Как приватизировать муниципальное имущество 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приватизировать муниципальное имущество 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Стандартный перечень документов для приватизации жилья:

  • Паспорта всех участников процесса, свидетельства о рождении детей.
  • Договор социального найма.
  • Ордер (при наличии). Если ордер утерян, следует взять копию распоряжения о предоставлении квартиры в городском архиве.
  • Справка о неучастии в приватизации для всех членов семьи (БТИ) – нужна, если гражданин менял место прописки с 1991 года.
  • Согласие на приватизацию от всех зарегистрированных в квартире лиц. Дети от 14 до 18 лет ставят подпись в присутствии родителей (опекунов), от лица детей до 14 лет подают заявление родители.
  • Выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года.
  • Заявление на приватизацию.

Скачать заявление на приватизацию муниципальной квартиры (образец/бланк)

Скачать образец заполнения заявления

Правила приватизации муниципального жилья в 2021 году

Понятие и основные принципы проведения процедуры передачи в частные руки муниципального и государственного жилья определяет Федеральный Закон от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно определению, это добровольная и безвозмездная передача в собственность гражданам РФ помещений, пригодных для жилья. Сюда же относятся и помещения, которые были ими ранее забронированы.

Любое неприватизированное ранее жилое пространство в статусе муниципального или коммунального, а также общежития, может быть оформлено проживающими в собственность. Среди явного преимущества можно назвать возможность получить его бесплатно. Подавляющее большинство жилья уже имеет законных владельцев.

Приватизированное жилье выделяется категориям граждан:

  • военнослужащим;
  • служащим в структурах государства;
  • отнесенные к незащищенным слоям населения.

Жить в неприватизированном государственном или муниципальном помещении человек может по договору социального найма и распоряжаться им не имеет права. Это распространяется на все сделки с недвижимостью, а также возможность прописать кого-либо без согласия муниципалитета (кроме ребенка, не достигшего совершеннолетия).

Квартиры и комнаты, которые ранее были получены от государства для проживания, могут быть даны в частные руки при соблюдении ряда условий:

  • вправе приватизировать жилье каждый из проживающих в квартире или комнате по договору найма в части конкретной площади, указанной в документах, или равными долями между жильцами;
  • обязательно наличие у всех из претендентов постоянной прописки в данном помещении (временно прописанные участие принять не могут);
  • приватизировать жилье гражданин может только один раз в жизни при отсутствии имеющегося в собственности другого жилого объекта. При этом учитываются интересы тех, у кого права были нарушены и восстановлены судом, им допустимо снова участвовать в приватизации;
  • приватизация не обязанность, а право. Это значит, что человек может отказаться от нее, оформив его в письменном виде и заверив нотариусом. Однако право приватизации своей доли передать невозможно.

Не подлежит передаче в частную собственность жилье в домах аварийных, служебные площади, а также в домах и общежитиях в закрытых военных городках.

Первоначальный срок, в течение которого можно было перевести жилье в частную собственность бесплатно, неоднократно отодвигался. По ранее действующим правилам он был ограничен 1 марта 2017 года.

Кто еще не знает, «Приватизация квартиры, до какого срока продлена?».

В 2021 году ничего не поменялось, сроки не вводились. Федеральным Законом от 22.02.2017 года № 14-ФЗ сняты все ограничения по срокам, тем самым бесплатная приватизация жилплощади стала бессрочной.

Перед тем, как начать процедуру приватизации потребуется определить круг лиц, заинтересованных в ее проведении. Следует помнить, что правом приватизации обладают все жильцы равноценно. При нарушении его сделка может быть оспорена в судебном порядке и отменена.

Поэтому учитывайте следующие моменты:

  • правом участия в приватизации обладают все прописанные в жилом помещении граждане. От лица несовершеннолетних, недееспособных могут выступать их законные представители. Представлять интересы тех, кто находится в длительной командировке, в местах лишения свободы, исполняет служебный долг может доверенное лицо;
  • при нежелании участвовать в приватизации гражданин должен представить нотариально заверенный отказ с согласием проведения процедуры другими участниками;
  • если кто-нибудь из участников уже оформлял ранее приватизацию, повторного права он не имеет и официальный отказ получать не нужно;
  • для того, чтобы приватизировать жилье, исключив из участников ребенка, который был прописан и выписан родителями, потребуется разрешение органов опеки и попечительства. Такое согласие возможно получить только, если по месту новой прописки он является сособственником жилья.

Поэтапно процедуру приватизации можно описать следующим образом:

Приватизация квартиры: пошаговая инструкция 2021 года

Процедура приватизации проводится с ориентиром на следующие законы:

  • ФЗ №93;
  • ФЗ №137.

В первом документе отмечается, что процедура передачи наделов в частные руки проводится по упрощенной схеме. Второй закон устанавливает порядок приватизации в отношении земель, которые были выданы гражданам до 2001 года.

Многие под приватизацией понимают процесс бесплатной передачи какого-либо имущества частным собственникам. Но на сегодняшний день основным законом, формирующим понятие приватизации, является ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178. Статьей 1 указанного закона она определяется, как отчуждение в частную собственность имущества, находящегося во владении государства, его субъектов или муниципальных образований.

При этом такое отчуждение является возмездным, т.е. платным. В отношении земли этот вопрос регулируется положениями Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ, кодекс). Ранее в нем также содержались статьи, предусматривающие платную передачу государственных земель (ст. 28). Однако в настоящее их действие отменено. На сегодня в некоторых случаях государство предоставляет возможность получить такое имущество совершенно бесплатно. В статье 39.5 ЗК РФ перечисляются случаи, когда землю можно получить в безвозмездном порядке.

Важно знать, с чего начать процедуру приватизации. Первым шагом является определение основания, в соответствии с которым занимается данный участок.
К ним относят:

  • право бессрочного пользования;
  • право наследуемого владения;
  • соглашение с местными органами власти о предоставлении земли в пользование;
  • договор аренды с администрацией.

При отсутствии возможности установить право использования, участок все равно можно приватизировать. Например, с этим сталкиваются граждане, имеющие только членскую книжку. Важно удостовериться, чтобы участок не был ограничен в обороте (часть 4 статьи 7 ФЗ №93).

Далее следует придерживаться данной пошаговой инструкции:

  1. Составление технического плана объекта, описание участка.
  2. Подача заявления на проведения процедуры приватизации.
  3. Межевание для установления границ, проводимое органами власти.
  4. Оформление кадастрового паспорта и получение разрешения на приватизацию.
  5. Передача комплекта документов в Росреестр для регистрации права собственности на участок.

Председатель садового товарищества должен предоставить гражданину необходимые документы на участок.

К ним относят:

  • землеотводный документ – акт, постановление о предоставлении в пользование товариществу земли для бессрочного пользования;
  • копию распределения наделов в рамках землеотвода;
  • копию протокола о создании товарищества;
  • справку, подтверждающую членство гражданина в товариществе.

Далее готовится схема расположения земельного участка. Процедура необходима, если не было проведено межевание надела и ему не присвоен кадастровый номер. На схеме нужно указать границы и локализацию участка. Именно эта часть и будет передаваться в собственность.

Гражданин обязан составить схему самостоятельно. Это требование прописывается в пункте 8 статьи 11.10 ЗК РФ. Но можно привлечь и кадастрового инженера, который окажет услугу по составлению схемы.

Приватизация земельного участка под частным домом в 2021 году

Заявление формируется в произвольной форме, так как на законодательном уровне установленного образца не предусмотрено.

В документе необходимо зафиксировать:

  1. в шапке: полное название адресата (должность, название органа, территориальное расположение, ФИО);
  2. название документа – заявление;
  3. основной текст (« Прошу разрешить мне провести приватизацию садового дома, находящегося по адресу…»);
  4. подпись и дата.

Перечень организаций, в которые потребуется обратиться, имеет отличия для тех, у кого земля уже находится в собственности, и для тех, кто начинает действия по оформлению дачного участка и строений на нем с нуля.

Регистрация любых объектов недвижимости осуществляется в Росреестре. Следовательно, пакет необходимой документации необходимо в итоге направлять именно в этот орган. Однако при процедуре формирования и сбора бумаг потребуется обратиться еще в некоторые инстанции.

Все вопросы можно легко разрешить, если обратиться в многофункциональный центр. Сотрудники МФЦ подробно проконсультируют, какой пакет документов требуется подготовить и предоставить для осуществления приватизации земельного участка и дома, возведенного на нем (о приватизации дома с земельным участком читайте тут, а о необходимом пакете документов для процедуры оформления земель разных нужд рассказано здесь).

Правила приватизации довольны просты, процедура должна соответствовать следующим принципам:

  • Переоформление недвижимости осуществляется на бесплатной основе. Оплате подлежат только государственные пошлины.
  • Приватизация проводится исключительно добровольно.
  • Соглашение о приватизации обладает стандартной формой на всей российской территории.
  • Возможность приватизировать долю в муниципальной квартире, а не только все помещение сразу.
  • Соглашение о переходе прав на имущество составляется в одном экземпляре независимо от того, сколько людей принимало участие в процедуре. При необходимости все участники имеют возможность сделать копию и заверить ее нотариально.

Существует два варианта переоформления:

  1. В долевое владение. В этом случае каждый член семейства будет владеть определенной частью имущества.
  2. В совместное владение. При таком способе оформления жилище будет принадлежать всем участникам процедуры.

Рекомендуется приватизировать в долях, что в случае развода не нужно было делить жилище.

В случае, если наниматель проживал в муниципальной квартире, которая была признана ветхой или аварийной, не стоит торопиться с приватизацией. Лучше дождаться, когда дом будут расселять, предоставят новое жилье, которое впоследствии и переоформить на свое имя.

Квартиры, выдаваемые на основании службы в правоохранительных органах или вооруженных силах, приватизировать не допускается. Однако, есть возможность получить согласие от ведомства на переведение недвижимости в собственность местных властей. Тогда только можно заняться приватизацией муниципального жилья в стандартном порядке.

Стандартный срок оформления приватизации занимает 2 месяца. Внесение данных в реестр недвижимости проводится в течение недели, если подавать документы непосредственно в отделение Росреестра. Если оформлять через Многофункциональный центр, то срок регистрации увеличится примерно на 2 дня, так как сами сотрудники процедурой не занимаются, а передают бумаги в Росреестр.

Человек, снимающий у государства жилье, имеет возможность переоформить на себя только комнату. Но есть один нюанс. Из обычного жилища отделить долю невозможно, местные власти на это не согласятся. Оформлять на себя отдельную часть допускается только после того, как вся квартира будет переведена в частное владение.

Муниципальные власти разрешают переоформлять на себя только те комнаты, которые находятся в коммунальных квартирах. При этом гражданин должен проживать в помещении на основании соглашения с администрацией. В этом случае даже не требуется согласие соседей по коммуналке. Решение о проведении приватизационной процедуры принимается единолично.

Раньше законодательство требовало сначала получать одобрение иных жильцов коммунальной квартиры, чтобы в частную собственность переводилась сразу вся недвижимость. Но со временем данное предписание было отменено и государство разрешило заниматься процедурой по своему усмотрению.

ВАЖНО! Согласие иных жильцов требуется только в том случае, если они проживают непосредственно с нанимателем в одной комнате. Им потребуется написать заявление, в котором указать, что они не против переоформления. Также необходимо их присутствие при осуществлении процедуры.

Порядок, как приватизировать комнату в муниципальной квартире, почти ничем не отличается от переоформления всей недвижимости. Нанимателю также требуется собирать бумаги, в список которых входит паспорт, бумаги из БТИ, справка об отсутствии задолженностей и прочее.

Коммунальные квартиры имеют важное отличие от других жилых помещений. Оно заключается в наличии мест, предназначенных для общего использования. К ним относится кухня, санузел, коридор, кладовка, прихожая. Пользоваться этими частями недвижимости все жильцы имеют право в равной степени. Порядок пользования определяется ими согласованно.

Нанимателю потребуется выделить долю из этих мест. Рассчитывается она следующим образом: складываются все площади жилых комнат, сумма разделяется на площадь комнаты, переведенной в частное владение. В итоге получится значение, которое и будет считаться долей нового собственника во всех местах общего доступа.

После определения доли необходимо зафиксировать ее документально. Все жильцы коммуналки должны подписать бумагу, тем самым подтверждая, что они не против размера доли. Если кто-то из проживающих лиц не желает ставить свою подпись, можно обратиться в суд.

Выделение долей не означает, что каждый жилец будет пользоваться только частичкой помещения, к примеру, половиной ванны. Это физически невозможно. Выдел необходим для того, чтобы просто закрепить свое право на места общего пользования.

После получения права собственности гражданин имеет возможность продавать свою комнату, сдавать другим людям и совершать прочие сделки, доступные каждому владельцу недвижимости.

Совершать гражданско-правовые сделки с недвижимым имуществом допускается только его собственникам. Если жилье не приватизировано, наниматель не является его владельцем, а значит не имеет права продавать, дарить, менять, завещать помещение.

В данном случае собственник – государство. Оно в полной мере может распоряжаться своим имуществом, в том числе продавать и обменивать.

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем. Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Особенности процесса приватизации квартиры в 2021 году

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН, также для последующей госрегистрации прав собственности.

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Существует общий список, обязательный для предоставления на аукцион по продаже государственного или муниципального имущества. Организатор обязан также упомянуть о дополнительных условиях продажи. Если этого не было сделано, заявитель имеет право подать в суд иск для признания действий организаторов неправомерными. В обязательный пакет документов входят:

  • обращение с претензией на участие;
  • список предоставленных организатору документов в двойном экземпляре;
  • бумаги, подтверждающие существование юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подойдет оригинал или копия, имеющая нотариальное заверение;
  • копии устава компании;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов по налоговым выплатам.

Если оформление происходит в электронном виде, должна присутствовать электронная подпись руководителя. Заявка со всеми приложенными документами в этом случае поступает на адрес организатора и хранится в отдельной папке. Ответ на каждое обращение должен быть получен в течение трех суток с даты поступления. В случае отсутствия необходимого документа заявка отклоняется организатором, а в комментариях уточняет перечень недостающих бумаг. После этого заявитель вправе дополнить пакет документов. Срок для этого устанавливается не позднее пяти суток до даты аукциона.

В случае подачи заявки в письменном виде необходимо оплатить заказное письмо. Требования идентичны тем, которые предъявляются к электронной заявке. Однако срок рассмотрения увеличен до десяти суток с даты получения. Это важно учесть, ведь сроки подачи строго ограничены.

Федеральным законом обозначены способы приобретения государственного и муниципального имущества, каждый имеет тонкости. В частности, подача заявок в аукционе осуществляется с момента опубликования информации, длится до даты, когда остается 25 суток до начала торгов. Список участников определяется за одну рабочую неделю до даты аукциона. В этот же период каждый представитель обязан прислать документ, подтверждающий перевод денег на счет продавца. Перевод должен составить 20% от стоимости объекта. Если таковая не оглашалась, то взнос рассчитывается как 1/5 часть предложенной участником суммы.

Форма торгов может иметь закрытый или открытый характер.

В первом случае предлагаемая цена предоставляется в отдельном конверте каждым участником в момент подачи заявки. Существует ограничение, согласно которому стоимость не может быть ниже рыночной более, чем на 50%. Победителем признается тот, чье предложение окажется наиболее выгодным. В случае указания равной цены несколькими участниками, выигрывает ранее подавший заявку представитель.

К муниципальным относят объекты:

  1. Недвижимость — земля, жилые дома или здания производственного назначения.
  2. Различные виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
  3. Ценные бумаги.
  4. Объекты искусства, ювелирные украшения или другие личные вещи.

Муниципалитет обладает правом собственности на указанные единицы. Обычно это предметы людей и предприятий, которые обанкротились.

Плюсами покупки на торгах муниципалитета является осведомленность о техническом состоянии предмета, а также возможность узнать достоверную информацию о предыдущих владельцах.

Особенностью проведения продажи муниципального имущества считается возможность присутствовать лично. Это значит, что возникает необходимость личного присутствия каждого участника или его законного представителя в указанном месте в определенное время.

Аукцион по продаже государственного имущества может проводиться только на электронных ресурсах:

[1]

  • организованные на базе банков виртуальные торговые площади;
  • самостоятельные виртуальные пространства, организованные, как отдельный бизнес;
  • новостные порталы, указывающие точную информацию о запланированных аукционах и конкурсах;
  • официальный общефедеральный портал, который поддерживается правительством.

Актуальная ситуация в экономической сфере создаёт такой расклад отношений между инстанциями разного уровня, что муниципальный сектор занимает в них сравнительно малое место. Если на долю государственного хозяйствования приходится 70-80% имущества (в том числе частно-государственные владения), на долю частных предпринимателей порядка 18%, то на муниципалитет остаётся 1-2%. Важно понимать, что, несмотря на такое распределение, именно органы муниципального уровня играют наиболее существенную роль для организации быта и повседневной жизни среднестатистического гражданина; именно они в большей степени отвечают за регуляцию региональной экономики и местного бюджета.

Современное распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнем провоцирует незавидное положение последних в распределении бюджетных доходов (отчисляемых из собираемых налогов разной направленности). Муниципальные образования получают лишь малую часть.

Всё это создаёт необходимость искать дополнительные источники дохода в собственный бюджет для муниципальных образований. Существующее законодательство предусматривает такой вариант, как эффективное управление имуществом, что подразумевает в том числе и его продажу, отчуждение прав собственности (приватизацию), сдачу в аренду или в безвозмездное пользование, как через торги, так и без проведения соответствующего мероприятия.

Все нормативно-правовые акты обязывают реализовывать почти любое муниципальное имущество на конкурсной основе. Это может быть вполне выгодно — таким образом вполне реально реализовать непрофильное имущество (неиспользуемые земельные участки или старый объект недвижимости) выгодно; однако конкурсное мероприятие ещё должно быть признано состоявшимся, то есть подать заявление на участие должно более одного лица. Что делать в случае, если таких участников не находится? Предусмотрено отчуждение муниципального имущества без торгов различными способами.

Приватизацией называется процесс передачи прав на государственное или муниципальное имущество частному владельцу.

Термин «имущество» означает как жилые помещения, так и промышленные объекты.

В России приватизации подлежит любая собственность государства, кроме случаев, отмеченных в федеральном законодательстве.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ даётся общее понятие приватизации государственного и муниципального имущества как передача его на возмездной основе частным лицам, а в других статьях этого закона разъясняется, какими способами она может осуществляться.

В законе чётко обозначены покупатели и продавцы такого имущества. Купить его может любое частное или юридическое лицо, за некоторым исключением, а в качестве продавца выступает Правительство РФ в союзе с Федеральными агентствами по управлению имуществом.

Передачей же муниципальной собственности занимаются органы местной власти самостоятельно в соответствии с законом.

Имущество носит названия «государственное» и «муниципальное» в зависимости от того, кто владел им до проведения процедуры приватизации. Отчуждение имущества государства и муниципалитетов закон определяет только на платной основе (в денежном выражении или передачей акций ОАО, куда вносится имущество).

Приватизировать государственную или муниципальную собственность можно только способами, предусмотренными в статье 13 ФЗ-178 от 2001 года (с редакцией её некоторых пунктов в 2011 и 2015 годах).

Согласно этой статье получить имущество государства или муниципалитета в частное владение можно в результате:

  • акционирования (реорганизации) унитарных предприятий в ОАО (открытое акционерное общество);
  • реорганизации их без акционирования в ООО;
  • продажи собственности, акций государства или муниципалитета на аукционе;
  • внесения такого имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО;
  • продажи в результате биржевых торгов;
  • аукционной продажи акций ОАО на специализированном рынке, торгующем ценными бумагами;
  • продажи имущества без объявления цены (применяют такой способ в случае несостоявшегося или сорванного аукциона);
  • продажи государственного, муниципального имущества на конкурсной основе;
  • имущественного вклада в создаваемые ОАО стратегического назначения (например, ВГТРК, заводы, выпускающие военную продукцию);
  • продажи акций акционерного общества по итогам доверительного управления;
  • продажи собственности через публичные предложения.

С начала действия Федерального закона №178 в 2001 году все перечисленные способы приватизации начали активно применяться. Органами власти может выбираться любой из них в зависимости от конкретных обстоятельств.

Существуют некоторые особенности в передаче муниципального имущества. Самым распространённым её видом является приватизация жилья, которой занимаются именно муниципальные органы власти.
Существуют и жилые помещения (квартиры, комнаты), которые принадлежат государственным предприятиям, но их количество незначительно, да и получить их частным лицам сложно.

Прежде всего, многие из них по закону не подлежат приватизации. В частности, не могут их оформить на себя офицеры, проживающие в военных городках. В некоторых случаях, оговоренных в законе, они (по причине инвалидности, болезни во время службы) или члены семей (в случае их смерти) могут продолжать там жить, но без права собственности на жильё.

Муниципальная собственность, в отличие от государственной, имеет гораздо меньшую цену приватизируемого имущества. Поэтому её обычно продают с аукциона. Земельные участки, предназначенные для ведения на них сельскохозяйственных работ, обычно находятся в собственности местной исполнительной власти.

Процедура приватизации такой земли проводится на основании нормативных актов, которые приняты муниципалитетом. А в основном приватизация имущества государства и муниципальных органов осуществляется по одним и тем же правилам, прописанным в законе ФЗ-178.
Предыдущая статья: Приватизация служебного жилья Следующая статья: Как узнать приватизирована квартира или нет?

Процесс приватизации проходит в виде сделки, где одна сторона — физическое или юридическое лицо, другая — орган власти.

Согласно закону, процедура проводится в соответствии с принципами:

  • покупатели имущества обладают равными правами;
  • информация о работе органов власти открыта и доступна;
  • имущество передается в собственность за плату в виде денег либо переданных акций, долей.

Отчуждение проходит в виде сделки согласно нормам, принятым на федеральном или муниципальном уровне.

Стоимость ее проведения компенсируется за счет приобретателя.

Существует процесс, обратный приватизации — расприватизация, или возвращение государственного или муниципального имущества. Причиной могут стать нарушение законодательства, обман или введение в заблуждение участников, неправильное распределение долей.

Процесс приватизации осуществляется на основании федерального законодательства:

ФЗ №1541-1 от 04.07.1991 О приватизации жилищного фонда РФ
ФЗ №178 от 21.12.2001 О приватизации государственного и муниципального имущества

Согласно ФЗ №178, отчуждению не подлежат:

  • земли и объекты заповедных зон;
  • территории с высоким уровнем загрязнения веществами;
  • участки и здания зон социального и рекреационного назначения — аллеи, парки, бульвары, дороги и т.д.;
  • объекты, относящиеся к сфере здравоохранения, социальной защиты, образования и развития детей;
  • жилые помещения (передача регулируется ФЗ №1541-1);
  • транспортные предприятия, обслуживающие муниципальное образование;
  • энергетические комплексы и объекты;
  • иные объекты, отмеченные в законодательстве.

Приватизировать жилплощадь имеет право любой дееспособный гражданин РФ, на которого оформлен договор соцнайма на жилье.

Собственность оформляется как на одного человека, так и на группу лиц с постоянной регистрацией по этому адресу. Дети до 14 лет участвуют в процессе в обязательном порядке.

Жилье можно приватизировать, если оно не относится к следующим категориям:

  • здание с большим износом, подлежащее расселению;
  • квартира в закрытых военных городках;
  • дом в собственности кооперативов;
  • здание, имеющее культурную ценность и признанное памятником архитектуры;
  • жилой фонд на территории рекреационных зон (парков, садов, скверов);
  • служебные квартиры, так как они предоставляются как временное место жительства на период службы;
  • комнаты в специально оборудованных общежитиях.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Приватизировать муниципальное и госимущество будут по-другому

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

К нему относится недвижимое имущество, относящееся к ведению муниципальных образований. В их число входят город, регион, другие обособленные территории. Предоставление помещений осуществляется уполномоченными органами на основе договора социального найма (раньше до весны 2005 года его заменяли ордера).

В основном муниципальное жилье предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении условий проживания. Некоторым категориям людей (военные, сотрудники правоохранительных органов, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) место для жительства предоставляется в особом порядке, установленным федеральными и местными властями.

Для того чтобы оформить муниципальную площадь в собственность не обязательно признание нуждающимся в жилье. Закон № 15-41, регулирующий процесс приватизации, не ставит такого условия.

Другой вопрос, что потребность в улучшении жилищных условий является предпосылкой для заключения договора о социальном найме. Он подписывается по процедуре, предусмотренной ЖК РФ.

В приватизации участвуют все прописанные в квартире. Это привилегия также распространена и на временно отсутствующих лиц (военнослужащих, граждан в длительной командировке).

Право на приватизацию жилого помещения имеют все лица, имеющие регистрацию в нём на момент оформления документов. Причём, это могут быть не только члены семьи нанимателя, но и его ближайшие родственники, которые оформили прописку в установленном порядке.

Свою часть собственности в недвижимом имуществе могут получить и несовершеннолетние независимо от возраста. При этом в некоторых случаях проведение приватизации следует согласовать с органом по опеке.

Первым из них является принадлежность жилья к муниципальной собственности. Также закон связывает процесс приватизации с фактом регистрации граждан в данном помещении (при этом , человек физически может жить и в другом месте).

Гражданин может приватизировать жилье от муниципалитета только в том случае, если раньше он ещё не воспользовался таким правом. Исключение сделано для несовершеннолетних, которым позволена повторная бесплатная передача муниципальной недвижимости.

Предполагается, что жилье передаётся в собственность на безвозмездной основе. То есть, за желаемые квадратные метры местным властям ничего не нужно платить.

Другое дело, что придётся понести некоторые затраты на стадии оформления документов на приватизацию. Сюда входит заказ техпаспорта (при необходимости), расходы на получение выписок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *