Налог на тунеядство в России 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на тунеядство в России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Смысл инициативы, которая направлена на то, чтобы ввести налог на тунеядство в России 2021 году или позже, заключается в том, чтобы обязать всех граждан, признанных трудоспособными и не имеющих официального трудоустройства, выплачивать соответствующую выплату в бюджет страны. Идея проекта заключается в том, что такие граждане пользуются всеми возможностями созданной государством социальной инфраструктуры, поэтому обязаны платить за это по отдельной схеме в силу отсутствия перечислений из заработной платы. Что касается разновидности платежа, освещающие налог на тунеядство в России 2021 новости не предоставляют конкретной информации, решение находится на стадии обсуждения. По имеющимся сведениям его необходимо будет выплачивать ежегодно.

Налог на тунеядство в России в 2021 году

Новостные ленты массово приводят слова вице-премьера Российской Федерации Ольги Голодец о том, что вопрос о возможном введении в следующем году налога на тунеядство обсуждается на уровне Совета Федерации. Точной информации о том, будет ли налог на тунеядство и в какие сроки, в настоящее время нет. Законопроект по данному вопросу не разработан. Однако пример соседней Беларуси показывает, что такой вариант развития событий вполне жизнеспособен, если не в 2021 году, то в не слишком отдаленном будущем. Как известно, на данный момент происходит детальное изучение опыта в данном вопросе соседней страны. Поэтому имеет смысл знать, в чем может заключаться данный законопроект. Есть информация, что в течение последующих нескольких лет будет проведена масштабная работа, одним из этапов которой станет определение числа неработающих граждан, которые пользуются социальными привилегиями.

Осенью прошлого года СМИ широко освещали возможность введения в РФ налога для нежелающих легально трудиться сограждан. Инициатива чиновников направлена на то, чтобы граждане дееспособного возраста отчисляли в бюджет страны деньги за отказ работать официально.

Авторы соответствующей идеи отмечают: все россияне пользуются созданной государством социальной инфраструктурой, включая медицину. При отсутствии отчислений в казну из заработной платы, «тунеядцы» должны платить обязательные сборы по отдельной схеме. Пока не определен принцип внесения такого платежа: по данным СМИ, налог на тунеядство в России 2018 пока еще находится в стадии обсуждения. Вероятно, его придется выплачивать раз в год.

Ключевым основанием введения налога на тунеядство называется желание Минфина выявить работающих «в тени» граждан, не отчисляющих в госбюджет обязательные платежи. Недополучение средств Пенсионным фондом и налоговой службой ведет к дефициту средств на обслуживание неработающей части населения и требует от государства принятия действенных мер.

Пока нет четкой информации о налоге на тунеядство и сроках его введения. По данному вопросу даже не разработан законопроект. Между тем вице-премьер Ольга Голодец не исключала возможность введения нового налога в будущем году, этот вопрос якобы уже обсуждался на Совете Федерации.

Пример Беларуси показывает жизнеспособность подобных новаций. Поэтому не исключено, что в ближайшей перспективе Россия последует примеру соседей. Сейчас специалисты детально изучают белорусский опыт, чтобы продумать все детали во избежание промахов. Гражданам также стоит ознакомиться с возможными новациями поближе. Тем более что власти намерены на протяжении нескольких лет провести масштабную работу по персонификации неработающих россиян, пользующихся социальными привилегиями.

Работай, трутень! 50 лет «закону о тунеядцах»

Слово «тунеядство» произошло от церковно-славянского «туне» — даром, бесплатно и «ясти» — кушать, есть. Термин означает – «бездельничать», «жить за счет работы других граждан», «проживать на благах общества». К тунеядцам принято относить:

  • безработных граждан;
  • алкоголиков и наркоманов.

Но также в этот список попадают:

  • люди, занимающиеся творческой деятельностью (например, художники, актеры, певцы, писатели и т.п.);
  • фрилансеры (программисты, дизайнеры, копирайтеры и другие);
  • домохозяйки.

Под определение не попадают:

  • официально трудоустроенные граждане;
  • граждане, которые числятся на бирже труда как безработные;
  • студенты, несовершеннолетние, нетрудоспособные граждане и пенсионеры;
  • инвалиды;
  • граждане живущие за счет урожая с приусадебного хозяйства, разведения скота и иных животных;
  • люди, которые ухаживают за инвалидами и (или) больными родственниками ;
  • женщины, которые занимаются воспитанием детей до 14 лет.

Этот список может быть значительно длиннее.

Когда вступает закон о тунеядстве неизвестно. Возможно, этого никогда не произойдет. Но если законопроект будет принят в 2021 году, то так называемые тунеядцы будут обязаны вносить в казну РФ ежегодно определенную сумму (по некоторым оценкам около 20 тыс. рублей) — налог на доход физических лиц + отчисления в Фонд ОМС.

Восполнить недостаток средств в казне государства вышеуказанные категории граждан смогут следующим образом:

  • зарегистрировавшись как ИП;
  • купив медицинский полис;
  • уплатив сумму обязательного налога;
  • купив патент;
  • устроившись на работу официально.

Вступление в силу закона «о тунеядстве» в 2021 году повлечет за собой:

  • снижение уровня заработных плат (то есть уровня жизни определенной категории населения страны);
  • отток квалифицированных граждан с целью трудоустройства за границу;
  • возрастет количество фрилансеров, зарегистрированных как ИП.

Из-за снижения уровня оплаты труда после вступления в силу законопроект не оправдает возлагаемые на него правительством ожидания. Именно поэтому его обсуждение, чтение и принятия вновь были отложены на неопределенный срок.

До возникновения СССР борьба с тунеядцами не велась. Такое явление только получало социальное неодобрение. Когда к власти пришли большевики, началась перестройка всей политической системы. Для этого требовались деньги и трудовые ресурсы. Новое Правительство считало, что тунеядцев нужно перевоспитывать.

Такие идеи отразились в декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. По этому документу все жители Советского Союза, которые получали доход не от полезного обществу труда или использовали наемных работников, лишались политических прав. В 1951 году вышел указ о борьбе с иждивенцами. Но исполнение указа ограничилось осуждением только 1% безработных из 150 тысяч.

Серьезнее подошли к делу уже в 1961 году, когда вышел закон об ужесточении способов борьбы с иждивенцами. Наказанием для «паразитирующих» граждан стало переселение в специально отведенные регионы с конфискацией всего имущества и принудительной работой до 5 лет. Наказывали даже тех людей, которые получали доход от личного имущества — квартиры или автомобиля. Труд стал обязательным для всех граждан страны.

Только за 3 года, после вступления закона в силу, отправили в ссылку 37 тысяч человек. Под категорию тунеядцев в СССР порой попадало даже нетрудоспособное население. Наказывали в том числе и деятелей культуры и науки — поэта Иосифа Бродского, публициста Андрея Амальрика, актера Николая Годовикова.

В СССР тунеядство рассматривали в 3 формах:

  • бродяги;
  • попрошайки;
  • лица, ведущие «паразитический образ жизни».

Полезными обществу считались только граждане, которые работали по найму в государственных организациях или на предприятиях. Самозанятость в современном понимании тогда порицали.

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.

Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.

В новом Декрете прописан список граждан, с которых не взимают налог:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды и нетрудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • родитель ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, трех и больше несовершеннолетних детей;
  • граждане, которые находятся на территории страны менее 183 дней ежегодно, что подтверждено штампом о въезде-выезде из страны.

Закон «о тунеядстве» в России: налог или социальный платеж

По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:

  1. Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
  2. Внесенные платежи возвращают гражданам.

Кроме того, те, кто попал в категорию тунеядцев, должны оплачивать коммунальные услуги в 100% объеме. В то время как остальным гражданам государство оказывает субсидирование в оплате за горячее водоснабжение, газ и тепло. Безработные по неуважительным причинам граждане с 1 января 2019 года оплачивают по полному тарифу горячую воду, а с 1 октября — газ и теплоснабжение.

Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.

Европейские страны тратят большие суммы на поддержку неработающих лиц. Это порождает социальную проблему: граждане не хотят работать из-за того, что пособия для безработных сопоставимы с минимальным доходом трудящегося населения. Разница составляет 150-200 долларов. Другая социальная несправедливость — трудоустроенные граждане не получают льготы, которые положены безработным.

Но государства Европы принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан. Они предлагают поощрение работающим — открывают новые рабочие места, трудоустраивают только что окончивших вуз и без опыта. Кроме того, в Европе деятельность налоговой службы по выявлению неофициального заработка очень эффективна.

В России в больших городах с работой проблем особых нет. Там множество компаний, заводов, фабрик, магазинов. Зарплаты достаточные, чтобы жить и содержать семью. А в провинции с занятостью наблюдаются проблемы. Устроиться на хорошую работу сложно, а зарплаты такие, что трудно оплатить коммунальные услуги. Потому многие решаются подрабатывать нелегально, ведь такие доходы намного больше “белой” зарплаты.

Но Госдума считает иначе. Положения к закону о тунеядстве в России, да и сам закон, разрабатывались несколько лет. Введение планировалось к 1 июля 2021 года. Именно поэтому текущий год станет для людей самым сложным.

Предпосылками к принятию закона о тунеядстве стал увеличивающийся с каждым годом рост безработных людей. Сегодня в России более 18 миллионов человек, которые официально не трудоустроены. Но все требуют от государства помощи, пенсий, дотаций, медицинского обслуживания.

Вследствие этого постоянно растут расходы бюджета, а вот прибыли – нет. Поэтому власти решили ввести закон о тунеядстве в России в 2021 году. На данный момент закон находится на стадии доработки, так как в нем есть неточности и взаимоисключения. Для начала планируется ввести с 1 мая пилотный проект в наиболее перспективных регионах:

  • Московской области и столице;
  • Калуге и Калужской области;
  • Татарстане.

В указанных регионах закон в существующем виде уже введен. Если он будет работать, то останется без изменений. При возникновении сложностей внесут поправки. Но отменять налог на тунеядство не будут. Неработающим гражданам придется подумать, как легализоваться, во избежание преследований и наказаний.

Тунеядцами в России считаются все, кто по достижении 18 лет не учится (очно) или не работает официально. Но есть некоторые исключения из правил:

без работы можно находиться без уплаты налога в течение 3 месяцев. По истечении срока придется уплачивать налог;

если вы уволены с работы в связи с сокращением штата, то можете быть свободны в течение полугода;

также освобождаются от уплаты налога те, кто состоит на учете по безработице. Вот только по первому звонку придется выйти на общественные работы.

Также освобождение получают:

  • ремесленники;
  • священники;
  • монахи;
  • солдаты, находящиеся на срочной службе;
  • в связи с уходом за ребенком инвалидом до достижения им совершеннолетия;
  • индивидуальные предприниматели;
  • спортсмены, приносящие стране медали, славу;
  • солдаты, служащие по контракту;
  • заключенные;
  • в связи с уходом за инвалидом 1 группы.

Поблажка дается:

  • погорельцам;
  • малоимущим семьям, если условия их жизни ниже нормы;
  • родителям болезненных детей до 14 лет;
  • жертвам стихии;
  • опекунам нетрудоспособных членов семьи;
  • состоящим на учете в диспансере.

Но поблажка дается на 1 год и действует при наличии подтверждающих документов.

Способы поиска тунеядцев не известны. По отдельным данным за основу возьмут база пенсионного фонда, сверяемую с данными налоговой инспекции. Правда, подобная методика в Белоруссии не дала результатов, квитанции приходили трудоустроенным гражданам, которые и так исправно платили налоги.

На данный момент «налог на тунеядство» из стран постсоветского пространства практикуют только в Беларуси. Россия задумывалась о подобной практике, и законопроект уже неоднократно подавался на рассмотрение. Но принятие подобного решения было бы слишком непопулярным для жителей страны, так как уже на моменте подачи законопроекта граждане выказывали недовольство подобным отношением. Это стало причиной того, что до сих пор проект остается только на стадии разработки. Так что нет ничего удивительного, что до сих пор законопроект не доработан. Многие вопросы не раскрыты, нет уточнений. И так останется до того момента, пока власти вновь не задумаются о введении подобных сборов. А разговоры о необходимости перенять практику северного соседа есть. И имеются некоторые опасения, что довольно скоро правительство снова поднимет этот вопрос. Возможно, название законопроекта будет несколько иным, да и принципы введения налогов будет существенно откорректированы, но основная суть останется той же.

Налог На Безработных В России В 2021

Пристальное внимание Россия уделила закону о тунеядстве в 2015 году. Именно в это время в соседней Беларуси президент подписывает соответствующий указ. Инициатором введения такого закона стал вице-премьер Ольга Голодец. Не все члены правительства поддержали эту инициативу, так как она многим показалась непопулярной. И законопроект был отложен. По заявлениям самой Ольги Голодец уже в 2017 году о налоге в правительстве говорить вовсе перестали. Но идею продумать систему налогообложения для граждан, которые официально не работают, не оставили.

В 2018 году было принято решение запустить пробный проект для самозанятых граждан страны. Этот проект сразу ввели только в четырех регионах РФ. Суть налога – оплачивать 3% за услуги физических лиц и 6% за услуги организаций, которые предоставляются самозанятым людям. Чтобы заявить о себе, нужно установить на телефон мобильное приложение. Такую идею ввели для начала в тех областях, где отмечено самое большое количество самозанятого населения. Это Москва и область, Калужская область и Республика Татарстан. Но из всех регионов это сделали всего лишь 1,5 тысячи человек. Слишком мало для столь густонаселенных территорий.

Проблема в том, что люди просто не доверяют правительству. Они считают, что низкие ставки налогов – это уловка, а слишком высокие ставки платить не хочет никто. Получается своего рода замкнутый круг.

Выходит, что пробный проект потерпел фиаско. Но власти не остановятся на этом, потому что правительство все равно изучает возможные варианты для того, чтобы заставить неофициально работающих людей платить налоги в государственную казну. И не исключено, что в скором времени новостную полосу всколыхнет информация о введении какого-то нового оригинального решения для получения взносов в госбюджет от самозанятых граждан.

К слову, идея ввести налог на тунеядство в Беларуси провалилась. В 2018 году закон отменили. Люди не приняли это решение правительства, в результате чего по Беларуси прокатилась волна митингов и протестов. Вместо него президент подписал новый декрет, который регламентирует меры по содействию занятости граждан.

Цель закона о налоге на тунеядство – получить налоги в государственную казну от граждан, которые работают не официально. А таких действительно много.

Правительство предполагает, что посредством введения налога на тунеядство можно добиться пополнения казны за счет граждан, которые работают неофициально, или работают за границей. Ведь многие граждане трудоспособного возраста, по мнению правительства, либо работают и уклоняются разными способами от уплаты налогов, либо трудятся за пределами страны, что тоже не подразумевает уплату налогов в государственную казну. А каждый гражданин должен работать, чтобы приносить пользу государству.

Разумеется, некоторые категории граждан освобождаются от уплаты налогов. К таким относятся:

  • инвалиды
  • пенсионеры
  • несовершеннолетние граждане
  • многодетные родители
  • женщины, которые воспитывают детей до 7 лет или до 18 лет, если на руках ребенок с инвалидностью

О том, каким должен быть налог на тунеядство в России конкретной информации нет. В момент обсуждения законопроекта чиновники оговаривали сумму в размере 25 тысяч рублей в год. При этом из этих средств около 10 тысяч планировалось отдавать на медицинское страхование, а остаток в Пенсионный фонд Росси в счет будущих пенсионных отчислений. По мнению чиновников это именно та сумма, которую в среднем должны тратить люди, которые пользуются услугами социальной сферы страны.

Правда, такие цифры не имеют официальных расчетов. И, по мнению экспертов, подобные суммы были значительно завышены, так что оплатить за год 20-25 тысяч рублей могут далеко не все неработающие граждане страны. Когда речь идет о неофициальной занятости, еще можно рассматривать подобные варианты выплат в бюджет, но не все трудоспособные граждане действительно работают неофициально, зарабатывают за границей. Часть людей, к сожалению, не работают по разным причинам.

В процессе обсуждения называлась и другая цифра – 8 тысяч рублей. Но и она для отдельных категорий граждан слишком большая. Были и высказывания о запуске пилотного проекта с суммой в размере 500 рублей.

Что касается Белорусского опыта, законопроект предполагал налог в размере 20 базовых величин. На тот период это была сумма порядка 14 тысяч российских рублей. Тоже внушительная сумма, чтобы отправить её в казну государства неработающему гражданину. Ведь, к примеру, если в семье работает только муж, а супруга по разным причинам остается дома с детьми, мужу придется выплачивать налоги и за себя и за свою жену.

При разговоре о налоге на тунеядство упоминается и тот факт, что некоторые категории граждан должны быть освобождены от выплаты таких сборов в государственную казну. В списке освобожденных от уплаты налога такие категории:

  1. Студенты и несовершеннолетние.
  2. Матери, которые содержат детей инвалидов.
  3. Инвалиды.
  4. Пенсионеры.
  5. Матери детей до семи лет.
  6. Люди, которые числятся в базе Центра занятости на тот период, пока они подыскивают себе работу.

Рассматривают варианты освобождения от налогов граждан страны, которые получают доход за счет продажи сельскохозяйственной продукции или разведения животных. Но это возможно только при условии, что они своевременно перечисляют соответствующие налоги от своей деятельности. Иными словами, это и есть так категория самозанятых граждан, которые часто уклоняются от выплаты налогов. Им и придется выбирать – какой из видов сборов платить — налог на доход или налог на тунеядство. Причем, не обязательно, что налоги на доходы будут выше.

Еще одна категория граждан, которые в проекте могли бы не перечислять сборы, это те, кто получает доход за счет дивидентов от размещенных депозитов или акций. Но и в этой ситуации все налоги и сборы от такой прибыли должны быть аккуратно перечислены стране.

Получается, что все, кто работает официально или не официально, но честно отдает часть дохода в счет налогов РФ, могут не переживать о том, что их коснется закон про налогообложение тунеядцев. Если он, конечно, будет принят в ближайшие годы.

В минтруда предложили установить «налог на тунеядство» в 20 тыс. руб.

Для классификации подобных личностей предлагается ввести определение: граждане трудоспособного возраста без объективных причин невыхода на работу. Законопроект направлен на лиц, которые не состоят на учете в Центрах занятости населения, без официального заработка (базы, которая облагается налогом).

Трудоспособным признается возраст старше 15 лет, длится до выхода на пенсию. МОТ – лица, готовые приступить к работе в течение ближайших семи дней.

Государство обосновывает необходимость данного налога двумя целями:

  • вынуждение уплаты налогов теми, кто скрывается;
  • создание новых поступлений в бюджет государства.

Критики и эксперты отмечают, что необходимость создания нового налога связана с нехваткой средств для пополнения бюджета социальных фондов, учреждений.

Аналогично была принята пенсионная реформа, которая повысила возраст выхода на пенсию, так как на 2 работающих приходился 1 пенсионер. При подобном соотношении с уровнем средней заработной платы по стране (42 тысячи рублей в месяц на уровне 2018 года) можно понять, что пенсионер должен получать 13 500 рублей.

Существует немало вопросов по введению закона, его распространению. Как государство будет идентифицировать – тунеядец человек или нет? Как коррелируются между собой законы о тунеядстве и самозанятости? Люди опасаются – не выйдет ли так, что самозанятый еще и будет платить налог как тунеядец вместе с 4% налога от дохода?

Другие опасения людей:

  1. Такая попытка выведения из тени неплательщиков налога может отразиться и на малоимущем населении. Так, многие ищут работу не через Центры занятости (так как там обычно ужасные условия). Лишь четверть граждан, потерявших работу, готовы встать на учет в Центр занятости. Остальные ищут ее самостоятельно.
  2. К тому же налог на тунеядство может ударить по конституционному праву каждого гражданина на работу. Он может и не трудиться, если того хочет. Депутаты «славятся» коррупционными скандалами, поэтому в первую очередь стоит проверить и чиновников, которые хотят брать налоги с неработающих, а сами обладают имуществом, которое не соответствует налоговой декларации.

Население может отрицательно отреагировать на принятие закона, так как уже принят непопулярный закон о повышении пенсионного возраста, а с 1 января 2019 еще и увеличился НДС, что привело к росту цен.

Законопроект пока под вопросом и вызывает много сложностей в его рассмотрении. Непонятно, полезен он или только вреден? Время покажет. Нужно выводить людей из тени неофициального получения дохода, поэтому лучше принять закон «О самозанятости». Но принятие закона «О тунеядстве» – это откровенное возвращение в Советский Союз со всеми вытекающими последствиями в виде ухудшения экономической ситуации. Это не самое разумное решение.

Неправильно вводить такой закон на фоне многочисленных скандалов о коррупции, о росте имущества чиновников и обеднению страны в целом. Все старательно пытаются не замечать рост благосостояния депутатов и им подобным, но пока «проглатывают» законы о пенсионной реформе и повышении ставки НДС.

Программу безусловного дохода запустят в одном из городов Нидерландов Утрехте в январе 2016 года. Там выплаты составят 900 евро на человека.

Швейцария

Голосование по введению безусловного дохода прошло 5 июня 2016 года. Предполагалось, что выплата составит 2 500 швейцарских франков (2 250 евро), а детям — 625 франков.

Правительство призывало голосовать против и предупреждало о необходимости увеличения налогов для изыскания более 200 млрд франков на выплаты гарантированного дохода. Также предполагалось, что на 55 млрд франков сократятся социальные пособия, то есть часть из них трансформируются в форму безусловного дохода. Инициаторы утверждали, что их цель не столько повышение уровня зажиточности, сколько дать гражданам дополнительные возможности для развития.

По данным экзитполов, «за» высказались только 18 % Швейцарцев.

В России могут вернуть понятие тунеядства

Работать с тунеядцами в этом году будут и дальше, но тех, кто найдет работу, исключат из списка. А еще стали возмещать 100% уплаченного налога. Решение об этом принимает комиссия, но пока отнюдь не понятно, каким образом деньги вернутся назад. Список услуг пока формируется. Декретом предусмотрено освобождение от налогов. Что касается отсутствия рабочих мест, то решать этот вопрос должны местные власти.

За время действия декрета налог заплатили 54000 граждан. Это пополнило бюджет государства на 16,3 млн. рублей. С другой стороны, повлекло волнения и судебные тяжбы, митинги и недовольство среди белорусов. Из-за этого действие закона было приостановлено, и в 2017 году сбор не взимали. А тем, кому платить пришлось, налоговые деньги вернули.

Чтобы вернуть деньги, нужно подать заявление в налоговую и предъявить паспорт. Сделать это можно самому или через доверенное лицо, оформив доверенность нотариально. Заполнение заявления производится по приведенному в законе образцу. В нем непременно указывается один из двух возможных способов возврата:

  1. На банковский счет любого банка республики. В таком случае указываются все реквизиты финансовой организации (название банка, номер счета, валюта и код банка).
  2. Наличные, которые можно получить в Сбербанке Беларуси.

Срок возврата по закону занимает один месяц.

25 января 2018 года указом Лукашенко декрет «О тунеядстве» отменен. Теперь безработные жители могут спать спокойно. Никаких выплат в бюджет им больше делать не нужно. Теперь стимулировать граждан к работе начнут иными методами. Уклоняющиеся от работы будут лишаться субсидий при оплате за разные виды услуг, таких как образование, медицина и коммунальные платежи. А еще комиссии займутся проведением обучающих курсов. Кто знает, поможет ли такой вариант в решении данной проблемы, но есть надежда на то, что акции протеста прекратятся.

  • лица мoлoже 18 лет либo лица, кoтoрые дoстигли вoзраста 18 лет в течении налoгoвoгo периoда;
  • лица дoстигшие oбщеустанoвленнoгo пенсиoннoгo вoзраста или являлись лицами старше этoгo вoзраста (т.е. мужчины 60 лет, женщины – 55);
  • лица кoтoрые были признаны или являлись инвалидами (независимo oт группы, причины, даты наступления и срoка инвалиднoсти);
  • недееспoсoбные граждане;
  • граждане, прибывшие в Республику Беларусь для пoстoяннoгo прoживания пoсле 31 марта либo убыли для пoстoяннoгo прoживания за пределами Республики Беларусь.

Напoмним, чтo пoд прибытием пoнимается дата регистрации пo месту жительства. А пoд убытием — дата снятия с регистрациoннoгo учета пo месту жительства в связи с выдачей паспoрта гражданина Республики Беларусь для пoстoяннoгo прoживания за пределами страны. А также аннулирoванием разрешения на пoстoяннoе прoживание в РБ, прекращением гражданства РБ.

  • за сooтветствующий налoгoвый периoд уплатили пoдoхoдный налoг с физлиц, единый налoг с ИП и иных физлиц, налoг при УСН, в тoм числе путем oсуществления им зачета налoгoв в счет уплаты указанных налoгoв, в размере не менее 20 базoвых величин.

Таким oбразoм, если вы пoпадаете пoд этoт пункт и заплатили какoй-либo налoг в размере не менее 460 BYN, значит налoг на тунеядствo вы не платите.

Не платит налог на тунеядство тот, кто уже участвует в финансировании государственных расходов, то есть не является социальным иждивенцем.

А это имеет право быть, если вы:

  • рабoтаете пo трудoвoму дoгoвoру (кoнтракту). Причем размер ставки не имеет значения;
  • рабoтаете на гoсударственных дoлжнoстях, при занятии кoтoрых кoнтракт не заключается;
  • рабoтаете на услoвиях членства в прoизвoдственнoм кooперативе или крестьянскoм (фермерскoм) хoзяйстве;
  • являетесь ИП и oсуществляете предпринимательскую деятельнoсть не менее 183 дней и уплачиваете сooтветствующие суммы налoга.;
  • рабoтаете пo гражданскo-правoвым дoгoвoрам, например пo дoгoвoру пoдряда. Нo, в даннoм случае вы дoлжны зарабoтать oбщую сумму не менее 70 базoвых величин. А на данный мoмент этo 1610 BYN;
  • oсуществляете вид деятельнoсти, кoтoрый не пoпадает пoд oбязательную регистрацию ИП (пункт 1, статья 295 НК), при услoвии чтo вы уплатили единый налoг;
  • являетесь вoеннoслужащим, сoтрудникoм вoенизирoваннoй oрганизации, имеющим специальные звания, резервистoм вo время прoхoждения занятий и учебных сбoрoв, вoеннooбязанным вo время прoхoждения вoенных сбoрoв и специальных сбoрoв;
  • прoхoдите альтернативную службу;

Кстати этo является нoвoвведением в декрет;

  • oсуществляете адвoкатскую или нoтариальную деятельнoсть;
  • занимаетесь агрoэкoтуризмoм и этoт факт пoдтвердил местный исполком. Также при услoвии, чтo вы уплатили за свoю деятельнoсть сбoр за пoлный налoгoвый периoд и в срoк;
  • занимаетесь твoрческoй деятельнoсти, и ваш статус пoдтвержден твoрческим сoюзoм, членoм кoтoрoгo oн является, или прoфессиoнальным сертификатoм, выдаваемым в сooтветствии с закoнoдательствoм;
  • являетесь священнoслужителем, церкoвнoслужителем религиoзнoй oрганизации, участникoм (членoм) мoнастыря, мoнашескoй oбщины не менее 183 дней в гoду;
  • ведете личнoе пoдсoбнoе хoзяйствo и при этoм зарегистрирoваны пo месту жительства в сельскoм населеннoм пункте или пoселке гoрoдскoгo типа. Этo дoлжен пoдтвердить сельский (пoселкoвый) испoлнительным и распoрядительным oрган;
  • зарегистрирoваны в качестве безрабoтнoгo либo прoхoдили прoфессиoнальную пoдгoтoвку и т.д. пo направлению oргана пo труду занятoсти и сoцзащите;
  • были временнo нетрудoспoсoбны, и у вас есть справка o временнoй нетрудoспoсoбнoсти;
  • вoспитываете в семье ребенка в вoзрасте дo 7 лет, ребенка-инвалида в вoзрасте дo 18 лет, трoих и бoлее несoвершеннoлетних детей.

То есть oтбывали наказание в виде ареста, oграничения свoбoды с направлением в исправительнoе учреждение, имеют пoжизненнoе заключение, а также нахoдились в лечебнo-трудoвoм прoфилактoрии, сoдержались пoд стражей либo нахoдились пoд дoмашним арестoм.

Помните, что если вы получили извещение o уплате налога на тунеядство, вы вправе заплатить его в течение 30 календарных дней со дня получения. Извещение приходит за 2015 год, личнo пoд рoспись или направляется пo пoчте заказным письмoм не пoзднее 20 января 2017.

Отметим, что в 2017 году крайний срок уплаты налога на тунеядство – 20 февраля.

Если же вы не сoгласны с тем, чтo дoлжны платить налoг на тунеядствo и у вас есть на тo, закoнные oснoвания, тo вы вправе в течение тех же 30 дней, представить в налoгoвый oрган дoкументы, свидетельствующие oб oтсутствии у вас oбязаннoсти пo уплате такoгo налoга. В такoм случае извещении мoгут аннулирoвать и налoг платить не придется. Такие же действия мoжнo прoизвести если вы считаете, чтo налoг на тунеядствo начислили неправильнo. Тoгда уже налoгoвый oрган внесет изменения в извещение.

Важным является тo, чтo местные Сoветы депутатoв или пo их пoручению местный испoлкoм вправе oсвoбoждать oт уплаты сбoра граждан, кoтoрые нахoдились в труднoй жизненнoй ситуации.

Пoд трудной жизнeнной ситуацией понимается объективное oбстoятельствo, не зависящее oт граждaнина, т.е., кoтoрoе oн не мoжет преoдoлеть за счет имеющихся вoзмoжнoстей.

Таким образом ваша ситуация будет рассмотрена индивидуально, и при наличии таких обстоятельств будет возможным отмена уплаты налога на тунеядство.

Вопрос, каким должен быть размер налога, не решен. Депутаты не могут согласиться с авторами проекта, которые предложили 25 тыс. рублей ежегодно. Позже сумма была снижена на 20 %, но все равно считается слишком высокой.

Некоторые законотворцы предложили другой подход: сумму налога рассчитывать на основе максимальной платы за труд, и чтобы каждый неработающий платил не меньше 30 % от МРОТ. На сегодняшний день предполагаемая сумма налога на безработных в России получается около 3500 рублей ежемесячно.

Не все в Госдуме поддерживают введение нового законопроекта. Противники «закона о тунеядстве» утверждают: понятия «налог» и «безработный» несовместимы и абсурдны.

Как может платить взнос в госбюджет тот, кто и так не имеет средств для жизни? Получается, что те, кто не смог трудоустроиться, будут платить за отсутствие источника дохода.

Почему люди трудоустраиваются неофициально? Потому что центры занятости предоставляют мало вариантов для обеспечения работой. Чаще всего это места, где мало платят.

Обычно среди предложенных вакансий нет должности соответствующей квалификации, поэтому большинство отказывается. Из-за этого человека лишают социальных ежемесячных выплат, и ему приходится работать неофициально там, где его устраивает работа и доход.

Хотя разговоры о введении нового закона ведутся уже несколько лет, пока еще неизвестна точная дата его принятия. Дмитрий Медведев сказал, что на начало 2019 года имеется лишь основа нового законопроекта, но и она нуждается в доработке.

С учетом того, что для полноценной подготовки понадобится минимум один-два года, ожидать, что новый закон будет введен в 2021 году не стоит.

Представителями власти называются некоторые категории граждан, которых точно коснется новая налоговая программа:

  1. Здоровые граждане, имеющие квалификацию.
  2. Безработные старше 18 лет, которые не являются пенсионерами, инвалидами, студентами.
  3. Те, кто не работает больше четырех месяцев и при этом имеет средства для проживания.
  4. Лица, которые не работают официально и не обращались в службу занятости для регистрации.

В будущем законе этот перечень может быть дополнен другими категориями граждан, которых заставят делать денежные отчисления в казну.

На заметку: обязательно в законопроект будет внесена небольшая поправка: тот, кто не работает нигде, сможет купить для себя медицинский полис. Выходит, сняв с государства нагрузку, он сможет обезопасить себя от налоговых вычетов.

Осенью прошлого года СМИ широко освещали возможность введения в РФ налога для нежелающих легально трудиться сограждан. Инициатива чиновников направлена на то, чтобы граждане дееспособного возраста отчисляли в бюджет страны деньги за отказ работать официально.

Авторы соответствующей идеи отмечают: все россияне пользуются созданной государством социальной инфраструктурой, включая медицину. При отсутствии отчислений в казну из заработной платы, «тунеядцы» должны платить обязательные сборы по отдельной схеме. Пока не определен принцип внесения такого платежа: по данным СМИ, налог на тунеядство в России 2018 пока еще находится в стадии обсуждения. Вероятно, его придется выплачивать раз в год.

Ключевым основанием введения налога на тунеядство называется желание Минфина выявить работающих «в тени» граждан, не отчисляющих в госбюджет обязательные платежи. Недополучение средств Пенсионным фондом и налоговой службой ведет к дефициту средств на обслуживание неработающей части населения и требует от государства принятия действенных мер.

Пока нет четкой информации о налоге на тунеядство и сроках его введения. По данному вопросу даже не разработан законопроект. Между тем вице-премьер Ольга Голодец не исключала возможность введения нового налога в будущем году, этот вопрос якобы уже обсуждался на Совете Федерации.

Пример Беларуси показывает жизнеспособность подобных новаций. Поэтому не исключено, что в ближайшей перспективе Россия последует примеру соседей. Сейчас специалисты детально изучают белорусский опыт, чтобы продумать все детали во избежание промахов. Гражданам также стоит ознакомиться с возможными новациями поближе. Тем более что власти намерены на протяжении нескольких лет провести масштабную работу по персонификации неработающих россиян, пользующихся социальными привилегиями.

Правом не вносить обязательный налог на тунеядство могут быть наделены некоторые категории граждан, среди которых:

  • стоящие на учете в центре занятости;
  • граждане с инвалидностью;
  • лица, осуществляющие за уход за детьми или инвалидами;
  • пенсионеры;
  • студенты;
  • граждане, имеющие источник дохода, с которого уплачивается налог (проценты по депозитам, дивиденды, рента и др.);
  • сельчане, которые реализуют продукты своих хозяйств и получают прибыль.

Слово «тунеядство» произошло от церковно-славянского «туне» — даром, бесплатно и «ясти» — кушать, есть. Термин означает – «бездельничать», «жить за счет работы других граждан», «проживать на благах общества». К тунеядцам принято относить:

  • безработных граждан;
  • алкоголиков и наркоманов.

Но также в этот список попадают:

  • люди, занимающиеся творческой деятельностью (например, художники, актеры, певцы, писатели и т.п.);
  • фрилансеры (программисты, дизайнеры, копирайтеры и другие);
  • домохозяйки.

Под определение не попадают:

  • официально трудоустроенные граждане;
  • граждане, которые числятся на бирже труда как безработные;
  • студенты, несовершеннолетние, нетрудоспособные граждане и пенсионеры;
  • инвалиды;
  • граждане живущие за счет урожая с приусадебного хозяйства, разведения скота и иных животных;
  • люди, которые ухаживают за инвалидами и (или) больными родственниками ;
  • женщины, которые занимаются воспитанием детей до 14 лет.

Этот список может быть значительно длиннее.

Когда вступает закон о тунеядстве неизвестно. Возможно, этого никогда не произойдет. Но если законопроект будет принят в 2021 году, то так называемые тунеядцы будут обязаны вносить в казну РФ ежегодно определенную сумму (по некоторым оценкам около 20 тыс. рублей) — налог на доход физических лиц + отчисления в Фонд ОМС.

Восполнить недостаток средств в казне государства вышеуказанные категории граждан смогут следующим образом:

  • зарегистрировавшись как ИП;
  • купив медицинский полис;
  • уплатив сумму обязательного налога;
  • купив патент;
  • устроившись на работу официально.

Вступление в силу закона «о тунеядстве» в 2021 году повлечет за собой:

  • снижение уровня заработных плат (то есть уровня жизни определенной категории населения страны);
  • отток квалифицированных граждан с целью трудоустройства за границу;
  • возрастет количество фрилансеров, зарегистрированных как ИП.

Из-за снижения уровня оплаты труда после вступления в силу законопроект не оправдает возлагаемые на него правительством ожидания. Именно поэтому его обсуждение, чтение и принятия вновь были отложены на неопределенный срок.

«Налог на тунеядство» признали неэффективным даже в Беларуси

Помимо прямого налога с безработных в Минтруде разработали еще одну инициативу о введении страховых взносов на случай безработицы. Вы знаете, что каждый работодатель помимо зарплаты сотруднику должен производить отчисления в Пенсионный фонд, а также в Фонд социального и медицинского страхования. Так вот, теперь Правительство планирует обязать работодателей отчислять еще один взнос за каждого работника в социальный фонд, где будут аккумулироваться деньги для выплаты пособий наемным работникам, оказавшимся в ситуации безработицы.

У данного проекта тоже есть как сторонники, так и противники. Большинство предпринимателей считает, что увеличение финансовой нагрузки попросту убьет бизнес, работодателям придется изыскивать дополнительные деньги на отчисления, и это может привести к снижению заработных плат.

Думается, что эти инициативы могут только увеличить количество безработных, люди не сильно верят в завтрашний день, и многие предпочтут получать зарплату 100 000 рублей в конверте, чем 30 000 рублей официально.

Хотя у Правительства есть еще один способ вывести работника из тени серого бизнеса – введение уголовной статьи за тунеядство. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга уже вносили данное предложение на рассмотрение. Согласно предложению, уклонение от работы свыше 6 месяцев предлагали наказывать принудительными работами на срок до 1 года. Данное предложение было отклонено, но нет никаких гарантий, что правительство не вернется к рассмотрению данного вопроса в будущем.

Действительно, с момента прихода к власти большевиков тунеядство стало осуждаться на идеологическом уровне. При этом нужно отметить, что уголовно наказуемым деянием оно стало только при Никите Хрущёве.

4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции Президиум Верховного Совета ССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

Согласно ему, совершеннолетние трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведённые местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путём, и обязательным привлечением к труду по месту поселения.

Кроме того, в СССР тунеядцев преследовали на основании статьи 209 УК РСФСР, которая устанавливала ответственность за три разные формы так называемого паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени, подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни.

Санкция статьи предусматривала лишение свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 209 УК РСФСР, как и аналогичные статьи в Уголовных Кодексах союзных республик, просуществовала вплоть до распада СССР. Фактически статья утратила силу в апреле 1991 года после принятия закона «О занятости населения», который официально признавал существование в Советском Союзе безработицы.

Сенаторов волнует проблема недостатка социальных отчислений. Поэтому законопроект бурно обсуждали, пытаясь приспособить его к действующим реалиям. Ведь в Белоруссии такая практика была.

Власти планируют 2-3 года потратить на сбор данных, касающихся неработающих граждан, выявить тех, кто сознательно не платит соцвзносы. Притом, пользуется бесплатной медицинской помощью и другими госуслугами. Вынудить таких людей заплатить.

Причем, граждане, кого затронет новые закон, будут вынуждены выбрать вариант:


· устроиться/сменить работу;

· зарегистрироваться, открыв ИП, делать перечисления в Пенсионный, также медицинский фонды;

· приобрести патент;

· купить полис медобслуживания самостоятельно.

В законе будут описаны категории граждан, освобождающихся от уплаты. Например, безработный не может официально трудоустроиться и причины объективные. Нет вакансий в его регионе проживания, мало платят, он лечится, временно нетрудоспособен – такие люди не будут платить.

Властям важно не обложить население новыми поборами, а выявить тех, кто сознательно уклоняется от налоговых обязательств, хоть способен их выполнять. Скрывают доходы. Многие, конечно, скрывают их не от хорошей жизни.

Законодательство не ограничивает право человек жить, как ему хочется, а хочет призвать к ответственности. Желание достичь социальной справедливости: почему один платят налоги и социальные отчисления, другие бесплатно пользуются госуслугами.

Вопрос сложный, ведь существуют безработные, имеющие официальный доход, которого им хватает на нормальную жизнь:

1. Получают регулярно проценты с собственных банковских вкладов и дивидендов, сдают недвижимость – они платят налоги с этой прибыли и дополнительные обязательства не нужны.

2. Сельские жители, обеспечивающие себя, продавая ежегодный урожай, подросший домашний скот, пойманную рыбу.

3. Лица, осуществляющие постоянный уход на дому за больными родственниками.

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году.

Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования.

Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Последние поправки в законопроект вносили и в 2017, в 2018 и в 2019 году. Никаких существенных изменений документ не претерпел.

Парламентарии дополнили некоторые положения уточнениями и изменили текст нескольких разделов. Существенного влияния на смысл правового документа поправки не оказали.

Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта в последней его редакции. Вы можете скачать закон о безработице по следующей ссылке.

Читать так же: ​​Как написать жалобу на Ростелеком?

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного.

В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования.

Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

С предложением внести изменения в Налоговый кодекс, расширив перечень обязательных плательщиков страховых взносов, выступил Сергей Вострецов, который курирует вопросы социальной политики и труда.

Депутат считает, что для этой цели необходимо ввести дополнительный механизм расчета размера взносов для отдельных категорий налогоплательщиков, разработав его с учетом норм действующего законодательства.

На данный момент все фонды за официально трудоустроенного работника оплачивает его работодатель. В совокупности размер таких выплат составляет 30% от установленной заработной платы.

Благодаря таким отчислениям гражданин в рамках трудовых взаимоотношений может рассчитывать на бесплатное лечение, выплаты по беременности и родам, по уходу за ребенком и пенсию после окончания трудовой деятельности.

Но, по словам Сергея Вострецова, более 18 млн. граждан скрывают свои доходы и не платят обязательные платежи и налоговые отчисления. Фактически они являются самозанятыми людьми (которые трудятся на себя), хотя и работают без официального трудоустройства.

И в подобной ситуации закон полностью на их стороне, учитывая, что рассчитывать на социальные гарантии в РФ могут в том числе и неработающие граждане, даже если они явно обманывают государство и получают доход вне налогообложения.

А по достижению пенсионного возраста им будет назначена социальная пенсия, которая будет обеспечиваться за счет взносов работающих граждан.

Депутат считает, что нынешняя модель взимания социальных взносов крайне несправедлива, так как дееспособные, но официально нетрудоустроенные граждане не принимают непосредственного участия в финансировании государственной пенсионной системы.

У идеи введения штрафов для трудоспособных граждан, которые не платят социальные взносы, немало противников, которые считают, что это может привести к серьезным последствиям.

В частности, такой позиции придерживается Александр Сафонов, который занимает должность проректора Академии труда и социальных отношений.

Он полагает, что у правительства достаточно других инструментов для увеличения объема бюджетных поступлений (в том числе за счет повышения НДС).

: Основные положения конвенции о правах ребенка

Как отметил Сафонов, несложно спрогнозировать, что увеличение НДС на 2 процентных пункта с 1 января следующего года позволит полностью сбалансировать социальные фонды.

А предложение обязать граждан платить социальные платежи или регистрироваться в качестве самозанятых несет в себе большие риски, так как это поспособствует росту социальной напряженности в обществе и может вылиться в массовые недовольства населения.

На данный момент «налог на тунеядство» из стран постсоветского пространства практикуют только в Беларуси. Россия задумывалась о подобной практике, и законопроект уже неоднократно подавался на рассмотрение. Но принятие подобного решения было бы слишком непопулярным для жителей страны, так как уже на моменте подачи законопроекта граждане выказывали недовольство подобным отношением. Это стало причиной того, что до сих пор проект остается только на стадии разработки. Так что нет ничего удивительного, что до сих пор законопроект не доработан. Многие вопросы не раскрыты, нет уточнений. И так останется до того момента, пока власти вновь не задумаются о введении подобных сборов. А разговоры о необходимости перенять практику северного соседа есть. И имеются некоторые опасения, что довольно скоро правительство снова поднимет этот вопрос. Возможно, название законопроекта будет несколько иным, да и принципы введения налогов будет существенно откорректированы, но основная суть останется той же.

Пристальное внимание Россия уделила закону о тунеядстве в 2015 году. Именно в это время в соседней Беларуси президент подписывает соответствующий указ. Инициатором введения такого закона стал вице-премьер Ольга Голодец. Не все члены правительства поддержали эту инициативу, так как она многим показалась непопулярной. И законопроект был отложен. По заявлениям самой Ольги Голодец уже в 2017 году о налоге в правительстве говорить вовсе перестали. Но идею продумать систему налогообложения для граждан, которые официально не работают, не оставили.

В 2018 году было принято решение запустить пробный проект для самозанятых граждан страны. Этот проект сразу ввели только в четырех регионах РФ. Суть налога – оплачивать 3% за услуги физических лиц и 6% за услуги организаций, которые предоставляются самозанятым людям. Чтобы заявить о себе, нужно установить на телефон мобильное приложение. Такую идею ввели для начала в тех областях, где отмечено самое большое количество самозанятого населения. Это Москва и область, Калужская область и Республика Татарстан. Но из всех регионов это сделали всего лишь 1,5 тысячи человек. Слишком мало для столь густонаселенных территорий.

Проблема в том, что люди просто не доверяют правительству. Они считают, что низкие ставки налогов – это уловка, а слишком высокие ставки платить не хочет никто. Получается своего рода замкнутый круг.

Выходит, что пробный проект потерпел фиаско. Но власти не остановятся на этом, потому что правительство все равно изучает возможные варианты для того, чтобы заставить неофициально работающих людей платить налоги в государственную казну. И не исключено, что в скором времени новостную полосу всколыхнет информация о введении какого-то нового оригинального решения для получения взносов в госбюджет от самозанятых граждан.

К слову, идея ввести налог на тунеядство в Беларуси провалилась. В 2018 году закон отменили. Люди не приняли это решение правительства, в результате чего по Беларуси прокатилась волна митингов и протестов. Вместо него президент подписал новый декрет, который регламентирует меры по содействию занятости граждан.

Цель закона о налоге на тунеядство – получить налоги в государственную казну от граждан, которые работают не официально. А таких действительно много.

Правительство предполагает, что посредством введения налога на тунеядство можно добиться пополнения казны за счет граждан, которые работают неофициально, или работают за границей. Ведь многие граждане трудоспособного возраста, по мнению правительства, либо работают и уклоняются разными способами от уплаты налогов, либо трудятся за пределами страны, что тоже не подразумевает уплату налогов в государственную казну. А каждый гражданин должен работать, чтобы приносить пользу государству.

Разумеется, некоторые категории граждан освобождаются от уплаты налогов. К таким относятся:

  • инвалиды
  • пенсионеры
  • несовершеннолетние граждане
  • многодетные родители
  • женщины, которые воспитывают детей до 7 лет или до 18 лет, если на руках ребенок с инвалидностью

О том, каким должен быть налог на тунеядство в России конкретной информации нет. В момент обсуждения законопроекта чиновники оговаривали сумму в размере 25 тысяч рублей в год. При этом из этих средств около 10 тысяч планировалось отдавать на медицинское страхование, а остаток в Пенсионный фонд Росси в счет будущих пенсионных отчислений. По мнению чиновников это именно та сумма, которую в среднем должны тратить люди, которые пользуются услугами социальной сферы страны.

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.

Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.

В новом Декрете прописан список граждан, с которых не взимают налог:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды и нетрудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • родитель ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, трех и больше несовершеннолетних детей;
  • граждане, которые находятся на территории страны менее 183 дней ежегодно, что подтверждено штампом о въезде-выезде из страны.

По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:

  1. Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
  2. Внесенные платежи возвращают гражданам.

Кроме того, те, кто попал в категорию тунеядцев, должны оплачивать коммунальные услуги в 100% объеме. В то время как остальным гражданам государство оказывает субсидирование в оплате за горячее водоснабжение, газ и тепло. Безработные по неуважительным причинам граждане с 1 января 2019 года оплачивают по полному тарифу горячую воду, а с 1 октября — газ и теплоснабжение.

Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.

Европейские страны тратят большие суммы на поддержку неработающих лиц. Это порождает социальную проблему: граждане не хотят работать из-за того, что пособия для безработных сопоставимы с минимальным доходом трудящегося населения. Разница составляет 150-200 долларов. Другая социальная несправедливость — трудоустроенные граждане не получают льготы, которые положены безработным.

Но государства Европы принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан. Они предлагают поощрение работающим — открывают новые рабочие места, трудоустраивают только что окончивших вуз и без опыта. Кроме того, в Европе деятельность налоговой службы по выявлению неофициального заработка очень эффективна.

В России давно уже обсуждают о введении налога для тех, кто не работает, но пользуется бесплатной медициной, но это всего лишь на стадии обсуждения, закона такого нет и вряд ли его введут в ближайшее время.

Сначала налог на тунеядство пытались ввести власти отдельных регионов. Потом заговорили об этом уже на федеральном уровне. Даже появились статьи, где говорится, что «принято решение о вводе с 1 мая закона о тунеядстве». Можно найти даже информацию о том, сколько надо будет платить в год и кто освобожден от уплаты налога на тунеядство!

Корреспондент обратился за комментарием в министерство труда и занятости населения Хакасии, где ни о каком «налоге на тунеядство» не слышали. Что невозможно представить в случае его реального внедрения с 1 мая.

Для муниципалитетов легализация трудовых отношений — это не только обеспечение социальной защищенности работников, но и пополнение доходной части бюджета за счет налога на доходы физических лиц, который остается в территориях.

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

VIP-опрос: нужен ли налог на тунеядство?

Депутаты Государственной Думы достаточно часто дополняют законопроект о занятости населения новыми пунктами. Насколько поправок внесли в 2017 году.

Парламентарии добавили пункт, касающийся начисления стипендии во время получения образования.

Согласно новым положениям, она может выплачиваться гражданам, уволенным с военной призывной службы, но лишь в том случае, если увольнение произошло как минимум за 12 месяцев до начала обучения.

Кроме того, депутаты одобрили появление раздела, который гарантирует получение пособия по безработице для лиц, не получающих в момент обращения в службу занятости дополнительного образования.

Последние поправки в законопроект вносили и в 2017, в 2018 и в 2019 году. Никаких существенных изменений документ не претерпел.

Парламентарии дополнили некоторые положения уточнениями и изменили текст нескольких разделов. Существенного влияния на смысл правового документа поправки не оказали.

Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта в последней его редакции. Вы можете скачать закон о безработице по следующей ссылке.

Читать так же: ​​Права беременных на работе по Трудовому Кодексу

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного.

В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования.

Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе.

Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

  • Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.
  • Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.
  • Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.
  • Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.
  • Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.
  • Внимание!
  • Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:
  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)
  1. Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.
  2. Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.
  3. Работа специально созданных комиссий будет направлена на:
  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе.

Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня. Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень тут)

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *