Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.09.2017 N 1089, от 13.02.2019 N 137)

В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

2. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить в 2-недельный срок методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 1034

Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

а) требования к приборам учета;

б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;

в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);

г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

2. Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — методика).

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«ввод в эксплуатацию узла учета» — процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии;

«водосчетчик» — измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) воды (жидкости), протекающей в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению скорости потока;

«время работы приборов учета» — интервал времени, в течение которого на основе показаний приборов учета ведется учет тепловой энергии, а также измерение и регистрация массы (объема) и температуры теплоносителя;

«вывод тепловой сети» — выход тепловых сетей от источника тепловой энергии в определенном направлении;

«вычислитель» — составной элемент теплосчетчика, принимающий сигналы от датчиков и обеспечивающий расчет и накопление данных о количестве тепловой энергии и параметрах теплоносителя;

«зависимая схема подключения теплопотребляющей установки» — схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель из тепловой сети поступает непосредственно в теплопотребляющую установку;

«закрытая водяная система теплоснабжения» — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети;

«измерительная система учета» — многоканальное средство измерений, включающее каналы измерения тепловой энергии с измерительными компонентами — теплосчетчиками, а также дополнительные измерительные каналы массы (объема) теплоносителя и его параметров — температуры и давления;

«индивидуальный тепловой пункт» — комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения;

«качество тепловой энергии» — совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением;

«насыщенный пар» — водяной пар, находящийся в термодинамическом равновесии с соприкасающейся с ним водой;

«независимая схема подключения теплопотребляющей установки» — схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель, поступающий из тепловой сети, проходит через теплообменник, установленный на тепловом пункте, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в теплопотребляющей установке;

«неисправность средств измерений узла учета» — состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях);

«открытая водяная система теплоснабжения» — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения;

«перегретый пар» — водяной пар, имеющий температуру более высокую, чем температура насыщения при определенном давлении;

«подпитка» — теплоноситель, дополнительно подаваемый в систему теплоснабжения для восполнения его технологического расхода и потерь при передаче тепловой энергии;

33. Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

34. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара. При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе. (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 137)

Теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме. Эти подключения не должны влиять на метрологические характеристики теплосчетчика.

В случае если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика.

35. Конструкция теплосчетчиков и приборов учета, входящих в состав теплосчетчиков, обеспечивает ограничение доступа к их частям в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений.

36. В теплосчетчиках допускается коррекция внутренних часов вычислителя без вскрытия пломб.

37. Вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве.

52. Смонтированные узлы учета (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию.

53. Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее — комиссия) в следующем составе:

а) представитель владельца источника тепловой энергии;

б) представитель смежной теплосетевой организации;

в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.

54. Вызов представителей, указанных в пункте 53 настоящих Правил, осуществляет владелец источника тепловой энергии не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений.

55. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии:

а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии;

б) акты разграничения балансовой принадлежности;

в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;

д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы);

ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;

з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.

56. При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:

а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;

в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;

г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.

57. При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации — владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.

58. Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

59. В случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.

60. Перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 — 59 настоящих Правил.

Коммерческий учёт теплоэнергии

61. Смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.

При подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства сведения о допуске узла учета в эксплуатацию указываются в акте о подключении объекта к системе теплоснабжения, составленном по форме, установленной Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В указанном случае составление отдельного акта о вводе узла учета в эксплуатацию не требуется. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1089)

62. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

63. Комиссия создается владельцем узла учета.

64. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:

а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;

б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;

г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением — 7 суток).

65. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

66. При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:

а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;

б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;

в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;

г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

67. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

68. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

69. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.

70. Пломбирование узла учета осуществляется:

а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю;

б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета.

74. За техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии.

75. Узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

а) отсутствие результатов измерений;

б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;

в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;

г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;

д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;

е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);

ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

76. Время выхода из строя узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, фиксируется записью в журнале показаний приборов учета.

77. Представитель владельца источника тепловой энергии обязан также сообщить в теплосетевую организацию и единую теплоснабжающую организацию данные о показаниях приборов учета на момент их выхода из строя.

78. Владелец источника тепловой энергии обязан сообщить потребителю о выходе из строя приборов учета, входящих в состав узла учета, если учет осуществляется по этим приборам учета, входящим в состав узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, и передать потребителю данные показаний приборов на момент их выхода из строя.

79. Представителям теплоснабжающей организации и потребителей (в случае, если учет ведется по приборам, установленным на источнике тепловой энергии) предоставляется беспрепятственный доступ к узлу учета и документации, относящейся к узлу учета.

В общих положениях говорится, что Правила коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя устанавливают порядок его организации, включая:

  • параметры теплоносителя и время измерения ‎и регистрации;
  • порядок определения количества теплоэнергии;
  • порядок распределения потерь теплоэнергии между смежными теплосетями при отсутствии приборов учёта на границах ответственности;
  • требования к приборам учёта.

Коммерческий учёт теплоэнергии и теплоносителя проводится ‎в целях:

  • осуществления расчётов между РСО и потребителями КУ;
  • контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Обязанность по установке узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя ложится на плечи покупателей ресурса и потребителей коммунальной услуги, то есть на собственников помещений в МКД в лице управляющей организации или товарищества.

Узлы учёта, введенные в эксплуатацию до вступления в силу новых Правил, могут использоваться в своих целях до истечения срока их службы. Начиная с 1 декабря 2016 года новые приборы учёта, не отвечающие требованиям новых Правил, нельзя будет устанавливать и использовать.

РСО не имеет права требовать ‎от владельца узла учёта установки на нём приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных данными Правилами и положениями Методики. После установки на узле учёта оборудования для дистанционного снятия показаний доступ к результатам получают все стороны договора в порядке и на условиях, которые им определены.

Владелец узла и прибора учёта несёт ответственность за их надлежащую эксплуатацию, сбор показаний, формирование и своевременное представление стороне договора ресурсоснабжения ведомости отпущенной (переданной, потребленной) теплоэнергии и теплоносителя ‎за расчётный период в соответствии с условиями договора.

Формирование ведомости происходит на основании архивных данных приборов учёта и представляется в течение 2 рабочих дней по окончании расчётного периода, если иное не предусмотрено по договору.

Владелец узла учёта должен предоставить доступ ‎к приборам учёта другой стороне договора в назначенное время для сверки показаний, проверки соблюдения условий эксплуатации и работоспособности устройств. Также проверяется:

  • наличие, целостность и читаемость пломб;
  • срок действия поверки;
  • работоспособность каждого канала измерений;
  • соответствие фактических значений и настроек установленным нормативам и параметрам.

Известно, что в процессе эксплуатации возможно нарушение исправности отдельных составляющих теплосчётчика, которое выявляется только в процессе периодической поверки. Так, в работе [10] показано, что доля составляющих теплосчётчика, не прошедших поверку (негодных устройств), к общему числу приборов, представленных на поверку, достигает: тепловычислителей — 0,2287; преобразователей температуры — 0,1096; преобразователей расхода — 0,1848; преобразователей давления — 0,197; двухпоточного теплосчётчика — 0,4712.

Сравнение действующего температурного графика качественного регулирования с фактическими значениями температур представлено на рис. 3. Из рис. 2 видно, что при температурах наружного воздуха фактические температуры в подающем трубопроводе (Т1) значительно меньше проектных значений, что является «недотопом». Температура воды в обратном трубопроводе (Т2) в большинстве случаев соответствует нормативным значениям, что говорит о качественной режимной наладке внутриплощадочных тепловых сетей и систем теплопотребления.

2.1.1. Узлы учета тепловой энергии воды на источниках теплоты: теплоэлектроцентралях (ТЭЦ), районных тепловых станциях (РТС), котельных и т.п. оборудуются на каждом из выводов.

Узлы учета тепловой энергии оборудуются у границы раздела балансовой принадлежности трубопроводов в местах, максимально приближенных к головным задвижкам источника.

Не допускается организация отборов теплоносителя на собственные нужды источника после узла учета тепловой энергии, отпускаемой в системы теплоснабжения потребителей.

2.1.2. На каждом узле учета тепловой энергии источника теплоты с помощью приборов должны определяться:

время работы приборов узла учета;

отпущенная тепловая энергия;

масса (объем) теплоносителя, отпущенного и полученного источником теплоты соответственно по подающему и обратному трубопроводам;

масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку системы теплоснабжения;

тепловая энергия, отпущенная за каждый час;

масса (объем) теплоносителя, отпущенного источником теплоты по подающему трубопроводу и полученного по обратному трубопроводу за каждый час;

масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку систем теплоснабжения за каждый час;

среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем, обратном трубопроводах и трубопроводе холодной воды, используемой для подпитки;

среднечасовое давление теплоносителя в подающем, обратном трубопроводах и трубопроводе холодной воды, используемой для подпитки.

Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.

2.1.3. Приборы учета, устанавливаемые на обратных трубопроводах магистралей, должны размещаться до места присоединения подпиточного трубопровода.

Принципиальная схема размещения точек измерения массы (объема) теплоносителя, состав измеряемых и регистрируемых параметров приведены на рис. 1.

5.1.1. Узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации.

При использовании для учета тепловой энергии теплосчетчиков, тепловычислителей и счетчиков массы (объема), реализующих принцип измерения расхода теплоносителя методом переменного перепада давления (где в качестве сужающего устройства используется диафрагма, сопло или другое устройство, выполненное в соответствии с требованиями РД 50-411-83), узел учета должен быть аттестован в индивидуальном порядке Госстандартом и согласован с Госэнергонадзором.

5.1.2. Каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.

5.1.3. Выбор приборов для использования на узле учета источника теплоты осуществляет энергоснабжающая организация по согласованию с Госэнергонадзором.

5.1.4. Выбор приборов для использования на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с энергоснабжающей организацией.

В случае разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией по типам приборов учета окончательное решение принимается Госэнергонадзором.

5.1.5. Приборы узла учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет тепловой энергии, массы (объема) и регистрацию параметров теплоносителя.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установка узлов учета тепла является обязательным шагом по обеспечению энергосберегающих мероприятий.

Какие преимущества получают при этом потребители?

Учет тепла, прежде всего, выгоден для потребителей, так как его расход по нормативам может превышать фактический и, в зависимости от состояния системы отопления, экономия может достигать до 40%.

Ощутимую выгоду можно также извлечь при использовании теплового узла учета в качестве общедомового счетчика — жильцы дома смогут экономить на оплате за потребление тепловой энергии. Общедомовой счетчик рассчитывает общий объем потребления тепла, вычисляя среднее значение на квартиру в многоэтажном жилом доме, а также поможет определить величину теплопотерь для системы отопления.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее, Правила). Данные Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

а) требования к приборам учета;

б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;

в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);

г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:

а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;

б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;

г) документирования параметров теплоносителя — массы (объема), температуры и давления.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее — договор) не определена иная точка учета. Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу названных Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

По истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета. Теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных Правилами.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Поскольку коммерческий учет осуществляется с помощью прибора учета, в вышеуказанных Правилах определены требования к устанавливаемым узлам учета тепловой энергии:

Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара.

Теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме. Эти подключения не должны влиять на метрологические характеристики теплосчетчика. В случае если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика. Конструкция теплосчетчиков и приборов учета, входящих в состав теплосчетчиков, обеспечивает ограничение доступа к их частям в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений.

Существуют открытые и закрытые системы отопления. Расчет получаемого объема тепла рассчитывается как отдельно, так и вместе для каждой.

Первый вид обусловлен тем, что теплоноситель не разрешается брать для хозяйственных нужд из общих коммуникаций. Второй же позволяет это делать в оговоренном соглашением количестве.

Приведенная формула дает возможность посчитать число полученных Гкал для первой и второй системы:

Q=([(G1×(t1-tхв) )-(G2×(t2-tхв) )])/(1 000)= Гкал,

где:

  • Q – объем ресурса, Гкал;
  • G1 – расход подаваемого теплоносителя, м. куб;
  • t1 – температура обогрева, подающего трубопровода, °C;
  • tхв – t°C холодной подачи;
  • G2 – использование носителя в обратной магистрали, м. куб;
  • t2 – нагрев «обратки», °C.

Выражение считает полученные Гкал открытой системы, погрешность учетных средств, аварийные утечки. Из этого метода нужно убрать количество тепла, идущего на горячее водоснабжение. Тогда гигакалории высчитываются по следующему принципу:

Q=(G1×(t1-t2))/(1 000)=Гкал,

где:

  • Q – использованная энергия, Гкал;
  • G1 – расход подающего носителя, м. куб;
  • t1 – температура в нем, °C;
  • t2 – нагрев «обратки», °C.

Проведя анализ показаний, следует сказать, что при утечке ресурса, это выражение не фиксирует потерянные единицы теплоты, что не устраивает коммунальные предприятия.

Можно посчитать приходящее тепло другими способами. Выражения расчета Гкал имеют две иных методики:

Q=(((V1×(T1-T2)+(V1-V2)×(T2-T)))/1000

или

Q=(((V2×(T1-T2)+(V1-V2)×(T1-T)))/1000.

Практически все значения в этих формулах те же, что и вышеприведенные. Поэтому можно самостоятельно посчитать удельный расход тепловой энергии на отопление здания. При переводе калорий в гигакалории нужно придерживаться международной системы – 1 Гкал = 1 млн. кал.

Для ведения учета теплоносителя потребуются следующие данные:

  1. Температура в магистрали при входе и выходе узла учета тепловой энергии.
  2. Потребление рабочего вещества, проходящего через аппарат фиксирования.

Последний показатель обозначается измерительными устройствами. Счетчики регистрации ресурса бывают двух категорий.

Используются для учета не только тепловой энергии, но и горячего и холодного водоснабжения. Последние устройства отличаются материалом, не предназначенным для агрессивных температур.

Принцип работы крыльчатых теплосчетчиков:

  • крыльчатка вращается вокруг своей оси, движимая потоком воды;
  • действие передается на учетный механизм;
  • поступление осуществляется с помощью ведущего магнита.

Конструкция устройства довольно простая, с низким порогом срабатывания. Оборудованный антимагнитным экраном, агрегат пресекает попытки остановки наружным полем.

Известно, что в процессе эксплуатации возможно нарушение исправности отдельных составляющих теплосчётчика, которое выявляется только в процессе периодической поверки. Так, в работе [10] показано, что доля составляющих теплосчётчика, не прошедших поверку (негодных устройств), к общему числу приборов, представленных на поверку, достигает: тепловычислителей — 0,2287; преобразователей температуры — 0,1096; преобразователей расхода — 0,1848; преобразователей давления — 0,197; двухпоточного теплосчётчика — 0,4712.

Поэтому проводится оценка исправности расходомеров методом сравнения среднесуточных показаний расходомера на подающем трубопроводе М1 с показаниями расходомера на обратном трубопроводе М2 по величине относительной невязки показаний. Относительная невязка показаний определялась как Нормативное значение невязки показаний для исправных преобразователей расхода не должно превышать 4%, то есть ?V

Результаты оценки представлены на рис. 1. Как видно, за весь отопительный сезон 2017–2018 невязка не превышала нормативного значения, поэтому полученные в ходе измерений расходов результаты следует считать достоверными.

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

33. Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

34. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара. При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе. (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 137)

Теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме. Эти подключения не должны влиять на метрологические характеристики теплосчетчика.

В случае если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика.

35. Конструкция теплосчетчиков и приборов учета, входящих в состав теплосчетчиков, обеспечивает ограничение доступа к их частям в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений.

36. В теплосчетчиках допускается коррекция внутренних часов вычислителя без вскрытия пломб.

37. Вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве.

38. Для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований настоящих Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.

39. Проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании: (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 137)

а) технических условий; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 137)

б) требований настоящих Правил и методики; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 137)

в) технической документации на применяемые средства измерений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 137)

39.1. Если изготовителем в составе технической документации на теплосчетчик предоставляется проектная документация на узел учета тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее — типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах «д» — «з», «м», «н» пункта 44 настоящих Правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах «а» — «г», «и» — «л» пункта 44 настоящих Правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются. (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 N 137)

40. Технические условия содержат:

а) наименование и местонахождение потребителя;

б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;

в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;

г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;

д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;

е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).

41. Теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.

В случае проектирования узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства требования к приборам учета (технические условия на установку приборов учета) содержатся в условиях подключения, выдаваемых в порядке, установленном Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1089)

52. Смонтированные узлы учета (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию.

  • Производства подсчетов между теплопоставляющими учреждениями и теплорасходующих агрегатов;
  • Ревизии за гидро- и теплорежимами дееспособности структур теплоснабжения и теплоупотребляющего оборудования;
  • Ревизии за обоснованным применением теплоэнергии, теплового носителя;
  • Протоколирования показателей теплового носителя – массы (величины), t вместе с p;
  • Приобретения техусловий на планирование устройства;
  • Планирования и постановки механизмов;
  • Введения в использование средства;
  • Использования аппаратов, также процесс систематического сбора значений с аппаратов и эксплуатация их для учитывания теплоэнергии, также теплоносителя;
  • Поверки, реконструкции, смены устройств;

Минстроительство нашего отечества по истечению 3-х месяцев после принятия новых постановлений должно будет произвести действия, которые касаются сертификатов, в точности:

  1. Одобрение новых форм подсчетов растраты и выдачи тепла;
  2. Координация 1-го экземпляра учетного табеля;
  3. Разработка формы протокола введения в эксплуатацию, к тому же протоколов о поверке;

В случае введения в использование было выполнено до вступления исправленных регламентов в закон, тогда их можно применять для учета тепла до окончания их периода годности, тогда диспетчер не может требовать их замены. Структура, которая не попадает под предписания новых регламентов, будет пресечена к постановке и эксплуатацию в новых аппаратах.

  1. Дано установление последовательности постановки учитывающих приборов, самим подсчетным модулям, и указаны ситуации, когда диспетчер выполняет учитывание теплоты посредством подсчета;
  2. План декларирует полное равноправие между снабженцами и абонентами;
  3. Теплоузел станет коммерческого предназначения сразу после оформления необходимых свидетельств о его приеме в использование;
  4. Заменены и добавлены предписания к учитывающим аппаратам, определено, что для агрегатов, введенных в госсписок механизмов учета теплоты, не предписывается предоставление добавочных свидетельств;
  5. Внедрено понятие взыскания ревизии качества, к тому же ужесточились нормативы, представляемые к расчетным конфигурациям;
  6. Сейчас существует допуск на недолгую работу и расчет при показателях, которые выходят за лимиты допустимых;
  7. Изображена конфигурация расчета принятой энергии за время, когда аппараты повреждены;
  8. Вычислено условное обозначение растраты между заказчиками и теплолиниями, к тому же метод подсчета показателя протечки теплоносителя;
  9. По отношению с архивацией в теплодатчиках предписания о ведении распоряжений ведомостей ревизии за функционированием приборов отменено;

Приложения к этому плану законов уже состоят из указаний шаблонов протоколов о допуске к использованию, экземпляры схем агрегатов коммерческого учета, шаблоны протоколов и по суткам, и за месяц, и экземпляры бланков.

Измененные регламенты предлагают абоненту вероятность ревизии и слежения за энергорасходом посредством просмотра и тестирования архива, производящимся подсчетным прибором, для снижения платежей за теплоэнергию. Подрядчик же, может обнаружить более энергорезультативных клиентов благодаря тому же тесту.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 года N 1034
(с изменениями на 9 сентября 2017 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

а) требования к приборам учета;
б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;
в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);
г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

2. Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — методика).

33. Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

34. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара.
Теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме. Эти подключения не должны влиять на метрологические характеристики теплосчетчика.
В случае если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика.

35. Конструкция теплосчетчиков и приборов учета, входящих в состав теплосчетчиков, обеспечивает ограничение доступа к их частям в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений.

36. В теплосчетчиках допускается коррекция внутренних часов вычислителя без вскрытия пломб.

37. Вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве.

Проектирование узлов учета

Обычно компактные теплосчётчики устанавливаются там, где тепловая нагрузка совсем небольшая и ведется поквартирный учет теплоносителя или учет в закрытой системе. Единый теплосчетчик правильно и корректно работает только с определенным преобразователем, так как электронные блоки расходомеров счетчика находятся на корпусе вычислителя, при этом выходной сигнал расхода никак не нормирован.

Комбинированные счетчики наиболее популярны в Российской Федерации, так как они имеют универсальный вычислитель, который будет работать с любым типом датчика, который имеет стандартный сигнал. Главный плюс комбинированных счетчиков в том, что они могут быть адаптированы к разным условиям произведения замеров, но при этом сохранится единый для всех пользовательский интерфейс. Получается, оснащая теплосчетчиками пользователей теплосетей в населенном пункте, на одном объекте можно использовать тахометрический водосчетчик, который будет учитывать, какая тепловая энергия и теплоноситель прошли и сколько их было, на другом — высокочастотные электромагнитные преобразователи, но при этом вычислители будут одинаковыми. А значит, персонал, который по методике осуществляет коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя, собирает данные со счетчиков, не будет иметь никаких проблем с техническим обслуживанием УУТЭ, ни проблем с тем, как собрать и обработать данные. И при этом объединение всех отдельных теплосчетчиков в одну учетную систему существенно упрощается.

Отредактированное постановление 1034 о коммерческом учете ввело понятие актов сверки. Документы формируются по результатам проверок оборудования, которые назначаются при фиксировании расхождений показаний.

Если обслуживающая организация передает предприятию одни данные, а потребители иные, назначается, согласно постановлению 1034 о коммерческом учете тепловой энергии и теплоносителя, проверка.

Документ визирует представитель снабжающей фирмы или конечный потребитель.

Формируется документ на следующих условиях:

  • при согласии с содержимым обе стороны проставляют подписи;
  • при несогласии — отметка «Ознакомлен» и подписи;
  • при явном несоответствии содержимого — отказ от подписи и соответствующая отметка.

Принятые в 2013 году правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя № 1034 позволили пункты несогласия с содержимым документа направлять в организацию либо отдельным уведомлением, либо же визировать их в акте сверки. Его оформление обязательно.

Регулирование и учет тепловой энергии наболевший вопрос не только для потребителей, но и для самих энергетиков.

Поэтому новые правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя в соответствии с изменениями, внесенными в постановление под номером 1034 в октябре 2019, пришлись как нельзя кстати.

Плюс к этому облегчает работу организаций, поставляющих тепло, методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденная приказом Министерства строительства под номером 99/пр в 2014 году.

Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии проводится на всех участках подачи и приема ресурса, а именно в:

  • границах балансовой принадлежности между генератором и коммуникациями либо потребителем, подсоединенного к источнику;
  • рамках собственности между смежными магистралями;
  • зонах принадлежности между котельной и получателями энергии;
  • рубежах балансовой недвижимости между центральным энергетическим пунктом и потребителем.

Правила учета ресурса теплоносителя рекомендуют использовать несколько методов анализа.

Документ выражается следующими методиками:

  • приборная, когда исследуемые величины всех индексов, получаются путем измерения учетными аппаратами самого теплоносителя и источника генерации ресурса;
  • расчетная, когда анализируемые величины всех индексов, принимаются по базовым стандартам либо средним коэффициентам предыдущего периода;
  • приборно-расчетная – если недостаток измеренных показателей восполняется символами методики.

Расчетная величина используется при отсутствии измерительных аппаратов либо во время их выхода из рабочего положения.

Наименование метода исчисления теплового ресурса закрепляется контрагентами в соглашении о поставке и обслуживании по перемещению энергии по теплокоммуникациям. При использовании первой и последней методы в соглашении или его дополнении указываются исходники, из которых берутся данные, необходимые для коммерческого измерения сторонами договора.

Приведенная формула используется только в случае полного отсутствия в помещениях учетных аппаратов. Расчет проводится по следующей методике:

Pi=(Vд×Si)/(Sоб×Tt),

где:

  • Vд – объем использованного ресурса за время, определенного показаниями коллективного аппарата, установленного в высотном доме;
  • Si – совокупная площадь жилой квартиры и нежилой комнаты;
  • Sоб – общая метражность всех помещений высотного дома;
  • Tt – тарификация энергии на отопление, установленная законодательством.

Упрощая следующее выражение, можно сказать, что формула расчета тепловой энергии на отопление учитывает всю площадь многоэтажного дома. Из общего количества метров определяется доля каждой квартиры и помещения. Полученный объем ресурса умножается на тариф, который действует в данном районе.

Не оборудованный учетным приспособлением дом, потребует расчета с использованием трех критериев:

  • принятого в конкретном районе норматива теплопотребления – количество калорий на обогрев квадратного метра площади на один месяц;
  • действующей тарификации определенного поставщика горячего снабжения – цена 1 Гкал;
  • суммарной метражности каждой конкретной квартиры, без учета лоджии либо балкона.

Определение подходит для зданий, которые не оборудованы какими-либо измерительными приспособлениями.

Начертание формулы такое:

Pi=Si×Nt×Tt,

где:

  • Si – суммарная площадь жилых и нежилых комнат;
  • Nt – стандарт использования коммунальной отопительной услуги, норматив потребленной тепловой энергии на отопление в 2020 году принят в количестве 0,016 Гкал на кв. м.;
  • Tt – тарификация горячего ресурса, установленная законодательством страны.

Упрощая подсчет выражения, можно сказать, суммарная площадь каждой отдельной квартиры умножается на количество гигакалорий, необходимых для ее отопления, а затем «х» на приведенный в конкретном районе тариф.

Существуют открытые и закрытые системы отопления. Расчет получаемого объема тепла рассчитывается как отдельно, так и вместе для каждой.

Первый вид обусловлен тем, что теплоноситель не разрешается брать для хозяйственных нужд из общих коммуникаций. Второй же позволяет это делать в оговоренном соглашением количестве.

Приведенная формула дает возможность посчитать число полученных Гкал для первой и второй системы:

Q=([(G1×(t1-tхв) )-(G2×(t2-tхв) )])/(1 000)= Гкал,

где:

  • Q – объем ресурса, Гкал;
  • G1 – расход подаваемого теплоносителя, м. куб;
  • t1 – температура обогрева, подающего трубопровода, °C;
  • tхв – t°C холодной подачи;
  • G2 – использование носителя в обратной магистрали, м. куб;
  • t2 – нагрев «обратки», °C.

Выражение считает полученные Гкал открытой системы, погрешность учетных средств, аварийные утечки. Из этого метода нужно убрать количество тепла, идущего на горячее водоснабжение. Тогда гигакалории высчитываются по следующему принципу:

Q=(G1×(t1-t2))/(1 000)=Гкал,

где:

  • Q – использованная энергия, Гкал;
  • G1 – расход подающего носителя, м. куб;
  • t1 – температура в нем, °C;
  • t2 – нагрев «обратки», °C.

Проведя анализ показаний, следует сказать, что при утечке ресурса, это выражение не фиксирует потерянные единицы теплоты, что не устраивает коммунальные предприятия.

Можно посчитать приходящее тепло другими способами. Выражения расчета Гкал имеют две иных методики:

Q=(((V1×(T1-T2)+(V1-V2)×(T2-T)))/1000

или

Q=(((V2×(T1-T2)+(V1-V2)×(T1-T)))/1000.

Практически все значения в этих формулах те же, что и вышеприведенные. Поэтому можно самостоятельно посчитать удельный расход тепловой энергии на отопление здания. При переводе калорий в гигакалории нужно придерживаться международной системы – 1 Гкал = 1 млн. кал.

Автоматизированная система коммерческого учета тепловой энергии (АСКУТЭ)

Для ведения учета теплоносителя потребуются следующие данные:

  1. Температура в магистрали при входе и выходе узла учета тепловой энергии.
  2. Потребление рабочего вещества, проходящего через аппарат фиксирования.

Последний показатель обозначается измерительными устройствами. Счетчики регистрации ресурса бывают двух категорий.

Используются для учета не только тепловой энергии, но и горячего и холодного водоснабжения. Последние устройства отличаются материалом, не предназначенным для агрессивных температур.

Принцип работы крыльчатых теплосчетчиков:

  • крыльчатка вращается вокруг своей оси, движимая потоком воды;
  • действие передается на учетный механизм;
  • поступление осуществляется с помощью ведущего магнита.

Конструкция устройства довольно простая, с низким порогом срабатывания. Оборудованный антимагнитным экраном, агрегат пресекает попытки остановки наружным полем.

Владелец узла учёта должен предоставить доступ ‎к приборам учёта другой стороне договора в назначенное время для сверки показаний, проверки соблюдения условий эксплуатации и работоспособности устройств. Также проверяется:

  • наличие, целостность и читаемость пломб;
  • срок действия поверки;
  • работоспособность каждого канала измерений;
  • соответствие фактических значений и настроек установленным нормативам и параметрам.

Таким образом, расчет объема ГВС путем вычитания из объема поступившего в систему теплоносителя объема теплоносителя, возвращенного из систему, является некорректным.

Учетный узел оснащается регистрационными модулями тех типов, которые прописаны в информационном Федеральном фонде по гарантированию единства диагностики. Некоторые приборы оборудованы интерфейсом для дистанционного считывания информации автоматически.

Оплата считалась по показаниям ИПУ только тогда, когда все собственники МКД установили в квартирах счетчики отопления. Если хотя бы один из всего дома не установил счетчик, то оплата считалась по нормативу.

При наличии 2 равнозначных узлов учета по разные стороны границы балансовой принадлежности для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя принимаются показания узла учета, обеспечивающего учет с минимальной погрешностью. Погрешность в этом случае складывается из величины неизмеряемых тепловых потерь от границы балансовой принадлежности до узла учета и приведенной погрешности измерений.

Начало отопительного сезона приносит горожанам не только радость от получаемого тепла, но и удивление цифрами с какими-то непонятными добавками – гигакалориями. Если раньше за определенные квадратные метры жилой площади вносили обусловленную оплату, то сейчас нужно ориентироваться на объем оказанных услуг.

Если присутствует технологическая или вентиляционная нагрузка, то к техусловиям дополнительно составляют график эксплуатации и расчет установок потребителя в части мощности.

Теперь при наличии в доме ОПУ и хотя бы одного в квартире ИПУ во всем доме, расчет будет производиться по показаниям индивидуального счетчика.

Параметры, подлежащие определению в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и тепловой энергии и теплоносителя, утверждены пунктами 97 и 100 Правил 1034.
До настоящего времени собственники таких помещений оплачивали централизованное отопление как квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников теплоэнергии.

Индивидуальные теплосчетчики теперь будут принимать в расчет.Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ Изменить размер текста:AA Главный вопрос в сфере ЖКХ с октября по апрель для волгоградцев — плата за отопление.

Согласно формулам, утвержденным Методикой, применению в расчетах в качестве количественной характеристики подлежит именно масса теплоносителя как физическая величина, не подлежащая изменению под воздействием внешних факторов. Необходимо обратить внимание, что объем теплоносителя изменяется под воздействием таких факторов как температура и давление.

Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

На федеральном портале нормативно-правовых актов появился проект Постановления Правительства РФ “О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя”, который вводит новые правила коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя. После принятия данного документа ныне действующее Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя» утратит свою силу.

В общих положениях говорится, что Правила коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя устанавливают порядок его организации, включая:

  • параметры теплоносителя и время измерения ‎и регистрации;
  • порядок определения количества теплоэнергии;
  • порядок распределения потерь теплоэнергии между смежными теплосетями при отсутствии приборов учёта на границах ответственности;
  • требования к приборам учёта.

Коммерческий учёт теплоэнергии и теплоносителя проводится ‎в целях:

  • осуществления расчётов между РСО и потребителями КУ;
  • контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Обязанность по установке узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя ложится на плечи покупателей ресурса и потребителей коммунальной услуги, то есть на собственников помещений в МКД в лице управляющей организации или товарищества.

Узлы учёта, введенные в эксплуатацию до вступления в силу новых Правил, могут использоваться в своих целях до истечения срока их службы. Начиная с 1 декабря 2016 года новые приборы учёта, не отвечающие требованиям новых Правил, нельзя будет устанавливать и использовать.

РСО не имеет права требовать ‎от владельца узла учёта установки на нём приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных данными Правилами и положениями Методики. После установки на узле учёта оборудования для дистанционного снятия показаний доступ к результатам получают все стороны договора в порядке и на условиях, которые им определены.

Владелец узла и прибора учёта несёт ответственность за их надлежащую эксплуатацию, сбор показаний, формирование и своевременное представление стороне договора ресурсоснабжения ведомости отпущенной (переданной, потребленной) теплоэнергии и теплоносителя ‎за расчётный период в соответствии с условиями договора.

Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя» является основным документом, регулирующим взаимоотношения поставщика и потребителя тепла.

В соответствии с его требованиями оплата тепла и горячей воды жильцам многоквартирного дома начисляется исходя из потраченных калорий согласно Методике осуществления коммерческого учёта тепловой энергии, утверждённой приказом Министерства строительства №99/пр от 17.03.2014 года.

Утверждённые этим постановлением правила описывают нормы организации учёта калорий и теплоносителя представленные:

  1. требованиями к тепловым счётчикам и узлам учёта;
  2. параметрами измерения с целью контроля теплоносителя и тепла;
  3. правилами расчёта и определения количества поставленных потребителю теплоносителя и калорий;
  4. рекомендациями по распределению потерь при эксплуатации системы теплоснабжения без счётчиков между смежными теплосетями.

Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии 2021

Конструкция счётчика тепла должна включать в себя:

  1. вычислитель;
  2. датчики, замеряющие температуру, расход, давление.

Разрешается использовать приборы, позволяющие автоматически дистанционно передавать данные.

Потребитель или поставщик могут по собственному желанию устанавливать оборудование для снятия показаний и контроля использования ресурса. Такие приборы не должны нарушать точность измерений.

Счётчик тепла должен быть надёжно защищён пломбами от возможного изменения его настроек с целью подделки результатов измерения. Выставление времени на часах внутри допустимо только без нарушения пломбировки. Вычислитель прибора должен быть оснащён нестираемым архивом, позволяющим вывести его характеристики и настройки на экран счётчика или компьютера.

Современные счётчики делают расчёты тепловой энергии на основании интегральных алгоритмов, используя измеренные текущие значения параметров теплоносителя за малые промежутки времени ( Методика, формулы 3.1-3.3, 3.8, 4.1, 4.2, 5.1-5.5, 5.9-5.12, 11.1, 11.2).

Все о счетчиках на отопление, а также об отказе от центральной отопительной системы в помещении многоквартирного дома, читайте тут.

Регулирование и учет тепловой энергии наболевший вопрос не только для потребителей, но и для самих энергетиков. Поэтому новые правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя в соответствии с изменениями, внесенными в постановление под номером 1034 в октябре 2019, пришлись как нельзя кстати. Плюс к этому облегчает работу организаций, поставляющих тепло, методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденная приказом Министерства строительства под номером 99/пр в 2014 году.

Коммерческая регистрация энергии составляет неотъемлемую часть работы контролирующих организаций. Фиксация показаний измерительных приборов осуществляется в целях:

  • проведения расчетов между поставщиками тепла и пользователями;
  • контроля над функционированием систем и потребляющих установок;
  • проверки рационального оборота энергии и энергоносителя;
  • регистрации технических параметров теплоносителя (температуры, объема, веса).

Для наблюдения монтируют приборы учета на границе балансовой собственности сетей, если в договорных бумагах не указано другое место установки. Если через 3 года счетчики не соответствуют правилам, то их показания не используются. Поставщики не могут требовать от пользователя установки измерительных устройств, не прописанных в правилах учета.

С устройством узла учета тепловой энергии вы сможете познакомиться в этом видео:

Организация, подающая тепло, или потребитель по собственному желанию имеет право монтировать дополнительные модули для считывания показаний и наблюдения за контролем использования. Сюда относят и датчики дистанционного получения информации. Приборы не влияют на качество коммерческого учета и не мешают точности измерений. Обе стороны имеют беспрепятственный доступ к узловым модулям.

Коммерческая организация имеет право монтировать дополнительное оборудование для считывание показаний

Коммерческая регистрация проводится во всех точках приема и поставки. Организация учета включает:

  • приобретение техусловий на проектные изыскания по монтажу учетного узла;
  • составление проекта и установку регистрационных модулей;
  • ввод в работу устройств;
  • эксплуатацию приборов, снятие показаний, использование их в коммерческих расчетах;
  • обслуживание, ремонт и замену элементов.

В некоторых случаях допускается коммерческий учет поставок и расхода тепла расчетным методом. Это происходит, если между сторонами не заключен договор, а также при следующих обстоятельствах:

  • в точке потребления нет измерительного модуля;
  • счетчик признан неисправным;
  • нарушены сроки снятия показаний на приборе, принадлежащем пользователю.

Учетный узел оснащается регистрационными модулями тех типов, которые прописаны в информационном Федеральном фонде по гарантированию единства диагностики. Некоторые приборы оборудованы интерфейсом для дистанционного считывания информации автоматически. Теплосчетчик включает:

  • датчик температуры и расхода;
  • вычислитель (один или несколько, скомбинированных в цепь);
  • для определения показателей пара дополнительно монтируют модуль для контроля давления.

При несоответствии показаний, учитываются показания счетчиков

Если дистанционно полученные показания не совпадают с информативными данными счетчика, то в коммерческих целях принимают во внимание непосредственное число прибора. Модули конструируют так, чтобы не было доступа к их регулируемым частям для целевого изменения цифр. Допускается трансформация внутренних часов вычислителя без снятия пломб.

Смонтированные учетные узлы и их системы измерения, прошедшие проверку, вводят в работу. Для этого собственником источника тепла собирается комиссия в составе:

  • представителя владельца;
  • работника смежной теплосети;
  • сотрудника от монтажной организации.

Вызов участникам передается владельцем источника не позднее 10 суток до предстоящего мероприятия с помощью письменного уведомления. К этому времени собственник подготавливает пакет документов, включающий в себя:

  • схему подсоединения источника к магистрали;
  • акты о разделении балансовых владений;
  • проект устройства узла;
  • паспорта на комплектующие элементы и приборы;
  • данные проверки датчиков и модулей с печатями;
  • смонтированную действующую систему;
  • таблицу с показателями непрерывной трехсуточной работы прибора.Смонтированные узлы учета вводятся в эксплуатацию

За техническую исправность измерительных средств, расположенных на энергетическом источнике, отвечает владелец установки. Узел считается непригодным к работе в следующих случаях:

  • не выдает показания;
  • выявлено вмешательство в работу без разрешения;
  • нарушены пломбы, изменена или повреждена схема электросетей;
  • на приборе механические разрушения;
  • в трубопроводах присутствуют несанкционированные врезки;
  • истек срок после очередной проверки средства;
  • прибор работал с повышенной нагрузкой в течение продолжительного времени за отчетный период.

Время неработоспособности фиксируется в журнале для регистрации данных. Собственник источника сообщает в общую организацию показания прибора на момент неисправности. Работникам теплоснабжающего предприятия обеспечивается доступ к учетному узлу и соответствующим документам.

При работе с приборами на смежных сетях и перемычке потребитель регулярно подает поставщику отчет об использовании энергии.

Способ передачи (электронный, на бумаге или посредством автоматического считывания) указывается в договоре.

Пользователь требует, а поставщик обязан дать расчет объема потребленного тепла или носителя за отчетное время (через 15 рабочих дней после предоставления отчета).

Если владельцем узла выступает снабженец теплом, то пользователь может требовать распечатки показаний, снятых с прибора и характеризующих использование продукта за последний период.

В случае сомнений любая сторона инициирует ревизию с привлечением комиссии, о чем составляется акт проверки. Если показания признаны правильными, то материальные траты несет сомневающаяся сторона.

В случае неправильной работы счетчика ответственность перекладывается на владельца прибора.

Учету подлежит объем тепла, используемый для поставок горячей воды, и масса газообразного или жидкого вещества при его выводе, транспортировке и потреблении. Эти сведения определяются при соответствующем качестве теплоносителя. При коммерческом учете измеряется:

  • время функционирования средств в обычных и нештатных условиях;
  • давление подачи и возврата;
  • температура энергоносителя в прямой и обратной трубе;
  • расход тепла при поставке и обратном перемещении;
  • потери в отопительной системе и магистрали горячей воды, в т.ч. максимальное распределение за час;
  • расход на подпитку магистрали в случае присутствия соответствующего контура;
  • количество выданного тепла в час, день или за определенное расчетное время;
  • объем поставленного пара и того, что вернулся за аналогичные периоды;
  • температура конденсата, пара и холодной жидкости в системе с расчетом их средних показателей.

При коммерческом учете обязательно измеряется несколько показателей

Приказ Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр

Конституционный суд РФ в конце 2021 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению.

Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.

Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.Ранее мы рассказывали , который привёл к тому, что Конституционный суд РФ не соответствующими Конституции РФ .Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило .Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ .Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано.

А признанный не соответствующим Конституции РФ не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры.

Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.С этим согласился и КС РФ, отметив , что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного

Конституционный суд РФ в конце 2021 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению.

Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.

Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.Ранее мы рассказывали , который привёл к тому, что Конституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354. Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ .

Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз.

2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры.

Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.

Особенности новой методики расчета платы за отопление разъяснили специалисты инспекции Госжилнадзора Волгоградской области Поделиться:

Индивидуальные теплосчетчики теперь будут принимать в расчет.Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ Изменить размер текста:AA Главный вопрос в сфере ЖКХ с октября по апрель для волгоградцев — плата за отопление.

В этой статье я затрону тему об новых изменениях в расчете оплаты за отопления в 2021 году, которые позволять многих гражданам платить меньше. Чтобы узнать кто эти счастливчики читайте статью до концаПри оплате коммунальных услуг строка за отопление у всех жителей России самая большая.

Не всегда понятно почему такая сумма и как ее можно уменьшить.В России есть 3 вида оплаты:1) По нормативам конкретного региона.

Когда счетчика тепла в доме нет.

Рассчитывается в зависимости от площади.2) Когда установлен общедомовой счетчик. Количество потребленной энергии делитсямежду всеми квартирами в зависимости от площади.3) Когда установлен общедомовой счетчик и установлены счетчики в каждой квартире. Расчет идет по показаниям счетчика каждой квартирыНесправедливы и спорный момент возникал, когда стоит общедомовой счетчик, а индивидуальные счетчики стоят не у всех квартир.

В таком случае расчет ведется по общему счетчику и люди с индивидуальными счетчиками остаются в невыигрышном положении. Ведь потребление в отдельной квартире может быть ниже.В этом году Конституционный суд рассматривал данный вопрос и вынес постановление от 10 июля 2021 года №30-П и признал незаконное подобное начисление.

Указал на необоснованность не учета индивидуальных учетов приборов тепла за отопление МКД, в тех домах где они стоят не во всех квартирах.Это постановление 20 ноября 2021 года рассмотрел Минстрой и вынес рассмотрение законопроект о внесении изменений в ч.

1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ. Сейчас проходят обсуждения, после это будет рассматривать Гос. Дума.Там будет следующая строчкапри наличии индивидуального счетчика тепла в квартире в расчет будут приниматься показания именно этих приборов – при условии, что дом оборудован общим счетчиком теплаТаким образом не остаётся сомнений, что его примут и такая коллизия будет устранена и огромному числу Россиян будет предоставлена возможность платить по индивидуальным счетчикам.Ставьте лайк, если полезна данная статья.Сделайте репост данного поста, расскажите знакомым в соц.

Татьяна Малич, жительница Санкт-Петербурга, в ее лице все, кто установил у себя индивидуальные приборы учета тепла. И они основательно запутались. В этой петербургской новостройке давно пытаются экономить с помощью индивидуальных приборов учета теплоэнергии.

Списывают данные каждого счетчика и отдают в управляющую компанию. В доме три сотни квартир. И если хоть в одной из них, прибор выходил из строя, все собственники автоматически платили по среднему для всех нормативу. Платили немало. — На мою квартиру может накрутиться четыре тысячи за отопление, может, две тысячи.

Если еще и неправильные начисления, то сумма становится критическая, — рассказывает жительница Санкт-Петербурга Татьяна Малич.

Правительство пошло навстречу желающим сэкономить и с начала этого года разрешило таким индивидуумам не зависеть от соседей-транжир. К этому чиновников подтолкнуло решение Конституционного суда.

Судьи постановили: пусть тот, кто имеет внутриквартирный прибор учета, платит только за то тепло, которое сам потребил.

А заодно и вся страна будет экономить энергоресурсы для грядущих поколений. Правда, в ответ чиновники придумали такие формулы расчета, что вроде бы нововведение есть, а пользы от него никто не замечает.

— Мы вообще пытались вникнуть: из чего формируется цена отопления.

Но это очень сложно и не соответствует никакой реальности, — поясняет Людмила Малич. Более того, это нонсенс, говорит Дмитрий Бондарь, который пять последних лет активно добивался права платить по внутриквартирному счетчику.

Формулы, призванные экономить, только взвинтили стоимость платежей! — Когда я, считая по этой формуле, получил 1998 рублей.

Что-то там, на 200 рублей больше, чем, если бы счетчика вообще не было. Зачем мне? Ломать их тогда и кидать. — То есть по их формуле всегда дороже выходит?

— Да-да! — Правительство прямо не выполнило постановление Конституционного суда.

Утвердило формулу, в которой в тех помещениях, которых прибор учета вышел из строя или нет, там применяется среднее значение из других помещений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *