Валютное регулирование и валютный контроль 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование и валютный контроль 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года

      В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

      Эти меры включают:

      • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
      • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
      • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
      • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

      Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

      Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

      При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

      Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

      Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

      Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

      • первый сценарий

      Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

      • второй сценарий

      Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

      Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

      Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

      В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

      • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
      • с 1 января 2021 года – не более 30%;
      • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

      Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

      Смягчение валютного законодательства в России с 1 января 2021 года

      В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

      Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

      Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

      Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

      1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
      2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
      3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
      4. Защита прав всех сторон сделки.

      Валютный контроль делится на следующие формы:

      1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
      2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
      3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

      Регулирование в этой области осуществляют:

      1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
        ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
      2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
        В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

      В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

      К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

      1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
      2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
      3. Рублевые сделки между нерезидентами.
      4. Валютные сделки между резидентами.

      Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

      А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

      Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

      Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году

      Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

      Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

      Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

      • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
      • от 75% до 100% от суммы сделки.

      Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

      За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

      При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

      Просрочка

      Юридические лица

      Должностные лица и ИП

      до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
      от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
      более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

      При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

      Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

      Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

      Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

      Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

      Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

      Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

      КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

      Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

      Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

      Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

      В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

      1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
      2. При подготовке контракта следует:
        • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
        • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
        • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
        • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
        • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
      3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
        • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
        • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
        • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

      Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

      Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

      Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

      А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

      Статьей 19 Закона предусмотрен также ряд исключений из правила репатриации и перечислены случаи, при которых резиденты признаются исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки. Теперь Закон дополнен новым случаем, позволяющим резидентам не зачислять денежные средства на свои счета в уполномоченных банках за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности): в случае получения страхового возмещения по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

      Получено страховое возмещение по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств – резидент может не зачислять денежные средства на свои счета.

      Такое страховое возмещение (страховая выплата) должно быть получено от страховой организации на банковский счет в уполномоченном банке резидента или выгодоприобретателя. Однако для этого страховая организация должна быть резидентом и не должна быть включена в перечень страховых организаций, которые в целях исполнения обязанности резидента, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по указанным выше экспортным внешнеторговым договорам (контрактам) с резидентом. Перечень формируется Центральным банком РФ и размещается на его официальном сайте, а основания для включения страховых организаций в такой Перечень теперь предусмотрены в ч. 4.5 ст. 19 Закона.

      Одним из оснований, которое к тому же не связано с совершением страховой организацией-резидентом неправомерных действий, является осуществление ею страховой деятельности менее одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

      Кроме того, экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валюты при обеспечении им получения на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту в пользу резидента в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором, в сумме и сроки, которые предусмотрены таким внешнеторговым договором (ч. 4.8 ст. 19 Закона).

      В целях реализации вышеуказанных изменений в статью 19, в Законе также расширен перечень разрешенных между резидентами валютных операций. Так, положения ч. 1 ст. 9 Закона дополнены пунктами 32 и 33, которые предоставляют возможность резидентам как получать от страховых организаций-резидентов, не включенных Перечень ЦБ РФ, страховые возмещения (страховые выплаты) в иностранной валюте по договорам страхования, так и самим уплачивать таким страховым организациям страховые премии в иностранной валюте.

      Закон дополняет и перечень документов, которые могут быть истребованы у резидентов и нерезидентов в целях осуществления валютного контроля в связи с введенными изменениями (п. 9 ч. 4 ст. 23 Закона). Перечень пополнен, в том числе, документами, которые подтверждают фиксацию сторонами внешнеторгового договора факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке, а также документами, свидетельствующими о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии. Таким образом, резиденты могут обосновывать недополучение валютной выручки, в том числе, и этими документами.

      • Новости ЕАЭС в апреле 202116/04/2021
      • Изменения в оформлении таможенных документов с 1 марта 2021г.24/02/2021
      • Перевозка товаров в ЕАЭС – новые правила24/02/2021
      • Развитие станкостроительной отрасли и выведение на экспорт18/11/2020
      • Страны ЕАЭС устраняют барьеры для развития экспорта13/10/2020

      На 29 марта 2021 г. 2 000 базовых величин составляет 58 000 рублей, что эквивалентно 22 085 долларам, 4 000 базовых величин — 116 000 рублей, или 44 170 долларов.

      Автор: Вячеслав Белуга
      Источник: minsknews.by

      Более важным позитивным моментом закона, по мнению Нацбанка, стало создание условий для поэтапной либерализации валютных отношений, в частности, отмена ряда ограничений. К примеру, в период с 2017 по 2019 год были приняты меры по либерализации валютного регулирования.

      Так, банки перестали требовать паспортные данные при продаже иностранной валюты физлицам. Для юрлиц увеличили сроки завершения внешнеторговых операций с 90 до 180 дней по экспорту и с 60 до 90 дней по импорту, а также сняли ограничения на цели использования купленной валюты и отменили обязательную продажу валютной выручки для юридических лиц-резидентов.

      Помимо этого, граждане получили возможность свободно открывать счета за границей, а компании-резиденты могут проводить отдельные валютные операции, связанные с движением капитала, без специального разрешения Нацбанка.

      В соответствии с новой редакцией Закона, которая начнет действовать с 9 июля 2021 года, самым важным для граждан станет отмена разрешительного порядка проведения валютных операций, связанных с движением капитала. То есть, чтобы разместить депозит в иностранном банке, приобрести ценные бумаги, выпущенные предприятием-нерезидентом, купить недвижимость за границей, не нужно разрешение Нацбанка. Однако валютный договор (когда сумма достигает определенного порогового значения) нужно будет самостоятельно зарегистрировать на веб-портале Национального банка. На мелкие сделки такое требование распространяться не будет.

      Помимо этого, правила проведения валютных операций между близкими родственниками также определены исходя из более либеральных подходов.

      Для юрлиц-резидентов также отменяется разрешительный порядок открытия счетов за пределами страны. Валютные договоры, предусматривающие движение капитала, теперь будет необходимо зарегистрировать на сайте Нацбанка. Здесь, как и в случае с физлицами, будут действовать определенные пороговые значения, выше которых регистрация необходима.

      Принципиально меняются и подходы к регулированию сроков завершения внешнеторговых контрактов и репатриации валютной выручки (поступления ее на счета в белорусские банки): вместо жесткого нормативного установления сроков зачисления валютной выручки на счета компаниям будет предоставлено право самим определять эти сроки и прописывать их в договорах.

      Смягчение валютного контроля для экспортеров

      • Головченко о новых санкциях ЕС: «Могли бы денек подождать, это было бы наиболее цинично»
      • Стальной удар — голый карман. Почему подорожал металл и как это отразится на потребителе?
      • Страны СНГ занялись восстановлением взаимной торговли
      • США накачивают долларовым налом и безналом. Выдержит ли это белорусская экономика?
      • Посчитали, на сколько ИП пополнили бюджет Минской области
      • «Это же всего лишь пиво, что такого? За что такой большой штраф?» Репортаж с пляжей Борисова
      • Камсамольская царква Святога Георгія. Вандруем па Мінскай вобласці
      • Идеальный летний ужин: готовим легкую, но сытную капустную запеканку
      • На ЕВРО-2020 по футболу завершились матчи группового этапа
      • Бензін лілі яму на вусны і падпальвалі, але не здрадзіў камуністычным ідэям. Нялегкі лёс Андрэя Брытуна
      • Во второй раз обыграв команду Швеции, женская сборная Беларуси вышла в полуфинал ЕВРО-2021
      • Только «Слуцк» подержал реноме команд Минщины в 1/16 финала Кубка Беларуси по футболу
      • Героі вайны жылі сярод нас. Што гавораць пра сваiх суседзяў беларусы
      • Соболенко победила, но изменила традиции
      • Киностудия «Беларусьфильм» запускает республиканский детский кастинг
      • Выбор Редакции
      • Технологии
      • Хобби и стиль
      • Происшествия
      • Общество
      • Образование
      • Новости партнеров
      • Недвижимость
      • Мультимедиа МЛЫН.BY
      • Люди
      • Это интересно
      • Здоровье
      • Еда
      • Диалог с властью
      • Дела житейские
      • В мире
      • Афиша
      • «Сколько денег ни давай — все сожрут и пустят в песок». Вадим Иосуб о неподъемных ставках и других «болезнях» белорусской экономики
      • «Если включат станок, то „дна“ у рубля не будет!» Что ждет экономику Беларуси в 2021 году
      • «Смотрят как на овец, с которых можно состричь клок шерсти». Почему повышение налогов для ИП не спасет экономику Беларуси

      Понятие налоговой и валютной резидентности не тождественные. В случае с валютными операциями статус резидента получают:

      • физлица-граждане РФ;
      • физлица-иностранцы, имеющие вид на жительство и лица без гражданства;
      • юрлица, созданные в соответствии с российским корпоративным законодательством;
      • заграничные представительства российских компаний;
      • дипломатические учреждения, представительства в международных организациях;
      • РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

      Как видно, чтобы стать валютным резидентом не нужно находиться в стране более 183 дней. Статус валютного резидентства присваивается исходя из места регистрации компании и места длительного проживания физлиц, привязанности лица к стране.

      В свою к нерезидентам в соответствии с валютным законодательством относят:

      • всех остальных физлиц, которые не соответствуют критериям резидента;
      • юрлиц, зарегистрированным в за границей;
      • консульства и дипломатические представительства иностранных государств;
      • филиалы и постоянные представительства иностранных организаций;
      • иностранные организации, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О международных компаниях».

      Однако, физлицам проживающим за границей более 183 дней в течение календарного года не нужно выполнять ряд обязательств, предусмотренных валютным контролем.

      Внесены изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле

      Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:

      1. Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
      2. Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
      3. Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
      4. Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
      5. Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
      6. Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.

      С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:

      • платежных системах;
      • страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
      • профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
      • управляющих по договору доверительного управления активами;
      • негосударственных пенсионных фондах;
      • акционерных инвестиционных фондах;
      • других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.

      Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:

      • брокерских счетах;
      • счетах учета ценных бумаг;
      • счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
      • правах требований по договорам страхования;
      • долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
      • счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.

      Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.

      Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:

      1. Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
      2. Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
      3. После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.

      Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:

      • счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
      • общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.

      С 1 июля 2021 несырьевых экспортеров освободят от репатриации валютной выручки

      Списание денег со счета в банке – дата подачи распоряжения на списание; зачисление денег на счет резидента – 15 дней с даты зачисления; расчеты через счет резидента в иностранном банке – 30 рабочих дней после месяца, в котором средства списаны или зачислены на счет; ввоз/вывоз недекларируемых товаров, выполнение работ, оказание услуг – 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлены подтверждающие документы.

      В ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) добавлены новые основания зачислений на зарубежные счета иностранных представительств или филиалов организаций-резидентов:

      • возврат ранее произведенной оплаты за возвращаемый товар, неоказанную (ненадлежаще оказанную) услугу по сделкам, связанным с деятельностью представительства или филиала, за исключением внешнеторговой деятельности;
      • возврат залога по договору аренды помещения (вероятно, в законе имеется в виду обеспечительный платёж);
      • получение выручки от продажи имущества, которым наделено представительство или филиал, за исключением выручки от внешнеторговой деятельности;
      • страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов.

      Во всех случаях, когда в ст. 12 Закона упоминаются отчеты о движении средств по зарубежным счетам, теперь будет говориться об «отчетах о движении денежных средств и иных финансовых активов».

      Это означает, что предполагается подача отчетов не только в отношении денежных средств на счетах, но и в отношении, в частности, ценных бумаг. Сейчас в формах отчетов, утверждаемых Правительством РФ, предусматривается указание только денежных средств, поэтому следует ожидать внесения в них изменений.

      Обязанности представления резидентами отчетов по счетам (вкладам) в иных, чем банки, организациях финансового рынка применяются с 1 января 2021 г.

      • Нацбанк отменил рекомендации о размере ставок по валютным депозитам
      • Нацбанк запускает в эксплуатацию веб-портал валютных договоров
      • Золотовалютные резервы Беларуси выросли в мае почти на $0,5 млрд.
      • Нацбанк утвердил инструкции о проведении валютных и валютно-обменных операций
      • Международные резервные активы Беларуси выросли в апреле

      Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

      Изменения в законе о валютном контроле в 2021 г.

      Государственная Дума РФ, 02.08.2019, утвердила изменения к Закону «О валютном регулировании и контроле» (Закон РФ от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Изменения направлены на упрощение экспортных сделок, либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентам с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также упрощение репатриации денежных средств». Все эти упрощения и изменения начнут действовать с 01 января 2020.

      Наиболее важные изменения в Валютном контроле для юридических лиц:

      1.Либерализация валютного контроля и поддержка экспорта с 2020 г.

      Действующее на н.в.: Репатриация валютной выручки в полном объеме при экспорте. Валютная выручка должна быть зачислена на счет Экспортера в российском банке.

      Изменения с 01.01.2020:Отказ от валютного контроля за репатриацией рублевой выручки при выполнении условий, что валюта цены контракта и валюта платежа — российский рубль:- по экспорту несырьевых/неэнергетических товаров, а также любых услуг требование по репатриации не применяется. Штрафов не будет!- по экспорту сырья (кроме леса) требование по репатриации не применяется к 10 % суммы контракта, а с 2024 года — в отношении всей суммы обязательств.

      2. Поддержка расчетов в рублях через иностранные счета в иностранных банках. Стимулируется альтернативный вариант рублевых расчетов по экспорту – через счета компаний в зарубежных банках.Действующее на н.в.:Разрешены только зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом.Если зачисление идет на счета в иностранном банк, то применяется санкция в вводе штрафа за зачисление экспортной выручки на счет за рубежом (незаконная валютная операция).

      Изменения с 01.01.2020: Разрешено для получения экспортной выручки использовать счета экспортеров открытые в иностранном банке в размере отмененной репатриации. Штрафы не применяются, если все полученные на зарубежные счета денежные средства в срок до 30 кал. дней будут переведены в российские банки.

      3. В целях поддержки экспорта вводятся послабления в санкциях/ штрафах за незначительные нарушения в валютном контроле, таких как: незначительные просрочки по платежам, нарушения сроков представления документов в банк, а также по контрактам на небольшие суммы

      Действующее на н.в.:Штрафные санкции за незначительные нарушения сроков поступления валютной выручки.

      • штраф в размере 75-100% за невозврат денежных средств независимо от валюты долга.штраф в размере 75-100% за невозврат денежных средств независимо от валюты долга;
      • штраф за непредставление отчетности, информации и документов по валютным операциям в банк с первого дня просрочки;
      • отсутствует стоимостной порог контрактов при привлечении к ответственности за нарушения.

      Проект изменении в 2020 году (пока не утверждены , информация на на 25.01.2020):

      • Штрафов не будет! — для всех участников ВЭД (в т.ч. экспорт/импорт в иностранной валюте) разрешается отсрочка исполнения обязательств по контракту на льготный 30-дневный срок, для решение проблем с иностранным партнером по факту неисполнения обязательств в срок.
      • Размер штрафа по рублевым контрактам -планируется составит 3-10% от суммы не зачисленных/не возвращенных в страну денежных средств, по валютным контрактам — 5-30%;
      • Может быть введен 90-дневный мораторий на штраф за непредставление отчетности, информации и документов по валютным операциям в банк;
      • Если сумма экспортного контракта не более 200 тысяч рублей (или эквивалент в иностранной валюте валюте), то штрафы за НЕ ЗАЧИСЛЕНИЕ экспортной выручки применяется НЕ БУДУТ. ВНИМАНИЕ ! Это НЕ будет касаться импортных сделок!

      Как можно использовать выше указанные преимущества?1. Перевести контракты в рубли, если в стране партнера есть такая практика (т.е. в иностранном банке партнёра зарубежом обязательно наличие рублевых корреспондентских счетов, сейчас такая практика есть при торговле со странами ЕАЭС, Китаем, Индией, Турцией, Ираном, Вьетнамом, и ряд др стран .

      • Открыть банковский счет в рублях в стране иностранного партнера и проводить расчеты по нему.
      • Не бояться штрафов и уверенно проходить проверку валютного контроля при отгрузке на экспорт! Однако, если допустите «разрешенную» просрочку оплаты (репатриации), то штрафов не будет, но, контролирующие органы, вероятно, зафиксируют данный факт, и статуса нарушителя валютного законодательства вам не избежать. (Экспорт леса не подпадает в зону лояльности государства по репатриации. Отказ от требования по репатриации только по рублевым контрактам).

      2. В случае открытия счета в зарубежном банке не забудьте про новую отчетность в налоговую.

      Корректировки, внесенные в ФЗ, устанавливают, кто именно является резидентом государства. Это любой гражданин. Раньше в законе было указано, что лицо, проживающее в другом государстве более года, утрачивает рассматриваемый статус. Если же гражданин приезжал в страну, он сразу получал тот же самый статус. В старой версии были указаны обязанности валютного регулирования. В 2018 году они остались прежними. За нарушение обязанностей предусмотрен штраф размером 1000 рублей.

      Рассмотрим изменения:

      • Освобождение от ограничений. Установлен новый срок для проживающих в иных странах. Составляет он 183 суток. Если человек находится в другом государстве на протяжении 183 дней, не требуется направлять в ФНС уведомление об открытии счета в учреждениях иной страны. Также лица не обязаны направлять отчеты о движении средств по этим счетам. При расчетах не учитывается количество дней пребывания в России. Рассмотрим пример. Человек уехал в другое государство на ПМЖ. Раньше он мог один раз въехать в РФ, и после этого он получал статус валютного резидента. То есть он должен был направлять отчеты в налоговую. После изменений приезжий также получает статус валютного резидента, однако он не обязан направлять в ФНС отчеты о своих счетах в иностранных государствах.
      • Увеличение перечня позволенных валютных операций. То есть расширен список случаев, когда человек может получить средства от нерезидента на свой счет за рубежом.

      Нововведения дали определенные удобства пользователям закона. Смягчились положения, касающиеся лиц, проживающих за рубежом большую часть времени. Люди, проживающие в ином государстве более 183 дней в год, теперь свободны от ограничений законов. Они могут въезжать в страну любое количество раз.

      Нововведение сделало возможным перевод денег в валюте на счета резидентов. Предполагается, что эти средства получены от нерезидентов по соглашению о реализации ТС и объектов, расположенных в странах ОЭСР или ФАТФ. Эти плюсы позволяют увеличить круг возможных операций.

      Преимущества предоставлены лицам, работающим в других государствах.

      В частности, они могут получать зарплату в валюте. Однако выдаваться она может только через уполномоченные учреждения.

      Одновременно с нововведениями РФ подписала договор об обмене финансовыми сведениями. В соглашении этом участвует более 80 государств.

      Российское валютное регулирование подстраивается под мировые стандарты. Нормативные акты изменяются таким образом, чтобы все валютные операции стали максимально прозрачными. Принимаются меры по предупреждению появления офшоров. Нововведения позволяют сформировать препятствия к сокрытию доходов. Все поправки обусловлены интересами жителей страны, которые проживают на территории других государств.

      К СВЕДЕНИЮ! Либеральность законов в области валютного регулирования обеспечивает приток иностранного капитала.

      С 1.03.18 сделки по валютным соглашениям требуется оформлять по другим правилам. В частности, паспортов больше не требуется. Заменены они на учет контрактов. Ведется он банковскими учреждениями по контрактам по суммам свыше 3 миллионов рублей.

      Однако у банка могут возникнуть обоснованные подозрения в законности сделки. Учреждение может запросить бумаги по сделке даже в том случае, если ее сумма меньше 3 миллионов рублей. Для операций на сумму 200 000 рублей бумаг вообще не требуется. Также не нужно платить комиссию за сопутствующий контроль.

      Для регистрации договора нужно направить в банк данные о контракте, а также реквизиты. Процедура занимает сутки. Банк не может отказать в оформлении, если им была получена вся нужная информация.

      За осуществление сделок, которые запрещены нормативными актами, следуют эти наказания:

      • Лишение лицензии.
      • Приостановка деятельности.

      Самое распространенное нарушение – это сокрытие доходов от реализации или экспорта выручки. Административные нарушения наказываются в соответствии со статьями 15.25, 19.4 и 19.7 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от конкретного проступка, статуса лица (ЮЛ или ФЛ).

      О внесении изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

      Несмотря на то, что государство – это главный регулятор финансовых операций, оно действует через уполномоченные органы:

      • Правительство РФ;
      • Министерство финансов РФ;
      • Центральный банк РФ;
      • Таможенный комитет;
      • органы исполнительной власти субъекта РФ.

      Это – верхушка валютного контроля. Ниже находятся непосредственные исполнители законов: банки и кредитные организации. Они работают с лицами, осуществляющими операции в валюте.

      При этом коммерческие банки – это не бесправные организации, которые выполняют указания клиента. У них имеются полномочия по блокировке счетов, запрете перевода денег при невыполнении требований законодательства. Поэтому, принимая на обслуживание гражданина или организацию, они в первую очередь заключают с ним договор и разъясняют все положения закона.

      К органам валютного контроля относится также ФНС. Хотя ведомство выполняет в данной сфере относительно небольшой перечень функций, без его согласования невозможно проведение некоторых операций.

      Несмотря на то, что государство осуществляет контроль за валютными операциями, его интересуют всего 3 крупных группы:

      1. Расчеты между гражданами и организациями РФ и нерезидентами. Здесь важно соблюдать баланс и защиту прав обеих сторон сделки. Как резиденты должны понимать, что их интересы будут учтены, так и нерезидентам следует знать, что даже на территории чужого государства они смогут осуществлять экономическую деятельность.
      2. Покупка и продажа ценных бумаг, оплачиваемых в валюте. Речь идет не только о брокерской деятельности. Ценные бумаги могут выступать в качестве предмета сделки, залога и иного гражданско-правового инструмента. За их движением на территории РФ следят уполномоченные организации.
      3. Расчет в валюте по сделкам с зарубежными контрагентами.

      При совершении валютных операций и резиденты, и нерезиденты должны придерживаться следующих правил:

      • все расчеты проводятся только через счета, открытые в банке, являющиеся участниками валютного контроля;
      • практически все расчеты по сделкам между гражданами РФ в валюте иностранного государства запрещены (за некоторым исключением);
      • если осуществляется внешнеэкономическая деятельность, второй участник сделки – резидент должен уведомить банк о сроках выполнения обязательств и сумме валюты, поступающей на счет;
      • если в сделке участвуют резидент и нерезидент, и последний свои обязательства не исполнил, резидент должен вернуть то, что получил по сделке;
      • при наличии необходимости совершения перевода денег резидента на счет, открытый в иностранном государстве, он должен уведомить ФНС и принести в банк уведомление с отметкой о принятии налоговой.

      Несмотря на то, что государству фактически дана возможность следить за операциями в валюте, основным принципом валютного контроля является невмешательство. Поэтому банки в качестве контролеров могут предпринять кардинальные меры только при наличии соответствующих обстоятельств.

      Как проводится контроль за операциями:

      1. Уполномоченное лицо выясняет всю информацию по операции: где, кем, на какую сумму и в какие сроки она должна быть совершена.
      2. Подготавливаются необходимые документы и осуществляется их проверка.
      3. Банк проводит операции (при необходимости, открывает дополнительный счет).
      4. Информация о сделке вносится в базы данных.
      5. В банке аккумулируются/резервируются необходимые денежные средства. После осуществления операции средства могут быть возвращены.
      6. Сделка закрывается, по ней формируется отчетность в установленной форме.

      Валютный контроль – это одна из главных задач государства по формированию экономического пространства для участия в нем не только граждан РФ и российских предприятий, но и зарубежных партнеров. С целью организации единой монетарной политики государство в лице уполномоченных органов проводит контроль за обращением валюты и сделками, совершенными с ее участием. Главное условие – невмешательство в дела граждан и организаций до тех пор, пока их действия не нарушают законы РФ.

      Под этим термином понимается контроль государственных органов и уполномоченных агентов за соблюдением валютного законодательства. В определенных странах использование валюты подпадает под законное регулирование. Российская Федерация — одно из таких государств.

      Операции с валютой контролируются с целью соблюдения курса обмена по отношению к российскому рублю. Соответственно, основная цель зачем нужен такой контроль — защита интересов национальной российской валюты.

      На территории России валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами и уполномоченными агентами, в числе которых:

      • Органы — Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
      • Агенты — Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, кредитные организации, регистраторы (держатели реестра), профессиональные игроки рынка ценных бумаг.

      Главным агентом является ЦБ РФ. Именно через Банк России реализуется большинство задач валютного контроля. Со своей стороны регулятор контролирует соблюдение валютного законодательства операторами — кредитными организациями.

      В России в 2003 году был принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Это основной законный акт, в котором отражаются принципы регулирования сделок с валютой на территории РФ. К основным принципам относятся:

      • Приоритет экономических мер — контроль над операциями осуществляется с целью стабилизации экономики РФ.
      • Полное исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов.
      • Единый характер внешней и внутренней политики страны.
      • Единый характер валютного регулирования и контроля.
      • Обеспечение государством соблюдение прав резидентов и нерезидентов при совершении ими операций с расчетом в валюте.

      Несмотря на отказ некоторых передовых государств от применения данного инструмента, валютный контроль нередко спасает экономику страны от краха. С другой стороны, усиление контроля часто приводит к образованию теневых и «черных» рынков на территории отдельного государства.

      Валютные сделки с 9 июля придется регистрировать. Объясняем, кому и зачем

      В указанном федеральном законе отражается исчерпывающий список операций, подпадающих под государственное регулирование. В их числе:

      • Сделки между резидентами и нерезидентами.
      • Операции с внутренними и внешними ценными бумагами.
      • Сделки, совершаемые в национальной валюте РФ и иностранными денежными знаками.

      Обязательному контролю подлежат операции резидентов в иностранной валюте, а также переводы в российских рублях в пользу нерезидентов. При этом нерезиденты осуществляют переводы в валюте без лимитов по сумме и ограничений прочих видов.

      Список документов для подтверждения законности сделки бывает разным. Количество бумаг, как правило, зависит от вида сделки. Бумаги банк запрашивает от клиента, который, в свою очередь, обязан их предоставить в установленные сроки.

      В соответствии со ст. 23 173-ФЗ, органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать у компаний документы в срок, не менее 7 рабочих дней. Отсчет точного срока ведется с момента получения компанией запроса.

      Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица должны соблюдать законодательные предписания по соблюдению норм валютного контроля. В большинстве случаев участники рынка нарушают сроки предоставления отчетности (если речь идет о «чистых» участниках рынка). В соответствии со ст. 15.25 КоАП, несоблюдение сроков предоставления отчетности влечет следующие виды административной ответственности:

      Документы, связанные с проведением валютных операций, сроки, порядок их оформления и представления указаны в Инструкции Банка России № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

      К документам валютного контроля в 2021 году относятся:

      1. Документы, связанные с проведением валютных операций, перечисленные в части 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
      2. Справка о подтверждающих документах, в том числе корректирующая;
      3. Заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля;
      4. Заявление о снятии контракта с учета;
      5. Заявление об оформлении документов валютного контроля.

      Надлежащим образом оформленные документы и информация, требования о представлении которых установлены Инструкцией № 181-И, направляются в Банк на бумажном носителе и (или) в электронном виде клиентами-резидентами, являющимися:

      1. Юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»).
      2. Физическими лицами – индивидуальными предпринимателями.
      3. Физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
      4. Физическими лицами, осуществляющими валютные операции с заемными средствами. Документы валютного контроля должны быть представлены в уполномоченный банк в сроки, установленные Инструкцией № 181-И. Банк проверяет поступившие документы и информацию на предмет достаточности, достоверности, соблюдения установленного вышеназванной Инструкцией порядка заполнения и своевременного представления.

      Вышеперечисленные документы валютного контроля представляются, в том числе, по контрактам, требующим постановки на учет.

      Согласно Инструкции № 181-И постановке на учет подлежит контракт, общая сумма обязательств по которому равна или превышает следующие эквиваленты:

      • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
      • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей.

      Валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями приобретают особую актуальность и значимость в условиях развития внешнеторговых операций и необходимости обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов. Противодействие незаконному оттоку денежных средств за рубеж — одна из основных задач института валютного регулирования и валютного контроля.

      Валютная политика государства с помощью валютного регулирования и валютного контроля в 2021 году оказывает воздействие на национальную валюту, валютный курс и валютные операции в целях укрепления финансового положения страны и регулирования режима устойчивости национальной валюты, а также в целях обеспечения непрерывного поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту.

      К взаимообусловленным причинам, способствующим вывозу капитала, можно отнести: во-первых, проблемы репатриации валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями.

      На счетах в иностранных банках находится достаточно большое количество валютных средств, которые не были возвращены в Российскую Федерацию. На данный момент времени можно констатировать явно недостаточное количество законодательных механизмов, которые позволили бы обеспечить возврат данных денежных средств. Сложившаяся ситуация наносит ощутимый ущерб экономической безопасности страны, так как вывоз капитала способствует оттоку огромных ресурсов из экономического оборота государства, и это приводит к их включению в производственный процесс других стран. Нормы, регламентирующие деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля, нуждаются в дополнении с целью повышения эффективности мер, которые регулируют проведение экспортно-импортных операций.

      Во-вторых, причиной утечки капитала можно назвать переводы валюты (без товара) и сделки по фиктивным импортным контрактам. На практике покупатель из России переводит контрагенту за рубеж валюту под заведомую непоставку товаров (т. е. происходит процесс предоплаты без поставки товара или неэквивалентное поступление). Широко распространенной также является практика авансовых платежей, которая означает предоставление резидентами-соотечественниками беспроцентного кредита в пользу иностранных фирм.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *