6,5% по отношению к ВВП страны.

    Ещё в 2015 году руководство Белоруссии озаботилось снижением уровня долговой нагрузки на экономику. Тогда правительство утвердило Стратегию управления государственным долгом на 2015—2020 годы, которая предполагала, что не менее половины внешнего долга будет погашаться за счёт внутренних ресурсов, а вторая половина — рефинансироваться (то есть выплачиваться за счёт новых займов).

    Пока некоторые СМИ страны бьют тревогу из-за рекордных показателей внешнего долга, представители белорусской власти демонстрируют спокойствие. Так, недавно, выступая в эфире телеканала «Беларусь 1», первый замминистра экономики Дмитрий Крутой заявил, что в 2018 году республика сохранит золотовалютные резервы на уровне не менее $6 млрд и не планирует новых внешних заимствований.

    Сумма внешних платежей (процентов по кредитам) — более $3 млрд, и их планируется обслуживать «за счёт работы экономики». Что касается новых кредитов, то в 2018 году правительство рассчитывает только на то, что уже запланировано, — это два транша от Евразийского фонда стабилизации и развития.

    При этом с государственной «заначкой» ситуация довольно стабильна.

    По данным Национального банка, международные резервные активы (золотовалютные резервы, ЗВР) Белоруссии на 1 сентября 2017 года составили $6,994 млрд в эквиваленте, увеличившись за август на $328,8 млн, или на 4,9%. Это максимальный объём ЗВР с октября 2013 года. За январь—август прирост резервов составил $2066,4 млн долларов, или 42%.

    Увеличению международных резервных активов способствовали поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост объёма средств в иностранной валюте на корсчетах банков в Нацбанке, увеличение стоимости монетарного золота, поступление средств от продажи валютных облигаций, а также покупка Нацбанком иностранной валюты на торгах биржи. При этом правительство и Нацбанк в августе исполнили внешние и внутренние обязательства в валюте на сумму порядка $135 млн.

    Ещё один повод для оптимизма белорусских властей — хорошие показатели по экспорту. В январе—июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг увеличился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до $19,739 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе—июле прошлого года, сообщает Нацбанк.

    Ранее премьер Роман Головченко говорил, что хотел бы упредить комментарии, которые звучат в СМИ, что страна рухнет под долгами.

    «Никто никуда не рухнет. Средства эти предусмотрены. Страна своевременно, как и всегда, рассчитывается по всем долговым обязательствам без ущерба для выполнения своих социальных обязательств и целей развития», – заверил он.

    Глава правительства сказал, что на погашение госдолга в 2021 году будет направлено 4,9 миллиарда рублей (внешнего – 4,2 миллиарда, внутреннего – 700 миллионов).

    Госдолг страны, как известно, делится на внутренний и внешний.

    Внутренний — в валюте самой страны, внешний — в иностранной. Внутренний долг принято считать почти «безрисковым», так как теоретически при необходимости ЦБ всегда может «напечатать» необходимую сумму для его покрытия. Впрочем, такая практика считается порочной, поскольку инфляцию под контролем сдержать будет почти невозможно.

    Госдолг России, например, на 31 процент внешний и на 69 процен��ов — внутренний. Тогда как весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно. Зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надёжности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки?

    • ЕС ввел дополнительные ограничения на въезд в Шенгенскую зону
    • Приговор Навальному: за вечер задержаны более 1300 протестующих
    • В США сделали первые послабления режима санкций против Венесуэлы
    • В Италии уже более 2,5 млн COVID-случаев
    • После приговора Навальному в РФ начались задержания
    • В Instagram теперь можно восстановить удаленные публикации
    • Британец за 11 месяцев комы дважды переболел COVID-19
    3.02.2021 Нацбанк
    USD 1 Доллар США 2.6293BYN
    EUR 1 Евро 3.1762BYN
    RUB 100 Российских рублей 3.467BYN
    UAH 100 Гривен 9.372BYN
    PLN 10 Злотых 7.0281BYN
    • Ужасный (45%, 1 642 Голосов)
    • Посмотрим, каким ещё 2021-й будет… (37%, 1 338 Голосов)
    • Невероятный (18%, 649 Голосов)

    Всего проголосовавших: 3 629

    Потребительские кредиты
    Калькулятор кредитов на недвижимость
    Калькулятор Депозитов
    Кредиты на автомобиль
    Денежные переводы
    Рекламные акции
    Платежные системы
  • Курс валют
  • Каталог банков
  • Курс криптовалют
  • Финансовые графики
  • Займы онлайн
  • Кредит наличными
  • Кредитные карты
  • Дебетовые карты
  • Банки
  • Кредит
  • МФО
  • Финансы
  • Бизнес
  • Вклады
  • МФЦ
  • Инвестиции
  • Крипто
  • ЭПС
  • Номер документа: 73-З
    Дата принятия: 29/12/2020
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2021
    Органы эмитенты: Парламент

    В соответствии со статьей 26 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

    — статьи 1-24 — с 1 января 2021 года;

    — иные положения — после официального опубликования настоящего Закона — со 2 января 2021 года.

    Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

    Сумма доходов федеральной казны в будущем году – 18,8 триллионов рублей. Планируемые расходы заметно выше – 21,52 триллиона рублей.

    Дефицит казны – 2,75 триллиона рублей. Это 12,8% всех расходов. Государство сможет заработать только 7 из 8 рублей, которые планирует потратить.

    Большую часть денег на финансирование этого дефицита государство найдёт внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном это будут заимствования в виде гособлигаций. Также 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния.

    Ещё немного денег будет получено за счёт внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов.

    Опубликован проект республиканского бюджета на 2021 год

    Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

    В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

    Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

    Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

    – Жанна, наш бюджет на 2020 год – это много или мало? С чем сравнить эту сумму?

    – Говорить только о сумме республиканского бюджета – это не очень информативно, есть еще местные бюджеты. Сейчас в республиканский бюджет заложено 25 млрд расходов, и еще около 15 млрд будет в местных. Плюс около 17 млрд – в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения, из которого идут выплаты на пенсии, пособия, больничные). В итоге мы выходим на сумму в 55-60 млрд рублей. Это почти 30 млрд долларов. Для сравнения: по данным Bloomberg, состояние Билла Гейтса – 110 млрд долларов, основателя Amazon Джеффа Безоса – 109 млрд. Так что один из них мог бы содержать нашу страну 3,5 года.

    Кстати, швейцарский банк Credit Suisse недавно подсчитал, что совокупное богатство всех белорусов составляет 123 млрд долларов. Если всем белорусам все распродать и скинуться, на эти деньги можно купить четверть состояния Фейсбука, половину компании «Самсунг», «Макдональдс» или «Лукойл». На выбор.

    – А дефицит бюджета в 2020 году в 1 млрд – это критично или нет? Откуда он взялся?

    – Дефицита в бюджете у нас давно не было. Причем Минфин недавно заявил, что его следует ждать и в следующем году, и через год. К балансу мы планируем прийти только в 2023 году. То есть настали сложные времена. Основная причина – отсутствие компенсации за налоговый маневр России в нефтяной сфере (из-за него Беларусь лишается доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты), прекращение поступлений от перетаможки нефти. Из-за этого мы теряем значительную долю поступлений, а расходы сократить не можем. Но если верить Минфину, то дефицит можно покрыть с помощью остатков бюджетов прошлых лет.

    Дефицит в 1 млрд нельзя назвать критическим. Грубо говоря, государству для покрытия всех расходов не хватает по 105 рублей на каждого жителя страны. Сумма вроде не такая и большая, но, к примеру, 1,3 млрд – это наши расходы на всю национальную оборону.

    – Насколько прозрачны суммы расходов бюджета и может ли налогоплательщик влиять на них?

    – Некоторые данные есть в открытом доступе на сайте Минфина или на сайтах исполкомов. Но у нас публикуют далеко не всю информацию, как это принято в развитых странах. Несколько лет назад Всемирный банк вместе с экспертами SYMPA/BIPART провел в Беларуси исследование, которое показало: с точки зрения прозрачности есть куда стремиться…

    К сожалению, влиять простые граждане на бюджетную политику практически не могут. Существует обсуждение бюджета, где депутаты выступают от лица избирателей и могут изменить проект бюджета Минфина. Но на практике это не работает, обсуждения носят формальный характер. Напрямую куда-то обратиться сложно, но можно использовать петиции – есть удачные примеры, когда жители города решали с их помощью свои проблемы.

    – Почти 83% бюджета составляют выплаченные людьми и предприятиями налоги. Не многовато ли мы платим?

    – У нас действительно высокая налоговая нагрузка – среднестатистический белорус отдает в казну примерно половину своей зарплаты, если учесть взносы в ФСЗН, которые теоретически налогами не считаются. По расчетам Всемирного банка, Беларусь входит в топ-3 европейских стран по налоговой нагрузке.

    Формально мы платим только 13% подоходного налога и 1% в пенсионный фонд, но основную часть налогов мы просто не видим (подсчитать конкретно свои можно с помощью калькулятора на сайте коштурада.бел). Именно граждане, а не юрлица в конечном итоге платят НДС 20% с каждой покупки. 34% ФСЗН с каждой зарплаты перечисляют работодатели, но ведь, по сути, работнику изначально платят на треть меньшую зарплату. У нас очень большие взносы в ФСЗН, их обычный размер европейских странах – около 20%. При этом в Европе пенсии выше. Минтруда недавно заявил, что в Европе пенсионеры живут хорошо, потому что на пенсию копят самостоятельно. Но и без дополнительных накоплений они получают пенсию гораздо достойнее, чем в Беларуси.

    Юрлицам не лучше: по последним данным рейтинга Doing business, Беларусь по налогообложению оказалась на 99-м месте из 190 стран. Выходит, налоги у нас большие, но рационально расходовать полученные от них средства мы так и не научились.

    – Из года в год многие критикуют бюджет за суммы на оборону: мы не ведем войн, нам никто не угрожает, но денег на оборону уходит больше, чем на социалку.

    – Смотреть на то, как много заложено в республиканском бюджете на национальную оборону, судебную власть и милицию, и говорить, что мы финансируем только военных и силовиков, неправильно. Социально значимые затраты – здравоохранение, образование, благоустройство – идут в основном из местных бюджетов. Есть еще внебюджетный фонд ФСЗН, из которого выплачивают пенсии, пособия, больничные. Если сложить все эти деньги, то окажется, что доля затрат на оборону (обычно 2-3%) не такая уж и большая по сравнению с социальными расходами, на которые традиционно идет больше половины всех средств сектора госуправления. В следующем году на социальную сферу планируют потратить на 7,2% больше, чем в 2019-м. Эффективно ли расходуются эти средства – другой вопрос.

    – Кстати, о социалке. Одни жалуются, что пособия и пенсии низкие, а другие – что им приходится содержать армию пенсионеров и многодетных.

    – Нашему ФСЗН, к сожалению, денег всегда не хватает. Поэтому каждый год туда из республиканского бюджета перечисляются значительные суммы – больше, чем многим другим ведомствам. И это несмотря на повышение пенсионного возраста. В этом году туда направят примерно 1,3 млрд, в следующем – 2 млрд рублей.

    Можно понять тех, кто возмущается: «Я своими налогами содержу чужих троих детей». Но так устроено во всем мире: налогами скидываются все, а получают эти деньги самые уязвимые слои населения.

    Наше государство говорит, что оно социально ориентированное, и это не пустое утверждение. По этой причине у нас не хотят резко повышать тарифы ЖКХ до 100%. И по этой же причине у нас не хотят приватизировать госпредприятия, которые тянут экономику на дно. Ведь эти предприятия выполняют важную социальную функцию – обеспечивают работой, пусть и низкооплачиваемой, почти всех желающих. Но если мы посмотрим на размер пособий и пенсий, зарплат на убыточных предприятиях, то поймем, что работает система соцподдержки не очень эффективно.

    – Какие предприятия в стране являются самыми крупными налогоплательщиками – а значит, умеют зарабатывать?

    – Топ белорусских налогоплательщиков практически ежегодно состоит из «Беларуськалия», предприятий, работающих в нефтегазовой сфере, производителей табака и алкоголя, мобильных операторов. Они платят в бюджет довольно весомые налоги.

    – Глава представительства Всемирного банка Алекс Кремер говорил: даже если расширить соцпомощь в пять раз, она выйдет бюджету в 95 раз дешевле, чем сумма поддержки убыточных госпредприятий в 2015 году. Почему мы продолжаем содержать такие предприятия?

    – У нас на самом высоком уровне есть мнение, что наши предприятия – это фамильное серебро, которое надо беречь. При этом многие из них убыточны и нерентабельны. После развала СССР многие Балтийские страны получили толчок в развитии как раз из-за вовремя проведенной приватизации. У нас момент уже упущен – многие предприятия уже невозможно выгодно продать. Да и, скажем прямо, не каждый инвестор польстится даже на относительно перспективный завод с учетом дополнительных требований от государства: сохранить рабочие места, нарастить определенные показатели… Ведь если эти требования не соблюсти – последствия для инвестора могут быть печальными.

    – А на чем государству можно было бы реально сэкономить?

    – На модернизации цементных заводов, например – она длилась семь лет, а общие расходы на нее превысили 1 млрд долларов. У нас не часто бывает такое, чтобы власти вслух признали, что модернизация провалилась… Для сравнения, потраченных денег хватило бы, чтобы два раза покрыть дефицит бюджета следующего года.

    – А затраты на Европейские игры, которые в этом году много обсуждали?

    – И тут тоже можно было сэкономить. С ними вообще вышло интересно: каждый раз фигурировала новая цифра расходов. Последняя – 840 млн рублей. Конечно, не все деньги были взяты из бюджета, и значительная часть этой суммы пошла на развитие инфраструктуры, строительство, транспорт. Так что некоторые вещи могут оказаться полезны нам в будущем. Но все же такие мероприятия Беларуси не по карману.

    У нас вообще любят тратить деньги, чтобы пустить пыль в глаза. Классический комплекс бедняка – блеснуть и показать, что на самом-то деле я богат. Для такой, скажу прямо, бедной страны купить для здания Верховного суда люстру за 187 тысяч рублей и фонтан за 418 тысяч рублей – слишком роскошно. Или, например, потратить полмиллиона долларов на флагштоки для стадиона «Динамо». И это притом что у нас постоянная нехватка чего-то важного: медицинского оборудования в больницах, хороших местных дорог… У нас многие правительственные здания делают с золотом и вензелями, чтоб выглядело богато. Я бывала в госорганах некоторых европейских стран и никогда не встречала ничего подобного – там все очень скромно.

    716 рублей каждый житель страны в первом полугодии внес в бюджет в виде косвенных налогов – НДС и акцизов на товары.

    164 рубля каждый работающий белорус направил на зарплаты чиновникам за январь – август 2019 года.

    265 рублей каждый работающий белорус потратил на оплату процентов по госдолгу за первое полугодие 2018 года.

    80 рублей каждый работник страны отдаст на программу семейного капитала в 2020 году.

    2 667 100 белорусов не могут позволить себе минимальный набор товаров и услуг. В месяц они имеют меньше 344 рублей.

    *По данным «Кошт урада».

    Таисия ЧЕРНУХО

    Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.

    Телефон для связи с редакцией:

    +375 (25) 640-22-40

    Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.

    Не только госдолг Белоруссии привязан к доллару — финансовый сектор республики сохраняет высокий уровень долларизации, несмотря на официальные усилия Нацбанка по дедолларизации белорусской экономики. Так, 65% депозитов физических и юридических лиц в белорусских банках и 52% банковских кредитов — в иностранной валюте.

    В 2020 году республиканский бюджет Белоруссии будет исполнен с дефицитом впервые с 2013 года. По итогам года он может составить до 5 млрд белорусских руб. (около $1,9 млрд по курсу на конец августа), сообщал Минфин республики. «5 млрд белорусских руб. — это приличная сумма», — признал министр финансов Юрий Селиверстов. Но пока это не представляет большой проблемы, поскольку у государства есть остатки, накопленные за профицитные годы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *