Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Досмотр в метро законно ли 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. При перевозке детей с предоставлением льгот по проезду пассажир будет обязан иметь при себе и предъявлять свидетельства о рождении детей для подтверждения возраста детей.
2. Пассажир, имеющий право на льготу по оплате проезда, обязан будет иметь при себе и предъявлять контролеру документ, подтверждающий льготу. Если такой документ не содержит фотографию владельца, то пассажир обязан иметь при себе и предъявить паспорт.
3. Проездной документ лица, имеющего льготу, без предоставления документа, подтверждающего такую льготу, изымается контролером.
4. Контролер при привлечении пассажира к административной ответственности вправе требовать документ, удостоверяющий личность, и гражданин обязан его предъявить. При этом привлечение к административной ответственности не освобождает лицо от обязанности оплатить проезд.
Досмотр вещей в метро: требования закона и права пассажира
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
В соответствии со статьей 12.2. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3634; 2010, № 27, ст. 3415; 2011, № 7, ст. 901, № 30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, № 6, ст. 566) и подпунктом 5.2.54(5) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612, № 24, ст. 2601, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, № 11 (ч. 1), ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 18, ст. 2060, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18 (ч. 2), ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, 652, № 11, ст. 1222, № 12, ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18 (ч. 4), ст. 2177), № 30 (ч. 2), ст. 4311, 4325, № 37, ст. 4974, № 42, ст. 5736, № 43, ст. 5901, 5926; 2015, № 2, ст. 491, № 16, ст. 2394) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
2. Внести изменения в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. № 104 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2007 г., регистрационный № 9975), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 267 (зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2011 г., регистрационный № 19962), от 16 апреля 2012 г. № 96 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2012 г., регистрационный № 23895), согласно приложению к настоящему приказу.
Министр | М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2016 г.
1. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — Правила) разработаны на основании Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»*(1) (далее — Закон о транспортной безопасности) с учетом Требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — Требования), постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта» (далее — Требования по соблюдению транспортной безопасности) и норм международных договоров Российской Федерации.
2. Настоящие Правила включают в себя в том числе:
порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности (глава V настоящих Правил);
перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть (глава X настоящих Правил).
3. Настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее — СТИ), перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее — ОТИ и ТС), застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС.
4. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее — КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.
5. В ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее — объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
При осуществлении досмотра в целях установления предметов и веществ, запрещенных к перевозке на отдельных видах транспорта (далее — предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) применяются перечни предметов и веществ, запрещенных к перевозке на соответствующих видах транспорта.
6. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — дополнительный досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации, выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее — АНВ).
7. В ходе повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — повторный досмотр) осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.
8. Наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — наблюдение и (или) собеседование), направленные на выявление лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, проводятся в ходе досмотра, а также в случаях, предусмотренных Требованиями. По результатам наблюдения и (или) собеседования принимается решение о проведении дополнительного досмотра с составлением акта о принятом решении. Образцы данного акта (приложение № 1 к настоящим Правилам) и журнала учета таких актов (приложение № 2 к настоящим Правилам) включаются в Порядок сверки и (или) проверки документов, наблюдения и (или) собеседования с физическими лицами в целях обеспечения транспортной безопасности, а также оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
9. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на СТИ и (или) перевозчиков, застройщиков ОТИ.
10. Решения о проведении дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также о допуске объектов досмотра в зону транспортной безопасности или её часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, или лицами из числа сил обеспечения транспортной безопасности, уполномоченными на это СТИ и (или) перевозчиками.
11. В ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования осуществляются мероприятия по выявлению лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) и (или) перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или её часть.
48. При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с Требованиями, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее — средства досмотра).
49. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток.
50. При осуществлении досмотра производится обследование объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечнях.
51. При осуществлении дополнительного досмотра производится дополнительное обследование объектов досмотра с применением технических средств, обеспечивающих обнаружение, распознавание предметов и веществ, включенных в Перечни и (или) идентификацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях, сопровождающееся вскрытием материальных объектов досмотра, для распознавания и идентификации их содержимого или без такового.
52. При осуществлении повторного досмотра в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материальных объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ, производится повторное обследование, ранее досмотренных объектов досмотра, с применением средств досмотра, обеспечивающих обнаружение, выявление, распознавание и (или) идентификацию предметов и веществ, указанных в Перечнях.
53. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр объектов досмотра неживой природы, сопровождающийся их вскрытием, в отсутствии владельцев таких объектов, проводится по решению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности ОТИ или ТС, с обязательным видео и аудио документированием и составлением акта досмотра материальных объектов досмотра, сопровождающегося их вскрытием, в отсутствии владельца. Образцы данного акта (приложение № 3 к настоящим Правилам) и журнала учета таких актов (приложение № 4 к настоящим Правилам) включаются в Порядок проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на данном ОТИ или ТС.
54. На КПП (постах), на которых осуществляется досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр автотранспортных средств и (или) самоходной техники, машин и механизмов используются технические средства обеспечения транспортной безопасности, препятствующие несанкционированному проникновению в зону транспортной безопасности или ее часть автотранспортных средств, самоходной техники, машин и механизмов под управлением лица (группы лиц), пытающихся совершить АНВ.
55. В целях проведения в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра сверки и (или) проверки документов могут применяться технические средства обеспечения транспортной безопасности.
56. Данные со средств досмотра, при технической возможности их обработки, подлежат хранению в течение срока, определенного Требованиями, в предусмотренным их техническими характеристиками виде и формате, а также передаче, в соответствии с порядком передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, являющимся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.
60. В зависимости от назначения и оснащенности КПП и постов, для достижения целей досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра — обнаружения (включая выявление, распознавание и идентификацию) предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть и оснований для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и ТС или её часть материальных предметов, в случаях, предусмотренных Требованиями, в объеме, установленном планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, работники досмотра:
проводят сверку и (или) проверку документов;
обследуют объекты досмотра с использованием средств досмотра;
обнаруживают предметы и вещества, включенные в Перечни или выявляют объекты досмотра, требующие проведения в их отношении дополнительного досмотра;
проводят дополнительный досмотр, обнаруживают, распознают и (или) идентифицируют с использованием средств досмотра, а также иными способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил, предметы и вещества, включенные в Перечни;
принимают решение о наличии оснований для допуска объектов досмотра в соответствующую часть зоны транспортной безопасности;
принимают решение об информировании лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности и приложениям к ним, уполномоченных подразделений МВД России и ФСБ России об идентификации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
оформляют на КПП, постах, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС акты и журналы, приведенные в приложениях к настоящим Правилам;
выполняют иные функции по поручению уполномоченных в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие достижение целей досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра и их качество.
61. Работники досмотра не допускают в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС или её часть предметы и вещества, указанные в Перечнях, содержащие взрывчатые вещества, являющиеся оружием или его составными частями, в случае, если ограниченные к обороту предметы и вещества не принадлежат определенным участникам оборота, либо специальные разрешения на оборот этих предметов и веществ отсутствует, а также физических лиц, при которых находились такие предметы и вещества. При обнаружении, распознавании и (или) идентификации таких предметов и веществ, работники досмотра сообщают об этом лицам, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС и (или) специально уполномоченным на это СТИ, перевозчиками лицам из числа сил обеспечения транспортной безопасности, которые информируют уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России об обнаружении и идентификации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, указанных в Перечнях и, о перемещавших их лицах, для принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
62. Работники досмотра не допускают в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС или её часть предметы и вещества, указанные в Перечнях, содержащие опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты, а также пассажиров, грузоотправителей, или иных лиц, при которых находились такие предметы и вещества. При обнаружении, распознавании и (или) идентификации таких предметов и веществ, работники досмотра сообщают об этом лицам, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС и (или) специально уполномоченным на это СТИ, перевозчиками лицам из числа сил обеспечения транспортной безопасности, которые информируют уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России, а также представителей территориальных органов МЧС России и Роспотребнадзора, об обнаружении и идентификации, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях, опасных биологических агентов и, о перемещавших их лицах, для принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
63. Работники досмотра не допускают в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности объекты досмотра, у которых в ходе проверки документов и сверки данных, указанных в перевозочных документах, выявлены несоответствия (в том числе написание в перевозочном документе фамилии, имени, отчества объекта досмотра — физического лица с использованием символов алфавита, отличных от тех, на которых составлен документ, удостоверяющий личность), по фактам выявления указанных несоответствий информируют уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России.
64. В случаях, указанных в пунктах 61 и 62 настоящих Правил, составляются акты обнаружения, распознавания и (или) идентификации предметов и веществ, содержащих взрывчатые вещества, являющихся оружием или его составными частями, а также предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты. Образцы данного акта (приложение № 5 к настоящим Правилам) и журнала учета таких актов (приложение № 6 к настоящим Правилам) включаются в Порядок проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на данном ОТИ или ТС.
71. Порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности (далее — Порядок) устанавливает условия, цели, задачи и последовательность действий работников, подразделений транспортной безопасности при проведении наблюдения и (или) собеседования для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС. Порядок учитывается СТИ при организации наблюдения и (или) собеседования для выявления признаков подготовки или совершения АНВ на ОТИ и ТС, в соответствии с включенным в план обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ или ТС перечнем признаков вероятной связи физических лиц с совершением или подготовкой к совершению АНВ.
72. Работники, осуществляющие наблюдение и собеседование обязаны:
знать и выполнять настоящие Правила при проведении наблюдения и (или) собеседования;
принимать участие в защите ОТИ и ТС от АНВ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности;
выявлять попытки совершения и подготовку к совершению АНВ при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;
проводить сверку и (или) проверку документов, наблюдение и (или) собеседование с физическими лицами, а также оценивать данные, выводимые техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, для выявления признаков связи физических лиц с совершением АНВ или подготовкой к совершению АНВ в отношении ОТИ и/или ТС;
сверять документы, удостоверяющие личность с личностью физических лиц, проверять у физических лиц на КПП (постах) перевозочные документы, пропуска, а также иные документы для выявления оснований для прохода (проезда) физических лиц и (или) перемещения материальных объектов досмотра в зону транспортной безопасности или ее часть, либо их нахождения в зоне транспортной безопасности или ее части;
использовать технические средства обеспечения транспортной безопасности в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;
быть внимательными и вежливыми с объектами досмотра — физическими лицами и не допускать действий, унижающих их достоинство;
не допускать повреждения материальных объектов досмотра, документов и пропусков;
оказывать в пределах своей компетенции в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач, обеспечивать сохранность предметов, веществ и документов, являющихся орудием совершения АНВ, а также места совершения АНВ;
оформлять на КПП, постах, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС Акты и Журналы, приведенные в Приложениях к настоящим Правилам;
участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, содержащихся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС;
пресекать в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности совершение АНВ и подготовку к совершению АНВ, при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством;
информировать уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России о лицах, застигнутых при совершении АНВ или подготовке к совершению АНВ, а также лицах, оказывающих сопротивление работникам досмотра при исполнении возложенных на них должностных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности;
выполнять иные функции по поручению уполномоченных в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие достижение целей досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования и их качество.
73. СТИ с учетом настоящего Порядка разрабатывают, утверждают в составе плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС и обеспечивают исполнение порядка сверки и (или) проверки документов, являющихся правовыми основаниями для прохода (проезда) физических лиц и перемещения материальных предметов в зону транспортной безопасности или ее часть, наблюдения и (или) собеседования с физическими лицами в целях обеспечения транспортной безопасности, а также оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
74. По результатам сверки и (или) проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами, работники, осуществляющие наблюдение и собеседование, делают вывод о возможности связи данных физических лиц с совершением или подготовкой к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
75. Связь физических лиц с совершением или подготовкой к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС устанавливается при подтверждении и (или) идентификации в ходе проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами признаков связи данных физических лиц с совершением АНВ или подготовкой к совершению АНВ.
1.1. Боевое оружие и его основные части, а также боеприпасы к такому оружию.
1.2. Оружие гражданское и служебное.
1.2.1. Оружие гражданское и его основные части;
1.2.2. Оружие самообороны;
1.2.3. огнестрельное гладкоствольное длинноствольное:
огнестрельное ограниченного поражения (пистолеты, револьверы, бесствольные устройства);
газовые пистолеты и револьверы;
механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;
электрошоковые устройства и искровые разрядники.
1.2.4. Спортивное оружие:
огнестрельное с нарезным стволом;
огнестрельное гладкоствольное;
пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.
холодное клинковое и метательное оружие.
1.2.5. Охотничье оружие:
огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж.
1.2.6. Сигнальное оружие.
1.3. Оружие, производимое только для экспорта, отвечающее требованиям стран-импортеров;
1.4. Оружие служебное и его основные части;
1.4.1. Оружие огнестрельное:
гладкоствольное и нарезное короткоствольное с дульной энергией не более 300 Дж;
гладкоствольное длинноствольное;
ограниченного поражения.
1.4.2. Основные части служебного огнестрельного оружия.
1.5. Холодное оружие.
Досмотр в метро законно ли 2021
Эксперты обращают внимание и на то, что надо усиливать ответственность за исполнением тех требований безопасности, которые уже существуют. Нужно срочно совершенствовать техническую часть системы безопасности.
Металлодетекторы способны опознать оружие и даже бомбу, если она в металлической оболочке или содержит металлические поражающие элементы. Но если взрывное устройство безоболочное, скажем, жидкое, металлодетектор на него не отреагирует.
Сейчас многие транспортные предприятия проводят оснащение за свой счет, так как программа по транспортной безопасности была поставлена на паузу в конце 2014. Сейчас назрела необходимость ее возобновить, считает министр транспорта Максим Соколов,
Когда полиция работает в режиме усиления, на всех станциях стоят охранники с ручными металлодетекторами. На многих станциях действуют приборы, просвечивающие багаж. Но в обычное время ими пользуются достаточно редко.
Между тем полиция обладает уникальными техническими возможностями не только увидеть, но в буквальном смысле унюхать и даже ощутить оружие и взрывчатку.
Есть в Москве научно-исследовательский институт МВД, который спроектировал приборы, способные в буквальном смысле ощутить даже атомы взрывчатых веществ, даже если они замурованы в стену
Эти дорогостоящие приборы способны «учуять» в воздухе молекулы взрывчатки. Если мимо такой аппаратуры пройдет человек с бомбой, индикатор немедленно сработает.
Но беда в том, что такие приборы – пока штучный товар. И о массовом серийном их использовании говорить пока рано.
Кроме того, существует интеллектуальная система видеонаблюдения. Ее элементы стоят пока только в московском метро. Эта система ведет видеонаблюдение абсолютно за всеми пассажирами метро и в разных ракурсах. Просматриваются вестибюли, платформы и сами вагоны.
В систему заложены возможности выделить из толпы людей, склонных к агрессивным действиям. То есть аппаратура анализирует мимику. Если какой-то человек вызывает у системы подозрение, то она оповестит дежурного полицейского. И он на мониторе увидит, какой человек вызвал тревогу у техники.
В рамках программы по борьбе с терроризмом, на станциях Московского метрополитена приняты меры по усилению безопасности пассажиров.
Для чего служат информационные терминалы?
Установленные терминалы представляют собой красно-синие колонны, поделенные по вертикали на две зоны: «ИНФО » и «SOS «, на каждой из которых расположены кнопки вызова. Нажав на синюю кнопку, пассажир может получить справочную информацию, а в случае возникновения нештатной ситуации можно воспользоваться тревожной кнопкой на красном поле.
Колонны экстренного вызова позволяют пассажиру или работнику метрополитена оперативно связаться с Ситуационным центром Московского метрополитена, чтобы передать необходимую информацию или запросить помощь.
В случае необходимости оператор Ситуационного центра свяжется с дежурной частью Управления милиции на Московском метрополитене, службами спасения или «Скорой помощью».
Каждая колонна оборудована видеокамерой, чтобы диспетчер мог сравнить поступившую информацию с истинной обстановкой. Во время разговора ведется видеосъемка пассажира, о чем предупреждает надпись на терминале. Запись хранится в течение нескольких суток.
Что имеют право делать охранники на МЦК?
В аэропортах – да, в автобусах – нет. При досмотре и прохождении зоны паспортного и таможенного контроля в аэропорте действуют такие же регламенты, как и в метро. Сумки также предъявляются сотрудникам таможни, в случае необходимости могут вызвать сотрудника полиции и произвести дополнительный осмотр вещей.
У контролеров автобусов в Москве нет полномочий просить вас открыть свою сумку. Они могут только проверить наличие у вас билета на проезд. Однако это не исключает возможность вызова полиции при необходимости.
У каждого транспортного средства есть номер, его всегда можно зафиксировать. Как и зафиксировать время, когда произошел инцидент. В любом автобусе, трамвае или электробусе есть камеры видеонаблюдения, по которым можно подтвердить факт произошедшего. «В этом случае контролер будет привлечен к ответственности, чаще всего это дисциплинарная ответственность со стороны перевозчика», – подчеркивает Зотов.
При этом Илья Зотов не советует снимать конфликт на личный телефон, потому что современные камеры видеонаблюдения в транспортных средствах фиксируют звук.
Составим для вас весь список запрещенных к провозу предметов, а в скобках дадим комментарий по некоторым пунктам и поделимся личным опытом:
- ручная кладь, размер которой в сумме измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 сантиметров (на самом деле при таком измерении получается довольно небольшой саквояж со сторонами по 70 сантиметров, так что по личному опыту могу сказать, что обычно охрана метрополитена не обращает на это внимание и остановит вас, если вы будете везти с собой по-настоящему большой предмет);
- рулон длиной более 170 сантиметров и диаметром более 15 сантиметров (соответственно, длинный ковер, или линолеум провезти не удастся, если не сможете сложить его пополам);
- длинномерные предметы размером более 200 сантиметров (также не провезете длинные палки и металлоконструкции);
- взрывоопасные, огнеопасные, радиоактивные, отравляющие, ядовитые (токсичные) вещества и предметы (казалось бы, с этим пунктом все понятно – вас не пустят в метро, например, с канистрой бензина. Но, с другой стороны, при желании сотрудники метрополитена могут высказать претензии к баллончику лака для волос, спиртным напиткам, моющим средствам и прочим веществам. Часть из них огнеопасна, а часть имеет отравляющее действие. К счастью, в моем опыте таких случаев не бывало, но все же…);
- окисляющие вещества бытового назначения без заводской упаковки, разрешенной к продаже населению;
- газовые баллоны любого объема (опять же – даже маленький баллон газа для заправки зажигалки, теоретически, может вызвать вопросы);
- взрывные устройства, порох в любой упаковке, боеприпасы, толовые шашки, сигнальные патроны, петарды, фейерверки и другое;
- острые и (или) режущие предметы, елки, лыжи, коньки, удочки, буры без упаковки или чехлов, исключающих причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров (еще один пункт, под который могут попасть большое количество самых разных предметов. Например – женская обувь на шпильках, которая при желании может причинить немало вреда обуви других пассажиров);
- огнестрельное оружие без наличия у пассажира документа, подтверждающего право на его ношение, и не вложенное в чехол (кобуру) (обратите внимание – острые предметы и ножи запрещены в принципе, а вот охотничье ружье, при наличии разрешения и чехла – можно);
- другие предметы и вещества, которые при перевозке могут причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров либо вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства метрополитена и (или) ручной клади пассажиров (то есть любые краски, лаки и прочие вещества, которые могут хоть как-то вымазать других пассажиров. Таким образом под запретом находится даже черничный сок);
- прирученных животных и птиц без клеток, ящиков, мешков или сумок с водонепроницаемым адсорбирующим дном;
- велосипеды, размер которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 сантиметров (то есть фактически перевозить можно только велосипеды для детей).
Кстати, в метро вас могут не пустить и потому, что вы будете нестандартно одеты. Так, уже был случай, когда не пустили человека, переодетого в костюм железного человека. И пускай он сражался с Локи и Халком, но побороть службу охраны минского метрополитена не смог.
Это случается довольно редко, но все же… Если вы вызываете подозрения, или ведете себя слишком вызывающе, у вас могут проверить не только сумку, но также и провести личный досмотр – попросят вывернуть карманы, снять обувь и т.д. От личного досмотра вы также можете отказаться и просто попытаться найти лучший способ передвижения по городу.
Личный досмотр проводится в отдельном помещении, при присутствии сотрудника, который этот самый досмотр проводит, и двух понятых. Досмотр имеет право проводить лишь человек вашего пола.
Теоретически, вас могут даже попросить раздеться. Но лишь до нижнего белья. При этом никто не имеет права касаться вашего тела, даже руки или ноги, без одежды. Это уже будет прямым нарушением твоих прав. А еще обратите особое внимание, чтобы в помещении проведения личного досмотра не было видеокамер. Это также запрещено.
После досмотра составляется протокол, который вы должны подписать. Его в будущем можно обжаловать.
ВНИМАНИЕ! Если вы еще несовершеннолетний, то никто не имеет права вас досматривать, без присутствия родителей.
Если вас начали досматривать, то постарайтесь незаметно включить диктофон. В будущем, при наличии претензий, это станет отличным доводом в вашу защиту.
Не грубите и не хамите сотрудникам метрополитена. Помните, они просто делают свою работу. Все свои претензии нужно высказывать не им, а их руководству. А если будете слишком “зарываться”, не удивляйтесь что попадете в итоге на личный досмотр.
Высказать свои претензии можно, например, через форму электронного обращения на сайте минского метрополитена. Ответ вам придет в течение 30 дней. А можно сходить и на личный прием к руководству метрополитена. Вот расписание их работы с гражданами.
И помните, если при вас найдут предметы, запрещенные законом (наркотики, контрабанда, фальшивые деньги, незарегистрированное оружие, контрафактная продукция и т.д.), то вас передадут внутренним органам.
Большая часть данного материала была почерпнута из “Правил перевозок пассажиров метро” от 22 ноября 2008 года, личного опыта и наблюдений.
Для метрополитенов ввели новые требования по ОТБ
ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на проведение экспертизы на тех станциях, где в специальных стеклянных комнатах установлены досмотровые рентгенотелевизионные комплексы. Как указано в техническом задании, в результате этих исследований подрядчик должен будет установить, соответствует ли радиационная обстановка в этих местах действующим сейчас санитарным нормам.
Напомним, что вскоре после теракта в московском аэропорту Домодедово в январе 2011 года началась кампания по установке досмотровых комплексов на объектах транспортной инфраструктуры, включая метрополитен. За прошедший год на всех станциях петербургского метро появились металлоискатели, через которые сотрудники правоохранительных органов или службы контроля метрополитена уже пропускают тех пассажиров, которые по каким-то причинам кажутся им подозрительными.
Скоро в метро можно будет встретить людей со счетчиками Гейгера в руках: петербургский…
Фото: Сергей Мамонтов
Полицейское управление, работающее в столичном метро, обратилось в мэрию с просьбой законодательно запретить пользоваться подземкой пассажирам, отказавшимся пройти досмотр. Инициативное письмо с предложением внести соответствующие изменения в действующие нормы направлено в городской департамент региональной безопасности. Об этом «Известиям» рассказал начальник оперативного отдела УВД на Московском метрополитене Андрей Мохов. О том, что до конца 2013 года появятся рамочные металлодетекторы и комнаты досмотра на 46 станциях подземки, ранее заявил глава подземки Иван Беседин. В Госдуме полагают, что инициатива может стать одной из поправок ко второму чтению проекта изменений в закон «О транспортной безопасности».
Андрей Мохов привел примеры станций, которые технически и архитектурно возможно оборудовать комнатами со всей необходимой для…
Что в пиаре главное? Чтобы выглядело красиво. Что не обязательно? То, что останется за кадром. За кадром осталась законодательная база. Правовой нигилизм в стране неистребим, и подавляющему большинству граждан глубоко плевать на законность подобного действа, ну и власти в таком случае не особо спешат делать что-то в этом направлении. Как, впрочем, и лица, работающие на должности самого важного вахтера в метро, которые, собственно, и просят пройти через рамку. Им сказали делать – они делают, и им глубоко плевать на некоторые вопросы. Например, законно ли это? Какие у них полномочия? Какие обязанности? Для чего они вообще существуют? Эти и другие вопросы не мешают им не делать ничего полезного для общества.
Для начала стоит разобраться в законодательстве. Досмотр — это административная процедура, и она проводится лишь в строго определенных законом случаях. Подозрение человека с синдромом вахтера в этот список не входит. Соответственно, любые поползновения в сторону досмотра гражданина со стороны этих чудесных людей незаконны. Отказать в предоставлении услуги перевозки пассажира метро они также не вправе, поскольку это прямо запрещено ст. 426 ч. 3 ГК РФ.
Спустя несколько лет после успешного освоения денег, был принят федеральный закон от 03.02.2014 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Данный закон внес пункт о том, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности. И все бы ничего, только вот этот пункт ну никак не отменяет КоАП, а соответственно, и обязанность составить протокол досмотра, разъяснить права, связанные с данной процедурой, а также разъяснить основания, которые дают право проводить досмотр. Т.е. даже этот пункт не позволяет нарушать выборочно конституционные права граждан без каких-либо оснований.
В окончание пара слов обо всем этом фарсе. Бенджамин Франклин в свое время сказал: «Тот, кто жертвует свободой ради спокойствия, не достоин иметь ни того, ни другого». В России и так осталось не так уж много прав человека, которые бы полноценно выполнялись. Вот теперь и право на личную неприкосновенность пошло коту под хвост (разумеется, это не первый гвоздь в крышку гроба, но все же один из них). Стоит обратить внимание на то, что подавляющее большинство станций не были рассчитаны на установку этих зон досмотра. Это привело к уменьшению площади вестибюля, соответственно, гражданам остается меньше места для прохода в метро. И как итог – появление толпы перед турникетами. А не это ли идеальная мишень для террористов?
Более того, появившиеся после рамок лучевые досмотровые устройства с повернутыми ко всем в метро экранами являются прекрасным подспорьем уголовным элементам. Ведь содержимое сумки, показанное нескольким сотням лиц, вполне может привлечь внимание грабителей, которые будут точно уверены в наличии дорогой аппаратуры у жертвы (фотоаппараты, ноутбуки, планшеты и прочее сейчас носят очень и очень многие граждане).
Пользы от всего это маскарада почти нет, как и бюджетных денег, которые могли бы пойти на благие дела в стране. Слишком большое количество людей задействовано в метрополитене, чтобы сделать поездку абсолютно безопасной. Нам продают иллюзию безопасности, вот только я абсолютно убежден, что в случае реальной опасности единицы из этих героев метрополитена реально встанут грудью на защиту граждан, большинство предпочтет гордо ретироваться в направлении выхода, попутно крича что-нибудь не особо вразумительное о смысле жизни и необходимости посещения ретирадного места.
В метро проводят досмотр ручной клади. Законно ли это? / Москва
— Пассажиры ценят метро прежде всего за скорость передвижения. Но в последний год этот вид транспорта стал сильно тормозить. Вы понимаете, о чём речь?
— Тормозить?
— В части прохода в метро.
— Есть федеральный закон о транспортной безопасности. Он возлагает на субъект (а мы являемся субъектом транспортной инфраструктуры) обязанность по обеспечению безопасности пассажиров. В апреле 2017 года вышло постановление Правительства Российской Федерации об утверждении требований по антитеррористической защищенности и безопасности на объектах метрополитена. Эти требования обязательны для исполнения. Контроль за их исполнением возложен на Ространснадзор. За неисполнение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Кроме того, субъект тесно взаимодействует с органами правопорядка и Федеральной службой безопасности в части соблюдения требований транспортной безопасности.
Я сейчас говорю о досмотре наших пассажиров на станциях метрополитена. Для этого на всех станциях организованы контрольно-пропускные пункты, которые оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Основными методами защиты метрополитена от угрозы актов незаконного вмешательства являются досмотр входящих пассажиров и досмотр багажа.
— Постановление вышло в апреле 2017 года, но екатеринбуржцы ощутили на себе ужесточение режима пропуска в метро только год спустя. С чем это связано?
— Это было в преддверии подготовки к Чемпионату мира, вышел указ президента, в соответствии с которым на объектах Екатеринбургского метрополитена были введены усиленные меры безопасности. Как только мы более тщательно начали досматривать пассажиров, их багаж, в наш адрес поступило более ста обращений.
— От пассажиров?
— Да. Все обращения были рассмотрены, были даны разъяснения. Более того, у нас на всех станциях метрополитена на КПП размещен порядок проведения досмотра, о том, что необходимо соблюдать требования безопасности. На станциях ведется голосовое информирование пассажиров. То есть мы постоянно разъясняем пассажирам, что все это делается только в целях их безопасности. И на сегодняшний день я вам скажу, что таких обращений больше нет.
— Может быть пассажиры просто поняли, что нет смысла обращаться?
— Нет, ни в коем случае. Более того, станции оснащены камерами видеонаблюдения, информация с которых в режиме реального времени поступает в пункт управления, где постоянно ведется видеомониторинг объекта метрополитена. Скажу также, что и на моем рабочем месте установлены мониторы, с помощью которых я наблюдаю такую ситуацию: у нас пассажиры заходят на станцию метрополитена и уже автоматически, кто с багажом, ставят его на конвейер, а сами проходят через рамки. На мой взгляд, пассажиры прекрасно понимают, что подобные мероприятия проводятся для безопасного функционирования метрополитена и их защиты от актов незаконного вмешательства. Есть, конечно, еще погрешности в самой организации работы, но здесь мы постоянно совершенствуемся.
Есть и такие факты, где сами граждане обращают внимание, что наши работники не в полной мере досматривают пассажиров. Вот на такие вещи мы точно реагируем, сами проводим тренировки, учения, то есть внезапно проверяем подготовку наших работников.
— Я ежедневно пользуюсь метро. И должен сказать, что когда ввели строгие меры пропуска в метро в прошлом году в преддверии Чемпионата мира, большинство екатеринбуржцев и гостей столицы Урала восприняли это с пониманием, поскольку грядет масштабное мероприятие и требуется обеспечить безопасность его проведения. Надеялись, что закончится чемпионат и эти меры либо полностью отменят, либо ослабят. Почему этого не произошло?
— Что значит ослабление? У нас есть четко прописанные правила. На сегодняшний день то, что происходит на станциях метрополитена, это четкое выполнение требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. То, как сейчас организована работа по проведению досмотра пассажиров, позволяет обеспечить безопасность на должном уровне.
Готов объяснить порядок досмотра. У нас стоят рамки. Через рамку проходит объект досмотра — пассажир. Если рамка реагирует на наличие металлических предметов, то нашим работником осуществляется дополнительный, повторный досмотр с использованием технических средств досмотра (интроскоп, ручные металлодетекторы). Их задача — не пропустить в зону транспортной безопасности нарушителя, либо пронос предметов и веществ, которые запрещены для провоза. Перечень запрещенных предметов и веществ в зону транспортной безопасности установлен правилами министерства транспорта.
— Как вы объясните тотальный досмотр сумок пассажиров? Это инициатива и самодеятельность самого метрополитена либо действительно предусмотрено федеральными правилами?
— У нас не тотальный досмотр сумок. На станциях метрополитена проводится выборочный досмотр в соответствии с Правилами проведения досмотра, утвержденными приказом Минтранса России. Кто с крупным багажом, понятно, будет проверен через техническое средство досмотра. А кто идет с маленькими сумками, работнику достаточно проверить с помощью ручного металлодетектора. Но если есть сомнение (подозрение) у работника службы безопасности (это тоже у нас прописано в приказах), он имеет право направить на дополнительный и повторный досмотр.
— Знаете, если бы я был жителем другого города или ездил на машине, редко спускался бы в метро, наверное вам даже поверил. Но вот моя сумка. Считается ли она багажом? Может быть у меня подозрительное лицо, но всякий раз, спускаясь в метро, я вынужден расстегивать эту сумку. Ну, ладно, я мужчина. Но проверять дамские маленькие сумочки, где находятся, извиняюсь, предметы личной гигиены, насколько это приемлемо для столицы Урала?
— Проверять — это значит открывать?
— Да, открывать и показывать мужчине. Я считаю, что это позор для Екатеринбурга.
— Что значит позор для Екатеринбурга? Ни для кого не секрет, что метрополитен является зоной повышенной опасности. На просьбу проверить содержимое сумки, рюкзака или иного багажа, большинство пассажиров реагирует вполне буднично. Борьбу с терроризмом не следует путать с вмешательством в частную жизнь гражданина.
Пассажирам следует с пониманием относиться к работе и просьбам сотрудников службы безопасности метрополитена. Даже если вы опаздываете, не следует пытаться силой прорваться на станцию метрополитена, иначе сотрудники полиции могут задержать вас за нарушение правил поведения и составить административный протокол. Это может занять куда больше времени, чем проверка сумки в сканере. Знаете, надо признать, что постоянные проверки кажутся людям излишними. Но это требования закона и они обязательны. У меня нет информации о том, что работники службы безопасности «выворачивают» дамские сумочки.
— Вы изучали опыт российских и зарубежных метрополитенов именно в части пропускного режима?
— Нами изучался опыт работы в метрополитенах России.
— В Москве ведь нет тотального досмотра вещей пассажиров, там выборочный досмотр.
— Ежедневный пассажиропоток Московского метрополитена — более девяти миллионов в сутки (у нас — около 170 тысяч). Я встречался с руководителем и полиции метрополитена, и службы безопасности. Досмотр пассажиров осуществляется выборочно, и, на мой взгляд, организовать досмотровые мероприятия в полном объеме, совсем не просто.
В Казани — стопроцентный досмотр. Там досматривает полиция совместно со службой безопасности. Вот там досматривают абсолютно всё, открывают сумки, пакеты. Пока полиция не проверит, она не пустит вас в метро. Но Казань перевозит гораздо меньше, чем мы. Буквально два месяца назад ездили в Новосибирск, тоже смотрели организацию досмотра. Там тоже выборочный досмотр, он осуществляется с помощью ручных металлодетекторов и рамок, которые стоят на станциях. Везде свой подход.
— Если есть существенная разница в досмотровом режиме среди российских метрополитенов, значит имеющийся подход — отчасти инициатива самого Екатеринбургского метрополитена?
— В законодательстве четко определена наша задача — не допустить акт незаконного вмешательства, обеспечить безопасность пассажиров. Субъект обязан не допустить в зону транспортной безопасности нарушителя и пронос запрещенных к провозу предметов и веществ. Вот мы идем таким способом. Какие могут использоваться для этого методы? Нормативно-правовыми актами в области транспортной безопасности предусмотрены такие мероприятия как осуществление досмотра, проведение наблюдения и собеседования. И работник наделен этими правами. Мы не можем каким-то локальным нормативным актом установить иной порядок проведения досмотра.
— Могу предложить вам еще несколько идей. Тотальное раздевание пассажиров, паспортный контроль при входе в метро. Эффективность еще более возрастет.
— Нет. На нас не возлагаются такие обязанности.
— Вы считаете ваши методы контроля эффективными?
— Считаю эффективными. Если говорить о критериях эффективности, чрезвычайных происшествий у нас в метрополитене не допущено. Если говорить о состоянии преступности на объектах метрополитена, у нас безопасно. За прошлый год выявлено больше 300 тыс. запрещенных опасных предметов: это — оружие, ножи, кастеты, боеприпасы. При обнаружении подобных предметов работники службы безопасности вызывают сотрудников полиции для дальнейшей проверки.
— А если сравнить с 2017 годом, когда еще не было введено таких строгих правил досмотра?
— Увеличение в разы.
— Сколько возбуждено уголовных дел по этим фактам?
— Вопросы статистики состояния преступности на объекте метрополитена не входит в компетенцию метрополитена.
— Следует ли ожидать смягчения правил досмотра?
— Не смягчения. Следует ожидать корректировку. Мы будем корректировать свою работу по проведению досмотра багажа. Без ущерба безопасности она будет направлена на улучшение обращения с пассажирами и процесса досмотра. Поверьте, я понимаю, какие возникают сложности. И есть понимание, что дальше делать, чтобы пассажирам было комфортно. Давайте сравним работу сотрудников безопасности в аэропортах или, например, на железнодорожном вокзале. Никто ведь не жалуется, как там организована работа и досмотру подлежит каждый пассажир.
— Но мы не пользуемся поездами в ежедневном режиме.
— Правильно, мы к этому и подходим. В настоящее время требования по обеспечению транспортной безопасности к метрополитену, железнодорожному и воздушному транспорту одинаковые. А специфика — разная. Поэтому мы внесли предложение, чтобы были разработаны отдельные правила проведения досмотра на метрополитенах с учетом их специфики.
Аксиома скорости
Разум должен управлять транспортом, а не наоборот
В конце тоннеля
Вторая ветка метро в Екатеринбурге
Перспективы новой ветки
Куйвашев поручил подготовить пакет документов по строительству метро
По требованию должностных лиц метрополитена пассажир обязан предоставлять свою ручную кладь для досмотра. А если он этого не делает – это повод для отказа в перевозке метрополитеном.
К слову, задержать при этом вас могут только если в ваших действиях есть признаки совершения противоправного деяния в отношении охраняемого объекта или других лиц. В этом случае инспектор передаст пассажира сотрудникам органов внутренних дел.
Решение о досмотре ручной клади пассажира инспекторы службы безопасности принимают самостоятельно на основе визуального осмотра входящих в вестибюль станции людей.
При этом, по словам Вадима Викторовича, они применяют специальные навыки, разработанные методики и учитывают поступающие от правоохранительных органов ориентировки.
К слову, наличие у пассажира при себе габаритной ручной клади не всегда обязательный повод для досмотра – тут в каждом отдельном случае сотрудники метрополитена действуют индивидуально.
Зоны досмотра на всех станциях спроектированы специальными проектными организациями, а техническое оборудование, в том числе рентгенографические сканеры, установлено в строгом соответствии с требованиями – так что никакого нарушения в этом нет, уверены в Минском метрополитене.
В службе безопасности отмечают, что после сканирования на экране появляется не фотоизображение, а цифровое очертание предметов, что не дает детального представления о содержимом ручной клади пассажира. А полное и объективное заключение на основании этой картинки могут сделать только подготовленные специалисты.
Пассажиру не разрешат воспользоваться метрополитеном, если с собой у него:
- Ручная кладь, размер которой в сумме измерений превышает 200 см, рулон длиной более 170 см и диаметром более 15 см и длинномерные предметы размером более 200 см;
- Взрывоопасные, радиоактивные, отравляющие вещества и предметы;
- Ядовитые (токсичные), огнеопасные, окисляющие вещества, разрешенные к продаже населению, если они перевозятся без заводской упаковки или с нарушением ее целостности;
- Газовые баллоны объемом более 0,5 л;
- Взрывные устройства, порох в любой упаковке, взрывчатые вещества, сигнальные патроны, петарды, фейерверки и боеприпасы (за исключением боеприпасов к оружию, на которое при себе имеется документ, подтверждающий право его ношения);
- Оружие, для которого предусмотрено наличие документа, при его отсутствии. Также вас не пустят, если оно не вложено в чехол, кобуру или специальный футляр;
- Острые или режущие предметы, елки, лыжи, коньки, удочки, буры без упаковки или чехлов, которые исключают причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров;
- Прирученные животные и птицы без клеток, ящиков, мешков или сумок с водонепроницаемым дном;
- Велосипеды, размер которых в сумме измерений превышает 200 см;
- Другие предметы и вещества, которые при перевозке могут причинить вред жизни, здоровью или имуществу пассажиров либо вызвать повреждение и загрязнение метрополитена или чужой ручной клади.
Данные процедуры проводятся полицейскими с одной целью – обнаружить доказательство правонарушения или предмет его совершения. Осмотр, конечно, позволяет увидеть меньше, например, непристегнутого пассажира или ребенка, едущего без специального детского автокресла. Досмотр же позволяет инспектору самому попасть в машину, чтобы найти, например, съемную тонировку или шторки, которые водитель снял на глазах у инспектора.
Чтобы данные цели стали основанием – достаточным условием, позволяющим проведение досмотра – у инспектора должно быть не просто предположение о возможном нахождении этого предмета в авто, он должен был самостоятельно его увидеть. К сожалению, доказывать свое наблюдение он никак не обязан.
Может ли сотрудник метрополитена попросить пассажира пройти досмотр
Сотрудники Госавтоинспекции могут проводить не только досмотр ТС, но и досмотр вещей, личный досмотр. Это еще 2 серьезных действия, на которые должны составляться отдельные протоколы. И для каждого из них нужны понятые. Важно! Проводить личный досмотр может лишь полицейский того же пола, что и досматриваемый; понятые также должны быть этого пола.
В чем же отличия этих 3 процессов? Досмотр ТС должен ограничиваться только проверкой содержимого авто: инспектору запрещено открывать лежащие в нем сумки, чемоданы, пакеты и так далее. Личный досмотр – это проверка вещей, находящихся при человеке, он позволяет требовать снять аксессуары, часть одежды и доставать вещи из карманов. Досмотр личных вещей означает, что инспектор будет проверять сумки, портфели, чемоданы, коробки, контейнеры и так далее.
Еще одно, с первого взгляда, схожее понятие – обыск. Но на деле разница между досмотром и обыском огромная..
Юридическое отличие в том, что обыск проводится в рамках уголовного расследования. То есть, инспектор ГИБДД не имеет права проводить обыск при остановке случайного водителя. Обыск может проводиться только после возбуждения уголовного дела, а сотрудники МВД должны иметь разрешающий документ – постановление следователя (или постановление суда, если обыск проводится не в машине, а в жилище).
Практическое отличие в том, что при обыске сотрудники полиции могут нарушать конструктивную целостность автомобиля: выламывать панели, вскрывать обшивку, разбирать некоторые детали и тому подобное. Зачастую после обыска некоторые части автомобиля оказываются сломаны или испорчены, а вероятность получить компенсацию за причиненный вред довольно маленькая.
Ст. 27.9 Административного кодекса обязывает полицейских составлять протокол досмотра ТС перед началом процедуры. Исключение – необходимость задержания лиц, находящихся в автомобиле, тогда факт досмотра может быть включен в протокол задержания, а отдельного документа для него не требуется.
Протокол досмотра должен содержать:
- информацию о времени и месте процедуры;
- личные данные сотрудника Госавтоинспекции (ФИО, звание и должность, часть);
- личные данные владельца авто;
- сведенья об автомобиле (марка и модель, госномер и так далее);
- описание найденных вещей;
- личные данные понятых (ФИО, адрес проживания, телефонный номер);
- пометку о записанных видеодоказательствах при их наличии (данную пометку может сделать и водитель, если запись велась не инспектором).
В конце данный документ подписывается инспектором, понятыми при их наличии и водителем. Водитель вправе отказаться от подписи – это его право, однако лучше этого избегать. В протоколе следует сделать все необходимые пометки, указать нарушения проведения процедуры, если они были, а в конце – все же подписать.
Независимо от результатов процедуры копия протокола должна быть выдана водителю на месте.
Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.
Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.
Вместо заключения приведем краткую таблицу с различиями между досмотром и осмотром автомобиля:
Признак | Автоосмотр | Автодосмотр |
---|---|---|
Вид процедуры | Зрительное ознакомление | Обследование транспортного средства |
Полномочия проверяющего | Заглядывать в окна, обходить автомобиль, сверять номера узлов с данными из СТС, проверять перевозимый груз | Открывать капот, багажник, двери, окна, прикасаться к вещам в салоне |
Обязанности проверяющего | Не прикасаться к самому автомобилю | Потребовать водителя и всех пассажиров выйти и ТС; привлечь 2 понятых или вести видеозапись; сохранять конструктивную целостность авто |
Документ о проведении процедуры | Акт осмотра (составляется после проведения процедуры) | Протокол досмотра (начинает составляться до проведения процедуры, подписывается после ее завершения) |
Разница между процедурами осмотр и досмотр понятна, досмотр считается более глубокой работой. Но что делать в ситуации, когда в рамках мероприятия не получается выяснить все необходимые сведения? Для таких случаев сотрудник ДПС вправе организовать обыск.
Административный регламент МВД, а также КоАП, не содержат понятия обыска. Данная мера считается уже частью уголовного процесса, то есть применяется при возбуждении дела. Основное отличие в том, что предполагается самый детальный анализ, вплоть до нарушения целостности транспорта и отдельных вещей.
Досмотр машины проводится в строго установленном порядке, с соблюдением определённой последовательности действий:
- Остановка транспорта уполномоченным сотрудником ГИБДД (если автомобиль находился в движении).
- Указание сотрудником на наличие причины проведения досмотра авто.
- Приглашение двух понятых или организация проведения видеозаписи.
- Оглашение водителю его прав, ознакомление с документацией.
- Фактический анализ транспорта. При этом важно помнить, что нарушать целостность объектов запрещается.
- Фиксация результатов в протоколе.
- Вручение копии протокола лицу, в отношении которого проводилась процедура, то есть собственнику транспорта или его водителю.
После этого, если в результате не будут найдены какие-либо запрещённые предметы, водитель может двигаться дальше. Если же такие объекты будут обнаружены, то представитель ДПС должен вызвать следственную группу для проведения дополнительных мероприятий.
Если водитель не согласен с результатом, например, указывает, что обнаруженный объект не находился в транспорте изначально, то он вправе сделать соответствующую отметку в протоколе досмотра. Отказ от подписи документа ни к чему не приведёт, так как информация об этом будет внесена сотрудником и подтвердится подписями свидетелей.
Досмотр багажника – это часть анализа транспортного средства, то есть в отдельности не проводится процедура относительно отдельных составляющих машины.
На практике сотрудники ГИБДД часто требуют от водителей показать содержимое багажника. При этом они не оформляют событие как мероприятие досмотра. Фактически, они имеют на это право, если водитель согласен, но только в рамках осмотра, то есть без проникновения внутрь, какого-то контакта с содержимым. В противном случае необходимо вызвать понятых или включить видеозапись и оформить всё в соответствии с установленными требованиями.
В целом, при произведении анализа багажника, оформляется досмотр транспортного средства. Также обязательно заполняется протокол, проводятся прочие мероприятия.
Не всегда процедура осуществляется в соответствии с действующими правилами. Сотрудники ГИБДД нередко нарушают законные права граждан, допуская процессуальные ошибки:
- фактически проводится досмотр, тогда как сотрудник ДПС называет его осмотром;
- нарушается целостность каких-либо предметов или частей машины;
- к процедуре не привлекаются свидетели и не производится видеофиксация;
- сотрудник не оформляет протокол;
- к процедуре не привлекается один понятой вместо двух.
Эти и другие действия серьёзно нарушают права водителей и могут привести к негативным последствиям по отношению к сотрудникам. Но гражданам необходимо правильно защищать свои законные права и действовать только в дозволенных рамках.
Досмотр автомобиля сотрудником ДПС встречается на практике достаточно часто, но процедура представляется сложной и многогранной. Следует обратить внимание на некоторые нюансы.
Самый главный момент – отличие от осмотра. Досмотр – это более глубокое ознакомление с содержимым машины. Осмотр – лишь поверхностное изучение без проникновения в автомобиль.
При досмотре должностное лицо обязано привлечь понятых или провести видеосъёмку. В противном случае процедура будет считаться незаконной.
Важно, чтобы все права, предусмотренные Регламентом МВД, соблюдались. Процедура должна проводиться в строгом соответствии с правовыми предписаниями.
Профессионально об актуальном. Административно-юрисдикционные действия: досмотр
Оштрафовать гражданина за отсутствие маски и перчаток на основании указов региональных властей невозможно. Именно поэтому многих интересует вопрос на каком основании штрафуют за отсутствие маски и перчаток.
В данном случае по отношению к человеку, который проигнорировал требования указа, будут применены нормы административного кодекса, а именно статья 20.6.1. В соответствии с данной статьей, невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, нарушителю будет вынесено предупреждение или на него будет наложен штраф в размере от 1 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
Такой режим введен практически во всех регионах РФ, и если такой режим введен, то взимание штрафов в соответствии 20 .6.1 КоАП РФ является законным.
Размеры штрафных санкций определяются на региональном уровне. Например, для жителей Подмосковья и Санкт-Петербурга административный штраф составляет 4 тыс. руб. В Тульской области санкции, применяемые к нарушителям более лояльные, в данном регионе могут оштрафовать за отсутствие маски и перчаток на 2 тыс. руб.
Следует учесть, что обязанность соблюдать нормативные требования лежит не только простых гражданах. Работники торговли и других общественных организаций должны соблюдать масочный режим. При этом стоит учесть, что владельцы магазинов не только должны обеспечивать покупателей индивидуальными средствами защиты, но и следить за тем, чтобы посетители находились на территории торговой площадки в маске и перчатках.
Сотрудники магазина обязаны предупредить покупателя об ответственности и предпринять действия, которые будут содействовать соблюдению масочного режима.
К таким действиям относится:
бесплатная выдача масок и перчаток в торговых залах;
предложение купить вне очереди маску или перчатки на отдельных кассах магазина;
отказ в обслуживании посетителей.
Сотрудники торговли не могут наложить штраф за отсутствие перчаток и масок в магазине. Оштрафовать нарушителя масочного режима имеют право только сотрудники полиции.
Следует учесть, что отказ в обслуживании может быть расценен Роспотребнадзором как дискриминация и нарушение прав потребителей.
На федеральном уровне ответственность за отказ использовать индивидуальные средства защиты (маска, перчатки) не предусмотрена. То есть по сути до тех пор, пока в Кодекс об административных правонарушениях не будут внесены соответствующие поправки, штраф за отсутствие маски и перчаток является неправомерным действием со стороны органов власти.
Статья 20.6.1 КоАП обязывает гражданина выполнять установленные требования во время введения режима повышенной готовности. Это означает, что правовые последствия нарушения норм данной статьи наступают только после официального введения режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения (подпункт «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии с п. 2.2. ГОСТ 12.4.011-89, к перечню индивидуальных средств защиты органов дыхания относится:
-
Противогаз.
-
Респиратор.
-
Самоспасатель.
-
Пневмошлем.
-
Пневмомаска.
-
Пневмокуртка.
Большая часть одноразовых и многоразовых масок, которые используют россияне, не отвечают государственным стандартам, соответственно, не являются индивидуальными средствами защиты и не защищают от коронавируса.
Кроме этого, постоянное ношение масок в некоторых случаях может пагубно сказаться на здоровье граждан, в особенности тех, которые страдают астмой или аллергией.
Безусловно, маски и перчатки в некоторой степени снижают риск заражения. Однако на сегодняшний день штраф за отсутствие перчаток и маски в метро и других общественных местах, является поводом для злоупотребления служебными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов.
Штрафуют ли за отсутствие перчаток и масок? Однозначно штрафуют. При чем такие административные санкции не являются единичными случаями.
Если вы не согласны с действиями правоохранительных органов, вы всегда можете подать жалобу на постановление о наложении штрафа.
Обжаловать постановление можно через суд или органы прокуратуры. При этом необходимо учесть принцип территориальной подсудности. Это означает, что жалоба на действия сотрудника правоохранительных органов подается в суд, который расположен по месту совершения правонарушения.
При этом важно четко соблюдать процессуальные сроки — жалоба подается в соответствующие органы не позднее 10 дней с момента вынесения постановления. Если по каким-либо причинам сроки были нарушены, заявитель вправе составить ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Получить юридическую помощь по вопросам штрафов можно на нашем сайте.
Вся работа охраны строится на инструкции «О внутриобъектовом режиме» которая должна висеть на стене центральной проходной.
Её разрабатывает начальник охраны таким образом что-бы она нравилась руководству и нарушала права граждан задействованных в производстве, а это происходит всегда из-за той-же неграмотности начальства и его больших понтов, из-за забитости людей которые на самом деле верят что могут украсть больше своего начальства.