Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статьи административного кодекса РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Введены административные штрафы:
— за нарушение требований в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры;
— за непредставление сведений, предусмотренных законодательством в указанной области.
Для должностных лиц штрафы составят от 10 до 50 тыс. руб., для организаций — от 50 до 500 тыс. руб.
Поправки вступают в силу по истечении 10 дней после опубликования. Нормы о штрафах за нарушение требований в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры будут применяться с 1 сентября 2021 г.
КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях
- Статья 10.1. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками
- Статья 10.2. Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
- Статья 10.3. Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
- Статья 10.4. Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
- Статья 10.5. Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
- Статья 10.5.1. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
- Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
- Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных
- Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
- Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта
- Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем
- Статья 10.11. Нарушение норм и правил ведения племенного животноводства
- Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений
- Статья 10.13. Нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений
- Статья 10.14. Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений
- Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
- Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
- Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации
- Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
- Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля
- Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
- Статья 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций
- Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам
- Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них
- Статья 16.10. Несоблюдение порядка таможенного транзита
- Статья 16.11. Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
- Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
- Статья 16.13. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа
- Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций
- Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности
- Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров
- Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
- Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
- Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
- Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами
- Статья 16.21. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка
- Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
- Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела
- Статья 16.24. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами
- Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
- Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне
- Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации
- Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
- Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации
- Статья 18.6. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)
- Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации
- Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
- Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
- Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации
- Статья 18.11. Нарушение иммиграционных правил
- Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации
- Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей
- Статья 18.14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации
- Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)
- Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
- Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок
- Статья 18.19. Нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях
- Статья 18.20. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента
- Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
- Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет
- Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
- Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
- Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
- Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования
- Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
Нарушения КоАП и размеры штрафов
- Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
- Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
- Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
- Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
- Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
- Статья 24.4. Ходатайства
- Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- Статья 24.6. Прокурорский надзор
- Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Статья 25.2. Потерпевший
- Статья 25.3. Законные представители физического лица
- Статья 25.4. Законные представители юридического лица
- Статья 25.5. Защитник и представитель
- Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
- Статья 25.6. Свидетель
- Статья 25.7. Понятой
- Статья 25.8. Специалист
- Статья 25.9. Эксперт
- Статья 25.10. Переводчик
- Статья 25.11. Прокурор
- Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
- Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
- Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
- Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.
Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.
Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:
- территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
- судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .
Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.
Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.
Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.
Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:
- незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
- фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
- умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
- ненадлежащее составление трудового договора с работником;
- невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
- учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
- умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.
Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.
Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.
Разделяй и властвуй: как изменится КоАП в 2021 году
-
Имущество и инвестиции: как получить налоговые вычеты
338 0
-
Что думают бизнесмены о налоговой системе, законах и своих перспективах
134 0
-
Что и как будут прослеживать с 1 июля 2021 года
2,4 тыс. 2
-
КС РФ присудил субсидиарку за долги перед клиентами
458 0
- Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
- Наступает за административное правонарушение;
- Опирается на государственное принуждение;
- Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
- Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.
Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.
Далее протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением.
1. объект административного правонарушения (охраняемые общественные отношения);
2. объективная сторона административного правонарушения (способ совершения, место, время, например, нарушение водителями ПДД (гл.12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышение скорости движения, несоблюдение требования дорожных знаков);
3. субъект административного правонарушения;
4. субъективная сторона административного правонарушения (обязательно наличие вины).
Согласно КоАП РФ, к родовому объекту правонарушения относятся виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:
- защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);
- охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);
- охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
- промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);
- сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
- транспорта (гл. 11);
- дорожного движения (гл. 12);
- связи и информации (гл. 13);
- предпринимательской деятельности (гл. 14);
- финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
- таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
- посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);
- защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);
- воинского учета (гл. 21).
Кроме общих субъектов административного правонарушения (физические лица, юридические лица), существуют и специальные (должностные лица, водители, военнослужащие).
- Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- Повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение однородного административного правонарушения в течение 1 года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания;
- Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- Совершение административного правонарушения группой лиц;
- Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
- Решение Верховного суда: Постановление N 75-АД16-6, Судебная коллегия по административным делам, надзор Гуглин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей…
- Решение Верховного суда: Постановление N 75-АД16-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор Постановление о привлечении Гуглина В.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено Гуглину В.Н. в пределах установленных санкцией статьи 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…
- Решение Верховного суда: Постановление N 39-АД14-4, Судебная коллегия по административным делам, надзор Курчатове Курской области находился в состоянии опьянения, а именно, в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 рублей…
1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.
Важное значение данной статьи в обеспечении соблюдения правопорядка отметил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 328-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
2. К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.
3. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и комментируемой статьей Кодекса.
4. Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).
5. Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.
6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
7. Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения порядка в общественных местах.
2. Объективная сторона состоит в появлении в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Вредные последствия для общества состоят в оскорблении общественной морали и нравственности, выражающемся в лицезрении лиц, находящихся состоянии опьянения.
В качестве общественных мест выступают улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и иные места скопления граждан.
3. Субъектом правонарушения выступают граждане.
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в случае передачи им дел
Изменения и поправки в КоАП РФ за 2021 год
Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017
27. Что касается незаконного, как следует из обвинительного заключения, задержания В. Лямова, Бугурусланский районный суд отметил, что как задержание, так и процедура, которой следовал П., соответствовали закону. Действительно, Бугурусланский районный суд подчеркнул, что появление в общественных местах в состоянии опьянения наказывается административным арестом в соответствии со статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Бугурусланский районный суд установил, что П. действовал в пределах своих полномочий, а нарушения, выявленные в спорной процедуре (отсутствие протоколов), не придавали действиям П. неправомерного характера. Исходя из этого Бугурусланский районный суд счел, что это основание не влечет ответственности П.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 885-О
Как следует из представленных материалов, постановлением уполномоченного должностного лица заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в появлении в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (статья 20.21 КоАП Российской Федерации), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятисот десяти рублей.
Постановление Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 10-АД19-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Елсакова Сергея Валерьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 60 Нововятского судебного района г. Кирова Кировской области от 11 марта 2018 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 6 февраля 2019 г., вынесенные в отношении Елсакова Сергея Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2019 N 88-АД19-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Панова Е.В. на вступившие в законную силу постановление начальника полиции ЛО МВД России «Томский» от 24 ноября 2017 года N 110158, решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 22 марта 2018 года, решение судьи Томского областного суда от 4 мая 2018 года и постановление заместителя председателя Томского областного суда от 26 декабря 2018 года, вынесенные в отношении Панова Евгения Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 24.09.2019 N 87-АД19-15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Смирнова А.В., действующего на основании ордера в интересах Высоких А.А. на вступившие в законную силу постановление временно исполняющего обязанности начальника полиции УМВД России по г. Костроме от 23 июля 2018 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 23 ноября 2018 года и постановление председателя Костромского областного суда от 13 мая 2019 года, вынесенные в отношении Высоких Александра Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Письмо ФНС России от 09.06.2021 N АБ-4-20/[email protected] «О переходе ККТ и ФН на ФФД 1.2»
- Приказ Минсельхоза России от 03.06.2021 N 367 «О внесении изменений в План мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, утвержденный приказом Минсельхоза России от 15 февраля 2019 г. N 76 «О принятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки»
- Приказ Минсельхоза России от 15.02.2019 N 76 (ред. от 03.06.2021) «О принятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2021 N 1430-р «Об утверждении Дополнительного соглашения к Соглашению между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Ставропольского края о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2021 N 1431-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Калининградской области о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2021 N 1432-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Еврейской автономной области о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2021 N 1433-р «Об утверждении Дополнительного соглашения к Соглашению между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Курганской области о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях»
- Приказ Росрыболовства от 31.05.2021 N 324 «О внесении изменения в перечень должностных лиц Федерального агентства по рыболовству, его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Росрыболовства от 17 декабря 2020 г. N 697»
- Приказ Росрыболовства от 17.12.2020 N 697 (ред. от 31.05.2021) «Об утверждении перечня должностных лиц Федерального агентства по рыболовству, его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения порядка в общественных местах.
2. Объективная сторона состоит в появлении в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Вредные последствия для общества состоят в оскорблении общественной морали и нравственности, выражающемся в лицезрении лиц, находящихся состоянии опьянения.
В качестве общественных мест выступают улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и иные места скопления граждан.
3. Субъектом правонарушения выступают граждане.
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в случае передачи им дел
О серьёзных изменениях в Кодекс об административных правонарушениях речь идёт уже давно. И вот в начале 2020 года Минюст обнародовал новый КоАП РФ. Но, сразу отметим, что говорить о том, что все изменения обязательно вступят в силу с 1 января 2021 года ещё рано. Пока что проект проходит стадию обсуждения. Сегодня мы расскажем что новое, вероятнее всего, ждёт нас в ближайшем будущем.
Статья 20.21. КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Проект закона затрагивает многие направления административного законодательства. Из наиболее заметных изменений можно отметить следующее:
- сокращен предельный срок назначения обязательных работ, с 200 до 60 часов;
- расширен круг субъектов, которым указанный выше вид наказания не может быть назначен;
- увеличен общий срок давности привлечения к административной ответственности до одного года;
- убраны максимальные и минимальные значения сумм административных штрафов;
- конфискация теперь распространяется не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на маломерные суда и автомототранспортные средства;
- административное приостановление деятельности теперь именуется «административный запрет деятельности» и его срок сокращён с 60 до 30 суток.
Граждане уже привыкли к «скидке» 50% на оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения, выписанных ГИБДД, МАДИ иже с ними. Новый КОАП расширяет виды правонарушений, на которых будет распространяться это условие. Например, за нарушения в области таможенного дела или транспортной безопасности так же можно будет воспользоваться «дисконтом», при условии оплаты в 20-дневный срок.
В новой редакции статьи 5.61 КоАП РФ уточнено, что оскорбление может быть выражено не только в неприличной, но и в «иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности» форме. Увеличены штрафы за такое правонарушение:
- для граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Установлена административная ответственность за оскорбление, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, или за оскорбления в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных. За это правонарушение установлено наказание в виде административного штрафа:
- на граждан — от 5000 до 10000 рублей;
- на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 рублей;
- на юридических лиц — от 200 000 до 700 000 рублей.
Усилена административная ответственность за непринятие мер к недопущению оскорбления в информационно-телекоммуникационных сетях, включая интернет. Наказанием является наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
В статью 5.61 КоАП РФ добавлена новая часть 4, предусматривающая ответственность за оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей). Правонарушителя оштрафуют на сумму от 50 000 до 100 000 рублей либо дисквалифицируют на срок до одного года. Новой частью 5 предусмотрены повышенные меры административной ответственности за повторное совершение такого правонарушения должностным лицом в течение года. В этом случае размер штрафа составит от 100 000 до 150 000 рублей. Вместо штрафа виновника могут дисквалифицировать на срок до двух лет.
В кодекс ввели новую статью 5.61.1 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность юридических лиц за клевету, если нарушение не имеет признаков уголовного преступления. В статье указано, что нарушением признается:
Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Наказанием является наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 000 до 3 млн рублей.
Разъяснение статьи 20.21 КоАП РФ
- Новые штрафы ГИБДД за неисправности перенесли на 2022 год — 20/04/2021
- Штраф за шины с 1 июня 2021 года — 12/04/2021
- Водителей хотят лишать прав за три нарушения в год — 11/01/2021
- Штраф за пьяное вождение 2021 — 29/11/2020
- Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
- Штрафы за брошенные автомобили и мойку во дворе — 24/06/2020
- Штрафы за превышение скорости с июля 2020 года — 24/06/2020
- Штрафы ГИБДД в новом КоАП: последние новости [23.06.2020] — 23/06/2020
- Штрафы за превышение скорости: последние новости [23.06.2020] — 23/06/2020
- Как изменится цена ОСАГО с августа 2020 года? — 21/06/2020
- Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
- Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
- Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
- Тахографы с 1 января 2021 года: последние новости — 26/11/2020
- Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
[КоАП РФ] [Раздел II] [Глава 20]
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Административный Кодекс Рф 2021 Изменения За Послдение 3 Года Анализ
Итак, несмотря на то, что правонарушения в дорожном движении переехали аж в другой раздел КоАП, не все штрафы были пересмотрены, и многие из них остались в пределах тех же размеров, равно как и сроки лишения прав сохранились за одни и те же нарушения.
Однако, целый ряд наказаний в проекте Административного кодекса претерпел серьёзные изменения – во всех нижеперечисленных случаях штрафы увеличились.
Обновление от 15.03.2020: После негативной реакции на повышение санкций Министерство Юстиции РФ решило оставить штрафы ГИБДД на прежнем уровне – не ужесточать их. Однако, так как это решение непосредственно не вносит изменения в проект КоАП, то официальной отменой увеличения наказаний такое назвать пока нельзя. Мы обновим информацию, если отвена будет утверждена на уровне вступления в силу.
Давайте рассмотрим, какие санкции претерпели обновления!
Мы ранее уже писали о том, что вместе с ужесточением правил прохождения технического осмотра появится и наказание за это. Летом 2020 года соответствующий законопроект должен вступить в законную силу.
Вот и в новой редакции предусмотрели санкцию за отсутствие действующей диагностической карты в размере 2 тысяч рублей.
Статья 21.5, часть 2. Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Любителей ездить с затемнёнными стёклами ждёт ужесточение наказания, проявляющееся в виде двух новых норм ответственности. Давайте в виде таблицы штрафов рассмотрим их!
Новые штрафы за светопропускаемость
За что штраф? Сколько сейчас? Станет после изменений Управление автомобилем с тонировкой со светопропускаемостью менее 70% по результатам замера. 500 рублей 1 000 рублей Повторное такое нарушение 500 рублей 3 000 рублей Скачать полную таблицу.
Ещё один штраф за повторное нарушение появится в новом КоАП 2021 года при управлении транспортным средством лицом без прав. Он составит вилку сумм от 20 до 30 тысяч или обязательные работы как более жёсткая мера наказания.
Статья 21.7, часть 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от сорока до шестидесяти часов, либо административный арест на срок до пяти суток.
Обратите внимание, что эта норма применяется при следующих условиях езды без права управления:
Ранее санкция за опьянение не различалась от разного рода условий. После изменений, если вы едете в состоянии опьянения и при этом в салоне машины находятся дети до 16 лет, то срок лишения может быть увеличен до 3 лет, а штраф – до 50 тысяч.
Давайте для удобства сравним эти 2 нормы наказания за пьянку за рулём авто!
Отличия санкций за опьянение по новому КоАП РФ
Управление в состоянии опьянения без детей в салоне Езда в состоянии опьянения с ребёнком до 16 лет Штраф 30 тысячЛишение прав на срок от 1,5 до 2 лет Штраф 50 тысячЛишение прав на период от 2 до 3 лет Скачать полную таблицу.
Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Самое главное, затрагивающее большинство россиян на дорогах, изменение произошло со штрафом за скорость. Ранее мы уже писали о том, что власти очень хотят отменить допустимое превышение на 10-20 км/ч. В новой редакции КоАП этого пока не произошло. Зато санкцию за превышение на 20-40 км/ч подняли в 6 раз – до 3 000 рублей.
И снова таблица новых штрафов!
Повышение штрафов за скорость
На сколько превышение? Штраф до изменений После поправок 0-20 км/ч Нет наказания Не будет наказания 20-40 км/ч 500 3 000 (часть 1 статьи 21.9 нового проекта КоАП) 40-60 км/ч 1000-1500 4 000 (часть 2) 60-80 км/ч 2000-2500 или лишение на 4-6 месяцев 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев (часть 3) Более 80 км/час 5 000 или лишение на полгода 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев (часть 3) Повторное превышение на 40-60 км 2000-2500 10 000 или лишение на 1 год (часть 4) Повторное превышение более чем на 60 км Штраф 5 000 на камеру или лишение на 1 год 10 000 или лишение на 1 год (часть 4) Скачать полную таблицу.
Как видим, часть штрафов в проекте нового Кодекса сгруппировали и назначили общие наказания.
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Под опьянением понимается алкогольное, наркотическое и токсическое опьянение. Мерой воздействия на психику человека любое из видов опьянения создает угрозу общественному порядку, потенциальным источником которой является соответствующий субъект.
В Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона N 488399-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях», в соответствии с которым в комментируемую статью предлагается внести следующие дополнения: лица, указанные в настоящей статье, утратившие способность самостоятельно передвигаться либо ориентироваться в окружающем пространстве, помещаются в специализированные отделения медицинских организаций до их выведения из указанного состояния.
Также для такой категории граждан предлагается дополнить КоАП РФ такой мерой обеспечения производства по делам об административном правонарушении, как помещение в специализированное отделение медицинской организации лица, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.
Если у вас есть вопросы по ст. 20.21 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения порядка в общественных местах.
2. Объективная сторона состоит в появлении в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Вредные последствия для общества состоят в оскорблении общественной морали и нравственности, выражающемся в лицезрении лиц, находящихся состоянии опьянения.
В качестве общественных мест выступают улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и иные места скопления граждан.
3. Субъектом правонарушения выступают граждане.
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
Еще один важный пункт нового КоАП будет предусматривать введение возможности взыскания штрафа без возбуждения исполнительного производства. В случае вступления в силу этого пункта штраф будет автоматически взыскиваться с банковского счета нарушителя. В концепции нового КоАП этот момент прописан пунктом 6.2. Вот его текст:
6.2. Упрощение процедур взыскания административных штрафов
на небольшие суммы
Предлагается введение упрощенного механизма исполнения
постановлений о назначении административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тысяч рублей, направляемых для принудительного исполнения в ФССП России в форме электронного документа, исключающего
возбуждение исполнительного производства (в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации).Для чего это необходимо? Естественно, для повышения собираемости штрафов в стране. Так, по данным на начало года, в базе данных судебных приставов числится около 18 млн неисполненных постановлений о взыскании. Все дело в том, что ФССП не справляется с количеством дел, поступаемых для взыскания. Также взысканию мешают маленькие сроки давности привлечения к административной ответственности, по истечении которых у судебных приставов связаны руки (штрафы так и числятся за нарушителями, но принудительно взыскать задолженность после окончания срока давности уже нельзя). В итоге, упростив процедуру взыскания штрафов, государство не только увеличит их собираемость, но и улучшит профилактику нарушений законодательства, поскольку это приведет к неотвратимости наказания за нарушения административного законодательства.
Статья 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)
Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.
Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).
Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.
В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).
Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден. Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.
В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).
Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава — субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).
К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.
Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Можно ли не применять минимальный предел наказания при рецидиве преступлений, если установлены обстоятельства, смягчающие наказание виновного лица, не указанные в ст. 61 УК РФ, поскольку перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК РФ, не является исчерпывающим?
Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях — может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю). Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Применяя правила ст. 24.5, нужно иметь в виду следующее:
1) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, изложены в ней исчерпывающим образом: судья, орган, должностное лицо не вправе рассматривать какие-либо иные обстоятельства в качестве аналогичных. Не могут быть установлены дополнительные обстоятельства подобного рода ни в других федеральных законах, ни в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях: это противоречило бы ст. 1.1, 1.3 (см. коммент. к ним). О практике КС, см. его постановление от 16.06.09 N 9-П;
2) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ст. 24.5, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое — подлежит прекращению, о чем судья, орган, должностное лицо выносит постановление с соблюдением правил ст. 28.9, 29.10 (см. коммент. к ним). Оно может быть обжаловано (см. коммент. к ст. 30.1).
В теории права существуют основания исключения юридической ответственности и освобождения от юридической ответственности. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.
В теории права существуют основания исключения юридической ответственности и освобождения от юридической ответственности. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что если в первом случае при совершении правонарушения ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее. Степанюк, В.В. К вопросу о понимании административной ответственности // Наука и практика. — 2014. — № 2 (59). — С. 142.
Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответственность, являются:
- 1) невменяемость физического лица (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях);
- 2) наличие обстоятельств, исключающих общественную опасность (вредность) деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона, крайняя необходимость);
- 3) отсутствие в деянии признаков юридического состава административного правонарушения. Четвериков, В.С. Административное право / В.С. Четвериков — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. — С. 143.
Вменяемость лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и его возраст, является той характеристикой субъекта правонарушения, которая в совокупности с другими элементами образует состав правонарушения. Поэтому «обоснованность выделения невменяемости в качестве самостоятельного основания, исключающего юридическую ответственность, вызывает сомнение» Дядькин,О.Н. Предложения по совершенствованию законодательства РФ об административных правонарушениях // Юридическая техника.-2016.- № 3.-С.8, — считает Дядькин О.Н. Но такова практика (это обстоятельство отражено во многих законах, в том числе и в ст. 2.8 КоАП РФ), а практика иногда разнится с теорией.
Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Интересным представляется то, что законодатель выделяет два признака невменяемости: медицинский и юридический.
Медицинский признак невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности человека.
Юридический признак невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект). Звоненко, А.А. Административное право / А.А. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: — Изд-во Юстицинформ, 2010. — С. 250.
Обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления. Необходимая оборона и крайняя необходимость — это такие характеристики, которые во многом зависят от обстоятельств совершения правонарушения. Так, например, можно ли считать совершением административного правонарушения в состоянии крайней необходимости, когда умирающий от голода человек ворует продукты в магазине и тем самым совершает правонарушение — мелкое хищение? Подлежит ли такой человек административной ответственности по ст. 7.27 КоАП РФ или нет? Однозначно ответить трудно. Дядькин,О.Н. Предложения по совершенствованию законодательства РФ об административных правонарушениях // Юридическая техника.-2016.- № 3.-С.8
Необходимая оборона — это защита гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества или государства от противоправного посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью в этом к другим лицам или органам власти. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (под ред. от 01.05.2015 г.) // Допуск из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Как такового института необходимой обороны КоАП РФ напрямую не предусматривает.
Крайняя необходимость — это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей безопасности данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Институт крайней необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом, что представляется, однако, весьма сомнительным.
Исходя из принципа законности, юридическая ответственность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта правонарушения и его отношения к содеянному — субъективной стороны правонарушения. И для того, чтобы застраховать граждан и общество в целом от необоснованных обвинений в совершении правонарушений, в ряде стран, в том числе и в России, выработан принцип не ответственности, именуемый презумпцией невиновности.
Статья 24.5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
Комментарий к статье 24.5 КоАП РФ:
1. В комментируемой статье содержится перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.
2. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не установлено наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность.
Похожие записи: