Программа производственного контроля для индивидуального предпринимателя 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа производственного контроля для индивидуального предпринимателя 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального госконтроля, лабораторного контроля на производстве;
  • документацию изготовителя (производителя);
  • эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Производственный экологический контроль (ПЭК) 2021

Организация (ИП) в своём локальном акте определяет номенклатуру, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда. Этот документ также называют программой производственного контроля.

При этом нужно учитывать:

  • характеристики производственных процессов и технологического оборудования;
  • наличие вредных производственных факторов;
  • степень их влияния на здоровье работника и среду его обитания.

Здесь всё просто: объекты производственного контроля за условиями труда – рабочие места.

Способы проведения контроля на производстве

Производственный контроль за условиями труда возможен посредством проведения (организации):

  • лабораторных исследований (испытаний);
  • измерений факторов производственной среды.

Лабораторные исследования и испытания может проводить как своя лаборатория при предприятии, так и иная аккредитованная лаборатория (центр).

II. Рекомендации к организации производственного контроля за условиями труда

Он включает контроль за соблюдением гигиенических нормативов по уровням:

  • микроклимата;
  • освещенности;
  • шума;
  • вибрации (общей и локальной);
  • инфразвука;
  • ультразвука;
  • электромагнитного излучения;
  • лазерного излучения;
  • ультрафиолетового излучения;
  • тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах.

В отношении этих факторов номенклатуру, объем и периодичность производственного контроля предприятие устанавливает с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания. Условия обращения внимания на перечисленные факторы:

  • они идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения спецоценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля;
  • их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам.

Также контролировать перечисленные факторы нужно после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.

Вообще рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля.

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
  • информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
  • данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
  • информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
  • сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
  • сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.

Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.

Образец программы производственного контроля на предприятии на 2021 год

Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:

  • инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
  • инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
  • экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.

Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.

Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.

Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:

  • положение о ПЭК;
  • планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
  • программа выполнения ПЭМ;
  • должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.

Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:

  • все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
  • остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.

Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.

Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:

  • рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
  • должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
  • юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.

При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:

  • для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
  • для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
  • для организаций – 20-80 тысяч рублей.

Лицензия на обработку отходов. Проект ПДВ для котельной. Экологический сбор с производителей и импортеров товаров. Постановка объектов на экологический учет.

Лицензирование деятельности по отходам регламент, сроки, исполнители. Лицензия на сбор отходов: рассмотрим процедуру получения документа. Размещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами. Лицензия на обезвреживание отходов — грамотный ход ответственного бизнеса или неучтенные убытки.

Утилизация отходов: платим экологический сбор или получаем лицензию. Оформляем лицензию на транспортировку транспортирование отходов. Официальное уведомление Росприроднадзора “О лицензировании в области обращения с отходами”. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в году.

Отчетность об образовании отходов для малого и среднего бизнеса в Ленинградской области. Экологическое сопровождение. Экологическое проектирование. Три пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест — сходства и отличия. Услуги по охране труда. Правила охраны труда на предприятии. Охрана труда на вашем предприятии: документы по охране труда, обязанности инженера по ОТ.

Как разработать программу производственного контроля. В помощь предпринимателям

Правовая база Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь. Производственный контроль — это один из элементов системы, которая обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, сохраняет жизнь и здоровье людей и окружающей среды.

По сути, это контроль работодателя за тем, чтобы в организации соблюдались требования санитарных правил и проводились профилактические мероприятия. Проведение контроля регламентировано статьями 11 и 32 Федерального закона от 30 марта г. Несмотря на то что срок действия СП 1.

Производственный контроль должен проводиться всеми работодателями на всех предприятиях без исключения. Программа или план производственного контроля — это обязательный документ для любого работодателя.

Один из законодательно обязательных способов контроля деятельности хозяйствующего субъекта — производственный экологический контроль ПЭК , осуществляемый либо силами самого субъекта, либо привлечением сторонних специалистов.

Производственный экологический контроль осуществляется с целью обеспечения предприятием выполнения всех требований и положений разработанной и утверждённой проектно-нормативной документации, направленных на снижение экологических рисков и постепенное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. С 1 января вступил в силу ФЗ от С указанной даты юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и или иную деятельность разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями.

Актуально в году. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, на основании настоящих Санитарных правил разрабатывают рабочую программу.

Обязательным и довольно трудоемким процессом является разработка программы ПЭК, который нуждается в обладании определенными навыками и знаниями в этой сфере.

Программа производственно-экологического контроля ПЭК представляет собой различные меры по устранению, выявлению и уменьшению числа неисполнений нормативов и указов законодательства в сфере сохранности природы.

Осуществление этого контроля должна проводить экологическая служба, проверяя, какие природоохранные мероприятия проходят в процессе деятельности предприятия.

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля.

Для обеспечения выполнения в процессе своей хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды организации и ИП должны осуществлять производственный экологический контроль п. Данное требование не распространяется на организации и ИП, которые ведут деятельность исключительно на объектах IV категории, т. В рамках производственного экологического контроля хозяйствующие субъекты разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют такой контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам контроля.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Производственный экологический контроль (ПЭК) 74 приказ от 28.02.18

Все организации и предприятия, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с I по III категорию должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и сдавать по ней ежегодный отчет см. Подробно про необходимость разработки ПЭК можно посмотреть здесь.

Итак, дальше необходимо выполнить производственный контроль за соблюдением санитарных правил, который подразумевает под собой лабораторные исследования и испытания.

Но начну с пояснения для начинающих в охране труда, что такое производственный контроль, чтобы далее по материалу не было расхождений в интерпретировании данного мероприятия.

Производственный контроль – это наблюдение за тем, как соблюдаются санитарные и гигиенические правила и нормы на рабочих местах предприятия.

Казалось бы, какой смысл? Только ведь недавно была проведена специальная оценка условий труда?!

Вот тут-то и возникает путаница, а может быть и просто по незнанию, специалисты по охране труда не понимают разницы и думают, что, проведя спецоценку, можно закрыть все вопросы.

В принципе, специальная оценка условий труда рабочих мест и производственный контроль на предприятии включают в себя лабораторные исследования и испытания, и повторяют друг друга. Но контроль осуществляют разные ведомства!

СОУТ курирует Минтруд, а соблюдение требований охраны труда в плане производственного контроля – Роспотребнадзор.

В рамках исполнения ст. 32 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работодатель обязан осуществлять производственный контроль, а выстраивать план производственного контроля должен по СанПиН 1058.

Производственный контроль: тонкости и нюансы по охране труда на предприятии

1. Объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения;

2. Бассейны, аквапарки, бани-сауны с бассейнами (купелями);

3. Зоны отдыха населения (рекреации);

4. Салоны красоты, кабинеты педикюра, маникюра, кабинеты косметики и косметологии;

5. Прачечные, химчистки;

6. Очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации;

7. Полигоны ТБО;

8. Предприятия пищевой промышленности;

9. Предприятия общественного питания;

10. Организации оптовой и розничной продовольственной торговли;

11. Лечебно-профилактические учреждения;

12. Организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность в области оборота лекарственных средств для медицинского применения;

1. Объекты розничной торговли непродовольственными товарами;

2. Парикмахерские не оказывающие услуги маникюра, педикюра, косметики и косметологии;

3. Гостиницы;

4. Общежития;

5. Музеи;

6. Библиотеки;

7. Театры;

8. Цирки;

9. Дискотеки;

10. Кинотеатры;

11. Выставочные залы;

12. Объекты ритуальных услуг;

13. Общественные туалеты;

14. Приемные пункты прачечных, химчисток;

15. Спортивные комплексы (стадионы, клубы, фитнес-центры и т.п.) без бань-саун, бассейнов, организаций общественного питания;

16. Центры социального обслуживания населения;

17. Офисные помещения;

18. Дошкольные, школьные учреждения, за исключением имеющих в своем составе пищеблоки;

19. Объекты розничной торговли нескоропортящимися пищевыми продуктами в промышленной упаковке;

20. Объекты розничной торговли табачными изделиями;

21. Объекты розничной торговли плодоовощной продукцией;

22. Объекты общественного питания, реализующие нескоропортящиеся пищевые продукты в промышленной упаковке и (или) алкогольные напитки (бары, рюмочные и т.п.);

23. Предприятия, осуществляющие расфасовку нескоропортящихся пищевых продуктов;

24. Производство соли;

25. Производство специй.

26. Медицинские организации и другие организации, осуществляющие работы и услуги по оказанию медицинской помощи без парентеральных вмешательств, без использования медицинского инструментария и оборудования для осмотра, диагностики и лечения, без применения аппаратов, являющихся источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, а также не осуществляющие работы с возбудителями инфекционных заболеваний человека 1-4 групп патогенности (кабинеты лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии, терапевта, педиатра, гомеопата, невролога, кардиолога, генетика, психотерапевта, психиатра, гематолога, ревматолога, профпатолога, эндокринолога и других специалистов, осуществляющих консультативный прием в соответствии с вышеперечисленными условиями).

27. Организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность в области оборота лекарственных средств для медицинского применения:

— аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, пункты, киоски), не осуществляющие изготовление и фасовку лекарственных средств, а также реализацию МИБП;

— аптеки ЛПУ, не осуществляющие изготовление и фасовку лекарственных средств;

— предприятия оптовой торговли лекарственными средствами, не осуществляющие хранение и реализацию МИБП.

28. В организациях, для которых медицинская и фармацевтическая деятельность не является основной (стационарные учреждения социальной защиты, профилактории и т.д.) вопрос о необходимости осуществления производственного контроля решается в соответствии с п.п.23, 24.

Итак, дальше необходимо выполнить производственный контроль за соблюдением санитарных правил, который подразумевает под собой лабораторные исследования и испытания.

Но начну с того, что для начинающих в охране труда поясню, что такое производственный контроль, чтобы далее по материалу не было расхождений в интерпретировании данного мероприятия.

Производственный контроль – это наблюдение за тем, как соблюдаются санитарные и гигиенические правила и нормы на рабочих местах предприятия.

Казалось бы, какой смысл? Только ведь недавно была проведена специальная оценка условий труда?!

Вот тут то и возникает путаница, а может быть и просто по незнанию, специалисты по охране труда не понимают разницы и думают, что проведя спецоценку, можно закрыть все вопросы.

Ан нет, производственный контроль на предприятии должен быть обязательно.

Для того чтобы спать с чувством выполненного долга, вам необходимо выполнить следующее:

  1. Произвести анализ СОУТ.
  2. Разработать программу производственного контроля и утвердить работодателем.
  3. Провести лабораторные и инструментальные исследования.
  4. Вести формы учета и отчетности.

Н3 Приказ о назначении ответственного за производственный контроль

Чтобы не возникал вопрос “кто осуществляет производственный контроль на предприятии”, расставим все точки над Ё.

Организует все мероприятия в организации специалист по охране труда, если же есть эколог и медицинский работник, то они также должны быть задействованы. Это и их тема!

Программа производственного контроля – это основной документ без него никуда, вся работа по надзору за поддержанием безопасных условий труда строится вокруг нее.

И у каждого предприятия она индивидуальна и разрабатывается “под себя”, программа производственного контроля должна составляться без ограничения срока действия и должна корректироваться и меняться только, если произошли какие-то изменения в технологии производства или штатку снова кадры “потрясли” 🙂

Отразите в ППК следующие моменты:

  • перечислите места, объекты, зоны производственного контроля;
  • укажите контрольные точки, где нужно будет сделать замеры;
  • какие именно методы контроля необходимо применять;
  • перечислите факторы исследования (биологические, физические, химические);
  • как часто необходимо отбирать пробы в течение года;
  • раз речь идет о безопасности, нужно указать информацию о прохождении медосмотров работниками;
  • добавить мероприятия, которых необходимо проводить, что соблюдать требования СанПиН.

Разрешается использовать типовой образец программы производственного контроля, потому как составляется в произвольной форме.

Но так как в ней должно содержаться достаточно много индивидуальной информации (загляните в раздел 3 СанПиН 1058), то лучше подойти к ней со всей серьезностью и сваять свою единственную и неповторимую 😀

Не лишним будет отметить, что программа производственного контроля утверждается руководителем предприятия, а вот согласование программы производственного контроля с Роспотребнадзором не требуется (п. 2.6 СанПиН 1058).

Для больше представления и понимания о чем идет речь, предлагаю посмотреть пример, как структурирована программа производственного контроля одного из предприятий, подготовленная нашей командой.

Когда должна составляться программа?

Спецоценка спецоценкой, но программа производственного контроля должна составляться до начала осуществления деятельности, вот так то!

То есть получается, вы еще только столы и стулья покупаете, да штатку ваяете, а уже в это время должны думать о производственном контроле (п. 2.6 СанПиН 1058).

Кстати, если вы решите открыть салон красоты, маникюрную или косметологическую студию, то для того, чтобы получить разрешение Роспотребнадзора для открытия такого бизнеса в список необходимой документации входит программа производственного контроля, иначе, не видать удачи.

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Для того, чтобы все было четко и не упустить ни один из замеров и не получить впоследствии за это штраф, необходимо составить план – график производственного контроля.

Составляя таблицу укажите в какие месяца какие замеры будут производиться, количество точек, и где они располагаются.

Составляя план производственного контроля, часто в ступор вгоняет вопрос “Как определить количество точек?”.

Если есть возможность, лучше обратиться за помощью в специализированную организацию, которая у вас будет производить замеры.

Если же еще не определились, а составить и утвердить руководителем график необходимо то рассчитываются точки примерно так:

  • ПК замеряется каждый;
  • микроклимат в каждом помещении в двух точках;
  • освещенность измеряется над каждым рабочим местом;
  • по шуму и вибрации, также замеряется на каждом р.м., где они присутствуют.

Лабораторные и инструментальные исследования осуществляются работодателем самостоятельно, но для этого у него должна быть аккредитованная в установленной порядке лаборатория.

Если таковой нет, то заключаете договор (п.2.5. СанПиН 1058), в результате работы лаборатории, у вас должны быть протоколы измерений.

Если норма предельно допустимых показателей превышена, то следует разработать мероприятия по приведению в соответствие условий труда рабочих мест и собственно все это воплотить в жизнь.

Итак, дальше необходимо выполнить производственный контроль за соблюдением санитарных правил, который подразумевает под собой лабораторные исследования и испытания.

Но начну с пояснения для начинающих в охране труда, что такое производственный контроль, чтобы далее по материалу не было расхождений в интерпретировании данного мероприятия.

Производственный контроль – это наблюдение за тем, как соблюдаются санитарные и гигиенические правила и нормы на рабочих местах предприятия.

Казалось бы, какой смысл? Только ведь недавно была проведена специальная оценка условий труда?!

Вот тут-то и возникает путаница, а может быть и просто по незнанию, специалисты по охране труда не понимают разницы и думают, что, проведя спецоценку, можно закрыть все вопросы.

Ан нет, производственный контроль на предприятии должен быть обязательно.

В принципе, специальная оценка условий труда рабочих мест и производственный контроль на предприятии включают в себя лабораторные исследования и испытания, и повторяют друг друга. Но контроль осуществляют разные ведомства!

СОУТ курирует Минтруд, а соблюдение требований охраны труда в плане производственного контроля – Роспотребнадзор.

В рамках исполнения ст. 32 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работодатель обязан осуществлять производственный контроль, а выстраивать план производственного контроля должен по СанПиН 1058.

Цель производственного контроля – это создание безопасной рабочей среды для работников, путем выполнения санитарных правил: исследований и испытаний.

На основании замеров и выясняют, а соответствуют ли показатели нормам СанПин или нет, какие и как часто должны проводиться лабораторные исследования в рамках производственного контроля приведены в таблице.

Отсутствие производственного контроля на предприятии часто приводит к штрафным санкциям, даже если вы добросовестно провели СОУТ.

Потому что работодатель несет ответственность за своевременность организации производственного контроля, поэтому, если не выполнен контроль рабочих мест, вам будет направлен штраф по ст.6.3 КоАП РФ :

  • от 500 до 1000 рублей для должностных лиц;
  • от 500 до 1000 рублей или же приостановление деятельности до 90 суток для ИП;
  • от 10000 до 20000 рублей на ЮЛ или приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Штраф вроде и невелик, но обратите внимание на приостановку деятельности! Не хочется, правда?

У моих коллег случались такие казусы, что штраф “прилетал” даже если производственный контроль проведен! Но… не на всех рабочих местах.

Про офисников часто забывают, а ведь и у них безопасные условия труда должны быть соблюдены (электромагнитные поля, освещенность и микроклимат).

Производственный контроль: тонкости и нюансы

Производственный контроль, особенно проводимый впервые, вызывает массу вопросов. Для того чтобы соблюсти все формальности и юридически грамотно оформить протекающий процесс, прибегают к следующей цепочке последовательных действий:

  1. Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
  2. Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
  3. Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.

Кто разрабатывает положение о производственном контроле в организации — решает руководитель организации. Он может взять эту задачу на себя или поручить ее другим сотрудникам, имеющим необходимую квалификацию:

  • главному инженеру или иному специалисту;
  • руководителю службы производственного контроля;
  • руководителю подразделения и т.д.

Разработку документа можно поручить также организации, специализирующейся на оказании таких услуг.

Когда положение о производственном контроле считается принятым?

Для разработки как положения, так и приказа лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Для каждой области специфика этих документов будет разная.

Приказ, общий по учреждению, не может сам по себе подразумевать проведение каких-либо мероприятий по производственному контролю. Он только «приводит в действие» утвержденное в Ростехнадзоре Положение.

Кстати, перед тем как послать его на утверждение, рекомендуется проконсультироваться со специалистами Ростехнадзора о возможности утверждения. Иначе есть вероятность получить отказ в присвоении регистрационного номера ввиду несоответствия с существующими требованиями.

Для того, чтобы все было четко и не упустить ни один из замеров и не получить впоследствии за это штраф, необходимо составить план – график производственного контроля.

Составляя таблицу, укажите в какие месяца, какие замеры будут производиться, количество точек, и где они располагаются.

Производственный контроль невозможен, если нет разработанной и закрепленной программы. Отсутствие этого документа в случае проверки будет считаться нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответственность за подобное нарушение будет нести руководитель предприятия или начальник конкретного подразделения. При этом санкции могут быть применены как к физическому лицу (директору), так и к компании в целом.

Если в ходе проверки выявлены незначительные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, государственные служащие вправе выписать предупреждение и потребовать устранить все недочеты.

Если же претензии к компании более серьезны, то, согласно ст. 6.3 КоАП РФ, может быть выписан штраф:

  • от ста до пятисот рублей для физических лиц;
  • от пятисот до тысячи рублей для должностных лиц (руководителей);
  • от десяти до двадцати тысяч рублей для предприятий.

Наиболее серьезной санкцией, предусмотренной законом, является полное приостановление деятельности компании на срок до 90 дней.

На предприятии обязательно должны соблюдаться гигиенические правила и санитарные нормы. Производственный контроль помогает пронаблюдать за этим. Его цель – создать для сотрудников безопасную рабочую среду.

Особое внимание уделяется не только негативным производственным факторам, но и качеству питьевой воды, воздуха, температурным особенностям и прочему. При этом важно соблюдать строгую периодичность, так как отклонение может привести к проверкам Роспотребнадзора и штрафным санкциям. Проводятся замеры, испытания и исследования, которые помогают установить, не отклоняются ли показатели от предписанных норм СанПин.

  • рабочие места;
  • оборудование;
  • здания и сооружения;
  • продукция от сырья до готового товара;
  • отходы производства.

Виды производственного контроля варьируются в зависимости от того, в какой сфере работает организация. Санитарный – позволяет проверить, насколько соблюдаются нормы СанПин, технический – показывает, каково качество производимого товара, насколько на предприятии следуют мерам безопасности, экологический – дает возможность оценить влияние на окружающую среду, а энергетический – показывает затраты энергоресурсов. Отдельные компании обязаны взять на вооружение сразу несколько вариантов ПК.

Цель производственного контроля – обеспечить должный уровень безопасности для персонала и контролировать негативное влияние производства на окружающую среду. Для этого организация должна:

  • разработать программу ПК и провести ее утверждение;
  • пригласить экспертов для проведения исследований;
  • делать соответствующие записи в формах отчетности.

Необходимо уделить внимание и СОУТ, однако спецоценка не является заменой ПК.

Программа производственного контроля

Программа составляется и утверждается руководством предприятия или организации. Администрация обязана разработать и подготовить также график измерений.

Да, наряду с помещениями, оборудованием и продукцией объектом ПК становятся и рабочие места сотрудников.

Для проведения ПК требуется пригласить экспертов из аккредитованной должным образом организации, которая имеет доступ к оснащенной лаборатории. Это необходимо потому, что требуется провести ряд лабораторных анализов и тестов.

Кто проводит производственный контроль на предприятии?

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 2020 г. N 2168

1. Настоящие Правила устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее соответственно — эксплуатирующая организация, индивидуальный предприниматель, производственный контроль).

2. Настоящие Правила применяются при организации и осуществлении производственного контроля индивидуальными предпринимателями с учетом особенностей регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании настоящих Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

4. Положение о производственном контроле содержит:

должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля;

права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;

порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности;

порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;

порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;

порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;

порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;

порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности;

порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.

В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.

5. Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:

в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;

в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;

по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

в иных случаях — по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.

6. В случае если в эксплуатирующей организации создана система управления промышленной безопасностью, производственный контроль является ее составной частью.

Производственный контроль осуществляется эксплуатирующей организацией, индивидуальным предпринимателем путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий.


С 2021 г. будут действовать новые правила производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Ранее изданный акт по этому вопросу отменяется в рамках механизма «регуляторной гильотины».

Уточнены требования к положению о производственном контроле, которое утверждают эксплуатирующая организация (руководитель обособленного подразделения юрлица), ИП. Установлено, в каких случаях положение разрабатывается вновь или должно измениться.

Дифференцированы требования к работникам, ответственным за производственный контроль на объектах I-III классов опасности и IV класса опасности.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

В законе нет указаний на определенные виды деятельности, для которых программа производственного контроля является обязательной. Поэтому, теоретически, на предприятии (любом) она должна быть. Разработка программы производственного контроля требует наличия большого количества документов и разной информации. Чтобы не запутаться во всем этом, обратитесь к профессионалам, они вас сориентируют и по цене, и по объему работ.

Наша компания предлагает широкий спектр услуг, в том числе и решение проблемы производственного контроля. Мы работаем в городах Челябинск, Сургут, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Барнаул и пр. Заказать консультацию можно прямо сейчас на сайте. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально.

Ответим на ключевые вопросы:

  1. Для чего нужен производственный контроль за выполнением санитарных правил?
  2. Что представляет собой программа производственного контроля ППК?
  3. Как разработать план контроля выполнения санитарных правил?
  4. Из чего состоит положение производственного контроля?
  5. Какая существует ответственность за отсутствие ППК?

Согласно законодательству РФ, производственный контроль над соблюдением и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Целью производственного контроля (далее — ПК) является обеспечение безопасности (безвредности) человека и окружающей среды от вредного влияния объектов контроля путем выполнения требований санитарных правил и норм (далее — СанПиН), санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, орга-низации и осуществления контроля их соблюдения.

Объектами производственного контроля являются:

  • производственные и общественные помещения,
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • здания и сооружения; технологическое оборудование и транспорт,

а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления; технологические процессы и рабочие места, используемые для выполнения работ и оказания услуг.

Для осуществления производственного контроля составляется «Программа или план производственного контроля» (далее — ППК).

ППК — обязательный документ для любой организации, независимо от видов деятельности — оформляется до начала осуществления деятельности, а также при реконструкции (перепрофилировании, реорганизации) рабочих мест (технологических процессов). Разработанная программа утверждается руководителем организации на 5 лет.

Программа лабораторного производственного контроля необходима для того, чтобы можно было отслеживать выполнение санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на производстве, в т.ч.:

  • соблюдение санитарных правил и норм и других нормативных документов в условиях конкретного производства;
  • проведение лабораторных измерений и исследований физических, химических и других факторов на рабочих местах, в помещениях и на территории;
  • контроль наличия заключений, сертификатов, лицензий и иных документов;
  • проведение медицинских осмотров, наличие медицинских книжек и сроки их действия;
  • контроль отчетности, указанной в ППК;
  • взаимодействие с органами государственного надзора (отчетность, аварии, несчастные случаи и т.п.).

ППК должна включать весь комплекс мероприятий, направленных на соблюдение СанПиН, например, лабораторные измерения на рабочих местах, дезинфекция, дератизация, контроль качества продукции, и т.п. Все необходимые лабораторно-инструментальные замеры и исследования должны проводиться согласно плану-графику, работниками (организациями-лабораториями), имеющими право (лицензии, аккредитации, сертификаты и т.д.) выполнять эти работы.

Разработать ППК можно и самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в органы Роспотребнадзора для получения (на безвозмездной основе) информации о государственных санитарных правилах и нормах, требованиях нормативов к химическим веществам, биологическим и др. факторам, указанием точек отбора проб, лабораторных исследований, а также периодичности этих мероприятий.
Что еще включает порядок производственного контроля?

В ППК обязательно должна содержаться информация о предприятии, например, полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, виды деятельности, сведения о лице, ответственном за организацию ПК. Указанное лицо обязано иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную документами (свидетельствами, дипломами и т.п.).
Кроме того ППК должна включать следующие данные:

список официально изданных государственных нормативных документов, наличие которых необходимо на предприятии;

  • список должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению ПК;
  • список видов деятельности (работ, услуг, продукции и т.п.), представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды и подлежащих сертификации, лицензированию и т.п.;
  • перечень веществ, факторов, производств, представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды, в отношении которых требуются лабораторные исследования и испытаний, отборы проб с указанием периодичности этих мероприятий, а также перечень аккредитованных лабораторий, выполняющих указанные исследования и испытания;
  • перечень мероприятий по обеспечению безопасности для человека и окружающей среды при осуществлении производственной или иной деятельности;
  • список должностей работников организации, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • перечень и формы учета и отчетности, установленной законодательством по вопросам ППК;
  • перечень аварийных ситуаций, связанных с производственной деятельностью, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, порядок оповещения о них работников и население, порядок взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления;
  • иные мероприятия, необходимые для осуществления эффективного контроля соблюдения санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Более подробные сведения о ППК содержатся в нормативной документации Роспотребнадзора и других государственных органах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *