Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «384 ФЗ статус на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Настоящий Федеральный закон принимается в целях:
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.
ФЗ-384 о безопасности зданий актуальный в 2021 г.
- Обследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Сертификация оборудования, декларирование соответствия
1. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
1. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий.
2. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях по следующим показателям:
1) качество воздуха в производственных, жилых и иных помещениях зданий и сооружений и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
2) качество воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд;
3) инсоляция и солнцезащита помещений жилых, общественных и производственных зданий;
4) естественное и искусственное освещение помещений;
5) защита от шума в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
6) микроклимат помещений;
7) регулирование влажности на поверхности и внутри строительных конструкций;
8) уровень вибрации в помещениях жилых и общественных зданий и уровень технологической вибрации в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
9) уровень напряженности электромагнитного поля в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях;
10) уровень ионизирующего излучения в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям — пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
- Направление уведомлений при окончании строительства объектов ИЖС и садовых домов
Электронный способ получения услугиПолучения услуги через МФЦТрадиционный способ получения услуги - Направление уведомлений при планируемом строительстве объектов ИЖС и садовых домов
Электронный способ получения услугиПолучения услуги через МФЦТрадиционный способ получения услуги - Принятие решений о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом
Получения услуги через МФЦТрадиционный способ получения услуги
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Информация МВД России «Министерство внутренних дел Российской Федерации информирует о продлении срока действия временных мер в отношении иностранных граждан»
- Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- Письмо Минстроя России от 10.06.2021 N 24101-ЮГ/16 «Об однотипных нарушениях, допускаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обеспечении жильем ветеранов и инвалидов»
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2021 N 1524-р О выделении Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия «Выполнение функций по обеспечению отбора и подготовки космонавтов»»
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2021 N 880 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 121 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1912»
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 09.06.2021) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»
- Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 N 121 (ред. от 09.06.2021) «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере социального обслуживания»
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2021 N 869 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2021 году»
- Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 08.06.2021 N 18177.ФБ.77/2021 По вопросу внесения изменений в ИПР инвалидов, выданные до 01.01.2016 посредством создания «Заявления на изменение» с использованием ФГИС «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы»»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р»
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений был принят в 2009 году. Он регулирует правоотношения в сфере разработки проекта строительства, выполнения непосредственной постройки и последующей эксплуатации таких конструкций.
Необходимость технического регулирования вызвана тем, что нужно обеспечить безопасность граждан при использовании домов и иных построек, газового оборудования в квартирах и др.
Целями настоящего ФЗ являются:
- Защита и охрана жизни и здоровья граждан.
- Охрана окружающей среды.
- Обеспечение безопасности и эффективности использования самого здания или иного сооружения.
В этом нормативном правовом акте используется масса понятий, которые необходимо знать и понимать:
- авария – опасное для жизни и здоровья техногенное происшествие;
- жизненный цикл здания – это цикл, который берет свое начало от разработки проектной документации, а заканчивается после разрушения здания;
- здание – результат проектных и строительных работ;
- инженерная защита – защита, направленная на обеспечение безопасности людей в результате строительства или сноса какой-либо конструкции;
- нормальные условия эксплуатации – такие условия, при которых не допускается ухудшение технического состояния конструкции или ее полное разрушение;
- помещение – отдельная часть здания (может быть как жилым, так и нежилым).
Есть еще один важный термин:
Уровень ответственности здания — характеристика конструкции, определяемая в соответствии с объемом экономических, социально-экологических последствий его разрушения.
Это далеко не весь перечень понятий, используемых в данном нормативном правовом акте, но — его основная часть. Полный перечень можно увидеть в самом законе (ссылка на его скачивание дана ниже по тексту), в статье №2.
Сюда входит несколько блоков требований. Прежде всего, это пожарная безопасность. Она подразумевает под собой, что в процессе эксплуатации здания или сооружения и в случае возникновения в нем возгорания, здание должно быть спроектировано таким образом, чтобы не допустить быстрого распространения огня и чтобы имелась возможность грамотно эвакуировать находящихся в нем лиц.
Существуют также и требования к безопасности в случае возникновения различных техногенных катастроф. Здесь здание должно быть построено таким образом, чтобы в случае влияния негативных природных факторов оно не разрушилось, и не пострадала безопасность лиц, находящихся в таком сооружении.
Отдельным блоком выделяются и требования безопасности в отношении обеспечения здоровья граждан. Здесь речь идет о том, что здание или сооружение должно быть построено таким образом и при использовании таких материалов, не наносящих вреда жизни и здоровью гражданина. Сюда относится и качество воды и воздуха, солнцезащита, защита от шума, ветра и др.
Помимо того, что сами инженеры и застройщики должны соблюдать требования безопасности при строительстве, но и сами пользователи таким объектом также должны использовать сооружение о его целевому назначению, не принося ему вреда и не допуская его разрушения или ухудшения его состояния.
К зданиям общего пользования применяются также и требования о безопасности и удобности его использования для людей с ограниченными возможностями. Речь идет об установке специальных лифтов, пандусов, полозьев и перил.
Обновлен технический регламент о безопасности зданий и сооружений
В данный нормативный правовой акт периодически вносились изменения и дополнения. В частности, теперь в законе раскрывается понятие жилого помещения. Ранее такого деления не было и в нормативном правовом акте упоминалось лишь понятие помещения. Так, в соответствие с новой редакций, под жилым помещением понимается такое помещение, которое отвечает требованиям соответствия санитарным нормам и правилам. Помимо этого, оно должно быть предназначено для постоянного круглогодичного проживания, иметь свой отдельный вход и выход.
Так же изменения коснулись и определения зданий, относящихся к офисным. Ранее в законе использовалось понятие банковское учреждение. Теперь же в соответствие с требованиями центрального банка России применяется термин организация. Больше за последнее время никаких изменений и дополнений в этот нормативный правовой акт не вносилось.
Таким образом, закон о техническом регламенте предусмотрел основные положения по поводу строительства и эксплуатации зданий или других конструкций, сооружений. Указывается, что должна проводиться проверка газового оборудования, которую уполномочен осуществлять компетентный муниципальный орган. Регулирование безопасности построек осуществляется и иными документами, например Жилищным кодексом РФ. Все здания должны соответствовать законно установленным нормам, которые являются обязательными как для застройщиков, так и для пользователей.
- Обследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Сертификация оборудования, декларирование соответствия
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений создан и утвержден для следующих целей:
- защитить недвижимость граждан;
- защитить имущество муниципалитета и государства;
- предотвратить опасность жизни и здоровью;
- предотвратить вредоносное влияние на природную окружающую среду, животный и растительный мир;
- обеспечить энергетическую эффективность.
Целью принятия также является предотвращение действий, которые могут привести к обманной продаже имущества в регламентируемых строительных объектах.
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений принят 23.12.2009 года Госдумой Российской Федерации. Двумя днями позже был утвержден Советом Федерации.
Выделяют три общих раздела документа:
- нормы и требования устойчивости строения;
- гарантирование стойкости строительных объектов в течение их возведения;
- пути оценки качества и эксплуатационной пригодности здания.
Документ регулирует рамки норм и требований, касающихся энергетической эффективности объекта, но без установки детальных характеристик. Техническое регулирование распространяется на сооружения и здания капитального типа в период их жизненного цикла.
Аутентификацию зданий выполняют по таким характеристикам, как предназначение, способы оценки соблюдения требований качества, а также уровень ответственности. Под регулирование попадают не только сами здания и сооружения, но и обслуживающие их сети инженерно-технического направления.
Официальный документ выдвигает требования к таким параметрам:
- противопожарная безопасность зданий;
- обеспечение безопасности при опасных явлениях атмосферного и техногенного характера;
- условия проживания человека в сооружении;
- отсутствие угрозы для пользователей объекта;
- доступность для граждан с ограниченными физическими возможностями;
- энергетическая эффективность;
- машинная безопасность;
- уровень воздействия на природное окружение.
Дома и общеинженерные системы должны быть приведены в соответствие нормам проектных бумаг. Коэффициенты энергетической эффективности должны соответствовать текущим законодательным актам и проверяться службами исполнительного управления.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ
Федеральный закон №384-ФЗ состоит из 44 статей в семи основных главах:
- главные положения законодательного акта;
- стандарты и требования по предотвращению опасности строительных объектов;
- требования к результатам технических изысканий, проектным бумагам;
- гарантии безопасности при возведении, реконструкции, текущем и капитальном ремонте;
- гарантии безопасности при разработке сооружения, прекращении его использования и сносе;
- оценка соответствия, процессы установки, наладки и связанные операции;
- заключительные положения.
Важными предоставляемыми данными являются параметры и сроки эксплуатации, энергетическая эффективность, электрическая эффективность. Именно эти параметры позволят покупателям недвижимости определить соответствие стандартам качества сооружения.
Новая редакция подготовлена и предоставлена в общий доступ от 02.07.2013 года. Изменения претерпел пункт 1 части 13, статьи 30. Новая редакция свидетельствует, что дома с большим количеством пользователей, здания банков, больниц, поликлиник, школ, колледжей и университетов должны быть защищены мерами, предотвращающими возможные криминальные нарушения. Это же относится к представительствам транспортной сферы.
Свойства строительных сооружений оцениваются по статье 4 настоящего закона, пожарная безопасность регулируется статьей 17. Данным законопроектом рекомендуется руководствоваться во время приобретения недвижимости и оценки ее состояния.
Tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-zdanij-i-sooruzhenij-384-FZ-skachat
Скачать
Настоящий Федеральный закон принимается в целях:
1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.
4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.
6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 384-ФЗ
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Статья 14. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду
Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
1. Здания должны быть спроектированы таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита в целях создания безопасных условий проживания независимо от его срока.
2. Выполнение требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, должно быть обеспечено мерами по ориентации жилых помещений по сторонам света, а также мерами конструктивного и планировочного характера, в том числе по благоустройству прилегающей территории.
№ 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Данным законом вносятся изменения в ФЗ «О техническом регулировании» в части обеспечения безопасности возводимых объектов строительства.
Для исполнения закона № 384-ФЗ Правительством РФ было принято постановление от 26.12.2014
№ 1521 (с последующими изменениями), определяющее перечень применяемых в РФ стандартов и СП.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии своим приказом от 01.06.2010 № 2079 (с последующими изменениями) утвердило соответствующий перечень документов по стандартизации.
Благодаря определенным законом № 384-ФЗ нормам технического регулирования зданий и сооружений, инженерно-технических сетей и систем обеспечения, они стали обязательными для применения на всех этапах строительства – с начала проектирования (включая изыскательские работы) до момента монтажа и наладки построенного объекта, на протяжении всего времени его эксплуатации до окончательного сноса (утилизации).
Технический регламент о безопасности призван защитить:
- право людей на здоровые условия жизни;
- сохранность имущества (частного, государственного, муниципального).
Благодаря соблюдению норм закона должна обеспечиваться энергетическая эффективность строящихся объектов, ограничиваться вредное воздействие на природную среду, в том числе, на окружающий растительный и животный мир.
Технический регламент предусматривает установление минимально необходимых требований к конструкции и основным элементам строительных объектов, к которым относятся здания, сооружения, их инженерные сети, обеспечивая учет возможных опасных воздействий на их состояние. Законодательным актом устанавливаются нормы безопасности, к которым относятся:
- механическая;
- пожарная;
- достаточная степень противостояния опасным природным процессам и техногенным воздействиям.
Благодаря его обязательному применению при проектировании и строительстве учитывается необходимость обеспечения следующих безопасных условий:
- пребывание/проживание людей внутри построенного объекта;
- возможность полноценного пользования всеми функциональными возможностями объекта;
- доступность для людей с ограниченными возможностями и инвалидов;
- энергоэффективность;
- минимизация вредного влияния на окружающую среду.
Для этого техническим регламентом вводится идентификация возводимых объектов по назначению, принадлежности к определенной инфраструктуре в зависимости от функциональных и технологических особенностей, степени опасности производственных и техногенных нагрузок, вероятности и силе возможных природных катаклизмов, степени пожаровзрывоопасности и прочим параметрам.
Законом предусмотрено проведение оценки соответствия возводимых объектов установленным требованиям.
Под действие закона не попадает регулирование технологических процессов, которые обеспечивают функциональность зданий и сооружений.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна
Список обязательных нормативных документов в строительстве 2021
1. Здания должны быть спроектированы таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита в целях создания безопасных условий проживания независимо от его срока.
2. Выполнение требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, должно быть обеспечено мерами по ориентации жилых помещений по сторонам света, а также мерами конструктивного и планировочного характера, в том числе по благоустройству прилегающей территории.
1. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях с постоянным пребыванием людей должно быть обеспечено естественное или совмещенное, а также искусственное освещение, а в подземных этажах — искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.
2. В расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях, в которых по условиям осуществления технологических процессов исключена возможность устройства естественного освещения, должно быть обеспечено искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей.
3. В случаях, предусмотренных в задании на проектирование, в проектной документации здания или сооружения должны быть предусмотрены устройства для наружного освещения.
1. Размещение здания или сооружения на местности, проектные значения характеристик строительных конструкций, характеристики принятых в проектной документации типов инженерного оборудования, предусмотренные в проектной документации мероприятия по благоустройству прилегающей территории должны обеспечивать защиту людей от:
1) воздушного шума, создаваемого внешними источниками (снаружи здания);
2) воздушного шума, создаваемого в других помещениях здания или сооружения;
3) ударного шума;
4) шума, создаваемого оборудованием;
5) чрезмерного реверберирующего шума в помещении.
2. В здании или сооружении, которые могут являться источником шума, приводящего к недопустимому превышению уровня воздушного шума на территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения, должны быть предусмотрены меры по снижению уровня шума, источником которого является это проектируемое здание или сооружение.
3. Защита от шума должна быть обеспечена:
1) в помещениях жилых, общественных и производственных зданий;
2) в границах территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения.
4. В помещениях и на открытых площадках, где от различимости звука, создаваемого средствами радиооповещения, может зависеть безопасность людей, должны быть предусмотрены меры по обеспечению оптимального уровня громкости и различимости звука.
1. В проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие:
1) водоотвод с наружных поверхностей ограждающих строительных конструкций, включая кровлю, и от подземных строительных конструкций здания и сооружения;
2) водонепроницаемость кровли, наружных стен, перекрытий, а также стен подземных этажей и полов по грунту;
3) недопущение образования конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций, за исключением светопрозрачных частей окон и витражей.
2. В случае, если это установлено в задании на проектирование, в проектной документации должны быть также предусмотрены меры по предотвращению подтопления помещений и строительных конструкций при авариях на системах водоснабжения.
В проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены меры для того, чтобы вибрация в здании и сооружении не причиняла вреда здоровью людей.
В проектной документации здания и сооружения, строительство которых планируется на территории, где уровень напряженности электромагнитного поля, создаваемого линией электропередачи переменного тока промышленной частоты и (или) передающими радиотехническими объектами, превышает предельно допустимый, должны быть предусмотрены меры по снижению этого уровня в помещениях с пребыванием людей и на прилегающей территории путем соблюдения требований к санитарно-защитным зонам и экранирования от электромагнитного поля.
1. В проектной документации здания или сооружения должны быть определены значения характеристик ограждающих конструкций и приняты конструктивные решения, обеспечивающие соответствие расчетных значений следующих теплотехнических характеристик требуемым значениям, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий в помещениях:
1) сопротивление теплопередаче ограждающих строительных конструкций здания или сооружения;
2) разность температуры на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций и температуры воздуха внутри здания или сооружения во время отопительного периода;
3) теплоустойчивость ограждающих строительных конструкций в теплый период года и помещений здания или сооружения в холодный период года;
4) сопротивление воздухопроницанию ограждающих строительных конструкций;
5) сопротивление паропроницанию ограждающих строительных конструкций;
6) теплоусвоение поверхности полов.
2. Наряду с требованиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, в проектной документации здания или сооружения должны быть предусмотрены меры по предотвращению переувлажнения ограждающих строительных конструкций, накопления влаги на их поверхности и по обеспечению долговечности этих конструкций.
3. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установленные в проектной документации требования к режиму их функционирования должны обеспечивать при принятых с учетом требований статьи 30 настоящего Федерального закона расчетных значениях теплотехнических характеристик ограждающих строительных конструкций соответствие расчетных значений следующих параметров микроклимата помещений требуемым значениям для теплого, холодного и переходного периодов года, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий:
1) температура воздуха внутри здания или сооружения;
2) результирующая температура;
3) скорость движения воздуха;
4) относительная влажность воздуха.
4. Расчетные значения должны быть определены с учетом назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях. Учету подлежат также избытки тепла в производственных помещениях.
5. В технических решениях систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должна быть предусмотрена возможность автономного регулирования параметров микроклимата помещений.
6. В проектной документации здания или сооружения должны быть предусмотрены также технические решения по обеспечению тепловой и гидравлической устойчивости систем отопления при изменениях внешних и внутренних условий эксплуатации здания или сооружения в течение всех периодов года.
Мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.
В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в проектной документации здания или сооружения должна содержаться следующая информация:
1) идентификационные признаки здания или сооружения в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) срок эксплуатации здания или сооружения и их частей;
3) показатели энергетической эффективности здания или сооружения;
4) степень огнестойкости здания или сооружения.
Данный техрегламент действует в отношении различных зданий, сооружений вне зависимости от их вида и назначения. Помимо этого, его требования распространяются и инженерную инфраструктуру. Внимание уделено и характеристикам: от классификации по взрыво- и пожароопасности до энергопотребления. Полный перечень объектов, которые входят в область действия техрегламента о безопасности зданий и сооружений 384-ФЗ, выглядит так:
- здания;
- инженерные сети;
- проектирование;
- эксплуатация;
- сооружения;
- снос;
- строительство;
- монтажно-наладочные мероприятия.
То есть условия из регламентирующего документа и связанных с ним стандартов должны соблюдаться на протяжении всего жизненного цикла объекта. Есть исключения, но в любом случае должны учитываться потенциальные риски при воздействии различных факторов, даже природного либо техногенного характера. Минимальные требования касаются также механической, пожарной безопасности и энергоэффективности. Объект должен быть доступным для эксплуатации в различных условиях и людьми с разными особенностями здоровья. Обязательный фактор — безопасная эксплуатация.
Этот регламентирующий документ предполагает обоснование безопасности объектов. Формы и виды подтверждения соответствия разделены по характеристикам зданий и сооружений. Например, для вновь построенных без соблюдения действующих норм ввод в эксплуатацию будет невозможен. Документ также предусматривает периодические осмотры и другие мероприятия.
Здесь исключение — объекты индивидуального жилого строительства, но и они должны строиться по отдельным нормам и правилам.
Федеральный закон от 30.12.2009 384-ФЗ техрегламент о безопасности зданий и сооружений выделяет проектирование как очень важный этап в жизненном цикле объекта. Аналогичное отношение к изысканиям. На этой стадии необходимо учесть все возможные риски и обеспечить их нивелирование или сведение к допустимому минимуму. Уточненные требования к работам по проектированию и другим этапам можно найти не только в техрегламенте, но и стандартах, нормативах и правилах Национальной системы Российской Федерации.
Первая глава определяет:
- основные принципы закона;
- термины, применяемые в тексте;
- объекты регулирования;
- признаки идентификации сооружений;
Определение основных требований изложено во второй главе и включает критерии механической, пожарной, техногенной безопасности, условий проживания, доступности для лиц с ограниченными возможностями, отсутствия отрицательного влияния на природу.
В разделе о мероприятиях в период строительства (глава 4) указывается о:
- необходимости применения материалов соответствующих требованиям госстандартов;
- обязанности лица, выполняющего строительство, проводить работы в соответствии с проектом.
Эксплуатационный технический регламент 384 фз (глава 5) выполняется за счет техобслуживания и освидетельствований, при этом основные технические параметры, отраженные в проекте, должны сохраняться в заданных пределах.
Оценка требованиям фз о безопасности зданий и сооружений 384 (глава 6) производится на всем протяжении существования объекта и состоит из:
- Экспертизы изысканий.
- Соответствия технических проектных параметров.
- Оценки законченного строительства перед началом эксплуатации.
- Проверок во время эксплуатации.
Обязательная оценка (федеральный закон 384 от 30.12 2009, ст. 39,40) проводится в случаях, определенных градостроительным кодексом и включает следующие этапы:
- подтверждение соответствия проектной документации (заявление исполнителя – автора проекта);
- госстройэкспертизы изыскательских и проектных работ;
- строительного контроля и госстройнадзора;
- соответствие построенного объекта проектной документации и требованиям фз 384 2009 (заявления производителя строительных работ);
- при вводе в эксплуатацию.
Настоящий Федеральный закон принимается в целях:
1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.
4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.
6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:
1) назначение;
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности.
2. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.
3. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с районированием территории Российской Федерации по уровню опасности природных процессов и явлений, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, данными многолетних наблюдений за природными процессами и явлениями, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также результатами инженерных изысканий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.
4. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
5. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 5 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.
6. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 6 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с требованиями застройщика (заказчика).
7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:
1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный.
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
11. Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:
1) застройщиком (заказчиком) — в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;
2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, — в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.