Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году последние новости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | женщины | мужчины | |
01.01-30.06.1962 | 01.01-30.06.1957 | 55,5 | 60,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 | 01.07-31.12.1957 | 56 | 61 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 | 01.01-30.06.1958 | 56,5 | 61,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 | 01.07-31.12.1958 | 57 | 62 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 | 01.01-30.06.1959 | 57,5 | 62,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше | 01.07-31.12.1959 и младше | 58 | 63 | 01.07-31.12.2022 |
Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.
В 2020 году в Республике Беларусь насчитывается 2485,8 тысяч пенсионеров, причем количество пенсионеров с каждым годом растет. Такая тенденция вынуждает государство ежегодно изыскивать дополнительные ресурсы для поддержания пенсионного фонда. На основе изменения общей численности пенсионеров можно сделать прогноз о предстоящих расходах на выплаты пенсий: к 2030 – на 20%. Однако решение о поэтапном повышении пенсии и составление новой таблицы выхода на пенсию с 2017 года позволит сократить расходы бюджета по данным статьям и, как минимум, до 2023 года поддерживать их на нынешнем уровне.
Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.
— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.
Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.
Уже после того, как повышение пенсионного возраста началось, чиновники не раз говорили о том, что им, вероятно, дело не ограничится. В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. Вместе с тем в январе этого года замминистра труда Валерий Ковальков сказал FINANCE.TUT.BY, что о дальнейшем повышении пенсионного возраста после окончания нынешней реформы речи пока не идет.
Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.
— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.
По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.
— Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.
С тем, что пенсионный возраст повысить следует, но только для женщин, согласна и Анастасия Боброва, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН.
— Учитывая нашу ситуацию с огромным провалом в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, конечно, трогать мужчин уже не стоит, — комментирует эксперт. — Оценки показывают, что если мужчинам установить возраст выхода на пенсию как у женщин, а женщинам — как у мужчин, то женщины все равно на пенсии проживут дольше. Поэтому двигаться в сторону дальнейшего повышения со стороны женщин кажется мне достаточно безболезненным вариантом. Это соответствует и программам гендерного равенства. А если посмотреть, сколько у нас работающих женщин-пенсионеров, особенно в первые годы после наступления пенсионного возраста, то с помощью такого повышения мы просто назовем вещи своими именами.
Задумываться о том, как будет осуществлено это следующее повышение, нужно уже сейчас, подчеркивает Анастасия Боброва.
— Процесс оценки, согласований, расчетов, подготовки занимает время. И было бы хорошо, если бы мы, раз уже вступили в это реформирование, продолжили бы повышение сразу после завершения текущего. А для этого нужно начинать работу уже сейчас.
Возраст выхода на пенсию в Беларуси с 1 января 2021
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.
Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.
— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.
Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.
— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.
Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.
— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.
В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.
— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.
Когда назначают выплаты, контролирующие органы учитывают:
- дату обращения;
- выработку страхового стажа
- текущий возраст.
Минимальный страховой стаж – обозначение времени, на протяжении которого за сотрудника перечислялись взносы в соответствующий фонд. 17,5 лет – действующая цифра на 2020 год. Планируется, что каждые месяцев эту цифру будут увеличивать на полгода. В 2025 году минимальная цифра должна равняться 20 годам.
Из периода исключают такие явления:
- учёба;
- армейская служба;
- декретные отпуска, и так далее.
Социальную пенсию в минимальных размерах назначают всем гражданам, у которых не набран минимум по стажу в 20 лет к 2025 году.
Досрочное назначение пенсии допустимо для граждан, которые потеряли работу за 12 месяцев до достижения максимального возраста. Но в этом случае стаж должен составлять 33 и 38 лет у женщин и мужчин, соответственно.
- Суточные командировочные в Беларуси в 2021 году Командировочные – это расходы, которые оплачивает работник во время рабочей…
- ФСЗН для ИП в Беларуси в 2021 году Индивидуальные предприниматели – люди, занимающиеся продажей, предоставляющие услуги для продаж,…
- Бюджет прожиточного минимума в Беларуси на 2021 год Все социальные нормативы Беларуси (минимальная оплата труда бюджетников и госслужащих,…
С 2020 года начали менять правила, согласно которым выплачивают вознаграждения для граждан, занятых на опасных и вредных условиях труда. Например, разрешили вернуться к старой системе, чтобы и выплаты получать по-старому.
Для таких работников схема по профессиональному пенсионному страхованию действует, начиная с 2009 года. До этого времени источником выплат служил общий фонд. Но понадобилось искать самостоятельный источник из других направлений, поскольку с каждым годом нагрузка продолжала расти.
Профессиональная система помощи работает в зависимости от того, сколько каждый гражданин копит для собственного обеспечения. В дополнение к обязательным страховым взносам за такие начисления отвечает работодатель. Но от него не зависит сам возраст выхода на пенсию в Беларуси 2021 года.
Если кто-то успел отработать основной стаж, либо больше половины этого времени – правила тоже поменялись за последнее время. Теперь профессиональные пенсионные накопления можно использовать в трёх вариантах.
- уход на пенсию на пять лет раньше (тогда перечисляют досрочные выплаты. После достижения стандартного возраста переходят к общей системе компенсаций);
- продолжение работы с особыми условиями (это увеличивает размер выплат, положенных гражданину спустя некоторое время. Но будет применяться та же система накоплений, зависящая от участия в программе самого пенсионера);
- повышение заработной платы, когда от профессиональной пенсии вовсе отказываются (категория работника и профессия определят, сколько получит тот или иной участник системы. Это и есть основная методика расчёта пенсии в Белоруссии).
Во многих странах практика повышения пенсионного возраста уже получила широкое распространение. Это связано с необходимостью реформировать действующую систему и снизить существующую нагрузку. Социальное и материальное обеспечение граждан при этом нисколько не страдает, наоборот – подобные меры актуальны в связи с необходимостью улучшить сложившееся положение. Правительство старается действовать постепенно, чтобы изменения не казались такими резкими. И чтобы сами граждане привыкали к изменениям.
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
- В Могилеве пенсионерка потратила все деньги с найденной чужой карточки
- Определились все пары 1/8 финала футбольного чемпионата Европы
- «Смерть советским детям». Под маской заслуженного учителя скрывался маньяк
- «Заводной апельсин». Ему давали год, а он написал книгу и прожил еще 33
- Названа рекомендуемая частота ревакцинации против COVID-19
В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.
С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.
- Ивацевичи
- Береза
- Ганцевичи
- Пинск
- Дрогичин
- Темы
- Авто
- Детский мир
- Досуг
- ЖКХ
- Здоровье
- История
- Культура
- Лайфхаки (полезные советы)
- Мой питомец
- Мужской клуб
- О женском
- Печальное
- Политика
- Сад-Огород
- Советы по дому
- Спорт
- Спросить юриста
- Технологии
- Цены
- Экономика
- События
- Новости региона
- Происшествия
- Полезно знать
- Места
- Люди
- Каталог
- Ивацевичи
- Береза
- Реклама
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.
К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.
Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года
Для того чтобы граждане Беларуси могли проще ориентироваться в новом законопроекте по изменению пенсионного возраста, предлагаем гражданам пенсионного возраста следующую таблицу:
Дата рождения потенциального пенсионера | Период оформления пенсионных выплат | Срок получения пенсии | ||
Женщины | Мужчины | Женщина | Мужчина | |
До 30.06.1962 | До 30.06.1957 | 55 лет 6 месяцев | 60 лет 6 месяцев | С 01.07.2017 |
С 01.07.1962 | С 01.07.1957 | 56 лет | 61 год | С 01.07. 2018 |
До 30.06.1963 | До 30.06. 1958 | 56 лет 6 месяцев | 61 год 6 месяцев | С 01.07.2019 |
С 01.07.1963 | С 01.07.1958 | 57 лет | 62 года | С 01.07.2020 |
До 30.06. 1964 | До 30.06.1959 | 57 лет 6 месяцев | 62 года 6 месяцев | С 01.07.2021 |
С 01.07.1964 и моложе | С 01.07. 1959 и моложе | 58 лет | 63 года | С 01.07.2022 |
В соответствии с приведенной таблицей, увеличение возраста пенсионеров закончится в июле 2022 года, когда возраст женщин достигнет параметров 58 лет, а у мужчин – 63 года.
Важно знать! Опекунство над пожилым человеком
Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:
- сотрудники предприятий с вредными условиями;
- госслужащие;
- матери 5 детей;
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих;
- карлики и лилипуты;
- учителя.
Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
В апреле 2021 года Президент Беларуси подписал Указ, на основании которого возраст пенсионеров будет расти каждый год, начиная с 2021 по 2022 год, на 6 месяцев. Данные изменения коснутся в первую очередь женщин, родившихся в период 1962–1964 года рождения и мужчин – с 1957 до 1959.
Кроме того, на основании иного Указа, стаж будет увеличиваться пропорционально возрасту, то есть на 6 месяцев. В настоящий момент для получения пенсионных выплат достаточно было иметь 15 лет стажа, а к 2025 году он вырастет до 20 лет.
Основная цель данного законопроекта – решение проблем демографической ситуации в стране, где в настоящее время наблюдается стремительное увеличение граждан пенсионного возраста.
Для сравнения рекомендуем: пенсионный возраст в Украине или пенсионный возраст в США.
В 2017–2019 годах количество новых пенсионеров в 1,5% раза больше работающего населения страны.
Важно знать! Пенсионная реформа на Украине
- 2016 год – 60 лет и 55 лет:
- 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
- 2018 год – 61 год и 56 лет;
- 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
- 2020 год – 62 года и 57 лет;
- 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
- 2022 год – 63 года и 58 лет.
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
— Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.
Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.
— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.
— Учитывая нашу ситуацию с огромным провалом в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, конечно, трогать мужчин уже не стоит, — комментирует эксперт. — Оценки показывают, что если мужчинам установить возраст выхода на пенсию как у женщин, а женщинам — как у мужчин, то женщины все равно на пенсии проживут дольше. Поэтому двигаться в сторону дальнейшего повышения со стороны женщин кажется мне достаточно безболезненным вариантом. Это соответствует и программам гендерного равенства. А если посмотреть, сколько у нас работающих женщин-пенсионеров, особенно в первые годы после наступления пенсионного возраста, то с помощью такого повышения мы просто назовем вещи своими именами.
Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.
Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.
- Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
- Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
- Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.
В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
В нашей стране 11 апреля 2016 года был принят закон об увеличении пенсионного возраста, который добавил к работоспособному периоду белорусов 3 года. Если ранее мужчины выходили на пенсию в 60, а женщины в 55 лет, то к 2022 году выход на пенсию в Беларуси будет осуществляться в 63 года и 58 лет соответственно. Переход к новой системе происходит постепенно. Например, в 2020 году белорусы могут выйти на пенсию в 62 года и 57 лет, а в 2021 можно будет стать пенсионером в 62,5 года и 57,5лет.
- Сведения о районе
- Карта закрепления территорий
- График приёма
- Встречи с населением
- Выездной приём граждан
- Руководство района
- Новости
- События/объявления
- График проведения публичных слушаний
Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.
Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.
Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.
Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.
Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).
Нюанс, который нужно учитывать
Примечательно, что в июле 2015 года Лукашенко говорил, что пенсионный возраст в Беларуси повышаться не будет. А уже в марте 2016-го заявил, что будет справедливо, если повышение пенсионного возраста коснется всех. В апреле того же года он подписал указ о повышении возраста выхода на заслуженный отдых, напоминает tut.by.
Повышение пенсионного возраста началось с января 2017 года. Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились на этом варианте: в общей сумме пенсионный возраст решили решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.
Стоит уточнить, что сейчас Александру Лукашенко 66 лет. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин в Беларуси составляет 62 года. Оформлял ли Лукашенко пенсию после достижения общеустановленного пенсионного возраста, неизвестно. Ранее tut.by задавал этот вопрос его пресс-секретарю, но ответа не получил.
— Вы меня поймите. Я из простых людей, простой семьи. У меня мать была дояркой, и я знаю, что такое эта жизнь. И сам 10 лет коров доил. Но мы не должны свои проблемы перекладывать на детей. Кто его знает, как еще сложится жизнь наших детей. Вот в чем проблема, а не потому, что мы хотим с вас там сорвать какие-то деньги, — подчеркнул белорусский правитель.
Александр Лукашенко заявил, что «новых решений по пенсионному возрасту не планируется». Но не уточняется, что подразумевается под «новыми» и, соответственно, «старыми». Если под «старыми» имеется в виду нынешняя пенсионная реформа, которая заканчивается в следующем году, то это одна ситуация. А если чиновники подготовили вариант очередного повышения возраста, о котором пока не сообщили общественности, и он считается «старым» решением, то это другое.
С 1 января в Беларуси в очередной раз увеличили возраст выхода на пенсию. Теперь для мужчин он составляет 62,5 года, для женщин — 57,5 лет. Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.
Повышение пенсионного возраста вряд ли стало для многих сюрпризом. Он постепенно растет до 2022 года и достигнет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Что же касается страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, то он будет повышаться до 2025 года и в итоге достигнет 20 лет и для мужчин, и для женщин.
Право на пенсию по потере кормильца получили граждане, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются ИП, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Перечисленные исключения получают право на пенсию, если на время декрета приостановили соответствующую деятельность.
Чтобы поддержать родителей, которые ухаживали за детьми-инвалидами с третьей и четвертой степенью утраты здоровья, впоследствии признанными инвалидами с детства I группы, социальная пенсия для них увеличена почти в два раза — до 130% наибольшей величины БПМ пенсионера за два последних квартала (рост в январе с Br129 до Br253,7). При этом речь идет о тех, кто ухаживал за инвалидом не менее 20 лет.
Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно закону «О пенсионном обеспечении» взамен досрочной профессиональной пенсии согласно закону «О профессиональном пенсионном страховании».
Людям, которые находились на инвалидности I и II группы не менее 10 лет, требуемый страховой стаж снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. Если нахождение на инвалидности составляет 21 год и более, для трудовой пенсии по возрасту будет достаточно иметь 5 лет страхового стажа. Одновременно для инвалидов I и II группы, в том числе инвалидов с детства, снижен общий стаж для назначения пенсии по возрасту. Для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.
Изменены нормативы оказания отдельных услуг территориальных центров социального обслуживания населения. Например, пересмотрены критерии для периодичности предоставления услуг по уходу за нетрудоспособными гражданами. Ориентир — потребности человека. Периодичность услуг будет закрепляться соответствующим договором.
Возрастные пенсии финансируются республиканским бюджетом. Правительство обязывает работодателей, и наёмных подчиненных в течение всей карьеры выплачивать отложения в Фонд соцзащиты. Для наёмных рабочих эта цифра составляет 1% от своего заработка, для руководителей — 28%.
Лидер государства А. Лукашенко в начале апреля 2016 года подписал указ, предусматривающий повышение возрастного порога выхода на пенсию на 6 месяцев ежегодно в период с по . Из этого следует, что возраст получения пенсионного пособия составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин.
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
- Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
- Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
- Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
- Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.
Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.
Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).
Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.
Таблица от BBQcash, считаем вместе:
Год | Минимальный стаж | Пенсионный возраст | Дата рождения | Сроки выхода на заслуженный отдых | ||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен | |||
2020 | 17,5 | 62 | 57 | С июля 1958 г. | С июля 1963 г. | С июля 2020 г. |
2021 | 18 | 62, 5 | 57,5 | С января 1959 г. | С января 1964 г. | С июля 2021 г. |
2022 | 18,5 | 63 | 58 | С июля 1959 г. и младше | С июля 1964 г. и младше | С июля 2022 г. |
Интересное от BBQcash: Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.
- Предлагаем образец заявления отказа от заочного обучения
- Не мытьём, так катаньем? Как наших детей загоняют на «дистанционку». Хроника
- Обращение против принятия законопроекта «О едином федеральном информационном регистре»
- Феминизм — вирус, убивающий любовь
Как в Беларуси повышают пенсионный возраст
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.
К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.
В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2021 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.
Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.
Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:
- сотрудники предприятий с вредными условиями;
- госслужащие;
- матери 5 детей;
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих;
- карлики и лилипуты;
- учителя.
Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.
Тем, кто трудится на вредных и опасных производствах
Такую пенсию в Беларуси назначают по двум спискам. Список №1 — это работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также подземные работы. Те, кто наработал там нужный стаж, могут выйти на пенсию на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Сейчас это 46 лет для женщин и 51 год для мужчин. В конечном итоге пенсионный возраст для них тоже увеличится на три года — до 48 и 53 лет соответственно.
Есть и список №2 — это работы с вредными и тяжелыми условиями труда. Они дают возможность выйти на пенсию на пять лет раньше (сейчас это 51 год и 56 лет). Помимо профессий, связанных с разнообразным промышленным производством, здесь есть еще нянечки и санитарки в психиатрических и психоневрологических отделениях домов ребенка, машинисты, телефонисты и так далее.
Чтобы уйти на раннюю пенсию по списку №1, мужчинам нужно накопить минимум 20 лет трудового стажа, из них половина — на опасных работах. Для женщин — 16 лет и 6 месяцев (этот стаж постепенно увеличивается до тех же 20 лет), на опасных работах — 7 лет и 6 месяцев. Для пенсии по списку №2 мужчинам нужно 25 лет трудового стажа, женщинам — 20 лет, и минимум половина из них — на работах из списка.
По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».
При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:
«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».
Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.
Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.
При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.
Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.
Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.
Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.
Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.
Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.
Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.
Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.
Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.
Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.
Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.
Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.
В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.
С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.
Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.
Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.
В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.
Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?
В любом случае продолжение практики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.
Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.
С начала года произошли изменения в начислениях пенсионных выплат. Теперь на трудовую выплаты по старости могут рассчитывать даже те люди, у которых срок не дотягивает до оптимального показателя. В этом случае уровень страховых пенсий составляет 73 % от ПМ пенсионера. Однако это ещё не все изменения, и нужно сразу упомянуть том, что базовая ставка в 2021-м году имеет размер 195 рублей. Базовая величина имеет размер 29 рублей, от неё зависит размер выплаты социальных пособий, налогов и штрафов.
Обсуждается индексация пенсий в Беларуси сверх уровня инфляции, но все это остается под большим вопросом.
Лукашенко о новых решениях по пенсионному возрасту
Сегодня в Беларуси растёт число людей, которые должны по страховым взносам. Больше 40 000 человек попало некую ловушку по причине того, что часть страхового стажа потерялась из-за неуплаты взносов. Кстати говоря, чиновники приняли решение данной проблемы, поэтому теперь руководители предприятий, у которых есть долги перед фондом, не могут получать премии.
Довольно трудным и проблемным моментом является невозможность покупки страхового стажа, ведь именно он необходим для трудовой пенсии. Если сейчас такой стаж не набирается, то претендовать разрешено чуть больше, чем на 129 рублей. Показатель стажа постоянно растёт, и в 2021-м году он составляет 18 лет, а к 2025 году достигнет 20 лет.
Основной проблемой является то, что в него не включается учёба в ВУЗах, а также декретный отпуск и периоды получения пособия по безработице. Сегодня только начали включать в этот показатель службу в армии, а также декретный отпуск, но только для многодетных мам.
Решение о пенсионной ловушки на текущий момент состоит в том, что власть дала возможность получать повышенную пенсию при наличии минимум 10 лет страхового стажа.
На самом деле, она не очень большая, то есть не дотягивает до трудовой по возрасту, но составляет 73 % от базового прожиточного минимума пенсионера. На сегодняшний день эта цифра равна 143 рублям, что чуть больше 129 белорусских рублей. Однако для сравнения стоит упомянуть о том, что по возрасту минимальная пенсия составляет 272 рубля, и все равно обсуждается повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября.
- Следователи проводят проверки после гибели двух подростков на водоемах в Гомельской области
- В Мозырском районе введен запрет на посещение лесов
- В Гомеле начался суд по делу Тихановского, Статкевича и других фигурантов
- «Вытокі. Крок да Алімпу». В Мозыре положено начало культурно-спортивному фестивалю
- «Гомельтранснефть Дружба» и «Запад-Транснефтепродукт» провели учения на переходе Унеча-Мозырь
- Мозыряне подружились с «Оплати»!
- Выездной семинар-совещание «День сельсовета» в агрогородке Прудок / Обновлено
- Фестиваль «Вытокі» открывается в Мозыре
- ГАИ усиливает контроль за автодорогой Р-31 «Бобруйск – Мозырь – граница Украины»
- Как избежать последствий жары? Минздрав дал советы, как уберечь себя и близких
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
В Белоруссии пенсионный возраст увеличили на шесть месяцев
Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.
Телефон для связи с редакцией:
+375 (25) 640-22-40
Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.
Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2021 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.
— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.
Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.
Уже после того, как повышение пенсионного возраста началось, чиновники не раз говорили о том, что им, вероятно, дело не ограничится. В 2021 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. Вместе с тем в январе этого года замминистра труда Валерий Ковальков сказал FINANCE.TUT.BY, что о дальнейшем повышении пенсионного возраста после окончания нынешней реформы речи пока не идет.
— Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.
С 2021 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.
Следовательно, с 2021 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.
Дата рождения | Пенсионный возраст (лет) | Период выхода на пенсию | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |
Специалисты допускают, что власти могут в дальнейшем вновь поднять пенсионный возраст. Причем в первую очередь это касается женского населения, поскольку все чаще выдвигаются предложения уравнять пенсионный возраст, сделав его единым для всех.
Пенсионная реформа в Беларуси ежегодно касается 100 тыс. человек. Из них примерно половина будет ожидать выхода на пенсию дополнительные 6 месяцев, а все остальные — год.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке» Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
В апреле 2021 года Президент Беларуси подписал Указ, на основании которого возраст пенсионеров будет расти каждый год, начиная с 2021 по 2022 год, на 6 месяцев. Данные изменения коснутся в первую очередь женщин, родившихся в период 1962–1964 года рождения и мужчин – с 1957 до 1959.
Кроме того, на основании иного Указа, стаж будет увеличиваться пропорционально возрасту, то есть на 6 месяцев. В настоящий момент для получения пенсионных выплат достаточно было иметь 15 лет стажа, а к 2025 году он вырастет до 20 лет.
Основная цель данного законопроекта – решение проблем демографической ситуации в стране, где в настоящее время наблюдается стремительное увеличение граждан пенсионного возраста.
Для сравнения рекомендуем: пенсионный возраст в Украине или пенсионный возраст в США.
В 2017–2019 годах количество новых пенсионеров в 1,5% раза больше работающего населения страны.
Важно знать! Транспортный налог для пенсионеров