Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возражение на акт налоговой проверки: образец 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Возражения на акт налоговой проверки оформите в произвольном виде — специальной формы для них не предусмотрено. В этом документе аргументировано изложите, с чем вы не согласны, со ссылками на нормы законодательства, разъяснения Минфина и ФНС, подкрепите свои выводы решениями судов. Приложите подтверждающие документы.
На оформление возражений у вас есть 1 месяц с момента получения акта проверки. Если вы вовремя этого не сделали, у вас остается право в устной форме пояснить свою позицию при рассмотрении материалов налоговой проверки в инспекции.
ИФНС России №16 по г.Москве в отношении ООО «А.» была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 29.09.20__ г.
Акт вручен уполномоченному лицу от организации 29.09.20__ г.
Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании пункта 6 статьи 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки в части касающейся.
Настоящей проверкой, помимо прочего, установлено:
- Неуплата (неполная уплата) ООО «А.» налога на добавленную стоимость на сумму 2 261 761 руб. (п.3.1., л.40 акта, л. 7 -38 – обоснование) за проверяемый период;
- Неуплата (неполная уплата) ООО «А.» налога на прибыль на сумму 687 267 руб. за проверяемый период (п.3.2., л.40 акта, л. 4-6 – обоснование);
В данной части налогоплательщик не согласен с фактами и выводами, а также обоснованием, изложенным в акте по следующим основаниям.
- Неуплата (неполная уплата) налога на добавленную стоимость.
Согласно выводам, содержащимся в акте, установлено неправомерное завышение ООО «А.» налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам контрагента – ООО «А.», что повлекло неполную уплату налога в размере 1 852 606 руб. 13 коп. за 20__ – 20__ г.; по счетам-фактурам контрагента – ООО «С.», что повлекло неполную уплату налога в размере 191 773 руб. 18 коп. за 20__ – 20__ г.; по счетам-фактурам контрагента – ООО «М.», что повлекло неполную уплату налога в размере 217 382 руб. за 20__ г.
Согласно акту, инспекцией в процессе контрольных мероприятий собраны следующие сведения в отношении трех контрагентов (идентичные по характеру):
-контрагент является технической фирмой, не осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством, не имеет возможности ведения деятельности, ввиду отсутствия необходимого имущественного, материального и трудового ресурсов, фирма не могла исполнить работу, приобрести товар и реализовать его потребителям, деятельность контрагентов не соответствует уставным целям;
-счета-фактуры, договоры, акты подписаны неустановленным лицом, учредители и руководители контрагентов являются «массовыми», в налоговые органы предоставляется недостоверная отчетность;
-большую часть средств контрагенты перечисляют на счета фирм – однодневок, операции носят фиктивный характер;
На основании собранных сведений инспекцией поставлена под сомнение реальность операций купли-продажи и оказания услуг с данными контрагентами, имеются признаки недобросовестности ООО «А.» в выборе контрагентов, единственной целью осуществления сделок являлось получение налоговой выгоды.
Не ставя под сомнение документальное подтверждение собранных сведений о финансово-хозяйственной деятельности в отношении ООО «А.», ООО «С.», ООО «М.», в том числе по отношению к третьим сторонам – контрагентам, налогоплательщик тем не менее ставит под сомнение обоснованность содержащихся в акте выводов, относящихся к добросовестности ООО «А.» по следующим основаниям.
- В ходе налоговой проверки осталось вне проверки, равно как не опровергнута
действительная реальная финансово-хозяйственная деятельность ООО «А.» по закупке определенных групп товаров у спорных контрагентов, полной безналичной оплаты со стороны ООО «А.», а также дальнейшей реализации ООО «А.» поставленного товара конечным потребителям, полной безналичной оплаты данного товара конечными потребителями. Данные обстоятельства носят критичный характер при определении вины ООО «А.»
Между тем, деятельность ООО «А.», в частности за проверяемый период, по закупке товара у трех спорных контрагентов, реализации данного товара более 100 контрагентам-потребителям, финансовые расчеты между тремя контрагентами и ООО «А.», поставке товаров конечным потребителям, их соответствующие расчеты, временное хранение нереализованной продукции на складе (в результате проведенной по состоянию на 27.05.20__ г. инвентаризации на складе ООО «А.» товаров нарушений не выявлено – л.д.3 проверки) указывает на то, что деятельность ООО «А.» соответствует целям и задачам предпринимательской деятельности согласно закону.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Как указал Президиум ВАС в постановлении от 20.04.20__, отказ в вычете может быть правомерен лишь в том случае, когда доказана нереальность операций или неосмотрительность покупателя.
В ходе мероприятий налогового контроля сведения о движении реализованных тремя спорными контрагентами товаров в адрес конечных потребителей запрашивались частично, анализ финансово-экономической деятельности ООО «А.» в этой части не производился, товарные накладные, счета фактуры, акты выполненных работ, договора ООО «А.» с конечными потребителями – контрагентами в полном объеме не истребовались. Между тем данные финансово-экономические взаимоотношения документально подтверждены, что соответствует требованиям ст.252 НК РФ. Совокупность имеющихся в распоряжении налогоплательщика документов, свидетельствует о реальности хозяйственных операций ООО «А.» со спорными контрагентами, а также Общества – конечными потребителями.
Акт по итогам выездной проверки инспекция составляет через 2 месяца после её завершения, а по итогам камеральной проверки — через 10 суток.
В течение 5 дней после составления акта налоговая должна вручить его налогоплательщику. Если акт отправлен через ТКС, вы получите его сразу. Если почтой — считается, что вы получили акт на шестой день. Не затягивайте с получением акта, отправленного по почте. Чем раньше получите, тем больше времени будет разобраться в нём.
На то, чтобы отправить в налоговую возражения на акт проверки, у вас есть ровно один месяц (отсчитывается с дня получения акта).
Эффективные возражения по акту налоговой проверки
Направлять возражения на акт надо в ту же инспекцию, которая составила этот акт.
Затем инспекция будет рассматривать материалы налоговой проверки — акт, дополнения к акту (если они есть), ваши возражения на акт и дополнительные материалы, собранные в ходе выездной проверки.
Вы имеете право присутствовать на рассмотрении материалов. Также можете привлечь к этому налогового адвоката.
Инспекция выносит решение через 10 дней после того, как состоится рассмотрение материалов налоговой проверки. Но часто Однако эти сроки нарушаются, и ждать решения приходится несколько месяцев.
Исходя из сложившейся судебной практики, несоблюдение сроков принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не является серьезным нарушением.
Пока нет решения по проверке, инспекция не может ни взыскать деньги, ни наложить на них арест, ничего такого.
Обычно порядок таков:
- налоговая написала акт;
- компания представила возражения на акт;
- инспекция и компания рассмотрели материалы проверки;
- инспекция вынесла решение;
- инспекция направляет компании требование об уплате налога.
Если компания не платит по требованию, инспекция может арестовать счета и списать деньги со счёта, а потом арестовать имущество и т. д.
Если инспекция считает, что компания выводит деньги и имущество, то она может принять срочные обеспечительные меры, например:
- блокирует счёт;
- накладывает арест на имущество (вы сможете пользоваться имуществом, но продавать не сможете);
- выставляет инкассо.
Эти меры налоговая принимает уже в момент вынесения решения.
-
Новый способ налоговиков задавить бизнес
4,2 тыс. 3
-
76
Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец
Если выводы сотрудников ИФНС, отраженные в акте выездной или камеральной проверки, могут негативно сказаться на интересах и безопасности бизнеса, от лица компании составляется возражение. От того, насколько аргументированным и структурированным получится этот документ, зависит степень его влияния на окончательное решение по итогам проверки. Его можно будет обжаловать уже только в налоговом Управлении или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).
Акт налоговой проверки не является финальным документом – он лишь оповещает налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков. Поэтому важно изложить позицию собственника бизнеса до предъявления каких-либо требований, влекущих за собой правовые последствия.
Еще лучше – организовать с помощью экспертов всю финансовую отчетность так, чтобы у инспекторов не возникало претензий на камеральных проверках, а риск назначения выездной проверки сводился к нулю. Предварительное прогнозирование налоговых рисков сэкономит не только ресурсы компании, но и время и нервы ее сотрудников.
В процессе обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice контролируют уровень налоговой нагрузки клиента, анализируя всевозможные риски и предугадывая наперед возможные действия налоговиков.
Мы знаем, что и как проверяет ИФНС: чтобы предотвратить возможные потери бизнеса, наши эксперты согласовывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений – поэтому даже по итогам самой пристрастной проверки сотрудники ИФНС не смогут сформулировать какие-либо замечания.
Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Но в случае выездных проверок данный документ составляется всегда – поэтому их лучше избежать, чем потом вступать в письменную дискуссию с ИФНС. При камеральных проверках акт имеет место быть, если налоговики нашли нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ) – а это при грамотной организации налогового и бухгалтерского учета также можно исключить.
По итогам любой камеральной проверки инспекторы делают выводы, нарушил ли налогоплательщик законодательство или нет. Если факты нарушения удалось выявить, сотрудники инспекции в течение 10 дней после окончания проверки составляют акт камеральной проверки (в соответствии с п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.). Исходя из изложенной в нем информации, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или нет (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Отсутствие акта является для суда основанием для отмены решения, вынесенного ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки – даже в случае выявления нарушений (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Возражения по акту налоговой проверки
Эксперты консалтинговой компании 1C-WiseAdvice знают, как именно оградить ваш бизнес от излишнего внимания контролирующих органов. Наш риск-ориентированный подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Его эффективность обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников. Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок
Практически в каждой организации знают о том, что идет проверка финансово-хозяйственной деятельности, по окончании которой будет составлен акт. Так, при камеральной проверке акт составляется в течение 10 дней с момента завершения проверки, а при выездной – в течение двух месяцев после подписания справки о проведенной выездной налоговой проверке.
После составления акта он должен быть подписан лицами, проводившими проверку, а также лицом, в отношении которого она проводилась (либо его представителем). По большому счету вас никто не может заставить подписать акт, но если вы откажетесь, то в нем делается соответствующая отметка. Обычно она звучит так: «Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), от подписания акта отказалось». В этом случае особо въедливые инспекторы могут привлечь третьих лиц для засвидетельствования данного факта. Стоит понимать, что, хотя никакой ответственности за неподписание акта не предусмотрено, такое поведение может косвенно свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Так что подпись в акте ставить можно и нужно, поскольку такое поведение в дальнейшем не вызовет предвзятого отношения к вам сотрудников налоговой службы. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт должен быть вручен проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней с даты, указанной в акте. Обычно экземпляр акта вручается в момент его подписания, если представитель организации пришел в инспекцию лично. Однако могут возникнуть обстоятельства, когда представители в силу разных причин не могут или не хотят его получать. В таких случаях этот документ должен быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением или передан иным способом, который позволяет точно определить дату получения.
Отметим, что противостояние с налоговиками начинается уже на этапе вручения акта проверки. Тут как раз и нужно четко отслеживать все процедурные нарушения контролеров, поскольку в конечном итоге они могут иметь решающее значение. Так, при существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки, а также процедуры сбора доказательной базы в дальнейшем решение налогового органа может быть отменено либо целиком, либо в отдельной его части. Вместе с тем не стоит торопиться предъявить претензии налоговикам по данным основаниям, поскольку всегда хорошо иметь запасной «козырь в рукаве». Это объясняется тем, что большинство процедурных ошибок проверяющих могут быть устранены еще в ходе рассмотрения материалов проверки. Для этого руководитель инспекции (его заместитель) может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. А вот на стадии, когда решение по акту проверки уже будет принято и инспекторы не смогут ничего исправить, можно и выложить «джокера»: при нарушении существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля это является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов.
В этой связи большой интерес представляет дата получения акта, поскольку именно этот день является отправной точкой для начала исчисления срока подачи возражений, срока рассмотрения дела и вынесения решения по нему. То есть от момента получения акта зависят и все последующие этапы, а в некоторых случаях и исход дела.
Итак, если акт проверки отправлен по почте, датой его получения считается шестой день с даты отправки. Но, учитывая то, как «исправно» работает почта, организации могут получить акт и на несколько дней позже. Здесь и начинается путаница в сроках рассмотрения дела, которая может быть выгодна проверяемому. И чтобы понять, как извлечь выгоду из этой ситуации, необходимо напомнить все сроки этапов рассмотрения материалов проверки, а также рассмотреть пример.
Так, с момента получения акта организацией у нее есть 15 рабочих дней (в случае составления акта об обнаружении фактов срок для подачи возражений равен 10 рабочим дням) на ознакомление с актом и, в случае несогласия, представление письменных возражений. По истечении этого 15-дневного срока в течение 10 рабочих дней акт проверки должен быть рассмотрен руководителем (его заместителем) инспекции и принято обоснованное решение. При этом налоговому органу необходимо обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов. Для этого ему высылается уведомление, в котором указывается место, дата и точное время, когда комиссия будет рассматривать акт. Обычно комиссию назначают на первые три дня из десяти, отведенных на принятие решения. Решение может быть принято в любой из десяти дней, а не именно на десятый. То есть его могут принять и в первый день после срока, отведенного на представление возражений. При этом не допускается принятие решения раньше, чем истекут положенные 15 дней, поскольку это может быть расценено как существенное нарушение условий процедуры рассмотрения со всеми вытекающими последствиями.
Это важно
При подписании акта обязательно проверьте дату, то есть когда он составлен. Дело в том, что контролеры часто «грешат» и указывают в нем не текущую дату, а прошедшую.
Пример
Организации был направлен по почте акт камеральной налоговой проверки 1 февраля 2012 года. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля 2012 года. Фактически акт был получен 10 февраля 2012 года.
Итак, организация или предприниматель все же получили «долгожданный» акт проверки. В первую очередь, конечно же, внимания требуют те выводы налоговиков, с которыми организации не согласны из-за того, что положения норм законодательства о налогах и сборах носят спорный характер и учет тех или иных операций не урегулирован Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами.
Для оспаривания таких выводов понадобится использовать весь возможный арсенал, а он достаточно широк. В качестве обоснования своей позиции следует приводить не только нормы кодекса, но также разъяснения Минфина и Федеральной налоговой службы по схожим ситуациям. Хотя письма финансового ведомства не являются нормативно-правовыми актами, о чем упоминается при каждом удобном случае, но все же министерство является вышестоящим органом по отношению к налоговой службе. Следовательно, налоговики в своей работе должны придерживаться мнения, отраженного в письмах.
Кроме того, поддержку своей позиции можно найти и в недавно созданном сервисе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В данном разделе собраны письма Федеральной налоговой службы, ссылка на которые может снять все претензии налоговиков. Сервис размещен на официальном сайте ФНС. При этом относительно разъяснений Минфина следует помнить, что они обязательны для налоговиков лишь в случае, когда непосредственно направлены в адрес налоговой службы. На этом настаивают как финансисты (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138), так и сами налоговики (письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/[email protected]). Однако стоит вспомнить подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, где прямо говорится о том, что инспекторы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2006 г. № 13322/04 указано: факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия данных финансистами разъяснений, если в них содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение; следовательно, использовать их может кто угодно.
Также следует опираться не только на самые последние письма, но и на те, которые были актуальны в проверяемый период. И если это не поможет избежать доначислений налогов, то как минимум избавит от начисления пеней. Такой вывод следует из анализа пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Налогоплательщикам не могут быть начислены пени на сумму недоимки, если таковая возникла вследствие применения в работе позиции ведомственных чиновников. Вина в совершении налогового правонарушения при таких обстоятельствах исключается. Аналогичного мнения придерживаются и арбитражные судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2009 г. по делу № А42-1455/2009).
Еще одним значимым источником обоснования своих доводов является сложившаяся положительная для налогоплательщиков судебная практика по спорным вопросам. Еще в письме ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС-6-14/[email protected] было указано: если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела сходны с теми обстоятельствами, при которых действия налогового органа признаны незаконными, и у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то целесообразно учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику. Можно добавить конкретную позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Но сам по себе факт решения суда не в пользу налогового органа не может являться основанием для исключения из проекта решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения законных и обоснованных выводов о допущенных налогоплательщиком нарушениях законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 30 мая 2006 г. № ШС-6-14/[email protected]).
Вместе с тем не будет лишним проверить акт проверки на наличие арифметических ошибок при исчислении налогов. Понятно, конечно, что цифры налоговиками неоднократно перепроверяются, но от ошибок никто не застрахован. Так что если таковые обнаружены, то нужно смело об этом заявлять.
Еще имеет смысл проверить заключительную часть акта, где предложено уплатить определенные суммы налогов, сборов, пеней и штрафов. Это связано с тем, что при доначислении налогов инспекторам необходимо учитывать имеющиеся суммы переплаты на дату уплаты налога за тот период, за который он начисляется. А процедура эта, по признанию инспекторов, не самая простая, в связи с чем допустить ошибку не составит труда. А как следствие будут рассчитаны неверно и пени, и штрафы.
Как уже ранее упоминалось, налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки. В связи с этим многие организации задаются вопросом: стоит ли ходить на комиссию?
Начальнику Инспекции ФНС России № 20 по г. Москве
(Ф.И.О. начальника инспекции)
111141, г. Москва, Зеленый просп., д. 7а Общества с ограниченной ответственностью «Доломит» (ООО «Доломит») ИНН 7720123456 КПП 772001001 111141, г. Москва, ул. Металлургов, д. 49
ВОЗРАЖЕНИЯ на акт камеральной налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г.
В результате проведенной камеральной налоговой проверки в отношении ООО «Доломит» на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2011 г., был составлен акт № 11-05 от 20.01.2012 г. По результатам данного акта Обществу предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме ________, начисленные на нее пени в сумме ________, а также штрафы в размере ________. Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте. Считаем, что данные выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах, по следующим основаниям:
1.Указывается пункт акта, с которым выражается несогласие, и приводятся обоснованные доводы.
2.
3. и т. д.
Учитывая изложенное, а также представленные документы, просим отменить акт налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г. (или те пункты акта, с которыми вы не согласны), а также начисление налогов в сумме ________ и соответствующих сумм пеней и штрафов.
Руководитель ООО «Доломит» А.А. Кузнецов
(подпись, дата, печать)
Конечно же, каждый решает самостоятельно, делать это или нет. Однако при решении этого вопроса полезно будет знать следующее.
Каждый налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя. При этом неявка налогоплательщика на комиссию не является препятствием для ее проведения. То есть материалы будут рассмотрены и в отсутствие проверяемого лица.
Вместе с тем Налоговым кодексом не запрещено в отсутствие письменных возражений заявить свои требования устно в процессе рассмотрения. Также не запрещено представить какие-либо дополнительные документы, которые в силу различных причин не были представлены вместе с письменными возражениями, и налоговый орган обязан их принять и изучить. Кроме этого, на комиссии вы имеете право дополнить свои возражения, привести дополнительные аргументы в свою пользу, которые не были заявлены ранее, а также отказаться от возражений вовсе. Но в таком случае необходимо проследить, чтобы дополнительно предъявленные требования были зафиксированы в протоколе рассмотрения материалов проверки, экземпляр которого вам должны выдать в инспекции. Это связано с тем, что ваши доводы не должны остаться без рассмотрения и должны быть учтены при принятии решения.
Кроме всего прочего, если у вас нечем возразить контролерам, то как минимум можно ходатайствовать о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. Ведь налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства должен снизить размер штрафа не менее чем в два раза.
Таким образом, посетить комиссию имеет смысл, даже если вам нечего противопоставить инспекторам. Все равно можно добиться результата, хотя и минимального.
Д. Начаркин, редактор-эксперт
- Организация общий режим
- Организация УСН доходы-расходы
- Организация УСН доходы
- ИП УСН доходы-расходы
- ИП УСН доходы
- ИП патент
- ЖСК, ТСЖ, ТСН
- Наступил срок сдачи отчетности за 1 квартал 2021 года!
- Проконсультируем, подготовим и сдадим!
- Подробности у наших специалистов!
Возражения на акт налоговой проверки (2)
- Нам доверяют!
- У нас профессиональные бухгалтера!
- У нас исчерпывающие консультации!
- У нас 9 лет опыта!
- Не ломайте голову над бухгалтерией предприятия. Обращайтесь к нам и занимайтесь своими делами!
- Бухгалтерское сопровождение
- Бухгалтер ЖСК, ТСЖ, ТСН
- Бухгалтерское обслуживание
- Бухгалтерский учет
- Удаленный бухгалтер
- Сдача недвижимости в аренду
- Налоговый вычет 3 НДФЛ
- Учетная политика
- Восстановление учета
- Разблокировка расчетного счета
- Нулевая отчетность
- Составление отчетности
- Сдача отчетности
- Расчет заработной платы
- Отчетность СЗВ-М
- Отчетность СЗВ-ТД
- Ликвидационный баланс
- Подтверждение основного вида деятельности
- Постановка ИП на учет как работодателя
- Сверка с налоговой и фондами
Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки[1], результатами дополнительных мероприятий налогового контроля[2] или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[3]. При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.
ФНС России в своём письме подробно изложила порядок подачи возражений на акты налоговых проверок (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»). Рассмотрим основные моменты данной инструкции.
Возражения представляются в налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:
- в акте налоговой проверки[4];
- в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[5].
При этом если налогоплательщик не согласен с актом только в части, то можно представить письменные возражения по указанному акту не в целом, а только по его отдельным положениям, с которыми не согласен налогоплательщик.
А вот если у налогоплательщика проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, он также имеет право представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или части, но возражения представляются в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля[6].
Возражения в налоговый орган могут представлять:
- представители организации по закону или на основании учредительных документов[7];
- представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[8].
Уполномоченные представители:
- это представители, действующие на основании доверенности[9].
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих возражения необходимо направить в адрес налогового органа, составившего акт.
Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса «Адрес и платёжные реквизиты Вашей инспекции».
Законные представители:
- это представители организации, действующие по закону или на основании учредительных документов[10];
- это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[11].
Уполномоченные представители:
- это представители, действующие на основании доверенности[12].
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка[13].
Перед тем как начать рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.
В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).
В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Если лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, то:
- в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;
- в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.
В случае выяснения, что лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было извещено ненадлежащем образом, то принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
При явке на рассмотрение материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого составлен акт, вправе давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы в обоснование своих доводов.
Перед тем как перейти к рассмотрению материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ должен:
- объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
- установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении;
- в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности[14];
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля[15];
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[16];
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[17];
- о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[18];
- об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[19].
В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки ведётся протокол. Этот документ составляется по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (Приложение № 28 к данному Приказу). В нём проверяющие фиксируют все обстоятельства рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе наличие или отсутствие замечаний к протоколу. Кроме того, к протоколу могут прилагаться, например, фотографические снимки, аудио- и видеозаписи, копии документов, подтверждающих полномочия представителей, другие материалы. Информация о таких приложениях подлежит отражению в протоколе. Это следует из формы данного документа. Печатью налоговых органов протокол не удостоверяется[20].
Ранее возражение на акт налоговой проверки составлялось в произвольной форме. Теперь налогоплательщики, которые не согласны с актом налоговой проверки, могут воспользоваться специальным бланком. Его подготовила ФНС России (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»).
Ничего необычного в этом бланке нет. Можно обратить внимание налогоплательщиков лишь на следующие особенности. Обстоятельства, которым не соответствуют факты, изложенные в акте проверки, налоговики предлагают указывать со ссылками на подтверждающие документы. Также рекомендуется приводить нормы законов, с которыми не соотносятся выводы контролёров.
Несмотря на то что налоговое законодательство не требует подавать возражения по определённой форме, удобнее воспользоваться бланком, предложенным ФНС России, чем разрабатывать свой собственный бланк.
При отстаивании своих прав в споре с налоговиками налогоплательщикам могут помочь принятые в первом квартале 2018 года судебные решения КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения. Обзор таких решений сделала ФНС России. Документ размещён на сайте ведомства. Налоговики учитывают судебную практику в своей работе, поэтому налогоплательщикам стоит обратить внимание на обзор, так как в случае возникновения спорной ситуации в ходе налоговых проверок с налоговиками налогоплательщики в обоснование своей позиции могут воспользоваться судебной практикой, приведённой в обзоре.
Рассмотрим две наиболее интересных из них.
- Недопустимо создавать условия для взимания налогов сверх того, что требуется по закону
Налоговое ведомство указало своим подчинённым на то, что налоговое администрирование должно осуществляться с учётом принципа добросовестности, предполагающего учёт законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу № А33-17038/2015 (АО «БАМтоннельстрой» против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю).
В суде была рассмотрена следующая ситуация. В рамках выездной проверки налоговики отменили решение своих же коллег о возврате НДС по недействительной сделке. По мнению проверяющих, проводивших выездную налоговую проверку, возвращать переплату нужно было заявив вычет по НДС. Однако на момент вынесения решения об отмене трёхлетний срок для применения вычета уже истёк. Тем самым контролёры лишили налогоплательщика права на возврат переплаты. ВС РФ признал такое поведение недопустимым.
Представляется, что теперь налоговики при проверках не будут допускать подобных нарушений. Однако, если же налогоплательщики окажутся в подобной ситуации, они вправе сослаться в возражениях на это решение суда.
- Низкая цена — не повод для привлечения к ответственности
ФНС России в своём обзоре указала, что отличие применённой налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327 по делу № А04-9989/2016 (индивидуальный предприниматель против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области). Судом была рассмотрена следующая ситуация.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики сочли, что доказали необоснованную налоговую выгоду предпринимателя. В своём решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности проверяющие ссылались на его взаимозависимость с контрагентом и низкие цены в сделках с ним. Однако ВС РФ указал проверяющим, что цены могут отличаться. Только многократная разница может говорить о необоснованной налоговой выгоде, и то лишь в совокупности с другими обстоятельствами. Как видно из судебного акта, взаимозависимость таким обстоятельством не является. Кроме того, отклонение в данном случае не было многократным.
- Также в обзоре приведены другие судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
- налоговый агент, допустивший просрочку в уплате НДФЛ (правильно исчисленного в представленном расчёте), не должен быть лишён права на освобождение от налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П);
- обязанность по уплате процентов в повышенном размере (исходя из двукратной ставки рефинансирования) на сумму излишне возмещённого НДС не освобождает налогоплательщика от ответственности в виде штрафа за неуплату налога, поскольку указанные проценты являются лишь компенсацией потерь бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 16-О).
Как и в какой срок писать возражения на акт выездной или камеральной проверки
Документ, послуживший основанием для подачи возражений
Кто подает возражения
Срок подачи возражений
акт налоговой проверки
лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель)
в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки
лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель)
в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ
иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ
в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ
иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ
в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
лицо, совершившее налоговое правонарушение
в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
^К началу страницы
Возражения подаются в письменной форме и на рассмотрении материалов проверки их можно дополнить устными доводами.
В возражениях желательно указать реквизиты оспариваемого акта и доводы, опровергающие налоговые претензии проверяющих, возражения должны быть мотивированы. К письменным возражениям можно приложить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность возражений.
Можно представить письменные возражения по вышеуказанным документам в целом или по их отдельным положениям.
^К началу страницы
Способы подачи возражений Варианты подачи возражений
- На бумажном носителе в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа
- На бумажном носителе по почте
- В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота
- Лично
- Через законного или уполномоченного представителя
— Законные представители — это представители организации по закону или на основании учредительных документов;
— Уполномоченные представители — представители, действующие на основании доверенности.
Похожие записи:
-